Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальный интеллект и субъектность обучающихся в контексте отношения к неопределённости

Работа №89359

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения социального интеллекта и субъектности обучающихся в контексте отношения к неопределенности
1.1 Понятие и основные подходы к изучению социального интеллекта 8
1.2 Развитие субъектности в юношеском возрасте 21
1.3 Феномен неопределенности 32
Глава 2 Эмпирическое исследование социального интеллекта и субъектности обучающихся в контексте отношения к неопределенности
2.1 Программа и методы эмпирического исследования 47
2.2 Анализ результатов исследования социального интеллекта и
субъектности обучающихся с разной позицией по отношению к неопределенности
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования.. 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Приложения 82

Актуальность проблемы исследования. Социальные представления, современный ритм жизни, новые стандарты обучения привнесли свои изменения не только в общество в целом, но и в российское образование. В связи с этим, формируются новые, более высокие требования к морально-деловым, личностным качествам выпускников ВУЗов. Основным и главным показателем успешности обучения является способность нести ответственность за свою деятельность, умение самостоятельно мыслить и быть готовым действовать в реальных жизненных ситуациях, быстро принимать решения в ситуациях, требующих выбора, и прогнозировать возможные последствия своих решений [32; 34; 64; 92]. По нашему мнению, наличие данных компетенций может быть непосредственно связано с развитием социального интеллекта и позицией, занимаемой человеком в процессе жизнедеятельности, профессионального обучения (как основного вида деятельности).
Понятие социального интеллекта имеет популярность как среди зарубежных, так и среди отечественных исследователей. Достаточно подробно изучены аспекты самого феномена, а также взаимосвязи социального интеллекта и личностных особенностей, социального успеха. Но современная реальность предполагает активные изменения и в коммуникации. Что бы оставаться успешным человеку необходимо принимать участие во множестве ситуаций общения, многие из них являются новыми, непривычными для него. Социальные психологи, в частности, Г.М. Андреева определяют данное явление социальной нестабильностью. Т.В. Корнилова выделяет понятие межличностной неопределённости, и считает, именно неопределенность в отношениях с другими людьми вызывает наибольший стресс, нервно-психическое напряжение, что влечет за собой переутомление, утрату внутренних ресурсов. В связи с этим, возникает необходимость изучать социальный интеллект в контексте отношения к неопределенности, развивать и поддерживать компетенции, связанные с этим явлением.
Данная область является недостаточно изученной в современном социально-психологическом, психолого-педагогического знания. Поэтому существует потребность исследования теоретических и экспериментальных аспектов данного явления.
Наиболее актуальным исследование социального интеллекта становится в юношеском возрасте, когда в ближайшем будущем молодых людей возникает необходимость завершения профессионального обучения и определения себя как профессионала.
Цель исследования - изучение социального интеллекта и субъектности обучающихся с разным отношением к неопределённости.
Объект исследования - личностные характеристики студенческой молодежи.
Предмет исследования - особенности социального интеллекта и субъектности обучающихся в контексте отношения к неопределенности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретико-методологические подходы по изучению социального интеллекта и субъектности обучающихся в контексте отношения к неопределённости.
2) Разработать и апробировать программу эмпирического исследования социального интеллекта и субъектности обучающихся в контексте отношения к неопределённости.
3) Выявить характеристики социального интеллекта обучающихся с разным отношением к неопределённости.
4) Сравнить содержательные характеристики социального интеллекта и развитие субъектности обучающихся с разным отношением к неопределённости.
5) Разработать и реализовать психопрофилактическое мероприятие для обучающихся с интолерантным отношением к неопределённости.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, успешность и продуктивность в социальном взаимодействии, а также характеристики, присущие более высоким стадиям развития субъектности, будут проявляться у обучающихся с выраженной толерантностью по отношению к неопределенности.
2. Вероятно, отстраненность при выборе способов социального взаимодействия, а также характеристики, относящиеся к ранним стадиям развития субъектности, будут проявляться у обучающихся с выраженной интолерантностью по отношению к неопределенности.
3. Предположительно, консервативность в выборе коммуникативных средств и навыки ранних стадий развития субъектности будут сильнее проявляться у обучающихся, обладающих выраженной межличностной интолерантностью по отношению к неопределенности.
Теоретико-методологические основания исследования:
1. Подход к изучению социального интеллекта Н.Ф. Калина, характеризующий социальный интеллект отражением особой формы организации ментального опыта личности в рамках социальных взаимодействия.
2. Экопсихологическая модель субъектности В.И. Панова и А.В. Капцова.
3. Подход к изучению отношения к неопределённости Т.В. Корниловой.
4. Характеристика проявления субъектности в условиях неопределённости А.Р. Баташева.
5. Психологическая характеристика студенческого возраста Б.Г. Ананьева.
Методы исследования:
- Анализ источников по проблеме исследования.
- Методы сбора данных: тест-вопросник «Диагностика социального интеллекта личности» Н.Ф. Калина; опросник «Определение стадий субъектности студентов» А.В. Капцова, опросник «Новый опросник толерантности к неопределённости» Т.В. Корниловой.
- Методы математико-статистической обработки данных (критерий Колмогорова-Смирнова, Краскела-Уоллиса, корреляционный анализ) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных 1ВМ 8Р88 81айзйсзУегзюп 23.
Эмпирическая база. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет». В исследовании принимало участие 70 студентов второго курса в возрасте 19-21 лет.
Научная новизна исследования заключается в подробном сравнении компонентов социального интеллекта обучающихся с разным отношением к толерантности. Представлено и проанализировано содержание компонентов социального интеллекта и развития субъектности в учебно-профессиональной деятельности обучающихся с разным отношением к толерантности.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении научных представлений о понятии социального интеллекта. Его взаимосвязи с развитием позиции по отношению к неопределённости и степенью развития субъектности.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения его результатов для организации обучения будущих специалистов путём формирования необходимых качеств и умений. Предложена разработка психопрофилактического мероприятия с элементами тренинга для обучающихся, обладающих интолерантной позицией по отношению к неопределённости.
Положения, выносимые на защиту:
1. Обучающиеся, характеризующиеся большей толерантностью в
ситуациях неопределённости более осознаны в учебно-профессиональной деятельности, что позволяет им проявлять активность и успешность в социальных взаимоотношениях.
2. Обучающиеся, характеризующиеся большей интолерантностью в ситуациях неопределённости, занимают в учебно-профессиональной деятельности более пассивную позицию наблюдателя и проявляют отстранённость в социальных взаимоотношениях.
3. Обучающиеся характеризующиеся высокой межличностной интолерантностью, осваивают учебно- профессиональную деятельность в сотрудничестве и проявляют традиционные способы социального взаимодействия.
Достоверность, надёжность и обоснованность полученных результатов обусловлена соблюдением принципов и требований объективного научного исследования, а также использованием общепризнанных в психологической науке теоретико-методологических оснований и концепций; репрезентативностью выборки, и её адекватностью по отношению к целям и задачам исследования; применением валидных и надёжных апробированных психодиагностических методик и стандартных методов математической статистики; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация и внедрение полученных результатов. Данные по результатам исследования представлены на Всероссийском конкурсе студенческих работ «Профстажировки 2.0». На основании полученных результатов было разработано и проведено психопрофилактическое мероприятие с элементами тренинга для обучающихся, обладающих интолерантной позицией по отношению к неопределённости.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 105 источников, из них 4 на иностранном языке и 6 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части выпускной квалификационной работы нами проанализированы основные теоретико-методологические подходы к исследованию основного понятия, рассмотрены различные варианты определения, произведен культурно-исторический и социально-психологический анализ феномена социального интеллекта. На основе анализа основных теоретико-методологических подходов к изучению социального интеллекта нами был выбран подход Н.Ф. Калина как наиболее полно раскрывающий особенности изучаемого явления.
Социальный интеллект - особая умственная способность человека, определяющая эффективность общения. Социальный интеллект дает возможность правильно понимать поведение людей, способствует умению определять причины поведения, возможные стратегии взаимодействия, повышает эффективность межличностного взаимодействия и успешность социальной адаптации. Так же он является особой способностью, которая включает в себя успех в межличностном взаимодействии, а также социальной адаптации. Социальный интеллект является основой социальной компетентности, а также основой позитивной социализации личности. Как и эмоциональный интеллект, социальный определяется многими исследователями как условие жизненной успешности и эффективности.
В выпускной квалификационной работе выдвинута идея о особенностях и взаимообусловленности отношения к неопределенности с развитием социального интеллекта и позицией, занимаемой человеком в процессе жизнедеятельности, профессионального обучения. Обоснована необходимость изучать социальный интеллект в контексте отношения к неопределенности, развивать и поддерживать компетенции, способствующие развитию толерантного отношения к неопределенности. Рассмотрены понятия субъектности и отношения к неопределенности. За основу нами было взято определение субъектности в рамках представлений В.И. Панова, А.В. Капцова. Они определяют субъектности как способность индивида быть субъектом произвольной активности в форме деятельности какого-либо вида. А также, взгляды на определение отношения к неопределённости Т.В. Корниловой. Так, личность, обладающая толерантным отношением, признает неопределенность, противоречивость, изменчивость мира и условий.
Проведено эмпирическое исследование особенностей социального интеллекта и развития субъектности обучающихся в контексте отношения к неопределённости с привлечением методов статистической обработки данных.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили сделать выводы о наличии тенденции к взаимосвязи показателей отношения к неопределённости и стадией развития субъектности. Выявлены различия социального интеллекта обучающихся с разным отношением к неопределённости, а также, имеющих дисгармоничное развитие стадий субъектности.
Полученные данные показали, что в структуре социального интеллекта обучающихся с высокими показателями межличностной интолерантности более ярко выделяются умения и способности, направленные на получение результата деятельности, основанные на применении традиционного опыта. В структуре социального интеллекта студентов с высоким уровнем интолерантности проявляется склонность избегать лидерства, эти обучающиеся с лёгкостью уступают лидерские позиции другим, принимают и используют нетрадиционный опыт. Тогда как обучающиеся с высоким уровнем толерантности значимо проявляют характеристики, помогающие им во взаимодействии с другими, а также способны к проявлению лидерства. По результатам проведенного исследования была разработана и апробирована программа психопрофилактического мероприятия по содействию развития качеств социального интеллекта обучающихся с интолерантной позицией по отношению к неопределённости.
Так же в работе выявлены достоверные различия в преобладающих стадиях развития субъектности обучающихся, обладающих разным отношением к неопределённости. Выявлено, что обучающиеся с более высоким проявлением толерантности к неопределённости способны самостоятельно контролировать выполнение действий, направленных на приобретение профессиональных умений. Тогда как обучающиеся с более высокими показателями интолерантности к неопределённости не склонны претендовать на лидерские позиции в новой группе. Для освоения новой учебно-профессиональной деятельности им необходимо детально, как можно более наглядно, изучить составляющие её действия. А студенты, проявляющие высокую межличностную интолерантность, осваивают новые действия для вхождения в профессиональную деятельность в процессе совместной учебной работы.
В целом, задачи, поставленные в процессе работы, выполнены, полученные результаты, подтверждают выдвинутые гипотезы.
Результаты данного исследования имеют несомненную практическую значимость, так как, понимая отношение человека к неопределённости, особенности его социального интеллекта и процесса развития субъектности, можно предсказать, какое поведение будут демонстрировать молодые люди, с какими сложностями обучающиеся встретится в процессе учебной деятельности, и найти конструктивные способы решения таких вопросов.
Данные по результатам исследования представлены на Всероссийском конкурсе студенческих работ «Профстажировки 2.0».



1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 363 с.
2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна // Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. 248с.
3. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. 688 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2010. 288 с .
6. Андреева И.Н. Интеллект: исследование феномена // Вопросы
психологии. 2013. № 3. С. 78-86.
7. Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект-пресс, 1997. 204 с.
8. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М.: Издательство «Академический проект», 2000. С. 27-42.
9. Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности,
сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8. №40. [Электронный ресурс] - режим доступа:
https://istina.ips.ac.ru/publications/article/9573971/(дата обращения 24. 02. 20)
10. Арбузова Е.А. Особенности социального интеллекта студентов, получающих профессию в сфере юриспруденции // Молодой ученый. 2020. № 35 (325). С. 166-168.
11. Белоусова А.К. Особенности социального интеллекта в юношеском возрасте. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. С. 75-80.
12. Белорусова Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. 2018. №50 (236). С. 455-459.
13. Беляева О. В. Понятие «интеллект в философии культуры» // Вестник Ставропольского государственного университета, 2009. № 61. C. 67-75.
14. Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте. М., «Просвещение», 1968.
15. Большой психологический словарь / Сост. и ред. Б. Г. Мещеряков,
В.П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
16. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. М. Воронеж, 1996. С. 11-29.
17. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. С. 31.
18. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод, сб. сост. / ред. А.С. Обухов. М.: Народное образование, 2001. С. 88-98.
19. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1984.
20. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 122-142.
21. Газалиев А.М., Егоров В.В., Огольцова Е.Г.. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. №8. С. 15-21.
22. Гусев А.И. Толерантность к неопределенности как составляющая личностного потенциала. М.: Смысл, 2011. С. 300-329.
23. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: дис.... канд. психол. наук: Иркутск, 2001. 194 с.
24. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. М.: Прогресс, 2010. 125 с.
25. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л. . Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 2005.
26. Горлова Н.В. Толерантность к неопределенности как индивидуально- личностная предпосылка // Психологические исследования. 2020. Том 13, №70. с 9.
27. Дусавицкий А. К. Развитие личности в студенческом коллективе взависимости от сформированности учебно-профессиональных интересов: учебно-методическое пособие. Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. 32 с.
28. Егоренко Т.А. Роль социального интеллекта в процессе профессионального становления личности на этапе обучения в вузе // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 3. С. 109-114.
29. Елисеенко А.С. Динамика субъективной неопределенности в решении комплексных проблем // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3.
С. 16-30.
30. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985. 265 с.
31. Зарецкий В.К., Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) // Консультативная психология и психотерапия. 2012. № 2. С. 110-133. 12.
32. Зарецкий Ю. В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 2. С. 110-128.
33. Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов. Москва: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. 448 с.
34. Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология. 2019. Том 12, № 4. С. 72-80.
35. Капцов А. В., Колесникова, Е. И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология», № 2 (24), с. 107¬117.
36. Калина Н. Ф. Диагностика социального интеллекта личности // Журнал практического психолога. 1999. № 5. с. 159-178.
37. Каленов А.А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях // Образование и воспитание. 2017. № 1 (11). С. 3-7.
38. Карлина Т.А. Субъектность как важное условие формирования личности // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 265-267.
39. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. 343 с.
40. Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Том 31. № 1. С. 74-86.
41. Корнилова Т.В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 3-12.
42. Корнилова Т.В., Корнилов С.А. Интуиция, интеллект и личностные свойства (результаты апробации шкал опросника С. Эпстайна) // Психологические исследования. 2013. Том. 6, № 28. С. 8.
43. Корнилова Т.В., Павлова Е.М. Креативность и толерантность к неопределенности как предикторы актуализации эмоционального интеллекта в личностном выборе // Психологический журнал. 2012. Том 33. № 5. С. 39-49.
44. Корнилова Т.В. Ригидность, толерантность к неопределенности и креативность в системе интеллектуально-личностного потенциала человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. №4. с.36-47.
45. Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. Самара, 2004 [Электронный ресурс] - режим доступа: www.sspa.samara.ru(дата обращения 15. 04. 20)
46. Кудрявцева Н. А. Единство интеллекта: научный отчет. СПб.: СПбГУ, 1995. 222 с.
47. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2011. 264 с.
48. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Сб. теоретические и прикладные вопросы психологии. 1995. №1.C. 195-200.
49. Леонов И.Н. Толерантность к неопределённости как психологический феномен: история становления // Вестник Удмурского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 4
50. Леонтьев А.Н. Начало личности - поступок. М., 1983. С.381-385.
51. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1983. С. 94-231. С. 196.
52. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Луковицкая Е.Г. Диагностика толерантности к неопределенности: шкалы Д. Маклейна. Смысл Москва, 2016. 60 с.
53. Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 98 - 105.
54. Лобанов А. П. Интеллект и когнитивные стили. Орша: Диаль, 2006. 304 с.
55. Лужбина Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Барнаул, 2002. 22 с.
56. Лужбина Н.А. Социальный интеллект учащихся младших классов в контексте школьной тревожности // Известия Алтайского государственного университета. 2014. №2-1 (82). С. 67-70.
57. Лунева О.В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры // Научный журнал Московского гуманитарного университета. 2006. № 1. С. 53-58.
58. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 172 с.
59. Маджидов Д. Б. Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе // Актуальные вопросы современной психологии. 2017. С. 22-24.
60. Матвеева Л.Г. Анализ понятия «социальный интеллект» // Вестник ЮурГУ. 2008. № 33. С. 51-55.
61. Матушанская А.Г., Алишева Б.С. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки казанского университета. 2011. Том 153, Кн. 5.
62. Москвитина О.А. Субъект учения в ситуации неопределённости // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 3. С. 46-55.
63. Москвитина О.А. Совладание с трудными ситуациями в контексте исследования позиции субъекта учения // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие. Кострома, 2016. С. 234-237.
64. Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 2011.162с.
65. Николаевский Р. П. Развитие социального интеллекта в студенческом
возрасте // Мир науки, культуры, образования. 2016. №5. С. 112-116
[Электронный ресурс] - режим доступа:http://www.studmed.ru/(дата обращения 14.10.2019)
66. Остапенко Р.И. Математические основы психологии. Учебно¬методическое пособие. Воронеж.: ВГПУ, 2010. 76 с.
67. Остроушко М.Г. К вопросу исследования структуры субъектности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 74. С. 2 -8.
68. Отюцкий Г.П. Является ли социальный интеллект интеллектом? // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5.
69. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. №4 с. 16-23.
70. Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015, №3 (45). С.10-18.
71. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
72. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Издательский Дом «ИНФРА-М», 1998, 528 с.
73. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
74. Петрова Н.И. Толерантность самоактуализирующейся личности // Толерантность и проблема идентичности. 2002. Т. 9 (4). С. 254.
75. Познание. Общество. Развитие: сб. науч. ст. / Ин-т психологии Ран; под науч. ред. Д. В. Ушаков. М., 1996. С. 54-74.
76. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб., 2005. 325 с.
77. Ральникова И.А., Лужбина Н.А., Шведенко Ю.В. Коммуникативная
компетентность студентов: контекст анализа социального и
эмоционального интеллекта // Психология обучения. 2012. №7. С. 66-78.
78. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2009.167 с.
79. Руденко С.В. К вопросу сопоставления понятий социального и
эмоционального. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального
университета, 2017. 177 с. С. 64-77.
80. Савенков А.И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7, № 2. С. 7-15.
81. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005.Том 2. №4. С. 94-101.
82. Сартр Ж.П. Очерк теорий эмоций. М.: Изд-во МГУ, 1984.
83. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студ.
учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр
«Академия», 2012. 608 с.
84. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М., 2010. 136 с.
85. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
86. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб., 2012. 264 с.
87. Субботский Е.В. Социальный интеллект в условиях сложных социальных систем // Национальный психологический журнал. 2010. №2(4). С. 22-29.
88. Суднева О.Ю. Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 208-216.
89. Суднева О.Ю., Каракулова О.В., Богомаз С.А. Социальный интеллект в структуре личностного потенциала первокурсников // Сибирский психологический журнал. 2013. № 48. С. 118-126.
90. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно- динамическая теория теория. М.: Институт психологии РАН, 2003. 264 с.
91. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: теоретические подходы и методы измерения // Вести. Рос. Гуманитар. Науч. Фонда. 2014. №4. С.131-139.
92. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты [Электронный ресурс] - режим доступа:http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24
93. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 2010. 182 с.
94. Франселла Ф. Новый метод исследования личности. М.: «Прогресс» 1987.
95. Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. М.: Республика, 2003. 623 с.
96. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 278 с.
97. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М., 2012. 168 с.
98. Шаповал В.А., Кулинченко А. В. Взаимосвязь толерантности к неопределённости со структурными компонентами интеллекта у курсантов образовательной организации МВД России // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2019. № 1 (81). С. 219-227.
99. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4.
100. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. №2. С. 28-38.
101. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта // Проблемы оценивания в психологии. 1984. С. 84-87.
102. Bors D. A., Gruman J. A., Shukla S. Measuring tolerance of ambiguity: Item polarity, dimensionality, and criterion validity // Revue européenne de psychologie appliqué. 2010. № 60. P. 239-245.
103. Lakhana A. Tolerance of Ambiguity in Educational Technology: A Review of Two Social Science Concepts. Masters thesis, Concordia University. 2012.
104. Litman J.A. Relationships between measures of I- and D-type curiosity, ambiguity tolerance, and need for closure: An initial test of the wanting-liking model of information-seeking // Personality and Individual Differences, 2010. Vol. 48 (4). P. 397-402.
105. Anwer, M., Malik N.I., Maqsood A., Rehman G. The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence among young adults. Pakistan Journal of Psychology. 2017, Vol. 48(2), P. 3-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ