ПРОБЛЕМА ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ РАДИКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСЛАМЕ 12
1.1. Исторический обзор развития исламского радикализма 12
1.2. Идеологические концепции мусульманских философов и
фундаменталистов 20
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .... 30
2.1. Распространение идей исламского радикализма на территории
Северного Кавказа 30
2.2. Распространение идей радикального ислама на территории Поволжья. Современное положение радикального ислама на территории Российской Федерации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ РАДИКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСЛАМЕ 12
1.1. Исторический обзор развития исламского радикализма 12
1.2. Идеологические концепции мусульманских философов и
фундаменталистов 20
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .... 30
2.1. Распространение идей исламского радикализма на территории
Северного Кавказа 30
2.2. Распространение идей радикального ислама на территории Поволжья. Современное положение радикального ислама на территории Российской Федерации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Актуальность темы исследования. Российская Федерация переживает на сегодняшний день этап религиозного подъема ислама во многих регионах страны. В политический процесс активнее вторгается религия, которую некоторые политические силы могут использовать в качестве прикрытия на пути решения политических задач. В отдельных частях страны всё еще проявляется разрушительная деятельность радикального религиозного мировоззрения, проявляющаяся в поддержке запрещенных на территории Российской Федерации террористических и экстремистских организаций, распространению запрещенной литературы. Фактор исламского радикализма в жизни мусульманского населения делает необходимым и актуальным рассмотрение его с точки зрения религиоведческой науки.
В последние десятилетия мировая общественность все больше уделяет внимание проблеме борьбы с исламским радикализмом, а именно его идеологическим и практическим вариантами: экстремизмом и терроризмом. Российская Федерация не является исключением. Мусульмане составляют примерно 20 миллионов человек от общего числа россиян, а регионов, где ислам является превалирующей религией - 7. Наша страна уже сталкивалась и продолжает сталкиваться с проявлениями исламского радикализма, который воздействует на политические и социальные процессы внутри регионов и дестабилизирует ситуацию в отдельных частях страны. Распространение исламского радикализма на территории Российской Федерации вызвано несколькими внешнеполитическими и внутриполитическими факторами.
Первый из них говорит о том, что некоторые страны Ближнего Востока занимаются развитием и поддержанием радикально настроенных исламских сил. Создаются специальные мусульманские фонды по продвижению интересов запрещенных радикальных организаций на территории России. Так как в Российской Федерации проживает большое количество мусульман, многие из них, через иностранных проповедников приходят к идеологии радикального ислама.
Вторым фактором выступает глобализация российского пространства и интеграция со многими странами Ближнего Востока и Средней Азии. В процессе глобализации на территорию страны попадает множество мусульман, исповедующие самые различные религиозные взгляды, в том числе и радикальные. С каждым годом растет количество трудовых мигрантов из Центральной и Средней Азии, а их прошлое и связи с радикальными организациями никак не проявляются.
Третий фактор распространения исламского радикализма состоит в социально-политическом, экономическом кризисе, в котором находится Российская Федерация в 2021 году. Низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы, неясные возможности для социального роста на территории мусульманских республик Кавказа, вызывают во многих мусульманах сомнения в правильности действий федеральных и региональных властей. Многие из них ищут утешение в религии, чем и пользуются радикальные имамы. В большинстве регионов Северного Кавказа на 2021 год наблюдается избыточное количество населения, проживающих за чертой бедности (от 20 % и больше). Республики Северного Кавказа являются лидерами среди всех регионов Российской Федерации по уровню безработицы (свыше 12,3%), что говорит о большой социально-экономической проблеме данного региона. Большинство регионов Северного Кавказа являются дотационными и не могут наращивать свой экономический потенциал, что снижает уровень жизни и радикализирует население. Приведенная статистика говорит окризисных явлениях в федеральной и региональной политике России, что приводит к постоянной напряженности в Северном Кавказе и росте радикальных сил. Разумеется, что исламский радикализм является проблемой не только Северо-Кавказского Федерального Округа. Очаги исламского экстремизма появлялись и в мусульманских регионах Поволжья, Урала, пособники экстремистов задерживались и в неисламских регионах страны. Исламские радикальные силы по-своему интерпретируют Священное Писание мусульман, объясняя социально-политические реалии общества. Они предлагают свое видение на государственное устройство, заключающееся в создании Халифата, где все будет устроено на справедливых законах для каждого.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что исследование влияния идеологии исламского радикализма на российских мусульман и его религиозно-мировоззренческой доктрины является приоритетной задачей религиоведческой науки.
Актуальность темы состоит в необходимости анализа процесса исламской радикализации на территории Российской Федерации, истории появления и развития данного явления, методов, возможностей и средств по дестабилизации социально-политической обстановки в современной Российской Федерации.
Особая значимость видится в вопросах формирования методов противодействия распространению исламского радикализма, выработка стратегий, формирование логики взаимоотношения с регионами, где превалирует мусульманское население.
Таким образом, исследование проблемы влияния исламского радикализма на современную Россию, причин возникновения, идеологии и практик различных экстремистских организаций, представляется особо актуальной задачей в настоящее время.
Степень изученности темы. Первые фундаментальные научные труды, посвященные проблеме возникновения и распространения исламского радикального мировоззрения, появились за рубежом. Во многом это обусловлено длительным взаимодействием с исламским миром и отсутствием идеологического давления при выработке научных позиций по затрагиваемой проблематике.
Ряд зарубежных работ появились на фоне деятельности национально-освободительных движений в мусульманских странах 1960-1980 годов. Работы Д. Эйкельмана, Ж. Кепеля, посвящены рассмотрению процессов радикализации исламского общества на фоне революционных событий в Иране. Труды Н. Кедди анализируют внутриполитическую деятельность радикальных исламских организаций после прихода к власти. Научные работы Б. Льюиса изучают политические и религиозные взгляды радикальных идеологов ислама и показывают причины радикализации исламского населения на фоне их деятельности.
Большой спрос на изучение проблемы влияния исламского радикализма в контексте экстремизма и терроризма было вызвано событиями сентября 2001 года. На фоне этих событий формируются и новые научные проблемы. Б.Ганор пишет о методиках противостояния терроризму и радикальному исламскому мировоззрению. Б. Хоффман затрагивал проблему радикализации населения в Ираке и Иране, выделяя внутриполитические и внешнеполитические факторы .
Проблему развития политического ислама и последующую радикализацию религиозных взглядов рассматривал Дж. Эспозито. Он также ввел понятие исламский фундаментализм. О. Руа затронул проблему генеалогии ислама, где проанализировал развитие радикальных взглядов на протяжении всего существования ислама.
У России также имеется большой опыт во взаимодействии с исламским миром, но в советское время, о любой другой идеологии на территории страны, кроме как коммунистической, говорить было не принято. В Советском Союзе и Российской Федерации сформировалась сильная школа исламоведения. Советская историография рассматривала развитие ислама, его течений на территории Ближнего Востока. Проблематика фундаментального и радикального ислама стала в большей степени интересовать советских историков после событий исламской революции и фундаментальные исследования в этой области провели А. Игнатенко, А. Малашенко, выделив факторы, этапы развития исламской революции, а также выделили причины радикализации мусульманского населения.
И. Добаев внес большой вклад в исследование современных движений фундаменталистов в исламе, их доктринальные и практические установки на примере египетской религиозно-политической партии «Братьев- мусульман» .
Политические и социальные причины возникновения исламского радикализма на территории Российской Федерации рассмотрены в трудах Е. Примакова, Р. Ланды. Концепции джихада анализируются в статьях М. Крысина.
Религиозным причинам возникновения исламского радикализма посвящены ряд исследований российских ученых М. Рабаджинова и М. Койчулукова.
В работах российских и зарубежных ученых отражаются различные позиции осмысления явления исламского радикализма. Однако, комплексных исследований, посвященных причинам возникновения и распространению исламского радикализма на территории современной Российской Федерации достаточно мало. Недостаточно рассмотрены идеологические аспекты, средства и методы, возможности деструктивного влияния радикальных исламских организаций на современное российское общество.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение развития идеологии современного исламского радикализма в контексте методов дестабилизации политической ситуации в России.
Задачи исследования выпускной квалификационной работы заключаются в следующем;
раскрыть причины, истоки и предпосылоки появления в России исламского радикализма;
Проанализировать взаимосвязь между исламизацией региона и роста в нем радикальных настроений;
Рассмотреть происходящие события, связанные с ростом уровня радикального ислама в истории современной России.
Изучить историю становления радикализма в мировой парадигме и взаимосвязи его с современным радикализмом.
Объектом исследования выступает исламский радикализм как феномен современной социально-политической ситуации.
Предметом исследования являются тенденции развития исламского радикализма как фактора дестабилизации социально-политической ситуации в Российской Федерации.
Методология и методы исследования. Выпускная квалификационная работа базируется на принципах системного подхода. Объективной стороной данного подхода выступает возможность рассмотрения ислама, мусульманского общества, государственных законов с точки зрения системы. Радикальная идеология ислама является подсистемой или элементом крупной системы, которой представляет себя мусульманская религия.
В исследовании представлены общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования, среди которых наблюдение, сравнение, конкретизация и абстрагирование, анализ и синтез.
В исследовании использовались специальные методы исследования. Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть функции и свойства такого явления, как радикальный исламизм. Данный метод позволяет показать причинно-следственные связи возникновения и становления радикальной идеологии ислама на территории Российской Федерации.
Историко-сравнительный метод помог выявить общие тенденции в развитии радикального ислама на территории Российской Федерации и в мировом опыте.
Структурно-функциональный анализ помогает проанализировать сходства и различия в проявлении исламского радикализма во многих регионах РФ, так как социальные условия, политическая власть и состав населения во многих субъектах федерации разный.
Неотъемлемой частью исследования является метод абстрагирования, с помощью которого были проанализированы российские медиаресурсы на предмет упоминания инцидентов, связанных с проявлением и развитием радикального исламизма, а также его влияния на современную Российскую Федерацию.
Данные методы позволяют наиболее объективно и полно отразить проблематику влияния исламского радикализма в современной России.
Источниковая база. Настоящее исследование базируется на широком источниковедческом материале.
Первой группой источников являются документы, представляющие нормативно-правовую базу Российской Федерации и отражающие регулирование религиозной сферы российского общества. Такими правовыми актами являются: Конституция РФ от 12.12.1993 года, Федеральный закон от 27.05.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании ряда организаций террористическими и иные нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность радикальных организаций на территории Российской Федерации.
Для рассмотрения некоторых аспектов исламского экстремизма были использовании материалы выступлений и трудов различных мусульманских идеологов, таких как, Х. Аль-Банны, С. Кутба, А. Мадуди.
Для анализа распространения и влияния исламского радикализма среди мусульманского населения России в выпускной квалификационной работе используются материалы периодической печати, новостных интернет- порталов, которые позволили отследить различные этапы в развитии радикальной идеологии на территории России.
Научная новизна исследования. Научная работа обобщает ранее накопленный материал относительно событий, связанных с радикальным исламом в новейшей истории России, а также позволяет рассмотреть с новых позиций относительно недавние события, которые напрямую связаны с радикальным исламом.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Отдельные положения исследования могут применяться при дальнейшем изучении проблемы исламского радикализма и влиянии исламского фактора на современное российское общество органами государственной власти при разработке политики противодействия исламскому экстремизму. Материалы исследования могут быть применены для анализа и прогнозирования социально-политических процессов в регионах компактного проживания мусульманского населения.
Территориальные рамки исследования включают в себя территориальные образования Северного Кавказа и Поволжья и Западной Сибири.
Хронологические рамки исследования датируются 1991-2021 годами. Нижняя граница исследования включает в себя годы после распада Советского Союза и создания Российской Федерации, национальными республиками в ее составе. В данный период происходит активное проникновение исламской радикальной идеологии на территорию страны. На этот период приходятся крупные межэтнические и межрелигиозные конфликты, осложненные радикальным исламом. Верхней границей исследования является современное положение исламской радикальной идеологии на территории Российской Федерации.
Апробация работы. Материалы работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
В последние десятилетия мировая общественность все больше уделяет внимание проблеме борьбы с исламским радикализмом, а именно его идеологическим и практическим вариантами: экстремизмом и терроризмом. Российская Федерация не является исключением. Мусульмане составляют примерно 20 миллионов человек от общего числа россиян, а регионов, где ислам является превалирующей религией - 7. Наша страна уже сталкивалась и продолжает сталкиваться с проявлениями исламского радикализма, который воздействует на политические и социальные процессы внутри регионов и дестабилизирует ситуацию в отдельных частях страны. Распространение исламского радикализма на территории Российской Федерации вызвано несколькими внешнеполитическими и внутриполитическими факторами.
Первый из них говорит о том, что некоторые страны Ближнего Востока занимаются развитием и поддержанием радикально настроенных исламских сил. Создаются специальные мусульманские фонды по продвижению интересов запрещенных радикальных организаций на территории России. Так как в Российской Федерации проживает большое количество мусульман, многие из них, через иностранных проповедников приходят к идеологии радикального ислама.
Вторым фактором выступает глобализация российского пространства и интеграция со многими странами Ближнего Востока и Средней Азии. В процессе глобализации на территорию страны попадает множество мусульман, исповедующие самые различные религиозные взгляды, в том числе и радикальные. С каждым годом растет количество трудовых мигрантов из Центральной и Средней Азии, а их прошлое и связи с радикальными организациями никак не проявляются.
Третий фактор распространения исламского радикализма состоит в социально-политическом, экономическом кризисе, в котором находится Российская Федерация в 2021 году. Низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы, неясные возможности для социального роста на территории мусульманских республик Кавказа, вызывают во многих мусульманах сомнения в правильности действий федеральных и региональных властей. Многие из них ищут утешение в религии, чем и пользуются радикальные имамы. В большинстве регионов Северного Кавказа на 2021 год наблюдается избыточное количество населения, проживающих за чертой бедности (от 20 % и больше). Республики Северного Кавказа являются лидерами среди всех регионов Российской Федерации по уровню безработицы (свыше 12,3%), что говорит о большой социально-экономической проблеме данного региона. Большинство регионов Северного Кавказа являются дотационными и не могут наращивать свой экономический потенциал, что снижает уровень жизни и радикализирует население. Приведенная статистика говорит окризисных явлениях в федеральной и региональной политике России, что приводит к постоянной напряженности в Северном Кавказе и росте радикальных сил. Разумеется, что исламский радикализм является проблемой не только Северо-Кавказского Федерального Округа. Очаги исламского экстремизма появлялись и в мусульманских регионах Поволжья, Урала, пособники экстремистов задерживались и в неисламских регионах страны. Исламские радикальные силы по-своему интерпретируют Священное Писание мусульман, объясняя социально-политические реалии общества. Они предлагают свое видение на государственное устройство, заключающееся в создании Халифата, где все будет устроено на справедливых законах для каждого.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что исследование влияния идеологии исламского радикализма на российских мусульман и его религиозно-мировоззренческой доктрины является приоритетной задачей религиоведческой науки.
Актуальность темы состоит в необходимости анализа процесса исламской радикализации на территории Российской Федерации, истории появления и развития данного явления, методов, возможностей и средств по дестабилизации социально-политической обстановки в современной Российской Федерации.
Особая значимость видится в вопросах формирования методов противодействия распространению исламского радикализма, выработка стратегий, формирование логики взаимоотношения с регионами, где превалирует мусульманское население.
Таким образом, исследование проблемы влияния исламского радикализма на современную Россию, причин возникновения, идеологии и практик различных экстремистских организаций, представляется особо актуальной задачей в настоящее время.
Степень изученности темы. Первые фундаментальные научные труды, посвященные проблеме возникновения и распространения исламского радикального мировоззрения, появились за рубежом. Во многом это обусловлено длительным взаимодействием с исламским миром и отсутствием идеологического давления при выработке научных позиций по затрагиваемой проблематике.
Ряд зарубежных работ появились на фоне деятельности национально-освободительных движений в мусульманских странах 1960-1980 годов. Работы Д. Эйкельмана, Ж. Кепеля, посвящены рассмотрению процессов радикализации исламского общества на фоне революционных событий в Иране. Труды Н. Кедди анализируют внутриполитическую деятельность радикальных исламских организаций после прихода к власти. Научные работы Б. Льюиса изучают политические и религиозные взгляды радикальных идеологов ислама и показывают причины радикализации исламского населения на фоне их деятельности.
Большой спрос на изучение проблемы влияния исламского радикализма в контексте экстремизма и терроризма было вызвано событиями сентября 2001 года. На фоне этих событий формируются и новые научные проблемы. Б.Ганор пишет о методиках противостояния терроризму и радикальному исламскому мировоззрению. Б. Хоффман затрагивал проблему радикализации населения в Ираке и Иране, выделяя внутриполитические и внешнеполитические факторы .
Проблему развития политического ислама и последующую радикализацию религиозных взглядов рассматривал Дж. Эспозито. Он также ввел понятие исламский фундаментализм. О. Руа затронул проблему генеалогии ислама, где проанализировал развитие радикальных взглядов на протяжении всего существования ислама.
У России также имеется большой опыт во взаимодействии с исламским миром, но в советское время, о любой другой идеологии на территории страны, кроме как коммунистической, говорить было не принято. В Советском Союзе и Российской Федерации сформировалась сильная школа исламоведения. Советская историография рассматривала развитие ислама, его течений на территории Ближнего Востока. Проблематика фундаментального и радикального ислама стала в большей степени интересовать советских историков после событий исламской революции и фундаментальные исследования в этой области провели А. Игнатенко, А. Малашенко, выделив факторы, этапы развития исламской революции, а также выделили причины радикализации мусульманского населения.
И. Добаев внес большой вклад в исследование современных движений фундаменталистов в исламе, их доктринальные и практические установки на примере египетской религиозно-политической партии «Братьев- мусульман» .
Политические и социальные причины возникновения исламского радикализма на территории Российской Федерации рассмотрены в трудах Е. Примакова, Р. Ланды. Концепции джихада анализируются в статьях М. Крысина.
Религиозным причинам возникновения исламского радикализма посвящены ряд исследований российских ученых М. Рабаджинова и М. Койчулукова.
В работах российских и зарубежных ученых отражаются различные позиции осмысления явления исламского радикализма. Однако, комплексных исследований, посвященных причинам возникновения и распространению исламского радикализма на территории современной Российской Федерации достаточно мало. Недостаточно рассмотрены идеологические аспекты, средства и методы, возможности деструктивного влияния радикальных исламских организаций на современное российское общество.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение развития идеологии современного исламского радикализма в контексте методов дестабилизации политической ситуации в России.
Задачи исследования выпускной квалификационной работы заключаются в следующем;
раскрыть причины, истоки и предпосылоки появления в России исламского радикализма;
Проанализировать взаимосвязь между исламизацией региона и роста в нем радикальных настроений;
Рассмотреть происходящие события, связанные с ростом уровня радикального ислама в истории современной России.
Изучить историю становления радикализма в мировой парадигме и взаимосвязи его с современным радикализмом.
Объектом исследования выступает исламский радикализм как феномен современной социально-политической ситуации.
Предметом исследования являются тенденции развития исламского радикализма как фактора дестабилизации социально-политической ситуации в Российской Федерации.
Методология и методы исследования. Выпускная квалификационная работа базируется на принципах системного подхода. Объективной стороной данного подхода выступает возможность рассмотрения ислама, мусульманского общества, государственных законов с точки зрения системы. Радикальная идеология ислама является подсистемой или элементом крупной системы, которой представляет себя мусульманская религия.
В исследовании представлены общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования, среди которых наблюдение, сравнение, конкретизация и абстрагирование, анализ и синтез.
В исследовании использовались специальные методы исследования. Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть функции и свойства такого явления, как радикальный исламизм. Данный метод позволяет показать причинно-следственные связи возникновения и становления радикальной идеологии ислама на территории Российской Федерации.
Историко-сравнительный метод помог выявить общие тенденции в развитии радикального ислама на территории Российской Федерации и в мировом опыте.
Структурно-функциональный анализ помогает проанализировать сходства и различия в проявлении исламского радикализма во многих регионах РФ, так как социальные условия, политическая власть и состав населения во многих субъектах федерации разный.
Неотъемлемой частью исследования является метод абстрагирования, с помощью которого были проанализированы российские медиаресурсы на предмет упоминания инцидентов, связанных с проявлением и развитием радикального исламизма, а также его влияния на современную Российскую Федерацию.
Данные методы позволяют наиболее объективно и полно отразить проблематику влияния исламского радикализма в современной России.
Источниковая база. Настоящее исследование базируется на широком источниковедческом материале.
Первой группой источников являются документы, представляющие нормативно-правовую базу Российской Федерации и отражающие регулирование религиозной сферы российского общества. Такими правовыми актами являются: Конституция РФ от 12.12.1993 года, Федеральный закон от 27.05.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании ряда организаций террористическими и иные нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность радикальных организаций на территории Российской Федерации.
Для рассмотрения некоторых аспектов исламского экстремизма были использовании материалы выступлений и трудов различных мусульманских идеологов, таких как, Х. Аль-Банны, С. Кутба, А. Мадуди.
Для анализа распространения и влияния исламского радикализма среди мусульманского населения России в выпускной квалификационной работе используются материалы периодической печати, новостных интернет- порталов, которые позволили отследить различные этапы в развитии радикальной идеологии на территории России.
Научная новизна исследования. Научная работа обобщает ранее накопленный материал относительно событий, связанных с радикальным исламом в новейшей истории России, а также позволяет рассмотреть с новых позиций относительно недавние события, которые напрямую связаны с радикальным исламом.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Отдельные положения исследования могут применяться при дальнейшем изучении проблемы исламского радикализма и влиянии исламского фактора на современное российское общество органами государственной власти при разработке политики противодействия исламскому экстремизму. Материалы исследования могут быть применены для анализа и прогнозирования социально-политических процессов в регионах компактного проживания мусульманского населения.
Территориальные рамки исследования включают в себя территориальные образования Северного Кавказа и Поволжья и Западной Сибири.
Хронологические рамки исследования датируются 1991-2021 годами. Нижняя граница исследования включает в себя годы после распада Советского Союза и создания Российской Федерации, национальными республиками в ее составе. В данный период происходит активное проникновение исламской радикальной идеологии на территорию страны. На этот период приходятся крупные межэтнические и межрелигиозные конфликты, осложненные радикальным исламом. Верхней границей исследования является современное положение исламской радикальной идеологии на территории Российской Федерации.
Апробация работы. Материалы работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Анализируя проблему распространения исламского радикального мировоззрения в мусульманской среде и влияние его на национальную безопасность нашей страны, нельзя не учитывать некоторые особенности российской действительности. Наша страна находится в достаточно длительном и неразрешенном экономическом кризисе, из-за чего возникает большая социальная дифференциация общества и потеря любой общенациональной идеи, что порождает низкие уровень жизни, образования и приводит к росту влияния радикальных и экстремистских идей.
В результате происходящего, у пропагандистов экстремистских идей появляются новые аргументы, в основном, экономического характера. Прежде всего, несменяемость региональных и федеральных политических элит не приводят экономику к значительному экономическому росту, наоборот, к застою и стагнации, от чего и страдает обычное население.
Это порождает ощутимый рост цен на все общественные блага, растет безработица, отчего повышается уровень криминогенной обстановки. Условия ограниченности экономических и материальных ресурсов порождают рост социальной катастрофы.
Большое значение в современном российском государстве приобретает рост социальных противоречий. Общество слишком дифференцировано по имущественному признаку, в стране практически не сформирован средний класс, который несет собой стабильность в любом государстве. Разделение общества на бедных и богатых всегда порождает социальные катаклизмы и рост радикальных настроений.
Российская Федерация представляет собой многонациональную и многоконфессиональную страну. Разумеется, что в такой связи невозможно отсутствие конфликтов на почве национализма, религиозного экстремизма. У государства имеются средства, направленные на борьбу с данными явлениями, но чаще всего, самыми эффективными из них являются статьи уголовного и административного кодекса, которые устраняют лишь последствия этих проблем, а не причины. Последствия углубления противоречий могут быть поистине ужасными: вооруженными столкновениями, формирование напряженности в регионах, угрозы сепаратизма. Разумеется, что государство пытается бороться с данными угрозами, на данный момент все меньше и меньше происходит террористических актов, межнациональной розни и конфликтов, в сравнении с 1990-2000-ми годами.
Еще одной достаточно большой проблемой являются политические противоречия в действиях федеральных и региональных властей. Они представляют собой нарушения демократических принципов, которые несовместимы с реальными действиями властей, а также огромной пропастью в культурном и экономическом плане между центром и регионами.
Обозначенные противоречия в государственном устройстве уменьшают возможности государства по противостоянию радикальным и экстремистским идеям. Эти противоречия ускоряют распад ценностной структуры общества и распаду культурных и исторических традиций России. Этими обстоятельствами пользуются и адепты радикального ислама, которые распространяют идеи об идеальном мусульманском мироустройстве, где будет построено равное и справедливое общество на основах мусульманской этики и права. Эти идеи, находят отклик у определенной части населения, в основном, разочарованной в реальном политическом и социальном устройстве общества.
На территории Российской Федерации проживает около 19 миллионов человек, исповедующих ислам разных течений и толков, исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста. Большая территория страны и протяженность ее границ должна ставить повестку во внутренней политике по выработке вопроса, который бы позволял мусульманам чувствовать и ощущать себя гражданами единой страны. Российская Федерация большой протяженностью своей территории соприкасается с исламским миром, который и привносит идеи радикального ислама на территорию страны, поэтому, для Российской Федерации особое значение имеет непосредственное участие в экономической и социальной жизни этих стран, многопланового сотрудничества с правительствами бывших союзных республик. Россия должна быть заинтересована в подъеме уровня жизни и демократии, как на собственной территории, так и на территории стран исламского мира. Подобные шаги позволят снять множество противоречивых вопросов, в числе которых бесконтрольная миграция из-за низкого уровня жизни и экспорта радикального мировоззрения, по причине миграции.
Самым важным условием в борьбе с радикальным исламским мировоззрением является планомерное развитие экономики, идей гражданского общества и правового государства на территории всей Российской Федерации, преодоление разрыва между центром и регионами, чтобы результатами этой деятельности смог пользоваться каждый гражданин, не смотря на его национальностью и религию.
Важнейшей частью изучения влияния радикального ислама на современную Россию является знакомство с мировым опытом борьбы и становления данного явления. В исследовании были затронуты основные исламские радикальные концепции, а также работы идеологов, которые разрабатывали радикальные идеи. Изучая исторические события и современную геополитическую обстановку можно спрогнозировать тенденции, по которым радикальный ислам будет развиваться на территории России.
Важным выводом исследования стало выявление прямой взаимосвязи между уровнем жизни региона и ростом в нем радикальных исламских настроений. В настоящее время радикальный ислам сохранился на территории Северного Кавказа и проявляется в некоторых регионах Сибири. Во многом это связано с ухудшением экономической и социальной обстановке регионов, большом отрыве доходов федерального центра и 59
регионов. Повышение уровня жизни в исламизированных регионах снижает градус напряженности. Таким регионом выступает нынешняя Республика Татарстан, где еще в 1990-х и 2000-х годах существовала большая социальная напряженность, вызванная радикальными исламскими силами.
В целом, на территории Российской Федерации наблюдается снижение радикальных исламских настроений. Об этом говорит и статистика преступлений. В январе и феврале 2022 года произошло 302 преступления террористического характера, согласно данным МВД. В аналогичный период 2021 года таких преступлений насчитывалось 362, что говорит о достаточно серьезном уменьшении. Преступления экстремистского характера остаются на прежнем уровне. При этом, все еще существуют точки напряженности на Северном Кавказе, где функционируют серьезные армейские силы и части Федеральных Служб Безопасности
В результате происходящего, у пропагандистов экстремистских идей появляются новые аргументы, в основном, экономического характера. Прежде всего, несменяемость региональных и федеральных политических элит не приводят экономику к значительному экономическому росту, наоборот, к застою и стагнации, от чего и страдает обычное население.
Это порождает ощутимый рост цен на все общественные блага, растет безработица, отчего повышается уровень криминогенной обстановки. Условия ограниченности экономических и материальных ресурсов порождают рост социальной катастрофы.
Большое значение в современном российском государстве приобретает рост социальных противоречий. Общество слишком дифференцировано по имущественному признаку, в стране практически не сформирован средний класс, который несет собой стабильность в любом государстве. Разделение общества на бедных и богатых всегда порождает социальные катаклизмы и рост радикальных настроений.
Российская Федерация представляет собой многонациональную и многоконфессиональную страну. Разумеется, что в такой связи невозможно отсутствие конфликтов на почве национализма, религиозного экстремизма. У государства имеются средства, направленные на борьбу с данными явлениями, но чаще всего, самыми эффективными из них являются статьи уголовного и административного кодекса, которые устраняют лишь последствия этих проблем, а не причины. Последствия углубления противоречий могут быть поистине ужасными: вооруженными столкновениями, формирование напряженности в регионах, угрозы сепаратизма. Разумеется, что государство пытается бороться с данными угрозами, на данный момент все меньше и меньше происходит террористических актов, межнациональной розни и конфликтов, в сравнении с 1990-2000-ми годами.
Еще одной достаточно большой проблемой являются политические противоречия в действиях федеральных и региональных властей. Они представляют собой нарушения демократических принципов, которые несовместимы с реальными действиями властей, а также огромной пропастью в культурном и экономическом плане между центром и регионами.
Обозначенные противоречия в государственном устройстве уменьшают возможности государства по противостоянию радикальным и экстремистским идеям. Эти противоречия ускоряют распад ценностной структуры общества и распаду культурных и исторических традиций России. Этими обстоятельствами пользуются и адепты радикального ислама, которые распространяют идеи об идеальном мусульманском мироустройстве, где будет построено равное и справедливое общество на основах мусульманской этики и права. Эти идеи, находят отклик у определенной части населения, в основном, разочарованной в реальном политическом и социальном устройстве общества.
На территории Российской Федерации проживает около 19 миллионов человек, исповедующих ислам разных течений и толков, исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста. Большая территория страны и протяженность ее границ должна ставить повестку во внутренней политике по выработке вопроса, который бы позволял мусульманам чувствовать и ощущать себя гражданами единой страны. Российская Федерация большой протяженностью своей территории соприкасается с исламским миром, который и привносит идеи радикального ислама на территорию страны, поэтому, для Российской Федерации особое значение имеет непосредственное участие в экономической и социальной жизни этих стран, многопланового сотрудничества с правительствами бывших союзных республик. Россия должна быть заинтересована в подъеме уровня жизни и демократии, как на собственной территории, так и на территории стран исламского мира. Подобные шаги позволят снять множество противоречивых вопросов, в числе которых бесконтрольная миграция из-за низкого уровня жизни и экспорта радикального мировоззрения, по причине миграции.
Самым важным условием в борьбе с радикальным исламским мировоззрением является планомерное развитие экономики, идей гражданского общества и правового государства на территории всей Российской Федерации, преодоление разрыва между центром и регионами, чтобы результатами этой деятельности смог пользоваться каждый гражданин, не смотря на его национальностью и религию.
Важнейшей частью изучения влияния радикального ислама на современную Россию является знакомство с мировым опытом борьбы и становления данного явления. В исследовании были затронуты основные исламские радикальные концепции, а также работы идеологов, которые разрабатывали радикальные идеи. Изучая исторические события и современную геополитическую обстановку можно спрогнозировать тенденции, по которым радикальный ислам будет развиваться на территории России.
Важным выводом исследования стало выявление прямой взаимосвязи между уровнем жизни региона и ростом в нем радикальных исламских настроений. В настоящее время радикальный ислам сохранился на территории Северного Кавказа и проявляется в некоторых регионах Сибири. Во многом это связано с ухудшением экономической и социальной обстановке регионов, большом отрыве доходов федерального центра и 59
регионов. Повышение уровня жизни в исламизированных регионах снижает градус напряженности. Таким регионом выступает нынешняя Республика Татарстан, где еще в 1990-х и 2000-х годах существовала большая социальная напряженность, вызванная радикальными исламскими силами.
В целом, на территории Российской Федерации наблюдается снижение радикальных исламских настроений. Об этом говорит и статистика преступлений. В январе и феврале 2022 года произошло 302 преступления террористического характера, согласно данным МВД. В аналогичный период 2021 года таких преступлений насчитывалось 362, что говорит о достаточно серьезном уменьшении. Преступления экстремистского характера остаются на прежнем уровне. При этом, все еще существуют точки напряженности на Северном Кавказе, где функционируют серьезные армейские силы и части Федеральных Служб Безопасности
Подобные работы
- Исламский радикализм как фактор влияния на кризисные процессы в ближневосточном регионе
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА И РАДИКАЛИЗМА В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИДЕИ «ПОЛИТИЧЕСКОГО ИСЛАМА» В XX-XXI ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социокультурные факторы, влияющие на восприятие исламских радикальных идей россиянами
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Возрождение ислама в современной России (Кемеровский Государственный Университет)
Контрольные работы, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Влияние исламского фактора на внешнеполитический курс России в пространстве СНГ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018



