Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в. - начале XXI в.

Работа №89641

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы104 с.
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I Основные направления сотрудничества в гуманитарной сфере между РФ и КНР в 90-е гг. XX в 23
1.1 Становление нормативно-правовой базы российско-китайского
гуманитарного сотрудничества в 90-е гг. XX в 23
1.2 Развитие сотрудничества РФ и КНР в области науки и образования в 90 -
е гг 30
1.3 Развитие российско-китайского сотрудничества в сфере культуры и
туризма в 90-е гг 36
ГЛАВА II Модернизация российско-китайских гуманитарных связей в начале XXI в 48
2.1 Расширение совместных российско-китайских культурных проектов .. 48
2.2 Эволюция сотрудничества в сфере науки, образования и инноваций ... 59
2.3 Укрепление связей в сфере туризма 76
Заключение 88
Библиографический список 91
Приложения

Актуальность темы исследования. Гуманитарное сотрудничество всегда являлось важной составляющей российско-китайских
межгосударственных отношений, ключевым элементом народной дипломатии двух государств. На дипломатические отношения в этой сфере воздействуют экономические, исторические, социально-политические и этнические факторы. Анализ современных гуманитарных отношений между РФ и КНР невозможен без рассмотрения процесса формирования нормативно-правовой базы гуманитарного сотрудничества двух стран. Изучение формирования нормативно-правовой базы направляет и регламентирует развитие современных гуманитарных отношений между РФ и КНР.
Значение гуманитарного сотрудничества в современном мире увеличивается. «Мягкая сила» становится одним из ключевых компонентов влияния государств на международную среду. Она позволяет как дополнить ограниченный потенциал в военно-политической и экономической области, так и сформировать долгосрочные каналы воздействия на партнеров.
При этом контакты в области образования, науки и инноваций, искусства, туризма, различные совместные культурные проекты между двумя странами становятся серьезным дополнением возрастающей экономической взаимозависимости государств в АТР и способствуют ее дальнейшему усилению.
Поэтому исследование современных гуманитарных связей и контактов Российской Федерации и Китайской Народной Республики - важное направление двусторонних межгосударственных отношений.
Объектом исследования являются российско-китайские
межгосударственные отношения в период с 1990-х гг. - начало XXI в.
Предмет исследования - гуманитарное сотрудничество РФ и КНР в указанный период. 
Степень изученности проблемы
Несомненно, особое значение для данного исследования принадлежит трудам исследователей 1990-х гг., а также современным российским исследователям, посвященных процессам зарождения, становления и развития взаимоотношений между РФ и КНР, среди которых следует особо выделить А.Д. Воскресенского 1 , В.Л. Ларина , И.А. Рогачева , О.Б. Рахманина , Г.В. Куликову , К.В. Внукова , М.В. Ханько , А.С. Исаева и др.
В историографии 1990-х гг. в работах В.Л. Ларина , И.А. Рогачева , О.Б. Рахманина11 исследуются межгосударственные отношения РФ и КНР в области политики, экономики, культуры и туризма, рассматривается нормативно-правовая база этих отношений.
Определенным значением в рамках указанной проблематики является монография А.Д. Воскресенского , в которой он рассматривает российско-
китайское гуманитарное сотрудничество в контексте политических взаимоотношений.
Представляется ценной и статья И.А. Ряснова 1, в которой исследуется гуманитарное сотрудничество РФ и КНР на переходном этапе, выявляются положительные и отрицательные стороны этого сотрудничества и доказывается влияние на него политических и экономических интересов государств-партнеров.
Для настоящего исследования представляет интерес диссертационное исследование И.Н. Ганьшина , в котором он исследует формирование и реализацию межгосударственных отношений в области торгово-экономического и социально-культурного сотрудничества РФ и КНР в 1991¬2005 гг.
Особое значение следует придать трудам П. Бакланова , Г.С. Витковской и В.Л. Ларина , полезность которых определяется наличием статистических и иных данных в контексте исследования российско - китайского сотрудничества в региональном отношении. В статье Р.М. Валеева, А.Р. Касимовой представлен обзор ключевых событий в области культурного и образовательного сотрудничества РФ и КНР в период с 1990 - 2000-е гг. 
Среди работ китайских исследователей следует особо отметить исследование Лю Дэси, Сун Яня, Лю Сонбиня 1 , в котором подробно описывается состояние китайско-российских межгосударственных отношений во всех областях в период 1991-1996 гг.
Статья аспирантки ИДВ АН СССР И. Жарких , в которой она описывает свой опыт пребывания в Китае, содержит ценную информацию о жизни русских в Поднебесной и фактическом восприятии их китайцами в начале 1990-х гг.
В историографии новейшего времени можно выделить блок экспертных работ, посвященных различным аспектам культурного сотрудничества между РФ и КНР, среди которых труды М.В. Ханько , Гочэн Чжао , Г.В. Куликовой , Е.В. Соловьевой и др.
Отдельный блок исследовательских работ, посвященных аспектам образовательного сотрудничества, можно разделить на три части: 1) по
вопросам интернационализации высшего образования, которую формируют труды М. Тадаки и К. Тремевана и А.И. Романовой ; 2) о российско- китайских совместных образовательных программах - работы Т.Л. Гурулевой , Ван Ли, И.И. Барановой1; 3) о сетевом взаимодействии вузов РФ и КНР - исследования Т.Л. Гурулевой, Н.И. Бедаревой2, Н.Ю. Гусевской3. 
Анализу российско-китайского политического, экономического и гуманитарного взаимодействия в глобальном и региональном контексте посвящены монографии В.Л. Ларина и В.Ц. Головачева .
Следует выделить работы в сфере изучения политики «мягкой силы» Китая. Так, Ли Минфу в статье «Мягкая сила во внешней политике Китая в XXI веке» делает вывод, что Китай добился немалого успеха в использовании мягкой силы на международной арене. Е.В Журавлева в работе «Система «мягкой силы» с китайской спецификой и ее особенности» систематизирует ранее предложенные концепции «мягкой силы», предлагает структурировать и систематизировать механизм «мягкой силы» Китая, определяет ключевые компоненты системы «мягкой силы» и их инструментарий, задачи политики «мягкой силы» и препятствия, стоящие на пути ее реализации, а также дает определение понятия «мягкая сила» с китайской спецификой. В статье А.В. Бояркиной «Язык и культура Китая как эффективные инструменты «мягкой силы» в реализации внешней политики КНР» охарактеризована политика КНР в отношении распространения китайского языка в стране и зарубежом и делается вывод о необходимости распространения китайского языка в мире как реализации концепции «мягкой силы» во внешней политике КНР на современном этапе. В статье А.В. Будаева проводится анализ концепции «мягкой силы» во внешнеполитической деятельности РФ и КНР, указываются сходства и различия ее толкования. Американский исследователь Фрэнк Чин в своей статье2 анализирует как политические скандалы с участием партийных деятелей Китая влияют на образ страны в мире.
Еще один блок экспертных работ следует выделить в сфере изучения деятельности Института Конфуция. Среди них исследования А.С. Бельченко3, Д.В Кузнецова и Д.В. Буярова4, Д. Старра5, М.П. Самойловой и Е.А. Лобановой6, Г.Я. Гревцевой7.
Ценная информация о научно-техническом сотрудничестве РФ и КНР содержится в работах китайских исследователей Сун Куй8, Сунь Ваньху9, Чжэн Цуй10, Ч. Цюцзе .
Развитие российско-китайского туристического сотрудничества в XXI в. анализируют в своих трудах Н.Н. Даниленко, Н.В. Рубцова12, С.Ю. Гатауллина 13 , С. Джан Ша 14 . Ряд других авторов исследуют такое направление сотрудничества РФ и КНР как «Красный туризм», среди них: И.Ю. Соломина1, Р.И. Богданова .
Таким образом, в историографии 1990 -х гг. аналитические работы по российско-китайскому гуманитарному сотрудничеству представлены в небольшом объеме, в основном описывающие только ключевые события и представляющими отрывочные данные о характере сотрудничества. Это в основном обусловлено частным характером проводимых в этот период мероприятий и отсутствием оценки их результативности.
Историография современного этапа сотрудничества включает в себя огромное количество трудов по двустороннему культурному сотрудничеству, исследования российских и американских авторов по различным аспектам образовательного сотрудничества РФ и КНР, включая политику «мягкой силы» и деятельность Института Конфуция, работы в области исследования сферы туризма и исследования китайских авторов по двустороннему научно¬техническому взаимодействию. На данном этапе исследования носят более детализированный характер, располагают большим разнообразием данных.
Цель исследования - провести комплексный анализ гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР в период 1991-2019 гг.
Задачи исследования:
— проанализировать формирование в 1990-е гг. нормативно-правовой основы российско-китайского гуманитарного сотрудничества;
— выделить основные этапы гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР;
— рассмотреть совместные российско-китайские проекты в области культуры, науки и образования в 1990-е гг. и на современном этапе;
— рассмотреть состояние российско-китайских туристических контактов в указанный период;
— определить перспективы гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. по 2019 г. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что в 1992-м году в результате политических трансформаций после распада СССР и возникновения на этом же пространстве его правопреемника - Российской Федерации, произошло становление нового этапа сотрудничества между двумя субъектами международных отношений - РФ и КНР.
Выбор верхней хронологической границы определен утверждением Китая в роли сильной региональной державы в XXI в., основательным его выдвижением как глобальной силы. В новом тысячелетии Россия и Китай выступают в качестве великих держав и являются стратегическими партнерами, имеют общие вызовы и решают похожие задачи в условиях глобализации.
Анализ источниковой базы. Источниковая база представлена документами и материалами различного характера. К первой группе источников относятся законодательные источники: законы РФ и КНР, документы органов власти, в которых прописаны государственные стратегии и концепции, лежащие в основе двустороннего гуманитарного сотрудничества. 
В Федеральном законе от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»1 дается определение понятиям «образование», «система образования»,
описываются основные принципы государственной политики в области образования, структура законодательства в области образования и его задачи, государственные и социальные гарантии прав граждан РФ на образование и порядок их реализации, языковая политика в области образования, дается характеристика государственных образовательных стандартов. Документ содержит детально описывает структуру образовательной системы РФ, ее экономику и порядок управления ею. Отдельная глава посвящена международной и внешнеэкономической образовательной деятельности РФ. Является основным документом об образовании в РФ в 1990-х гг. и позволяет изучить государственную политику в области образования в тот период, что актуально не только для исследования российско-китайского образовательного сотрудничества, но и комплексного анализа гуманитарных связей РФ и КНР.
Концепция внешней политики РФ от 30.11.2016 г. является документом, официально закрепляющим видение базовых принципов, приоритетных направлений, целей и задач внешнеполитической линии РФ. В Концепции приводится характеристика и определяются конкретные задачи внешнеполитической деятельности РФ, констатируется состояние современной международной системы и представляется набор инструментов для решения этих задач. Описываются приоритетные направления в решении глобальных проблем, вместе с тем, делается акцент на верховенстве международного права и стремлении укреплять международную безопасность, экологическое и экономическое сотрудничество. Особо
значимым для исследования параграфом в документе выступают задачи международного гуманитарного сотрудничества, четко формулирующие позицию России по данному вопросу. Документ содержит информацию о региональных приоритетах внешней политики РФ. Отдельная глава посвящена порядку формирования и реализации государственной внешней политики.
В Положении о комиссии по работе пунктов пропуска на российско - китайской границе в целях развития приграничного туризма от 23.12.1996 г. Приморского края1 описаны цель создания Комиссии, порядок ее работы, основные задачи и инструменты их реализации. Документ представляется значимым для изучения состояния российско-китайских туристических связей в 1990-е гг.
В Конституции КНР 1982 г . описываются общие положения государственного устройства КНР, включающие роль государственных органов, государственных предприятий в развитии социализма; вопросы национальности, пола, расы; о социалистическом характере экономики, хозяйства; поощрение государством развития научной и исследовательской базы, государственных отраслей; отдельная статья посвящена административно-территориальной структуре КНР. Также в Конституции представлена характеристика основных прав и обязанностей граждан в области политики, вероисповедания, труда; по вопросам свободы личности, свободы деятельности и творчества, неприкосновенности, порядка ухода на пенсию и получения материальной помощи. Документ содержит информацию о государственных символах КНР. Отдельная глава детально описывает структуру государственного устройства КНР. Является Основным законом КНР и позволяет изучить ее государственный строй, провести
корреляцию положений документа с Законом КНР об образовании от 18 марта 1995 г. и Федеральным законом от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», что является значимым для комплексного исследования российско-китайского гуманитарного взаимодействия.
Закон КНР об образовании от 18 марта 1995 г. принят с целью развития образования, с опорой на марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна и теорию социализма с китайской спецификой. Данный закон способствовал постановке образования на стратегические позиции приоритетного развития, как условия процветания нации. Является основным документом об образовании в КНР в 1990-х гг. и позволяет изучить государственную политику в области образования в тот период, что актуально не только для исследования российско-китайского образовательного сотрудничества, но и комплексного анализа гуманитарных связей РФ и КНР. В документе прописаны составляющие базовой системы образования, условия создания, права и обязанности школ, их учеников и персонала; обязанности государственных органов и государственных учреждений по обеспечению благоприятного климата для учащихся различных уровней; закон содержит информацию о порядке выделения ассигнований на образование, создании специальных фондов на образование и их контроле; о порядке образовательных обменов и сотрудничества, а также декларирует юридическую ответственность за нарушение установленных государством правил.
Вторая группа представлена делопроизводственными источниками, в частности, двусторонними договорами, соглашениями, международными декларациями и нормативными актами . 
Совместная декларация об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 18.12.1992 г. 1 представляет собой нормативно -правовой акт, направленный на улучшение, закрепление и дальнейшее развитие отношений между РФ и КНР посредством диалога на всех уровнях, включая диалог на высшем уровне. Декларация зафиксировала новый уровень отношений между двумя странами: стороны рассматривают друг друга в качестве дружественных государств.
Соглашение между правительствами РФ и КНР о культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г . - документ, закрепляющий положения, направленные на углубление и развитие культурных связей между РФ и КНР путем сотрудничества в области образования, здравоохранения, кинематографии, научно-исследовательской деятельности, радиовещания и телевидения.
Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом сотрудничестве от 18.12.1992 г. содержит положения, направленные на углубление и развитие связей в области научно-технического взаимодействия между РФ и КНР посредством стимулирования сотрудничества в сфере фундаментальных и прикладных исследований, развития новых технологий, разработки научно-исследовательских и опытно¬конструкторских проектов, сотрудничества между НИИ двух стран. В документе определяются формы осуществления такого сотрудничества, ответственные за его осуществление Организации, а также порядок распределения финансирования между сторонами при командировании специалистов. 
Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях от 26.06.1995 г.1 содержит положения, по которым обе стороны обязуются признавать документы об образовании, выдаваемые учебными заведениями различного уровня в России и Китае.
Соглашение между Правительствами РФ и КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств РФ и КНР от 27 июня 1997 г. фиксирует становление механизма регулярных встреч глав правительств двух стран, описывает его организационные особенности.
Соглашение о руководящих принципах деятельности российско- китайского Комитета дружбы, мира и развития от 10 ноября 1997 г. содержит общие положения деятельности Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, пункты о составе и структуре комитета, в каких формах и какими методами осуществляется деятельность комитета, по вопросам финансирования мероприятий комитета и поездок делегаций, и наконец, описывает порядок вступления в силу и внесения изменений в данное соглашение.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством КНР о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов РФ и местными правительствами КНР от 10.11.1997 г. , последние получили возможность заключать и подписывать
соглашения по вопросам, входящим в их компетенцию, в соответствии с национальным законодательством РФ и КНР. В документе описан порядок заключения соглашений и вступления их в силу.
По Договору о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР от 16.06.2001 г. 1 стороны обязались на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права в торгово -экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействовать культурным обменам, не применять силу в отношении друг друга, уважать выбор пути развития друг друга, оказывать поддержку по вопросам защиты государственного суверенитета и целостности территорий. В целях выполнения договора стороны заявили о готовности активно содействовать заключению соглашений в конкретных областях, представляющих взаимный интерес.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и Китайского Языка в Российской от 3 ноября 2005 г. отражает стремление двух стран к дальнейшему расширению сотрудничества в области образования и культуры путем ежегодных обменов квалифицированными специалистами и научно - педагогическими работниками, сотрудничества в области совершенствования методов преподавания китайского и русского языков и др. 
Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования от 9.11.2006 г.1 было заключено с целью дальнейшего совершенствования и развития сотрудничества в области образования между двумя государствами на основе принципов равенства, взаимной выгоды и эффективности. Стороны сосредотачивают свои усилия на создании условий, способствующих развитию долговременных и конструктивных связей в области образования: обмены обучающимися, содействие непосредственному сотрудничеству между образовательными учреждениями двух стран, организация совместных программ и проектов, направленных на развитие образования в различных сферах, углубление сотрудничества в области изучения и преподавания русского и китайского языков.
В Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международном порядке в XXI веке стороны заявляют о приверженности принципам и нормам международного права и главенствующей роли ООН в решении международных вопросов и о готовности вести всестороннее межгосударственное и межрегиональное сотрудничество. Стороны подчеркивают важную роль развивающихся стран в мире, а также соблюдения основных прав и свобод человека, уважения исторических традиций многонациональных государств и призывают все страны объединить усилия по созданию архитектуры безопасности, которая бы основывалась на принципах взаимодоверия, равноправия и взаимодействия. 
В Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики по основным международным вопросам от 23 мая 2008 г.1 стороны, поддерживая центральную роль ООН в международных делах, заявляют о важности организованной борьбы с терроризмом, согласованного укрепления и развития системы международной безопасности, международного контроля над вооружениями и отказа от глобальной системы противоракетной обороны; соглашаются о необходимости усиления международного сотрудничества в сфере устойчивого развития и в сфере энергетики, по ядерной проблеме Ирана и Корейского полуострова, расширения межкультурного и
межконфессионального взаимодействия стран на международной арене, укрепления основных механизмов взаимодействия (G8, БРИК) и заявляют о важности ШОС как инструмента поддержания мира и безопасности.
В Совместном заявлении Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 8 июня 2018 г стороны соглашаются углублять сотрудничество в области экономики, торговли, инвестиций, финансов, нефтегазовой, угольной, электроэнергетической сферах, в области возобновляемых источников энергии, в рамках многосторонних институтов развития, включая Новый банк развития и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в области бухгалтерского учета и аудита, в сфере науки и инноваций, информационных технологий, в сельском хозяйстве, по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и «Одного пояса, одного пути» и по многим другим направлениям.
По Соглашению между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области туризма1 стороны намерены сотрудничать в сфере туризма на взаимовыгодной основе, расширять сотрудничество между туристическими предприятиями и организациями, поощрять туристическое межрегиональное сотрудничество, сотрудничать в подготовке специалистов по туризму, организовывать их обмен, что правительства двух стран возлагают на государственные органы по делам туризма.
В Совместном коммюнике по итогам тринадцатой регулярной встречи глав правительств КНР и РФ стороны соглашаются прилагать усилия для развития торгово-экономического, инвестиционного, энергетического, гуманитарного, культурного, научно-технического, космического, транспортного и иных видов сотрудничества.
Устав Института Конфуция (ИК) - нормативный акт о принципах работы международного культурно-образовательного центра «Институт Конфуция». Документ содержит принципы и условия функционирования Института за рубежом, предоставляемые им услуги, сведения о штаб- квартире Института, порядок учреждения филиалов за рубежом и их финансирование, регламент управления ИК, его права и обязанности.
Таким образом, источниковая база российско-китайского гуманитарного сотрудничества в период 1990-е гг. - начало XXI в. содержит законодательные и делопроизводственные документы РФ и КНР, основной долей которых стали межправительственные соглашения, совместные декларации и заявления по итогам встреч глав государств и правительств. Однако, нормативные акты местных правительств и администраций представлены в малом объеме, как и документы, связанные с деятельностью неправительственных структур.
Методологическая основа данной исследовательской работы базируется на системном подходе 1, который позволяет выделить элементы системы, рассмотреть каждый из них в развитии и по совокупности их развития позволяет говорить о динамике или стагнации системы. В рамках этого подхода гуманитарные связи РФ и КНР рассматриваются как система коррелирующих направлений, которые определяют степень реализации взаимных интересов.
Для изучения гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР потребовалось применение междисциплинарного подхода, так как в понятие сотрудничества входят политические, экономические и социологические аспекты развития двух стран.
Для достижения цели диссертационного исследования и решения поставленных задач использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования. Из общенаучных методов были использованы анализ и синтез, с помощью которых были изучены российско-китайские двусторонние отношения в контексте исследуемой проблематики. Использование описательного метода позволило исследовать эволюцию гуманитарных связей РФ и КНР в указанный период и выявить их основные взаимосвязи в условиях культурной глобализации.
Из специальных были задействованы историко-типологический и историко-хронологический методы, которые позволяют разделить ход российско-китайского гуманитарного сотрудничества на этапы, а также выделить периоды сотрудничества РФ и КНР в отдельных сферах.
Апробация результатов исследования.
Основные положения и выводы, предложения и рекомендации освещены в следующих докладах и тезисах на разных конференциях:
V региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (АлтГУ, г. Барнаул), VI региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (АлтГУ, г. Барнаул).
Результаты исследования опубликованы в научных периодических изданиях в виде 4 статей1 и тезисов докладов.
Структура работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
В первой главе диссертации описывается российско-китайское гуманитарное сотрудничество на этапе его становления. Отдельный параграф главы посвящен проблеме становления нормативно-правовой базы гуманитарного сотрудничества между РФ и КНР в 1990-е гг. Второй и третий параграфы диссертации описывают российско-китайские связи в области науки и образования, в сфере культуры и туризма в указанный период.
Во второй главе диссертации описывается российско-китайское гуманитарное сотрудничество в условиях современности, приводится его нормативно-правовая база. В первом параграфе рассматриваются совместные культурные проекты РФ и КНР, их развитие в XXI в. Во втором параграфе исследуется эволюция российско-китайского сотрудничества в сфере науки, образования и инноваций, рассматриваются ключевые проекты в данных областях. Третий параграф содержит информацию о состоянии туристических связей России и Китая на современном этапе.
В заключении подводятся итоги исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в гуманитарном сотрудничестве РФ и КНР в период 90¬е гг. XX в. - начало XXI в. был взят курс на его возобновление, развитие и его направленность на стратегическое партнерство и взаимодействие. На протяжении всего периода сотрудничество сохраняет тенденцию планомерного развития во всех областях, включая культуру, образование, науку, туризм и инновации.
В условиях постоянного изменения миропорядка, усложнения и разнообразия современной картины мира, трансформации архитектоники международных отношений, требуется высокая скорость адаптации механизмов межгосударственного взаимодействия к этим изменениям.
Механизм реализации современного российско-китайского
гуманитарного взаимодействия, хоть и ориентирован на сотрудничество на основе дружбы и взаимопомощи в долгосрочной перспективе, не всегда успевает адекватно реагировать на изменяющуюся расстановку сил на мировой арене. В таких условиях, на первый план выходит другой механизм взаимодействия - личностный фактор - усиливается роль личностей в решении основных вопросов сотрудничества и заключении договоренностей. Именно личные контакты глав государств В.В. Путина и Си Цзиньпина приводят к более заметным политическим результатам. Характеризуя особенности современного этапа в развитии российско-китайских отношений, можно с уверенностью констатировать, что политика личностного взаимодействия становится приоритетной. Свидетельством этому служат ежегодные визиты Си Цзиньпина в Россию и ответные визиты В.В. Путина в КНР, в результате которых происходит подписание ими ключевых соглашений. Это же подтверждает рассмотрение лидерами друг друга в качестве друзей.
При развитии гуманитарного сотрудничества в долгосрочной перспективе недостаточно опираться лишь на личностный фактор - в перспективе сотрудничества необходимо учитывать вектор развития «снизу- вверх», то есть инновационный подход к совершенствованию исполнительных структур, способных ускорить реализацию договоренностей. Требуется экспертный анализ качественного уровня российско-китайского гуманитарного сотрудничества и синтез на его основе новой стратегии развития взаимоотношений.
Следует подчеркнуть, что при поиске нового пути гуманитарного взаимодействия, необходимо:
- исходить из принципов отстаивания собственных национальных интересов;
- подлинного стремления изучать культуру и традиции друг друга, ориентироваться на долгое и, что важно, глубокое развитие отношений при отсутствии доминирования интересов той или иной стороны.
- развивая сферу гуманитарного сотрудничества, РФ и КНР рассматривать ее в контексте межгосударственных отношений в целом. Такая стратегия базируется на сочетании видения долгосрочных
перспектив развития с постоянной и подробной проработкой модернизации механизмов современной ее реализации.
Американская политика сдерживания по отношению к России и Китаю стала основным фактором, способствующим взаимному сближению двух стран. Напряженность в торговых отношениях США и КНР, а также политика русофобии в отношении РФ, выступают, как ни странно, своеобразным драйвером улучшения отношений РФ и КНР на современном этапе. В условиях создавшихся трудностей для обеих стран, возможно, более продуктивным стало бы наличие политической воли, направленной на усиление тесной координации совместных проектов в наиболее успешных сферах гуманитарного сотрудничества двух стран. Например, в области научно-технической инновации, что соответствует задачам Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г., таким как развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций и максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий. В этом же ключе разработана Стратегия государственной культурной политики до 2030 г., направленная на усиление и расширение влияния российской культуры за рубежом и формирование новой модели культурной политики. Развитие в таком векторе позволит России сделать рывок во всех областях, обеспечивающий равное партнерство и более гибкое взаимодействие с Китаем, реализуя инновационный сценарий развития.



Источники
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 года. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418
2. Конституция КНР 1982 г. - URL:
http ://chinalawinfo.ru/constitutional law/constitution/constitution ch1
3. Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - URL:
http ://ivo.garant.ru/#/document/5226438/paragraph/3:2
4. Закон КНР об образовании от 18 марта 1995 г. - URL: https://asia- business.ru/law/law3/education/
5. Концепция внешней политики РФ от 30.11.2016 г. - URL:
http://kremlin.ru/acts/bank/41451
6. Протокол между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о принципах охраны и распределения прав на интеллектуальную собственность от 25.02.1999 г. - URL:
http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=102&issid=1021999005000&docid=2 748
7. Совместная декларация об основах взаимоотношений между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией от 18.12.1992 г. - URL: http://www.legal-way.ru/agr48.php
8. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики по основным международным вопросам от 23 мая 2008 года. - URL: http ://kremlin.ru/supplement/240
9. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной
Республики о международном порядке в XXI веке // Официальный сайт МИД РФ. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-
/asset publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/412066
10. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной
Республики от 21 марта 2006 года. - URL:
http ://kremlin.ru/supplement/3 710/print
11. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 8 июня 2018 г. - URL: http://kremlin.ru/supplement/5312
12. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о развитии отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху. - URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5413
13. Совместное коммюнике по итогам тринадцатой регулярной встречи
глав правительств КНР и РФ. - URL:
http://russian.people.com.cn/31519/6523114.html
14. Соглашение между администрацией города Благовещенска Амурской области РФ и народным правительством г. Хэйхэ провинции Хэйлунцзян КНР об обмене детскими делегациями в 2001 году от 25 мая 2001 г.
15. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования от 9 ноября 2006 г.
- URL:
http://nic.gov.ru/ru/docs/foreign/collaboration/agreem coop China 2006
16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27.06.1997 г. // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4.
17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в Китайской Народной Республике и Китайского Языка в Российской. - URL:
http://www.mid.ru/foreign policy/international contracts/2 contract/- /storage-viewer/bilateral/page-132/45958
18. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках» от 29 февраля 2000 года. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 125123/4dd248e0f29b d2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/
19. Соглашение между Правительством РФ и правительством КНР о
культурном сотрудничестве от 18.12.1992 г. - URL:
http://www.lawmix.ru/abro.php?id=9506
20. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о
научно-техническом сотрудничестве от 18.12.1992 г. - URL:
https://www.lawmix.ru/abrolaw/13119
21. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов РФ и местными правительствами КНР // Сборник российско- китайских договоров. - 681 c.
22. Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о
сотрудничестве в области туризма. - URL:
http ://www.mid.ru/ foreign policy/international contracts/2 contract/- /storage-viewer/bilateral/page-320/48303
23. Соглашение о взаимном признании документов об образовании и
ученых степенях от 26.06.1995 г. - URL: http://www.legal-
way.ru/agr73.php
24. Соглашение о руководящих принципах деятельности российско- китайского Комитета дружбы, мира и развития от 10.11.1997 г. - URL: https://www.lawmix.ru/abrolaw/9855
25. Кунцзы Сюэюань Чжанчэн = Устав Института Конфуция. - URL: http://www.hanban.org/confuciousinstitutes/node 7537.htm#no1
26. Положение о комиссии по работе пунктов пропуска на российско-
китайской границе в целях развития приграничного туризма от
23.12.1996 г. Приморского края. - URL:
http://www.primorsky.regnews.org/doc/fe/rd.htm
Периодическая печать
27. Амурская правда (Благовещенск), 2000, 19 сент.; 28 окт.
Литература на русском языке
28. Бакланов П. Географические, социально -экономические и
геополитические факторы китайской миграции на российский Дальний Восток // Перспективы Дальневосточного региона: китайский фактор / Институт истории, археологии, этнографии народов Дальнего Востока РАН. Владивосток, 1999. - 320 с.
29. Бельченко А.С. Деятельность Институтов Конфуция в Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия всеобщая история. 2010. № 1. С. 65-74.
30. Богданова Р.И. Проект «Красный маршрут» как реализация
туристского потенциала г. Ульяновска // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. № 4. С. 129-130.
31. Бородавкин А. Н. Россия и Китай: по пути добрососедства и сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 5. С. 23-31.
32. Будаев А.В. Сравнительный анализ «мягкой силы» во внешней политике России и Китая. // Политика и Общество. 2016. № 7. С. 948-959.
33. Ван Ли, БарановаИ.И. Совместные образовательные программы китайских университетов и российских вузов: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 134-141.
34. Витковская Г.С. Перспективы Дальневосточного региона: население, миграция, рынки труда / Под ред. Г. С. Витковской и Д.В. Тренина. М., 1999. - 154 с.
35. Внуков К. Год России в Китае и Год Китая в России - две половины единого целого // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 1. С. 33-37.
36. Воскресенский А. Д. Китай и Россия в Евразии. Историческая динамика политических взаимовлияний. М., 2004. - 608 с.
37. Впереди у нас большой объем работы // Китай. 2014. № 10. С 18-19.
38. Ганьшин И.Н. Формирование и реализация приоритетных межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики в 1991-2005 годы: опыт и перспективы: Диссертация канд. ист. наук. М., 2009. - 153 с.
39. Головачев В. Ц. Россия и Китай: три шага навстречу друг к другу //
Взаимодействие России и Китая в глобальном и региональном контексте: политические, экономические и социокультурные
измерения. Владивосток, 2008. - 421 с.
40. Гревцева Г.Я. Сотрудничество России и Китая в сфере образования // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 2. С. 43-52.
41. Гурулева Т.Л. Система образования КНР и российско-китайское образовательное сотрудничество. М., 2018. - 462 с.
42. Гурулева Т.Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 93-103.
43. Джан Ша С. Поднебесная ждет гостей // Турбизнес. 2015. № 3. С. 52.
44. Дипломатические договоры // Китай. 2009. № 10. С. 21-33.
45. Жарких И. Что ожидает иностранца в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 2. С. 69-78.
46. Исаев А.С. XIX Съезд КПК и российско-китайское сотрудничество в гуманитарной сфере // Решения XIX Съезда КПК и перспективы российско-китайских отношений. М., 2018. - 112 с.
47. Каменнов П.Б. Российско-китайское научно-техническое
сотрудничество. // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 5. С. 80-91.
48. Карасин Г.Б. Сборник российско-китайских договоров, 1949-1999 / [Г. Б. Карасин и др.]. - М.: Терра-спорт, 1999. - 492 с.
49. Косолапов А.Б. IV Российско-китайский форум по приграничному туризму между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики. 14-15 октября 2014 г. Сборник статей / под ред. проф. А.Б. Косолапова - Владивосток, 2014. - 242 с.
50. Кузнецов Д.В., Буяров Д.В. Современный Китай и его окружение / под ред.: Д.В. Кузнецова, Д.В. Буярова / БГПУ. М., 2014. - 440 с.
51. Куликова Г.В. Россия - Китай: диалог культур продолжается // Китай в диалоге цивилизаций: К 70-летию академика М.Л. Титаренко. М., 2004. - 735 с.
52. Ларин В.Л. В тени проснувшегося дракона. Российско-китайские отношения на рубеже XX-XXI веков. Владивосток, 2006. - 424 с.
53. Ларин В.Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы XX - начало XXI века). М., 2005. - 390 с.
54. Наши гуманитарные связи на новом, более высоком уровне // Китай. 2009. № 5. С. 29-31.
55. Огромные успехи года Китая в России // Китай. 2007. № 12. С. 8-9.
56. Парамонов В. В., Строков А. В., Столповский О. А. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность: информ. - аналит. кн. Кыргызстан, 2008. - 200 с.
57. Рахманин О.Б. К истории отношений России-СССР с Китаем в XX веке. Обзор и анализ основных событий. М., 2002. - 428 с.
58. Рахманин О.Б. К истории отношений РСФСР, СССР, РФ с Китаем. 1917-1997 гг. (обзор основных событий, оценки экспертов). М., 1999. - 315 с.
59. Рогачев И. Россия-Китай: сотрудничество, обращенное в XXI век // Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 4. С. 12-21.
60. Рогачев И.А. Российско-китайские отношения в конце XX — начале XXI века. М., 2005. - 280 с.
61. Романова А.И. Возможности интернационализации в интеграционном процессе сферы образовательных услуг // Креативная экономика. 2017. № 4.
62. Ряснов И.А. Особенности гуманитарного сотрудничества между СССР (Россией) и Китаем в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в // Развитие территорий. 2017. № 4. С. 18-22.
63. Соловьёва Е.В. Стратегическое партнерство России и Китая как фактор культурного взаимодействия в современных политических условиях // Политика и Общество. 2012. № 1. С. 95-101.
64. Сохранить преемственность дружбы // Китай. 2008. № 1. С. 18-20.
65. Тань Синъюй. Я русский бы выучил только за то... // Китай. 2005. № 11. С. 23-25.
66. Ханько М.В. Российско-китайское гуманитарное и культурное
сотрудничество в начале XXI в // Вестник РУДН. История России. 2016. № 4. С. 98-103.
67. Цвык Г.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18. № 2. С. 415-428.
68. Цуй Чжэн. Международное научно-техническое сотрудничество: роль Китая // Перспективы науки. 2013. № 12. С. 115-118.
Литература на иностранных языках
69.1996 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.14. Third level: foreign students by country of origin. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1997. - 610 p.
70.1997 UNESCO Statistical Yearbooks. 3.13. Education at the third level: number of foreign students enrolled. UNESCO Publishing and Bernan Press, 1998. - 587 p.
71. Almanac of China’s foreign economic relations and trade 1996/97. Beijing, 1996. - 410 p.
72.Starr D. Creating a world language: Chinese government policy and the Confucius institutes program viewed from a British perspective: paper of the conference: Rising China in the age of globalization. London. 2007. - 287 p.
73. Tadaki M., Tremewan C. Reimagining internationalization in higher education: international consortia as a transformative space? // Studies in Higher Education. 2013. Vol 38. № 3. P 367-387.
74. Лю Дэси, Сун Янь, Лю Сонбинь. Сулянь Цзети Хоудэ Чжонэ Гуаньси. = Китайско-российские отношения после распада СССР. Хэйлонциян, 1996. - 332 с.
75. Хэйлунцзян цзинцзи фачжань уши нянь = Пятьдесят лет
экономического развития Хэйлунцзяна. Харбин, 1999. - 358 с.
76. Цзилинь няньцзянь 2001 = Ежегодник провинции Цзилинь 2001.
Цзилинь, 2001. - 428 с.
Интернет-ресурсы
77. «Какое место Китай занимает во въездном турпотоке в Россию?». -
URL: http://www.visit-russia.ru/news/infografika-2-kakoe-mesto-kitay-
zanimaet-vo-vezdnom-turpotoke-v-rossiyu
78. «Красные маршруты» могут стать пионерами международного туризма Китая. - URL: https://ria.ru/20170621/1496996590.html
79. «Красные маршруты» могут стать совместным туристическим
проектом РФ и КНР. - URL:
https://ria.ru/20170615/1496541724.htmKinH
80. «Красный маршрут» для китайцев теперь пролегает и через Прикамье. - URL: https://regnum.ru/news/society/2023780.html
81. «Надёжная основа для будущего»: Россия и Китай подвели итоги двустороннего сотрудничества в сфере информации. - URL: https://russian.rt.com/world/article/474377-gody-obmenov-smi-rossiya-kitay
82. «Сколько китайских туристов приезжает в Россию по безвизовым спискам?». - URL: http://www.visit-russia.ru/news/infografika-6-skolko- kitayskih-turistov-priezzhaet-v-rossiyu-po-bezvizovym-spiskam
83. XIV Всекитайский съезд КПК. - URL:
http://russian.people.com.cn/95181/7970288.html
84. XV Всекитайский съезд КПК. - URL:
http://russian.people.com.cn/95181/7970297.html
85. В Москве подписано Совместное заявление КНР и РФ о
взаимовыгодном сотрудничестве и углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. - URL: http://russian.people.com.cn/31519/8179666.html
86. В рамках Года китайского туризма в России Москву посетило 50 семей
из Пекина. - URL: http ://visit-russia.ru/topnews/v-ramkah- goda-
kitayskogo-turizma-v-rossii-moskvu-posetilo-50-semey-iz-pekina
87. В Ростуризме прошла рабочая встреча, посвященная подготовке Года китайского туризма в России. - URL: http://visit-russia.ru/news/v- rosturizme-proshla-rabochaya-vstrecha-posvyashchennaya-podgotovke- goda-kitaysko go-turizma-v
88. В Санкт-Петербурге прошел Российско-Китайский форум по культуре и туризму. - URL: http://visit-russia.ru/news/v-sankt-peterburge-proshel- rossiysko-kitayskiy-forum-po-kulture-i-turizmu
89. В ходе официального визита в Россию Заместитель Премьера
Госсовета Китайской Народной Республики Ван Ян провел встречу с ведущими российскими туроператорами. - URL: http://visit-
russia.ru/news/v-hode-oficialnogo-vizita-v-rossiyu-zamestitel-premera- gossoveta-kitayskoy-narodnoy-respubliki
90. Валеев Р.М., Касимова А.Р. Российско-китайские культурные связи
(1990-2000-е гг.) // Вестник КазГУКИ. 2013. № 3. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/rossiysko-kitayskie-kulturnye-svyazi-1990- 2000-e-gg-1
91. Гатауллина С.Ю. Глобальные вызовы современности и развитие туризма между Российской Федерацией и КНР. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26012315
92. Годы туризма России и Китая 2012-2013. - URL: http://www.visit- russia.ru/ gody-turizma-rossii-i-kitaya-2012-2013
93. Гочэн Чжао. Культурное взаимопознание Китая и России основывается на желании и стремлении народов двух стран. 28.06.2012. - URL: http://infoshos.ru/ruUidnM0126
94. Гурулева Т.Л, Бедарева Н.И. Сотрудничество России и Китая в области создания сетевых университетов и совместных образовательных учреждений // Высшее образование в России. 2019. № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya-v-oblasti- sozdaniya-setevyh-universitetov-i-sovmestnyh-obrazovatelnyh- uchrezhdeniy
95. Гусевская Н.Ю. Сетевое образовательное взаимодействие как фактор гуманитарного сотрудничества стран-участниц ШОС. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23386607
96. Даниленко Н.Н., Рубцова Н.В. Туризм в Китае и России после вступления в ВТО: проблемы и перспективы развития. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21382354
97. Доверие станет лучшей платформой сотрудничества. - URL: https://rg.ru/2018/09/04/regiony-rossii-i-kitaia-budut-razvivat-sovmestnye- nauchnye-proekty.html
98. Заявления для прессы по итогам российско-китайских переговоров. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60672
99. Инвестиционное сотрудничество в сфере туризма - новое направление российско-китайского стратегического диалога. - URL: http://visit- russia.ru/news/investicionnoe-sotrudnichestvo-v-sfere-turizma-novoe- napravlenie-rossiysko-kitayskogo
100. Инжиниринговый дивизион Росатома передал в эксплуатацию энергоблок №4 АЭС «Тяньвань» (Китай). - URL: https://www.rosatom.ru/journalist/news/inzhiniringovyy-divizion-rosatoma- peredal-v-ekspluatatsiyu-energoblok-4-aes-tyanvan-kitay/
101. Иркутская область представила в Китае 13 перспективных
инвестпроектов // Россия и Китай. 20.06.2017. - URL:
http://ruchina.org/chinaarticle/china/1325.html
102. История Общества Российско-Китайской Дружбы // Общество
Российско-Китайской Дружбы. - URL: http://orkd.ifes-
ras.ru/index.php?page=history
103. История отечественной публичной дипломатии // Россотрудничество. - URL: http://www.rs-gov.ru/node/565
104. История отношений России и КНР. Справка // РИА Новости. - URL: http://www.rian.ru/spravka/20070326/62607849.html
105. Калужская область - один из самых активных российских регионов на Российско-Китайском ЭКСПО-2017 // Россия и Китай. 14.06.2017. - URL: http ://ruchina.org/china-article/china/1315.html
106. Китайско-российское научно-техническое сотрудничество 2012/09/18. - URL: http://ru.china-embassy.org/rus/kjhz/kjxx/t970437.htm
107. Красный туризм не выстрелил. - URL: http://gorod-
812.ru/krasnyiy-turizm-ne-vyistrelil/
108. На Российско-китайском ЭКСПО в Харбине были подписаны
соглашения на сумму $4,4 млрд. - URL:
https://tass.ru/ekonomika/4347618
109. О выделении бюджетных мест на 2018/2019 учебный год для Университета ШОС. - URL: http://unisco.ru/news/65/2018 03 02.html
110. О Российской части Российско-китайской комиссии по
сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта. - URL:
http://www.mid.ru/ru/maps/cn//asset publisher/WhKWb5DVBqKA/content/ id/594624
111. О Российско-китайской комиссии по подготовке регулярных
встреч глав правительств. - URL:
http://www.russchinatrade.ru/assets/files/ru-ru-cn-
coop/%D0%A1 %D1 %82%D1 %80%D1%83%D0%BA%D 1%82. %20%D0 %9A%D0%9E%D0%9C-2017.pdf
112. О российско-китайском сотрудничестве в области образования, культуры, здравоохранения и спорта // МИД РФ. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/- /asset publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/511770
113. Первое российско-китайское ЭКСПО открылось в Харбине. - URL: http://ekd.me/2014/06/china-russia-expo/
114. Первый Российско-Китайский туристический форум. - URL: http://visit-russia.ru/news/pervyy-rossiysko-kitayskiy-turisticheskiy-forum
115. План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://kremlin.ru/supplement/2056
116. Пограничники договорились о порядке пропуска автомобилей на
границе Забайкальск-Маньчжурия. - URL:
https://www.chita.ru/news/121744/
117. Ранзаева В.В. Сотрудничество России и Китая в области образования. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30011813
118. Распертова С.Ю. Институты Конфуция как культурная стратегия Китая в пространстве российско-китайского взаимодействия в сфере образования. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21134372
119. Рогозин надеется на товарооборот России и Китая в $200 млрд до 2020 г. - URL: https://ria.ru/20140630/1014083193.htmLinH
120. Российско-Китайское ЭКСПО: на что поставила Челябинская область?
// Информационное агентство «Regnum». 21.06.2017. - URL:
https://regnum.ru/news/2290749.html
121. Россия и Китай подписали соглашение о сотрудничестве в сфере
нанотехнологий. - URL:
http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=eb09784b-ab32-4b4d-a09b- 994121de82f7
122. Самойлова М.П., Лобанова Е.А. Правовое регулирование деятельности институтов Конфуция в России // Juvenis scientia. 2017. № 6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti- institutov-konfutsiya-v-rossii
123. Совместный российско-китайский университет. - URL:
http://msuinchina.org/
124. Соломина И.Ю. К вопросу об организации и реализации
международного межрегионального проекта «Красный маршрут» в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-organizatsii-i-realizatsii- mezhdunarodnogo-mezhregionalnogo-proekta-krasnyy-marshrut-v-rossii
125. Состоялось XI заседание Российско-Китайской рабочей группы по сотрудничеству в области архивов Межправительственной Российско - Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству. - URL: http ://archives.ru/international/commissions/china 2014. shtml
126. Сотрудничество России и Китая в области образования. - URL: https://clck.ru/EpqhN
127. Сун Куй. О новом подходе к научно -техническому сотрудничеству
между Китаем и Россией // Россия и АТР. 2005. № 3. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=18361499
128. Сунь Ваньху: Сотрудничество Китая и России в области науки и техники постепенно направляется на инновацию. - URL: http://russian.china.org.cn/international/archive/chinarussian60/2009- 09/15/content 18530151 2.htm
129. Товарооборот России и Китая за I квартал 2019 года увеличился на 4,2%. - URL: https://www.vestifinance.ru/ articles/117781
130. Университет Шанхайской организации сотрудничества. - URL: http://uni-sco.ru/stat/2/stat 2.html
131. Ученые РФ и Китая договорились о совместной разработке технологий для исследования Арктики. - URL: https://tass.ru/v-strane/4823063
132. Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка. - URL: http://www.expocentr.ru/ru/exhibitions/expoabroad/htf2014/
133. Цюцзе Ч. Научно-техническое сотрудничество между КНР и РФ:
состояние, проблемы, перспективы. - URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=25907647
134. Чин Фрэнк. Политические скандалы подрывают «мягкую силу» Китая
// Великая Эпоха. - URL:
https://www.epochtimes.ru/content/view/62157/4/



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ