Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания изучения нарушений сна у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду 6
1.1 Понятие и виды нарушений сна 6
1.2 Нарушения сна у детей раннего возраста 13
1.3 Теоретические аспекты изучения адаптации к детскому саду 17
Глава 2 Эмпирическое исследование нарушений дневного сна у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду 27
2.1 Программа и методика исследования 27
2.2 Результаты эмпирического исследования нарушений сна детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду 31
2.3 Результаты практического применения исследования нарушений дневного сна детей раннего возраста в период адаптации к детскому
саду 50
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Актуальность проблемы дневного сна у детей в период адаптации в детском саду показывает, что психологических исследований, посвященных изучению нарушений сна детей дошкольного возраста в контексте адаптации к детскому саду крайне мало, и в этих работах остается много неисследованных вопросов и противоречий. Имеющийся дефицит исследований в данной области, затрудняет разработку и реализацию эффективных программ психологической помощи детям с нарушениями сна, что обуславливает необходимость глубокого всестороннего изучения данного вопроса.
Трактовок, определения сна очень много, но все они сходятся в том, что сон - это жизненно важное, периодически развивающееся особое состояние организма, которое длится около 1/3 времени каждый день, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных влияний внешнего мира, сновидений, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями.
Сон - это, пожалуй, самое важное в жизни ребенка. Сон защищает нервную систему ребенка, во время сна ребенок растет, развивается, накапливает силы. Сон для ребенка любого возраста является необходимым условием как пища и вода. В течение дня ребенок получает множество эмоций, впечатлений от окружающего мира, много двигается, прилагает усилия во время занятий и разнообразных игр. Это все приводит к утомлению нервных клеток коры головного мозга. Поэтому детям необходим не только сон ночью, но сон должен присутствовать и между интенсивной деятельностью днем.
Объект - нарушение дневного сна.
Предмет исследования - особенности нарушения дневного сна в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста.
Цель - выявить особенности нарушения дневного сна детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Задачи:
1. Изучить особенности нарушения сна детей раннего возраста.
2. Проанализировать роль адаптации к детскому саду в появлении нарушений сна детей раннего возраста.
3. Провести эмпирическое исследование нарушений сна детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
4. Провести включенное наблюдение и описать характерные нарушения дневного сна детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
5. Предложить рекомендации по улучшению дневного сна детей раннего возраста.
Гипотеза исследования построена на следующем предположении:
У детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду вероятны нарушения сна, выступающие неспецифическими возрастными симптомами.
Теоретико-методологическое основания исследования: культурно-исторический подход Л.С. Выготского, концепция нарушений сна в детском возрасте С.А. Немковой.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Эмпирические методы - включенное наблюдение, анкетирование воспитателя, анализ медицинских карт воспитанников, индивидуальные листы адаптации (методика Печора К. Л).
3. Математико-статистические методы обработки данных: Однофакторный дисперсионный анализ.
Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных БРББ 23.00.
Эмпирическая база исследования:
Исследование проведено на базе МАДОУ «Детский сад № 270» г Барнаула. В исследование приняли участие 35 детей в возрасте от 2,3 - 3,4 лет, проходящие адаптацию к детскому саду.
В теоретической части выпускной квалификационной работы, нами проанализированы понятия, рассмотрены различные варианты определения со сном. На основании теоретико-методологического анализа литературы получены результаты, что дневной сон важная и неотъемлемая часть развития ребенка. А так же важная часть в период адаптации ребенка раннего возраста в детском саду.
На основании полученных данных исследования делаем следующие выводы:
Сон - жизненно важное, периодически развивающееся особое состояние организма, которое длится около одной трети времени каждый день, характеризующееся отсутствием произвольной активности, почти полным отключением от сенсорных влияний внешнего мира, сновидений, а также специфическими электрофизиологическими и гуморальными проявлениями.
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания.
В выпускной квалификационной работе выдвинута гипотеза о том, что у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду вероятны нарушения сна, выступающие неспецифическими возрастными симптомами. Таким образом, исходя из результатов исследования, можем сделать вывод, о том, что большинство проявлений нарушения сна у детей раннего возраста в период дневного сна, такие как плачь при засыпании, энурез, частые пробуждения, отказ от сна и др., связанны с возрастными 55
симптомами. А они в свою очередь специфичны для возраста, чем для самого заболевания. Например, различные страхи у детей, могут способствовать ухудшению засыпания и течению сна, но это больше возрастной симптом нежели явный симптом патологического течения заболевания. После прохождения адаптации к детскому саду у детей раннего возраста увеличивается длительности сна.. Таким образом гипотеза подтверждена в полной мере.
Адаптация ребенка к саду — это привыкание или приспособление детского организма к новой обстановке. Для малыша детский сад предстает как неизвестное пространство, с пугающими новыми отношениями и окружением. Следует вывод, что это сложный, долгий и трудоемкий период для ребенка и его родителей.
Так же хочется отметить, что социальная ситуация развития, взаимодействия ребенка со взрослым, оказывает влияние на качество сна. И может способствовать усилению и сохранению нарушения сна. В связи с этим необходима энергичная роль взрослого в организации процесса сна детей раннего возраста.
Сон в режиме дня — обязательное условие для сохранения и укрепления физиологического и психоэмоционального здоровья детей. Занятия перед сном — важная часть организации образовательного процесса в детском саду. В рекомендациях были использованы такие методические приемы, которые бы плодотворно влияли на качество и организацию процесса засыпания в целом. Так же эти приемы нацелены на развитие зоны ближайшего развития ребенка. Что в свою в очередь будущем упростит и облегчит работу.
Список
1. Абашидзе Э. Ф., Намазова Л. С., Кожевникова Е. В., Аршба С. К. Нарушение сна у детей. Педиатрическая фармакология. 2008; 5 (5): 69¬73.
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. М.: Академия, 1999.
3. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М.: Просвещение, 2017. - 176 с.
4. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2018. - № 5. - 453 с.
5. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина 2017. - 304 с.
6. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М.: Психология, 2003.
7. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.
8. Бейн Б., Панарин И.А. Билингвистическое воспитание детей (вновь обращаясь к Л.Выготскому и А.Лурия). Вопросы психологии, 1994, No. 3, 68-81.
9. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2016. - 236 с.
10. Блохин Б.М., Полуэктов М.Г., Тарасенко Е.С. Нарушения и особенности сна у детей грудного и раннего возраста. Лечебное дело. 2010; 1: 4-10.
11. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. В кн.: Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. С. 257-284.
12. Валлон А. [Wallon H.] Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967
13. Виленская Г.А., Сергиенко Е.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте. Психологический журнал, 2001, 22(3), 68-85.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 6.
15. Вейн А. М., Елигулашвили Т. С., Полуэктов М. Г. Синдром апноэ во сне и другие расстройства дыхания, связанные со сном: клиника, диагностика, лечение. М.: Эйдос Медиа. 2002. 310 с.
16. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2017. - 240 с.
17. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. Смирновой Е,О, Н.Н. Авдеевой Н.Н., Галигузовой Л.Н. и др. - М., 2016.- 340 с.
18. Воспитание и обучение детей раннего возраста. / Под ред. Павловой Л.Н. -М., 2016.- 210 с.
19. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.- М., 2017. - 178 с.
20. Геппе Н.А., Левин И.Я., Снегоцкая М.Н., Полуэктов М.Г. Диетические возможности улучшения сна детей грудного и раннего возраста. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2011; 2: 52-59.
21. Давыдова О.И.,Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.
22. Дерманова И.Б. (Ред.). Диагностика эмоционально¬
нравственного развития. СПб.: Речь, 2002.
23. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007. 79 с.
24. Иванова Н.Г. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к детскому саду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 6 v-v-v.interactive-plus.ruhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/04/02/osobennosti-raboty- vospitatelya-vperiod-adaptatsii-detey-k-detskomu (дата обращения: 10.07.2016).
25. Избранные лекции по неврологии. Под ред. В. Л. Голубева. М.: Эйдос Медиа. 2004. С. 12-19. 2. Намазова Л. С., Баранов А. А., Игнатьева Р. К. Профилактика расстройств сна у детей. Вопросы современной педиатрии. 2006; 5 (2): 80-81.
26. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006.
27. Калинкин А. Л. Полисомнографическое исследование. Функцио нальная диагностика. 2004; 2: 61-65.
28. Кондаков И.М. Психологический словарь. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
29. Корабельникова Е.А. Детский сон. Зеркало развития ребенка. М.: Владос-Пресс, 2009. 400 с. 4. Пушкарев Д.Ф. Алимемазин в психиатрической практике и общей медицине (обзор литературы). Психические расстройства в общей медицине. 2013; 1: 56-61.
30. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1 - 337 с.
31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - М., 2017.- 310 с.
32. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка: Экспериментальное исследование. М.: АПН РСФСР, 1956
33. Мочалова С.А. Дневной сон в детском саду: методическая разработка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: ИВТ: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/02/04/dnevnoy-son- deteyv-detskom-sadu (дата обращения: 23.11.2020 г.).
34. Немкова С.А.. Современные принципы комплексной диагностики и лечения нарушений сна у детей.//Медицинский совет. 2014,№14.С.25-29.
35. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2015. - 286 с.
36. Полуэктов М.Г., Левин Я.И. (ред.). Сомнология и медицина сна. М.: Медфорум, 2013. 431 с.
37. Полуэктов М.Г., Радченко О.А., Троицкая Н.Б. Эффективность применения поведенческой терапии детских инсомний. Тезисы докладов VI Всероссийской конференции с международным участием «Актуальные проблемы сомнологии». СПб.: Олимп, 2008. 74 с.
38. Полуэктов М.Г., Радченко О.А., Троицкая Н.Б., Блохин Б.М. Коррекция диагнозов нарушений сна у детей относительно новой международной классификации 2005 года. Кремлевская медицина. 1996; 1: 78-80.
39. Полуэктов М. Г., Троицкая Н. В., Вейн А. М. Нарушение сна детей в амбулаторной практике. Сомнологический центр МЗ РФ. М. 2001. 58 с.
40. Рассказова Е. И., Русакова И. М., Дорохов В. Б. Влияние мотивации заснуть на параметры дневного сна // Материалы 6-й Российской (с международным участием) молодежной школы- конференции «Сон - окно в мир бодрствования». М., 2011. С. 94-95.
41. Родакер Н.М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 41. - С. 64-68.
42. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - Москва: Книголюб, 2017. - 272 с.
43. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО РФ, 2000.
44. Ситникова С.П. Адаптация детей в детском саду / С.П. Ситникова, Л.Н. Егорова // Вестник научных конференций. - 2016. - №1-5 (5). - С. 176-177.
45. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 160 с.
46. Спок Бенджамин. Ребенок и уход за ним. СПб.: Политехника, 1991- 1992. 496 с.
47. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2018. - 382 с.
48. Тарасенко Е.С. Особенности и нарушения сна у детей грудного и раннего возраста: Дис. ... канд. мед. наук. Российский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. М., 2011. 120 с.
49. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 3-4. - 651 с.
50. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
51. Тхостов А.Ш., Левин Я.И., Рассказова Е.И. Психологическая модель невротической инсомнии: факторы хронификации // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2007. № 3. С. 44-66.
52. Шалаева Г.П. Правила поведения для воспитанных детей: для дошкольного возраста; 0+. М.: АСТ, СЛОВО, 2019. 158 с.
53. . Bax M.C.O. Sleep disturbances in the young child. Br. Med. J. 1980; 280: 1177-1179.
54. France K.G., Blampied N.M., Wilkinson P. Treatment of infant sleep disturbance by trimeprazine in combination with extinction. J. Develop. Behavioral Pediatr. 1991; 12 (5): 308- 314.
55. . Lozoff B., Wolf A.W., Davis N.S. Cosleeping in urban families with young children in the United States. Pediatrics. 1984; 74: 171-182.
56. Mindell J., Owens J. A clinical guide to pediatric sleep. Diagnosis and management of sleep problems. Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins, 2005. 232 p.
57. Richman N. A double-blind drug trial of treatment in young children with waking problems. J. Child Psychol. Psychiat. 1985; 26 (4): 591-598.
58. Simonoff E.A., Stores G. Controlled trial of trimeprazine tartrate for night waking. Arch. Dis. Childhood. 1987; 62 (3): 253-257.
59. . Steinberg L.A., O’Connell N.C., Hatch T.F. et al. Tryptophan intake influences infants sleep latency. J. Nutrition. 1992; 122 (9): 1781-1791.