ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
РЕГУЛИРУЮЩЕГО ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ 7
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ 12
2.1. Международный договор как источник правового регулирования
трудовых отношений с иностранным элементом 12
2.2. Национальное законодательство, регулирующее трудовые отношения,
осложненные иностранным элементом 18
2.3. Коллизионное регулирование трудовых отношений, осложненных
иностранным элементом 27
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМИ РАБОТНИКАМИ 33
3.1. Понятие и содержание трудовой правосубъектности иностранного
работника 33
3.2. Организационные условия и порядок заключения трудового договора с
иностранным работником 43
3.3. Прекращения трудового договора с иностранным работником 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
Основными причинами межгосударственного перемещения населения и трудовых ресурсов принято считать значительный контраст в уровнях экономического и социального развития существующий между странами, обменивающимися рабочей силой.
Современный мир стал ареной миграционных процессов. Трудовая миграция, имеет два положительных аспекта, во - первых она помогает людям найти работу в других странах, а во-вторых приносит дополнительный доход в государственный бюджет. Именно поэтому труд иностранных работников и миграция два параллельно идущих явления, требующих постоянного внимания и изучения. Миграция - это перемещение населения, которое, в широком смысле можно понимать, как любое территориальное перемещение, а в узком смысле означает переселение, то есть смену постоянного места жительства.
В настоящее время, заинтересованность развитых стран в привлечении иностранной рабочей силы, способствует возникновению процесса либерализации существующего национального трудового законодательства, в следствие чего иностранные работники получают права равные с работниками принимающей страны. Это способствует возникновению конкуренции между ними и национальными работниками. Однако зачастую правовое положение иностранных работников несет в себе множество сложностей и негативных явлений.
Возможность трудоустройства иностранных граждан в РФ обусловлена государственным устройством и политической системой государства. Посредством обширной нормативной базы закреплена возможность привлечения и беспрепятственного или, в ряде случаев, ограниченного использования иностранных трудовых ресурсов. Основными источниками являются: Конституция РФ, Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Трудовой кодекс, международные соглашения о взаимном сотрудничестве в трудовой сфере и др. Правовой статус иностранного гражданина в сфере труда не является однородным. Законодательством предусмотрены различные категории иностранных работников, в зависимости от типа въезда иностранцев, основанию осуществления работы, уровню квалификации, по объему прав. Основываясь на анализе правового статуса иностранного работника, можно выделить имеющиеся приоритеты по привлечению различных категорий иностранных работников в РФ.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, в настоящее время в Российской Федерации работодатели зачастую крайне неохотно принимают на работу иностранных граждан, так как правовое регулирование трансграничного трудоустройства усложнено оформлением множества правовых документов, разобраться в тонкостях которых в ряде случаев работодатель самостоятельно не может. Все это вызывает необходимость проведения исследований в сфере правового регулирования трансграничных трудовых отношений.
Целью исследования является изучение правового регулирования трансграничных трудовых отношений в Российской Федерации
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть историю развития законодательства, регулирующего трудовые отношения с иностранным участием;
2. Определить источники правового регулирования трудовых отношений с иностранным участием;
3. Проанализировать международно-правовой статус иностранного работника;
4. Рассмотреть трудовую правосубъектность иностранных граждан в РФ;
5. Уточнить особенности осуществления трудовой деятельности иностранными работниками.
Объектом работы являются общественные отношения, которые складываются в сфере труда иностранных работников.
Предметом исследования являются нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, осложненные иностранным элементом.
Степень научной разработанности. Данная работа является актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные диссертационные работы. Особое внимание уделяется исследованию такой темы как трудовые отношения с участием иностранных граждан в РФ. В.Г. Кауровым в 2001 году была защищена диссертационная работа на соискание степени к.ю.н на тему «Защищенность работников по международному трудовому праву, трудовому праву США и России: сравнительное исследование». М.А. Андрианова в 2002 году защитила диссертацию на соискание степени к.ю.н. на тему «Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России», предметом исследования в данной работе, были только трудовые отношения, субъектом которых является иностранных гражданин.
В данных работах, несмотря на их бесспорную научную значимость, к сожалению, не полностью рассмотрены отдельные теоретические и практические вопросы, которые должны были быть рассмотрены в рамках обозначенной темы исследования. Например, недостаточная степень исследования такой категории как природа трансграничных трудовых отношений, ведь именно это понятие позволяет включать данные трудовые отношения в объект международного частного права. Также, был оставлен без внимания вопрос о существующей в РФ судебной практике, касаемо применению норм международного трудового права регулирующего трансграничные трудовые отношения.
Теоретическую основу настоящей работы составляют труды таких ученых, как: Андрианова М.А., Ануфриева Л.П., Богданов В., Гупта П., Дроздик М.В., Иванчак А.И., Жильцов А.Н., Муранов А.И., Пальников М.С., Рощин Б.Е., Садовникова Г.Д., Хабриева Т.Я., Шестерякова И.В. и другие.
Нормативная и эмпирическая база исследования. Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, международные правовые акты и документы, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.
Методологическую основу изыскания составляют как общенаучный диалектический способ познания, так и частно-научные способы: исторический, относительно-правовой, официально-логичный, статистический и другие.
Практическая и научная значимость. Научная значимость обусловлена анализом законодательства, и обобщающим характером исследования. Практическая значимость исследования заключается в наличии в ВКР конкретных предложений по изменению законодательства, корректировке юридической практики и новых взглядов на исследуемую проблему, которые можно использовать в учебном процессе и в дальнейшей научной деятельности.
Цель и задачи магистерской диссертации обусловили ее содержание и структуру. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена истории развития законодательства, регулирующего трудовые отношения, с иностранным участием. Во второй главе рассмотрены источники правового регулирования трудовых отношений осложненных иностранным элементом. В третьей главе охарактеризованы особенности трудовых правоотношений с иностранными работниками.
Подводя итоги данной работы, стоит отметить еще раз, актуальность изучения правового регулирования трудовых отношений с работником- иностранцем на территории РФ. Российская Федерация является активным участником мировых миграционных процессов, выступая как принимающий центр притока трудовых мигрантов.
В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, Международное регулирование труда имеет достаточно недолгую историю существования. Первые предпосылки создания международных трудовых стандартов возникли в XIX веке. Первая международная конференция, рассматривающая вопросы регулирования трудовых отношений была проведена в 1890 году в Берлине, а в 1900 была создана Ассоциация по юридической защите трудящихся. В 1998 году была принята Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда, которая содержала решение острых современных проблем возникающих в процессе осуществления трансграничных трудовых отношений.
Во-вторых, рассматривая вопрос об источниках правового регулирования трудовых отношений с работником-иностранцем, можно выделить следующие основные источники: международные акты и национальное законодательство.
В настоящий момент международно-правовое регулирование трансграничных трудовых отношений осуществляется в рамках таких международных организациях как: Содружество Независимых Государств, договора о создании Союзного государства Беларуси и России, Евразийского экономического союза и др., также Договорами о правовой помощи между странами.
Рассматривая вопрос об источниках национального регулирования такой категории как трудовые отношения с иностранным участием необходимо обратиться, в первую очередь к, Конституции РФ, которая содержит в ст.37 гарантии таких основополагающих прав как: свобода труда, с указанием на то, что каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также Конституция РФ запрещает применение принудительного труда.
ТК РФ в главе 50.1 регулирует особенности трудовых отношений с иностранными гражданами. Кодекс торгового мореплавания РФ и Воздушный кодекс РФ содержат нормы, запрещающие иностранным работникам занимать определённые должности или устанавливают дополнительные требования к должностям.
Проведя анализ некодифицированного федерального законодательства, в первую очередь следует обратиться к ФЗ №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». и ФЗ №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Их значимость состоит в том, что именно в этих ФЗ содержит нормы, позволяющие определить содержание понятия «иностранный гражданин», а также определить условия необходимые для подтверждения им своего статуса.
Регулирование трансграничных трудовых отношений, также осуществляется подзаконными нормативными актами. Например, Постановлениями Правительства РФ и Приказами Министерств, которые в свою очередь издаются во исполнение и для эффективной реализации вышеназванных Федеральных законов.
Также трудовые отношения с иностранным участием регулируются актами социального партнерства и локальными нормативными актами.
В-третьих, иностранный гражданин имеется особый международно-правовой статус в сфере труда, который в свою очередь не является однородным. Законодательством предусмотрены различные категории иностранных работников, в зависимости от типа въезда иностранцев, основанию осуществления работы, уровню квалификации, по объему прав. Основываясь на анализе правового статуса иностранного работника, можно выделить имеющиеся приоритеты по привлечению различных категорий иностранных работников в РФ.
В-четвертых, проблема определения трудовой правосубъектности иностранного работника, в настоящее время, является весьма актуальной из- за отсутствия таких основных понятий как: трудовая правоспособность и дееспособность в трудовом праве. Под специальной трудовой правосубъектность работника-иностранца следует понимать его способность иметь и лично осуществлять трудовые права и обязанности, а также нести юридическую ответственность, с учетом установленных в нормативных актах ограничений, исключений, преимуществ.
В-пятых, трудовая деятельность иностранных работников имеет ряд особенностей. Законодательство РФ предусматривает несколько способов оформить иностранного работника для привлечения к трудовой деятельности. Они зависят от статуса иностранного гражданина.
Работодатель обязан уведомлять УВМ ГУ МВД о заключении и расторжении трудового договора с иностранным гражданином.
Рекомендации МОТ № 86 о трудящихся-мигрантах предлагают включать следующие дополнительные условия в трудовой договор с иностранным работником: например, условия о месте и характере работы, о профессиональной категории, о размере заработной платы с указанием размера оплаты в нормальных условиях, а также в условиях отличающихся от нормальных, форма заработной платы, размеры и основания для назначения премий и удержаний, условия питания (в случаях, если это обязанность предусмотрена работодателем), срок действия договора, условия расторжения и возобновления договора, условия возмещения транспортных затрат работника и членов его семьи и т.д.
Заключение трудового договора с работником-иностранцем, как правило, возможно, только на неопределённый срок. Срочный договор может быть заключен только в особых случаях, основания которых указаны в статье 59 ТК РФ. Законодательство РФ содержит положения запрещающие заключение трудового договора с работником-иностранцем на срок действия разрешительных документов.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ, главой 50.1 ТК РФ можно выделить следующие основания для расторжения договора с работником-иностранцем: 1) прекращение трудового договора по инициативе одной из сторон трудового договора, 2) по соглашению сторон, 3) по независящим от воли сторон обстоятельствам.
Прекращение трудового договора возможно только по основаниям, которые предусмотрены в ст.77 ТК РФ, также снованием для прекращения трудового договора с работником-иностранцем является окончание срока действия патента в соответствии с п.5 ч.1 ст.327.6 ТК РФ.
Также ТК РФ предусматривает и другие случаи прекращения трудового договора, они закреплены в п.п.5-8 ч.1 ст.327.6 ТК РФ. По этим основаниям, трудовой договор прекращается по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер
конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - №45. - Ст. 7061.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 №195-ФЗ (по сост. на
20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер.
закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (по сост. на 20.01.2021)// Собрание
законодательства Российской Федерации.- 2000. - № 32. - Ст. 3340.
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федер.
закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ (по сост. на 20.01.2021)// Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.
7. Воздушный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 19.03.1997 №60-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301.
9. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29.07.2017 № 216-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 31 (Часть I). - Ст. 4765.
10. О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 29.06.2015 №160-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 27. - Ст. 3951.
11. Об инновационном центре «Сколково»: федер. закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 40. - Ст. 4970.
12. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: федер. закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 18.
13. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.
14. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: федер. закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3803.
15. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон от 15.08.1996 №114-ФЗ (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.
16. О государственной тайне: закон от 21.07.1993 № 5485-1 (по сост. на 20.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 41 - С. 8220-8235.
17. Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2021 год: постановление Правительства РФ от 23.11.2020 №1902 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 48. - Ст. 7755.
18. Об установлении на 2021 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности: постановление Правительства РФ от 12.11.2020 № 1823 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 47. - Ст. 7527.
19. Об утверждении Положения о государственной системе
миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность: постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 813 // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 33. - Ст. 4843.
20. Об ускоренной и упрощенной выдаче разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, приглашений на въезд в российскую федерацию, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к трудовой деятельности юридическими лицами или физическими лицами, заключившими гражданско-правовые договоры на строительство объектов инфраструктуры, необходимых для проведения в 2018 году в российской федерации чемпионата мира по футболу: постановление Правительства от 18.07.2015 № 735 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 30. Ст. 4606
21. Об утверждении Правил подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу: постановление Правительства РФ от 12.09.2013 № 800 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4814.
22. Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста: постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 487 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 28. - Ст. 3704.
23. Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые
иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу: постановление Правительства РФ от 11.10.2002 №755 // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2002. - №41. - Ст. 3996.
24. Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих
двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне: постановление Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1998. - №35. - Ст. 4407.
25. Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации: приказ МВД России от 30.07.2020 № 536 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
26. О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденных Правительством Российской Федерации на 2020 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16.12.2019 № 791н // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
27. Об утверждении перечня профессий (специальностей,
должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются: приказ Министерства труда и социальной защиты России от 05.07.2019 № 490н// Официальный интернет-портал правовой
информации [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
28. Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации: приказ МВД России от 04.06.2019 № 363 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
29. О распределении по субъектам Российской Федерации
утвержденных на 2019 год квот на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности: приказ Министерства труда и социальной защиты России от 24.12.2018 № 832н // Официальный
интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
30. Об утверждении Административного регламента Министерства
внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства: приказ МВД России от 21.09.2017 № 735 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
31. Об утверждении формы заявления о выдаче работодателю или
заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников: приказ МВД России от 19.06.2017 № 392 // Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
32. Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства: приказ МВД России от 19.06.2017 № 390 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
33. Об утверждении перечня должностей иностранных граждан и
лиц без гражданства, привлекаемых в качестве высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта физкультурно-спортивными организациями и общероссийскими спортивными федерациями: приказ Минспорта России от 21.09.2015 № 892 //
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
34. Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.07.2015 № 446н // Российская газета. - 2015. - № 169.
35. Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности
иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание): приказ
Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н // Российская газета.. - 2010. - № 210.
36. О представлении гражданами стран ЕАЭС полиса (договора) ДМС при заключении трудового договора: письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 № 16-4/В-823 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
37. О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию: письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд // Консульский информационный портал КД МИД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kdmid.ru. - Загл. с экрана.
38. О перечне стран и режимах въезда их граждан на территорию
Российской Федерации: письмо МИД России от 27.09.2006 № 32253/19 //
Консульский информационный портал КД МИД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kdmid.ru. - Загл. с экрана.
39. Об оформлении трудовой книжки для работницы, являющейся гражданкой Украины, в случае представления ею трудовой книжки украинского образца: Письмо Роструда от 15 июня 2005 г. № 908-6-1 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
40. Об осуществлении трудовой деятельности на основании патента иностранными гражданами, прибывшими в Алтайский край в порядке, не требующем получения визы: указ Губернатора Алтайского края от 31.12.2014 № 174 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
41. О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий: решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 // Российская газета. - 1998. - № 29.
42. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии о занятости лиц, работающих по найму с целью повышения их профессиональных и языковых знаний (Соглашение о занятости гостевых работников) (Заключено в г. Москве 17.05.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
43. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о принципах направления и приема вьетнамских граждан на работу на предприятиях, в объединениях и организациях Российской Федерации (Заключено в г. Москве 29.09.1992) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
44. Соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Республики Польша о порядке сношений по гражданским делам в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 16.09.1996 (Заключено в г. Санкт-Петербурге 17.05.2012) // Консульский информационный портал КД МИД РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kdmid.ru. - Загл. с экрана.
Международно-правовые акты и нормативно-правовые акты
зарубежных стран.
45. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
46. О принятии Устава СНГ: решение Совета глав государств СНГ (Вместе с «Уставом Содружества Независимых Государств») (Принято в г. Минске 22.01.1993) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество» - 1993. - № 1.
47. Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Заключено в г. Москве 13.03.1992) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». - 1992. - № 3.
48. О трудящихся мигрантах: Конвенция №97 МОТ (Заключена в г. Женеве 01.07.1949) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С. 965 - 981.
49. О трудящихся мигрантах: Рекомендация № 86 МОТ (Принята в г. Женеве 01.07.1949 на 32-ой сессии Генеральной конференции МОТ)// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда. - 1991. - С. 982 - 999.
50. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года) // официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant. shtml - Загл. с экрана.
51. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/ - Загл. с экрана.
Судебная практика
52. По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура»: постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П // Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа: http:// www.ksrf.ru- Загл. с экрана.
53. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2013 № 5-КГ-13-48, // Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа: - URL: http://www.vsrf.ru- Загл. с экрана.
54. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2012 № 45-КГ-12-6 // Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа: - URL: http://www.vsrf.ru- Загл. с экрана.
55. Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 25 сентября 1998 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 3. - С. 13.
56. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 3. - 2007.
57. О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса: постановление Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 № 8 // Вестник ВАС РФ. - № 8. - 1999.
58. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.05.2009 по делу № КА-А40/3693-09 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
59. Постановление Ленинского районного суда г. Красноярска № 5-943/2016 от 1310.2016 по делу № 5-943/2016 // Официальный сайт
Ленинского районного суда г. Красноярска [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://lenins.krk.sudrf.ru- Загл. с экрана.
60. Определение Московского городского суда от 06.09.2012 по делу № 11-19853/2012, от 30.08.2012 по делу № 11-16231/2012 // Официальный сайт Московского городского суда [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : https://www.mos-gorsud.ru- Загл. с экрана.
61. Определение Сызранского районного суда от 29 марта 2017 по
делу №5-28/2017 // Официальный сайт Сызранского районного суда
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://www. sizransky.sam.sudrf.ru- Загл. с экрана.
62. Решение Ленинградского областного суда от 14 января 2016 г. №
7-71/2016 // Официальный сайт Ленинградского областного суда
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://www. oblsud.lo.sudrf.ru- Загл. с экрана.
63. Решение Центрального районного суда г. Сочи № 12-1015/2015
от 14 октября 2015 г. по делу № 12-1015/2015. // Официальный сайт
Центрального районного суда г. Сочи [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://www.sochi-centralny.krd.sudrf.ru- Загл. с экрана.
64. Решение Челябинского областного суда от 11 января 2017 г. по
делу № 7-2/2017 // Официальный сайт Челябинского областного суда
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. http://www.oblsud.chel.sudrf.ru- Загл. с экрана.
Специальная литература
65. Андрианова, М.А. Аспект трудовых отношений в международном частном праве. О некоторых вопросах коллизионного метода регулирования трудовых отношений с участием иностранцев / М.А. Андрианова // Актуальные проблемы международного частного и гражданского права: Сб. статей / под ред. С.Н. Лебедева. - М.: Статут, 2016. - С. 16.
66. Ануфриева, Л.П. Международное частное право: учеб. В 3 т. Т 1: Общая часть / Л.П. Ануфриева. - М.: Изд-во БЕК, 2017. - С. 128-138.
67. Беликова, К.М. О некоторых проблемах применения национальных, международных и региональных коллизионных предписаний, действующих в сфере трудовых отношений в странах БРИКС/ К.М. Беликова // Адвокат. - 2015. - № 9. - С. 53-63.
68. Богданов, В. Криминальная миграция / В. Богданов // Российская газета. - 2009. - №4916. - 78 с.
69. Воронина, Н.А. Правовые механизмы защиты прав мигрантов в РФ/ Н.А. Воронина // Труды Института государства и права Российской Академии Наук. - 2016. - № 3 (55). - С. 171 -195.
70. Головина, С.Ю., Лютов, Н.Л. Трудовые споры в государствах ЕАЭС: понятийный аппарат и классификация / С.Ю. Головина, Н.Л. Лютов // Российский юридический журнал. - 2016. - № 6. - С. 115-123.
71. Гупта, П. Краснодарский край Российской Федерации: турки- месхетинцы фактические апатриды / П. Гупта // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - №5 (47) - С. 68-69.
72. Давлетгильдеев, Р.Ш., Сычева, О.В. Международно-правовое сотрудничество в области трудовой миграции: от ЕврАзЭС к Евразийскому экономическому союзу / Р.Ш. Давлетгильдеев, О.В. Сычева // Журнал российского права. - 2015. - № 6. - С. 143-153.
73. Доронина, Н.Г., Семилютина, Н.Г. Информационные технологии
и экономические отношения: проблемы международно-договорной
унификации права в ЕАЭС / Н.Г. Доронина, Н.Г. Семилютина // Журнал российского права. - 2015. - № 11. - С. 69-81.
74. Дроздик, М.В. Использование рабского труда в Российской Федерации / М.В. Дроздик // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 6. - С 15-17.
75. Иванчак, А.И. Коллизионное регулирование трудовых отношений / А.И. Иванчак // Международное частное право: учебник: Т. 2. - М.: Статут, 2015. - С. 566-574.
76. Каландаров, Т.С. Памирские мигранты-исмаилиты в России / Т.С. Каландаров // Исследования по прикладной и неотложной этнологии ИЭА РАП. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2005. - 29 с.
77. Лушников, А.М., Лушникова, М.В. Генезис евразийской региональной модели международно-правового регулирования труда / А.М. Лушников, М.В. Лушникова // Трудовое право в России и за рубежом. - 2017. - № 2. - С. 58-61.
78. Малышев, Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: монография / Е.А. Малышев. - М.: Юстицинформ, 2017. - 240 с.
79. Малышев, Е.А. Правовое регулирование внешней трудовой миграции / Е.А. Малышев // Государственная служба. - 2016. - № 5. - С. 97¬100.
80. Международное частное право: Иностранное законодательство. Сост. и науч. ред. А.Н. Жильцов, А.И. Муранов. - М.: Статут, 2016. С. 156¬628.
81. Международное частное право: учебник / Г.К. Дмитриева. - М.: 2017. - С. 16, 547-548.
82. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография / под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. - М. Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 316 с.
83. Мрих, А.С. Нужна ли Евразийскому экономическому союзу единая социальная политика? / А.С. Мрих // Трудовое право в России и за рубежом. - 2016. - № 1. C. 38-40.
84. Муратова, О.В. Экономико-правовой анализ интеграции государств на постсоветском пространстве / О.В. Муратова // 25-летие Независимости Республики Казахстан: исторические традиции, духовные ценности, достижения, модернизация: материалы Международной научно-практической конференции. - Астана: КазГЮУ, 2016. - С. 175 - 182.
85. Национальные особенности и перспективы унификации частного права стран БРИКС: учеб. В 2 т. Т. 1. / К.М. Беликова. - М.: РУДН, 2015. - С. 546-551.
86. Пальников, М.С. Иммиграция в Россию из постсоветских республик / М.С. Пальников. Часть 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/demo/immigracij a_v_rossiju_iz_postso
vetskih_respublik_chast_pervaja_2009-07-16.htm - Загл. с экрана.
87. Петров, А.Я. Права и обязанности работников в сфере охраны (безопасности и гигиены) труда / А. Я. Петров // Законодательство и экономика. - 2016. - № 10 // Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
88. Рощин, Б.Е. О возникновении отраслевой системы российского трудового права / Рощин Б.Е. // Труд и социальные отношения. - 2010. -№ 12. - 89 с.
89. Садовникова, Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Г.Д. Садовникова. - М.: Издательство Юрайт. 2011. - 428 с.
90. Таранов, С.Н. Регулирование трудовой миграции в международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03 / С.Н. Таранов, - Минск: 2015. - 17 с.
91. Трудовое право: учебник / под ред. К.К. Гасанова. - М.: 2019. - 655 с.
92. Хабриева, Т.Я. Миграционное право: теория и практика / Т.Я. Хабриева. - М.: 2008. - 711 с.
93. Хелтон, А. Правовые аспекты предотвращения вынужденной миграции / А. Хелтон // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество. - М.: Валент, 1998. - 51 с.
94. Шарапова, В.М. Учет и порядок реализации социальных гарантий / В.М. Шарапова // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2015. - №24. -166 с.
95. Шестерякова, И.В. Коллизионные нормы и международные трудовые отношения / И.В. Шестерякова, под ред. Н.И. Матузова. - Саратов: 2017. - С. 41-64.
96. Шреплер, Х.А. Международные экономические организации. Справочник / Х.А. Шреплер. - М.: 1998. - С.185-190.
97. Antony Evelyn Alcock, History of the International Labour Organisation / Palgrave Macmillan UK. 1971. р.395
98. Arthur S. Hartkamp, Modernisation and Harmonisation of Contract Law: Objectives, Methods and Scope", Acts of the Congress to Celebrate the 75th Anniversary of the Founding of the International Institute for the Unification of Private Law (UNIDROIT), Unif. L. Rev. / Rev. dr.unif. 2003.
99. Assessment of labour provisions in trade and investment arrangements / International Labour Office. Geneva: ILO. 2016.
100. Baasch Andersen. Defining Uniform Law. 2007.
101. David R. The International Unification of Private Law. 1969.
102. Deakin S., Morris G. Labour Law. Fourth Edition. Hart Publishing, 2005.
103. Parra-Aranguren G. General Course of Private International Law: Selected Problems. 1988.
104. Rosett A., Unification, Harmonization, Restatement, Codification, and Reform in International Commercial Law, Am J Comp L, 40, 1992.
105. Schmitthoff C. The Unification of the Law of International Trade // The Journal of Business Law. 1968.
106. United Nations, Department of Economic and Social Affairs,
Population Division. Trends in International Migrant Stock: The 2015 Revision http://reliefweb.int [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://reliefweb.int/report/world/trends-international-migrant-stock-2015-revision.- Загл. с экрана.