Проведен анализ туристических предложений на рынке спортивного туризма в Санкт-Петербурге .
Рассмотрена деятельность Турфирмы «Марсель-Тур» (г. Санкт-Петербург).
Есть приложение (анкета).
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития спортивного туризма как направления современного туристического бизнеса 7
1.1. Понятие, виды специфика спортивного туризма 7
1.2. Особенности и возможности развития спортивного туризма в современной России 12
1.3. Проблемы организации спортивных туров российских туристических операторов 21
Глава 2. Организационно – технологическое обеспечение спортивного туризма 30
2.1. Анализ туристических предложений на рынке спортивного туризма в Санкт-Петербурге 30
2.2. Особенности спелеологических туров и их организационно- техническое обеспечение 40
2.3. Анализ организационной структуры турфирмы «Марсель-Тур» 45
2.4. Особенности спелеологических туров и их организационно- техническое обеспечение 50
2.5. Программа спелеологического тура «Тайны пинежских пещер» 59
Заключение 62
Список использованной литературы 69
Приложение 1 74
Целью в данной работе является обоснование наиболее эффективной технологии организации спортивных туров для молодежи.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие «спортивный туризм», его специфику и виды;
2) Рассмотреть особенности и возможности развития спортивного туризма в современной России;
3) Выявить проблемы организации спортивных туров для российских туроператоров;
4) Проанализировать туристические предложения на рынке спортивного туризма в Санкт–Петербурге и Ленинградской области;
5) Рассмотреть особенности спелеологических туров и их организационно-техническое обеспечение;
6) Проанализировать организационную структуру турфирмы «Марсель Тур»;
7) Разработать программу спелеологического тура для молодежи.
Степень изученности проблемы.
Проблема представлена в научных исследованиях отдельными составляющими. Проблемы специализированных туров, в том числе и ориентированных на спорт, изложены в работах А.В. Бабкина, П.С. Борисова, Г.П. Долженко, Т.А. Ирисовой, О. Моисеева и др.
Проблемы возможностей продвижения интересов туристических компаний в их предложении спортивных туров российскому потребителю изложены в работах И.В. Алешиной, А.Б. Долгина, М. Линдстрома, Д. Скотта, В.Г. Шубаева и др.
Проблемы организации работы менеджеров туризма в продвижении туров представлены в работах Н.П. Беляцкого, Е.Е. Вершигоры, Б.М. Генкина, В.В. Ермакова, О. Костюк и др.
Методика организации исследования:
На первом этапе исследования – Аналитическом – были изучены теоретические аспекты организационно-технологического обеспечения спортивных туров для молодежи. Был проведен анализ литературы, изучающей составляющие развития и возможностей совершенствования спортивного направления в организации туров, ориентированных на молодежь.
На втором этапе – Диагностическом – были определены предпочтения молодежи в организации отдыха, в выборе спортивных туров. Диагностика проведена при помощи организации опроса, анкетирования, оценки работы крупных компаний туристического бизнеса.
На третьем этапе – технологическом – были выявлены условия совершенствования организации спортивных туров для молодежи. Были сформулированы рекомендации для конкретного тура на основе вывяленных приоритетов и проблем, ориентированных на повышение успешности продвижения спортивных туров среди молодежи.
База исследования: туристическое агентство «Марсель-Тур»
Положения выносимые на защиту:
1. Теоретическое положение о том, что успешная организация спортивных туров со стороны туристических компаний возможна при активном взаимодействии с партнерами, ориентированными на реализацию проекта; при оценке потребностей и интересов молодых людей; при возвышении уровня возможности самостоятельного выбора программы тура, его произвольного формирования исходя из предлагаемых возможностей.
2. Проект спелеологического спортивного тура для молодежи.
Структура исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Анализируя рынок туристских предложений возможно отметить, что подобные услуги представляет значительное число туристических компаний, даже не взирая на все их многообразие. Приоритетными для туристов являются в первую очередь зарубежные страны, а также отечественные направления – Кавказ и Горный Алтай. На рынке туров, ориентированных на спорт, представлены комплексные экскурсионные туры, рекреационные туры, развлекательные и комбинированные. Туры на отдых, идущие в купе со спортом, в основном своем приоритете связаны с разнообразных отдыхом в горах. Туристов привлекают туры, во время которых представляется возможным не только поучаствовать в туристическом походе, но также и насладиться традиционным отдыхом, совершить дополнительно несколько экскурсий, осмотреть достопримечательности Большинство туристских фирм организуют экскурсионные (познавательные) туры, что вполне объяснимо - Туристы, ориентирующиеся на подобные туры, продолжительный срок, отдыхают или знакомятся с богатейшим культурно-историческим наследием страны, что и образует комбинированные туры, продолжительностью более 10 дней. В основном продолжительность туров составляет 6-10 дней. Это время является недостаточным для насыщенной познавательной программы тура.
Спортивный туризм в России нельзя назвать особенно популярным среди населения, в том числе молодежи. В приоритете у современного туриста остаются познавательные туры, развлекательные туры и пляжный отдых. Спортивное направление, именно как отрасль работы туристских компаний, развивается весьма слабо и ограниченно. Фактически же предлагаемые спортивные туры ориентированы на комплекс мероприятий, в большей мере с акцентом на развлечение, чем на спорт. Подобные туры могут включать одно или боле спортивных мероприятий. Все остальное время отведено на стандартное любование красотами окружающей природы, пляжному отдыху, культурно – развлекательным мероприятиям и пр. Однако, существуют и направления, которые вызывают у современных туристов значительный интерес. Одним из таких направлений являются различного рода туры, ориентированные на экстремальный спорт.
В современной России наиболее актуальными являются именно экстремальные направления, связанные с риском для жизни и одновременным получением ярких впечатлений от участия в процессе.
Развитие спортивного направления в туристических агентствах на современном этапе связано по большей части с необходимостью их продвижения на приоритетном рынке, поднятия своего статуса. Чем более широким является предложение, тем более успешно развивается агентство. В связи с этим, одной из проблем развития спортивного туризма является продвижение подобных туров среди потребителей, успешность в удовлетворении запросов потребителя. В связи с этим, спортивный тур становится своего рода брендом, который компания активно представляет, как перспективный.
Спортивный туризм на современном этапе является в России слабо развитым на уровне туристических агентств. Они предлагают ограниченное число туров спортивного направления, востребованных у туристических групп. В приоритете это туры комплексные, где спортивные мероприятия занимают только часть тогда, как приоритет отдается развлечениям, оздоровительным мероприятиям и пр. Молодежь является потребителем, наиболее заинтересованном в активном отдыхе, частью которого является именно спортивное направление. Выделение ее именно как приоритетного потребителя спортивного туризма делает актуальным разработку существующих мероприятий и стратегий данного направления.
Возможные направления современного туризма, которые могут стать интересными и привлекательными для молодежи возможны из выявления существующих у нее ценностей и приоритетов. Ценностные приоритеты современной молодежи весьма неоднозначны и базируются на целом ряде культурных составляющих, приоритетных для различных слоев общества.
Основными ценностными приоритетами современной молодежи являются: собственное социальное положение и стремление к повышению своего социального статуса, материальное благосостояние, образование, профессиональный статус. Духовные ценности у большинства молодежи, в сравнении с материальными отходят на второй план. Неизменными и значимыми для молодежи являются такие ценности, как свобода и здоровье. Спортивное направление в ориентации на развитие туристических услуг может стать более востребованным при учете приоритетов молодых людей.
Спортивный отдых имеет прямые ассоциации со здоровым образом жизни так, как в понимании молодых людей спорт является одним из способов поддержания тела в тонусе, способствует отказу от вредных привычек. В понимании молодежи здоровый образ жизни связан с такими категориями, как здоровое питание, спорт, состояние здоровья, отказ от вредных привычек.
В связи с этим ориентация на спорт может заключаться в грамотном подходе к его популяризации, его сочетанием с приоритетами на здоровье, как важную ценность молодежи.
Проблемой реализации развития спортивных туров является уже выстроенная стратегия работы туристических компаний в данном направлении.
Анализ деятельности ряда крупных туристических компаний и стратегий их деятельности позволил выявить, что в данной сфере услуг компании стремится не потерять своих клиентов и прилагает для этого максимальные усилия, ориентируясь на максимальное удовлетворение запросов каждого клиента. При подборе тура менеджеры компаний всегда по максимуму стараются учесть все пожелания клиента и найти лучший вариант.
В выстраивании предложения туристические бюро ориентируются на различного потребителя, как с высоким уровнем достатка, так и со средним, предоставляя бюджетные туры. Миссия туристических бюро - предоставлять профессиональные услуги на рынке туризма, удовлетворяя растущие потребности общества в различных видах отдыха.
Особенно проблематичной подобная специфика организация работы является именно в спортивном туризме. Если пляжный отдых предполагает демонстрацию пляжей, отелей, местных достопримечательностей отзывы побывавших там людей (зачастую именно положительные), то для спортивного туризма подобная показательная стратегия имеет иные приоритеты и принципы реализации. В данном случае гораздо более важное значение будет иметь креативное представление отдельных составляющих тура, которые вызовут у туриста интерес. К примеру, для молодого человека может показаться весьма интересным сплав по горной реке. Однако, увидев данный процесс на фито или видео он забудет о своей идее, как страшном сне. При этом, данный вид спорта при участии профессионалов – организаторов вполне безопасен и шансы получить травму весьма невелики и по факту, как правило, являются следствием халатности самого туриста. В связи с этим стратегия предложения должна варьироваться на следующих постулатов характеристики спортивных туров:
- здоровый отдых, как ценностный приоритет;
- спорт, как способ поддержания здорового образа жизни, саморазвития и возможности показаться себя;
- необычный тур, который оставит массу впечатлений и эмоций;
- безопасность, как основа спортивного туризма для непрофессионалов.
Большее значение имеет выявленное стремление туриста к комплексной программе. Молодые люди заинтересованы в том, чтобы за время своего отдыха поучаствовать в как можно большем количестве спортивных программ, а также самостоятельно производить выбор и не ограничиваться включенным в пакет услуг направлением.
Недостатком организации современных спортивных туров является тот такт, что фактически в спортивном туре для туриста весьма ограничена возможность какой-либо самостоятельности. Вся программа уложена в жесткие рамки плана, а пребывание на чаще всего удаленной базе не дает туристам возможности организации свободного отдыха вне спортивной программы, если у них возникает подобное желание. В этом отношении отечественный спортивный туризм имеет явное отличие от отдыха за границей, где даже на спортивных базах к услугам туристов предоставлен целый пакет возможных альтернатив основополагающему туру отдыху. Однако, необходимо отметить, что и отечественная инфраструктура в туристических центрах развивается весьма успешно, что обусловливает возможности отхода от жестких рамок регламентации и возможности для туриста осуществлять выбор программы тура самостоятельно исходя из присутствующих возможностей региона пребывания.
Среди возможных направлений развития спортивного туризма, которые могут стать актуальными и востребованными на современном этапе у молодежи возможно развивать не только спорт, который способен освоить каждый, но также и профессиональные направления. Данные направления также относятся к сфере туризма но во многом они остаются недоступными для туристических агентств так, как требуют привлечения специалистов с уровнем умений и навыков, которые весьма ограничены и ими чаще всего обладают специалисты определенной сферы: автомото туризм, парусный туризм, спелеологический туризм и пр. Привлечение к работе специалистов данной сферы для организации туров и экскурсий может стать эксклюзивным направлением для туристической компании – разработчика тура. Актуальным также представляется направление, ориентированное на организацию спортивных туров для групп. Гибкая ценовая политика может обеспечить дополнительный приток потребителей в данную сферу.
Таким образом, на современном этапе существуют фактически не развитые на уровне России туристические направления, которые могут быть востребованы молодыми людьми в качестве туров, ориентированных на полноценный, здоровый отдых, сохранения и подержания их здоровья, а также интересный, занимательный, экстремальный досуг который оставит самые яркие впечатления.
Выделенные аспекты позволяют говорить о том, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась и успешная организация спортивных туров со стороны туристических компаний возможна при активном взаимодействии с партнерами, ориентированными на успешную реализацию проекта; при оценке потребностей и интересов молодых людей; при возвышении уровня возможности самостоятельного выбора программы тура, его произвольного формирования исходя из предлагаемых возможностей.
1. Алешина И.В. Паблик Рилейшенз для менеджеров/И.В. Алешина. – Спб.: Питер, 2008. – 397 с.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. / А.В. Бабкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
3. Бервайзер П. Просто лучше. Завоевывать и удерживать потребителей,предоставляя самое существенное . /П.Бервайзер,Ш.Михан. – СПб.: Питер, 2006. – 219 с.
4. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом / Н.П. Беляцкий. – М.: Совр. школа, 2008. – 448 с.
5. Блэклок, Д. Технологии командной игры / Д. Блэклок, Э. Джекс. – М.: ИД Гребенникова, 2008. – 232 с.
6. Борисов П.С. Технология спортивного туризма./П.С.Борисов – Кемерово: КузГТУ, 2012. – 219 с.
7. Вершигора, Е.Е. Менеджмент – 2-е изд. перераб. и доп. / Е.Е. Вершигора. М.: ИНФРА-М, 2008. – 283 с.
8. Головлева Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование:/Е.Л.Головлева.–Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 412 с.
9. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда / Б.М. Генкин. – М.: Норма, 2007. – 448 с.
10. Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности./В.Г.Гуляев. - М.: Нолидж, 1996.
11. Горелик, О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений / О.М. Горелик. – М.: КноРус, 2009. – 272 с.
12. Добровольская А. Блины, матрешки, хоровод//Российская бизнес – газета/А.Добровольская – 21.02.2012.
13. Долженко Г.П. Опыт разработки классификации современного российского туризма – Web: http://www.intacadem.ru/statji/dolzhenko-g.p.-opyt-razrabotki-klassifikatsii-sovremennogo-rossiyskogoturizma.html
14. Долгин А. Б. Экономика символического обмена. Москва, Инфра/А.Б.Долгин.-М, 2006.
15. Ермаков, В.В. Менеджмент организации: Учебное пособие - 2-е изд.,стер. / В.В. Ермаков. – М.: МОДЭК, 2007. – 208 с.
16. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический проект, 2006. – 336 с.
17. Ирисова, Т.А. География туристских центров / Т.А. Ирисова. - М.: 2008. – 170 с.
18. Макаренко,С.Н.История туризма: Сборник / Сост. С.Н. Макаренко, А.Э.Саак. – Таганрог, 2008. – 94 с.
19. Кивал А.М. Региональный туризм как объект социологического анализа./А.М.Кивал. – М., 2006. – 265 с.
20. Киселев И.Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы/И.ЮЮКиселев. // Web:www.elitarium.ru. 2007 . Апрель, 8.
21. Костюк О. История ивента. / О. Костюк //Теория и практика организации специальных мероприятий./О.Костюк. – 2008 − №3. – С. 17 – 21.
22. Коуп Р. Экстремальный спорт. – Спб.: Extreme Sports/Р.Коуп -2009. - 32 с.
23. Квартальнов В. А. Туризм: теория и практика: Избранные труды: В 5-ти т./В.А.Квартальнов - М.: Финансы и статистика, 1998.
24. Кром Е. Поиск целей. Поиск слов. Поиск будущего // Эксперт /Е.Кром.-Северо-Запад 11 (457). - 22 мар. 2010.
25. Купер.К.,Экономика туризма: теория и практика. К.Купер., Д.Флетчер., С.Ванхилл., Е.Богданов - СПБ, 2008.
26. Кусков А.С., Рекреационная география./ А.С.Кусков., В.Л.Голубева, Т.Н.Одинцова. -М.: Флинта:МПСИ, 2005.-496с.
27. Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов. / Линдстром М.; пер. с англ. И.В. Крылов. – М.: Эксмо. – 2006, - с. 272.
28. Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме./М.М.Маринин. - М 1997.
29. Моисеев О. Туризм как часть имиджа России //Web: http://community.livejournal.com/image_of_russia
30. Морган, Н.,Реклама в туризме и отдыхе: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 350700 «Реклама» и 230500 «Соц.-культурный сервис и туризм» / Н. Морган, А. Причард / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Ерёмина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
31. Наводка туристу. – 2011. - № 1. – 2-18с.
32. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: обеспечение рыночной позиции./И.И.Ополченков. - М.: «Советский Спорт», 2007.
33. Остапенко, Ю.М. Экономика труда. – 2-е изд. / Ю.М. Остапенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 272 с.
34. Пайн Дж., Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена./Дж.Пайн., Дж.Гилмон., – М: Вильямс, 2006.
35. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий./А.П.Панкрухин - СПб.: Питер, 2006.
36. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом./А.П.Панкрухин - 2007. - № 5-6. – С. 6-8
37. Пасечный П.С. «Туризм спортивный »/П.С.Пасечный., - М.: Советский спорт, 2007. - 229 с.
38. PR-технологии в информационном обществе // Материалы 3 науч.-практич. конф. Ч. 1. – 2006. – 216 с.
39. Переверзев, М.П., Менеджмент. – 2-е изд.,доп. и перераб. / М.П. Переверзев, Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 330 с.
40. Прингл Х. Энергия торговой марки / Прингл Х. , Томпсон М.; пер. с англ. И.В. Крылов. – СПб: Питер, 2001, − с. 143.
41. Романов А.А., Маркетинговые коммуникации/А.АРоманов., А.В.Паньков., – М.: Эскимо, 2006. – 432 с.
42. Романов А.А.,География туризма: Учебное пособие. / А.А. Романов, Р.Г.Саакянц – М.: Советский спорт, 2002. – 464с.
43. Ремизов Л.П. Отдых на горных лыжах./Л.П.Ремизов – М.: Профиздат, 2003. – 272 с.
44. Репин Ю.В. и др. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях./Ю.В.Ремизов., Екатеринбург, 2005 – 74 с.
45. Самодельное туристское снаряжение. Сборник. Составитель П.И. Лукоянов. М.: Физкультура и спорт, 1986 – 84 с.
46. Событийный туризм в Европе: виды и особенности /Web:http://www.almas-expo.ru/services/14
47. Скотт Д. Новые правила маркетинга и PR: Как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем.;Пер.с англ./Д.Скотт.6-М.: Альпина Паблишерз, 2011.
48. Социальная и культурная дистанция. Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН. - М., 2008. – 360 с.
49. Спортивный туризм. Материалы открытой энциклопедии активного туриста – PROTOURS –/ Web:// http://protours.ru
50. Спортивный туризм: Учебное пособие/Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999
51. Таненбаум С. Новая парадигма маркетинга / C.Таненбаум ., Шульц Д.; пер. с англ. Л.А.Пироговой. – М:, Питер – 2008. – 203 с.
52. Усенюк С. Г. Дизайн-модель транспортной системы современного туризма: Диссертация на соискание академической степени «магистр дизайна», УралГАХА, 2007
53. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н. Федотова.,И.Е.Востоков.6 – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.
54. Чернов Г. А. «Туристские походы в Печорские Альпы»./Г.А.Чернов Изд. 2-е. ФиС. 1965.- 158 с.
55. Черненко В.А. Актуальные проблемы технико-технологического и социально-экономического обеспечения сферы сервиса / Под ред. В.А. Черненко. – СПб, 2010. – 359 с.
56. Шаповалова И. Будущее еvent-маркетинга // Web: eventmarket.ru: on-line журнал Теория и практика организации специальных мероприятий». 2008 Режим доступа: http://www.eventmarket.ru/?menu=articles&article_id=258
57. Шарапов В.В. Туристско-рекреационный потенциал Санкт-Петербурга и возможности его использования для устойчивого развития в дестинации./В.В.Шаповал., – СПб, 2011. – 55 с.
58. Шипова Е PR-сообщество на службе России // Web: www . ima-consulting.ru
59. Шубаева В.Г.,Маркетинг туризма./В.Г.Шубаева.,И.Д.Афанасенко - СПб.: Изд-во СПБГУЭФ, 2007.
60. Шиманов Д. Event-маркетинг – элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций.//http://www.marconsult.ru: портал – 2008 − /Web:// http://www.marconsult.ru/article/26/
61. Щукин А. Кризис города // http://future-spb.ru/publikatsii/krizis-goroda
62. Ягодынская Н.В. Культурно-исторические центры России./Н.В.Ягодынцева – М.: Академия, 2009. – 272 с.