УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В СУДЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ И
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И ПРОКУРОРА ПО ЗАЩИТЕ
ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОСТВЕ 6
ГЛАВА 2. ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ
ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКА 15
2.1 Предмет деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан 15
2.2 Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе по делам о защите трудовых прав граждан 23
2.3 Некоторые проблем ы участия прокурора в делах о защите трудовых
прав граждан и исполнения судебных решений данной категории дел 34
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ДЛЯ ДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО
ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ 40
3.1 Понятие и правовая природа заключения прокурора в гражданском
граждан 40
3.2 Проблемы и совершенствование института заключения прокурора в
гражданском процессе 4 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ С ПИСОК 58
Приложение 67
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ И
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТ И ПРОКУРОРА ПО ЗАЩИТЕ
ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОСТВЕ 6
ГЛАВА 2. ОБРАЩЕНИЕ ПРОКУРОРА В СУД С ЦЕЛЬЮ ЗАЩИТЫ
ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКА 15
2.1 Предмет деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан 15
2.2 Основания и формы участия прокурора в гражданском процессе по делам о защите трудовых прав граждан 23
2.3 Некоторые проблем ы участия прокурора в делах о защите трудовых
прав граждан и исполнения судебных решений данной категории дел 34
ГЛАВА 3. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА ДЛЯ ДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО
ДЕЛАМ О ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ 40
3.1 Понятие и правовая природа заключения прокурора в гражданском
граждан 40
3.2 Проблемы и совершенствование института заключения прокурора в
гражданском процессе 4 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ С ПИСОК 58
Приложение 67
Гражданский процессуальны й кодекс Российской Федерации (далее -
ПК РФ) в статье 45 предусмотрел две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в суде первой инстанции: обращение с заявлением в суд и вступление в процесс для дачи заключения по делу.
Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор может участвовать в процессе в форме дачи заключения только по определенным категориям дел, которые перечислены в соответствующем кодексе, а так же предусмотрены в иных федеральных законах.
Трудовые права работников на сегодняшний день нарушаются достаточно часто. Примерами таких нарушений являются невыплат а заработной платы, незаконное привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности, незаконные увольнения. При этом дача заключения прокурором по делам о восстановлении на работе - прямая обязанность прокурора, за креплённая в ч. 3 ст.45 ГП К РФ.
Согласно официальным статистическим данным, за период январь- ноябрь 2020 районными прокуратурами Алтайского края было по дано 8016 исковых заявлений в защиту прав граждан, в том числе 214 3 из них в защиту трудовых прав граждан. При этом, для дачи заключения по делам прокурорами принято участие в заседаниях 943 раза, что больше показателей за 2019 год. Однако, нельзя не отметить тенденцию снижения выявленных нарушений закона в сфере оплаты труда (Приложение 1).
Актуальность темы выбранного исследования определяется, прежде всего, наличием на сегодняшний день целого р яда нарушений трудовых прав граждан при принятии на работу, расторжении трудового договора, увольнении, выплате заработной платы, пособий и компенсаций и другие, поскольку нарушенное право всегда требует защиты, а работники в силу различных обстоятельств не всегда способны осуществить ее самостоятельно. Именно в таких ситуациях и призван защитит ь их права и законные интерес ы прокурор, как представитель государства, применяя при этом все необходимые правовые средства, пре доставленные ему законом.
Целью настоящей работ ы является изучение различных аспектов деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве.
Цель работ ы будет достигнута посредством задач, которые будут служить вспомогательными инструментами на пут и к обозначенной цели:
- во-первых, дать общую характеристику указанной деятельности и проанализировать эволюцию институт а участия прокурора в гражданском процессе по рассматриваемой категории дел;
- во-вторых, изучить особенности участия прокурора в рассмотрении судом дел о защите трудовых прав граждан;
- в-третьих, выявить проблемные аспекты реализации прокурором полномочий по защите прав граждан, вытекающих из трудовых правоотношений и внести предложения по их разрешению.
Объектом исследования выступают общественные отношения, регулируемые в процессе защит ы трудовых прав граждан в суде определенным субъектом - прокурором.
В тесной взаимосвязи с объектом находится предмет исследования. Предметом являются научные труды, статьи и работ ы по обозначенной проблеме.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный метод познания: анализ и синтез, сравнение, описание. В качестве частно-научных методов исследования применялись: сравнительно- правовой, статистический и конкретно-социологический методы. Так, например, сравнительно- правовой метод применялся в процессе сравнения института заключения прокурора и его полномочий в России с момента образования института прокуратуры.
Теоретическую основу работы составили труды таких ученых как М.С. Арсанукаевой, С. Г. Бывальцевой, Е.А. Боброва, Е.Ц. Дугарона, И. И. Головко, А. Н. Григорьевой, А.В. Губенко, О.В. Грицай и др.
Информационной базой исследования послужили положения действующего отечественного и международного законодательства: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы судебной практики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя пять пар аграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
ПК РФ) в статье 45 предусмотрел две формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в суде первой инстанции: обращение с заявлением в суд и вступление в процесс для дачи заключения по делу.
Согласно ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор может участвовать в процессе в форме дачи заключения только по определенным категориям дел, которые перечислены в соответствующем кодексе, а так же предусмотрены в иных федеральных законах.
Трудовые права работников на сегодняшний день нарушаются достаточно часто. Примерами таких нарушений являются невыплат а заработной платы, незаконное привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности, незаконные увольнения. При этом дача заключения прокурором по делам о восстановлении на работе - прямая обязанность прокурора, за креплённая в ч. 3 ст.45 ГП К РФ.
Согласно официальным статистическим данным, за период январь- ноябрь 2020 районными прокуратурами Алтайского края было по дано 8016 исковых заявлений в защиту прав граждан, в том числе 214 3 из них в защиту трудовых прав граждан. При этом, для дачи заключения по делам прокурорами принято участие в заседаниях 943 раза, что больше показателей за 2019 год. Однако, нельзя не отметить тенденцию снижения выявленных нарушений закона в сфере оплаты труда (Приложение 1).
Актуальность темы выбранного исследования определяется, прежде всего, наличием на сегодняшний день целого р яда нарушений трудовых прав граждан при принятии на работу, расторжении трудового договора, увольнении, выплате заработной платы, пособий и компенсаций и другие, поскольку нарушенное право всегда требует защиты, а работники в силу различных обстоятельств не всегда способны осуществить ее самостоятельно. Именно в таких ситуациях и призван защитит ь их права и законные интерес ы прокурор, как представитель государства, применяя при этом все необходимые правовые средства, пре доставленные ему законом.
Целью настоящей работ ы является изучение различных аспектов деятельности прокурора по защите трудовых прав граждан в гражданском судопроизводстве.
Цель работ ы будет достигнута посредством задач, которые будут служить вспомогательными инструментами на пут и к обозначенной цели:
- во-первых, дать общую характеристику указанной деятельности и проанализировать эволюцию институт а участия прокурора в гражданском процессе по рассматриваемой категории дел;
- во-вторых, изучить особенности участия прокурора в рассмотрении судом дел о защите трудовых прав граждан;
- в-третьих, выявить проблемные аспекты реализации прокурором полномочий по защите прав граждан, вытекающих из трудовых правоотношений и внести предложения по их разрешению.
Объектом исследования выступают общественные отношения, регулируемые в процессе защит ы трудовых прав граждан в суде определенным субъектом - прокурором.
В тесной взаимосвязи с объектом находится предмет исследования. Предметом являются научные труды, статьи и работ ы по обозначенной проблеме.
Методологическую основу исследования составляет общенаучный метод познания: анализ и синтез, сравнение, описание. В качестве частно-научных методов исследования применялись: сравнительно- правовой, статистический и конкретно-социологический методы. Так, например, сравнительно- правовой метод применялся в процессе сравнения института заключения прокурора и его полномочий в России с момента образования института прокуратуры.
Теоретическую основу работы составили труды таких ученых как М.С. Арсанукаевой, С. Г. Бывальцевой, Е.А. Боброва, Е.Ц. Дугарона, И. И. Головко, А. Н. Григорьевой, А.В. Губенко, О.В. Грицай и др.
Информационной базой исследования послужили положения действующего отечественного и международного законодательства: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», материалы судебной практики.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя пять пар аграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Подводя итог всему изложенному, стоит отметить, институт защиты прокуроре м трудовых прав граждан является достаточно молодым для российской правовой системы и начинал формироваться лишь в конце XIX века первых законов, регулирующих труд. На современном этапе вопросы защиты прокурором трудовых прав граждан регламентированы довольно подробно, и находят свое отражение не только в процессуально м законодательстве, но и в нормах материального, в том числе и трудового, права.
Прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, не является материально заинтересованным лицом: он не связан в процессе своей позицией, а руководствуется только законом. Прокурор по де лам о защите трудовых прав занимает самостоятельное процессуальное положение, выступает представителем государства, выполняющего функцию надзора за законностью соблюдения трудового законодательства.
К задачам прокурорской деятельности по защите трудовых прав граждан относят:
- предупреждение правонарушений, нарушений норм материального или процессуального права;
-устранение до пущенных нарушений закона, вынесение по каждому гражданскому делу законного и обоснованного акта;
- обеспечение прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства, содействие суду в осуществлении правосудия.
Однако, предмет надзора, осуществляемого федеральной инспекцией труда и органами прокуратуры в сфере защиты трудовых прав, практически идентичен, что н а практике приводит к трудностям при определении задач в сфере обеспечения трудовых прав граждан органами исполнительной власти, с одной стороны, и органами прокуратуры - с другой. Во многих случаях прокуратура систематически под меняет органы исполнительной власти и контроля, так как в ст. 21 Закона о прокуратуре нет четкого ограничения пределов предмета надзор а за исполнением законов. Указанное допущение отечественному законодателю следовало бы устранить.
Сегодня необходимо четкое разделение органов надзора и органов контроля за исполнением трудового законодательства. Функцию надзора могут осуществлять только органы прокуратуры, причем в сферу их деятельности попадают и органы контроля. Контрольные же функции реализуют контролирующие органы, каждый в пределах предоставленных ему законом полномочий. Однако действующее трудовое законодательство (ст. 354 Т К РФ) наделяет контрольные органы одновременно и надзорными, и контрольными функциями. Данное несоответствие также должно быть устранено.
Статья 45 ГПК РФ называет две формы участия прокурора в гражданском процессе: обращение с заявлением и дача заключения.
Соответственно, правовая позиция прокурора выражается в его заявлении или заключении по делу, а также в заключениях по локальным вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, например, о целесообразности назначения экспертизы, о принятии мер по обеспечению иска, о возможности рассмотрения дела без участия лиц, содействующих правосудию, и пр. Назовем такие заключения локальными.
Помимо заявления и заключения, есть и другие формы, посредством которых прокурор может выразить свою позицию. Выбор инструмента зависит от того, с какой целью высказывается мнение прокурора, на каком этапе процесса это происходит. Часть 1 ст. 174 ГПК устанавливает очередность заслушивания в судебном заседании объяснений лиц, участвующих в деле, называя первыми объяснения прокурора в роли процессуального истца. Допускается оглашение председательствующим объяснений в письменной форме лиц, участвующих в деле, в случае их неявки. В случае неявки прокурора представленный им документ следует называть именно объяснением, а не заключением.
Цель объяснения прокурора заключается в донесении до суда информации, сообщении ему сведений. Объяснение прокурора выступает как инструмент доказывания, в то время как цель заключения прокурора - высказать мнение, рекомендовав суду вариант разрешения дела с позиции законности, делая это для защиты публичного интереса. Статья 55 ГПК в отличие от ст. 174 ГПК не называет в числе средств доказывания объяснения прокурора, равно как и объяснения представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан, обратившихся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц. При этом из ст. 174 ГПК следует, что упомянутые объяснения наряду с объяснениями сторон и третьих лиц относятся к средствам доказывания.
Для совершенствования института заключения прокурора по защите трудовых прав нужно, во-первых, расширить перечень этих дел, не ограничиваясь делами об увольнениях и вредом здоровью. Во-вторых, видится целесообразным установить форму заключения прокурора - письменную.
Анализ прокурорской практики говорит о том, что прокуроры чаще всего обращаются в суд с исками о взыскании задолженности по заработной плате, о восстановлении н а работе, в то м числе уволенных в с вязи с сокращением численности ( штата) работ ников, о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы. Перечень индивидуальных трудовых споров, в которых участвует прокурор, является более значительным, включающим практически все вопросы, с которыми граждане обращаются в суд общей юрисдикции.
Для обеспечения права работников на защиту их нарушенных трудовых прав необходимо совершенствовать правовое регулирование сроков обращения в суд. Сделать это необходимо путем внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ, т.е. четко определить юридическую природу сроков обращения в суд и порядок их применения.
Так, например, нужно установить сроки обращения в Государственную инспекцию труда и в прокуратуру, равным срокам обращения в суд и комиссию по трудовым спорам в зависимости от категории с пора.
Охраняться права и интерес ы граждан должны постоянно, а защищаться тогда, когда нарушены. Безусловной гарантией восстановления нарушенного права работника является своевременное обращение за его защитой, в том числе и через институт прокуратуры.
Прокурор, участвуя в судебном разбирательстве, не является материально заинтересованным лицом: он не связан в процессе своей позицией, а руководствуется только законом. Прокурор по де лам о защите трудовых прав занимает самостоятельное процессуальное положение, выступает представителем государства, выполняющего функцию надзора за законностью соблюдения трудового законодательства.
К задачам прокурорской деятельности по защите трудовых прав граждан относят:
- предупреждение правонарушений, нарушений норм материального или процессуального права;
-устранение до пущенных нарушений закона, вынесение по каждому гражданскому делу законного и обоснованного акта;
- обеспечение прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства, содействие суду в осуществлении правосудия.
Однако, предмет надзора, осуществляемого федеральной инспекцией труда и органами прокуратуры в сфере защиты трудовых прав, практически идентичен, что н а практике приводит к трудностям при определении задач в сфере обеспечения трудовых прав граждан органами исполнительной власти, с одной стороны, и органами прокуратуры - с другой. Во многих случаях прокуратура систематически под меняет органы исполнительной власти и контроля, так как в ст. 21 Закона о прокуратуре нет четкого ограничения пределов предмета надзор а за исполнением законов. Указанное допущение отечественному законодателю следовало бы устранить.
Сегодня необходимо четкое разделение органов надзора и органов контроля за исполнением трудового законодательства. Функцию надзора могут осуществлять только органы прокуратуры, причем в сферу их деятельности попадают и органы контроля. Контрольные же функции реализуют контролирующие органы, каждый в пределах предоставленных ему законом полномочий. Однако действующее трудовое законодательство (ст. 354 Т К РФ) наделяет контрольные органы одновременно и надзорными, и контрольными функциями. Данное несоответствие также должно быть устранено.
Статья 45 ГПК РФ называет две формы участия прокурора в гражданском процессе: обращение с заявлением и дача заключения.
Соответственно, правовая позиция прокурора выражается в его заявлении или заключении по делу, а также в заключениях по локальным вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, например, о целесообразности назначения экспертизы, о принятии мер по обеспечению иска, о возможности рассмотрения дела без участия лиц, содействующих правосудию, и пр. Назовем такие заключения локальными.
Помимо заявления и заключения, есть и другие формы, посредством которых прокурор может выразить свою позицию. Выбор инструмента зависит от того, с какой целью высказывается мнение прокурора, на каком этапе процесса это происходит. Часть 1 ст. 174 ГПК устанавливает очередность заслушивания в судебном заседании объяснений лиц, участвующих в деле, называя первыми объяснения прокурора в роли процессуального истца. Допускается оглашение председательствующим объяснений в письменной форме лиц, участвующих в деле, в случае их неявки. В случае неявки прокурора представленный им документ следует называть именно объяснением, а не заключением.
Цель объяснения прокурора заключается в донесении до суда информации, сообщении ему сведений. Объяснение прокурора выступает как инструмент доказывания, в то время как цель заключения прокурора - высказать мнение, рекомендовав суду вариант разрешения дела с позиции законности, делая это для защиты публичного интереса. Статья 55 ГПК в отличие от ст. 174 ГПК не называет в числе средств доказывания объяснения прокурора, равно как и объяснения представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан, обратившихся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц. При этом из ст. 174 ГПК следует, что упомянутые объяснения наряду с объяснениями сторон и третьих лиц относятся к средствам доказывания.
Для совершенствования института заключения прокурора по защите трудовых прав нужно, во-первых, расширить перечень этих дел, не ограничиваясь делами об увольнениях и вредом здоровью. Во-вторых, видится целесообразным установить форму заключения прокурора - письменную.
Анализ прокурорской практики говорит о том, что прокуроры чаще всего обращаются в суд с исками о взыскании задолженности по заработной плате, о восстановлении н а работе, в то м числе уволенных в с вязи с сокращением численности ( штата) работ ников, о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы. Перечень индивидуальных трудовых споров, в которых участвует прокурор, является более значительным, включающим практически все вопросы, с которыми граждане обращаются в суд общей юрисдикции.
Для обеспечения права работников на защиту их нарушенных трудовых прав необходимо совершенствовать правовое регулирование сроков обращения в суд. Сделать это необходимо путем внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ, т.е. четко определить юридическую природу сроков обращения в суд и порядок их применения.
Так, например, нужно установить сроки обращения в Государственную инспекцию труда и в прокуратуру, равным срокам обращения в суд и комиссию по трудовым спорам в зависимости от категории с пора.
Охраняться права и интерес ы граждан должны постоянно, а защищаться тогда, когда нарушены. Безусловной гарантией восстановления нарушенного права работника является своевременное обращение за его защитой, в том числе и через институт прокуратуры.
Подобные работы
- Участие прокурора при рассмотрении
трудовых споров в суде
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Процессуальные особенности рассмотрения трудовых споров об увольнениях и переводах работников
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Особенности рассмотрения трудовых споров в гражданском процессе
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ТРУДОВЫЕ СПОРЫ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Прокурор как участник производства по делу об административном правонарушении в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - Суд и прокурор в гражданском процессе
Дипломные работы, ВКР, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2009 - Актуальные проблемы участия прокурора в рассмотрении
судами гражданских дел
Магистерская диссертация, гражданский процесс. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - Механизм защиты трудовых прав граждан (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



