Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №89044

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ РАДИКАЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В ИСЛАМЕ 12
1.1. Исторический обзор развития исламского радикализма 12
1.2. Идеологические концепции мусульманских философов и
фундаменталистов 20
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .... 30
2.1. Распространение идей исламского радикализма на территории
Северного Кавказа 30
2.2. Распространение идей радикального ислама на территории Поволжья. Современное положение радикального ислама на территории Российской Федерации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Актуальность темы исследования. Российская Федерация переживает на сегодняшний день этап религиозного подъема ислама во многих регионах страны. В политический процесс активнее вторгается религия, которую некоторые политические силы могут использовать в качестве прикрытия на пути решения политических задач. В отдельных частях страны всё еще проявляется разрушительная деятельность радикального религиозного мировоззрения, проявляющаяся в поддержке запрещенных на территории Российской Федерации террористических и экстремистских организаций, распространению запрещенной литературы. Фактор исламского радикализма в жизни мусульманского населения делает необходимым и актуальным рассмотрение его с точки зрения религиоведческой науки.
В последние десятилетия мировая общественность все больше уделяет внимание проблеме борьбы с исламским радикализмом, а именно его идеологическим и практическим вариантами: экстремизмом и терроризмом. Российская Федерация не является исключением. Мусульмане составляют примерно 20 миллионов человек от общего числа россиян, а регионов, где ислам является превалирующей религией - 7. Наша страна уже сталкивалась и продолжает сталкиваться с проявлениями исламского радикализма, который воздействует на политические и социальные процессы внутри регионов и дестабилизирует ситуацию в отдельных частях страны. Распространение исламского радикализма на территории Российской Федерации вызвано несколькими внешнеполитическими и внутриполитическими факторами.
Первый из них говорит о том, что некоторые страны Ближнего Востока занимаются развитием и поддержанием радикально настроенных исламских сил. Создаются специальные мусульманские фонды по продвижению интересов запрещенных радикальных организаций на территории России. Так как в Российской Федерации проживает большое количество мусульман, многие из них, через иностранных проповедников приходят к идеологии радикального ислама.
Вторым фактором выступает глобализация российского пространства и интеграция со многими странами Ближнего Востока и Средней Азии. В процессе глобализации на территорию страны попадает множество мусульман, исповедующие самые различные религиозные взгляды, в том числе и радикальные. С каждым годом растет количество трудовых мигрантов из Центральной и Средней Азии, а их прошлое и связи с радикальными организациями никак не проявляются.
Третий фактор распространения исламского радикализма состоит в социально-политическом, экономическом кризисе, в котором находится Российская Федерация в 2021 году. Низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы, неясные возможности для социального роста на территории мусульманских республик Кавказа, вызывают во многих мусульманах сомнения в правильности действий федеральных и региональных властей. Многие из них ищут утешение в религии, чем и пользуются радикальные имамы. В большинстве регионов Северного Кавказа на 2021 год наблюдается избыточное количество населения, проживающих за чертой бедности (от 20 % и больше). Республики Северного Кавказа являются лидерами среди всех регионов Российской Федерации по уровню безработицы (свыше 12,3%), что говорит о большой социально-экономической проблеме данного региона. Большинство регионов Северного Кавказа являются дотационными и не могут наращивать свой экономический потенциал, что снижает уровень жизни и радикализирует население. Приведенная статистика говорит окризисных явлениях в федеральной и региональной политике России, что приводит к постоянной напряженности в Северном Кавказе и росте радикальных сил. Разумеется, что исламский радикализм является проблемой не только Северо-Кавказского Федерального Округа. Очаги исламского экстремизма появлялись и в мусульманских регионах Поволжья, Урала, пособники экстремистов задерживались и в неисламских регионах страны. Исламские радикальные силы по-своему интерпретируют Священное Писание мусульман, объясняя социально-политические реалии общества. Они предлагают свое видение на государственное устройство, заключающееся в создании Халифата, где все будет устроено на справедливых законах для каждого.
Все эти факторы свидетельствуют о том, что исследование влияния идеологии исламского радикализма на российских мусульман и его религиозно-мировоззренческой доктрины является приоритетной задачей религиоведческой науки.
Актуальность темы состоит в необходимости анализа процесса исламской радикализации на территории Российской Федерации, истории появления и развития данного явления, методов, возможностей и средств по дестабилизации социально-политической обстановки в современной Российской Федерации.
Особая значимость видится в вопросах формирования методов противодействия распространению исламского радикализма, выработка стратегий, формирование логики взаимоотношения с регионами, где превалирует мусульманское население.
Таким образом, исследование проблемы влияния исламского радикализма на современную Россию, причин возникновения, идеологии и практик различных экстремистских организаций, представляется особо актуальной задачей в настоящее время.
Степень изученности темы. Первые фундаментальные научные труды, посвященные проблеме возникновения и распространения исламского радикального мировоззрения, появились за рубежом. Во многом это обусловлено длительным взаимодействием с исламским миром и отсутствием идеологического давления при выработке научных позиций по затрагиваемой проблематике.
Ряд зарубежных работ появились на фоне деятельности национально-освободительных движений в мусульманских странах 1960-1980 годов. Работы Д. Эйкельмана, Ж. Кепеля, посвящены рассмотрению процессов радикализации исламского общества на фоне революционных событий в Иране. Труды Н. Кедди анализируют внутриполитическую деятельность радикальных исламских организаций после прихода к власти. Научные работы Б. Льюиса изучают политические и религиозные взгляды радикальных идеологов ислама и показывают причины радикализации исламского населения на фоне их деятельности.
Большой спрос на изучение проблемы влияния исламского радикализма в контексте экстремизма и терроризма было вызвано событиями сентября 2001 года. На фоне этих событий формируются и новые научные проблемы. Б.Ганор пишет о методиках противостояния терроризму и радикальному исламскому мировоззрению. Б. Хоффман затрагивал проблему радикализации населения в Ираке и Иране, выделяя внутриполитические и внешнеполитические факторы .
Проблему развития политического ислама и последующую радикализацию религиозных взглядов рассматривал Дж. Эспозито. Он также ввел понятие исламский фундаментализм. О. Руа затронул проблему генеалогии ислама, где проанализировал развитие радикальных взглядов на протяжении всего существования ислама.
У России также имеется большой опыт во взаимодействии с исламским миром, но в советское время, о любой другой идеологии на территории страны, кроме как коммунистической, говорить было не принято. В Советском Союзе и Российской Федерации сформировалась сильная школа исламоведения. Советская историография рассматривала развитие ислама, его течений на территории Ближнего Востока. Проблематика фундаментального и радикального ислама стала в большей степени интересовать советских историков после событий исламской революции и фундаментальные исследования в этой области провели А. Игнатенко, А. Малашенко, выделив факторы, этапы развития исламской революции, а также выделили причины радикализации мусульманского населения.
И. Добаев внес большой вклад в исследование современных движений фундаменталистов в исламе, их доктринальные и практические установки на примере египетской религиозно-политической партии «Братьев- мусульман» .
Политические и социальные причины возникновения исламского радикализма на территории Российской Федерации рассмотрены в трудах Е. Примакова, Р. Ланды. Концепции джихада анализируются в статьях М. Крысина.
Религиозным причинам возникновения исламского радикализма посвящены ряд исследований российских ученых М. Рабаджинова и М. Койчулукова.
В работах российских и зарубежных ученых отражаются различные позиции осмысления явления исламского радикализма. Однако, комплексных исследований, посвященных причинам возникновения и распространению исламского радикализма на территории современной Российской Федерации достаточно мало. Недостаточно рассмотрены идеологические аспекты, средства и методы, возможности деструктивного влияния радикальных исламских организаций на современное российское общество.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение развития идеологии современного исламского радикализма в контексте методов дестабилизации политической ситуации в России.
Задачи исследования выпускной квалификационной работы заключаются в следующем;
раскрыть причины, истоки и предпосылоки появления в России исламского радикализма;
Проанализировать взаимосвязь между исламизацией региона и роста в нем радикальных настроений;
Рассмотреть происходящие события, связанные с ростом уровня радикального ислама в истории современной России.
Изучить историю становления радикализма в мировой парадигме и взаимосвязи его с современным радикализмом.
Объектом исследования выступает исламский радикализм как феномен современной социально-политической ситуации.
Предметом исследования являются тенденции развития исламского радикализма как фактора дестабилизации социально-политической ситуации в Российской Федерации.
Методология и методы исследования. Выпускная квалификационная работа базируется на принципах системного подхода. Объективной стороной данного подхода выступает возможность рассмотрения ислама, мусульманского общества, государственных законов с точки зрения системы. Радикальная идеология ислама является подсистемой или элементом крупной системы, которой представляет себя мусульманская религия.
В исследовании представлены общенаучные эмпирические и теоретические методы исследования, среди которых наблюдение, сравнение, конкретизация и абстрагирование, анализ и синтез.
В исследовании использовались специальные методы исследования. Историко-генетический метод позволил последовательно раскрыть функции и свойства такого явления, как радикальный исламизм. Данный метод позволяет показать причинно-следственные связи возникновения и становления радикальной идеологии ислама на территории Российской Федерации.
Историко-сравнительный метод помог выявить общие тенденции в развитии радикального ислама на территории Российской Федерации и в мировом опыте.
Структурно-функциональный анализ помогает проанализировать сходства и различия в проявлении исламского радикализма во многих регионах РФ, так как социальные условия, политическая власть и состав населения во многих субъектах федерации разный.
Неотъемлемой частью исследования является метод абстрагирования, с помощью которого были проанализированы российские медиаресурсы на предмет упоминания инцидентов, связанных с проявлением и развитием радикального исламизма, а также его влияния на современную Российскую Федерацию.
Данные методы позволяют наиболее объективно и полно отразить проблематику влияния исламского радикализма в современной России.
Источниковая база. Настоящее исследование базируется на широком источниковедческом материале.
Первой группой источников являются документы, представляющие нормативно-правовую базу Российской Федерации и отражающие регулирование религиозной сферы российского общества. Такими правовыми актами являются: Конституция РФ от 12.12.1993 года, Федеральный закон от 27.05.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Решения Верховного Суда Российской Федерации о признании ряда организаций террористическими и иные нормативно-правовые акты, затрагивающие деятельность радикальных организаций на территории Российской Федерации.
Для рассмотрения некоторых аспектов исламского экстремизма были использовании материалы выступлений и трудов различных мусульманских идеологов, таких как, Х. Аль-Банны, С. Кутба, А. Мадуди.
Для анализа распространения и влияния исламского радикализма среди мусульманского населения России в выпускной квалификационной работе используются материалы периодической печати, новостных интернет- порталов, которые позволили отследить различные этапы в развитии радикальной идеологии на территории России.
Научная новизна исследования. Научная работа обобщает ранее накопленный материал относительно событий, связанных с радикальным исламом в новейшей истории России, а также позволяет рассмотреть с новых позиций относительно недавние события, которые напрямую связаны с радикальным исламом.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Отдельные положения исследования могут применяться при дальнейшем изучении проблемы исламского радикализма и влиянии исламского фактора на современное российское общество органами государственной власти при разработке политики противодействия исламскому экстремизму. Материалы исследования могут быть применены для анализа и прогнозирования социально-политических процессов в регионах компактного проживания мусульманского населения.
Территориальные рамки исследования включают в себя территориальные образования Северного Кавказа и Поволжья и Западной Сибири.
Хронологические рамки исследования датируются 1991-2021 годами. Нижняя граница исследования включает в себя годы после распада Советского Союза и создания Российской Федерации, национальными республиками в ее составе. В данный период происходит активное проникновение исламской радикальной идеологии на территорию страны. На этот период приходятся крупные межэтнические и межрелигиозные конфликты, осложненные радикальным исламом. Верхней границей исследования является современное положение исламской радикальной идеологии на территории Российской Федерации.
Апробация работы. Материалы работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя проблему распространения исламского радикального мировоззрения в мусульманской среде и влияние его на национальную безопасность нашей страны, нельзя не учитывать некоторые особенности российской действительности. Наша страна находится в достаточно длительном и неразрешенном экономическом кризисе, из-за чего возникает большая социальная дифференциация общества и потеря любой общенациональной идеи, что порождает низкие уровень жизни, образования и приводит к росту влияния радикальных и экстремистских идей.
В результате происходящего, у пропагандистов экстремистских идей появляются новые аргументы, в основном, экономического характера. Прежде всего, несменяемость региональных и федеральных политических элит не приводят экономику к значительному экономическому росту, наоборот, к застою и стагнации, от чего и страдает обычное население.
Это порождает ощутимый рост цен на все общественные блага, растет безработица, отчего повышается уровень криминогенной обстановки. Условия ограниченности экономических и материальных ресурсов порождают рост социальной катастрофы.
Большое значение в современном российском государстве приобретает рост социальных противоречий. Общество слишком дифференцировано по имущественному признаку, в стране практически не сформирован средний класс, который несет собой стабильность в любом государстве. Разделение общества на бедных и богатых всегда порождает социальные катаклизмы и рост радикальных настроений.
Российская Федерация представляет собой многонациональную и многоконфессиональную страну. Разумеется, что в такой связи невозможно отсутствие конфликтов на почве национализма, религиозного экстремизма. У государства имеются средства, направленные на борьбу с данными явлениями, но чаще всего, самыми эффективными из них являются статьи уголовного и административного кодекса, которые устраняют лишь последствия этих проблем, а не причины. Последствия углубления противоречий могут быть поистине ужасными: вооруженными столкновениями, формирование напряженности в регионах, угрозы сепаратизма. Разумеется, что государство пытается бороться с данными угрозами, на данный момент все меньше и меньше происходит террористических актов, межнациональной розни и конфликтов, в сравнении с 1990-2000-ми годами.
Еще одной достаточно большой проблемой являются политические противоречия в действиях федеральных и региональных властей. Они представляют собой нарушения демократических принципов, которые несовместимы с реальными действиями властей, а также огромной пропастью в культурном и экономическом плане между центром и регионами.
Обозначенные противоречия в государственном устройстве уменьшают возможности государства по противостоянию радикальным и экстремистским идеям. Эти противоречия ускоряют распад ценностной структуры общества и распаду культурных и исторических традиций России. Этими обстоятельствами пользуются и адепты радикального ислама, которые распространяют идеи об идеальном мусульманском мироустройстве, где будет построено равное и справедливое общество на основах мусульманской этики и права. Эти идеи, находят отклик у определенной части населения, в основном, разочарованной в реальном политическом и социальном устройстве общества.
На территории Российской Федерации проживает около 19 миллионов человек, исповедующих ислам разных течений и толков, исламское население характеризуется тенденцией быстрого демографического роста. Большая территория страны и протяженность ее границ должна ставить повестку во внутренней политике по выработке вопроса, который бы позволял мусульманам чувствовать и ощущать себя гражданами единой страны. Российская Федерация большой протяженностью своей территории соприкасается с исламским миром, который и привносит идеи радикального ислама на территорию страны, поэтому, для Российской Федерации особое значение имеет непосредственное участие в экономической и социальной жизни этих стран, многопланового сотрудничества с правительствами бывших союзных республик. Россия должна быть заинтересована в подъеме уровня жизни и демократии, как на собственной территории, так и на территории стран исламского мира. Подобные шаги позволят снять множество противоречивых вопросов, в числе которых бесконтрольная миграция из-за низкого уровня жизни и экспорта радикального мировоззрения, по причине миграции.
Самым важным условием в борьбе с радикальным исламским мировоззрением является планомерное развитие экономики, идей гражданского общества и правового государства на территории всей Российской Федерации, преодоление разрыва между центром и регионами, чтобы результатами этой деятельности смог пользоваться каждый гражданин, не смотря на его национальностью и религию.
Важнейшей частью изучения влияния радикального ислама на современную Россию является знакомство с мировым опытом борьбы и становления данного явления. В исследовании были затронуты основные исламские радикальные концепции, а также работы идеологов, которые разрабатывали радикальные идеи. Изучая исторические события и современную геополитическую обстановку можно спрогнозировать тенденции, по которым радикальный ислам будет развиваться на территории России.
Важным выводом исследования стало выявление прямой взаимосвязи между уровнем жизни региона и ростом в нем радикальных исламских настроений. В настоящее время радикальный ислам сохранился на территории Северного Кавказа и проявляется в некоторых регионах Сибири. Во многом это связано с ухудшением экономической и социальной обстановке регионов, большом отрыве доходов федерального центра и 59
регионов. Повышение уровня жизни в исламизированных регионах снижает градус напряженности. Таким регионом выступает нынешняя Республика Татарстан, где еще в 1990-х и 2000-х годах существовала большая социальная напряженность, вызванная радикальными исламскими силами.
В целом, на территории Российской Федерации наблюдается снижение радикальных исламских настроений. Об этом говорит и статистика преступлений. В январе и феврале 2022 года произошло 302 преступления террористического характера, согласно данным МВД. В аналогичный период 2021 года таких преступлений насчитывалось 362, что говорит о достаточно серьезном уменьшении. Преступления экстремистского характера остаются на прежнем уровне. При этом, все еще существуют точки напряженности на Северном Кавказе, где функционируют серьезные армейские силы и части Федеральных Служб Безопасности



1. Закон РСФСР от 25.10.1990 N 267-1 (ред. от 27.01.1995) «О свободе
вероисповеданий». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3953/(Дата обращения 05.12.2021).
2. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 01 июня 2001 года N 47-РЗ «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности». Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/907005948(Дата обращения 09.10.2021).
3. Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1 &nd=102041930 (Дата обращения 05.03.2021).
4. Проект Концепции национальной политики Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cgi-rb.ru/proekt-koncepcii- gosudarstvennoj-nacionalnoj-politiki-rb/(Дата обращения 05.03.2021).
5. О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан (Дата обращения 05.12.2021).
6. Определение от 24 сентября 2009 г. Верховный Суд Российской Федерации. Дело № 23-009-8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sudact.ru/vsrf/doc/ZFmCnHHyDrom/(Дата обращение 10.11.2021).
7. Состояние преступности в России за январь - февраль 2021 года. М.,
2021. - 64 с.с.
8. Состояние преступности в России за январь - февраль 2021 года. М.,
2022. - 64 с.
9. Авдеев Ю. И. Терроризм как социально-политическое явление. Современный терроризм: состояние и перспектив. - М., 2000. - C. 3-15.
10. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник Московского университета. - М. - 1999. - №3. - С. 66.
11. Акаев В.Х. Суфийские братства в Чечне, их взаимоотношения и участие в современной общественно-политической жизни // Научная мысль Кавказа. - Дагестан. - 1996. - №3. - С. 55.
12. Акаев В.Х. Социально-экономические факторы дерадикализации ислама на Северном Кавказе (анализ воззрений Е. М. Примакова) // Исламоведение. - Ростов-на-Дону, 2016. - №1. - С. 50.
13. Аккиева С. Международная конференция «Ислам - религия мира» // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М., 1999. - № 28. - С. 16.
14. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999. 205 с.
15. Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере: Избранные главы. - М., 1980. - 500 с.
16. Аль - Маудуди. Ислам сегодня. - М., 1992. - 201 с.
17. Аль - Умар. Религия истины. - М., 1997. - 305 с.
18. Александров И.А. Исламская основа саудовского общества и государства // Королевство Саудовская Аравия: прошлое и настоящее. - М.: Ислам, 1999. - 265 с.
19. Алиев С.А. Ислам в современной политике стран Востока. - М.: Наука,
1986. - 560 с.
20. Аль-Маудуди. Основы ислама. - М.: Ислам, 1993. - 155 с.
21. Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Ислам, 1993. - 186 с.
22. Аль-Мунтахаб. Толкование Священного Корана на русском языке. - Казань: КГТ, 2007. - 300 с.
23. Арестован за распространение письма Басаева. [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.babr24.com/?IDE=62584(Дата обращения:
11.11.2021) .
24. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. - М., 1984. - 205 с.
25. Ашимбаев М. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии. - Алматы, 2002. - 134 с.
26. Беляев А.Е. Мусульманское сектантство. - М., 1957. - 360 с.
27. Бузова Т. В. Феномен религиозного экстремизма. - Пермь, 1999. - 183 с.
28. Васильев A. M. История Саудовской Аравии. M., 1999.
29. Васильев Л.С. История Востока. - М.: Просвещение, 1998. - 524 с.
30. Волков Ю.Г. Государственная и региональная идеологии в процессе модернизации общества на Юге России // Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. - Ростов-на-Дону, 2001. - C. 34-65.
31. Волков Ю.Г. Идеология. - СПб: Ислам, 1996. - 267 с.
32. Воронцов С.А. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России: Научный отчет. - М.: Политолог, 1995. - 105 с.
33. Вояковский Д. С. К вопросу о радикализации массового религиозного сознания в условиях роста религиозности // Россия и ислам: межцивилизационный диалог. Уфа, 2007. - 200 с.
34. Вояковский Д. С. Миграционный фактор радикализации массового сознания мусульман Урало-Поволжья // VI Конгресс этнографов и антропологов России. - СПб.: МАЭ РАН, 2005. - 236 с.
35. В Мордовии есть свои ваххабиты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rosbalt.ru/main/2001/09/24/19794.html(Дата обращения
10.12.2021) .
36. Гайнутдин Р. Как усилить роль религиозных организаций мусульман в духовном возрождении России? - М.: Свобода, 1999. - 199 с.
37. В Белозерье и в других мечетях Мордовии изъята экстремистская литература запрещенной в РФ организации «Таблиги Джамаат»! [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://stolica-s.su/archives/271482(Дата обращения 05.11.2021).
38. Громов В.П. Ф.А. Щербина о взаимоотношениях казаков и горцев Северо-Западного Кавказа. [Электронный ресурс] // Режим доступа: Ф.А. Щербина о взаимоотношениях казаков и горцев Северо-Западного Кавказа. (Дата обращения 04.12.2021).
39. Гольдциер И. Лекции об исламе. - СПб., 1912. - 600 с.
40. Гущин Д.А., Резван Е. Исламская культура и мировая цивилизация // Вестник российского философского общества. - М.: Из-во РГГУ, 2001. - С. 10-15.
41. Данилов В.Л. Основные каналы распространения мусульманской книги в Сибири (конец XX начало XXI В. ) // Вестник Омского ГУ. - Омск. - 2018. - №4. - С. 84-94.
42. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема // Известия высших учебных заведений. - Москва. - 1998. - №1. - С. -56.
43. Дзадзиев А. "Нет" - ваххабизму! // Бюллетень сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - Москва. - 1998. - № 22. - С. 34.
44. Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2000. - 131 с.
45. Добаев И.П. Механизмы социальной и политической мобилизации в радикальном исламе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Северокавказское обозрение. - Ростов-на-Дону. - 2001. - С. 111.
46. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. Народы, населяющие Кавказ. - СПб.: Департамента уделов, 1888. - 901 с.
47. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политическая литература, 1990. - 345 с.
48. Ибрагим М.А.Установление законов Аллаха. - Дагестан, 1997. - 205 с.
49. Ибн Джамия Зиеу. Исламская акида (вероучение, убеждения, воззрения) по священному Корану и достоверной Сунне. - М.: Бадр, 1994. - 203 с.
50. Игнатенко А. Исламский радикализм как побочный эффект «холодной войны» // Центральная Азия и Кавказ. - М. - 2001. - С. 13.
51. Игнатенко А.А. Обыкновенный ваххабизм, часть 1. Еретическое течение в Исламе. - М.: Наука, 2001. - 367 с.
52. Игнатенко А. Радикализм в исламе // Россия и мусульманский. - М.: Мир, 2000. - С. 11-33.
53. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. - М.: Наука, 2001. - 245 с.
54. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. Исламские
неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. - М.: Наука, 1988. - 502 с.
55. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе: доклад на семинаре в Московском центре Карнеги. - М.: Наука, 2000. - 85 с.
56. Игнатов В.Г. Технология управления этнополитическими процессами в Северо-Кавказском регионе. - Ростов-на-Дону: СКАГС, 1999. - 305 с.
57. Идрис Шах. Суфизм. - М.: Крышников, Комаров и Ко, 1994. - 250 с.
58. Ковалевский П.И. Кавказ. Выпуск XI. История завоевания. - М.: Издательство Мария и Виктор Котляровы, 2011. - 690 с.
59. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука,
1987.- 440 с.
60. Койчукулов М. Факторы религиозного экстремизма // Казахстан- Спектр. - Алта-Ата, 2002. - С. 22.
61. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М.: Наука, 1990. - 356 с.
62. Коровиков А. В. Сейид Кутб - идеолог исламского экстремизма //
Религии мира. История и современность. - М.: Наука, 1987. - 331 с.
63. Краснов М. А. Политический экстремизм и права человека
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/radio/rnd- tbl.html. (Дата обращения 06.03.2021)
64. Кудневцев А. Ваххабиты на Северном Кавказе // За рубежом. - Москва - 1999. - №12. С. 156.
65. Курбанов Г. Дагестан: стратегия противодействия религиозному экстремизму // Центральная Азия и Кавказ. - Махачкала: Дагестан, 2002. - С.66.
66. Кутб С. Эта религия. - Махачкала: Дагестан, 1997. - 335 с.
67. Ланда Р. Г. Россия и мир российского ислама. - М.: ИД «Медина», 2011. - 508 с
68. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru.o_natzionalnoy_gordosti_velikorossov. (Дата обращения 06.03.2021).
69. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. - М.: Московский центр Карнеги, 1998. - 200 с.
70. Лошкина С.М. Краткий словарь иностранных слов. - М.: Русский язык,
1988. - 653 с.
71. Малашенко А.В. Радикальный ислам - это нормальный феномен
[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.kavkaz-
uzel.eu/articles/91318/. (Дата обращения 06.12.2021).
72. Малашенко А. В. Неприятие фундаментализма как его зеркальное отражение // Независимая газета. - 1997. - №10. - С. 205.
73. Малышева Д. Б. Исламско-фундаменталистский проект в рамках современного мира // Мировая экономика и международные отношения. - М.,1999. №7.
74. Малышева Д. Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. - М., 1991. - 100 c.
75. Маудиди С. Права человека в исламе. - Казань: Ислам, 1995. - 154 с.
76. Мухетдинов Д.В. Проблема всеобщего спасения в учении Рашида Риды // Вестник РУДН. - Москва. - №1. - С.32.
77. Мухаммед Абдо. Трактат о единобожии. - М.: Медина, 2021. - 261 с.
78. Иорданов М. Сакральные тайны ислама. М.: Быстров, 2006. - 257 с.
79. Милославская Т. П. Деятельность «Братьев-мусульман» в странах Востока. - М.: Из-во МГУ, 1982. - 231 с.
80. Мухаммад ибн Джамиль Зину. Исламская Акида (вероучение, убеждение, воззрение) по Священному Корану и достоверным изречениям пророка Мухаммеда. - М.: Наука, 1998. - 524 с.
81. Мухаммад ибн Сулейман ат-Тамими (Ибн Абд аль-Ваххаб). - М.: Книга единобожия, 1999. - 305 с.
82. На территории Кабардино-Балкарии ликвидировали пятерых боевиков. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:ййрз://1ор’№аг.ги/184660-па-1ет1огп- kabardino-balkarii-likvidirovali-pjateryh-boevikov.html (Дата обращения
21.11.2021) .
83. Нуруллаев А. Мусульманские религиозные организации в советском обществе, эволюция идеологических установок и культовой практики. - М.: Наука, 2017. - 234 с.
84. Нуруллаев А. Религиозно-политический экстремизм: понятие,
сущность, пути преодоления [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.rlinfo .ru/proj ects/seminar- 10-let/nurull .html. (Дата обращения 06.03.2021).
85. Ольшанский Д. Психология террора. - М.: Наука, 2002. - 289 с.
86. Петрухина А.А. Влияние взглядов Дж. Афгани, Х. Аль-Банны, А. Маудуди, С. Кутба на становление и распространение исламистской идеологии // История политической мысли. Москва. - №3. - 2012. - С. 112.
87. Покровский М. Н. Историческая наука и борьба классов. Выпуск II. - М.: Наука, 1933. - 502 с.
88. Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения. - М.: Наука, 1985. - 201 с.
89. Поляков К. И. Арабский Восток и Россия: проблема исламского фундаментализма. - М.: ИВР РАН, 2003. - 501 с.
90. Поляков К. И. Влияние внешних факторов на радикализацию ислама в России в 90-е годы (на примере арабских стран) // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд. - М., 2001. - 193 с.
91. Рыбаков В. В. Ислам как социальный феномен // Религия и право. №1. - М., 2000. - С. 5-15
92. Санаи М. Исламская революция, международное право и диалог цивилизаций // Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее. - М., 1999. - C. 9-11.
93. Сампиев И. М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму в СевероКавказском регионе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2001. - С. 83.
94. Сиван Э. «Радикальный ислам»: причины и последствия
террористического насилия // Internationale Politik. - М., 1997. - 10 с.
95. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусулъманско-правовая культура. - М.: Наука, 1997. - 175 с.
96. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право (шариат и фикх) // Ислам и мусульмане в России. - М.: Наука, 1999. - 132 с.
97. Создатель «Красноярского джамаата» получил 17 лет строгого режима. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tayga.info/149598(Дата обращения 21.11.2021).
98. Теракты, совершённые в России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/659987(Дата обращения 21.11.2021).
99. Террористические и экстремистские организации и материалы | Национальный антитеррористический комитет. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i- materialy.html. (Дата обращения: 18.11.2021).
100. Решение Верховного суда РФ от 14.02.2003 о признании организаций
террористическими. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://nac.gov.ru/print/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo- suda-rf-ot-14-fevralya.html. (Дата обращения: 17.11.2021).
101. Список экстремистских материалов | Нормативные правовые акты в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo- minjust.ru/extremist-materials(Дата обращения: 11.11.2021).
102. Филатов Б. Религия и общество: очерки религиозной жизни современной России. - М.: Летний сад, 2002. - 432 с.
103. ФСБ разоблачила крупное таджикское интернет-сообщество вербовщиков в «ИГ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.currenttime.tv/a/27914349.html(Дата обращения 21.11.2021).
104. Хамза хажи Акбар. В стране нет места для межконфессиональной розни. - Уфа: Башкортостан, 2009. - С. 1-5.
105. Шакирла М. Экстремистские течения в Исламе. - 1998. - 400 с.
106. Эхо Гуантанамо: почему в Татарстане допрашивают бывших узников американской тюрьмы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.idelreal.Org/a/28773656.html(Дата обращения 11.11.2021).
107. Ярлыкапов А. А. Этноконфессиональная ситуация в ногайской степи //
Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. - М.:
Общественные науки. - 1998. - 430 с
108. Ganor, Boaz The Counter-Terrorism Puzzle: A Guide for Decision Makers. - New-York, Transaction Publisher, 2007. - 130 p.
109. Lewis B. The Assassins: A Radical Sect in Islam. - N. Y.: Basic Books, 1968. - 166 p.
110. The Islamic Quarterly. The Islamic Cultural Center. London, 1979. January- March. Volume ХХШ
111. Akiner Sh. Post-soviet Central Asia: the Islamic factor. The development of the soviet successor states in Central Asia. Its implications for regional and global security / Koln: BIOIS, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ