Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Жизненные перспективы представителей разных возрастных групп

Работа №89062

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2022
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования жизненных перспектив представителей разных возрастных категорий 8
1.1. Проблема жизненной перспективы в психологической
науке 8
1.2. Психологические особенности становления личности в
разных возрастных периодах 21
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы личности в период юности, молодости, взрослости 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Жизненные перспективы личности на возрастных этапах
юности, молодости, взрослости 39
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 70


Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время происходят изменения, которые влияют на различные аспекты жизнедеятельность людей. Социально-экономические проблемы в стране, резкое расслоение общества приводит к духовному кризису, при котором само общество чувствует дискомфорт. В последнее время часто обсуждается вопрос о неумении людей правильно и качественно распоряжаться своим временем, расставлять цели на будущее, выделять жизненные перспективы, которые будут иметь для каждого из них личностный смысл. В связи с этим общество ставит человека перед выбором правильного жизненного пути, который может задать вектор устойчивости жизни человека в переломный момент общественного развития.
В классических работах период юности рассматривается как переходный период между детством и взрослостью. В нем у человека формируются мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем, совершаются профессиональное и личностное самоопределение из-за изменений в восприятии времени, появляется жизненный план и выбирается путь дальнейшего пути, изменяются жизненные перспективы. Все это в комплексе влияет на развитие личности в целом.
В периоде молодости, когда перед человеком стоит выбор будущей профессии, осознание своего прошлого, будущего и, конечно же, жизненного самоопределения, а планирование жизненной перспективы является одной из ее составляющей. Получение высшего образования является весьма специфическим видом деятельности. Так как в данный период у студента повышается уровень физической и психической нагрузки, особо усиливающийся в период сессии, с огромным дефицитом времени и возможностью получения информации в спокойном режиме. Выдвижение жизненных перспектив подразумевает поиск целей и путей их достижения, а также осознание смысла достижений этих целей.
В период взрослости у человека начинается переосмысление своих целей, размышления о выполненных и не выполненных задач, которые были поставлены перед собой. В период ранней взрослости люди утверждают себя в профессиональной области. В данном возрасте они часто по-иному начинают смотреть на свою работу. Большая часть при этом сознают, что они определись в профессиональном выборе и должны с ним жить. Другая часть людей переосмысливают свою систему приоритетов, которая захватывает не только профессиональную деятельность, но и может коснуться межличностных отношений или моральных качеств. А те, кто потерял или же разочаровался в своем профессиональном выборе могут испытывать горечь и упадок духа. В следствии чего возникает необходимость конструирования и коррекции собственной жизненной перспективы в условиях объективного сокращения будущей временной перспективы.
Все выше перечисленное дает особое значение изучения жизненных перспектив в юности, молодости и взрослости теоретически и практически.
В современной психологической литературе тема жизненных перспектив имеет большое количество работ, которые достаточно хорошо и глубоко изучены. Данная тема изучалась в научных трудах К.А. Абульхановой-Славсвкой, Е.И. Головаха, И.А. Ральниковой и др. Авторы изучают основания жизненных перспектив личности, анализируют имеющие определения данного понятия и предлагают свое понимание жизненных перспектив. Также уже определены подходы к изучению понятия: мотивационный изучался такими авторами как Т. Гисме, К. Левин, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, Н. Фрезер, П. Фпесс, событийный описан Р.А. Ахмеровым, Е.М. Головаха, А.А. Кроником, Д.А. Леонтьевым, Е.Ю. Мандриковой, Н.Н. Толстых, В.С. Хомиком, Е.В. Шелобановой, типологический - К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина, В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова, образовательный - М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых и системный изученный В.Е. Клочковым, О.М. Краснорядцевой, И.А. Ральниковой. Присутствует большое количество научных исследований жизненных перспектив в различных возрастных, социальных и личностных контекстах. Все данные работы являются источником для осмысления и дальнейшего развития исследований, посвященных жизненным перспективам.
Цель исследования заключается в изучении и сравнительном анализе жизненных перспектив представителей разных возрастных групп.
Объект исследования - жизненные перспективы личности.
Предмет исследования - жизненные перспективы представителей разных возрастных групп.
Для реализации цели исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме жизненных перспектив, особенности развития личности в возрастные периоды.
2. Разработать программу эмпирического исследования.
3. Описать особенности жизненных перспектив на возрастных периодах юности, молодости и взрослости.
4. Разработать программу психологического тренинга по проектированию жизненных перспектив «Никогда не поздно!».
Гипотезы исследования:
1. У представителей разных возрастных групп жизненные перспективы будут иметь особенности с позиций их когнитивных и эмоциональных составляющих.
2. Предикторы проектирования жизненных перспектив будут разными на возрастных этапах юности, молодости и взрослости.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные представления о человеке как субъекте жизненного пути (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), событийный подход к изучению психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), научные представления о четырех компонентной структуре жизненных 5
перспектив И.А. Ральниковой, О.С. Гуровой, Е.А. Ипполитовой, периодизация общего психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукермана.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и синтез психологической и социально-психологической литературы в аспекте изучаемой проблемы.
2. Методы сбора эмпирических данных, с применением психологических методик.
3. Методы математико-статистической обработки и интерпретации - результатов расчет критерия различия средних для независимых выборок - Т-критерий Стьюдента, непараметрического H-критерий Крускело-Уоллиса, критерий корреляционный и регрессионный анализ, с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных IBM SPSS Statistics 23.
Методики:
• Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI), адаптированный А. Сырцовой и О.В. Митиной [54].
• Шкала временных установок ШВУ Ж. Нюттена [45].
• Методика изучения образа возможного будущего В.Н. Петровой [45].
• Тест оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ), адаптация Н.И. Никольской [44].
Выборка. Выборку исследования составили 170 человек. Из них период юношеского возраста - 52 человека (24 мужчины и 28 женщины). Период молодости - 67 испытуемых (33 мужчины и 34 женщины). Период взрослости - 51 человек (25 мужчин и 26 женщин).
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов по поддержанию жизненной позиции и субъективного благополучия подростков, студентов и периода взрослости. На основании данного исследования была разработана программа психологического тренинга по проектированию жизненных перспектив для периода взрослости: «Никогда не поздно!».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка литературы и трех приложений. Библиографический список включает 66 наименований работ. В работе имеются 11 рисунков, 26 таблиц. Объем авторского текста изложен на 115 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе был проведен анализ теоритических источников, посвященных изучению проблемы жизненных перспектив личности в трудах отечественных и зарубежных авторов. Изучая психологические работы по разработке данной проблемы были описаны различные научные подходы к изучению жизненных перспектив и их определения. Были описаны психологические особенности становления личности в разных возрастных периодах. Изучены особенности жизненных перспектив в контексте эмоциональных и когнитивных аспектов, а также рассмотрено их влияние на уровень конкурентоспособности.
Подводя итоги проделанной работы, можем отметить следующий выводы:
1. Определение термина жизненных перспектив основывается на суждении Е.И. Головахи, который рассматривает жизненные перспективы как целостную картину будущего, находящуюся в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает свои ценности и индивидуальный смысл жизни.
2. Показано, что у большинства респондентов всех трех возрастных
категорий присутствует сентиментальное и теплое отношение к своему прошлому. Но не смотря на это респонденты периода юности и молодости положительно оценивают образ своего будущего, а
респонденты периода взрослости относятся к нему более нейтрально. Респонденты периода молодости и взрослости, в отличии от юности, имеют адекватную самооценку, более сформированные личностные качества и готовы к профессиональной деятельности.
3. Доказана взаимосвязь когнитивных и эмоциональных аспектов образа будущего представителей разных возрастных групп . Во всех трех возрастных категориях на оценку образа будущего влияет уровень конкурентоспособности, позитивное и сентиментальное отношение к прошлому, направленность на будущее, осознанность взглядов, целей и путей их реализации. А также в категории молодости и взрослости влияние оказывает то, каким путем человек достигает социальной зрелости.
4. Выявлено, что на уровень конкурентоспособности в период юности влияет то насколько человеком оценен образ своего будущего и чем больше он направлен на него. В период молодости же влияет то насколько человек понимает чем он хочет связать свою профессиональную деятельность и сколько у человека взглядов, которые могут обеспечить ему доверие к жизни, целей и путей их достижения. В период взрослости влияние оказывает отношение респондента к своему прошлому, чем сентиментальнее и теплее, тем уровень конкурентоспособности выше.
Таким образом, проведенное исследование указывает на то что, выдвинутые нами гипотезы полностью подтверждены, реализованы поставленные задачи, достигнута цель. Данная бакалаврская работа может служить очередным важным шагом на пути полноценного изучения взаимодействия жизненных перспектив с образом будущего, временными аспектами и уровнем конкурентоспособности.



1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности. М.,
1987. 259 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии. М.: ИП РАН, 2001. 373 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Изд- во МГУ, 1999. 200 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 302 с.
5. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Ленинград: Изд-во ленинградского ун-та, 1985. 135 с.
6. Ананьев Б.Г. Генетически и структурные взаимосвязи в развитии личности. СПб.: Питер. 2001. 288 с.
7. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. 1974. С.3-15.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
9. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. 158 с.
10. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. №2. С. 40¬
50.
11. Василенко Т.Д. Телесность и субъективная картина жизненного пути личности. Курск, 2011. 414 с.
12. Васильев В.Я. Целевая направленность и временная перспектива личности. Черновцы, 1991. 278 с.
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
14. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
15. Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 131-133.
16. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / под. ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 433 с.
17. Вяхирева И.Ю., Балашова Е.Ю. О некоторых особенностях оценки временных интервалов в младшем школьном возрасте // Журнал практического психолога. 2009. №1. С. 101-111.
18. Галой Н. Ю. Субъективный образ жизненного пути женщин-
предпринимательниц. М., 2009. 24 с.
19. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации. СПб., 2001. 356 с.
20. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категория материалистической диалектики в психологии. 1988. С. 199¬215.
21. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. 201 с.
22. Демина Л.Д., Ральникова И.А. сихологическое здоровье и защитные механизмы личности :учеб. Пособие / Алт. гос. ун-та. Барнаул, 2005. 132 с.
23. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений.
Психологический практикум. СПб.: Речь, 2009. 141 с.
24. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие / Моск. психолого-соц. ин-т. Москва, 2004. 279 с.
25.Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. 118с.
26.Зимбардо Ф. Психология временной перспективы. СПб., 2008.
27. Ипполитова Е. А. Представления о жизненных перспективах одиноких женщин в период кризиса 30 лет //Известия Алтайского государственного университета. 2009. №. 2. С. 65-68.
28. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учеб. Пособие. М.: Гродно: ГрГУ, 2002. 167 с.
29. Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2004. 232 с.
30. Киричук Е.И., Лысенко О.П. Временная перспектива и тип становления профессиональной направленности личности. Черновцы, 1991. 424 с.
31. Ковалев В.И. Категория времени в психологии: личностный аспект //
Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
С. 216-230.
32. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: тез. всер. конф. 1991. Т.1. С. 5-15.
33. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. 191 с.
34. Ковалев В.И. Особенности субъективной регуляции времени жизни // Время деятельности личности : сб. науч. док. 1991. С.67-75.
35. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. 1997. С. 3-19.
36. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
37. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. М.: Омега-Л, 2006. 352 с.
38. Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. М., 1980. С. 131¬131.
39. Мазилов В.А. Исследование проблем психологического времени. М.,
1988. 68 с.
40. Мандрикова Е. Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности // Психологический журнал. 2008. Т. 29. №4. С. 54-65.
41. Мухина В. С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004. - 456 с.
42. Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003. С. 533.
43. Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / НГАЭиУ. Новосибирск, 2000. 175 с.
44. Никольская Н.И. Тест оценки жизненной и временной перспективы личности (ЖВПЛ). М.: Прогресс-Культура,1993. С. 48-56.
45. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
46. Петрова В.Н. Адаптация методики неоконченные предложения
Ж. Нюттена // Психологический журнал. 2002. Т.37, №3. С. 89-98.
47. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982. 309 с.
48. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. 3-е изд. М.: Олма-Пресс, 2005. 411 с.
49. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания. 2011. №. 2-1. С. 53-60.
50. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. СПб.:Питер, 2002. 678 с.
51. Русанова Н.А., Вербина Г.Г. Жизненные перспективы личности воспитателя: определение проблематики: монография. Чебоксары: ИД «Среда», 2018. 80 с.
52. Серенкова В.Ф. Личностная организация времени как средство
реализации жизненных планов // Применение концепции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 165-176.
53. Смык Ю. В. Современные методы формирования жизненных перспектив старших школьников // Психология образования: Образовательный потенциал развития личности. 2020. С. 217-222.
54. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Зимбардо по временной перспективы // Психологическая диагностика. 2007. №1. С. 85-106.
55. Толстых Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте // Научные основы прикладной психологии. М., 1998. С.151-152.
56. Усова Е. Б. Возрастная психология. М.: Изд-во МИУ, 2010. 220 с.
57. Фресс П. Восприятие и оценка времени. М.: Прогресс, 1978. С.88-135.
58. Хьелл Л. Теории личности - 3-е изд. Спб.: Питер, 2006. 607с.
59. Шамардина М.В. Жизненные перспективы современных подростков // Вестник психологии педагогики АлтГУ, 2018. С. 109-115.
60. Шаповалова И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.; Гардарики, 2004. 349 с.
61. Шефов С. Психология горя. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 320с.
62. Шмелев А.Г. Персоплан - психотехнический инструмент жизненного выбора // Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути. М., 1993. С. 96-103.
63. Дилигенский Г.Г. Ценности в смысловой сфере личности [Электронный ресурс] // Web-мастер Карпов Д.С. Москва. URL: https://superinf.ru.(дата общения: 26.02.22).
64. Кучинская Н.Л. Тренинг «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение» [Электронный ресурс] / Web-мастер Агенцев И.О. Черногорск. URL: https://www.bsuir.by.(дата общения: 06.03.22).
65. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Gottingen: Hogrefe, 1959. 181 s.
66. Cottle T.J. perceiving time: a psychological study with men and women. New York: Willey, 1976. 267 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ