Разрешительные процедуры в предпринимательском праве
|
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………….7
1.1. Становление и развитие правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………….7
1.2. Система нормативно-правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………...14
1.3. Понятие и виды разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..20
Глава 2. Анализ правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.1. Анализ правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.2. Анализ правового регулирования иных разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………29
Глава 3. Совершенствование правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………...41
3.1. Проблемы правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………...41
3.2. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………..48
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованных источников…………………………………....61
Глава 1. Теоретико-правовые основы применения разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………….7
1.1. Становление и развитие правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………….7
1.2. Система нормативно-правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………...14
1.3. Понятие и виды разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………………………………………………..20
Глава 2. Анализ правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.1. Анализ правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности…………………………………………...24
2.2. Анализ правового регулирования иных разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………29
Глава 3. Совершенствование правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности……………………………...41
3.1. Проблемы правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………………………………………...41
3.2. Рекомендации по совершенствованию правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности…………..48
Заключение………………………………………………………………..54
Список использованных источников…………………………………....61
Целью исследования является анализ правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
В работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать исторические аспекты становления и развития правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих разрешительные процедуры в предпринимательской деятельности;
- рассмотреть существующие теоретические подходы к определению понятия и видов разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- провести анализ правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности;
- проанализировать правовое регулирование иных разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- выявить проблемы правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, закрепляющие порядок реализации разрешительных процедур в предпринимательской деятельности, правоприменительная практика, а также доктринальные исследования по заявленной теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений, полученных при исследовании особенностей и проблем реализации разрешительных процедур в предпринимательской деятельности, как форм осуществления государственного регулирования в ходе дальнейших исследований данной тематики студентами ВУЗа.
Практическая значимость. Практическое значение результатов исследования заключается в обобщении накопленного практического опыта в области повышения эффективности разрешительных процедур в предпринимательской деятельности и возможности использования полученных результатов исследования в деятельности органов государственной власти, субъектов предпринимательской деятельности. Практическая значимость исследования состоит также в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положены общенаучные методы, а именно анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, дедукции и индукции, методов структурного и сравнительного анализа.
Теоретическая основа исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы научные труды таких ученых, как А.Л. Захаров, Р.Ж. Кайцуков, В.С. Карнович, М.В. Лукашова, О.С. Макарова, Л.В. Стандзонь, С.В. Старцева, А.А. Яндина и других.
Нормативную основу исследования составили такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие нормативные правовые акты.
Структура исследования. Структурно исследование состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав (включающих 7 параграфов), заключения и списка использованных источников.
В работе сформулированы следующие задачи:
- исследовать исторические аспекты становления и развития правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующих разрешительные процедуры в предпринимательской деятельности;
- рассмотреть существующие теоретические подходы к определению понятия и видов разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- провести анализ правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности;
- проанализировать правовое регулирование иных разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- выявить проблемы правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией разрешительных процедур в предпринимательской деятельности.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, закрепляющие порядок реализации разрешительных процедур в предпринимательской деятельности, правоприменительная практика, а также доктринальные исследования по заявленной теме.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования выводов и обобщений, полученных при исследовании особенностей и проблем реализации разрешительных процедур в предпринимательской деятельности, как форм осуществления государственного регулирования в ходе дальнейших исследований данной тематики студентами ВУЗа.
Практическая значимость. Практическое значение результатов исследования заключается в обобщении накопленного практического опыта в области повышения эффективности разрешительных процедур в предпринимательской деятельности и возможности использования полученных результатов исследования в деятельности органов государственной власти, субъектов предпринимательской деятельности. Практическая значимость исследования состоит также в том, что его результаты могут быть использованы для совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическая основа исследования. В основу исследования положены общенаучные методы, а именно анализа и синтеза, абстрагирования и аналогии, дедукции и индукции, методов структурного и сравнительного анализа.
Теоретическая основа исследования. Для написания выпускной квалификационной работы были использованы научные труды таких ученых, как А.Л. Захаров, Р.Ж. Кайцуков, В.С. Карнович, М.В. Лукашова, О.С. Макарова, Л.В. Стандзонь, С.В. Старцева, А.А. Яндина и других.
Нормативную основу исследования составили такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также другие нормативные правовые акты.
Структура исследования. Структурно исследование состоит из введения, основной части, состоящей из 3-х глав (включающих 7 параграфов), заключения и списка использованных источников.
Проведение реформирования законодательства о государственном контроле и лицензировании строится в рамках основных направлений: во-первых, соблюдение лицензионных требований как предмет надзора, во-вторых, установление границ объема проведения проверочных мероприятий и установления требований к соискателям лицензий.
Разрешительные процедуры выступают частью разрешительной системы, которую можно определить как урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов публичной власти (уполномоченных государственных органов (должностных лиц), органов местного самоуправления), субъектов предпринимательской деятельности, возникающих в связи с выдачей разрешений и проведением последующего разрешительного контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день следует констатировать, что разрешительная система является одним из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в предпринимательской деятельности. При этом немаловажными, являются вопросы соблюдения баланса государственных и частных интересов при выдаче разрешений и построения эффективных механизмов регулирования разрешительной системы.
При анализе проблем правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности было установлено, что проблемы возникают при определении всех видов деятельности, которые подлежат лицензированию. При определении видов деятельности, подлежащих лицензированию, законодательство использует недостаточно четкие формулировки.
Лицензируемые виды деятельности устанавливаются ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ. При этом, указанный нормативный правовой акт предусматривает, что федеральным законодательством могут предусматриваться особенности проведения процедуры лицензирования, в том числе, особенности, касающиеся сроков действия лицензий, порядка предоставления лицензии. Таким образом, лицензируемые виды деятельности могут устанавливаться не только ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, но также положениями иных федеральных законов, несмотря на наличие закрытого перечня лицензируемых видов деятельности.
Лицензированию подлежит достаточно большой перечень видов предпринимательской деятельности, основным законодательным актом по данному направлению является упомянутый Федеральный закон № 99-ФЗ, который устанавливает перечень сфер, подлежащих лицензированию. Однако данный правовой акт не охватывает собой даже в общей части некоторые особенно важные и остросоциальные сферы деятельности в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами.
Также необходимо отметить, что зачастую государственные органы устанавливают излишние и необоснованные требования для получения хозяйствующими субъектами лицензий для осуществления видов деятельности, которые отсутствуют в действующем законодательстве или являются новыми.
Некоторые сферы деятельности хозяйствующих субъектов требуют особого контроля со стороны органов государственной власти при использовании различных способов и методов для достижения социально-значимых целей и защиты общественных интересов от злоупотребления со стороны частных лиц. Надзор включает в себя, прежде всего, ограничения, с помощью которых органы государственной власти устанавливают определенные границы свободы осуществления, выбранной предпринимателями деятельности. В 2021 году в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, многие сферы экономики потерпели значительные убытки, одной из главных причин стало огромное количество ограничений в отношении всех сфер предпринимательской деятельности со стороны государства. В связи, с чем актуальной является проблема установления максимально возможных границ правового вмешательства со стороны государства в рыночные отношения.
Разрешительные процедуры выступают частью разрешительной системы, которую можно определить как урегулированную правом совокупность общественных отношений субъектов публичной власти (уполномоченных государственных органов (должностных лиц), органов местного самоуправления), субъектов предпринимательской деятельности, возникающих в связи с выдачей разрешений и проведением последующего разрешительного контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности.
На сегодняшний день следует констатировать, что разрешительная система является одним из наиболее распространенных способов обеспечения общегосударственных интересов в предпринимательской деятельности. При этом немаловажными, являются вопросы соблюдения баланса государственных и частных интересов при выдаче разрешений и построения эффективных механизмов регулирования разрешительной системы.
При анализе проблем правового регулирования разрешительных процедур в предпринимательской деятельности было установлено, что проблемы возникают при определении всех видов деятельности, которые подлежат лицензированию. При определении видов деятельности, подлежащих лицензированию, законодательство использует недостаточно четкие формулировки.
Лицензируемые виды деятельности устанавливаются ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ. При этом, указанный нормативный правовой акт предусматривает, что федеральным законодательством могут предусматриваться особенности проведения процедуры лицензирования, в том числе, особенности, касающиеся сроков действия лицензий, порядка предоставления лицензии. Таким образом, лицензируемые виды деятельности могут устанавливаться не только ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ, но также положениями иных федеральных законов, несмотря на наличие закрытого перечня лицензируемых видов деятельности.
Лицензированию подлежит достаточно большой перечень видов предпринимательской деятельности, основным законодательным актом по данному направлению является упомянутый Федеральный закон № 99-ФЗ, который устанавливает перечень сфер, подлежащих лицензированию. Однако данный правовой акт не охватывает собой даже в общей части некоторые особенно важные и остросоциальные сферы деятельности в частности, такие, как биржевая, банковская, нотариальная, страховая, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, регулируются другими федеральными законами.
Также необходимо отметить, что зачастую государственные органы устанавливают излишние и необоснованные требования для получения хозяйствующими субъектами лицензий для осуществления видов деятельности, которые отсутствуют в действующем законодательстве или являются новыми.
Некоторые сферы деятельности хозяйствующих субъектов требуют особого контроля со стороны органов государственной власти при использовании различных способов и методов для достижения социально-значимых целей и защиты общественных интересов от злоупотребления со стороны частных лиц. Надзор включает в себя, прежде всего, ограничения, с помощью которых органы государственной власти устанавливают определенные границы свободы осуществления, выбранной предпринимателями деятельности. В 2021 году в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, многие сферы экономики потерпели значительные убытки, одной из главных причин стало огромное количество ограничений в отношении всех сфер предпринимательской деятельности со стороны государства. В связи, с чем актуальной является проблема установления максимально возможных границ правового вмешательства со стороны государства в рыночные отношения.
Подобные работы
- Разрешительные процедуры в предпринимательской деятельности
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Государственный контроль и надзор за осуществлением предпринимательской деятельности - гражданско-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности и создание базы предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - Правовая охрана предпринимательской деятельности гражданина
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Юридические конфликты между государством и
предпринимателем
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



