Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ

Работа №89608

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86 страниц
Год сдачи2017
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………...…8
Понятие социально–психологического климата в психологии…………..8
Общая характеристика социально–психологического климата .……..8
Факторы, влияющие на социально–психологический климат в студенческой группе…………………………………………………………..15
Психологические особенности юношеского возраста…………………...20
Особенности юношеского возраста…………...……………………….20
Коммуникативная культура студента……………………………...….24
Роль общения в студенческом возрасте и значимость коммуникативных характеристик в общении…………………………..……29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………………………………….…….39
2.1. Программа эмпирического исследования ………………………………...39
2.1.1. Цель задачи и организация исследования……………………………..39
2.1.2. Методики исследования…………………………………….……..……41
2.2. Исследование социально–психологического климата в учебных группах………………….…………………………………………...………………45
2.3. Факторный анализ внутренней структуры коммуникативных характеристик студентов ……….……………………………………….……...….50
2.4. Кластерный анализ выраженности коммуникативных характеристик студентов и их оценки социально–психологического климата учебных групп………………………………………………………….……………………...60
2.5. Корреляционный анализ взаимосвязей группового показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов……………………….……………………….………….65
2.6. Рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах…………………………………………………..……66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………....72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………...75
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..79


ВВЕДЕНИЕ
В современном, постоянно изменяющемся и динамичном обществе особый интерес для изучения психологов приобретает проблема социально–психологического климата коллектива. Распространенность и новизна данной проблемы определяется, прежде всего, высокими требованиями к уровню психологической включенности индивида в совместную деятельность и постоянным усложнением психической жизнедеятельности людей.
Студенческая группа является психологическим центром формирования специалиста. Именно в ней формируются высоконравственные качества и правильное отношение к учебе. Она способна как повышать, так и понижать эффективность индивидуального процесса усвоение знаний.
Взаимодействие внутри студенческого коллектива является одной из важнейших областей в пространстве социально–психологического климата. От атмосферы в коллективе зависит отношение к выполняемой деятельности, эффективность совместной деятельности, эмоциональный настрой членов группы, их внешняя мотивация и, в итоге, удовлетворенность работой.
Социально–психологический климат был предметом изучения многих исследователей: К.К. Платонова, В.А. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Л.Г. Почебут, В.П. Машеро, Е.С. Кузьмина, Ю.Т. Тимофеева, В.А. Чикер и др.
Непосредственное влияние на психологический климат коллектива оказывают коммуникативные характеристики личности, которые, в свою очередь, сказываются на межличностных отношениях внутри учебной группы. С помощью межличностных отношений происходит адаптация человека к новой социальной среде и удовлетворяется потребность в контакте с другими людьми, что оказывает влияние на формирование социально–психологического климата учебной группы. На результаты деятельности и проявление потенциалов человека продуктивно влияет благоприятная атмосфера в группе. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи социально–психологического климата и индивидуальных характеристик личности.
Юношеский возраст – это период интенсивного личностного самоутверждения. Это первая ступень взрослости, где залогом успеха в деятельности является общение. Общение будет складываться успешнее при благоприятном социально–психологическом климате, следовательно, большую значимость приобретают навыки успешной коммуникации.
Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что на этапе обучения в высшем учебном заведении студенты сталкивается с разнообразными проблемами, на которые влияет социально–психологический климат их учебной группы. Общение в прошлом в позиции «ребенок–взрослый» меняется на позицию «взрослый–взрослый». Следовательно, колеблется эмоционально–волевая сфера, что непосредственно оказывает влияние на социально–психологический климат в студенческой группе и коммуникативных характеристиках ее членов, следовательно, появляется необходимость изучить взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативные характеристик её членов.
Целью исследования является выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов.
Объект исследования: студенты
Предмет исследования: взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативных характеристик ее членов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность.
Задачи исследования:
Изучить социально–психологический климат как психологическое явление.
Охарактеризовать особенности студенческого возраста, роль общения и значимость коммуникативных характеристик в общении.
Изучить социально–психологический климат учебных групп, выявить группы студентов с высокими и низкими показателями оценки социально–психологического климата.
Определить внутреннюю структуру коммуникативных характеристик студентов.
Сгруппировать испытуемых по выраженности у них коммуникативных характеристик и оценки ими степени благоприятности–неблагоприятности социально–психологического климата в их учебных группах.
Установить взаимосвязь интегрального показателя социально–психологического климата учебных групп и коммуникативных характеристик их членов.
Разработать рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах.
Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ научной психологической литературы);
эмпирические (шкалирование, тесты, опростики);
методы обработки данных (описательная статистика, факторный анализ, кластерный анализ, корреляционный анализ).
Методики исследования:
«Экспресс–методика» по изучению социально–психологического климата в коллективе;
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
Карта–схема оценки психологического климата Л.Н. Лутошкина;
Опросник межличностных отношений В. Шутца;
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);
Тест межличностных отношений Т. Лири;
Экспериментальная база: Псковский государственный университет
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. Вторая глава включает описание результатов эмпирического исследования особенностей коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. В заключении приводятся итоги проведенного исследования. Список литературы включает наименования. В приложении приведена сводная таблица результатов исследования, описаны применяемые методики, приведены таблицы SPSS. Работа содержит рисунки и таблицу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив проблему коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах теоретически мы пришли к выводу, что в настоящее время существует несколько десятков различных подходов к изучению социально–психологического климата, каждый их которых определяет данное психологическое явление по–своему. Несмотря на это, большинство из них сводятся к тому, что устойчивый психологический настрой является целостной характеристикой коллектива. Он проявляется в отношениях к учебной ситуации и межличностном взаимодействии. Одновременно с этим он сказывается на результатах совместной деятельности, активности личности и её самочувствие.
Большое значение в формировании социально–психологического климата учебной группы имеет его неформальная структура, которая представляет собой отношения, которые обусловлены психологическими качествами (коммуникативными характеристиками) членов учебной группы. Два основных вида атмосферы в коллективе: благоприятная и неблагоприятная.
В юношеский период возрастает внимание к внутренним, личностным и собственно психологическим качествам. Юность и студенческие годы характеризуются значительным расширением круга общения, что дает возможность индивиду использовать коммуникативные свойства личности. При этом тому возрасту свойственна избирательность в общении, что проявляется в создании закрытых групп и своеобразной проверки на «верность». Данная ситуация не может не сказываться на формировании социально–психологического климата в их учебной группе.
На основе результатов научных исследований ученых, мы провели исследовательскую работу.
Исследование проводилась в 4 группах (41–ом студенте) и позволила определить существует ли взаимосвязь между коммуникативными характеристиками студентов и социально–психологическим климатом в учебных группах.
Были получены следующие данные:
Большинство студентов оценивают социально–психологический климат своих учебных групп как неблагоприятный;
Вся совокупность коммуникативных характеристик студентов делится на позитивно–коммуникативные, нейтрально–коммуникативные и негативно–коммуникативные характеристики;
В результате кластерного анализа показателей оценки социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов выделилось 3 значимые группы: с благоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками, положительно сказывающимися на нем; с неблагоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками отрицательно сказывающимся на нем; с нейтральным социально–психологическим климатом и среднем уровнем выраженности коммуникативных характеристик;
Из корреляционного анализа взаимосвязей шкал интегрального показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов можно сделать вывод, что между показателем социальном–психологического климата в группе и коммуникативными характеристиками студентов имеет место прямые взаимосвязи при р≤0,01 и р≤0,05, что дает нам право говорить что коммуникативные характеристики студентов обуславливают ситуацию социально–психологического климата в учебной группе.
В результате проведенного исследования разработан и предложен ряд рекомендаций для психологов в сфере образования по профилактике негативного социально – психологического климата в учебных группах.
Таким образом, цель, которая состояла в выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов, выполнена.
Гипотеза, которая заключалась в том, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность, доказана.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова К.А. Детство. Юность. Молодость. – М.: Изд–во МПСИ, 2010. – 369 с.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–Пресс, 2008. – 376 с.
Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. – Прага, 1988. – С. 56-58.
Антонов В.Г. Организационное поведение. – М.: Экзамен, 2006. – 432 с.
Бодалев A.A. Психология общения. – М.: Воронеж, НПО «МО-ДЕК», 1996. – 256 с.
Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб.: ЛГУ, 2008. – 250 с.
Бодалев А.А. Психология общения. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 450 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
Бойко В.В. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: 2000. – 207 с.
Братченко С.Л. Диагностика личностно – развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – Псков, 1997. – 68 с.
Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Акаемия, 2001. – С. 224.
Викторова Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. д–ра. пед. наук. Красноярск, 1999. – С. 223.
Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
Возрастная психология / Под ред Г.С. Костюка – М.: Сов шк, 1976. – 269 с.
Волков Б.С. Психология юности и молодости. – М.: Трикста: Акад. проект, 2006. – 254 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
Дохоян А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов / А.М. Дохоян // Педагогическое образование и наука: науч. – метод. журн. – 2010. – № 10. – С. 93–95.
Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности: Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд–во Московского Университета, 1987. – 210 с.
Заброцкий М. М. Возрастная психология. – К.: МАУП, 1998. – 89 с.
Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестн. моск. ун–та. – 1998. – Сер.10. – № 4. – С. 9-13.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении. – М., 1993. – С. 267.
Котенко Л.П. Тенденции развития коммуникативно–речевых компетенций в современном мире / Л.П. Котенко // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12.
Леонтьев А.А. Психология общения. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности – М., 2006. – 248с.
Леонтьев А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия. – М.: Из–во МГУ, 1994. – 285 с.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. – С. 130.
Мазаева И.А О необходимости формирования коммуникативной культуры // Молодежная культура и ценности будущего, «Verba Magidtri». – Санкт–Петербург, 2001. – С. 36–38. 
Машков В.Н. Психология управления. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Кн. 1. Личная безопасность. – М.: Высш. шк., 2004.  – С. 112.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
Носс. И.Н. Психология управления персоналом предприятия. – М.: КСП+, 2012. – С. 234.
Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: СаиВеда, 2000. – 135 с.
Обозов Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. – Самара: БАХРАХ, 2007. – 521 с.
Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 616 с.
Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Р–н–Д , 1998. – 544 с.
Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. – СПБ.: Речь, 2000. – 302 с.
Родионова И.В., Титова О.А. Повышение качества обучения гуманитарным дисциплинам в контексте требований ФГОС // Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием (Тула, 7–9 октября 2015 г. / Отв. редактор Ю. В. Иванова. – Тула: Изд–во Тул. гос. пед. ун–та им. Л. Н. Толстого, 2015. – С. 153 – 157. 
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с.
Словарь основных понятий по культурологи: Учеб. пособ. / М–во образования РФ.; СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 148 с.
Соснин В.А. Социальная психология. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2008. – 336 с.
Спивак. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: 2001. – 416 с.
Филлипова Г.В. Коммуникативная культура студентов // Научно методический электронный журнал «Концепт». 2016. – Т. 5. – С. 181 – 185.
Хазанова. М.А. Исследование факторов, способствующих успешности общения. Психолого – педагогические проблемы коллектива и личности: сб.науч.трудов. – М.: НИИ ОП АПН ССР, 1978. – 165 с.
Чередниченко И.П. Психология управления. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
Чернышев А.С. Социально – психологические основы организованности коллектива. – Воронеж: Изд – во ВГУ, 2001. – 164 с.
Черри К. Человек и информация / Пер. с англ. – М., 1972. – С. 36.
Шаталова Н.И. Организационная культура. – М.: Экзамен, 2006. – 652 с.
Шейнов В.П. Психотехнологии влияния.– Минск: Харвест, 2005. – С. 224.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973. – С. 23.

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ