Организация социального обслуживания населения в Республике Таджикистан
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ социального обслуживания населения 10
1.1. Анализ понятия и сущности социального обслуживания 10
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания населения в
РТ 19
Глава 2. Организация системы социального обслуживания в современном Таджикистане 30
2.1. Основные направления организации социального обслуживания населения
в РТ 30
2.2. Организация процесса социального обслуживания на примере Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 66
Глава 1. Теоретический анализ социального обслуживания населения 10
1.1. Анализ понятия и сущности социального обслуживания 10
1.2. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания населения в
РТ 19
Глава 2. Организация системы социального обслуживания в современном Таджикистане 30
2.1. Основные направления организации социального обслуживания населения
в РТ 30
2.2. Организация процесса социального обслуживания на примере Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района
Заключение 52
Список литературы 56
Приложение 66
При изучении социального обслуживания в Республике Таджикистан, необходимо кратко отметить некоторые характерные особенности, присущие данной республике. Республика Таджикистан находится на юго-западной части Центрально-Азиатского региона и делится на две области (вилояты - Хатлонская и Согдийская область), автономную область (Горно Бадахшанская Автономная область) и районы республиканского подчинения, расположенные в центре, находящиеся в управлении г. Душанбе. Каждый регион подразделяется на административные зоны или районы (нохия). Всего в РТ 58 районов, 17 городов и 57 поселков городского типа. Основная часть населения 73,6% проживает в сельской местности. Средний возраст составляет 22,4 года. Пожилые в возрасте 65 лет и старше составляют около 3% от общей численности населения. 34% населения - это дети в возрасте 15 лет и младше, от 15 до 65 лет - составляет 62% [57, с. 3-4]. В Таджикистане уровень грамотности определяется по умению читать и писать на каком-либо языке. Около 6 356 160 людей старше 15 лет могут писать и читать, что составляет 99,7% от общего числа взрослого населения. Безграмотными остаются, на данный момент около 14 454 человека [39].
После объявления независимости в 1991 году Республика Таджикистан переживала переходный экономический период, усугубленный гражданской войной (1992 - 1997 гг.). Несмотря на то, что восстановление экономики продолжается с 2000 года, тормозящим фактором стал финансовый кризис 2008 года, из-за чего Таджикистан остается страной с низким уровнем дохода. «Республика Таджикистан занимает 127-е место в шкале развития человеческого потенциала: 41% населения по-прежнему живет за чертой бедности и 17% ниже черты крайней бедности» [57, с.4].
Социально-экономическое положение Республики Таджикистан и ограниченные возможности приводят к недостаточности мер социальной защиты населения (социальное обслуживание, адресные выплаты, здравоохранение, образование, правопорядок), из-за чего наблюдается высокий уровень социальной уязвимости людей.
Задачами социальной политики в Республике Таджикистан являются: поддержка уязвимых слоев населения, правовое обеспечение защиты интересов всех членов общества [1], достижение стабильности, выработка стратегии снижения бедности [15], увеличение доходов населения, снижение уровня безработицы, реформирование трудового законодательства. С одной стороны, поставленные задачи расширяют сферы активности членов общества, влекут за собой важные сдвиги в социальной структуре, но с другой стороны, становятся причиной углубления социальных различий, поляризации людей на бедных и богатых, распространения безработицы, усиления миграции, снижения уровня благосостояния большинства населения страны и ряда других отрицательных явлений.
Согласно данным исследования Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан на 2018г. более 660 тыс. граждан Таджикистана являются получателями различных выплат и социальных пособий. Общее количество зарегистрированных людей с инвалидностью на январь 2018 года составило 151 349 человек, из них - 27 014 детей. 7 321 человек зарегистрированы как страдающие наркоманией, 1 146 людей проживают с ВИЧ, включая 127 детей в возрасте 0-14 лет [41]. Несмотря на то, что уровень бедности населения в 2016 году снизился до 30,3%, в условиях крайней нищеты проживает 14% населения [70]. По результатам исследования социального отчуждения было выявлено, что 6,9% респондентов считают себя социально отчужденными и каждый четвертый опрошенный нуждается в помощи для выхода из трудной жизненной ситуации [21].
Актуальность темы выпускной работы заключается в том, чтобы обратить внимание на существующий пробел в изучении социальной политики Республики Таджикистан. Успех реализации этих намерений выдвигает необходимость теоретического осмысления содержания целей социальной политики Республики Таджикистан на современном этапе, и привлечение общества к реализации этих целей в жизни общества.
Эффективность решения социальных проблем зависит не только от приложения экономических ресурсов, но и от принятия политических мер управленческого характера, определения долгосрочных целей социального развития общества, сбалансированного согласования интересов различных групп и общностей [38]. Поэтому не только властные структуры, но и другие субъекты ориентированы на добровольное расширение пределов своей социальной ответственности, привлекая тем самым людей не только к повышению производительности труда, но и сбережении ценности мира и стабильности в обществе [32]. Исходя из этого, особую актуальность представляет исследование процесса организации социального обслуживания населения республики Таджикистан.
Объект исследования - социальное обслуживание населения.
Предмет исследования - основные направления организации социального обслуживания населения в Республике Таджикистан.
Цель - выявление основных направлений организации социального обслуживания населения в Республики Таджикистан и описание её организационно-управленческой модели.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность социального обслуживания.
2. Осуществить анализ нормативно-правового обеспечения социального обслуживания населения в РТ.
3. Выделить основные направления и формы организации социального обслуживания в Республике Таджикистан.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования процесса организации социального обслуживания населения (на примере Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района РТ).
Гипотезы:
1. По-видимому, междисциплинарный подход позволит определить понятие и в полном объеме выявить сущность социального обслуживания.
2. Вероятно, что существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения и решать ряд задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения.
3. Возможно, что основными формами социального обслуживания населения в РТ являются: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях и учреждениях временного пребывания.
4. Вероятно, существует потребность в переподготовки и повышении квалификации специалистов Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района, работающих с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема социального обслуживания обществоведами и историками до недавнего времени, изучалась не комплексно, а в основном на уровне статей и научных работ, как анализ отдельных конкретных проблем, посвященных созданию и развитию промышленности республики, формированию социальной инфраструктуры, стратегии реформирования отраслей социальной сферы и т.д. [33]. В Республике Таджикистан «научный потенциал», статьи, научные исследования и фундаментальные работы, рассматривающие систему социального обслуживания и затрагивающие решение историко-правовых, теоретических и практических вопросов развития Республики, за исключением некоторых публикаций, не ориентирован на решение приоритетных проблем социального развития страны [19].
Вопросы формирования государственной социальной деятельности в досоветский период истории Таджикистана затронуты отечественными учеными-юристами, среди которых следует особо отметить монографии и учебные пособия И.Б. Буриева [23], Р.Ш. Сативалдыева [52], А.Г. Халикова [65]. Развитие отдельных аспектов социальной сферы в Таджикистане было рассмотрено в трудах Ф.Т. Тахирова [60], П.М. Диноршоева [24], З.А. Комиловой [34]. Следует также отметить исследование З.А. Икрами, посвященное трудовой миграции [30] - одной из насущных социально-экономических проблем на современном этапе развития Таджикистана.
Таким образом, анализ состояния разработанности темы показывает, что в работах наших ученых недостаточно исследованы взаимосвязи социальной политики и гражданской активности членов общества, которые помимо формальных институтов вносят свой вклад в обеспечение стабильности и решении отдельных проблем. Возможно, это связано с тем, что вне поля зрения отечественных исследователей оставался такой аспект проблемы, как возможности вариативных решений социальных вопросов независимо от прямой вовлеченности государства путем партнерского и конкурентного участия в проведении социальной политики институтов гражданского общества. Данное обстоятельство побудило автора данной работы сделать скромную попытку восполнить имеющиеся пробелы.
Теоретико-методологическую основу работы составляет системный подход.
Методы исследования - анализ научной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов по организации социального обслуживания населения в Республике Таджикистан. Анализ статистических данных, сайтов организаций и ведомств. Для сбора и обработки эмпирических данных были использованы социологические методы: интервью с руководителем отдела, экспертный опрос специалистов и начальников Отдела, наблюдение.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В контексте экономического, правового и социологического подходов, социальное обслуживание можно определить, как один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление государственными органами услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан, несмотря на имеющиеся недочеты, позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения и решать ряд задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения, осуществлять функции по управлению социальной сферой.
3. Основными формами социального обслуживания населения РТ являются: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях и учреждениях временного пребывания.
4. Решение проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также обучение социальных работников в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан, позволит улучшить процесс социального обслуживания населения на местном уровне РТ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В данной работе изучено содержание основных приоритетов социальной политики Республики Таджикистан на современном этапе ее развития. Рассмотрен процесс организации социального обслуживания населения в современной Республике Таджикистан. Положения и выводы диссертации могут быть полезны для разработки разделов, посвященных данной проблеме в учебных материалах по социально-политическим наукам. Они также могут использоваться для дальнейшего сравнительного изучения проблем социальной политики в таджикском обществе.
Материалы исследования полезны для дальнейших научных исследований данной проблемы. В учебном процессе пригодны для всестороннего изучения теоретических, исторических и практических основ социального государства. Позитивно влияют на пропаганду значимости реализации идеи социального государства - реализации, являющейся одним из обязательных условий сохранения и прогрессивного развития Таджикистана.
Апробация результатов работы:
1. Сидикова М.А. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания населения Республики Таджикистан // Социология в современном мире: наука, образование, творчество, 2020. Т. 1. № 12. С. 253¬255. НИТ:http://journal.asu.ru/smw/article/view/7858 [56].
2. Сидикова М.А. «Основные отличия и сходства федеральной нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Таджикистан» // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. - Барнаул : АлтГУ, 2021 (в печати).
3. Сидикова М.А. «Организационно-управленческая модель системы социального обслуживания в Республике Таджикистан» // Социология в современном мире: наука, образование, творчество, 2021. № 13 (в печати).
Структура и объем магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
После объявления независимости в 1991 году Республика Таджикистан переживала переходный экономический период, усугубленный гражданской войной (1992 - 1997 гг.). Несмотря на то, что восстановление экономики продолжается с 2000 года, тормозящим фактором стал финансовый кризис 2008 года, из-за чего Таджикистан остается страной с низким уровнем дохода. «Республика Таджикистан занимает 127-е место в шкале развития человеческого потенциала: 41% населения по-прежнему живет за чертой бедности и 17% ниже черты крайней бедности» [57, с.4].
Социально-экономическое положение Республики Таджикистан и ограниченные возможности приводят к недостаточности мер социальной защиты населения (социальное обслуживание, адресные выплаты, здравоохранение, образование, правопорядок), из-за чего наблюдается высокий уровень социальной уязвимости людей.
Задачами социальной политики в Республике Таджикистан являются: поддержка уязвимых слоев населения, правовое обеспечение защиты интересов всех членов общества [1], достижение стабильности, выработка стратегии снижения бедности [15], увеличение доходов населения, снижение уровня безработицы, реформирование трудового законодательства. С одной стороны, поставленные задачи расширяют сферы активности членов общества, влекут за собой важные сдвиги в социальной структуре, но с другой стороны, становятся причиной углубления социальных различий, поляризации людей на бедных и богатых, распространения безработицы, усиления миграции, снижения уровня благосостояния большинства населения страны и ряда других отрицательных явлений.
Согласно данным исследования Агентства по статистике при Президенте Республики Таджикистан на 2018г. более 660 тыс. граждан Таджикистана являются получателями различных выплат и социальных пособий. Общее количество зарегистрированных людей с инвалидностью на январь 2018 года составило 151 349 человек, из них - 27 014 детей. 7 321 человек зарегистрированы как страдающие наркоманией, 1 146 людей проживают с ВИЧ, включая 127 детей в возрасте 0-14 лет [41]. Несмотря на то, что уровень бедности населения в 2016 году снизился до 30,3%, в условиях крайней нищеты проживает 14% населения [70]. По результатам исследования социального отчуждения было выявлено, что 6,9% респондентов считают себя социально отчужденными и каждый четвертый опрошенный нуждается в помощи для выхода из трудной жизненной ситуации [21].
Актуальность темы выпускной работы заключается в том, чтобы обратить внимание на существующий пробел в изучении социальной политики Республики Таджикистан. Успех реализации этих намерений выдвигает необходимость теоретического осмысления содержания целей социальной политики Республики Таджикистан на современном этапе, и привлечение общества к реализации этих целей в жизни общества.
Эффективность решения социальных проблем зависит не только от приложения экономических ресурсов, но и от принятия политических мер управленческого характера, определения долгосрочных целей социального развития общества, сбалансированного согласования интересов различных групп и общностей [38]. Поэтому не только властные структуры, но и другие субъекты ориентированы на добровольное расширение пределов своей социальной ответственности, привлекая тем самым людей не только к повышению производительности труда, но и сбережении ценности мира и стабильности в обществе [32]. Исходя из этого, особую актуальность представляет исследование процесса организации социального обслуживания населения республики Таджикистан.
Объект исследования - социальное обслуживание населения.
Предмет исследования - основные направления организации социального обслуживания населения в Республике Таджикистан.
Цель - выявление основных направлений организации социального обслуживания населения в Республики Таджикистан и описание её организационно-управленческой модели.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность социального обслуживания.
2. Осуществить анализ нормативно-правового обеспечения социального обслуживания населения в РТ.
3. Выделить основные направления и формы организации социального обслуживания в Республике Таджикистан.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования процесса организации социального обслуживания населения (на примере Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района РТ).
Гипотезы:
1. По-видимому, междисциплинарный подход позволит определить понятие и в полном объеме выявить сущность социального обслуживания.
2. Вероятно, что существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения и решать ряд задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения.
3. Возможно, что основными формами социального обслуживания населения в РТ являются: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях и учреждениях временного пребывания.
4. Вероятно, существует потребность в переподготовки и повышении квалификации специалистов Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района, работающих с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблема социального обслуживания обществоведами и историками до недавнего времени, изучалась не комплексно, а в основном на уровне статей и научных работ, как анализ отдельных конкретных проблем, посвященных созданию и развитию промышленности республики, формированию социальной инфраструктуры, стратегии реформирования отраслей социальной сферы и т.д. [33]. В Республике Таджикистан «научный потенциал», статьи, научные исследования и фундаментальные работы, рассматривающие систему социального обслуживания и затрагивающие решение историко-правовых, теоретических и практических вопросов развития Республики, за исключением некоторых публикаций, не ориентирован на решение приоритетных проблем социального развития страны [19].
Вопросы формирования государственной социальной деятельности в досоветский период истории Таджикистана затронуты отечественными учеными-юристами, среди которых следует особо отметить монографии и учебные пособия И.Б. Буриева [23], Р.Ш. Сативалдыева [52], А.Г. Халикова [65]. Развитие отдельных аспектов социальной сферы в Таджикистане было рассмотрено в трудах Ф.Т. Тахирова [60], П.М. Диноршоева [24], З.А. Комиловой [34]. Следует также отметить исследование З.А. Икрами, посвященное трудовой миграции [30] - одной из насущных социально-экономических проблем на современном этапе развития Таджикистана.
Таким образом, анализ состояния разработанности темы показывает, что в работах наших ученых недостаточно исследованы взаимосвязи социальной политики и гражданской активности членов общества, которые помимо формальных институтов вносят свой вклад в обеспечение стабильности и решении отдельных проблем. Возможно, это связано с тем, что вне поля зрения отечественных исследователей оставался такой аспект проблемы, как возможности вариативных решений социальных вопросов независимо от прямой вовлеченности государства путем партнерского и конкурентного участия в проведении социальной политики институтов гражданского общества. Данное обстоятельство побудило автора данной работы сделать скромную попытку восполнить имеющиеся пробелы.
Теоретико-методологическую основу работы составляет системный подход.
Методы исследования - анализ научной литературы, законодательных и нормативно-правовых документов по организации социального обслуживания населения в Республике Таджикистан. Анализ статистических данных, сайтов организаций и ведомств. Для сбора и обработки эмпирических данных были использованы социологические методы: интервью с руководителем отдела, экспертный опрос специалистов и начальников Отдела, наблюдение.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В контексте экономического, правового и социологического подходов, социальное обслуживание можно определить, как один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление государственными органами услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
2. Существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан, несмотря на имеющиеся недочеты, позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения и решать ряд задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения, осуществлять функции по управлению социальной сферой.
3. Основными формами социального обслуживания населения РТ являются: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях и учреждениях временного пребывания.
4. Решение проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также обучение социальных работников в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан, позволит улучшить процесс социального обслуживания населения на местном уровне РТ.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
В данной работе изучено содержание основных приоритетов социальной политики Республики Таджикистан на современном этапе ее развития. Рассмотрен процесс организации социального обслуживания населения в современной Республике Таджикистан. Положения и выводы диссертации могут быть полезны для разработки разделов, посвященных данной проблеме в учебных материалах по социально-политическим наукам. Они также могут использоваться для дальнейшего сравнительного изучения проблем социальной политики в таджикском обществе.
Материалы исследования полезны для дальнейших научных исследований данной проблемы. В учебном процессе пригодны для всестороннего изучения теоретических, исторических и практических основ социального государства. Позитивно влияют на пропаганду значимости реализации идеи социального государства - реализации, являющейся одним из обязательных условий сохранения и прогрессивного развития Таджикистана.
Апробация результатов работы:
1. Сидикова М.А. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания населения Республики Таджикистан // Социология в современном мире: наука, образование, творчество, 2020. Т. 1. № 12. С. 253¬255. НИТ:http://journal.asu.ru/smw/article/view/7858 [56].
2. Сидикова М.А. «Основные отличия и сходства федеральной нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Таджикистан» // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс] : сб. науч. тр. - Барнаул : АлтГУ, 2021 (в печати).
3. Сидикова М.А. «Организационно-управленческая модель системы социального обслуживания в Республике Таджикистан» // Социология в современном мире: наука, образование, творчество, 2021. № 13 (в печати).
Структура и объем магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Основная задача системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы используя нормативно-правовые, экономические, социально-психологические, организационно-технические мероприятия, создать благоприятные условия жизни и соответствующую окружающую среду для каждого человека, обеспечить поддержание нормального уровня жизни человека, развитие его духовных и физических способностей.
Проведенный анализ категории социального обслуживания в контексте экономического, правового и социологического подходов, позволяет определить социальное обслуживание как один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государства различных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан, несмотря на имеющиеся недочеты, все же позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения и решать ряд задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения, осуществлять функции по управлению социальной сферой, обеспечивать социальные льготы и определять статус лиц, получающих социальные пособия.
Система социальной защиты в Республике Таджикистан является сложной и неоднозначной, состоящей из различных и разрозненных выплат, социальных пособий, компенсаций и льгот, предоставляемых различным категориям граждан. Исполнительным органом, гарантирующим предоставление услуг в социальной сфере, является государственное агентство по социальной защите населения РТ. Формы социального обслуживания - социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях и в учреждениях временного пребывания.
Основными направлениями являются: пенсионное обеспечение и адресная социальная помощь; социальное и пенсионное страхование; обеспечение по инвалидности, социальная помощь; предоставление услуг по реабилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей, ветеранов, пенсионеров и других лиц, которые нуждаются в услугах и поддержке. Закон о социальной защите лиц с ограниченными возможностями предоставляет лицам с ограниченными возможностями право на получение социальной помощи, в основном пенсий и социальных услуг, независимо от трудовой занятости лица. Закон предоставляет бесплатные социальные и личные услуги для людей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в постоянном уходе и имеют право на получение помощи на дому.
Анализ интервью, экспертной анкеты специалистов и наблюдение в Отделе социальной помощи на дому при Правительстве Аштского района, позволили познакомиться с процессом организации социального обслуживания, выявить категории обслуживаемых граждан, некоторые характеристики самих специалистов и способы получения информации об оказываемых услугах, а также виды и объемы оказываемых услуг.
Проведение социальной политики основывается на определенном видении стратегии развития экономической жизни страны и открытии или закрытии доступа широких слоев населения к его ресурсам. Выработка такой стратегии в Республике дается нелегко и приходится учитывать и согласовывать в этом процессе интересы различных социальных групп. Иногда непримиримое противоборство этих интересов затрудняет сформулировать конкретную программу перемен в сфере социальной политики. Невозможность достижения полного соответствия представления групп, общностей о темпах, последовательности и способах реализации необходимых мер являются характерными чертами самой сущности социальной политики. Тем самым экономическая и социальная сфера общественной жизни между собой связаны функционально и определяют состояние жизнедеятельности друг друга, то есть особенности одной сферы отражаются в проявлении особенностей другой.
Для совершенствования системы социальной защиты населения Республики Таджикистан, можно выделить некоторые рекомендации:
• При разработке законов и их практическом внедрении, необходимо учитывать мeжсекторaльную особенность.
• Следует позаботиться об инклюзивности и равноправии доступа к возможностям, ресурсам и услугам.
• Обеспечить реализацию прав и возможностей бедных и уязвимых групп, открыть им доступ к участию в экономической, социальной и политической жизни.
• Направить усилия на развитие самопомощи среди бедных и уязвимых групп и способности преодоления хронических или внезапных рисков.
• Диверсификация в предоставлении социальных услуг уязвимым группам населения для преодоления трудных жизненных ситуаций.
• Развитие в соответствии с международными стандартами кадрового потенциала и специалистов медицинских и немедицинских профессий.
• Решение проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также обучение социальных работников в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан, позволит улучшить процесс социального обслуживания населения на местном уровне РТ.
• Осуществление конкретных действий по устранению препятствий для оказания реабилитационных услуг. Привлечение лиц с ограниченными возможностями в принятии решений, непосредственно влияющих на их жизнь [57, с. 1].
В настоящее время приобретает значимость развитие интегрированного подхода к управлению социальной защитой уязвимых групп населения. Такой подход предусматривает предоставление комплексных и доступных услуг на основе оценки потребностей населения, их активное участие в процессах планирования, мониторинга социальных программ, привлечение ресурсов сообщества к решению проблем, преодолению трудных жизненных обстоятельств, укрепление межведомственного взаимодействия в сфере принятия решений в их интересах.
Система социальной защиты населения Таджикистана в условиях развивающейся экономики продолжает свое формирование и еще не достигла своей окончательной конфигурации. Важно, чтобы ее плодами пользовались в случае необходимости все члены общества, а эффективность управления системой социальной защиты выражалась в своевременности ее оказания, соответствии реальным потребностям и подъеме благополучия уязвимых групп населения.
Таким образом, в данной диссертации был проведен анализ понятия и сущности социального обслуживания; осуществлен анализ нормативно-правового обеспечения социального обслуживания в Республике Таджикистан; выделены основные направления организации социального обслуживания в РТ; изучен процесс организации социального обслуживания населения (на примере Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района) обработаны и проанализированы данные исследования процесса организации социального обслуживания, что свидетельствует о решении заявленных во введении задач.
Гипотеза №1, о том что междисциплинарный подход позволит определить в полном объеме понятие и сущность социального обслуживания, на мой взгляд подтвердилась не в полной мере, т.к. были рассмотрены только социологический, правовой и экономический подходы.
Гипотеза №2 подтвердилась в том, что существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения, но решение ряда задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения требует больших усилий и практического внедрения.
Гипотеза №3 подтвердилась. На основании закона РТ о социальном обслуживании (Aхбopи Маджлиеи Сли Республики Таджикистан, 2008 год, №1 часть 2, ст. 24, основными формами социального обслуживания населения в РТ являются: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях и учреждениях временного пребывания.
Гипотеза №4 «Вероятно, существует потребность в переподготовки и повышении квалификации специалистов Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района, работающих с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями», подтвердилась. Решение проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также обучение социальных работников в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан, позволит улучшить процесс социального обслуживания населения на местном уровне РТ.
На основании вышесказанного, можно считать, что, задачи, поставленные в ходе исследования решены, цель - достигнута.
Проведенный анализ категории социального обслуживания в контексте экономического, правового и социологического подходов, позволяет определить социальное обслуживание как один из видов социального обеспечения, направленный на предоставление специальными органами государства различных материальных услуг бесплатно или на условиях частичной оплаты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан, несмотря на имеющиеся недочеты, все же позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения и решать ряд задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения, осуществлять функции по управлению социальной сферой, обеспечивать социальные льготы и определять статус лиц, получающих социальные пособия.
Система социальной защиты в Республике Таджикистан является сложной и неоднозначной, состоящей из различных и разрозненных выплат, социальных пособий, компенсаций и льгот, предоставляемых различным категориям граждан. Исполнительным органом, гарантирующим предоставление услуг в социальной сфере, является государственное агентство по социальной защите населения РТ. Формы социального обслуживания - социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях и в учреждениях временного пребывания.
Основными направлениями являются: пенсионное обеспечение и адресная социальная помощь; социальное и пенсионное страхование; обеспечение по инвалидности, социальная помощь; предоставление услуг по реабилитации лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей, ветеранов, пенсионеров и других лиц, которые нуждаются в услугах и поддержке. Закон о социальной защите лиц с ограниченными возможностями предоставляет лицам с ограниченными возможностями право на получение социальной помощи, в основном пенсий и социальных услуг, независимо от трудовой занятости лица. Закон предоставляет бесплатные социальные и личные услуги для людей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в постоянном уходе и имеют право на получение помощи на дому.
Анализ интервью, экспертной анкеты специалистов и наблюдение в Отделе социальной помощи на дому при Правительстве Аштского района, позволили познакомиться с процессом организации социального обслуживания, выявить категории обслуживаемых граждан, некоторые характеристики самих специалистов и способы получения информации об оказываемых услугах, а также виды и объемы оказываемых услуг.
Проведение социальной политики основывается на определенном видении стратегии развития экономической жизни страны и открытии или закрытии доступа широких слоев населения к его ресурсам. Выработка такой стратегии в Республике дается нелегко и приходится учитывать и согласовывать в этом процессе интересы различных социальных групп. Иногда непримиримое противоборство этих интересов затрудняет сформулировать конкретную программу перемен в сфере социальной политики. Невозможность достижения полного соответствия представления групп, общностей о темпах, последовательности и способах реализации необходимых мер являются характерными чертами самой сущности социальной политики. Тем самым экономическая и социальная сфера общественной жизни между собой связаны функционально и определяют состояние жизнедеятельности друг друга, то есть особенности одной сферы отражаются в проявлении особенностей другой.
Для совершенствования системы социальной защиты населения Республики Таджикистан, можно выделить некоторые рекомендации:
• При разработке законов и их практическом внедрении, необходимо учитывать мeжсекторaльную особенность.
• Следует позаботиться об инклюзивности и равноправии доступа к возможностям, ресурсам и услугам.
• Обеспечить реализацию прав и возможностей бедных и уязвимых групп, открыть им доступ к участию в экономической, социальной и политической жизни.
• Направить усилия на развитие самопомощи среди бедных и уязвимых групп и способности преодоления хронических или внезапных рисков.
• Диверсификация в предоставлении социальных услуг уязвимым группам населения для преодоления трудных жизненных ситуаций.
• Развитие в соответствии с международными стандартами кадрового потенциала и специалистов медицинских и немедицинских профессий.
• Решение проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также обучение социальных работников в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан, позволит улучшить процесс социального обслуживания населения на местном уровне РТ.
• Осуществление конкретных действий по устранению препятствий для оказания реабилитационных услуг. Привлечение лиц с ограниченными возможностями в принятии решений, непосредственно влияющих на их жизнь [57, с. 1].
В настоящее время приобретает значимость развитие интегрированного подхода к управлению социальной защитой уязвимых групп населения. Такой подход предусматривает предоставление комплексных и доступных услуг на основе оценки потребностей населения, их активное участие в процессах планирования, мониторинга социальных программ, привлечение ресурсов сообщества к решению проблем, преодолению трудных жизненных обстоятельств, укрепление межведомственного взаимодействия в сфере принятия решений в их интересах.
Система социальной защиты населения Таджикистана в условиях развивающейся экономики продолжает свое формирование и еще не достигла своей окончательной конфигурации. Важно, чтобы ее плодами пользовались в случае необходимости все члены общества, а эффективность управления системой социальной защиты выражалась в своевременности ее оказания, соответствии реальным потребностям и подъеме благополучия уязвимых групп населения.
Таким образом, в данной диссертации был проведен анализ понятия и сущности социального обслуживания; осуществлен анализ нормативно-правового обеспечения социального обслуживания в Республике Таджикистан; выделены основные направления организации социального обслуживания в РТ; изучен процесс организации социального обслуживания населения (на примере Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района) обработаны и проанализированы данные исследования процесса организации социального обслуживания, что свидетельствует о решении заявленных во введении задач.
Гипотеза №1, о том что междисциплинарный подход позволит определить в полном объеме понятие и сущность социального обслуживания, на мой взгляд подтвердилась не в полной мере, т.к. были рассмотрены только социологический, правовой и экономический подходы.
Гипотеза №2 подтвердилась в том, что существующая нормативно-правовая база Республики Таджикистан позволяет регулировать отношения в сфере социального обслуживания населения, но решение ряда задач по улучшению качества жизни определенных категорий населения требует больших усилий и практического внедрения.
Гипотеза №3 подтвердилась. На основании закона РТ о социальном обслуживании (Aхбopи Маджлиеи Сли Республики Таджикистан, 2008 год, №1 часть 2, ст. 24, основными формами социального обслуживания населения в РТ являются: социальное обслуживание на дому; социальное обслуживание в стационарных учреждениях и учреждениях временного пребывания.
Гипотеза №4 «Вероятно, существует потребность в переподготовки и повышении квалификации специалистов Отдела социальной помощи на дому при правительстве Аштского района, работающих с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями», подтвердилась. Решение проблем подготовки и повышения квалификации специалистов социальной сферы, а также обучение социальных работников в системе среднего профессионального образования Республики Таджикистан, позволит улучшить процесс социального обслуживания населения на местном уровне РТ.
На основании вышесказанного, можно считать, что, задачи, поставленные в ходе исследования решены, цель - достигнута.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Социальная работа с военнослужащими и членами их семей на примере Отдела военного комиссариата Республики Хакасия по Аскизскому и Таштыпскому районам, г.Абаза
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ И БЕЖЕНЦЕВ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - БАЗЫ ДАННЫХ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Дипломные работы, ВКР, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ОТНОШЕНИЯ ТАДЖИКИСТАНА СО СТРАНАМИ ЗАПАДА В РАМКАХ ПОЛИТИКИ «ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» (2002–2022 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ГОДЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА СИ ЦЗИНЬПИНА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2020



