КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………...…8
Понятие социально–психологического климата в психологии…………..8
Общая характеристика социально–психологического климата .……..8
Факторы, влияющие на социально–психологический климат в студенческой группе…………………………………………………………..15
Психологические особенности юношеского возраста…………………...20
Особенности юношеского возраста…………...……………………….20
Коммуникативная культура студента……………………………...….24
Роль общения в студенческом возрасте и значимость коммуникативных характеристик в общении…………………………..……29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………………………………….…….39
2.1. Программа эмпирического исследования ………………………………...39
2.1.1. Цель задачи и организация исследования……………………………..39
2.1.2. Методики исследования…………………………………….……..……41
2.2. Исследование социально–психологического климата в учебных группах………………….…………………………………………...………………45
2.3. Факторный анализ внутренней структуры коммуникативных характеристик студентов ……….……………………………………….……...….50
2.4. Кластерный анализ выраженности коммуникативных характеристик студентов и их оценки социально–психологического климата учебных групп………………………………………………………….……………………...60
2.5. Корреляционный анализ взаимосвязей группового показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов……………………….……………………….………….65
2.6. Рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах…………………………………………………..……66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………....72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………...75
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..79
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………...…8
Понятие социально–психологического климата в психологии…………..8
Общая характеристика социально–психологического климата .……..8
Факторы, влияющие на социально–психологический климат в студенческой группе…………………………………………………………..15
Психологические особенности юношеского возраста…………………...20
Особенности юношеского возраста…………...……………………….20
Коммуникативная культура студента……………………………...….24
Роль общения в студенческом возрасте и значимость коммуникативных характеристик в общении…………………………..……29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………………………………….…….39
2.1. Программа эмпирического исследования ………………………………...39
2.1.1. Цель задачи и организация исследования……………………………..39
2.1.2. Методики исследования…………………………………….……..……41
2.2. Исследование социально–психологического климата в учебных группах………………….…………………………………………...………………45
2.3. Факторный анализ внутренней структуры коммуникативных характеристик студентов ……….……………………………………….……...….50
2.4. Кластерный анализ выраженности коммуникативных характеристик студентов и их оценки социально–психологического климата учебных групп………………………………………………………….……………………...60
2.5. Корреляционный анализ взаимосвязей группового показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов……………………….……………………….………….65
2.6. Рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах…………………………………………………..……66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………....72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………...75
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..79
ВВЕДЕНИЕ
В современном, постоянно изменяющемся и динамичном обществе особый интерес для изучения психологов приобретает проблема социально–психологического климата коллектива. Распространенность и новизна данной проблемы определяется, прежде всего, высокими требованиями к уровню психологической включенности индивида в совместную деятельность и постоянным усложнением психической жизнедеятельности людей.
Студенческая группа является психологическим центром формирования специалиста. Именно в ней формируются высоконравственные качества и правильное отношение к учебе. Она способна как повышать, так и понижать эффективность индивидуального процесса усвоение знаний.
Взаимодействие внутри студенческого коллектива является одной из важнейших областей в пространстве социально–психологического климата. От атмосферы в коллективе зависит отношение к выполняемой деятельности, эффективность совместной деятельности, эмоциональный настрой членов группы, их внешняя мотивация и, в итоге, удовлетворенность работой.
Социально–психологический климат был предметом изучения многих исследователей: К.К. Платонова, В.А. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Л.Г. Почебут, В.П. Машеро, Е.С. Кузьмина, Ю.Т. Тимофеева, В.А. Чикер и др.
Непосредственное влияние на психологический климат коллектива оказывают коммуникативные характеристики личности, которые, в свою очередь, сказываются на межличностных отношениях внутри учебной группы. С помощью межличностных отношений происходит адаптация человека к новой социальной среде и удовлетворяется потребность в контакте с другими людьми, что оказывает влияние на формирование социально–психологического климата учебной группы. На результаты деятельности и проявление потенциалов человека продуктивно влияет благоприятная атмосфера в группе. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи социально–психологического климата и индивидуальных характеристик личности.
Юношеский возраст – это период интенсивного личностного самоутверждения. Это первая ступень взрослости, где залогом успеха в деятельности является общение. Общение будет складываться успешнее при благоприятном социально–психологическом климате, следовательно, большую значимость приобретают навыки успешной коммуникации.
Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что на этапе обучения в высшем учебном заведении студенты сталкивается с разнообразными проблемами, на которые влияет социально–психологический климат их учебной группы. Общение в прошлом в позиции «ребенок–взрослый» меняется на позицию «взрослый–взрослый». Следовательно, колеблется эмоционально–волевая сфера, что непосредственно оказывает влияние на социально–психологический климат в студенческой группе и коммуникативных характеристиках ее членов, следовательно, появляется необходимость изучить взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативные характеристик её членов.
Целью исследования является выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов.
Объект исследования: студенты
Предмет исследования: взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативных характеристик ее членов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность.
Задачи исследования:
Изучить социально–психологический климат как психологическое явление.
Охарактеризовать особенности студенческого возраста, роль общения и значимость коммуникативных характеристик в общении.
Изучить социально–психологический климат учебных групп, выявить группы студентов с высокими и низкими показателями оценки социально–психологического климата.
Определить внутреннюю структуру коммуникативных характеристик студентов.
Сгруппировать испытуемых по выраженности у них коммуникативных характеристик и оценки ими степени благоприятности–неблагоприятности социально–психологического климата в их учебных группах.
Установить взаимосвязь интегрального показателя социально–психологического климата учебных групп и коммуникативных характеристик их членов.
Разработать рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах.
Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ научной психологической литературы);
эмпирические (шкалирование, тесты, опростики);
методы обработки данных (описательная статистика, факторный анализ, кластерный анализ, корреляционный анализ).
Методики исследования:
«Экспресс–методика» по изучению социально–психологического климата в коллективе;
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
Карта–схема оценки психологического климата Л.Н. Лутошкина;
Опросник межличностных отношений В. Шутца;
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);
Тест межличностных отношений Т. Лири;
Экспериментальная база: Псковский государственный университет
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. Вторая глава включает описание результатов эмпирического исследования особенностей коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. В заключении приводятся итоги проведенного исследования. Список литературы включает наименования. В приложении приведена сводная таблица результатов исследования, описаны применяемые методики, приведены таблицы SPSS. Работа содержит рисунки и таблицу.
В современном, постоянно изменяющемся и динамичном обществе особый интерес для изучения психологов приобретает проблема социально–психологического климата коллектива. Распространенность и новизна данной проблемы определяется, прежде всего, высокими требованиями к уровню психологической включенности индивида в совместную деятельность и постоянным усложнением психической жизнедеятельности людей.
Студенческая группа является психологическим центром формирования специалиста. Именно в ней формируются высоконравственные качества и правильное отношение к учебе. Она способна как повышать, так и понижать эффективность индивидуального процесса усвоение знаний.
Взаимодействие внутри студенческого коллектива является одной из важнейших областей в пространстве социально–психологического климата. От атмосферы в коллективе зависит отношение к выполняемой деятельности, эффективность совместной деятельности, эмоциональный настрой членов группы, их внешняя мотивация и, в итоге, удовлетворенность работой.
Социально–психологический климат был предметом изучения многих исследователей: К.К. Платонова, В.А. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Л.Г. Почебут, В.П. Машеро, Е.С. Кузьмина, Ю.Т. Тимофеева, В.А. Чикер и др.
Непосредственное влияние на психологический климат коллектива оказывают коммуникативные характеристики личности, которые, в свою очередь, сказываются на межличностных отношениях внутри учебной группы. С помощью межличностных отношений происходит адаптация человека к новой социальной среде и удовлетворяется потребность в контакте с другими людьми, что оказывает влияние на формирование социально–психологического климата учебной группы. На результаты деятельности и проявление потенциалов человека продуктивно влияет благоприятная атмосфера в группе. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи социально–психологического климата и индивидуальных характеристик личности.
Юношеский возраст – это период интенсивного личностного самоутверждения. Это первая ступень взрослости, где залогом успеха в деятельности является общение. Общение будет складываться успешнее при благоприятном социально–психологическом климате, следовательно, большую значимость приобретают навыки успешной коммуникации.
Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что на этапе обучения в высшем учебном заведении студенты сталкивается с разнообразными проблемами, на которые влияет социально–психологический климат их учебной группы. Общение в прошлом в позиции «ребенок–взрослый» меняется на позицию «взрослый–взрослый». Следовательно, колеблется эмоционально–волевая сфера, что непосредственно оказывает влияние на социально–психологический климат в студенческой группе и коммуникативных характеристиках ее членов, следовательно, появляется необходимость изучить взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативные характеристик её членов.
Целью исследования является выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов.
Объект исследования: студенты
Предмет исследования: взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативных характеристик ее членов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность.
Задачи исследования:
Изучить социально–психологический климат как психологическое явление.
Охарактеризовать особенности студенческого возраста, роль общения и значимость коммуникативных характеристик в общении.
Изучить социально–психологический климат учебных групп, выявить группы студентов с высокими и низкими показателями оценки социально–психологического климата.
Определить внутреннюю структуру коммуникативных характеристик студентов.
Сгруппировать испытуемых по выраженности у них коммуникативных характеристик и оценки ими степени благоприятности–неблагоприятности социально–психологического климата в их учебных группах.
Установить взаимосвязь интегрального показателя социально–психологического климата учебных групп и коммуникативных характеристик их членов.
Разработать рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах.
Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ научной психологической литературы);
эмпирические (шкалирование, тесты, опростики);
методы обработки данных (описательная статистика, факторный анализ, кластерный анализ, корреляционный анализ).
Методики исследования:
«Экспресс–методика» по изучению социально–психологического климата в коллективе;
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
Карта–схема оценки психологического климата Л.Н. Лутошкина;
Опросник межличностных отношений В. Шутца;
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);
Тест межличностных отношений Т. Лири;
Экспериментальная база: Псковский государственный университет
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. Вторая глава включает описание результатов эмпирического исследования особенностей коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. В заключении приводятся итоги проведенного исследования. Список литературы включает наименования. В приложении приведена сводная таблица результатов исследования, описаны применяемые методики, приведены таблицы SPSS. Работа содержит рисунки и таблицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив проблему коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах теоретически мы пришли к выводу, что в настоящее время существует несколько десятков различных подходов к изучению социально–психологического климата, каждый их которых определяет данное психологическое явление по–своему. Несмотря на это, большинство из них сводятся к тому, что устойчивый психологический настрой является целостной характеристикой коллектива. Он проявляется в отношениях к учебной ситуации и межличностном взаимодействии. Одновременно с этим он сказывается на результатах совместной деятельности, активности личности и её самочувствие.
Большое значение в формировании социально–психологического климата учебной группы имеет его неформальная структура, которая представляет собой отношения, которые обусловлены психологическими качествами (коммуникативными характеристиками) членов учебной группы. Два основных вида атмосферы в коллективе: благоприятная и неблагоприятная.
В юношеский период возрастает внимание к внутренним, личностным и собственно психологическим качествам. Юность и студенческие годы характеризуются значительным расширением круга общения, что дает возможность индивиду использовать коммуникативные свойства личности. При этом тому возрасту свойственна избирательность в общении, что проявляется в создании закрытых групп и своеобразной проверки на «верность». Данная ситуация не может не сказываться на формировании социально–психологического климата в их учебной группе.
На основе результатов научных исследований ученых, мы провели исследовательскую работу.
Исследование проводилась в 4 группах (41–ом студенте) и позволила определить существует ли взаимосвязь между коммуникативными характеристиками студентов и социально–психологическим климатом в учебных группах.
Были получены следующие данные:
Большинство студентов оценивают социально–психологический климат своих учебных групп как неблагоприятный;
Вся совокупность коммуникативных характеристик студентов делится на позитивно–коммуникативные, нейтрально–коммуникативные и негативно–коммуникативные характеристики;
В результате кластерного анализа показателей оценки социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов выделилось 3 значимые группы: с благоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками, положительно сказывающимися на нем; с неблагоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками отрицательно сказывающимся на нем; с нейтральным социально–психологическим климатом и среднем уровнем выраженности коммуникативных характеристик;
Из корреляционного анализа взаимосвязей шкал интегрального показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов можно сделать вывод, что между показателем социальном–психологического климата в группе и коммуникативными характеристиками студентов имеет место прямые взаимосвязи при р≤0,01 и р≤0,05, что дает нам право говорить что коммуникативные характеристики студентов обуславливают ситуацию социально–психологического климата в учебной группе.
В результате проведенного исследования разработан и предложен ряд рекомендаций для психологов в сфере образования по профилактике негативного социально – психологического климата в учебных группах.
Таким образом, цель, которая состояла в выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов, выполнена.
Гипотеза, которая заключалась в том, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность, доказана.
Таким образом, изучив проблему коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах теоретически мы пришли к выводу, что в настоящее время существует несколько десятков различных подходов к изучению социально–психологического климата, каждый их которых определяет данное психологическое явление по–своему. Несмотря на это, большинство из них сводятся к тому, что устойчивый психологический настрой является целостной характеристикой коллектива. Он проявляется в отношениях к учебной ситуации и межличностном взаимодействии. Одновременно с этим он сказывается на результатах совместной деятельности, активности личности и её самочувствие.
Большое значение в формировании социально–психологического климата учебной группы имеет его неформальная структура, которая представляет собой отношения, которые обусловлены психологическими качествами (коммуникативными характеристиками) членов учебной группы. Два основных вида атмосферы в коллективе: благоприятная и неблагоприятная.
В юношеский период возрастает внимание к внутренним, личностным и собственно психологическим качествам. Юность и студенческие годы характеризуются значительным расширением круга общения, что дает возможность индивиду использовать коммуникативные свойства личности. При этом тому возрасту свойственна избирательность в общении, что проявляется в создании закрытых групп и своеобразной проверки на «верность». Данная ситуация не может не сказываться на формировании социально–психологического климата в их учебной группе.
На основе результатов научных исследований ученых, мы провели исследовательскую работу.
Исследование проводилась в 4 группах (41–ом студенте) и позволила определить существует ли взаимосвязь между коммуникативными характеристиками студентов и социально–психологическим климатом в учебных группах.
Были получены следующие данные:
Большинство студентов оценивают социально–психологический климат своих учебных групп как неблагоприятный;
Вся совокупность коммуникативных характеристик студентов делится на позитивно–коммуникативные, нейтрально–коммуникативные и негативно–коммуникативные характеристики;
В результате кластерного анализа показателей оценки социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов выделилось 3 значимые группы: с благоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками, положительно сказывающимися на нем; с неблагоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками отрицательно сказывающимся на нем; с нейтральным социально–психологическим климатом и среднем уровнем выраженности коммуникативных характеристик;
Из корреляционного анализа взаимосвязей шкал интегрального показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов можно сделать вывод, что между показателем социальном–психологического климата в группе и коммуникативными характеристиками студентов имеет место прямые взаимосвязи при р≤0,01 и р≤0,05, что дает нам право говорить что коммуникативные характеристики студентов обуславливают ситуацию социально–психологического климата в учебной группе.
В результате проведенного исследования разработан и предложен ряд рекомендаций для психологов в сфере образования по профилактике негативного социально – психологического климата в учебных группах.
Таким образом, цель, которая состояла в выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов, выполнена.
Гипотеза, которая заключалась в том, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность, доказана.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА
В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-психологического климата подросткового коллектива на основе гендерных стереотипов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Изучение межличностных отношений студентов в учебных группах с разными социально-психологическими характеристиками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ФИНАНСИСТОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Влияние коллектива на формирование личности школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998



