Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению ценностных
ориентаций современного руководителя 7
1.1. Понятие и подходы к изучению ценностных ориентаций в психологии... 7
1.2. Психологические подходы к понятию руководства 15
1.3. Современные исследования особенностей ценностных ориентаций
современного руководителя 23
Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций современного руководителя в сфере дорожного строительства 30
2.1. Программа и организация исследования 30
2.2. Анализ результатов исследования ценностных ориентаций современного
руководителя в сфере дорожного строительства 38
Заключение 57
Список использованной литературы 60
Приложения 66
Будучи важнейшим компонентом структуры личности, ценностные ориентации человека являлись актуальным объектом исследования разных дисциплин, таких как философия, социология этика, психология на протяжении ни одного века. Именно в них сосредотачивается весь накопленный личностью в процессе ее становления жизненный опыт. Тот набор ценностных представлений, который усваивается человеком в ходе формирования его личности, является своего рода эталоном, в соответствии с которым корректируются актуальные интересы, потребности, поведение. Кроме того, система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений не только к себе, людям и окружающему миру, но в том числе и к профессиональной деятельности. Исследование ценностных ориентаций руководителей не утрачивает свою актуальность, ввиду того, что современные задачи общества требуют от людей, занимающих руководящие должности, высокого уровня личностной нравственности и профессионализма. Ценностные ориентации лежат в основе различных организационных процессов. Человеку, занимающему руководящую должность, приходится постоянно сталкиваться с необходимостью нравственного выбора, ввиду чего ему нужно определить свою позицию в вопросах ценностных ориентаций, чтобы в процессе реализации рабочих задач наполнять работу вверенных ему подчиненных смыслом. Ценностные ориентации руководителя играют важную роль в выборе им той или иной поведенческой стратегии и являются одним из важнейших факторов, влияющих на управленческую эффективность.
В связи с непрекращающимися изменениями в социально-экономической среде, социально-психологическая сфера личности также претерпевает изменения и влечет за собой корректировку ценностных ориентаций личности. Данные процессы обуславливают необходимость регулярного проведения исследований и обновления научных данных в области исследования ценностных ориентаций современного руководителя, с целью регулярного отслеживания их динамики и выявления их содержательных особенностей.
Успешное развитие рыночной экономики возможно при наличии грамотного, высокоорганизованного руководящего состава. Принимаемый начальником индивидуальный стиль руководства в купе со сформированной системой его ценностных ориентаций оказывает влияние не только на уровень успешности руководства, но и на групповую систему коллективных ценностей в той или иной отрасли.
При назначении человека на руководящую должность крайне важно учитывать широкий комплекс психологических феноменов, определяющих успешность руководства, что в свою очередь неразрывно связано с системой ценностных ориентаций.
Объект: ценностные ориентации личности
Предмет: особенности ценностных ориентации современного руководителя
Цель: особенности ценностных ориентаций современного руководителя в сфере дорожного строительства.
Задачи:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций современного руководителя.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования ценностных ориентаций современного руководителя в сфере дорожного строительства.
3. Сравнить ценностные ориентации руководителей в сфере дорожного строительства с ценностными ориентациями руководителей иных сфер.
4. Выявить особенности ценностных ориентаций руководителя в сфере дорожного строительства.
5. Разработать рекомендации, направленные на повышение уровня управленческой эффективности современного руководителя.
Гипотезы:
1. Вероятно, руководитель в сфере дорожного строительства будут обладать такими ценностными ориентациями, которые позволяют ему реализовывать свои планы, не ощущая давления или оценок со стороны общества.
2. Вероятно, ценностные ориентации современного руководителя в сфере дорожного строительства будут отличаться от ценностных ориентаций руководителей иных сфер и иметь содержательное своеобразие, выражающееся в субъектности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- подход М.С. Яницкого, рассматривающего ценностные ориентации, как динамическую систему, включающую в себя мотивационную и смысловую сферу личности;
- подход Д.А. Леонтьева к пониманию смысложизненных ориентаций;
- подход к ценностным ориентациям современного руководителя Ю.В. Синягина;
- поведенческий подход к стилю руководства К.Левина.
Методы исследования: анализ психологической литературы, анкетирование, психологическое тестирование: тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; методика смысложизненной направленности личности Д.В. Желателева; методика «Самооценка стиля управления» А.В. Аграшенкова в модификации Е.П. Ильина.
Методы математико-статистической обработки данных: t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Спирмена с использованием компьютерной программы IBM SPSS Statistics 26.0.0.1.
Практическая значимость исследования: полученные представления об особенностях ценностных ориентаций современного руководителя могут помочь специалистам расширить область диагностических критериев при отборе персонала на руководящие должности.
Также практическая значимость работы отражается в разработке рекомендаций, направленных на повышение уровня управленческой эффективности современного руководителя.
Опытно-эмпирическая база исследования: 60 мужчин и женщин возрастом от 30 до 55 лет, занимающих руководящие должности в течение 5-25 лет. Из них 30 руководителей в сфере дорожного строительства и 30 руководителей из сфер торговли, образования, социального обслуживания.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 70 источников, из них 9 на иностранном языке, 8 рисунков и 8 приложений.
В данной работе были получены следующие результаты теоретического и эмпирического исследования:
1. Рассмотрены понятия ценностных ориентаций в психологии в понимании отечественных и зарубежных авторов, под которыми мы понимаем целостный многофункциональный динамический компонент структуры личности («психологический орган»), включающий в себя иерархизированную систему ее ценностей, своеобразный механизм личностного роста и саморазвития, влияющий на направленность личности и формирование ее жизненного пути.
Выявлено, что ценностные ориентации претерпевают изменения в ходе онтогенетического развития личности и являются динамической структурой, этапы формирования которой соответствуют возрастной периодизации индивида.
2. Рассмотрены психологические подходы к понятию руководства, под которым мы понимаем совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными на основе определенного уровня автократичности руководителя и централизованности власти в его руках, с целью успешной реализации рабочих задач.
3. Проведен анализ современных отечественных и зарубежных исследований ценностных ориентаций современного руководителя, который показал, что в двадцать первом веке среди отечественных руководителей обнаружена тенденция сдвига ценностных ориентаций с ценностей образования, профессионального саморазвития и готовности к обучению на материальные ценности, здоровье и семью.
Зарубежным руководителям присуща ценностная ориентированность на результат, мотивацию достижения, личностный рост, саморазвитие, непрерывное обучение, с целью профессионального саморазвития.
Ценностные ориентации отечественных и зарубежных руководителей имеют содержательное своеобразие, в то же время, общей ценностной ориентированностью для тех и других является направленность на здоровье.
4. В ходе эмпирического исследования выявлены различия в степени осмысленности жизни между представителями анализируемых групп, согласно которым, руководители сферы дорожного строительства в большей степени ориентированы на свободу выбора в принятии решений и построение деятельности в соответствии со своими целями, в сравнение с респондентами, занимающими руководящие должности в иных сферах (социальное обслуживание, торговля, образование).
5. Выявлены существенные различия в применяемых управленческих стилях в ходе реализации рабочих задач, согласно которым, руководители сферы дорожного строительства привержены к авторитарному стилю руководства, в то время как руководители иных сфер (социальное обслуживание, торговля, образование) в своей управленческой деятельности склонны прибегать к либеральному. К демократическому стилю руководства руководители обеих групп прибегают в равной степени.
6. В обеих группах респондентов ценностные ориентации имеют различия: ценностные ориентации руководителей сферы дорожного строительства по степени значимости (от большего к меньшему) направлены на материальные, духовно-личностные, социальные ценности, руководителям иных сфер (социальное обслуживание, торговля, образование) присуща направленность на социальные, духовно-личностные, материальные ценности.
7. Ценностная ориентированность руководителей в сфере дорожного строительства на свободу в принятии решений, уверенность в себе, авторитетность, самоценность, ответственность, настойчивость, непреклонность, решительность, целеустремленность и самореализацию позволяет им реализовывать свои планы, ощущая твердую почву под ногами, вне зависимости от степени давления или оценок со стороны общества.
8. Для руководителей сферы дорожного строительства характерно содержательное своеобразие ценностных ориентаций, которое проявляется в направленности на свободу выбора в принятии решений, самореализацию, самостоятельность, решительность и ответственность, высокий социальный статус, саморазвитие, самоценность, самоуважение и авторитетность (то есть, выражающееся в субъектности, которая понимается как активность жизненной позиции, показывающая способность человека влиять на свою жизнь, ощущать себя ее автором и быть способным изменять ее протекание).
9. Помимо выявленных различий в ценностных ориентациях между руководителями сферы дорожного строительства и руководителями иных сфер (социальное обслуживание, торговля, образование), у респондентов обеих групп имеются сходства, проявляющиеся в ценностной ориентированности на материальное благополучие, здоровье, семью, личностное саморазвитие (хобби) и низкой степени ценностной ориентированности на профессиональное саморазвитие, обучение.
10. На основе результатов исследования ценностных ориентаций современного руководителя были разработаны рекомендации по повышению и сохранению управленческой эффективности современного руководителя, так как ценностные ориентации влияют на стилевые особенности деятельности, самореализацию и личностный рост человека.
Дополнительно, полученные ходе исследования ценностных ориентаций современного руководителя данные могут быть полезны при разработке обучающих программ для руководителей, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, использованы при профессиональном и индивидуальном консультировании руководителей, или в качестве расширения области диагностических критериев при отборе персонала на руководящие должности.
Таким образом, цель работы достигнута, ее основные задачи решены, гипотезы подтверждены.
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Москва : Мысль, 1991. 299 с.
2. Актуганова Н. Н., Терещенко Н. Г. Ценности современных руководителей // Тенденции развития Российского общества в XXI веке. Казань : Познание, 2011. С. 233-235.
3. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
4. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для факультетов психологии университетов. Москва : Аспект, 1996. 290 с.
5. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. Москва : Наука, 1989. С. 426-433.
6. Асмолов А. Г. Психология личности. Москва : МГУ, 1990. С. 283.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва : Просвещение, 1968. С. 321.
8. Брамбо Р. С. Философы Древней Греции. Москва : Центрполиграф,
2010. 347 с.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва : МГУ, 1984. 200 с.
10. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебное пособие. Санкт-Петербург : Экономистъ, 2017. 510 с.
11. Виханский О. С. Менеджмент: учебник. - 3-е изд. Москва : Экономистъ, 2003. 528 с.
12. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. Москва : МГУ, 1982. С. 161-165.
13. Горькая Ж. В. Психология ценностей: учебное пособие. Самара : Самарский университет, 2014. 92 с.
14. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в изменяющемся Российском обществе // Психологический журнал. 2012. Т.33. №1. С. 30-39.
15. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974. № 6. С. 63.
16. Игембаева К. С., Магзумова Н. К. Исследование ценностных ориентаций личности руководителя // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2017. №03. С. 243-245.
17. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. Санкт- Петербург : Питер, 2010. 628 с.
18. Каширский Д. В. Психология личностных ценностей: Монография. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2014. 342 с.
19. Комарова Е. В., Редина Н. И., Шмелева С. А. Лидерство. Учебное пособие для высших учебных заведений. Днепропетровск: ДГФА, 2008. 286 с.
20. Кон И. С. Психология старшеклассника. Москва : Просвещение, 1980. 192 с.
21. Котляров И. В. Лидерство в историческом нарративе (социологический дискурс) // Социологический альманах. 2015. № 3. С. 39.
22. Крайг Г. Психология развития: перевод с английского. Санкт- Петербург : Питер, 2000. 992 с.
23. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2003. 487 с.
24. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) - 2-е изд. Москва : Смысл, 2000. 18 с.
25. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С.50-56.
26. Мкртычян Г. А., Петрова О. В. Организационное поведение: учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2014. 201 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва : Академия, 1999. С.134.
28. Мухина В. С. Детская психология. Москва : Просвещение, 1985. 272 с.
29. Мухина В. С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды. Москва : Изд-во МПСИ, 1999. 635 с.
30. Немов Р. С. Психология. Москва : Высшее образование, 2007. 640 с.
31. Островская И. В., Камынина Н. Н., Пьяных А. В. Менеджмент и лидерство. Учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 528 с.
32. Петров В.В. Теории лидерства (серия Бизнес-курс). Учебное пособие для вузов. Москва : Изд-во Равновесие, 2006. 105 с.
33. Петрова Н. И. Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей // Психологический журнал.
2011. №1. С. 34-44.
34. Петровский А. В. Общая психология: словарь. Санкт-Петербург : Речь, 2005. 250 с.
35. Равино А. В. Основы лидерства: тексты лекций для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» заочной формы обучения. Минск : БГТУ, 2014. 84 с.
36. Ревушкина М. Б. Представление о ценностях в учении В. Франкла // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2015. №2(30). С. 145-153.
37. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: перевод с
английского. Москва : Рефл-бук, 1997. 320 с.
38. Романова Н. П. Теория харизматического лидерства // Вестник ЧитГУ. 2011. № 9(76). С.130-137.
39. Рокич M. Природа человеческих ценностей Москва : N.Y, 1973. 153 с.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва : Просвещение, 2002. 720 с.
41. Синягин Ю. В. Комплексная диагностика и оценка управленческого персонала. Москва : Изд-во РАГС, 2009. 65с.
42. Синягин Ю. В. Ценностные ориентиры современных руководителей // Государственная служба. 2017. №1. С.74-80.
43. Сладкевич В. П., Чернявский А. Д. Современный менеджмент. Опорный конспект лекций. Казань : МАУП, 2003. 152 с.
44. Слободнюк Е. Г. Профессионально-ценностные ориентации: теоретический анализ. Санкт-Петербург: Политехнический университет, 2011. 72 с.
45. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. Санкт- Петербург : Питер, 2008. С. 256.
46. Солдатова И. Ю., Чернышева М. А. Основы менеджмента. Учебное пособие. Ростов на Дону : Наука-Пресс, 2006. 256 с.
47. Терещенко Н. Г. Закономерности структурной организации субъектных детерминант управленческой деятельности. Ярославль : Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2004. 233 с.
48. Терещенко Н. Г. Ценности руководителей организации // АНИ: педагогика и психология. 2016. Т.5. №2(15). С. 268-271.
49. Титов В. Н. Теория и история менеджмента: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва : Юрайт, 2018. 487 с.
50. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Ленинград : Ленинградский ун-т, 1968. 124 с.
51. Узнадзе Д. Н. Психология установки. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 414 с.
52. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва : Прогресс, 2012. 366 с.
53. Фукин А. И. Ценностные ориентации частных предпринимателей и наемных работников // Азимут научных исследований. 2014. №3. С. 77-81.
54. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология. Москва : Интер-пракс, 1995. 287 с.
55. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / под. ред. М. Р. Семенюк, Д. И. Фельдштейн. Москва : Смысл, 1994. С. 169-175.
56. Эфа С. Г. Проблема ценностей и ценностных ориентаций в философской и психологической литературе // Вестник СГАУ. 2006. №13. С. 166.
57. Ядов В. А., Здравомыслов А. Г. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР. Т.2. Москва : Мысль, 1996. С. 107-108.
58. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С. 35-52.
59. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник КемГУКИ. 2012. №19. С. 82-97.
60. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
61. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. Фундаментальная библиотека: математические методы в гуманитарных науках : сайт URL: http://www.yspu.org/title.html (режим доступа: 15.05.2022).
62. Bregenzer А. Health-Promoting Leadership and Leaders’ Listening Skills
Have an Impact on the Employees’ Job Satisfaction and Turnover Intention // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2019. №33(4). Р. 307-336.
63. Carter S. M., Greer C. R. Strategic Leadership: Values, Styles, and Organizational Performance // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2013. №20(4). P. 375-393.
64. Groves K. S. Examining Leader-Follower Congruence of Social Responsibility Values in Transformational Leadership // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2013. №21(3). P. 227-243.
65. Johnson S. K. Mastery Goal Orientation and Performance Affect the Development of Leader Efficacy During Leader Development // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2017. №25(1). P. 30-46.
66. Kluckhohn F. R, Strodtbeck F. L. Vaiations in Value Orientation. Illinois : Chicago, 1961. 315 р.
67. Lewin К. Т, Lippitt R., White R. K. Patterns of Aggressive Behavior in ExperimentallyCreated ‘Social Climates’ // Journal of Social Psychology. 1939. №10. P. 271-299.
68. Manz C., Sims C. The New SuperLeadership: Leading Others to Lead Themselves. New York : Berrett-Koehler Pub, 2001. 250 р.
69. Rokeach М. Beliefs, attitudes, and values: a theory of organization and change. San Francisco : Jossey-Bass, 1968. 214 р.
70. Terner S. E., Cha S. E. Turning a Blind or Critical Eye to Leader Value Breaches: The Role of Value Congruence in Employee Perceptions of Leader Integrity // Journal of Leadership & Organizational Studies. 2020. №27(3). P. 286-306.