Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы психологического времени военнослужащих - участников боевых действий 7
1.1 Теоретические подходы к изучению психологического времени личности 7
1.2 Параметры изучения психологического времени личности 12
1.3 Психологические особенности военнослужащих-участников боевых
действий 30
Глава 2 Эмпирическое исследование психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии 43
2.1 Программа исследования 43
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 49
2.3 Практическое применение результатов исследования 63
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Исследования взаимоотношений человека и времени становятся все более актуальными для отечественной науки в связи с современными тенденциями - ускорением темпа жизни, высокой степенью неопределенности жизненных ситуаций, повышением требований к организации времени человеком со стороны общества. Особый интерес представляет проблема психологического времени военнослужащих-участников боевых действий.
Участники боевых действий выполняют свои военно- профессиональные задачи в экстремальных условиях, зачастую рискуя собственной жизнью. Развитие личностных особенностей военнослужащих осуществляется во времени и с «временным» содержанием его жизни. При этом предметом, материалом, формирующим их личностные особенности, выступают не только психологические содержания, «привязанные» к актуальному (настоящему) моменту, но и к прошлому, и к грядущему жизненному опыту. В экстремальных ситуациях военнослужащему нужно адекватно оценить ситуацию и принять верное решение. Зачастую, военнослужащие - участники боевых действий после выполнения военно-профессиональных задач «застревают» в определенном периоде времени, «живя прошлыми событиями», что оказывает на будущее данной категории военнослужащих, на их личностные особенности неблагоприятное влияние.
Степень изученности проблемы исследования. Сущность понятия «психологическое время» раскрыто в научных трудах А.К. Болотовой, Ф.Е. Василюк, М.Б. Гинзбург и др. Временная перспектива личности и специфика ее переживания стала предметом исследования таких ученых, как О.С. Гурова, Ф. Зимбардо, А.О. Коверга и др. Проблема субъективного переживания времени анализировалась в работах Л.Д. Деминой, Е.В. Забелиной, В.Н. Карандышевым, И.А. Ральниковой и др. Изучение психологического времени военнослужащих в настоящее время мало
изучено. Отдельные аспекты проблемы представлены в исследованиях О.В. Кузнецовой, Н.Ю. Митюриной и др. Прикладные исследования, раскрывающие личность военнослужащих, были проведены И.В. Малышевым, С.Д. Некрасовой и др.
Цель выпускной квалификационной работы - выделение специфики переживания психологического времени военнослужащими- участниками боевых действий в Сирии.
Объект выпускной квалификационной работы - психологическое время личности.
Предмет выпускной квалификационной работы - психологическое время участников боевых действий в Сирии.
Задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
3. Определить специфику временной перспективы, временной установки, временной ориентации, как параметров психологического времени военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
4. Проанализировать взаимосвязь психологического времени и посттравматического стрессового расстройства военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
Гипотезы исследования:
1) Вероятно, психологическое время военнослужащих-участников боевых действий в Сирии имеет свою специфику.
2) Скорее всего, параметры психологического времени взаимосвязаны с выраженностью показателей посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
Теоретико-методологическую основу работы составили подход к изучению психологического времени личности А.А. Кроника, Е.И. Головахи; подход к изучению временной перспективы и временной ориентации Ф. Зимбардо; научные взгляды Ж. Нюттена по изучению временной установки; анализ психологических особенностей военнослужащих и участников боевых действий в работах М.Н. Курочкиной, И.В. Малышевой, М.Э. Махмудовой.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анкетирование; психологическое тестирование (методика «Циклический тест времени» Т. Коттла, методика «Временные перспективы» Ф. Зимбардо, шкала временных установок Ж. Нюттена, методика «Шкала оценки влияния травматического события» IES-R (Меркер und Шутцволь); методы математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ).
Обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета «SPSS» 23,0.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 50 военнослужащих; возраст испытуемых - от 20 до 40 лет. Испытуемые были разделены на две группы: 25 военнослужащих-участников боевых действий в Сирии - эмпирическая группа 1; 25 военнослужащих, которые не участвовали в боевых действиях, - эмпирическая группа 2.
Научная новизна полученных результатов заключается в выявленных особенностях временной перспективы, временной ориентации, временной установки, характеризующих в целом специфику переживания психологического времени у военнослужащих-участников боевых действий в САР.
Теоретическая значимость:
- дополнен подход к изучению психологического времени личности выявлением особенностей психологического времени военнослужащих- участников боевых действий в Сирии;
- расширено теоретическое знание о психологических особенностях военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях, путем обнаружения у них взаимосвязи показателей посттравматического стрессового расстройства и параметров психологического времени.
Практическая значимость. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы в работе психологов в психологическом сопровождении военнослужащих-участников боевых действий в Сирии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности психологического времени военнослужащих- участников боевых действий в Сирии заключаются в выраженной ориентации на позитивное прошлое, которая влияет на восприятие настоящего и острожного отношения к будущему.
2. Психологическое время военнослужащих взаимосвязано с выраженностью таких показателей посттравматического стрессового расстройства, как избегание, внедрение и перевозбуждение. Выраженная ориентация и установка на прошлое ведет к возрастанию тенденции навязчивого воспроизведения или интрузии травматического события, включая ночные кошмары, навязчивые чувства, образы или мысли. В свою очередь, стремление планировать свое будущее может снижать эмоциональное перевозбуждение в связи с полученным травматическим опытом участия в боевых действиях.
Апробация и внедрение результатов исследования. По результатам исследования была разработана программа психологического тренинга, направленного на гармонизацию эмоционального отношения к настоящему, прошлому и будущему.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 100 источников, 2 приложений. Текст работы содержит 10 таблиц и 6 рисунков.
Психологическое время рассматривается в психологии, во-первых, со стороны временной формы и, во-вторых, со стороны конструирования этой временной формы, т.е. темпоральной работы личности, в которой конструируется идентичность человека. Таким образом, психологическое время включает в себя все темпоральные формы идентичности в их континуальности. Жизненный опыт не только вспоминается, но и конструируется в работе личности и размещается в пространстве жизненного мира человека в единстве настоящего, прошлого и будущего.
Свойства психологического времени тесно связаны с социальной ситуацией жизни индивида, его актуальной поведением, психологическим здоровьем, уровнем развития личности и чувством личного счастья. Это обуславливает актуальность исследования временной перспективы в связи с самоактуализацией.
Военнослужащие-участники боевых действий постоянно прибывают под воздействием различных эмоциональных состояний, в каждом случае они разные. Находясь под влиянием интенсивных эмоциональных состояний, они порой могут не замечать, что происходит вокруг и становятся уязвим, главное, в таком случае, не терять контроля над своими переживаниями, учиться навыкам сохранения самообладания, ведь в непредвиденных, экстремальных ситуациях это позволит спасти собственную жизнь и жизнь окружающих людей.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1. Особенности психологического времени военнослужащих- участников боевых действий заключаются в следующем: временная перспектива строится на основании прошлого, оказывающего влияние на настоящее и будущее; выражена временная ориентация на позитивное прошлое, позволяющее планировать будущее с опорой на собственное представление о ценности жизни.
2. У военнослужащих-участников боевых действий обнаружены взаимосвязи со всеми показателями посттравматического стрессового расстройства (избегание, внедрение, перевозбуждение). Временная ориентация на прошлое связана с таким показателем, как внедрение, временная ориентация на настоящее - с избеганием, на будущее - с перевозбуждением. Так, выстраивая гармоничное отношение ко всем временным отрезкам (прошлому, настоящему и будущему), возможно снижение выраженности показателей посттравматического стрессового расстройства у военнослужащих-участников боевых действий.
3. Полученные результаты в эмпирическом исследовании послужили основанием для разработки тренинга «Гармонизация эмоционального отношения к настоящему», который рекомендуется проводить с военнослужащими-участниками боевых действий в Сирии в ходе прохождения ими реабилитации по возвращению из очага боевых действий.
Итак, в результате проведенного исследования гипотезы подтверждены, задачи решены, цель достигнута.
1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. М.: Академия, 2017. 741 с.
2. Акимова Н.Н. Соотношение прошлого, настоящего и будущего времени в структуре психологического времени личности // Вестник интегративной психологии. 2014. № 12. С. 36-38.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун¬та, 1968. С. 16.
4. Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестник МГУ. Психология. 2019. № 3. С. 64¬75.
5. Архипова Т.С. Особенности взаимосвязи временной перспективы личности с акцентуациями характера [Электронный ресурс]. 1Ж1/ http://prepod.nspu.ru/file.php/153/Archipova.pdf(дата обращения: 30.10.20 г.).
6. Асеев В.Г. О модальностной структуре психологического времени // Вопросы психологии. 2018. №3. С. 51-59.
7. Барабанщикова В.В., Иванова С.А. Влияние организационных и личностных факторов на уровень прокрастинации у сотрудников современной организации // Экспериментальная психология. 2016. №11. С. 86-111.
8. Барабанщикова В.В., Коминская Е.О. Феномен прокрастинации в виртуальном проекте члены команды // Национальный психологический журнал. 2013. №2(10). №43-51. С. 55-59.
9. Барабанщикова В.В., Марусанова Г.И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С. 130-140.
10. Белановская О.В. Будущее во временной перспективе у студентов // Вестник МГЛУ. Серия 2. Педагогика, психология, методика преподавания иностранных языков. 2013. № 2 (24). С. 32-41.
11. Белкова И.В. Феномен времени в психологических исследованиях // Экономика и социум. 2014. № 1-3 (10). С. 137-139.
12. Белкова И.В. Теоретический аспект изучения проблемы психологического времени // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2013. С. 278¬285.
13. Берсенева Е.Н., Денисенкова О.Р. Психологические проблемы человека в военное время. дети войны // Не померкнет летопись побед. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 2020. С. 6-12.
14. Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие для студентов вузов Гос. ун-т Высш. шк. экономики. М.: Аспект Пресс, 2019. 255 с.
15. Болотова А.К., Временной модус прокрастинации в ретроспективе: типы, предикторы и последствия // Культурно-историческая психология. 2017. С. 13(4). С. 101-108.
16. Брагина Н.В. Психологическое время и типология опыта // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 2. С. 8-15.
17. Бюлер Ш. Теории личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 456 с.
18. Василенко В.Е., Лебедева А.А. Психологическое время и саморегуляция поведения личности: гендерный и возрастной аспекты // Горизонты зрелости. Сборник тезисов участников Пятой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / под ред. Л.Ф. Обуховой, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцовой. 2015. С. 148-153.
19. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ переживания критических ситуаций). СПб.: Питер, 2017. 456 с.
20. Гинзбург М.Б. Время как категория психологии // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 125-136.
21. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 209 с.
22. Голубева Т.И. Категория времени. время объективное, субъективное, психологическое, художественное // Вестник университета. 2011. № 25. С. 102-105.
23. Гурова О.С. Психологическое время людей в ситуации инвалидизации // Человек в трудной жизненной ситуации. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 61-70.
24. Демина Л.Д. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. -2-е изд. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. 132 с.
25. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни // Вестник алтайской науки. 2001. № 1. С. 78-87.
26. Дерябин Ю.И. Символическая модель психологического времени // Высшая школа. 2015. № 9. С. 34-37.
27. Дерябина А.С. Теоретический анализ проблемы времени в психологии // Молодой ученый. 2018. Том 2, №12. С. 73-76.
28. Дорохов М.Б. Эмпирическое исследование изменения «временных перспектив» в психотравматической ситуации // Научно-исследовательские публикации. 2014. №1(5) С. 86-102.
29. Доценко О.Н. Профессиональный стресс: сущность, причины, последствия // Психологический журнал. 2015. Том 29, № 5. С. 91-100.
30. Дрынкина Т.И. Психологическое здоровье и психологическое время // Психологическое здоровье личности: теория и практика. сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции.
2016. С. 50-53.
31. Ермакова З.А. Психологическое время личности: прошлое, настоящее, будущее // Достижения и перспективы психологии и педагогики. Сборник статей Международной научно-практической конференции.
Научный центр «Аэтерна». 2014. С. 53-56.
32. Забелина Е.В. Психологическое время личности в условиях глобализации: постановка проблемы // Universum: психология и образование. 2016. № 9 (27). С. 42-50.
33. Забродин Ю.М. Временная перспектива как отражение прошлого // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 63-69.
34. Зайцев А.Б. Психологическое время личности // Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века. Мир-Россия-Урал. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета. Доклады. В 2-х томах. Редколлегия: Л.А. Закс [и др.]. 2010. С. 525-528.
35. Жданова В.И. Особенности синтеза индивидуально-
психологических концепций времени // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2012. № 2. С. 177-182.
36. Иванова Е. А. Исследование психологической устойчивости лиц помогающих профессий. СПб.: Питер, 2015. 404 с.
37. Ильинская Е.А. Эволюция психологического восприятия времени // Человек и образование. 2011. № 4 (29). С. 144-148.
38. Карандышев В.Н. Режимы психологического времени и саморегуляция личности // Вопросы психологии. 2016. №1. С. 102-113
39. Карпова К.Н. Способы саморегуляции психологического состояния во время стресса в соревновательном процессе // Известия Института систем управления СГЭУ. 2020. № 1 (21). С. 46-48.
40. Квасова О.Г. Трансформация временной перспективы личности в экстремальной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 4. C. 109-117
41. Климова Е.М. Межгрупповая адаптация и психологическое время // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 65-72.
42. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время: тезисы докладов и сообщений Всесоюзной науч.-теоретич. конференции (22-25 апреля 2017 г.). Черновцы,
2017. Т. 1. С. 4-8.
43. Коверга А.О. Психологическое восприятие времени в причинно¬целевой концепции // Будущее науки 2013. Материалы Международной молодежной научной конференции. 2013. С. 287-289.
44. Комлик Л.Ю. Феномен психологического времени // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: В 6 частях. ООО «Ар- Консалт». 2014. С. 77-78.
45. Кончаковский Р.В. К вопросу о субъективном психологическом времени личности // Публичное/частное в современной цивилизации. Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием). 2020. С. 371-374.
46. Краснянская Т.М. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2017. № 3. С. 221-225.
47. Краснянская Т.М. Психологическая безопасность личности: временная перспектива: Монография. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 168 с.
48. Крищенко Е.П. Проблема исследования психологического времени личности // Экономические, правовые, социально-политические и психологические проблемы развития современного общества. Материалы II межвузовской научно-практической конференции научно-педагогических работников, аспирантов, практических работников. 2016. С. 59-63.
49. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении военнослужащих // Психологическая наука и образование. 2017. № 3. С. 5-15.
50. Кузьмина О.В. Время в структуре компетентностей личности // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 39-44.
51. Курочкина М.Н. Психологические особенности личности военнослужащих // Проблемы и перспективы современной науки. 2015. № 8. С. 110-116.
52. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2016. 225 с.
53. Левин К. Психология индивидуальности. СПб.: Питер, 2015. 769 с.
54. Лопухин Б.М. Анализ структуры личностных ресурсов стресспреодолевающего поведения сотрудников ПГС МЧС России // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2013. №9. С. 24-27.
55. Малышев И.В. Индивидуально-психологический характеристики личности представителей экстремальных профессий с высоким и низким эмоциональным выгоранием // Известия Саратовского университета. 2015. №3. С. 83-87.
56. Мандрикова Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2018. Том 29, № 4. С. 54¬65.
57. Мамедова Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». № 6. Ростов-на-Дону, издательство РГПУ, 2016. С. 121-132.
58. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. М.: Инфра-М, 2013. 119 с.
59. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Питер, 2009. 469 с.
60. Махмудова М.Э. Нервно-психическая устойчивость
военнослужащих // Наука. 2016. №10. С. 56-59.
61. Мелёхин А.И. Исследования времени в отечественной психологии
// Институт исследований природы времени. 2012. ПКЕ:
http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/melehin issledovaniva vremeni.html(Дата обращения: 13.11.2020 г.)
62. Митюрина Н. Ю. Проблемы профессиональной деформации личности военнослужащих // Правовая политика и правовая жизнь. 2018. №4. С. 180-186.
63. Митькин В.П. Временная перспектива у представителей педагогических специальностей // Вопросы психологии. 2015. №3. С. 41-49.
64. Молчанова Л.Н. Закономерности трансформации состояния психического выгорания у представителей экстремальных профессий // Перспективы науки и образования. Сетевой научно-практический журнал.
2018. №4. С. 161-169.
65. Москвина К.В. Психологическое время менеджера и профессиональный отбор // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 249-251.
66. Некрасов С.Д. Компетентность бытия человека как фактор актуализации его представлений о времени в ситуации выбора // Личность как субъект организации времени своей жизни. Краснодар, 2018. С. 135-141.
67. Нестик Т.А. Групповое отношение к времени как социально-психологический феномен // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2015. Т. 14. С. 10-30.
68. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2018. 402 с.
69. Пацакула И.И. Психологический анализ представлений о субъективном времени личности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 553.
70. Пацакула И.И. Измерение реализованности психологического времени личности // Вестник научных конференций. 2015. № 3-3 (3). С. 111¬113.
71. Печерская С.А. Психологическое время как психологический аспект здоровья личности // Вестник университета. 2014. № 21. С. 292 -297.
72. Подошвин В.Е. Психологическое время как критерий антропогенеза // В сборнике: Наука молодых. сборник материалов международной научной конференции / под ред. З.В. Поливары, Т.Н. Пановой, М.А. Комиссаровой. 2015. С. 120-129.
73. Полякова О.Б. Восприятие времени как психологический феномен // Инновации и традиции в современном образовании, психологии и педагогике. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 167-170.
74. Попов В.В. Психологическое время в контексте интерпретации «включающего» общества: феноменологический аспект // Социология. 2020. № 2. С. 376-380.
75. Попов В.В. Психологическое время в контексте субъективного времени // Евразийский юридический журнал. 2018. № 11 (126). С. 448-449.
76. Рассказова Е.И. Распределение времени в структуре психологической саморегуляции: связь с субъективным благополучием // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 13-24.
77. Розин В.М. Условия мыслимости психологического времени // Мир психологии. 2011. № 3 (67). С. 43-54.
78. Рубинштейн С.Л. Общая психология. СПб.: Питер, 2015. 787 с.
79. Савостьянова А.В. Этнокультурные особенности психологического времени личности: теоретический обзор // Этнопсихологические проблемы в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 124-132.
80. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2016. 36 с.
81. Симонович Н.Е. Инновационные взгляды на пространство и время: (психологическая составляющая) // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. 2015. С. 82-83.
82. Скворчевская Е.Л. Психологические особенности временной перспективы и восприятия времени в психологических исследованиях // Научный взгляд. 2016. № 1 (22). С. 135-143.
83. Слободчиков В.И., Исаев В.Е. Психологические образования личности / Психология личности. Хрестоматия. Т. 2. М.: Бахрах-М, 2016. 544 с.
84. Спиридонова И.А. Временная трансспекция как методический прием при исследовании разных форм патологии // Методы психологии. Ежегодник РПО. Т. 3. Вып. 2. Ростов н/Д. 2012. С. 212-214.
85. Соколов Е.Н. Временная перспектива как личностный ресурс // Вопросы психологии. 2017. №1. С. 102-106.
86. Сочивко Д.В. Теория и история понятий субъективного исторического и психологического времени // Прикладная юридическая психология. 2016. № 4 (37). С. 19-28.
87. Старчикова М.В., Бендрикова А.Ю., Кочетова Ю.Ю. Психологическое восприятие времени в современном аспекте // Обзор педагогических исследований. 2020. Т. 2. № 3. С. 119-126.
88. Степанова Л.Ю. Теоретический анализ понятия «компетентность во времени» в психологических исследованиях // Университетские чтения 2017. Материалы научно-методических чтений ПГУ. 2017. С. 84-89.
89. Тарасова Л.В. Психологические и социально-психологические аспекты восприятия времени // Междисциплинарные исследования в психологии безопасности и их современное состояние. Материалы VIII Межрегионального симпозиума с международным участием. 2017. С. 294 - 316.
90. Тихомирова С.В. Становление психологической темпометрии как нового научного направления в психологии // Знание. Понимание. Умение. 2015. №4. С.177-186.
91. Тютюник М.В. Исследование различий во временной компетентности лиц, ориентированных на субъективную выраженность временного континуума: прошлое - настоящее и настоящее - будущее // Личность как субъект организации времени своей жизни. Краснодар, 2018. С. 191-195.
92. Фильштинская Е.Г. Взаимосвязь темперамента с психологическим восприятием времени // Инновации в науке. 2016. № 7 (56). С. 101-109.
93. Фрес П. Восприятие и оценка времени // Экспериментальная психология / под ред. П. Фрес, Ж. Пиаже. М.: Прогресс, 2012. Вып. 6. С. 88¬135.
94. Фурман О.Е. Психологическое представление о сущностных измерениях пространства и времени // Научный взгляд. 2017. №2(34). С. 107 - 126.
95. Штомпель Л.А. Смыслы времени. М.: Инфра-М, 2013. 589 с.
96. Элькин Д.Г. Временная перспектива во взаимосвязи с ценностными ориентациями // Вопросы психологии. 2013. №4. С. 16-24.
97. Яксина И.А. Временная компетентность в структуре
межличностного взаимодействия: дис. ... канд. психолог. Наук.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/222298.html(дата обращения 25.10.20).
98. Яковлева Н.Г. Хрестоматия по зарубежной психологии. XX век. М.: Академия, 2010. 795 с.
99. Berg C.A. A social-contextual model of coping with everyday problems across the lifespan // International Journal of Behavioral Development. 1998. 22(2). Р. 231-237.
100. Brill P.L. The need for an operational definition of burnout / P. L. Brill // Famyli&Community Health. 1984. №.6. P. 12-24.