ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...…4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………...…8
Понятие социально–психологического климата в психологии…………..8
Общая характеристика социально–психологического климата .……..8
Факторы, влияющие на социально–психологический климат в студенческой группе…………………………………………………………..15
Психологические особенности юношеского возраста…………………...20
Особенности юношеского возраста…………...……………………….20
Коммуникативная культура студента……………………………...….24
Роль общения в студенческом возрасте и значимость коммуникативных характеристик в общении…………………………..……29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1……………………………………………………………37
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ И СОЦИАЛЬНО–ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ……………………………………….…….39
2.1. Программа эмпирического исследования ………………………………...39
2.1.1. Цель задачи и организация исследования……………………………..39
2.1.2. Методики исследования…………………………………….……..……41
2.2. Исследование социально–психологического климата в учебных группах………………….…………………………………………...………………45
2.3. Факторный анализ внутренней структуры коммуникативных характеристик студентов ……….……………………………………….……...….50
2.4. Кластерный анализ выраженности коммуникативных характеристик студентов и их оценки социально–психологического климата учебных групп………………………………………………………….……………………...60
2.5. Корреляционный анализ взаимосвязей группового показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов……………………….……………………….………….65
2.6. Рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах…………………………………………………..……66
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2……………………………………………………69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..……………………………....72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………...75
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..79
ВВЕДЕНИЕ
В современном, постоянно изменяющемся и динамичном обществе особый интерес для изучения психологов приобретает проблема социально–психологического климата коллектива. Распространенность и новизна данной проблемы определяется, прежде всего, высокими требованиями к уровню психологической включенности индивида в совместную деятельность и постоянным усложнением психической жизнедеятельности людей.
Студенческая группа является психологическим центром формирования специалиста. Именно в ней формируются высоконравственные качества и правильное отношение к учебе. Она способна как повышать, так и понижать эффективность индивидуального процесса усвоение знаний.
Взаимодействие внутри студенческого коллектива является одной из важнейших областей в пространстве социально–психологического климата. От атмосферы в коллективе зависит отношение к выполняемой деятельности, эффективность совместной деятельности, эмоциональный настрой членов группы, их внешняя мотивация и, в итоге, удовлетворенность работой.
Социально–психологический климат был предметом изучения многих исследователей: К.К. Платонова, В.А. Петровского, А.Л. Свенцицкого, Л.Г. Почебут, В.П. Машеро, Е.С. Кузьмина, Ю.Т. Тимофеева, В.А. Чикер и др.
Непосредственное влияние на психологический климат коллектива оказывают коммуникативные характеристики личности, которые, в свою очередь, сказываются на межличностных отношениях внутри учебной группы. С помощью межличностных отношений происходит адаптация человека к новой социальной среде и удовлетворяется потребность в контакте с другими людьми, что оказывает влияние на формирование социально–психологического климата учебной группы. На результаты деятельности и проявление потенциалов человека продуктивно влияет благоприятная атмосфера в группе. Многие исследователи отмечают важность изучения взаимосвязи социально–психологического климата и индивидуальных характеристик личности.
Юношеский возраст – это период интенсивного личностного самоутверждения. Это первая ступень взрослости, где залогом успеха в деятельности является общение. Общение будет складываться успешнее при благоприятном социально–психологическом климате, следовательно, большую значимость приобретают навыки успешной коммуникации.
Таким образом, актуальность проблемы заключается в том, что на этапе обучения в высшем учебном заведении студенты сталкивается с разнообразными проблемами, на которые влияет социально–психологический климат их учебной группы. Общение в прошлом в позиции «ребенок–взрослый» меняется на позицию «взрослый–взрослый». Следовательно, колеблется эмоционально–волевая сфера, что непосредственно оказывает влияние на социально–психологический климат в студенческой группе и коммуникативных характеристиках ее членов, следовательно, появляется необходимость изучить взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативные характеристик её членов.
Целью исследования является выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов.
Объект исследования: студенты
Предмет исследования: взаимосвязь социально–психологического климата в студенческой группе и коммуникативных характеристик ее членов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность.
Задачи исследования:
Изучить социально–психологический климат как психологическое явление.
Охарактеризовать особенности студенческого возраста, роль общения и значимость коммуникативных характеристик в общении.
Изучить социально–психологический климат учебных групп, выявить группы студентов с высокими и низкими показателями оценки социально–психологического климата.
Определить внутреннюю структуру коммуникативных характеристик студентов.
Сгруппировать испытуемых по выраженности у них коммуникативных характеристик и оценки ими степени благоприятности–неблагоприятности социально–психологического климата в их учебных группах.
Установить взаимосвязь интегрального показателя социально–психологического климата учебных групп и коммуникативных характеристик их членов.
Разработать рекомендации для психологов в сфере образования по психологической профилактике негативного социально–психологического климата в учебных группах.
Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ научной психологической литературы);
эмпирические (шкалирование, тесты, опростики);
методы обработки данных (описательная статистика, факторный анализ, кластерный анализ, корреляционный анализ).
Методики исследования:
«Экспресс–методика» по изучению социально–психологического климата в коллективе;
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру);
Карта–схема оценки психологического климата Л.Н. Лутошкина;
Опросник межличностных отношений В. Шутца;
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл);
Тест межличностных отношений Т. Лири;
Экспериментальная база: Псковский государственный университет
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. Вторая глава включает описание результатов эмпирического исследования особенностей коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах. В заключении приводятся итоги проведенного исследования. Список литературы включает наименования. В приложении приведена сводная таблица результатов исследования, описаны применяемые методики, приведены таблицы SPSS. Работа содержит рисунки и таблицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, изучив проблему коммуникативных характеристик студентов и социально–психологического климата в учебных группах теоретически мы пришли к выводу, что в настоящее время существует несколько десятков различных подходов к изучению социально–психологического климата, каждый их которых определяет данное психологическое явление по–своему. Несмотря на это, большинство из них сводятся к тому, что устойчивый психологический настрой является целостной характеристикой коллектива. Он проявляется в отношениях к учебной ситуации и межличностном взаимодействии. Одновременно с этим он сказывается на результатах совместной деятельности, активности личности и её самочувствие.
Большое значение в формировании социально–психологического климата учебной группы имеет его неформальная структура, которая представляет собой отношения, которые обусловлены психологическими качествами (коммуникативными характеристиками) членов учебной группы. Два основных вида атмосферы в коллективе: благоприятная и неблагоприятная.
В юношеский период возрастает внимание к внутренним, личностным и собственно психологическим качествам. Юность и студенческие годы характеризуются значительным расширением круга общения, что дает возможность индивиду использовать коммуникативные свойства личности. При этом тому возрасту свойственна избирательность в общении, что проявляется в создании закрытых групп и своеобразной проверки на «верность». Данная ситуация не может не сказываться на формировании социально–психологического климата в их учебной группе.
На основе результатов научных исследований ученых, мы провели исследовательскую работу.
Исследование проводилась в 4 группах (41–ом студенте) и позволила определить существует ли взаимосвязь между коммуникативными характеристиками студентов и социально–психологическим климатом в учебных группах.
Были получены следующие данные:
Большинство студентов оценивают социально–психологический климат своих учебных групп как неблагоприятный;
Вся совокупность коммуникативных характеристик студентов делится на позитивно–коммуникативные, нейтрально–коммуникативные и негативно–коммуникативные характеристики;
В результате кластерного анализа показателей оценки социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов выделилось 3 значимые группы: с благоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками, положительно сказывающимися на нем; с неблагоприятным социально–психологическим климатом и коммуникативными характеристиками отрицательно сказывающимся на нем; с нейтральным социально–психологическим климатом и среднем уровнем выраженности коммуникативных характеристик;
Из корреляционного анализа взаимосвязей шкал интегрального показателя социально–психологического климата и показателей коммуникативных характеристик студентов можно сделать вывод, что между показателем социальном–психологического климата в группе и коммуникативными характеристиками студентов имеет место прямые взаимосвязи при р≤0,01 и р≤0,05, что дает нам право говорить что коммуникативные характеристики студентов обуславливают ситуацию социально–психологического климата в учебной группе.
В результате проведенного исследования разработан и предложен ряд рекомендаций для психологов в сфере образования по профилактике негативного социально – психологического климата в учебных группах.
Таким образом, цель, которая состояла в выявление обусловленности социально–психологического климата учебных групп коммуникативными характеристиками их членов, выполнена.
Гипотеза, которая заключалась в том, что социально–психологический климат в студенческой группе взаимосвязан с коммуникативными характеристиками ее членов, а именно чем выше показатели благоприятности социально–психологического климата, тем в большей степени выражены позитивно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как дружелюбие, альтруистичность и эмпатия, и наоборот, чем ниже показатели социально–психологического климата, тем в большей степени выражены негативно–коммуникативные характеристики ее членов, такие как авторитарности и эгоистичность, доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова К.А. Детство. Юность. Молодость. – М.: Изд–во МПСИ, 2010. – 369 с.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. – М.: Педагогика, 1980. – 288 с.
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект–Пресс, 2008. – 376 с.
Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. – Прага, 1988. – С. 56-58.
Антонов В.Г. Организационное поведение. – М.: Экзамен, 2006. – 432 с.
Бодалев A.A. Психология общения. – М.: Воронеж, НПО «МО-ДЕК», 1996. – 256 с.
Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – СПб.: ЛГУ, 2008. – 250 с.
Бодалев А.А. Психология общения. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 450 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
Бойко В.В. Социально – психологический климат коллектива и личность. – М.: 2000. – 207 с.
Братченко С.Л. Диагностика личностно – развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – Псков, 1997. – 68 с.
Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: Акаемия, 2001. – С. 224.
Викторова Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: Дис. д–ра. пед. наук. Красноярск, 1999. – С. 223.
Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2004. – 256 с.
Возрастная психология / Под ред Г.С. Костюка – М.: Сов шк, 1976. – 269 с.
Волков Б.С. Психология юности и молодости. – М.: Трикста: Акад. проект, 2006. – 254 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
Дохоян А.М. Необходимость формирования коммуникативной культуры студентов / А.М. Дохоян // Педагогическое образование и наука: науч. – метод. журн. – 2010. – № 10. – С. 93–95.
Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности: Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека. – М.: Изд–во Московского Университета, 1987. – 210 с.
Заброцкий М. М. Возрастная психология. – К.: МАУП, 1998. – 89 с.
Землянова Л.М. О парадоксах коммуникативного разнообразия // Вестн. моск. ун–та. – 1998. – Сер.10. – № 4. – С. 9-13.
Знаков В. В. Понимание в познании и общении. – М., 1993. – С. 267.
Котенко Л.П. Тенденции развития коммуникативно–речевых компетенций в современном мире / Л.П. Котенко // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 12.
Леонтьев А.А. Психология общения. – 2–е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Академия, 2008. – 368 с.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: некоторые проблемы общей теории речевой деятельности – М., 2006. – 248с.
Леонтьев А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия. – М.: Из–во МГУ, 1994. – 285 с.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. – С. 130.
Мазаева И.А О необходимости формирования коммуникативной культуры // Молодежная культура и ценности будущего, «Verba Magidtri». – Санкт–Петербург, 2001. – С. 36–38.
Машков В.Н. Психология управления. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002. – 254 с.
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Кн. 1. Личная безопасность. – М.: Высш. шк., 2004. – С. 112.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
Носс. И.Н. Психология управления персоналом предприятия. – М.: КСП+, 2012. – С. 234.
Обозов Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. – СПб.: СаиВеда, 2000. – 135 с.
Обозов Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости. – Самара: БАХРАХ, 2007. – 521 с.
Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с.
Парыгин Б.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 616 с.
Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И. Самыгина. – Р–н–Д , 1998. – 544 с.
Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. – СПБ.: Речь, 2000. – 302 с.
Родионова И.В., Титова О.А. Повышение качества обучения гуманитарным дисциплинам в контексте требований ФГОС // Развитие гуманитарной науки в современном социокультурном пространстве: Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием (Тула, 7–9 октября 2015 г. / Отв. редактор Ю. В. Иванова. – Тула: Изд–во Тул. гос. пед. ун–та им. Л. Н. Толстого, 2015. – С. 153 – 157.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003. – 208 с.
Словарь основных понятий по культурологи: Учеб. пособ. / М–во образования РФ.; СГУ. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 148 с.
Соснин В.А. Социальная психология. – М.: ФОРУМ: ИНФРА–М, 2008. – 336 с.
Спивак. В.А. Организационное поведение и управление персоналом. – СПб.: 2001. – 416 с.
Филлипова Г.В. Коммуникативная культура студентов // Научно методический электронный журнал «Концепт». 2016. – Т. 5. – С. 181 – 185.
Хазанова. М.А. Исследование факторов, способствующих успешности общения. Психолого – педагогические проблемы коллектива и личности: сб.науч.трудов. – М.: НИИ ОП АПН ССР, 1978. – 165 с.
Чередниченко И.П. Психология управления. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
Чернышев А.С. Социально – психологические основы организованности коллектива. – Воронеж: Изд – во ВГУ, 2001. – 164 с.
Черри К. Человек и информация / Пер. с англ. – М., 1972. – С. 36.
Шаталова Н.И. Организационная культура. – М.: Экзамен, 2006. – 652 с.
Шейнов В.П. Психотехнологии влияния.– Минск: Харвест, 2005. – С. 224.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М., 1973. – С. 23.