Введение 3
Глава 1. Казахская юрта и ее убранство 10
1.1 Юрта как отражение хозяйственно-культурного типа казахов-кочевников.
Конструктивные особенности юрты 10
1.2. Внутреннее убранство юрты и ее функции 19
Глава 2. Традиционная казахская одежда 37
2.1. Традиционная наплечная одежда казахов 37
2.2. Классификация казахских головные уборы 51
2.3. Пояса как неотъемлемая часть казахского костюма 62
Заключение 70
Библиографический список 71
Актуальность исследования. В современном мире происходят остаточно активные процессы глобализации и интеграции. По прогнозам исследователь глобализирующийся мир в ближайшем будущем приведет к стиранию границ между государствами и исчезновению многих народом. В таких условиях крайне важно изучать и сохранять историко-культурное наследие этносов, фиксировать их материальную и духовную культуру. В связи с этим изучение материальной культуры казахского народа представляет научные интерес и носит актуальный характер.
Степень изученности проблемы. С XVIII в. юрта стала предметов внимания многих географов и путешественников. Устройство и убранство юрты описаны в трудах О. Пешеля, И.П. Фалька, П.С, Палласа, И. Георги, Ч. Валиханова, Б. Залесского, Б. Федченко, А. Якоби и др.
И. Фальк и Г. Георги считали, что жилища казахов «совершенно одинаковые с теми, какие употреблялись у башкир». П. Паллас отмечал сходство юрт у казахов и калмыков. И. Георги писал, что у казахов «знатные и зажиточные люди покрывают их белыми войлоками и притом имеют особые юрты для жен, детей, стряпни».
О нарядных юртах для гостей писал А.И. Якоби. Он впервые написал о возможности использования юрты в полевых условиях. Исследователь отмечал «Юрта чрезвычайно хороша для лагерной цели; особенно летом она положительно удовлетворяет всем главным условиям летучего военного госпиталя».
Б.А. Федченко, проезжая в 1897 г. по территории Южного Казахстана, описал богато убранную юрту, виденную им недалеко от подножья Таласского Алатау.
Значительны заслуги в собирательстве и популяризации казахских художественных изделий внес Г. Н. Потанин. Он собирал образцы орнамента и посылал их известному историку искусства и критику В.В. Стасову, а также в музей Омска и Томска.
Вопросами изучения и сохранения памятников казахского народного искусства в целом и отдельных его видов, а также описанию биографий знаменитых народных мастеров посвящен ряд его статей, опубликованных в газетах. Г.Н. Потанин собирал также легенды, мифы, предания о прошлом казахского народа, сказки.
Глубокими исследователями казахского народного искусства были В. Н. Белослюдов и алтайский художник Г. Гуркин. В. Н. Белослюдов, художник и искусствовед, жил в Семипалатинске, преподавал в учительской семинарии. Он хорошо знал жизнь дореволюционного прикладного искусства ныне хранятся в музее Семипалатинска, другие папки переданы автору этих строк братом художника А.Н. Белослюдовым и находится в научной библиотеке Академии наук Казахской ССР. В.Н. Белослюдовым зарисованы резные кровати, шкафы, подставки, шкатулки, этажерки, инкрустированные костью, написан портрет певца, поющего под аккомпанемент домбры, который был опубликован в иллюстрированном приложении к «Сибирской жизни». В.Н. Белослюдов и Г. Гуркин - авторы иллюстраций к поэме Густава Зеленского «Киргиз». Ими выполнены отдельные сюжеты и бытовые сцены (охотник с беркутом, мужчины и женщины в национальной одежде), пейзажи, а также рисунки юрты, ее убранства, национальной одежды, музыкальных инструментов, железа баксы с навершием, секиры с гравировкой, ювелирных изделий, застежек, седла с убранством, изделий из кожи с чеканными серебряными пластинами, сбруи с накладками из кости в виде стилизованной фигуры орла, своеобразных подсвечников, токарных изделий и др. Только из этого перечня видно, с каким усердием и любовью занимался В. Н. Белослюдов изучением казахского народного искусства.
Об одежде казахов в дореволюционной историографии писали путешественники И. Фальк, П. Паллас, И. Георги, Г.И. Спасский, П. Рычков, А. Левшин. В частности, П.С. Паллас отмечал, что одежда казахов прежде всего «из выделанных козьих кож без шерсти. Они мягки и не портятся от дождя». Исследователь также очень много писал о казахском халате и считал его основным видом одежде казахов.
«Козьи шкуры лучше всех для верхней одежды» - писал И. Фальк. А. Левшин отмечал, что такие халаты удобны, не пропускают сырости, хорошо защищают от ветров и дождей».
Цель исследования - характеристика материальной культуры казахского народа.
Задачи исследования:
- определить влияние хозяйственно-культурного типа казахов-кочевников на материальную культуру;
- выявить конструктивные особенности казахской юрты;
- представить характеристику внутреннего убранства юрты, ее функции;
- охарактеризовать традиционную наплечную одежду казахов;
- представить классификацию казахских головных уборов
- охарактеризовать пояса как неотъемлемую часть казахского костюма.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки исследования XV-XIX вв. - период существования Младшего, Среднего и Старшего жузов как этнополитических образований казахского этноса. Именно в данный период завершилось формирование основ материальной и духовной культуры казахов.
Территориальные рамки исследования. Территориальные рамки исследования включают регионы современной Республики Казахстана. Примерно в данных границах функционировали Младший, Средний и Старший жузы в XVI-XIX в.
Методология и методы исследования. Научной парадигмой представленного исследования выступит цивилизационный подход, в рамках которого материальная и духовная культура казахского народа рассматриваться как единая составляющая кочевой цивилизации. Для цивилизации номадов характерным является особый хозяйственно-культурный тип, связанный с ведением кочевого или полукочевого хозяйства. В свою очередь хозяйственно-культурный тип определил формирование
специфических основ системы жизнеобеспечения - традиционного жилища, одежды, менталитета, бытовых предметов, домашней утвари и т.д.
Цивилизационный подход определил набор конкретно-исторических методов исследования, которые были использованы в данном исследовании. Историко-генетический метод использовался для выявления факторов и особенностей формирования материальной культуры казахского народа. Историко-типологический и историко-сравнительный методы позволили провести сранительный анализ основных элементов казахого традиционного мужского и женского костюма и провести классификации наплечной, верхней одежды, головных уборов и поясов, а также представить типологию традиционного жилища казахов - юрты
Источники исследования. Этнографическое описание казахов можно найти в трудах исследователей XVIII-XIX вв. Как известно, большое значение для изучения Казахстана имело создание в 1845 году Русское географическое общество, обратившее значительное внимание на изучение быта и культуры народов России. На местах появляются корреспонденты, которые печатали свои статью и заметки в местных «ведомостях». О казахах писали П.И. Лерх, П. В. Маковецкий, Н. М. Ядринцев, Е. П. Ковалевский, А. И. Якоби, Э.Ю. Петри, П. П. Свиньин, Г. И. Спасский, А. Янушкевич, С. Большой, С. Б. Броневский, М. И. Минаев, И. Ф. Русанов, П. Медведский, Дм. Львович (Иванов), Г. Н. Потанин и многие другие. Их работы были научного, краеведческого или очеркового характера. Одни из них содержат информацию о жилище казахов, другие - об одежде, головных уборах, третьи - о кошмах и коврах и т.д. Для изучения казахского народного прикладного искусства они представляют определенную ценность, как и этнографические рисунки некоторых из них или выполненные художниками, побывавшими в Казахстане. Ориенталист И. Клапорт зафиксировал в рисунках обычаи и народные праздники казахов.
Особое значение для изучения быта и народного искусства имеют работы Ч. Ч. Валиханова, в частности, его портреты, дающие большой материал о костюме, например, музыкантов, среди которых знаменитые кобызисты первой половины XIX в. Канкожа Валиханов и Досжан, нарисованные в характерных для них костюмах. В наброске карандашом и первой зафиксирована мантия из лебяжьего пуха и высокая островерхая шапка баксы. Художественное дарование Чокана Валиханова проявилось в портретах молодых пастухов (один из них в шубе и войлочной шляпе, другой - в халате) и юноши в богатом чекмене и островерхой конической шапке. В парадных костюмах Валиханов нарисовал представителей казахской знати - султанов Тезека, Мамырхана Рустемова и др. Первый - в старинном кафтане и большой круглой шапке, украшенной пером цапли или фазана, второй в пестром шелковом халате с пояском и тюбетейке с коническим верхом. По своей выразительности выделяется групповой портрет «Казахи Большой Орды». Они также одеты в кафтаны, халаты с поясами, остроконечные войлочные шляпы. Рисунки Ч. Валиханова отличают тонкая наблюдательность и знание материала. Благодаря художественной выразительности и изяществу они стали достоянием национального искусства.
В картине известного русского художника В.В. Верещагина «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871 г.) детально показан костюм охотника - колпак из белого войлока, замшевые вышитые шаровары.
В Букеевской орде продолжительное время работали художники А. Калон и Г. Руссо, зарисовавшие ряд оригинальных изделий, в том числе и редкий халат с древней тамбурной вышивкой 1. Художники П. Ф. Борель и Г. Борлинг, принимая участие в военных экспедициях, побывали на реке Эмбе и около Аральского моря. П. Ф. Борель - художник Эрмитажа. Он также автор фотографий депутаций из Казахстана. Фотограф и художница Л. К. Полторацкая из Семипалатинска в аулах верховьев Иртыша, на Алтае и в горах Тарбагатая занималась сбором этнографических материалов и их зарисовками. Среди них - интересный экземпляр саукеле - головного убора невесты.
Наиболее ценные памятники казахского народного прикладного искусства XVI - XVIII веков сосредоточены в Государственном Эрмитаже, ГЭМ и МАЭ.
В Эрмитаже хранятся шелковые и суконные халаты с вышивкой тамбуром, плащ для лучников без рукавов из тонкого войлока, вышитый голубым шелком, образцы вышивки и т. д.
В коллекции ГМЭ наиболее ценны юрты с богатым наружным и внутренним убранством: войлочными, тканными безворсовыми и ворсовыми, шерстяными и шелковыми коврами; циновками, ковровыми дорожками, ткаными лентами с кистями и бахромой, сумами из войлока и кожи.
1 Руссо Г. Кайсаки Букеевской орды. Рисунки с натуры художника Г. Руссо // Нива. 1873. № 5.
В коллекции этого музея хранятся образцы резьбы по дереву: инкрустированные пластинами из кости и металла двери юрты, шкафы, лари, для хранения продуктов, подставки, деревянные кровати и изголовья, а также посуда: миски, чаши, ковши, мутовки для взбалтывания кумыса; седла, вешалки и музыкальные инструменты. Здесь много предметов из тисненой кожи, главным образом сосудов и попон для седла, ювелирных изделий.
Широко представлен старинный костюм: замшевые кафтаны и шаровары, искусно расшитые шелками, халаты парчовые, суконные и шелковые; крытая таканью шуба бас тон - самая дорогая в приданом невесты, которую дарят ей родители жениха, и т. д.
Интересна в этом музее коллекция женских свадебных головных уборов - саукеле, многие и которых экспонировались на международных выставках. Из мужских головных уборов имеются высокие войлочные шляпы, различные меховые шапки, вышитые тюбетейки. Среди художественных изделий, хранящихся в МАЭ, интересны мужские пояса. Они украшены накладными пластинами из серебра м инкрустацией самоцветами, имеют подвески, покрытые резными пластинами из кости.
Структура исследования. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Таким образом, истоки материальной культуры казахского народа уходя глубоко в древность. Об этом свидетельствуют памятники эпохи бронзы, найденные на территории Казахстана. Есть основание также полагать, что народное искусство казахов находится в генетической связи с искусством саков, усуней, кангюей и других племен, населявших Казахстан в древности и раннем средневековье.
В период Тюркского каганата высокого развития достигла резьба по камню и кости, обработка кож, плетение войлока. Дальнейшее развитие искусства на территории Казахстана ярко отражено в художественной культуре кипчаков, карлуков и других тюркских племен, проживавших в XVIII-IX вв. Казахская материальная и духовная культура много унаследовала от традиции художественной культуры скотоводческих племен и сохранило до наших дней творчески переработав и обогатив новыми мотивами.
Юрта - один из древнейших видов передвижного жилища, приспособленного к кочевому образу жизни. Она была широко распространена в среде кочевых и полукочевых народов евразийских степей и сохранила свою древнюю форму до наших дней. В Казахстане в 15-19 вв. доминировали в основном типы юрт, отличающихся четкой полушарной формой и сферическим сводом. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями.
1. Абдуллаев К. А., Буряков Ю. ф., Бурякова Э. Ю. Раскопки городища Канка в Ташкентской области // Археологические открытия 1976 года. М., 1977.
2. Агеева Е. И. Керамика городища Шаушукум-тобе и ее датировка // Древности Чардары. Алма-Ата, 1968.
3. Акишев К. А. Исследования в Казахстане // Археологические открытия 1966 года / Сборник статей. Отв. ред. акад. Б. А. Рыбаков. М., 1967.
4. Акишев К. А. Новые художественные бронзовые изделия сакского времени // Прошлое Казахстана по археологическим источникам. Алма-Ата, 1976.
5. Акишев К.А., Кушаев Г. А. Древняя культура саков и усуней долины реки Или. Алма-Ата, 1963.
6. Альбом казахского народного костюма. Алма-Ата, 1958/
7. Аничков И. В. Поездка на киргизские поминки в 1892 году // ИОАИЭ. 1897. т. XIV. Вып. 2. С. 203-210.
8. Бартольд В. В. Очерк истории туркменского народа. Соч., Т. II. М.,
1966
9. Бартольд В. В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Соч. Т. V. М., 1996.
10. Бартольд В. В. История культурной жизни Туркестана. Соч. II. Ч. I. М., 1966
11. Басенов Т. К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата, 1958.
12. Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I-III. М. -Л., 1950 -1953.
13. Богатая киргизская свадьба - «той» // Туркестанская Газета.
Оренбург. 1895. С. 21.
14. Боголюбов А. А. Ковровые изделия Средней Азии из собрания, составленного А. А. Боголюбовым. Спб., 1908. Вып. I.
15. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М., 1974.
16. Валиханов Ч.Ч Собрание сочинений в 5-ти томах. Алма-Ата, 1961-1968.
17. Веймар Б. В., Сысоев П. М. Народное декоративное искусство СССР. (Альбом) М. - Л., 1949.
18. Веймарн Б. В. Искусство Средней Азии. М. - Л., «Искусство», 1940.
19. Венюков М. И. Краткий обзор внешней торговли через Западную Сибирь в 1851-1860 гг. - Записки РГО, 1861, кн. III.
20. Гейнс А.К. Собрание литературных трудов. Т. I, II. Спб., 1897.
21. Грязнов М. П. Древние искусство Алтая. Л., 1958.
22. Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М., 1967.
23. Дудин С М. Казахский орнамент. // Восток. Журнал литературы, науки и искусства .М -Петроград, 1925. С. 360.
24. Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата, 1964.
25. Ибн Рузбихан (Фзлалах ибн Рузбихан Исфахани). Михман-наме-йи Бухара (Записки Бухарского гостя ) // Перевод предисловие и примечания Р.П.Джалиловной. М., 1976. С.128.
26. Ибн Рузбихан. Воспоминание участника о походе Шейбани-хана в Туркестане // Прошлое Казахстан в источниках и материалах. Алма-Ата-М., 1935.
27. Ибн Фадлан. Записки МИТТ, т. I. М.-Л., 1939. С. 158.
28. Ибрагимов И. И. Этнографические очерки киргизского народа //
Русский Туркестан. М., 1872. Вып. II.
29. Ибрагимов И.И. Этнографические очерки киргизского народа // Русский Туркестан. М., 1872. Вып. II. C. 141.
30. История о казанском ханстве. Спб., 191
31. Казахский народный орнамент. Алма-Ата, 195
32. Кальгин В. Начало киргизских поминок и несколько слов и киргизской коневодстве // Журнал коннозаводства. 1873. № 5.
33. Киргизы. Этнографическая выставка 1867 г. - ИОЛЕАЭ, 1878.
34. Клодт Е. А. Казахский народный орнамент. Зарисовки художника. Спб., 1913.
35. Ковалевский Е. П. Путешествие в Китай, т. 1. Спб., 1853.
36. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1947-1949.
37. Леваневский М.А. Очерки киргизских степей Эмбенского уезда // Землеведение. 1894. Кн. 2,3,4; 1895. Кн. 2-3. С. 52.
38. Левшин А. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей, ч. III. Спб., 1832. С. 44.
39. Лотин В.В. Кибитки киргизские в применении к потребностям войны // Протоколы Заседаний Общества русских врачей в Санкт-Петербурге 1878 г. Спб., 1879.
40. Львович Д. По киргизской степи. Путевые очерки. Пгр., изд. А.Ф. Девриена, 1914.
41. Мамыщев М. Прием и угощение у киргизов // Вестник Европы. 1809. С. 425.
42. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана. Алма-Ата, 1950.
43. Марко Поло. Книга Марко Поло. Пер. со старофранц. И. П. Минаева. М., 1956. С. 90-94.
44. Махмуд Кашагарски. Диван лугат аттюрк. (Сборник тюркских диалектов)
45. Меховский Матвей. Трактат о двух Сарматиях. Введ., пер. и комментарии С. А. Аннинского (предисловие: Б. Греков). М.-Л., 1936. С. 60.
46. Миллер А. Ковровые изделия Востока. М., 1924.
47. Миллер В. Ф. Систематическое описание коллекции Дашковского Этнографического Музея. Вып. I. М., 1887. Миллер В. Ф. Систематическое описание коллекции Дашковского Этнографического Музея. Вып. I. М., 1887
48. Оразбаева Н. А. Народное декоративно -прикладное искусство казахов. Л., 1970.
49. Паллас П.С. Петра Симона Палласа путешествие по разным провинциям Российского государства, ч. I, II. Спб., 1773. С. 569-570
50. Плотников В.Н. Поминки. Этнографический очерк из быта Зауральских киргизов // ЗООРГО. 1870. Вып. 1. С. 137-150.
51. Портреты казахской депутации // Иллюстрация. 1860. № 116. С. 609.
52. Прошлое Казахстан в источниках и материалах. Сб. I (V в. До н. э. - XVIII в. н. э.). Алма-Ата - М., 1935. С. 124-125.
53. Пугаченкова Г.А. К проблеме возникновения «шатровых мавзолеев» Хорасана // Материалы Южно-Туркменской археологической комплексной экспедиции». Ашхабад, 1949. Вып. I.
54. Ромм А. Г. Очерк истории изобразительного искусства Киргизской ССР. М. - Л., 1941.
55. Рубрук В. Путешествие в восточные страны. Спб., 1911.
56. Руденко С.И. Культура населения горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1962. С. 109.
57. Руссо Г. Кайсаки Букеевской орды. Рисунки с натуры художника Г. Руссо // Нива. 1873. № 5.
58. Рычков Н. Дневные записки путешествия капитана Николая Рычкова в Киргиз-Кайсацкой степи в 1771 году. Спб., 1762.
59. Фальк И. П. Записки путешествия по Киргиз-Кайсацкой степи. -Полное собрание ученых путешествий по России, т. VI. Спб., 1824.
60. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. М., 1976.
61. Чорманов М. Заметки о киргизах Павлодарского уезда // ЗЗСЗРГО. 1900. Кн. XXVII. С. 12.
62. Чудиное Б М Древние горные работы на месте современных рудников треста Каззолото // Советская золотопромышленность.1936.
63. Шаровольский И В Сказание о иече Тюрфинге. Вып. 3. Киев, 1906.
64. Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. Спб., 1891.
65. Якоби А.И. Поездка в киргизские степи Западной Сибири для исследования причин чумы рогатого скота // Сборник сочинений судебной медицины. Т. I. Спб., 1874.
66. Falk, Joh. Pet. Beitrage zur topographischen Kennthis des Russischen Reicges. Bd. II,III, St. Peterburg, 1785-1786.
67. Pelliot P. Notes sur le “Turkestan” de M.W. Barthold-“T’oung Pao”, vol. XXVII’, 1903.