ГЛАВА 1. СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Структура и задачи дополнительного образования в художественной
сфере 8
1.2 Виды учебно-методического обеспечения дополнительного образования
в художественной сфере 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫШИВКА ПО НАРОДНЫМ МОТИВАМ» АРТ СТУДИИ «АЛТ SHOCK» 27
2.1 Специфика целей и содержания учебного курса «Художественная
вышивка по народным мотивам» 27
2.2 Особенности разработки содержания учебно-методического пособия.. ..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность темы исследования заключается в том, что целью учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения является всестороннее развитие ребенка. В её достижении большую роль отводится системе дополнительного образования. Важнейшими приоритетами системы дополнительного образования являются: готовность к эстетическому, нравственному, духовно-этическому восприятию действительности; формирование художественного мышления; создание созидательной и культурной среды для творческой самореализации личности, развитие творческих способностей подрастающего поколения, и все, что предопределяет успешность дальнейшей интеграции ребенка в его будущую жизнедеятельность.
Современное дополнительное образование в художественной сфере в Российской Федерации сложилось и существует как уникальная система развития детей, обладающая такими качествами как фундаментальность и устойчивость. Методологической базой дополнительного образования художественной направленности является формирование общекультурных и предметных компетенций, понимание художественной культуры как основному фактору гармоничного развития личности; формирование культурной потребности в общении с произведением искусства на основе навыков эстетического оценивания; развитие навыков художественно-творческой деятельности как части жизни; использование навыков художественного творчества в различных видах социокультурной и профессиональной деятельности.
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно - прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре в плане воспитания подрастающих поколений представляется вполне закономерным. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
Изучение русской вышивки даёт школьникам достаточно полное представление о жизни наших предков, так как вышивка сопровождала человека всю его жизнь, применялась массово, была необходима каждому и составляла основу художественного творчества. К сожалению, сегодня традиции и знания, накопленные тысячелетиями на данной территории народом, уходят в небытие. Задача государства и педагогической общественности - популяризировать культуру и традиции народа, ведь культура и традиции народа, в которых заключены единство и сила духа общества, оказывают мощное педагогическое воздействие на развитие культуры личности российского гражданина. Они образовывают, воспитывают, обучают русской культуре человека вне зависимости от его возраста, социального положения, профессии и т.п.
В настоящее время разрабатывается очень много пособий различных направлений по декоративно-прикладному искусству. Разработанное учебно¬методическое пособие курса художественной вышивки крестом по народным мотивам для арт студии «ART Shock» отличается от других тем, что в данном материале сделан уклон на вышивку по народным мотивам.
Набирающим популярность подходом взаимодействия с миром искусства стали различные художественные студии, предоставляющие как базовые навыки рисования, создания скульптур, вышивки, так и удобные формы досуга.
Арт студия «ART Shock» была создана в 2012 года. Арт студия - это не только курсы по развитию художественных навыков и тематические беседы, но и форма арт-терапии, способ понимания принципов композиции и особенностей различных материалов. Арт студия «ART Shock» демонстрирует как занятия рисования с детьми, так и различные мастер- классы. Данные мероприятия в арт студии нацелены на дополнительное образование детей и подростков. Такой подход позволяет участникам в свободной форме сформировать и обновить представление об искусстве, в процессе работы над своими, зачастую первыми работами в декоративно - прикладном искусстве
Все вышеизложенное указывает на плодотворность использования средств декоративно - прикладного искусства в воспитании и формировании личности детей. В связи с этим становится актуальной проблема разработки учебно-методического обеспечения курса художественной вышивки крестом по народным мотивам для арт студии «ART Shock».
В ходе исследования использованную нами литературу можно разделить на 3 направления. К первому направлению относятся такие работы, которые затрагивают тему развития дополнительного образования детей. К этому направлению можно выделить работу Акишиной Е.М., которая подробно анализирует перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени.
Буйлова Л.Н. в своих научных работах рассматривает современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, а также сущность и специфику дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации.
Вакуленко О.В. исследует роль учреждений дополнительного образования детей.
Второе направление касается научных работ, которые посвящены искусству народной вышивки. Малахова Т.П. рассматривает аспекты изучения русской народной вышивки в системе дополнительного образования учащихся, направленного на развитие их творческих способностей и духовно-нравственных качеств.
Валькевич С.И. подробно расписывает сюжеты и мотивы орнамента народной вышивки.
Бобыкина Н.Ю. исследует и описывает традиции ученичества в искусстве народной вышивки России.
Третье направление это использование словарей, энциклопедий и т.д. Была использована полная энциклопедия вышивки, автора И. Наниашвили. А также толковый словарь живого великорусского языка, автора В.И.Даля.
Источники-для написания выпускной квалификационной работы источниками послужили нормативные документы, которые регулируют деятельность учреждений дополнительного образования в художественной сфере.
Также источником послужило содержание учебного процесса в студии «ART Shock».
Цель исследования - разработка учебно-методического обеспечения курса художественной вышивки крестом по народным мотивам для арт студии «ART Shock».
Задачи:
1. Проанализировать структуру и задачи дополнительного образования в художественной сфере;
2. Исследовать виды учебно-методического обеспечения
дополнительного образования в художественной сфере;
3. Рассмотреть специфику целей и содержания учебного курса
«Художественная вышивка по народным мотивам»;
4. Разработать учебно-методическое обеспечение курса художественной вышивки крестом по народным мотивам для арт студии «ART Shock».
Объект исследования - процесс обучения школьников технике декоративно - прикладного творчества - вышивки по народным мотивам в арт студии «ART Shock».
Предмет исследования - учебно-методическое обеспечение курса художественной вышивки крестом по народным мотивам для арт студии «ART Shock».
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретического анализа психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, в котором представлена актуальность темы, две главы, в которых обоснованы как теоретические, так и практические аспекты исследования, заключение, библиографический список, приложение.
Во время выполнения работы было разработано учебно-методическое пособие по художественной вышивке по народным мотивам для детей школьного возраста. В ходе проведенного исследования решались следующие задачи: анализ структуры и задачи дополнительного образования в художественной сфере; исследование видов учебно-методического обеспечения дополнительного образования в художественной сфере; разработка учебно-методическое обеспечение курса художественной вышивки крестом по народным мотивам для арт. студии «ART Shock».
Проанализировав литературу по теме исследования, можно сделать вывод, что одним из видов детского творчества является художественная вышивка, которая весьма актуальна, как и другие виды художественной деятельности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, воспитывает трудолюбие, коллективизм, нравственные качества.
Перед дополнительным образованием художественной
направленности стоят следующие задачи:
- актуализация индивидуальных потребностей обучающихся в художественном образовании и эстетическом воспитании;
- развитие общей креативности детей и молодежи, способствующей творческому подходу к другим видам деятельности;
- развитие творческих способностей детей и юношества в выбранном виде искусства;
- развитие художественно-эстетической культуры личности;
- профессиональная ориентация обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся средствами искусства;
- выявление, развитие и поддержка одаренных в области искусства обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
Решение данных задач раскрывает перспективы и пути развития дополнительного образования в художественной сфере:
- повышение качества дополнительного художественного образования и расширение вариативности программ.
- интеграция общего и дополнительного образования, которая является оптимальным механизмом развития современного образовательного пространства.
- разработка и внедрение образовательных программ, соответствующих современным запросам детей, родителей и социума.
- работа с одаренными детьми (выявление и педагогическое сопровождение).
- обеспечение государственных гарантий доступности дополнительного образования художественной направленности.
Для достижения оптимальных результатов обучения необходимы изменения в содержании и технологиях дополнительного образования художественной направленности, такие как:
- использование современных образовательных технологий, таких как
проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, разновозрастные группы, игровые технологии, социоигровые технологии, интегрированные технологии,
полихудожественные технологии и др.);
- внедрение цифровых образовательных технологий;
- развитие индустрии образования и досуга: новые формы творческого досуга, новые виды арт-индустрии и др.
Учебно-методическое обеспечение представляет собой определяющую качество дополнительного образования, совокупность средств обучения и технологий их использования, проектируемую преподавателем с целью продвижения в образовательной деятельности.
В ходе проведенного исследования был разработан учебно- методический курс по вышивке крестом предназначенное для детей от 8 лет до 17 лет по народным мотивам для арт студии «ART Shock». Актуальность разработанного курса является в том, что в данном курсе сделан уклон именно на вышивку по народным мотивам, так как данный мотив вышивки занимает особое место среди других стилистических направлений. Она не только красива, но и очень многогранна. На огромной русской территории разные губернии использовали свои отличительные техники.
Учебно-методическое пособие состоит из введения, содержания, основной части, списка рекомендуемой литературы и приложения.
Основная часть пособия состоит из десяти глав: 1. Вышивальные принадлежности. Ткани и нитки; 2. История национальной вышивки народов, проживающих на территории РФ; 3. Основные техники вышивания; 4. Художественные центры вышивки в России; 5. Русская народная вышивка; 6. Украинская народная вышивка; 7. Крымско-татарская народная вышивка; 8. Современная вышивка. Панно; 9. Строчевые вышивки (ажурное шитье); 10. Объемные вышитые изделия.
Разработка уроков велась по уровню сложности, от простого к сложному. Схемы подбирались с учетом возраста обучающихся, так, чтобы ученику было легко самостоятельно изучить и выполнить данную работу.
Для упрощения понимания материала текст методического пособия оснащен иллюстративным материалом - пошаговыми фотографиями выполнения основных элементов вышивки и готовых работ, схемами.
Материал излагается простым и понятным языком, т.к. пособие предназначено для школьников, которые только начинают осваивать вышивку крестом. Основной акцент сделан на простоте и доступности изложения материала и подкреплении его практическими примерами.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» // Официальные документы в образовании. - 2007. - N 9.
3. Акимова З.И. Традиции и новации в вышивке народной одежды / З.И. Акимова // Вестник Ленинградского государственного университета Им. А.С. Пушкина. - 2014. - №2. - С.65-68.
4. Акишина Е.М. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени / Л.А. Акишина // Педагогика искусства. - 2017. - №4. - С.9-11.
5. Ашуров М.Д. Активизация учебно-творческой деятельности школьников в кружках декоративно-прикладного искусства / М.Д. Ашуров // Ученые записки худжандского государственного университета им. академика
6. гафурова. серия гуманитарно-общественных наук. - 2018. - №1. - С.239-242.
6. Блонский П.П. Память и мышление. - Изд. Стереотип. URSS, 2016. - 208 с.
7. Бобыкина Н.Ю. Традиция ученичества в искусстве народной вышивки России / Н.Ю. Бобыкина // Материалы международного научного форума «образование. наука. Культура». Сборник научных статей. - 2016. - C.59-63.
8. Божьева Н. П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Московское художественное училище прикладного искусства. - М., 2014. - 261 с.
9. Брылова Л.Ю. Жанровые мотивы в народной вышивке конца XIX - начала ХХ века / Л.Ю. Брылова // Современная научная мысль. - 2018. - №1. - С.124-127.
10. Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы / Л.Н. Буйлова // Наука и образование: современные тренды. - 2015. - №2. - С. 149-153.
11. Буйлова Л.Н. Сущность и специфика дополнительного образования детей в современной системе образования Российской Федерации / Л.Н. Буйлова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №6. - С.130-134.
12. Бутенко Н.В. Педагогические принципы художественно-эстетического развития детей / Н.В. Бутенко // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №2. - С.15-18.
13. Вакуленко О.В. Роль учреждений дополнительного образования детей / О.В. Вакуленко // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2016. - №1. - С.106-110.
14. Валькевич С.И. Символика орнамента в русских народных костюмах / С.И. Валькевич // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - №9. - С.133-136.
15. Валькевич С.И. Сюжеты и мотивы орнамента народной вышивки / С.И. Валькевич // Политематический сетевой электронный научный журнал кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - №1. - С.642-645.
16. Величко Е.Ю. Вышивка крестом. Салфетки, прихватки, полотенца. - М.: ООО «ТД «Издательство «Мир книги», 2015. - 96 с.
17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М., 1967. - 367 с.
18. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М., 1991. - 422 с.
19. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Л.С. Выготский. - М.: Воронеж, 1996. - 299 с.
20. Глинская Е. Азбука вышивания. - Ташкент.: «МЕХНАТ». 2014. - 260 с.
21. Горшкова В.А. О принципах организации художественно- эстетического воспитания в условиях дополнительного образования / В.А. Горшкова // XX всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. - 2018. - C.226-230.
22. Григорьева Е.Ю. Педагогический потенциал русской вышивки как традиционного вида декоративно-прикладного творчества / Е.Ю. Григорьева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №4. - С.152-155.
23. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
24. Иванова О.А. Дополнительное образование детей: от активных методов обучения к интерактивным методам взаимодействия / О.А. Иванова // Академический вестник. вестник Санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2016. - №4. - С.64-67.
25. Ивахнова Л.А. История и пути развития дополнительного художественного образования / Л.А Ивахнова // Филологические науки. вопросы теории и практики. - 2017. - C.174-177.
26. Каменская Е. А. Вышивка крестом. - М.: РИПОЛ классик, 2012. - 264 с.
27. Комарова Н.Г. Гуманизация образовательного процесса / Н.Г. Комарова // Жизнь земли. - 2014. - №2. - С.72-75.
28. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для Вузов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 286 с.
29. Крисанов А.А. Развитие творческих способностей школьников в процессе изучения технологии вышивки в кружках декоративно-прикладного искусства / А.А. Крисанов // Евсевьевские чтения. серия: актуальные проблемы естественно-технологического образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых. - 2017. - C.160-164.
30. Крот А.А. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса / А.А. Крот // Гуманитарный трактат. - 2017. - №18. - С.64-67.
31. Курбаш Е.В. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей / Е.В. Курбаш // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. - 2014. - №2. - С.35-38.
32. Малахова Т.П. Изучение русской народной вышивки в школьном кружке / Т.П. Малахова // Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - №2. - С.205-209.
33. Найденова Л.В. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л.В. Найденова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - №2. - С.242-245.
34. Наниашвили И. Полная энциклопедия вышивки / И. Наниашвили. - М.: «Клуб семейного досуга». - 2019. -144 с.
35. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
36. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - Спб.: Питер, 2014. - 240 с.
37. Новиков А.М. Методология учебной деятельности / А.М. Новиков. - М., 2005. - 367 с.
38. Остромухова П.В. Отличительные особенности содержания дополнительного образования детей в России / П.В. Остромухова // Мир науки. - 2016. - №2. - С.33-35.
39. Пачурин Г.В. Дополнительное образование детей: новые подходы / Г.В. Пачурин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №5. - С.171-174.
40. Пачурин Г.В. Организация работы кружка декоративно-прикладного творчества / Г.В. Пачурин // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №5. - С.239-241.
41. Писарева Е. Полная иллюстрированная энциклопедия вышивки. - М.: АСТ, Астрель, 2015. - 320 с.
42. Плисенко Н.В. Научно-методическое обеспечение дополнительного образовании детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Плисенко // Научный поиск. - 2012. - №4. - С.42-45.
43. Рожков М.И. Классификация программ дополнительного образования детей / М.И. Рожков // Социальная педагогика в России. научно-методический журнал. - 2018. - №3. - С.23-25.
44. Созаева Н.С. Особенности работы по образовательной программе дополнительного образования / Н.С. Созаева // Техническое творчество молодежи. - 2017. - №2. - С.48-51.
45. Сунцов П.В. Специфические особенности и задачи дополнительного образования в общей системе образования детей в Российской Федерации / П.В. Сунцов // Социальные науки. - 2018. - №3. - С.86-89.
46. Уласевич Т.П. Вышивка: традиции и современность / Т.П. Уласевич // Наука - образованию, производству, экономике. Материалы XXII Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. - 2017. - C.223-226.
47. Урусова М.Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство развития художественно-творческого мышления / М.Ю. Урусова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2017. - №12. - С.98-102.
48. Черникова С.М. Технологические приемы и художественные особенности народной вышивки / С.М. Черникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №2. - С.176-179.
49. Чиргун Е.С. Русская народная вышивка в дизайне современной
одежды: традиции и новаторство / Е.С. Чиргун // Инновации в
социокультурном пространстве. Материалы XI международной научно-практической конференции. - 2018. - C.62-65.
50. Шамалова Н.Ю. Возрождение традиционных народных ремесел через работу кружка / Н.Ю. Шамалов // Педагогическое образование в России. - 2015. - №2. - С.180-182.
51. Шамалова Н.Ю. Возрождение традиционных народных ремесел через работу кружка / Н.Ю. Шамалова // Педагогическое образование в России. - 2015. - №2. - С.180-185.
52. Шарлотт Герлингс. Вышивка крестом. Пошаговые мастер-классы для начинающих. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.
53. Яицкий А.С. Сущность и структура системы дополнительного образования детей в Российской Федерации / А.С. Яицкий // Эколого- географические проблемы регионов России. Материалы VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 105-летию со дня рождения исследователя Самарской Луки, к.г.н. Г.В.Обедиентовой. - 2016. - C.437-440.