ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
БЕРЕСТЯНОГО ПРОМЫСЛА 9
1.1. История берестяных ремесел 9
1.2. Характеристика творчества мастеров-берестянщиков 14
1.3. Принципы декоративной композиции на бересте 21
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДЕКОРАТИВНОГО ПАННО В ТЕХНИКЕ РОСПИСИ ПО БЕРЕСТЕ 27
2.1. Концептуальные поиски тематического решения декоративного панно..27
2.2. Композиционное и цветовое обоснование декоративногопанно 31
2.3. Технология создания декоративного панно в технике росписи по
бересте 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 46
Актуальность исследования. Проблема изучения и сохранения историко-культурного наследия является одной из актуальных и приоритетных задач Российской Федерации. Это связано с тем, что активно развивающиеся процессы модернизации всех сфер общественной жизни приводят к утрате межнациональных традиций, межкультурных особенностей, уникальности разных наций. Декоративно-прикладное искусство - это один из самых древних видов творчества, наиболее ярко передающий национальные традиции, мировоззрение и духовную сущность конкретного этноса. В произведениях декоративно-прикладного искусства как живом источнике современной художественной культуры соединяется прошлое с настоящим, сохраняется историческая память.
Сегодня произведения народного и декоративно-прикладного искусства востребованы во всех сферах жизнедеятельности человека. Утратив частично свои утилитарные функции, они широко применяются в украшении интерьера, экспонируются на различных выставках как самостоятельные произведения искусства и используются как сувенирная продукция в туристическом бизнесе. Наиболее привлекательны изделия, выполненные из бересты, которые отвечают современным и эстетическим требованиям, несут энергетику ручного труда и представляют собой до сих пор активно развивающийся вид традиционного декоративно-прикладного искусства.
Береста - это кора березы, представляющая собой природный универсальный поделочный материал, обладающий целебными, декоративными и пластическими качествами. Доступность, своеобразные физико-механические свойства: легкость, влагонепроницаемость,
бактерицидность, низкая теплопроводность и другие свойства этого уникального материала определяли его самое разнообразное применение в
быту народов.
В современных берестяных изделиях прослеживается использование, как традиционных техник (тиснение, прорезной накладной орнамент, выжигание, роспись), так и основанных на модернизации технического процесса (термическое воздействие на материал посредством штампа или давления под горячим прессом). Механизированные технологии зачастую заменяют трудоемкий процесс резьбы и штамповки по бересте. При этом некоторые техники и технологии и до настоящего времени сохраняют свою традиционность, донося до зрителя ауру ручного труда. К таким техникам относится роспись по бересте, которая выполняется исключительно вручную и зависит от природных вкраплений на коре березы, создающих естественный неповторимый рисунок и формирующих замысел будущего произведения. И здесь особенно важным является умение художника соотнести собственный замысел тематического панно с созданными природой берестяными естественными элементами.
В качестве тематики декоративного панно представляется наиболее актуальным выбор объекта историко-культурного наследия Алтайского края. Отображение в художественных произведениях памятников, находящихся на этой территории и охраняемых государством, позволит сохранить их историческую и культурную значимость и усилить стремление к бережному отношению для последующих поколений.
Таким образом, выявление возможностей интерпретации традиций народного декоративно-прикладного искусства в проектировании новых берестяных произведений выявляет актуальность выпускной
квалификационной работы.
Степень изученности проблемы. Широкое исследование данной проблемы стало возможным, благодаря трудам отечественных ученых в области народного и декоративно-прикладного искусства.
В. С. Воронов в своих трудах повествует об исторических особенностях народного традиционного творчества. Ученый показывает значение традиций в народном искусстве, определяет основные художественные направления, определяет их отличия, предлагает свою классификацию, взяв в качестве критерия материал и технику обработки. [12, с. 85]
Особое место занимают исследования М. А. Некрасовой, в которых обосновывается роль народного искусства в системе национальных ценностей, раскрываются законы его развития. В ее трудах отражены проблемы народных художественных традиций, развитие и становления народной культуры как целостной, всесторонне взаимосвязанной с другими системами и определено место народного искусства. В работах В. М. Василенко отражена актуальная проблема единства утилитарного и художественного. Художественные свойства изделий он связывал с народным представлением о практичности и способами его обработки. [19, с. 118]
Сущность художественных промыслов их природу как одной из форм народного искусства нашла отражение в работе В. Г. Смолицкого, Д. А. Чиркова и Ю. В. Максимова. В их трудах рассматривается история возникновения крупных художественных центров народных промыслов. [24, с 224]
Проблемы декоративности в прикладных изделиях анализируются в исследованиях А. Б. Салтыкова, которые определяет декор как совокупность особенностей художественного видения, подхода к материалу, способствующего созданию эстетического эффекта. [22, с. 529]
И. Я. Богуславская, анализируя виды народного искусства, упоминает о художественной обработке бересты, определяя ее как разновидность народного ремесла, которое неразрывно связанна с национальной культурой и местными традициями. В. А. Барадулин, рассматривая специфику народных ремесел, большое внимание акцентирует на художественной обработке бересты и соломки. [5, с. 23]
В монографии Л. В. Шокоровой «Народное декоративно-прикладное искусство Алтая» рассматривается традиционное народное творчество Алтая. Представлена история художественных промыслов и охарактеризовано творчество современных алтайских мастеров народного искусства. [26, с. 48]
Следует подчеркнуть, что в настоящее время наблюдается тенденция описания своего практического опыта художественной обработки бересты мастерами народного искусства. Так В. Г. Махлюк объединяет традиционный промысел изготавления берестеных изделий быта с технологиями современности, создав новое направление в декоративно прикладном искусстве -«берестяное борокко» [17, с. 78]. М. С. Кочев описывает приемы изготовления из бересты как простых, так и сложных изделий (бытовых и хозяйственных предметов, украшений, игрушек) [14, с. 15].
Ф. Ускова характеризует как традиционные, так и новые технологии выполнения берестяных изделий: вышивку берестяной нитью и соломкой; лоскутную мозаику, комбинирование осиновой стружки с берестой; изготовление фигурок из бусин [13, с. 101]. Особое внимание она уделяет
технике плетения, которую представляет на примере пяти разных плетенок. При этом в трудах ученых и художников-практиков достаточно широко описаны технологии традиционных росписей по дереву, но практически не встречается описание техники росписи по бересте, что подчеркивает актуальность данного исследования.
Объект исследования: декоративно-прикладное искусство.
Предмет исследования: технология росписи по бересте
Цель исследования: проектирование и изготовление декоративного панно из бересты в технике росписи с историко-культурной тематикой.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) Изучить историческую особенность берестяных ремесел и росписи на бересте.
2) Исследовать композиционные и колористические задачи росписи на бересте.
3) Проанализировать аналоги берестяных изделий.
4) Разработать проект декоративного панно в технике росписи на бересте.
5) Выполнить проект декоративного панно в материале.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение специальной литературы, публикаций, посвященных истории развития берестяных промыслов.
2. Метод комплексного изучения: историко-типологический, структурный и искусствоведческий анализ.
3. Методы сравнения, аналогии, обобщения и варьирования.
4. Метод художественного проектирования, включающий формирование замысла посредством эскизирования, детальную разработку проекта, поиск композиционного и цветового решения, подготовку материала к работе и непосредственное выполнение проекта и технического воплощения в материале.
Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы. Теоретический материал, представленный в данной выпускной квалификационной работе, может быть полезен при изучении традиционного народного искусства и художественного ремесла, а также использоваться при написании курсовых работ и научно-исследовательских статей.
Практическая значимость данной работы предполагает использование представленного опыта проектирования и технического выполнения декоративного панно из бересты в разработке ассортимента произведений из бересты на художественном рынке. Изготовленное панно может использоваться как самостоятельное художественное выставочное произведение. Таким образом, теоретические и практические результаты данной работы могут быть полезны как обучающимся творческих учебных учреждений, так и руководителям коллективов декоративно-прикладного творчества.
Объем и структура исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы и источников, приложения.
Народное декоративно-прикладное искусство - это неотъемлемая часть духовной и материальной культуры общества. Произведения отражают художественные традиции нации, мировосприятие, художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Материал является ведущим фактором в создании изделий народного искусства. На территории нашей страны проживает большое количество народов. Они в процессе жизни на определенной местности осваивали обработку имеющего в наличии материала, используя различные техники. В зависимости от наличия конкретного материала, преобладающего в определенной местности, а также от технологий и способов его обработки складывались народные художественные промыслы. Именно материал диктует форму на основе своих пластических и декоративных качеств. Тем самым придавая эстетику, позволяя украсить любое изделие и передать эмоциональное состояние мастера. К качествам материалов, применяемых в народном искусстве, относятся: эстетичность, декоративность, прочность, экологичность, текстурность, которые формируют характерные особенности произведений.
Береста - это природный материал, обладающий целебными, декоративными и пластическими свойствами. Огромное значение в традиции народа сохранил берестяной промысел, это объясняется широким распространением разных форм и техник обработки предметов утвари. Мастерство изготовление и образная выразительность работ из бересты всегда соединяли с утилитарным назначение предмета, это обычно определяло способы и методы обработки изделия, а также характер будущего орнаментального декора.
Самым известным берестяным промыслом, является Шемогодский. В народе его называют «берестяным кружевом». Отличается от других тонкостью и ажурностью декоративных элементов. Помимо коллективных производств берестяных изделий существуют мастера одиночки, которые делают совершенно невероятные изделия.
В настоящее время береста достаточно популярный материал. Его широко используют как в быту, так и в других областях общественной жизни: в качестве сувениров, экспозиционных работ и т.д. Береста легко сочетается с разными по цвету и фактуре материалами. Современные берестяные изделия приобрели новые формы, отличные от традиционных изделий. Декор в изделиях стал сложным и многослойным. Новые времена диктуют новые технологии, изменяя привычный быт. К сожалению, из повседневного жизненного цикла уходят в историю многие традиционные предметы обихода. Но необходимость в изделиях из бересты высокохудожественного и декоративного уровня существует и в настоящее время Они сочетают красоту пропорций и умелый подбор материала по цвету и фактуре. Свойством пластичности материала воспользовались и активно применяют в украшении букетов флористы, также берестяные изделия отлично смотрятся в декоре интерьера.
Если в древности декорирование берестяных изделий можно было сделать только в технике тиснения, резьбы или росписи, то в настоящее время процесс художественной обработки бересты модернизировался. Это различные станки, позволяющие резать и клеить бересту, лазерная печать, выжигание, а также лазерная резка и гравировка. Для выполнения этих техник используется специальные усовершенствованные приборы. Но многие мастера, по-прежнему, предпочитают ручную работу.
Произведением искусства являются только те вещи, которые обладают более глубокой выразительностью, чем просто выполняют какие-либо утилитарные функции. Поэтому при создании берестяных изделий необходимо опираться на знания основных законов художественной выразительности. Для понимания закономерностей формы, как выразительного, эстетически удобного в пользовании предмета, необходимо ее анализировать, чтобы понять и осмыслить, а затем применить знания в творческой деятельности.
Важнейшим вопросом, касающимся решением художественных задач является вопрос композиции, которая включает следующие категории: единство формы и содержания, образность, целостность, пропорциональность, масштабность и другие. Выразительности художественного произведения декоративно-прикладного искусства можно достичь при использовании различных техник и приемов обработки материала.
1. Арбат, Ю. А. Русская народная роспись по дереву. Новые находки.
Систематизация. Современное состояние / Ю. А. Арбат. - М.:
Изобразительное искусство, 1970. - 199 с.
2. Афонькин, С. Ю. Орнаменты народов мира: Практическое пособие /Сост., сопроводит. текст Афонькина С.Ю, Афонькиной Е. Ю. - СПб.: Кристалл, 1998. - 272 с.
3. Барадулин, В. А. Сельскому учителю о народных ремёслах. Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы, корня, рогоза. - М.; «Просвещение». 1979. - 112 с.
4. Белый, А. Символизм как миропонимание / Сост., вступит. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
5. Богуславская, И. Я. Значение местных традиций для развития современного народного искусства. - М.; 1999. - 58 с.
6. Буданов, С. М. Шемогодская прорезная береста. - М., 1956. - 88 с.
7. Бондарчук, А. И. Семантика цвета в аспекте межкультурных визуальных коммуникаций / А. И. Бондарчук // Молодой ученый. - 2014. - № 3 (62). - С. 172-178.
8. Бородкин, П. А. Тайны Змеиной горы: повести / П. А. Бородкин. -
Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1983. - 336 с.
9. Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве XIX-XX веков. - М.; 1974. - 162 с.
10. Величко, Н.К. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия / Н.К. Величко. - М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2014. - 223 с.
11. Вишневская, В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву / В. М. Вишневская, Н. И. Каплан, С. М. Буданов - М.; КОИЗ, 1956. - 215 с.
12. Воронов, B. C. О крестьянском искусстве. Избранные труды. - М.; «Просвещение». 1979. - 112 с.
13. Горяева Н. А. Островская О. В. Изобразительно искусство / Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений / редактор Неменский Б. М. -М.: Просвещение, 2007. -177с.
14. Кочев, М. С. Ремесло и рукоделие: Секреты бересты: редактор / Г.В. Поздняк. - Проф-Издат, 2009. - 80 с.
15. Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития: учеб. пособ. для студ. вузов / В.Б. Кошаев. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 245 с.
16. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция / Г. М. Логвиненко. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 144 с.
17. Махлюк, В. Г Береста: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 168 с.
18. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика / М. А. Некрасова. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 343 с.
19. Розен, М. Ф. Колывань и гора Змеиная / М. Ф. Розен. - Барнаул : Алт. кн. изд-во, 1985. - 95 с.
20. Романов, А. Н. Колыванский хребет: путеводитель / А. Н. Романов, С. В. Харламов. - Барнаул : РЭМ, 2002. - 78 с.
21. Салтыков, А. Б. Избранные труды / А. Б. Салтыков. - М. Советский художник. 1962. - 728 с.
22. Салтыков, А. Б. Самое близкое искусство. - М.: Просвещение, 1968. - 269 с.
23. Смолицкий, В. Г., Чирков, Д. А., Максимов, Ю. В. История народных художественных промыслов России. - М.; 1982. - 318 с.
24. Серебряный венец России : (очерки истории Змеиногорска) / [Ю. П. Алехин и др. ; редкол.: В. Б. Бородаев и др.] ; Упр. арх. дела администрации Алт. края, Администрация г. Змеиногорска. - Барнаул :
Изд. упр. арх. дела администрации Алт. края, 1999. - 520 с.
25. Шокорова, Л. В. Народное декоративно-прикладное искусство Алтая. Барнаул. Изд-во АлтГУ, 2012. - 112 с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
26. Великоустюгская роспись. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.triumph-org.ru/ru/content/velikoustyuzhskaya-ro spis-3(дата обращения 30.04.2021.)
27. Виды великоустюжской росписи. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //studbooks .net/1174751/kulturologiya/vidy_velikoustyuzhskoy _rospisi (дата обращения 30.04.2021.)
28. История бересты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://ruspravda.info/CHto-delali-iz-beresti-nashi-predki- 121.html (дата
обращения 28.04.2021)
29. Кемеровская береста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ist.na5bal.ru/doc/9170/index.html?page=2 (дата обращения 12.04. 2021).
30. Мариинская береста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ist.na5bal.ru/doc/9170/index.html?page=2 .(дата обращения 12.04. 2021).
31. Олонецкий берестяной промысел. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kazedu.kz/referat/45196/5. (дата обращения 12.04. 2021).
32. Олонецкая роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://oldchest.ru/painting/oloneckaya-rospis/ (дата обращения 30.04.2021.)
33. Перечень объектов культурного наследия Алтайского края.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ukn22.ru/kulturnoe- nasledie/obekty-kulturnogo-naslediya/perechen-obektov-kulturnogo-naslediya/ (дата обращения 4. 05.2021).
https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения12.04.2021).
35. Прокопьевская береста среди современных художественных промыслов Сибири и России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ist- konkurs.ru/raboty/2008/1135-prokopevskaya-beresta-sredi-sovremennykh- khudozhestvennykh-promyslov-sibiri-i-rossii.(дата обращения 28.04.2021).
36. Пермогорская роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru.russianarts.online/crafts/155466-permogorskaya-rospis/ (дата
обращения 31.05.2021.)
37. Рязаньская роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://r062.com/ryazanskaya-hudozhestvennaya-rospis.html (дата обращения 2.05.2021).
38. Рязанские художественные промыслы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ryazantourism.ru/ryazan/folkcraft. Дата обращения (дата обращения 2. 05.2021).
39. Тагильская роспись [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.russianarts.online/crafts/11366-tagilskaya-rospis/ (дата обращения 25.05.2021)
40. Томская береста. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=389 389 дата обращения 11. 05. 2021).
41. Холмогорский промысел. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dvinanews.ru/-13уЬЬх77(дата обращения 27.04.2021)
42. Шемогодская прорезная береста. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=49 (дата обращения 4.
05.2021).