ПОЛИТИКА КНР НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ 1990-е - 2010-е годы
|
Введение 3
ГЛАВА 1 Ближневосточный курс во внешней политике Китая. Ирано¬китайское сотрудничество как пример межрегионального взаимодействия.. 16
1.1Краткая экономическая и геополитическая характеристика КНР как
региона в международном (глобальном) пространстве 16
1.2 Эволюция внешнеполитических доктрин КНР 21
1.3Краткая характеристика ближневосточного региона на примере
Ирана как регионального центра на Большом Ближнем Востоке 25
1.4Стратегическая важность Ирана и ближневосточного региона для
внешнеполитических и экономических целей Китая 30
1.5 Соперничество КНР с крупными международными акторами за
лидерство в регионе 34
2.1 Шелковый Путь и его мировое историческое и экономическое
значение 38
2.2 Характер внешнеполитических связей КНР со странами Большого
Ближнего Востока 43
2.3 Концепция «Нового Шелкового Пути»: ее предпосылки, реализация
перспективы 52
2.4 «Один пояс - Один путь»: влияние данной инициативы на
ближневосточную политику и общий курс внешней политики Китая 58
Заключение 62
Библиографический список
ГЛАВА 1 Ближневосточный курс во внешней политике Китая. Ирано¬китайское сотрудничество как пример межрегионального взаимодействия.. 16
1.1Краткая экономическая и геополитическая характеристика КНР как
региона в международном (глобальном) пространстве 16
1.2 Эволюция внешнеполитических доктрин КНР 21
1.3Краткая характеристика ближневосточного региона на примере
Ирана как регионального центра на Большом Ближнем Востоке 25
1.4Стратегическая важность Ирана и ближневосточного региона для
внешнеполитических и экономических целей Китая 30
1.5 Соперничество КНР с крупными международными акторами за
лидерство в регионе 34
2.1 Шелковый Путь и его мировое историческое и экономическое
значение 38
2.2 Характер внешнеполитических связей КНР со странами Большого
Ближнего Востока 43
2.3 Концепция «Нового Шелкового Пути»: ее предпосылки, реализация
перспективы 52
2.4 «Один пояс - Один путь»: влияние данной инициативы на
ближневосточную политику и общий курс внешней политики Китая 58
Заключение 62
Библиографический список
Одними из наиболее показательных исследований в рамках зарубежного регионоведения выступают исследования в области
международных отношений, так как, в современных условиях, межрегиональное взаимодействие это один из наиболее динамичных процессов поддающихся исследованию. Особенно это интересно в рамках глобализации, которая выступает катализатором, в том числе и исторических процессов, которые в свою очередь становятся доступными для практически непосредственного наблюдения.
На сегодняшний день вполне справедливо утверждение о том, что практически любое исследование в области международных отношений и/или истории, начиная со второй половины ХХ века, остается актуальным само по себе.
В рамках синтеза неокантианской и позитивистской методологии гуманитарного познания, одними из основных методов выступают системный, типологический и синтетический подходы. Таким образом, основополагающим элементом исследования выступает построение модели процессов или явлений, на основе исторических фактов и источников в широком смысле слова, путем типологизации, систематизации и структурированного исследования, в данном случае, региональных процессов, что в дальнейшем позволит применять полученные знания при прогнозировании последствий, выработке стратегий, принятии решений и т.д.
А значит сомнения в ценности и полезности гуманитарных исследований, истории и регионоведения в частности, беспочвенны и совершенно напрасны.
Что же касается конкретно данной работы, то её актуальность состоит главным образом в её новизне. Она посвящена процессам политического и экономического взаимодействия двух конкретных регионов: Китая и Ближнего Востока, где основное внимание будет сосредоточено вокруг 3
китайско-иранского сотрудничества, в последние годы набирающего обороты. Данное исследование представляет интерес в первую очередь потому, что обращено к проблемам современности, более того оно напрямую связано с исследованием международных отношений и межрегионального сотрудничества двух важных для российской внешней политики государств. Одно из них является самым быстро развивающимся, можно сказать передовым, во многих отношениях, государством мира, которое непосредственно имеет общую границу с РФ. Второе представляет собой государство, долго находившееся под экономическим и политическим давлением Запада, и которое при этом является одним из крупнейших в мире государством по запасам нефти, газа и других стратегически важных минеральных ресурсов. Ближневосточный рынок, сильно зависящий от политической ситуации в регионе, а также внешних факторов входит в сферу внешнеполитических интересов России, так как способен оказывать серьезнейшее влияние на общемировой рынок минеральных ресурсов, что является одной из основных статей дохода, формирующих ВНП РФ. А это значит, что равно как и ситуация в этих двух регионах в целом, так и процессы их взаимодействия и влияния на международные отношения, представляют принципиальный интерес. А выведенные путем исследования этих процессов закономерности и модели могут иметь значение и с практической точки зрения.
На сегодняшний день можно без преувеличения сказать о том, что успехи КНР в области экономического и социально -культурного развития носят феноменальный характер и за последние годы стали важнейшим фактором мировой политики и международных отношений.
По абсолютным показателям промышленного и сельскохозяйственного производства Китай уже вышел на передовые позиции в мире.
Среднегодовые темпы роста ВВП Китая в среднем на 5,5 процентных пунктов выше среднемировых показателей. Доля ВВП КНР в производстве мирового валового продукта в 2008 году составляла 7,3 % , КНР так же 4
удалось сохранить устойчивый рост экономики, не смотря общемировые тенденции к снижению ввиду финансового кризиса. Политика максимальной мобилизации собственных сравнительных преимуществ для реализации национальных идей развития и модернизации приобрела большое международное значение. Что не могло не отразиться на заинтересованности других держав региона и мира в выстраивании партнерских отношений с Китаем.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что процесс подъема Китая, бывшего некогда одним из самых отсталых регионов с экономической научно¬технической точки зрения, позволив решить неотложные проблемы развития экономики и повышения уровня жизни населения, одновременно привел к возникновению новых противоречий, вызовов и трудностей. Главным образом это безработица, дисбаланс в развитии города и деревни, существенный разрыв в развитии восточных и западных регионов, а также ряд проблем связанных с социальным обеспечением населения.
Важной особенностью китайской экономики в последнее десятилетие остается довольно сильная зависимость от внешней торговли, будучи «мастерской мира», Китай выпускает в мировой рынок подавляющее большинство товаров самых разных групп, начиная от оборонной промышленности, заканчивая товарами народного потребления. На 2008 год, в самый разгар мирового финансового кризиса 1/7 всех произведенных товаров выходила на рынок с маркировкой «Сделано в Китае». В последние годы китайским руководством предпринимается курс на переход от стимулирования экстенсивного роста экономики, путем наращивания объемов производства, в пользу его интенсификации и повсеместного развития более капиталоёмких и наукоёмких производств. Которые, в свою очередь, позволили бы производить продукцию с гораздо более высокой добавленной стоимостью и перевести национальную экономику КНР в третичный сектор, снизив зависимость от внешних факторов и риски кризиса перепроизводства.
Однако этот переход займет время, а для поддержания устойчивого роста объемов производства на сегодняшний день Китаю требуются энергоресурсы. Ввиду отказа от использования каменного угля на производствах как основного источника энергии, в пользу более экологически чистых нефти и газа, а также высокой капиталоёмкости разработки обнаруженных недавно месторождений в западных районах страны, Китай вынужден экспортировать нефть из богатых минеральным сырьем регионов, таких как Ближний Восток.
На 2014 год КНР закупала 70% потребляемой нефти на Ближнем Востоке, на тот момент основным поставщиком в регионе выступала Саудовская Аравия. В 2015-2016 годах было объявлено о частичном снятии торгово-экономических санкция с Ирана, в это время Китай развернул широкомасштабные проекты по сотрудничеству с Ираном в сфере энергетики. А уже в начале 2019 года объемы поставок нефти из Тегерана выросли по сравнению с предыдущим годом на 78% и составили 767,2 тыс. баррелей в сутки. Это не смотря на то, что вопрос по антииранским санкциям остается неразрешенным. После очевидно долгожданного ослабления в 2016 снова уже в 2018 возвращение к санкционной политике в отношении Ирана со стороны США, на данный момент в единственном числе, поскольку прочие страны-участницы, так называемой, «Ядерной сделки» выход США и введение дополнительных санкций против Ирана не поддержали.
Все эти события вокруг региона в своей совокупности подогревают интерес к региональным и межрегиональным процессам в рамках Ближневосточной политики основных государств имеющих влияние в регионе. Кроме прочего интерес представляет инициатива «Нового Шелкового пути» от КНР и ее влияние на все сопричастные регионы, а так же международное возвышение Китая, как альтернативного США лидера глобального мира. В связи с этим, в рамках ВКР выработаны следующие гипотезы:
• Интерес и стратегическая важность ближневосточного региона для КНР состоят в следующем:
1) Энергетика и экспорт нефти, чтобы обеспечить ресурсами переходную стадию экономики к постиндустриальному типу производства с ведущим третичным сектором.
2) Транзитная зона для НШП из Китая в Европу.
3) Под эгидой инфраструктурной модернизации и экономического сотрудничества объединить и возглавить страны Азии, как существенную часть третьего мира, и, тем самым, потеснить США в звании мирового лидера.
• Глобальные экономические инициативы на сегодняшний день представляют собой метод реализации внешнеполитической стратегии КНР и альтернативу «демократии на экспорт» для стран третьего мира.
Объектом исследования являются региональные взаимодействия КНР с регионом, объединенным понятием Ближний Восток. Предметом исследования выступают региональные процессы в рамках стратегического и экономического взаимодействия Китая с отдельными странами ближневосточного региона, методы и стратегии внешнеэкономического и политического воздействия, а также роль глобальных экономических, инфраструктурных проектов в достижении КНР статуса глобально мирового лидера, на примере взаимодействия с Ираном, как одним из ключевых государств региона.
Историография или степень изученности проблемы в известной степени полна исследований и статей, в той или иной мере, освещающих ситуацию вокруг присутствия КНР на Ближнем Востоке и ее интересы вокруг одного из самых богатых минеральными ресурсами регионов мира. Тема взаимоотношений Китая и стран Среднего и Ближнего Востока находится в фокусе исследователей не только отдельных регионов, но и международных отношений в целом. Большой интерес для исследований в этой области представляет изучение внешней политики, которая во многом продиктована векторами экономического развития страны и преодоления внутренних проблем. Подробным образом можно проследить взаимосвязь этих элементов, как основных направлений развития КНР, на основе полных научно-исследовательских сборников под названием: «Китайская Народная Республик: политика, экономика, культура». Данный сборник выходит с некоторой периодичностью, в состав исследовательской литературы включены три сборника - за 2009 , 2014 и 2017-2018 годы. Все три сборника разбиты на тематические блоки, каждый из которых написан группой авторов. Особенно важными для данной исследовательской работы являются работы Островского, Новоселовой, Терентьевой, Петухова, Пиковер, Волковой, Сазонова, Смирнова, Гудошникова, Ершова, посвященные исследованию и освещению экономических и политических процессов и событий КНР в начале XXI века.
В блоке «экономика» данных сборников, можно проследить эволюцию в структуре экономики КНР и прийти к заключению о том, что современная экономическая модель Китая подталкивает его к активным внешнеполитическим действиям, а богатый ресурсами регион Ближнего Востока представляет собой ответ на многие актуальные проблемы КНР.
В свою очередь проблематика ближневосточного региона остается актуальной и открытой для политических и экономических исследований практически традиционно. О сложности региональных процессах и постепенном складывании в регионе государств-лидеров, экономических и политических, принимающих активное участие в международных
отношениях. Малышева Д.Б. в своей статье «Крупные региональные государства в зонах нестабильности Ближнего Востока» подробно освещает политическую обстановку в регионе и связанные с этим сложности для внешнеполитического взаимодействия. Статья Е. С Мелкумяна «Ирано¬арабская конкуренция в регионе Ближнего Востока и Персидского Залива» наглядно показывает характер конкурентного развития взаимосвязей в регионе, как политических, экономических так и религиозных. Даже в условиях нестабильности и вполне реальных рисков для экономического сотрудничества в регионе, Китай продолжает вести вектор внешней политики и экономики в Ближний Восток, так как стратегическая важность данного региона очень велика. В первую очередь с точки зрения энергетики и ископаемых ресурсов и это наглядно показано в статье О. А. Хлопова - «Энергетическая политика и стратегия Китая». На фоне межрегионального взаимодействия выделяется всё возрастающая роль Ирана в Персидском заливе, а также немалый интерес Поднебесной в сотрудничестве и базировании в регионе показывает Петрунина Ж.В. в своей
статье «Китай укрепляет позиции в нефтегазоносном бассейне персидского _ 13
залива».
Дальнейшие исследования вокруг Ближнего Востока и Китая приходят к исследованию совместных экономических проектов в особенности трансконтинентальный проект «Новый Шелковый путь» и ему наши исследователи уделяли более пристальное внимание, нежели сотрудничеству Китая и стран Ближнего Востока в этой области. Это обосновано возможной очень серьезной ролью России в данном экономическом проекте, а потому иногда данная проблема встречала неоднозначное освещение в исследовательской среде. Позитивную повестку данного проекта отстаивают многие исследователи в лице С. Г. Лузяниной и А. В. Агафонасьевой. Но и встречалась резкая критика данного проекта и его «невыгоды» для России. Например эта идея раскрывается в статье П. А. Минакира «В поисках пространственной гармонизации».
Однако со временем ситуация поменялась и ветка пути через Россию на данном этапе находится на альтернативных ролях, главной артерией между Востоком и Западом становится центральная и южная ветки пути, которые как раз проходят через страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Поэтому исследования в этой области получают дополнительный интерес в контексте ближневосточной политики Китая.
Обзор источников
Так же в исследовании будут представлены ссылки на прессу и иные источники, так или иначе посвященные данной проблеме. В первую очередь это протоколы заседаний международных организаций, как экономических так и политических . В их числе представлена речь председателя КНР Си Цзиньпина на генеральной ассамблее ООН по поводу инициативы «Один пояс - один путь», а так же комментарии китайских дипломатов о внешнеполитических целях Китая в контексте этого проекта и вне него.
В своей основной массе источники для данного исследования взяты с официальных сайтов СМИ и представлены различными статьями, которые освещают политические события в данных регионах и представляют статистические данные, информацию о торговых соглашениях и др.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы, на основании анализа внешнеполитических доктрин и конкретных действий КНР на Ближнем Востоке, в частности во взаимоотношениях с Ираном, а также, в условиях конкурентного взаимодействия с США и Россией, и реализации инфраструктурного проекта Новый Шелковый Путь, выявить определенные тенденции в отношениях КНР с Ближнем Востоком.
Задачи исследования состоят в следующем:
Опираясь на широкомасштабные исследования и характеристики КНР с точки зрения регионоведения, осветить в работе политические, экономические и стратегические ресурсы Китая, и выявить тем самым возможные причины заинтересованности КНР в сотрудничестве с Ближним Востоком.
Аналогичным образом провести характеристику ближневосточного региона и в частности - Ирана, через фокус китайско -иранского сотрудничества.
На основе такого анализа, выявить и подробно осветить, с применением принципа историзма, проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия КНР и Ирана.
Выявить и описать признаки ситуации «Новой Большой Игры» на Ближнем Востоке, показать принципы борьбы за влияние в регионе между тремя наиболее влиятельными державами мира.
Чтобы проверить выработанные гипотезы, так же более детально исследовать стратегически важную инициативу КНР по установлению международного наземного транзитного коридора под названием «Новый Шелковый Путь» с точки зрения новой модели реализации внешнеполитических задачи и достижения глобальных внешних целей государства, путем непрямого экономического и стратегического воздействия.
Хронологические и территориальные рамки включают в себя два региона: территория, объединенная под названием Ближний Восток,
включающая в себя ряд государств и Китай - территориально - современная КРН. Данные регионы будут рассмотрены в период с установления тесных взаимоотношений в середине - конце 90-х годов, чуть более раннего времени, как обзор эволюции внешнеполитических доктрин КНР, и до настоящего времени.
Методология основана на транссистемной теории в трактовке мирового развития, системности международных отношений и процессов глобализации, которая была представлена в статье А. Д. Богатурова «Современный мир: система или конгломерат? Опыт трассистемного подхода» . В данной статье Богатуров старается переосмыслить
международных отношений, так как, в современных условиях, межрегиональное взаимодействие это один из наиболее динамичных процессов поддающихся исследованию. Особенно это интересно в рамках глобализации, которая выступает катализатором, в том числе и исторических процессов, которые в свою очередь становятся доступными для практически непосредственного наблюдения.
На сегодняшний день вполне справедливо утверждение о том, что практически любое исследование в области международных отношений и/или истории, начиная со второй половины ХХ века, остается актуальным само по себе.
В рамках синтеза неокантианской и позитивистской методологии гуманитарного познания, одними из основных методов выступают системный, типологический и синтетический подходы. Таким образом, основополагающим элементом исследования выступает построение модели процессов или явлений, на основе исторических фактов и источников в широком смысле слова, путем типологизации, систематизации и структурированного исследования, в данном случае, региональных процессов, что в дальнейшем позволит применять полученные знания при прогнозировании последствий, выработке стратегий, принятии решений и т.д.
А значит сомнения в ценности и полезности гуманитарных исследований, истории и регионоведения в частности, беспочвенны и совершенно напрасны.
Что же касается конкретно данной работы, то её актуальность состоит главным образом в её новизне. Она посвящена процессам политического и экономического взаимодействия двух конкретных регионов: Китая и Ближнего Востока, где основное внимание будет сосредоточено вокруг 3
китайско-иранского сотрудничества, в последние годы набирающего обороты. Данное исследование представляет интерес в первую очередь потому, что обращено к проблемам современности, более того оно напрямую связано с исследованием международных отношений и межрегионального сотрудничества двух важных для российской внешней политики государств. Одно из них является самым быстро развивающимся, можно сказать передовым, во многих отношениях, государством мира, которое непосредственно имеет общую границу с РФ. Второе представляет собой государство, долго находившееся под экономическим и политическим давлением Запада, и которое при этом является одним из крупнейших в мире государством по запасам нефти, газа и других стратегически важных минеральных ресурсов. Ближневосточный рынок, сильно зависящий от политической ситуации в регионе, а также внешних факторов входит в сферу внешнеполитических интересов России, так как способен оказывать серьезнейшее влияние на общемировой рынок минеральных ресурсов, что является одной из основных статей дохода, формирующих ВНП РФ. А это значит, что равно как и ситуация в этих двух регионах в целом, так и процессы их взаимодействия и влияния на международные отношения, представляют принципиальный интерес. А выведенные путем исследования этих процессов закономерности и модели могут иметь значение и с практической точки зрения.
На сегодняшний день можно без преувеличения сказать о том, что успехи КНР в области экономического и социально -культурного развития носят феноменальный характер и за последние годы стали важнейшим фактором мировой политики и международных отношений.
По абсолютным показателям промышленного и сельскохозяйственного производства Китай уже вышел на передовые позиции в мире.
Среднегодовые темпы роста ВВП Китая в среднем на 5,5 процентных пунктов выше среднемировых показателей. Доля ВВП КНР в производстве мирового валового продукта в 2008 году составляла 7,3 % , КНР так же 4
удалось сохранить устойчивый рост экономики, не смотря общемировые тенденции к снижению ввиду финансового кризиса. Политика максимальной мобилизации собственных сравнительных преимуществ для реализации национальных идей развития и модернизации приобрела большое международное значение. Что не могло не отразиться на заинтересованности других держав региона и мира в выстраивании партнерских отношений с Китаем.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что процесс подъема Китая, бывшего некогда одним из самых отсталых регионов с экономической научно¬технической точки зрения, позволив решить неотложные проблемы развития экономики и повышения уровня жизни населения, одновременно привел к возникновению новых противоречий, вызовов и трудностей. Главным образом это безработица, дисбаланс в развитии города и деревни, существенный разрыв в развитии восточных и западных регионов, а также ряд проблем связанных с социальным обеспечением населения.
Важной особенностью китайской экономики в последнее десятилетие остается довольно сильная зависимость от внешней торговли, будучи «мастерской мира», Китай выпускает в мировой рынок подавляющее большинство товаров самых разных групп, начиная от оборонной промышленности, заканчивая товарами народного потребления. На 2008 год, в самый разгар мирового финансового кризиса 1/7 всех произведенных товаров выходила на рынок с маркировкой «Сделано в Китае». В последние годы китайским руководством предпринимается курс на переход от стимулирования экстенсивного роста экономики, путем наращивания объемов производства, в пользу его интенсификации и повсеместного развития более капиталоёмких и наукоёмких производств. Которые, в свою очередь, позволили бы производить продукцию с гораздо более высокой добавленной стоимостью и перевести национальную экономику КНР в третичный сектор, снизив зависимость от внешних факторов и риски кризиса перепроизводства.
Однако этот переход займет время, а для поддержания устойчивого роста объемов производства на сегодняшний день Китаю требуются энергоресурсы. Ввиду отказа от использования каменного угля на производствах как основного источника энергии, в пользу более экологически чистых нефти и газа, а также высокой капиталоёмкости разработки обнаруженных недавно месторождений в западных районах страны, Китай вынужден экспортировать нефть из богатых минеральным сырьем регионов, таких как Ближний Восток.
На 2014 год КНР закупала 70% потребляемой нефти на Ближнем Востоке, на тот момент основным поставщиком в регионе выступала Саудовская Аравия. В 2015-2016 годах было объявлено о частичном снятии торгово-экономических санкция с Ирана, в это время Китай развернул широкомасштабные проекты по сотрудничеству с Ираном в сфере энергетики. А уже в начале 2019 года объемы поставок нефти из Тегерана выросли по сравнению с предыдущим годом на 78% и составили 767,2 тыс. баррелей в сутки. Это не смотря на то, что вопрос по антииранским санкциям остается неразрешенным. После очевидно долгожданного ослабления в 2016 снова уже в 2018 возвращение к санкционной политике в отношении Ирана со стороны США, на данный момент в единственном числе, поскольку прочие страны-участницы, так называемой, «Ядерной сделки» выход США и введение дополнительных санкций против Ирана не поддержали.
Все эти события вокруг региона в своей совокупности подогревают интерес к региональным и межрегиональным процессам в рамках Ближневосточной политики основных государств имеющих влияние в регионе. Кроме прочего интерес представляет инициатива «Нового Шелкового пути» от КНР и ее влияние на все сопричастные регионы, а так же международное возвышение Китая, как альтернативного США лидера глобального мира. В связи с этим, в рамках ВКР выработаны следующие гипотезы:
• Интерес и стратегическая важность ближневосточного региона для КНР состоят в следующем:
1) Энергетика и экспорт нефти, чтобы обеспечить ресурсами переходную стадию экономики к постиндустриальному типу производства с ведущим третичным сектором.
2) Транзитная зона для НШП из Китая в Европу.
3) Под эгидой инфраструктурной модернизации и экономического сотрудничества объединить и возглавить страны Азии, как существенную часть третьего мира, и, тем самым, потеснить США в звании мирового лидера.
• Глобальные экономические инициативы на сегодняшний день представляют собой метод реализации внешнеполитической стратегии КНР и альтернативу «демократии на экспорт» для стран третьего мира.
Объектом исследования являются региональные взаимодействия КНР с регионом, объединенным понятием Ближний Восток. Предметом исследования выступают региональные процессы в рамках стратегического и экономического взаимодействия Китая с отдельными странами ближневосточного региона, методы и стратегии внешнеэкономического и политического воздействия, а также роль глобальных экономических, инфраструктурных проектов в достижении КНР статуса глобально мирового лидера, на примере взаимодействия с Ираном, как одним из ключевых государств региона.
Историография или степень изученности проблемы в известной степени полна исследований и статей, в той или иной мере, освещающих ситуацию вокруг присутствия КНР на Ближнем Востоке и ее интересы вокруг одного из самых богатых минеральными ресурсами регионов мира. Тема взаимоотношений Китая и стран Среднего и Ближнего Востока находится в фокусе исследователей не только отдельных регионов, но и международных отношений в целом. Большой интерес для исследований в этой области представляет изучение внешней политики, которая во многом продиктована векторами экономического развития страны и преодоления внутренних проблем. Подробным образом можно проследить взаимосвязь этих элементов, как основных направлений развития КНР, на основе полных научно-исследовательских сборников под названием: «Китайская Народная Республик: политика, экономика, культура». Данный сборник выходит с некоторой периодичностью, в состав исследовательской литературы включены три сборника - за 2009 , 2014 и 2017-2018 годы. Все три сборника разбиты на тематические блоки, каждый из которых написан группой авторов. Особенно важными для данной исследовательской работы являются работы Островского, Новоселовой, Терентьевой, Петухова, Пиковер, Волковой, Сазонова, Смирнова, Гудошникова, Ершова, посвященные исследованию и освещению экономических и политических процессов и событий КНР в начале XXI века.
В блоке «экономика» данных сборников, можно проследить эволюцию в структуре экономики КНР и прийти к заключению о том, что современная экономическая модель Китая подталкивает его к активным внешнеполитическим действиям, а богатый ресурсами регион Ближнего Востока представляет собой ответ на многие актуальные проблемы КНР.
В свою очередь проблематика ближневосточного региона остается актуальной и открытой для политических и экономических исследований практически традиционно. О сложности региональных процессах и постепенном складывании в регионе государств-лидеров, экономических и политических, принимающих активное участие в международных
отношениях. Малышева Д.Б. в своей статье «Крупные региональные государства в зонах нестабильности Ближнего Востока» подробно освещает политическую обстановку в регионе и связанные с этим сложности для внешнеполитического взаимодействия. Статья Е. С Мелкумяна «Ирано¬арабская конкуренция в регионе Ближнего Востока и Персидского Залива» наглядно показывает характер конкурентного развития взаимосвязей в регионе, как политических, экономических так и религиозных. Даже в условиях нестабильности и вполне реальных рисков для экономического сотрудничества в регионе, Китай продолжает вести вектор внешней политики и экономики в Ближний Восток, так как стратегическая важность данного региона очень велика. В первую очередь с точки зрения энергетики и ископаемых ресурсов и это наглядно показано в статье О. А. Хлопова - «Энергетическая политика и стратегия Китая». На фоне межрегионального взаимодействия выделяется всё возрастающая роль Ирана в Персидском заливе, а также немалый интерес Поднебесной в сотрудничестве и базировании в регионе показывает Петрунина Ж.В. в своей
статье «Китай укрепляет позиции в нефтегазоносном бассейне персидского _ 13
залива».
Дальнейшие исследования вокруг Ближнего Востока и Китая приходят к исследованию совместных экономических проектов в особенности трансконтинентальный проект «Новый Шелковый путь» и ему наши исследователи уделяли более пристальное внимание, нежели сотрудничеству Китая и стран Ближнего Востока в этой области. Это обосновано возможной очень серьезной ролью России в данном экономическом проекте, а потому иногда данная проблема встречала неоднозначное освещение в исследовательской среде. Позитивную повестку данного проекта отстаивают многие исследователи в лице С. Г. Лузяниной и А. В. Агафонасьевой. Но и встречалась резкая критика данного проекта и его «невыгоды» для России. Например эта идея раскрывается в статье П. А. Минакира «В поисках пространственной гармонизации».
Однако со временем ситуация поменялась и ветка пути через Россию на данном этапе находится на альтернативных ролях, главной артерией между Востоком и Западом становится центральная и южная ветки пути, которые как раз проходят через страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Поэтому исследования в этой области получают дополнительный интерес в контексте ближневосточной политики Китая.
Обзор источников
Так же в исследовании будут представлены ссылки на прессу и иные источники, так или иначе посвященные данной проблеме. В первую очередь это протоколы заседаний международных организаций, как экономических так и политических . В их числе представлена речь председателя КНР Си Цзиньпина на генеральной ассамблее ООН по поводу инициативы «Один пояс - один путь», а так же комментарии китайских дипломатов о внешнеполитических целях Китая в контексте этого проекта и вне него.
В своей основной массе источники для данного исследования взяты с официальных сайтов СМИ и представлены различными статьями, которые освещают политические события в данных регионах и представляют статистические данные, информацию о торговых соглашениях и др.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы, на основании анализа внешнеполитических доктрин и конкретных действий КНР на Ближнем Востоке, в частности во взаимоотношениях с Ираном, а также, в условиях конкурентного взаимодействия с США и Россией, и реализации инфраструктурного проекта Новый Шелковый Путь, выявить определенные тенденции в отношениях КНР с Ближнем Востоком.
Задачи исследования состоят в следующем:
Опираясь на широкомасштабные исследования и характеристики КНР с точки зрения регионоведения, осветить в работе политические, экономические и стратегические ресурсы Китая, и выявить тем самым возможные причины заинтересованности КНР в сотрудничестве с Ближним Востоком.
Аналогичным образом провести характеристику ближневосточного региона и в частности - Ирана, через фокус китайско -иранского сотрудничества.
На основе такого анализа, выявить и подробно осветить, с применением принципа историзма, проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия КНР и Ирана.
Выявить и описать признаки ситуации «Новой Большой Игры» на Ближнем Востоке, показать принципы борьбы за влияние в регионе между тремя наиболее влиятельными державами мира.
Чтобы проверить выработанные гипотезы, так же более детально исследовать стратегически важную инициативу КНР по установлению международного наземного транзитного коридора под названием «Новый Шелковый Путь» с точки зрения новой модели реализации внешнеполитических задачи и достижения глобальных внешних целей государства, путем непрямого экономического и стратегического воздействия.
Хронологические и территориальные рамки включают в себя два региона: территория, объединенная под названием Ближний Восток,
включающая в себя ряд государств и Китай - территориально - современная КРН. Данные регионы будут рассмотрены в период с установления тесных взаимоотношений в середине - конце 90-х годов, чуть более раннего времени, как обзор эволюции внешнеполитических доктрин КНР, и до настоящего времени.
Методология основана на транссистемной теории в трактовке мирового развития, системности международных отношений и процессов глобализации, которая была представлена в статье А. Д. Богатурова «Современный мир: система или конгломерат? Опыт трассистемного подхода» . В данной статье Богатуров старается переосмыслить
Китайским ключом к Западу стал Восток. На основании полученных данных исследования удалось подтвердить следующие гипотезы: Иран
несомненно является одним из ключевых государств ближневосточного региона и взаимодействие с ним представляет первостепенную важность для КНР в контексте Ближневосточной политики и реализации инфраструктурной инициативы «Один пояс - одни путь». Иран является важным транспортным узлом на пути следования товаров из Китая в Европу - представляет собой один из наиболее протяженных участков средней ветки «Нового Шелкового пути», который к настоящему моменту уже полностью функционирует и сокращает время доставки грузов более чем в два раза. Кроме того основной сферой сотрудничества с Ираном для Китая является энергетика. Не смотря на обостряющиеся противоречия с США, Китай продолжает активно сотрудничать с ИРИ в нефтегазовой отрасли. В сложившихся условиях конфликта экономических и политических интересов на внешнеполитическом поприще заметно больший успех в ближневосточном регионе и в Средней Азии пока имеет Китай. Китайская внешнеполитическая концепция имеет четкий выверенный характер и конкретную формулировку, и выгодно отличается от американской модели ведения дипломатии на Ближнем Востоке и АТР. Потому своим участием и сотрудничеством по многим вопросам страны региона голосуют за КНР в качестве регионального и, быть может, глобального лидера. В последнее время Китай и в самом деле заявляет помощи развивающимся странам и заинтересованности в росте благосостояния их народов. В частности на майском экономическом форуме, посвященном международной инициативе «Один пояс - один путь» в 2017 году китайская сторона озвучила следующие тезисы:
1) В ближайшие три года оказать помощь в размере 60 млрд. юаней развивающимся странам-участницам проекта на повышение уровня жизни населения.
2) Выделить 2 млрд. юаней на экстренную продовольственную помощь, а так же 1 млрд. юаней в фонд ООН в рамках сотрудничества Юг-Юг.
3) Инициировать 100 проектов по борьбе с бедностью и охране здоровья.
Такого рода политическая ориентация способствует наращиванию влияния в регионе и получению определенного кредита доверия от развивающихся стран и тех из них, чья экономика находится на стадии стагнации. Коль скоро многие страны в регионе устраивает присутствие Китая, а он в свою очередь сделал для этого все возможное, то его политическое влияние в попытках сместить баланс системы международных отношений на Восток, и интегрировать Китай и азиатскую экономику в европейскую, вне всякого сомнения, возрастет. Статистика показывает в цифрах экономический рост для всех сопричастных стран к проекту «НТТТП», а это позволяет сделать вывод о том, что именно этот трансконтинентальный проект, и вообще подобного рода проекты, становятся важным внешнеполитическим инструментом КНР на пути осуществления широкомасштабных целей и задач. Разумеется, пока данный проект не завершен, еще рано говорить о его ключевом значении во внешнеполитических и экономических успехах КНР за последние годы. И, конечно, ситуация как вокруг этого проекта, так и ближневосточного региона в контексте Китайской внешней политики требует в дальнейшем пристального внимания и изучения. Однако уже сейчас можно с
уверенностью сказать, что определенный успех достигнут Китаем на текущем этапе реализации инициативы «Один пояс - один путь» и
Ближневосточной политике КНР.
несомненно является одним из ключевых государств ближневосточного региона и взаимодействие с ним представляет первостепенную важность для КНР в контексте Ближневосточной политики и реализации инфраструктурной инициативы «Один пояс - одни путь». Иран является важным транспортным узлом на пути следования товаров из Китая в Европу - представляет собой один из наиболее протяженных участков средней ветки «Нового Шелкового пути», который к настоящему моменту уже полностью функционирует и сокращает время доставки грузов более чем в два раза. Кроме того основной сферой сотрудничества с Ираном для Китая является энергетика. Не смотря на обостряющиеся противоречия с США, Китай продолжает активно сотрудничать с ИРИ в нефтегазовой отрасли. В сложившихся условиях конфликта экономических и политических интересов на внешнеполитическом поприще заметно больший успех в ближневосточном регионе и в Средней Азии пока имеет Китай. Китайская внешнеполитическая концепция имеет четкий выверенный характер и конкретную формулировку, и выгодно отличается от американской модели ведения дипломатии на Ближнем Востоке и АТР. Потому своим участием и сотрудничеством по многим вопросам страны региона голосуют за КНР в качестве регионального и, быть может, глобального лидера. В последнее время Китай и в самом деле заявляет помощи развивающимся странам и заинтересованности в росте благосостояния их народов. В частности на майском экономическом форуме, посвященном международной инициативе «Один пояс - один путь» в 2017 году китайская сторона озвучила следующие тезисы:
1) В ближайшие три года оказать помощь в размере 60 млрд. юаней развивающимся странам-участницам проекта на повышение уровня жизни населения.
2) Выделить 2 млрд. юаней на экстренную продовольственную помощь, а так же 1 млрд. юаней в фонд ООН в рамках сотрудничества Юг-Юг.
3) Инициировать 100 проектов по борьбе с бедностью и охране здоровья.
Такого рода политическая ориентация способствует наращиванию влияния в регионе и получению определенного кредита доверия от развивающихся стран и тех из них, чья экономика находится на стадии стагнации. Коль скоро многие страны в регионе устраивает присутствие Китая, а он в свою очередь сделал для этого все возможное, то его политическое влияние в попытках сместить баланс системы международных отношений на Восток, и интегрировать Китай и азиатскую экономику в европейскую, вне всякого сомнения, возрастет. Статистика показывает в цифрах экономический рост для всех сопричастных стран к проекту «НТТТП», а это позволяет сделать вывод о том, что именно этот трансконтинентальный проект, и вообще подобного рода проекты, становятся важным внешнеполитическим инструментом КНР на пути осуществления широкомасштабных целей и задач. Разумеется, пока данный проект не завершен, еще рано говорить о его ключевом значении во внешнеполитических и экономических успехах КНР за последние годы. И, конечно, ситуация как вокруг этого проекта, так и ближневосточного региона в контексте Китайской внешней политики требует в дальнейшем пристального внимания и изучения. Однако уже сейчас можно с
уверенностью сказать, что определенный успех достигнут Китаем на текущем этапе реализации инициативы «Один пояс - один путь» и
Ближневосточной политике КНР.
Подобные работы
- ПОЛИТИКА КНР В СТРАНАХ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (2000-2022 ГГ.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - ПРОГРАММА ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ ЯПОНИИ СТРАНАМ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА КАК ФАКТОР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Политические и экономические отношения между КНР и странами
Гвинейского залива в XXI в.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Политические и экономические отношения между КНР и странами Гвинейского залива в XXI в
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Политические и экономические отношения между КНР и странами Гвинейского залива в XXI в.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Внешняя политика КНР в годы «культурной революции» 1949 - 1982 гг.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Отношения Европейского Союза и Японии в контексте противостояния США и КНР на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Китайско-иранские отношения в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018





