Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте 8
1.1. Агрессивность и агрессивное поведение подростков: понятия
и концептуальные подходы 8
1.2. Акцентуации характера у подростков как психологическая
категория 19
1.3. Причины и особенности проявления аутоагрессивного
поведения у подростков 25
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния типа акцентуации характера на агрессивность подростков 40
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и описание результатов эмпирического
исследования 41
2.3. Цикл упражнений по коррекции агрессивного
поведения 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения
Агрессия и родственные ей формы поведения у детей и подростков являются для нашего времени важнейшими проблемами. Будучи одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Увеличивается число преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения [31, с.1].
До начала XIX века агрессивным считалось активное поведение, независимо от того, какой характер оно носило: доброжелательный или враждебный. Затем значение данного термина изменилось, приняло более конкретный характер. Под агрессивным поведением начали понимать поведение враждебного характера, направленное на окружающих людей. Агрессия как любая психическая активность имеет характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность. Мотивацией агрессивного поведения может является как непосредственное желание нанести физический и моральный вред, так и желание посредством агрессии достичь иной цели. В первом случае речь идет о так называемой враждебной агрессии, а во втором - инструментальной агрессии. На данный момент наиболее близкими по значению словами к «агрессии» являются проявление враждебности, переход границ, нападение, захват, насилие, угроза.
Подростковый возраст - стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью, которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
В этот период особенно остро стоит проблема акцентуаций характера. На фоне возникшего «чувства взрослости» [58, с.301] акцентуации могут способствовать развитию агрессивности как негативного свойства личности.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью выработки и реализации соответствующих мероприятий по предупреждению агрессивного поведения и его негативных последствий.
Понимание особенностей агрессии в зависимости от акцентуации характера имеет важное профилактическое значение. Наиболее эффективно агрессию можно преодолеть, сочетая индивидуальные и организационные мероприятия. Для преодоления агрессивного подросткового поведения требуются активная позиция самого индивида для оказания самопомощи, а также профессиональная помощь специалистов.
В течение последнего столетия было проведено множество конкретных теоретических и практических исследований, в которых с самых разных точек зрения изучалось рано проявляющееся агрессивное поведение у детей и подростков [3], [8], [14], [24].
Теоретический анализ работ по проблеме детской и подростковой агрессивности, представленный Е.А. Чепраковой [53] показал, что в зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсуждается очень широко: создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, направленные на выявление причин и факторов, способствующих развитию агрессивного поведения у детей и подростков В частности, изучаются, во-первых, связи между отношением родителей к агрессивным действиям своих детей и агрессивным поведением со стороны детей; во-вторых, взаимосвязь легитимного насилия и девиантного агрессивного поведения [3, с. 14]; в- третьих, взаимосвязь агрессивного поведения детей и подростков с уровнем интеллекта; в-четвертых, гендерные различия в качестве и количестве агрессии у детей и подростков [55, с.3].
Многообразие западных концепций Е.А. Чепракова [56] предлагает условно разделить на две группы: первая группа включает в себя теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида [3. Фрейд, 1923, 1930; К. Лоренц, 1963; Мак Даугол, 1913, 1932 и др.]; вторую группу составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения (Доллард, 1939; Басс, 1961; Берковиц, 1962 и др) [56, с.2].
В отечественной науке первые работы по проблеме агрессивности проводились в 1920-1930-е гг. В дальнейшем исследование проблемы детской и подростковой агрессивности в отечественной психологии велось по следующим направлениям: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка; изучение особенностей общения педагога детского сада с дошкольниками и детей в детском коллективе, способствующих развитию агрессивного поведения; изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений. В последние десятилетие в исследовании детской и подростковой агрессии наибольшее внимание уделялось: роли семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения; поиску путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного поведения; специфике агрессивного поведения учащихся различных половозрастных групп; изучению психологических особенностей подростков-нарушителей; влиянию СМИ на развитие агрессивного поведения у детей и подростков, а также изучению взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения [56, с.2]; исследованию особенностей агрессивного поведения у дошкольников.
Проявление личностью тех или иных конкретных форм агрессии зависит, преимущественно, от возрастного этапа развития личности, особенностей процесса социализации и уровня личностной зрелости индивидуума, социального контекста, в котором личность удовлетворяет свои потребности и ситуации, в которой реализуется агрессия [26, с.9].
Таким образом, из вышеприведенного теоретического обзора мы видим, что, в основном, предметом изучения детской и подростковой агрессивности оказывается ее внешняя поведенческая сторона - агрессивные реакции и факторы, влияющие на ее возникновение.
Цель исследования: изучение взаимосвязи акцентуаций характера и агрессивности в подростковом возрасте.
Объект исследования: агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: аутоагрессия в подростковом возрасте в контексте акцентуации характера.
Гипотеза: существует взаимосвязь определенных типов агрессии и аутоагрессии у подростков с определенными типами акцентуации характера.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические данные и литературные источники по изучаемой проблеме;
2. Раскрыть содержание и природу таких понятий как «агрессия» и «агрессивное поведение», охарактеризовать их основные виды, изучить их типологию.
3. Определить содержание понятия «акцентуации характера»,
проанализировать основные подходы к их классификации;
4. Провести теоретический анализ соотношения агрессивных
реакций и акцентуаций характера у подростков;
5. Подобрать необходимые диагностические методы для эмпирического исследования соотношения агрессивных реакций и акцентуаций характера подростков;
6. Установить соотношение аутоагрессии агрессивных реакций и акцентуаций характера у подростков
Методы исследования:
1. Теоретический (анализ психолого-педагогической литературы);
2. Эмпирический (тестирование: «Методика диагностики состояния агрессивности» А. Басса и А. Дарки [60], «Методика диагностики акцентуаций характера» Г. Шмишека [35]; Опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильин [23].).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов исследования:
1. метод анализа научно-теоретических источников;
2. метод тестов;
3. статистические методы (корреляционный анализ).
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в педагогической практике в процессе психологического сопровождения несовершеннолетних со склонностями к агрессии.
Прикладное значение состоит в подборе упражнений и разработке занятий по профилактике аутоагрессии у подростков, что вносит свой вклад в содержание психологического сопровождения подростков и дополняет систему профилактической работы по коррекции аутоагрессии подростков.
Результаты данного исследования могут быть полезны практическим психологам и педагогическим работникам при организации профилактических мероприятий с подростками.
В структуру работы входит введение; две главы: теоретическое и эмпирическое исследование соотношения акцентуаций характера и агрессивных реакций подростков, каждая глава включает три параграфа; заключение; список использованной литературы в количестве 62; приложения в количестве 9; таблицы в количестве 5 и рисунки в количестве 1.
Представленная работа не исчерпывает полностью проблему изучения психологических особенностей агрессии подростков. Перспективы дальнейшей работы по теме заключаются в разработке системы индивидуальной коррекционной работы с подростками, склонными к агрессивному поведению в силу определенного типа акцентуации характера. Полученные результаты исследования позволят разработать методические рекомендации по взаимодействию с агрессивным подростком как для профилактики и снижения аутоагрессии, так для предупреждения подростковой агрессии.
В настоящее время детская и подростковая агрессия и родственные ей формы поведения являются важнейшими социальными, психологическими проблемами.
В ходе проведения теоретического анализа изученности проблемы подростковой агрессии в контексте акцентуации характера было выявлено: все ведущие подходы к исследованию феномена агрессии в обществе, представленные разными научными направлениями и школами, можно разделить на две большие группы: первая из включает биологические подходы, где агрессия - это фундаментальное свойство человека, основанное на витальных инстинктах. Вторая группа включает антропосоциогенные теории, основанные на утверждении социальных причин агрессии, обусловленных особенностями и способами взаимодействия индивидов в обществе. Агрессия представляет собой усвоенное человеческое поведение через образец, поэтому существенное значение здесь уделяется обучению и влиянию первичных посредников социализации, например, родителей, на обучение детей агрессивному поведению.
Проанализировав литературу, мы рассмотрели агрессивное поведение как поведение, которое формируется под воздействием социально-психологических факторов и придерживались следующего определения: агрессивное поведение - это прежде всего внешне выраженное действие, направленное против другого человека.
В нашем исследовании были изучены теоретические аспекты, связанные с такими понятиями как «агрессия», «аутоагрессия», «агрессивное поведение», рассмотрены теории, особенности проявления подростками агрессии и аутоагрессии в контексте акцентуаций характера.
Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей. Часто акцентуации характера дают толчок для формирования агрессивного поведения. Если знать тип акцентуации характера, то можно определить точки наименьшего сопротивления в характере и по возможности оберегать подростков от нежелательных социально-психологических воздействий, тогда появляется возможность предотвращения формирования агрессивного поведения. Психоиндивидуальные последствия агрессивного поведения многообразны: страх, стресс, тревожность, активное или пассивное сопротивление, враждебность, демотивация, депрессия, потеря самоуважения, насилие, убийство и суицид.
Важно изучать и анализировать черты характера, патохарактерологические особенности и особенности их проявлений. Все это поможет в разработке коррекционных программ и методик рекомендательного характера, а также накопленные знания в данной области необходимы в процессе воспитания, общения и развития человека. Данный вопрос актуален не только в психологии, он актуален для педагогики и иных гуманитарных наук.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют о том, что подростки 14-15 лет с педантичным и возбудимым типами акцентуации более склонны к проявлению аутоагрессии. По результатам проведенного исследования были подобраны упражнения для каждого типа акцентуации характера по проведению коррекционных занятий с подростками.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались определением исследовательских задач, планированием эмпирического исследования, использованием известных методик, репрезентативностью выборки, применением методов математической статистики в сочетании с качественным анализом и интерпретацией полученных данных. Статистическая обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью критерия Спирмена и корреляции Пирсона. Количественные данные обрабатывались в SPSS Statistics 23.0, «Excel 2016».
В ходе проведения практического исследования уровня агрессии подростков можно сделать вывод, что существует зависимость определенных типов агрессии подростков с определенными типами акцентуации характера, а именно: агрессию подростков 14-15 лет определяют возбудимый и педантичный типы акцентуации характера, агрессию подростков 16-17 лет определяет циклотимный тип акцентуации характера. Следовательно, поставленная цель ВКР - достигнута, гипотеза - подтверждена.