Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………….7
1.1. Становление и развитие правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………….7
1.2. Система нормативно-правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………...14
1.3. Понятие и виды разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..20
Глава 2. Анализ правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.1. Анализ правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.2. Анализ правового регулирования иных разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………29
Глава 3. Совершенствование правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………...41
3.1. Проблемы правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………...41
3.2. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………..48
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованных источников…………………………………....61
Целью исследования является анализ правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
В работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать исторические аспекты становления и развития правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих разрешительные процедуры в предпринимательской деятельности;
- рассмотреть существующие теоретические подходы к определению понятия и видов разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- провести анализ правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности;
- проанализировать правовое регулирование иных разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- выявить проблемы правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, закрепляющие порядок реализации разрешительных процедур в предпринимательской деятельности, правоприменительная практика, а также доктринальные исследования по заявленной теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений, полученных при исследовании особенностей и проблем реализации разрешительных процедур в предпринимательской деятельности, как форм осуществления государственного регулирования в ходе дальнейших исследований данной тематики студентами ВУЗа.
Практическая значимость. Практическое значение результатов исследования заключается в обобщении накопленного практического опыта в области повышения эффективности разрешительных процедур в предпринимательской деятельности и возможности использования полученных результатов исследования в деятельности органов государственной власти, субъектов предпринимательской деятельности. Практическая значимость исследования состоит также в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положены общенаучные методы, а именно анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, дедукции и индукции, методов структурного и сравнительного анализа.
Теоретическая основа исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы научные труды таких ученых, как А.Л. Захаров, Р.Ж. Кайцуков, В.С. Карнович, М.В. Лукашова, О.С. Макарова, Л.В. Стандзонь, С.В. Старцева, А.А. Яндина и других.
Нормативную основу исследования составили такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие нормативные правовые акты.
Структура исследования. Структурно исследование состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав (включающих 7 параграфов), заключения и списка использованных источников.
Проведение реформирования законодательства о государственном контроле и лицензировании строится в рамках основных направлений: во-первых, соблюдение лицензионных требований как предмет надзора, во-вторых, установление границ объема проведения проверочных мероприятий и установления требований к соискателям лицензий.
Разрешительные процедуры выступают частью разрешительной системы, которую можно определить как урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов публичной власти (уполномоченных государственных органов (должностных лиц), органов местного самоуправления), субъектов предпринимательской деятельности, возникающих в связи с выдачей разрешений и проведением последующего разрешительного контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день следует констатировать, что разрешительная система является одним из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в предпринимательской деятельности. При этом немаловажными, являются вопросы соблюдения баланса государственных и частных интересов при выдаче разрешений и построения эффективных механизмов регулирования разрешительной системы.
При анализе проблем правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности было установлено, что проблемы возникают при определении всех видов деятельности, которые подлежат лицензированию. При определении видов деятельности, подлежащих лицензированию, законодательство использует недостаточно четкие формулировки.
Лицензируемые виды деятельности устанавливаются ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ. При этом, указанный нормативный правовой акт предусматривает, что федеральным законодательством могут предусматриваться особенности проведения процедуры лицензирования, в том числе, особенности, касающиеся сроков действия лицензий, порядка предоставления лицензии. Таким образом, лицензируемые виды деятельности могут устанавливаться не только ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, но также положениями иных федеральных законов, несмотря на наличие закрытого перечня лицензируемых видов деятельности.
Лицензированию подлежит достаточно большой перечень видов предпринимательской деятельности, основным законодательным актом по данному направлению является упомянутый Федеральный закон № 99-ФЗ, который устанавливает перечень сфер, подлежащих лицензированию. Однако данный правовой акт не охватывает собой даже в общей части некоторые особенно важные и остросоциальные сферы деятельности в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами.
Также необходимо отметить, что зачастую государственные органы устанавливают излишние и необоснованные требования для получения хозяйствующими субъектами лицензий для осуществления видов деятельности, которые отсутствуют в действующем законодательстве или являются новыми.
Некоторые сферы деятельности хозяйствующих субъектов требуют особого контроля со стороны органов государственной власти при использовании различных способов и методов для достижения социально-значимых целей и защиты общественных интересов от злоупотребления со стороны частных лиц. Надзор включает в себя, прежде всего, ограничения, с помощью которых органы государственной власти устанавливают определенные границы свободы осуществления, выбранной предпринимателями деятельности. В 2021 году в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, многие сферы экономики потерпели значительные убытки, одной из главных причин стало огромное количество ограничений в отношении всех сфер предпринимательской деятельности со стороны государства. В связи, с чем актуальной является проблема установления максимально возможных границ правового вмешательства со стороны государства в рыночные отношения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 31 (часть I). - Ст. 5007.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6977.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7598.
5. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.
7. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1815.
8. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 30. - Ст. 3735.
9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (часть I). - Ст. 6249.
10. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (часть I). - Ст. 5140.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
12. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021, с изм. от 02.12.2021) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.08.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (Часть I). - Ст. 3431.
13. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
14. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об использовании атомной энергии» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 455.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301.
16. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 02.07.2021) «О банках и банковской деятельности» // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 1990. - № 27. - Ст. 357.
17. Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (ред. от 01.04.2021) «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?rnd=2A2911AB550B22E9C81A343F4B5A0E60&req=doc&base=LAW&n=368292&dst=100009&fld=134&stat=refcode%3D16876%3Bdstident%3D1 00009%3Bindex%3D0#1tlpv0e86yx.
18. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 14.09.2021) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6931.
19. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1021-р (ред. от 28.08.2012) «Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_115467.
20. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=6763045040987763855871729&cacheid=5D07E160ED4704C14CD5C7F9EE56E66F&mode=splus&base=LAW&n=308069&rnd=401D7761F9E6D064A671972D1F5466FB#08955718998593762.
21. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_56259.
22. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43462.
23. Приказ Минобрнауки России от 17.11.2017 № 1134 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за образовательной деятельностью» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2018 № 50106) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291420.
24. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 № 1385 «Об утверждении перечней документов и материалов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2016 № 44696) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
25. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца восьмого пункта 1 статьи 20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой гражданина А.Г. Меженцева» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57463.
26. Определение Конституционного Суда РФ от 13.01.2000 № 8-О [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-05062017-n-307-es16-20237-po-delu-n-a56-710252014.
27. Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 № 307-ЭС16-20237 по делу № А56-71025/2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-05062017-n-307-es16-20237-po-delu-n-a56-710252014.
28. Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2017 по делу № А56-91203/2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sudact.ru/arbitral/doc/nyNhykz2QO1.
29. Авдеев, В.В. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей / В.В. Авдеев // Бухгалтер и закон. - 2013. - № 2 (164). - С. 14-18.
30. Административное право России. Особенная часть: учебник для вузов / отв. ред. Д.Н. Бахрах. – М.: Бек, 1997. – 320 с.
31. Административные процедуры: монография / отв. ред. Л.Л. Попов, С.М. Зубарев. - М.: Норма: Инфра-М, 2017. – 239 с.
32. Багандов, А.Б. Общий порядок выдачи лицензий / А.Б. Багандов // Современное право. - 2006. - № 4. - С. 6-8.
33. Бахрах, Д.Н. Разрешительная система в Российской Федерации / Д.Н. Бахрах // Актуальные проблемы и перспективы юридической науки и правоприменительной деятельности в Российской Федерации. - М., 2008. - С. 150-151.
34. Братановский, С.Н. Лицензирование и государственная аккредитации образовательных организаций в России / С.Н. Братановский, С.А. Кочерга // Гражданин и право. - 2015. - № 6. - С. 83-86.
35. Бутенко, Ю.В. Государственная аккредитация в системе оценки качества вузов / Ю.В. Бутенко // Вестник ВолГУ. Серия 6: Университетское образование. - 2012. - № 3. - С. 55-61.
36. Давлетшина, А.А., Хафизова, Р.К. Проблемы лицензирования отдельных видов деятельности / А.А. Давлетшина, Р.К. Хафизова // Актуальные проблемы гражданского права и процесса. - 2018. - С. 39-42.
37. Дмитриева, Е.Ю., Полуянова, Л.А. Особенности деятельности куратора академической группы педагогического вуза в условиях модернизации образования / Е.Ю. Дмитриева, Л.А. Полуянова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - № 1 (18). - С. 70-72.
38. Захаров, А.Л., Казанкова, Т.Н., Ревина, С.Н. Возникновение и развитие административно-правового института государственной регистрации коммерческих организаций в России / А.Л. Захаров, Т.Н. Казанкова, С.Н. Ревина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2018. - № 4. – С. 14-23.
39. Ионова, Ж.А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства / Ж.А. Ионова // Государство и право. - 2016. - № 1. - С. 46-50.
40. Кайцуков, Р.Ж. Понятия и принципы лицензирования предпринимательской деятельности / Р.Ж. Кайцуков // Современные проблемы права, экономики и управления. - 2019. - № 2. - С. 148-154.
41. Карнович, В.С. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя / В.С. Карнович // International innovation research. - 2018. – С. 54-56.
42. Коршунов, М.Н., Скифская, А.Л. Лицензирование отдельных видов деятельности как форма государственного регулирования экономики регионов / М.Н. Коршунов, А.Л. Скифская // Инновационная экономика – основа устойчивого развития государства. - 2018. - С. 132-135.
43. Купреев, С.С. Аккредитация как современный метод административно-правового воздействия / С.С. Купреев // Административное право и процесс. - 2013. - № 5. - С. 28-30.
44. Левушкин, А.Н. Совершенствование правового регулирования государственной регистрации юридических лиц: проблемы обеспечения баланса публичного и частного интереса / А.Н. Левушкин // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2017. - № 3. - С. 39-42.
45. Лукашова, М.В. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности как условие занятия данной деятельностью / М.В. Лукашова // Актуальные проблемы российской правовой политики. - 2017. – С. 95-97.
46. Лядов, Э.В. Совершенствование процедуры государственной аккредитации / Э.В. Лядов // Стандартизация образования и готовность образовательных организаций высшего образования к реализации ФГОС ВО нового поколения: вызовы и перспективы развития. - 2017. - С. 101-109.
47. Макарова, О.С. Роль лицензирования как инструмента воздействия органов государственной власти на коммерческую деятельность / О.С. Макарова // Актуальные вопросы антимонопольного регулирования и закупок. - 2021. - С. 60-63.
48. Меньшикова, А.Н. Институт лицензирования как административно-правовой режим регулирования экономической деятельности / А.Н. Меньшикова // Формирование гуманитарной среды в ВУЗе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2019. - № 1. - С. 316-323.
49. Наводнов, В.Г., Мотова, Г.Н. Российская система государственной аккредитации: перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akvobr.ru/rossiiskaja_sistema_gosudarstvennoi_akkreditacii_perspektivy.html.
50. Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2007. - 848 с.
51. Олейник, О.М. Правовые основы лицензирования хозяйственной деятельности / О.М. Олейник // Закон. - 2015. - № 6. - С. 17-22.
52. Ольшевская, А.В., Попович, О.М. Актуальные проблемы института лицензирования в административном праве России / А.В. Ольшевская, О.М. Попович // Вестник экономической безопасности. - 2016. - № 4. - С. 136-140.
53. Савостин, А.А. Аккредитация как метод административно-правового регулирования общественных отношений / А.А. Савостин // Современное право. - 2005. - № 9. - С. 34-36.
54. Самсонова, Е.М. Лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации / Е.М. Самсонова // Международный журнал. - 2019. - № 5-1. - С. 207-209.
55. Современный финансовый инструментарий: теория и практика: монография / под редакцией Ю.В. Бутриной, В.Н. Тишиной. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. – 220 с.
56. Стандзонь, Л.В. К вопросу о разрешительной системе в Российской Федерации / Л.В. Стандзонь // Вестник ВИЭПП. - 2021. - № 1. - С. 104-108.
57. Стандзонь, Л.В. Система федерального законодательства о лицензировании: проблемы и перспективы законодательного регулирования / Л.В. Стандзонь // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 12. – С. 70-77.
58. Старцева, С.В., Петрова, Е.П. Лицензирование отдельных видов деятельности, как необходимый инструмент регулирования предпринимательской деятельности / С.В. Старцева, Е.П. Петрова // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2018. - С. 173-175.
59. Степанов, В.И. Проблемы обеспечения качества высшего образования в рамках Болонского процесса / В.И. Степанов // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2013. – Вып. 6. – С. 27-32.
60. Субанова, Н.В. Разрешительные полномочия органов исполнительной власти в Российской Федерации / Н.В. Субанова. – М.: Юриспруденция, 2012. - 285 с.
61. Теория государства и права: курс лекций: учебник / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М.: Норма: Инфра-М, 2018. – 571 с.
62. Цихоцкая, А.И. Государственное управление: проблемы теории, истории, практики, преподавания / А.И. Цихоцкая. – Ростов-на-Дону, 2019. – 397 с.
63. Яндина, А.А. Аспекты регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя / А.А. Яндина // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2021. – С. 61-63.