Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социокультурные факторы, влияющие на восприятие исламских радикальных идей россиянами

Работа №41305

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы95
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
381
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Радикальный ислам в условиях современной России 9
Раздел 2. Радикальный ислам: основные направления, особенности 23
Раздел 3. Факторы, влияющие на восприятие радикальных идей 47
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Ислам в современных условиях - активно развивающаяся религия, число приверженцев которой растет с каждым десятилетием. Левада-Центр регулярно проводит опросы среди россиян об их религиозной принадлежности. В 2012 году центр опубликовал динамику религиозности россиян. Так, в 2009 году процент причисляющих себя к исламу был равен 4%, в 2010 году - 4%, в 2011 году - 4%, в июне и июле 2012 года - 5%, в сентябре 2012 года - 6%, и в ноябре того же года - 7% 1. В 2013 году Фондом Общественное мнение был также проведен опрос о религиозности россиян. Причисливших себя к исламской вере оказалось 6% от всего числа опрошенных. Как мы видим, неуклонного роста или же упадка религиозности пока не наблюдается, количество приверженцев ислама, по данным социологов, каждый год чуть колеблется.
В то же время, в последние годы появился и активно развивается процесс под названием "радикальный исламизм". Рассматривая проблему возникновения радикализма, следует отметить, что последнее десятилетие ярко характеризуется проникновением в сознание молодежи радикальных идей и их негативным влиянием на социокультурные взгляды. У молодежного радикализма есть две составляющие - сам радикализм, заложенный в социокультурном коде общества, и исторический контекст, в котором он реализуется.
В переходный период для российского общества (80-90 гг. прошлого века) радикальный взгляд на общество чаще всего означал (схематично, разумеется) триаду: черное преступное "советское" прошлое; трагическое "демократическое" настоящее; светлое, но достаточно туманное и размытое капиталистическое будущее, сулящее решение чуть ли не всех проблем. Бесконтрольность социальных процессов в большинстве случаев сопровождается кровопролитием. В частности, известны пагубные для социальных систем последствия социальной аномии, другими словами — беззакония. Этот феномен можно наблюдать именно в переходные, кризисные и смутные времена, когда неожиданно происходит девальвация понятных всем и общих для всех членов общества норм, ценностей и целей, а значит, разрушается устойчивость общества и оно подвергается угрозе распада, гибели . В современном российском обществе членство в радикальных политических и религиозных группировках, в том числе удовлетворяет и подсознательное чувство протеста значительной массы молодых людей против тотальной коммерциализации всех сфер жизни общества. Экстремистские организации весьма успешно эксплуатируют подсознательную потребность молодых пассионариев в бескорыстном служении идее, в самопожертвовании, в стремлении к подвигу. Радикалы дают молодежи реальную возможность почувствовать себя дееспособной частью общества, а не только "...новым поколением, выбирающим пепси". В условиях определенной беззащитности граждан перед преступными проявлениями политики-радикалы рекламируют готовые рецепты борьбы с данным социальным злом.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе в значительной степени, провоцируют девиантные проявления, поскольку они не находят должного противодействия со стороны ослабленных, не функционирующих эффективно институтов социального контроля. Происходящие изменения в современном обществе воздействуют и на культуру, понижая качественное значение раннее устоявшейся системы ценностей, создавая благоприятные условия для развития и усиления субкультурных тенденций, в том числе и негативного толка и, следовательно, формируя комплекс глубоких культурных противоречий.
Известный ученый - конфликтолог, профессор А.В.Дмитриев, характеризуя особенности социального развития общества переходного периода, использует понятие конфликт ценностей. Многие свойства конфликта, по мнению автора, его амбивалетность, в частности, характерны и для конфликта ценностей, которые представляют собой обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения . В ценностях воплощаются исторический опыт и культура отдельных групп (этносов, классов и т.д.), т.е. они служат своеобразным ориентиром, с которым люди соотносят свои действия.
Сегодня состояние правопорядка и защищенности граждан, глобализация процессов, определяющих отклоняющееся, в том числе, и радикальное поведение молодежи, масштабность маргинальных явлений в обществе, все это является факторами, объясняющими актуальность того, что в современной России исследование социальных корней радикализма, делинквентного поведения должно претендовать на роль одного из ведущих разделов в общей системе воспитания, социологических исследований, психологического и социокультурного анализа.
Исследовательская проблема заключается в выявлении факторов, причин и форм распространения радикального ислама в России и его восприятия молодежью города Казань.
Проблематику радикального ислама в широком смысле можно отнести к вопросам девиантного поведения. Количество подходов, занимающихся отклоняющимся поведением, в научном мире довольно значительно. Это физиологическая теория Ч. Ломброзо, а также работы основоположника психоанализа З. Фрейда, который полагал, что девиацию вызывают свойственные личности внутренние конфликты. Длительное изучение делинквентного поведения подростков позволило американским исследователям, супругам Ш. и Э. Глюк, обосновать взаимосвязь данной модели поведения и физической организации подростка . Не менее широко распространенным направлением, объясняющим молодежный радикализм и делинквентность в целом, является ее редукция к проблемам неудачной социализации. Возможность перехода к девиантным формам поведения - по мнению Каубиш В.К. - напрямую зависит от характера социализации личности, которая в каждом конкретном случае обусловлена взаимовлиянием множества социальных факторов: наследственности, воспитания, образования, влияния микросреды, собственной деятельности. Деформация любого из них, корни которой лежат в соответствующих общественных дисфункциях, может привести к девиантному поведению . Комплексный (интегративный) подход к явлению поведенческой девиации принадлежит следующим авторам (Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, Л.И. Беляева, Е.В. Бондаревская, Я.И. Гилинский, А.В. Дмитриев, А.И. Долговая, В.Д. Ермаков, В.Н. Кудрявцев, Г.М. Миньковский, М.П. Стурова, Г.Ф. Хохряков и др.). Основа этого подхода в современной социологии была заложена фундаментальными исследованиями Э.Дюркгейма, а позднее - М.Вебером и классиком функционализма Т.Парсонсом. М. Вебер утверждал, что ценностно-рациональное действие индивида всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», повиновение которым человек считает своим долгом. Т. Парсонс, оценивая значение норм, отмечал, что не случайно социально-регулятивный механизм представляет собой сложно организованную систему, в которой помимо ценностей, осуществляющих самую общую, стратегическую регуляцию поведения, имеются нормы. Последние носят императивный характер, т.е. достаточно конкретно предписывают, указывают, какие поступки должны совершать люди. Иначе говоря, это своеобразные правила поведения в типичных, и, прежде всего повседневных, ситуациях. Формы поведения, которые противоречат социальным нормам, но не обязательно запрещены законом или запрещены только в отношении подростков (например, употребление алкоголя, непосещение школы, бродяжничество и т.д.), определяются как девиантные.
Объект исследования: россияне и их социокультурный потенциал.
Предмет исследования: факторы, влияющие на положительное и отрицательное восприятие исламских радикальных идей россиянами.
Цель - на основе изучения распространения идей радикального ислама, выявить факторы и социокультурный потенциал восприятия радикальных исламских идей.
Задачи:
1. Показать историю развития радикальных течений ислама в современной России;
2. Раскрыть содержание основных понятий: исламизм, исламская угроза;
3. Охарактеризовать основные направления радикального ислама и радикальных движений;
4. Определить социокультурные факторы и причины, влияющие на восприятие радикальных идей;
Теоретико-методологическая основа исследования:
Разработка социокультурного ракурса анализа проблемы радикализма среди молодежи в настоящее время не реализована на уровне системного и целостного подхода. Это объясняется, в первую очередь, начальным этапом развития данного теоретического подхода в отечественной социологии, к ведущим теоретикам которого можно отнести признанных отечественных социологов - Т.И.Заславскую и Н.И.Лапина. На наш взгляд, в современной социологической науке наметился обоснованный и оправданный подход к данной исследовательской тематике, обозначенный как соединение двух проблем
- дисфункциональных факторов процесса культурной социализации, оказывающих значимое влияние на девиации несовершеннолетних (Р.Коллинз, Р.Кларк, А.О’Салливан, О.Н.Ведерникова, Я.И. Гилинский, В.Н. Кудрявцев,
С.М.Иншаков и др.)
- влияния субкультурных традиций криминального толка, значения деятельности институтов ресоциализации в обосновании причин ювенальной делинквентности и ее крайних радикальных форм в современном российском обществе. Авторы подхода: И.П. Башкатов, А.Н.Олейник, В.Ф. Пирожков, В.Б.Первозванский, М.П.Стурова, Г.Ф.Хохряков и др.
На основании этих подходов в их комплексном преломлении в рамках социологического анализа будет проведено исследование в рамках выпускной квалификационной работы.
Эмпирическая база исследования: представлена вторичным анализом с применением методов анализа данных, изучения научных разработок по теме, статистических материалов. Первичное эмпирическое исследование представлено комплексным анализом восприятия идей радикального ислама молодежью России и основано на методах массового опроса (200 респондентов), глубинного интервью в качественной стратегии экспертов по теме радикального ислама (5 информантов), а также использование инструмента кейс-стадии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 разделов и заключения. Первый раздел посвящен анализу основных понятий по теме радикального ислама, причин и факторов его распространения, представлен краткий обзор научных разработок в данной теме. Второй раздел содержит в себе статистические данные, представленные по направлениям радикального ислама. Третий - практикоориентированный раздел - включает сведения и основные результаты об эмпирическом исследовании на тему восприятия идей радикального ислама молодежью с применением метода массового опроса и экспертного глубинного интервьюирования и кейс-стади. Заключение содержит выводы относительно достижения поставленных выпускной квалификационной работы задач, а также сведения о дальнейших перспективах работы над темой.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Положение ислама в современном мире противоречиво. С одной стороны, во многих регионах мира происходят бурные процессы возрождения и развития ислама, роста его авторитета. С другой стороны, не менее мощный импульс получают процессы радикализации ислама, особенно в тех регионах, где отсутствует социально-экономическая стабильность и активно ведется подрывная деятельность иностранных государств в тех или иных целях. Так же и в России - в регионах традиционного распространения ислама наблюдаются сложное противоборство и взаимодействие двух основных тенденций - исламского возрождения и активизации исламского радикализма.
Наиболее подвержена воздействию исламского радикализма молодежь. Именно она наиболее восприимчива к методам психологической обработки.
«Распространение радикальных идеологий, пополнение новоявленными мусульманами рядов экстремистских движений, востребованность подобных идей молодежью свидетельствуют о глубоком социальном неблагополучии, религиозном и правовом невежестве. Психологически незащищенная личность, испытывая жизненные неурядицы, не получая ответа на извечные российские вопросы «Что делать?» и «Кто виноват?», не находя справедливости, легко подвергается соблазну получить все и сразу. И здесь вопрос лишь в том, кто предложит, приманит, приголубит», - считает российский исламовед Юнусова А.Б.
Религиовед Р.Силантьев, комментируя эту ситуацию, констатирует, что процент молодого населения, подверженного радикальным идеям есть всегда. Основную причину он видит в юношеском максимализме. Именно поэтому на протяжении всей истории государства молодые люди разных слоев, из разных семей с различным достатком становились приверженцами радикальных идей.
Что же приводит российскую молодежь в радикальные группировки? Во- первых, это использование профессиональных технологий вербовки. Компетентные вербовщики идут в ногу со временем и используют все новые и новые технологии для рекрутирования молодых людей. На примере рассмотренных нами случаев, можно видеть, что вербовка молодежи в ряды экстремистов на сегодняшний день производится посредством глобальной сети Интернет. Идеологами экстремизма разработана продуманная и успешно применяющаяся методика пропагандистской работы: она учитывает все особенности и условия жизни человека, что является вполне эффективным и приносит свои плоды.
Во-вторых, свою лепту в радикализацию молодежи вносит отсутствие знаний об исламе. Немаловажной причиной ухода молодых людей в радикальный ислам является их неспособность отличить представителей радикального ислама от исламских консерваторов, неумение верно истолковать истинные положения Корана и положения, которые вырываются радикалами из контекста и подаются неверно. Эти факторы активно используются экстремистами в своих целях. Ни один из проповедников-экстремистов не будет называть себя радикалом или экстремистом; наоборот, упор будет делаться на то, что именно он и его сторонники исповедуют чистый, истинный ислам.
В-третьих, сказывается социальная среда молодых людей. Например, если молодые люди по каким-то причинам в юном возрасте принимают традиционный ислам, и их близкое окружение (родители, учителя, друзья) не разделяет выбор, не одобряет их решение, то это подталкивает подростков к самым крайним течениям ислама, а оттуда - к радикалам. Отсутствие доверительных отношений в семье, поддержки и постоянного дружеского контакта часто приводит к тому, что близкое окружение оказывается неспособным остановить молодого человека или девушку в тот момент, когда он или она находятся еще не в полной психологической зависимости от вербовщиков и не вступили в их ряды.
В-четвертых, играет роль потребность человека, а в особенности молодых людей быть причастным к некой группе, ощущать себя нужным, осознавать, что твои взгляды разделяют многие другие. К сожалению, многие молодые люди зачастую остаются одни, что играет на руку радикалам. Вербовщики, обрабатывая очередную жертву, делают акцент на том, что, примкнув к ним, молодые люди будут окружены «братьями и сестрами», а также пониманием. Как справедливо отметил руководитель центра изучения современного Ближнего Востока: «проблема в том, что грань между вербовкой и добровольным решением отправиться воевать за идею очень тонкая». Действительно, в какой-то момент увлеченность теми или иными взглядами, идеями перерастает в решимость отправиться в чужую страну воевать. И этот вопрос уже следует рассматривать с психологической точки зрения.
Угроза радикального ислама - отнюдь не вымышленная, она реально существует. Ислам как религия возрождается в России и развивается довольно быстрыми темпами, одновременно расширяется и деятельность террористических организаций. Радикалы имеют своих сторонников и оказывают определенное влияние на экономические, политические и социальные процессы общества.
Подводя итоги нашему исследованию, хотелось бы отметить, что данный аспект действительно актуален и мало изучен как отечественными, так и зарубежными исламоведами и религиоведами. В дальнейшем, для проведения более комплексного анализа рекомендуется изучить данную проблему с различных сторон: например, проведения контент-анализа в сети Интернет с целью детального изучения действий молодых людей в социальных сетях, изучения их интересов и круга общения. Также не лишним было бы проведение репрезентативного массового опроса молодежи г.Казань, а также проведения глубинного интервью с бывшими участниками радикальных исламских группировок, если такое окажется возможным.



1. Абдурахманов Д.Б., Акаев В.Х., Дадуев М.А. Северный Кавказ: преодоление факторов этнополитической дестабилизации и достижение межнационального согласия // Южнороссийское обозрение / под ред. В. В. Черноуса. М.; Ростов н/Дону, 2013. Вып. № 76, С.8.
2. Бобровников В.О. Исламофобия и религиозное законодательство в Дагестане // Центральная Азия и Кавказ. 2000. № 2, С.13.
3. Дмитриев А.В. Конфликтология: учеб. пособие. М., 2002, С.192
4. Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. Ростов н/Дону, 2003. С.123.
5. Добаев И.П. Идеологические конструкты радикального исламизма // Гуманитарий Юга России. 2015. №2. С.121-129.
6. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ / отв. ред. д. ист. н., проф. А.В. Малашенко. - Ростов-н-Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2002, С.542.
7. Добаев И.П. Эволюция радикализации ислама в Российской Федерации // ЮП. 2014. №5 (66).
8. Игнатенко А. А. От Филиппин до Косово. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор // Независимая газета. 2000. 12 октября.
9. Игнатенко А. А. Эндогенный радикализм в исламе // Ислам и политика: сборник статей. М., 2004. С.24.
10. Игнатенко А.А. 2001. Исламский радикализм как побочный эффект холодной войны // Центральная Азия и Кавказ. - 2001. - № 1, С.4.
11. Игнатенко А.А. Исламизм: глобальная угроза? - М., 2000, С.421.
12. Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России. Научный отчет Российского института стратегических исследований / Под ред. Е.М.Кожокина. - М., 1995. - С.13.
13. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях становления глобального информационного общества// Историческая и социальнообразовательная мысль - 2011. №4 (9), С. 150.
14. Лашин Р. Л, Чурилов С.А. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде // Обзор.НЦПТИ. 2016. №7. С.38.
15. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М., 2000, С.373.
16. Малашенко А.В. Ислам для России. М., 2007. С.31.
17. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006, С.202.
18. Мирский Г.И. «Радикальный ислам» и западное общество // Политические исследования. - М., 2002. - №1, С.31.
19. Михайлов А.П. Альтернативные стратегии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: социокультурный анализ. Ростов н/Д, 2006. С. 32.
20. Новиков И.А. Молодежный радикализм как фактор девиантного поведения: социокультурный анализ. автореф. дисс. к. соц.н. Майкоп, 2009,С.214
21. Новиков И.А. Радикализм современной России и его влияние на социокультурные взгляды молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. №8, С.14.
22. Силантьев Р. Новейшая история ислама в России. - М., 2007, С.383.
23. Шевченко А.М. Ресоциализация в России. Социокультурные модели. Ростов н/Дону, 2004. С.64.
24. Яхьяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. 2012. №2. С.8.
Список используемых источников:
1. Варвара Караулова. URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/292173/ (дата обращения: 01.05.2018).
2. Голяндин Н.П.,Горячев А.В. Мотивация вербовки в экстремистские и террористические организации // Вестник Краснодарского университета МВД России. №2 (20), 2012, С.38. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/motivatsii- verbovki-v-ekstremistskie-i-terroristicheskie-organizatsii (дата обращения: 30.04.2018) .
3. Дмитриев А.И. Что такое исламистский терроризм? // Власть. 2011. №6.
С.15 URL: http://cyberleninka.rU/artide/n/cbto-takoe-islamistskiy-terrorizm (дата обращения: 07.03.2018).
4. Жаворонкова Т.В. Использование ислама в качестве идеологической
основы террористической деятельности // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2015. №4(45). С.12-25. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-islama-v-kachestve-ideologicheskoy-osnovy-terroristicheskoy-deyatelnosti (дата обращения:
26.05.2018) .
5. Зачем тебе ИГ, Варвара? // Российская газета. 2015. 7 июня. URL:http://rg.ru/2015/06/07/barbara-site.html (дата обращения: 20.05.2018).
6. Иванченко Р.Б., Жукова О.С. Об определении информационного
экстремизма. URL:http://www.ekstrelшzm.m/puЫikacri/mfoпmcюnnyy-
ekstrelшzm/item/658-ob-opredelenii-mfoпmcюnшgo-екзйепйгта (дата обращения:
07.02.2018) .
7. Питулай Абдулаеву завербовали в ИГ через группу ВКонтакте URL: https://www.flamenews.ru/proisshestviya/1343-pitulay-abdulaevu-zaverbovali-v-ig- cherez-gruppu-vkontakte.html (дата обращения: 01.05.2018).
8. Почему российский актер отправился воевать за исламских террористов URL: https://www.kp.ru/daily/26338.3/3220259/ (дата обращения: 01.05.2018).
9. Психологические особенности членов деструктивных и террористических (радикальных) групп URL: http://www.follow.ru/artide/339 (дата обращения:
02.05.2018) .
10. Саид Бурятский, он же Александр Тихомиров URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2010/03/05/4415-said-buryatskiy-on-zhe- aleksandr-tihomirov (дата обращения: 01.05.2018).
11. Сведения в отношении иностранных граждан, находящихся на территории
РФ... URL:
http: //www.fms .gov.ru/about/activity/stats/Statistics/Svedenij a_v_otno shenii_inostran nih_grazh/item/5850/ (дата обращения: 07.03.2018).
12. Сколько террористов и из каких стран воюет в рядах ДАИШ: отчет The Soufan Group. URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/03/26/skolko-terroristov-i-iz- kakih-stran-voyuet-v-ryadah-daish-otchet-the-soufan-group (дата обращения: 29.04.2018) .
13. Спецслужбы вернули в Москву 16-летнюю школьницу, сбежавшую в ИГИЛ URL: https://life.ru/t/новости/156069 (дата обращения: 01.05.2018).
14. ФЗ РФ «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 (с изменениями на
31.12.2014). URL: http://docs.cntd.ru/document/901970787 (дата обращения:
18.02.2018) .
15. Юнусова А.Б. Внедрение радикальных идеологий в массовое сознание российских мусульман // Восточный социум и религия. - М., 2009. - С. 304 URL: http://www.promreview.net/moskva/vnedrenie-radikalnykh-ideologii-v-massovoe- soznanierossiiskikh-musulman? (дата обращения: 20.05.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ