РАЗВИТИЕ БУДДИЗМА В МОНГОЛИИ В XX ВЕКЕ
|
Введение 3
Глава 1. Формирование концепции государственно-конфессиональных отношений в Монголии 20 века 10
1.1. Влияние внешнеполитического фактора на конфессиональную
политику Монголии 10
1.2. Взаимоотношение религиозного института и светской власти в первой
трети ХХ века 17
1.3. Влияние буддизма на социальный уклад Монгольского общества 23
Глава 2. Место и роль буддийского духовенства в социальном и культурном развитии Монголии XX веке 27
2.1. Численность и социальная структура буддийского духовенства:
основные условия и пути формирования духовного сословия 27
2.2. Буддизм в Монголии в расцвет социализма. Хубсугульское восстание.
2.3. Влияние конфессионального фактора на социальные отношения и
традиции Монголии в последней трети ХХ в 36
Заключение 41
Библиографический список 46
Глава 1. Формирование концепции государственно-конфессиональных отношений в Монголии 20 века 10
1.1. Влияние внешнеполитического фактора на конфессиональную
политику Монголии 10
1.2. Взаимоотношение религиозного института и светской власти в первой
трети ХХ века 17
1.3. Влияние буддизма на социальный уклад Монгольского общества 23
Глава 2. Место и роль буддийского духовенства в социальном и культурном развитии Монголии XX веке 27
2.1. Численность и социальная структура буддийского духовенства:
основные условия и пути формирования духовного сословия 27
2.2. Буддизм в Монголии в расцвет социализма. Хубсугульское восстание.
2.3. Влияние конфессионального фактора на социальные отношения и
традиции Монголии в последней трети ХХ в 36
Заключение 41
Библиографический список 46
Актуальность исследования обусловлена тем, что религия на протяжении всей истории человечества оказывала значительное влияние на формирование и становление государственной власти. Влияние религиозных лидеров и религии в целом сохранило своё значение в современной политики. Изначально религиозные традиции, обряды и культы служили инструментом с помощью, которого осуществлялось объединение разрозненных племён на старте становления человеческой цивилизации, и продолжают выполнять данную функцию, однако уже в рамках государственных образований.
В мировой истории имеется немало примеров того, как религиозная власть берёт верх над светской, что приводило к формированию теократических государств и изменения общественного строя. При этом заметим, что рассмотренная выше ситуация характера для всех религий, вне зависимости от особенностей климата, культурных традиций, технического и технологического развития.
Монголия является одной из самых ранних заселённых людьми территорий, однако постоянного населения практически не имеет, что обусловлено культурными традициями, а также выступает в качестве препятствия освоения территорий. Многие исследователи отмечают, что для указанной территории характерно распространение различных конфессий и религиозных школ, под влиянием которых формировались, рушились и создавались вновь многие государства.
В настоящее время понятия «Монголия» и «буддизм» являются неделимыми и кажется, что так было всегда. Не многие современники знают, что на протяжении тысячелетий монголы и их предшественники были шаманистами (в меньшей мере - тенгрианцами), а с началом формирования государства у собственно монгольских племен они перепробовали на себе все существовавшие тогда религии, но национальной религией с 1911 г. был выбран именно буддизм, хоть и ценой огромных испытаний.
История современной Монголии позволяет говорить о ней как о удачном примере эффективного и быстрого преобразования государства социалистического в государство демократическое, которое применяют многопартийную политическую систему и формирует условия рыночной экономики. В современных условиях растущий интерес со стороны научного сообщества к Монголии связан с рядом экономических, стратегических и геополитических факторов. В числе таковых необходимо выделить стратегически выгодное расположение Монголии в глубине Восточной Азии, что делает её центром столкновения интересов наиболее крупных экономик мира.
Одним из наименее освещённых вопросов в истории Монголии является история буддийской монархии периода XX века, в связи с вопросами соотношения религии и государственной власти.
Изучение проблемы взаимоотношения государственной власти и религиозных конфессий важно, а также своевременно, ибо современный этап развития общества в целом характеризуется появлением устойчивого роста интереса к различным типам религиозной практики.
Не смотря на достаточный объём исследований по истории Монголии XX века, необходимо отметить, что целый ряд вопросов освещён на сегодняшний день в недостаточной степени. В качестве одного из таких вопросов нами был выделен вопрос об истории формирования теократии в Монголии, факторах, которые обусловили такое преобразование, механизмы, которые применялись для узаконивания теократической власти, а также роль буддизма в указанных процессах.
Вопросы, связанные с рассмотрением влияния буддистской конфессии на социальные процессы, экономические и политические сферы деятельности общества и государства сохраняют свою актуальность для исследования. Проводимое исследование позволит не только изучить буддизм в качестве фактора, обусловившего формирование государственности Монголии, на также позволит выявить и рассмотреть факторы, поспособствовавшие установлению теократической монархии в Монголии.
Степень изученности проблемы. В изучении буддизма в Монголии условно можно выделить не сколько вех:
Советский период.
• Довоенное время. Большинство работ в данный период основывалось на материалах экспедиций, в том числе и торговых. Стоит отметить исследования Г.Ц. Цыбикова и П.А. Бобрика, в которых проливается свет на установление в Монголии теократической монархии. В этот период многие исследователи приходят к негативной оценке буддийских дацанов в Монголии. К таким исследователям можно отнести А.Т. Якимова, И.Я. Златкина и др. В 1930-е годы в СССР наступил период гонений, как на буддизм, так и на буддологию. В связи с этим многие исследования прекратились, однако такие ученые как Б.Я. Владимирцов продолжали заниматься научной деятельностью.
• Послевоенное время. В послевоенное время вышел ряд крупных работ на истории Монголии, в том числе и взаимоотношение государства с буддизмом. Однако буддизм также в большинстве случаев рассматривался с негативной стороны. Послевоенный период ознаменовался переводами документов, появляются первые статистические данные, происходит систематизация материала. Затрагиваются многие проблемы становления буддизма на территории Монголии. К исследователям данного периода относятся И.М. Майский, Т.Д. Скрынникова, Г.С. Горохова.
Постсоветский период. Появляются новые работы, в которых буддизм перестает рассматривается только с негативной стороны. Пересмотрены многие политические события, происходящие в Монголии. В 2012 г. Р. Т. Сабиров предпринял попытку рассмотреть процесс возрождения буддизма в Монголии после 1990 г. Автор констатирует, что в настоящее время буддизм оказался в новых условиях. Монгольской сангхе удалось преодолеть кризис 1990-х гг. и возродить институты буддизма. Автор приходит к выводу о том, что в последние годы все очевиднее становится тенденция к усилению собственно монгольской сангхи и дистанцированию ее от тибетской.
Из современных исследований буддизма в Монголии необходимо отметить труды Л.Л. Абаевой, С.Л. Кузьмина, Л.Е. Ягнутова и многих других.
Источниковую базу исследования составили документы (очерки, дневники, отчеты), предоставленные исследователями, военными, буддологами и монголоведами, монографии, научные статьи и Интернет - ресурсы по теме исследования.
Источниковую базу данного исследования также составила конституция Монголии: первая в истории страны конституция была принята 26 ноября 1924 года, вторая (ныне действующая) конституция, была принята 13 января 1992 года и вступила в силу 12 февраля того же года.
«Халха-Джирум», памятник монгольского феодального права XVIII в. Служит ценным источником для изучения социально-экономического строя Монголии. В данный документ включены все основные законы и постановления. Эти законы и постановления регулировали внутреннюю жизнь монгольского народа вплоть до провозглашения независимости Монголии в 1911 г.
Объектом исследования работы стало взаимодействие государственной политики Монголии по отношению к буддизму в XX веке.
Предметом исследования являются исторические предпосылки становления и развития буддизма в Монголии и его роль в становлении государственности страны.
Цель работы заключается в анализе предпосылок, процесса и механизмов возникновения и развития буддизма в Монголии, его влияние на внутри- и внешнеполитические, религиозные, идеологические, социальные и экономические факторы, определявшие становление Монголии как государства.
Для достижения поставленной цели исследования был определен следующий ряд задач:
1. Исследовать влияние внешнеполитического фактора на конфессиональную политику Монголии.
2. Выявить влияние буддизма на социальный уклад монгольского общества.
3. Проанализировать основные условия и пути формирования буддийского духовного сословия.
4. Выявить особенности влияния конфессионального фактора на социальные отношения и традиции Монголии.
5. Исследовать ограничение власти и ликвидацию буддийской церкви в XX веке.
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования опирается на рассмотрение сложного исторического процесса посредством принципа системного анализа, предполагает исследование отдельных событий и процессов, происходивших в Монголии XX в. В работе использовались общенаучные и исторические методы исследования. Для выявления характерных качеств буддийской общины в Монголии, применялся метод исторического анализа, происходило обобщение научных фактов, характеризующих буддийскую общину. Для выявления основных характеристик буддийской общины на территории Монголии, использовался метод единства исторического и логического анализа, который подразумевает отбор и обобщение научных фактов. Исследование динамики развития буддизма на территории Монголии потребовало применение историко-сравнительного метода. Этот метод помог выявить особенности развития и влияния северного буддизма на монголов в XX в.
Новизна исследования. В нашем исследовании буддистская конфессия рассматривается в качестве социально-политической структуры, ослабившей светскую власть в государстве, а также в качестве централизованного аппарата государственного управления.
Практическая значимость работы. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе проблемы и выводы могут иметь значение при изучении влияния буддизма на религиозные, культурные, общественные и политические процессы в Монголии в настоящее время.
Апробация. Материалы данной работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
В мировой истории имеется немало примеров того, как религиозная власть берёт верх над светской, что приводило к формированию теократических государств и изменения общественного строя. При этом заметим, что рассмотренная выше ситуация характера для всех религий, вне зависимости от особенностей климата, культурных традиций, технического и технологического развития.
Монголия является одной из самых ранних заселённых людьми территорий, однако постоянного населения практически не имеет, что обусловлено культурными традициями, а также выступает в качестве препятствия освоения территорий. Многие исследователи отмечают, что для указанной территории характерно распространение различных конфессий и религиозных школ, под влиянием которых формировались, рушились и создавались вновь многие государства.
В настоящее время понятия «Монголия» и «буддизм» являются неделимыми и кажется, что так было всегда. Не многие современники знают, что на протяжении тысячелетий монголы и их предшественники были шаманистами (в меньшей мере - тенгрианцами), а с началом формирования государства у собственно монгольских племен они перепробовали на себе все существовавшие тогда религии, но национальной религией с 1911 г. был выбран именно буддизм, хоть и ценой огромных испытаний.
История современной Монголии позволяет говорить о ней как о удачном примере эффективного и быстрого преобразования государства социалистического в государство демократическое, которое применяют многопартийную политическую систему и формирует условия рыночной экономики. В современных условиях растущий интерес со стороны научного сообщества к Монголии связан с рядом экономических, стратегических и геополитических факторов. В числе таковых необходимо выделить стратегически выгодное расположение Монголии в глубине Восточной Азии, что делает её центром столкновения интересов наиболее крупных экономик мира.
Одним из наименее освещённых вопросов в истории Монголии является история буддийской монархии периода XX века, в связи с вопросами соотношения религии и государственной власти.
Изучение проблемы взаимоотношения государственной власти и религиозных конфессий важно, а также своевременно, ибо современный этап развития общества в целом характеризуется появлением устойчивого роста интереса к различным типам религиозной практики.
Не смотря на достаточный объём исследований по истории Монголии XX века, необходимо отметить, что целый ряд вопросов освещён на сегодняшний день в недостаточной степени. В качестве одного из таких вопросов нами был выделен вопрос об истории формирования теократии в Монголии, факторах, которые обусловили такое преобразование, механизмы, которые применялись для узаконивания теократической власти, а также роль буддизма в указанных процессах.
Вопросы, связанные с рассмотрением влияния буддистской конфессии на социальные процессы, экономические и политические сферы деятельности общества и государства сохраняют свою актуальность для исследования. Проводимое исследование позволит не только изучить буддизм в качестве фактора, обусловившего формирование государственности Монголии, на также позволит выявить и рассмотреть факторы, поспособствовавшие установлению теократической монархии в Монголии.
Степень изученности проблемы. В изучении буддизма в Монголии условно можно выделить не сколько вех:
Советский период.
• Довоенное время. Большинство работ в данный период основывалось на материалах экспедиций, в том числе и торговых. Стоит отметить исследования Г.Ц. Цыбикова и П.А. Бобрика, в которых проливается свет на установление в Монголии теократической монархии. В этот период многие исследователи приходят к негативной оценке буддийских дацанов в Монголии. К таким исследователям можно отнести А.Т. Якимова, И.Я. Златкина и др. В 1930-е годы в СССР наступил период гонений, как на буддизм, так и на буддологию. В связи с этим многие исследования прекратились, однако такие ученые как Б.Я. Владимирцов продолжали заниматься научной деятельностью.
• Послевоенное время. В послевоенное время вышел ряд крупных работ на истории Монголии, в том числе и взаимоотношение государства с буддизмом. Однако буддизм также в большинстве случаев рассматривался с негативной стороны. Послевоенный период ознаменовался переводами документов, появляются первые статистические данные, происходит систематизация материала. Затрагиваются многие проблемы становления буддизма на территории Монголии. К исследователям данного периода относятся И.М. Майский, Т.Д. Скрынникова, Г.С. Горохова.
Постсоветский период. Появляются новые работы, в которых буддизм перестает рассматривается только с негативной стороны. Пересмотрены многие политические события, происходящие в Монголии. В 2012 г. Р. Т. Сабиров предпринял попытку рассмотреть процесс возрождения буддизма в Монголии после 1990 г. Автор констатирует, что в настоящее время буддизм оказался в новых условиях. Монгольской сангхе удалось преодолеть кризис 1990-х гг. и возродить институты буддизма. Автор приходит к выводу о том, что в последние годы все очевиднее становится тенденция к усилению собственно монгольской сангхи и дистанцированию ее от тибетской.
Из современных исследований буддизма в Монголии необходимо отметить труды Л.Л. Абаевой, С.Л. Кузьмина, Л.Е. Ягнутова и многих других.
Источниковую базу исследования составили документы (очерки, дневники, отчеты), предоставленные исследователями, военными, буддологами и монголоведами, монографии, научные статьи и Интернет - ресурсы по теме исследования.
Источниковую базу данного исследования также составила конституция Монголии: первая в истории страны конституция была принята 26 ноября 1924 года, вторая (ныне действующая) конституция, была принята 13 января 1992 года и вступила в силу 12 февраля того же года.
«Халха-Джирум», памятник монгольского феодального права XVIII в. Служит ценным источником для изучения социально-экономического строя Монголии. В данный документ включены все основные законы и постановления. Эти законы и постановления регулировали внутреннюю жизнь монгольского народа вплоть до провозглашения независимости Монголии в 1911 г.
Объектом исследования работы стало взаимодействие государственной политики Монголии по отношению к буддизму в XX веке.
Предметом исследования являются исторические предпосылки становления и развития буддизма в Монголии и его роль в становлении государственности страны.
Цель работы заключается в анализе предпосылок, процесса и механизмов возникновения и развития буддизма в Монголии, его влияние на внутри- и внешнеполитические, религиозные, идеологические, социальные и экономические факторы, определявшие становление Монголии как государства.
Для достижения поставленной цели исследования был определен следующий ряд задач:
1. Исследовать влияние внешнеполитического фактора на конфессиональную политику Монголии.
2. Выявить влияние буддизма на социальный уклад монгольского общества.
3. Проанализировать основные условия и пути формирования буддийского духовного сословия.
4. Выявить особенности влияния конфессионального фактора на социальные отношения и традиции Монголии.
5. Исследовать ограничение власти и ликвидацию буддийской церкви в XX веке.
Методология и методы исследования. Методологическая основа исследования опирается на рассмотрение сложного исторического процесса посредством принципа системного анализа, предполагает исследование отдельных событий и процессов, происходивших в Монголии XX в. В работе использовались общенаучные и исторические методы исследования. Для выявления характерных качеств буддийской общины в Монголии, применялся метод исторического анализа, происходило обобщение научных фактов, характеризующих буддийскую общину. Для выявления основных характеристик буддийской общины на территории Монголии, использовался метод единства исторического и логического анализа, который подразумевает отбор и обобщение научных фактов. Исследование динамики развития буддизма на территории Монголии потребовало применение историко-сравнительного метода. Этот метод помог выявить особенности развития и влияния северного буддизма на монголов в XX в.
Новизна исследования. В нашем исследовании буддистская конфессия рассматривается в качестве социально-политической структуры, ослабившей светскую власть в государстве, а также в качестве централизованного аппарата государственного управления.
Практическая значимость работы. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что содержащиеся в работе проблемы и выводы могут иметь значение при изучении влияния буддизма на религиозные, культурные, общественные и политические процессы в Монголии в настоящее время.
Апробация. Материалы данной работы были представлены на IX региональной конференции «Мой выбор - наука», проходившей с 20 по 30 апреля 2022 года в Алтайском государственном университете.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итоги исследования, можно прийти к следующим заключениям, буддизм играет немаловажную роль во всех сферах жизни монгольского народа и является неотъемлемой его частью. Северный буддизм глубоко впиталась в бытие, культуру, психику, национальное самосознание монголов, и он в качестве хранителя традиций выполняет в обществе функцию устойчивости.
Буддизм школы «желтошапочников» проникнув на территорию Монголии сумел прочно закрепиться за относительно небольшой промежуток времени. Одной из причин тому стало толерантность, открытость и терпимость к другим верованиям, буддизм вступал в симбиоз с местными верованиями и традициями. Дацаны стали являться центрами научной жизни, в них переводились священные писания, создавались сохранялись произведения искусства монгольского общества.
Во многом самобытная культура, язык, письменность Монголии сохранилась благодаря дацанам. Буддийские монастыри стали центрами развития наук, обучения, также они способствовали развитию городов. В них переводились священные писания, совершались богослужения, в монастырях хранились шедевры искусств монголов.
Распространение и укоренение северного буддизма инициировалось маньчжурскими властями для подчинения монголов и ослабления светской власти. Однако, буддизм, который изначально распространялся в противовес светской власти, впоследствии стал альтернативой и полностью ее заменил. Последователи буддизма в Монголии сформировали отдельную социальную прослойку общества, включившую в себя духовных феодалов, простых лам и крепостных. Несмотря на то, что буддийская иерархия монгольского духовенства не имела единого управления, именно духовный лидер стал тем объединяющим звеном, который сработал и привел буддийскую общину к управлению государством.
Стоит отметить, что буддизм, проникая в Монголию смог, полностью адаптироваться к местным верованиям, традициям и слиться с ними в одно. Для северного буддизма, распространённого на территории Монголии, характерна большая насыщенность его практики добуддийскими верованиями, обрядами и представлениями, также монашество играло большую роль в достижении спасения.
Как уже говорилось ранее, буддийские монастыри становились центрами оседлой жизни. В дацанах открывались школы, типографии, ремесленные мастерские. Они играли огромную роль в общественной жизни страны.
Северный буддизм в Монголии, начиная с ХУТ века и вплоть до социалистических преобразований, представлял собой сильнейший институт власти. В период социализма буддизму пришлось пережить серьезные трансформации структуры монгольской сангхи. До 1924 годы во главе монгольской сангхи стояли ламы-перерожденцы. Под влияние социалистического правительства прекратились поиски хутухты (лам- перерожденцев). Однако, после открытия дацана Гандан, главой монгольской сангхи стал хамбо-лама этого дацана, в 1944 году. Нужно заметить, что данная структура сангхи сохранилась и в постсоциалистической Монголии.
Религия и после 90-х г. ХХ в. имеет большое воздействие на общественное сознание монголов, что в свою очередь имеет воздействие на политические процессы.
После 1990 года большое внимание исследователи уделяли вопросу пересмотра периода социализма в Монголии. Связанно это было с тем, что было обнародовано большое количество результатов антирелигиозной компании, на основе которых исследователи ошибочно делали выводы, что буддизм в социалистической Монголии был полностью ликвидирован. Однако эти выводы можно назвать спорными, потому как имеются данные о сохранении буддизма как минимум на бытовом уровне, таким образом практика северного буддизма на территории Монголии не прекращалась.
Одним из главных факторов демократизации в 80-х - 90-х годах стало возвращение религиозных институтов в общественность, так называемый процесс религиозного возрождения. Кроме традиционной школы Гелуг, свое распространение стали получать и другие школы буддизма, например Ньингма, Кагью. В этот период также стали появляться женские буддийские монастыри.
Так называемая «перестройка» послужила импульсом демократических изменений в общественной жизни Монголии. За время демократии были достигнуты большие успехи в развитии буддизма. Разрушенные во время социалистических преобразований буддийские монастыри восстанавливались, также было построено достаточно большое количество новых дацанов. Примером может служить построенный Бакулой Ринпоче дацан Бэтуб в Улан-Баторе; восстановленный буддийский монастырь Амарбаясгалант в Селенгинском аймаке, который восстановил Гуру Дава Ринпоче и др. Четвертая Конституция, принятая в 1992 году, обеспечивала свободу вероисповедания и регулировала взаимоотношения между религией и государством. Одним из важнейших факторов возрождения буддизма в Монголии стало стремление монгольских буддистов уйти от тибетской сангхи и построить свою собственную, независимую от внешних влияний национальную монгольскую сангху.
С начала 1990 года северный буддизм в Монголии стал выступать в качестве национальной религии. Буддизм, став национальной религией монголов, стал частью национальной идентификации народа. Но стоит заметить, что буддизм не получил статус официальной религии в государстве. С одной стороны, это связано с нежеланием политических лидеров разделять полномочия правления с религией, с другой произошедшими изменениями в отношении населения страны к роли религии в общественной жизни.
После ухода от тоталитарного режима была утверждена новая Конституция Монголии. В 16 статье говориться о том, что каждый гражданин имеет право на исповедование любой религии. Вскоре также был утвержден закон "Об отношениях государства и монастырей".
Подводя итоги, можно сказать о том, что роль буддизма на современном этапе Монголии сильно отличается от периода начала ХХ века. Если раньше буддизм рассматривался с точки зрения религиозных верований и догматов, то сейчас в большей степени как этнополитический фактор.
На данный момент монгольское правительство содействует восстановлению буддийской сангхи и ее развитию, обеспечивая тем самым сохранение много вековых традиций монгольского народа. Отличительной чертой современной Монголии можно выделить наличие разнообразных подходов к распространению и изучению практик буддизма. Еще пол века назад северный буддизм существовал только в дацанах и был представлен преимущественно школой «желтошапочников». Сейчас же помимо традиционной школы Гелуг, свое распространение стали получать и другие школы буддизма, например Ньингма, Кагью.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что позиции в государстве не только укрепляются, но и стремятся к главенствующей роли. Буддийская сангха становится все более самостоятельной и независимой. Монголия имеет большую возможность стать первым буддийским, демократическим государством мира. Это напрямую зависит от правильного выбранного политического курса развития страны.
Однако, актуальным для государства остается ряд вопросов затрагивающие снятие с буддийских дацанов и духовенства налогообложения.
Буддизм школы «желтошапочников» проникнув на территорию Монголии сумел прочно закрепиться за относительно небольшой промежуток времени. Одной из причин тому стало толерантность, открытость и терпимость к другим верованиям, буддизм вступал в симбиоз с местными верованиями и традициями. Дацаны стали являться центрами научной жизни, в них переводились священные писания, создавались сохранялись произведения искусства монгольского общества.
Во многом самобытная культура, язык, письменность Монголии сохранилась благодаря дацанам. Буддийские монастыри стали центрами развития наук, обучения, также они способствовали развитию городов. В них переводились священные писания, совершались богослужения, в монастырях хранились шедевры искусств монголов.
Распространение и укоренение северного буддизма инициировалось маньчжурскими властями для подчинения монголов и ослабления светской власти. Однако, буддизм, который изначально распространялся в противовес светской власти, впоследствии стал альтернативой и полностью ее заменил. Последователи буддизма в Монголии сформировали отдельную социальную прослойку общества, включившую в себя духовных феодалов, простых лам и крепостных. Несмотря на то, что буддийская иерархия монгольского духовенства не имела единого управления, именно духовный лидер стал тем объединяющим звеном, который сработал и привел буддийскую общину к управлению государством.
Стоит отметить, что буддизм, проникая в Монголию смог, полностью адаптироваться к местным верованиям, традициям и слиться с ними в одно. Для северного буддизма, распространённого на территории Монголии, характерна большая насыщенность его практики добуддийскими верованиями, обрядами и представлениями, также монашество играло большую роль в достижении спасения.
Как уже говорилось ранее, буддийские монастыри становились центрами оседлой жизни. В дацанах открывались школы, типографии, ремесленные мастерские. Они играли огромную роль в общественной жизни страны.
Северный буддизм в Монголии, начиная с ХУТ века и вплоть до социалистических преобразований, представлял собой сильнейший институт власти. В период социализма буддизму пришлось пережить серьезные трансформации структуры монгольской сангхи. До 1924 годы во главе монгольской сангхи стояли ламы-перерожденцы. Под влияние социалистического правительства прекратились поиски хутухты (лам- перерожденцев). Однако, после открытия дацана Гандан, главой монгольской сангхи стал хамбо-лама этого дацана, в 1944 году. Нужно заметить, что данная структура сангхи сохранилась и в постсоциалистической Монголии.
Религия и после 90-х г. ХХ в. имеет большое воздействие на общественное сознание монголов, что в свою очередь имеет воздействие на политические процессы.
После 1990 года большое внимание исследователи уделяли вопросу пересмотра периода социализма в Монголии. Связанно это было с тем, что было обнародовано большое количество результатов антирелигиозной компании, на основе которых исследователи ошибочно делали выводы, что буддизм в социалистической Монголии был полностью ликвидирован. Однако эти выводы можно назвать спорными, потому как имеются данные о сохранении буддизма как минимум на бытовом уровне, таким образом практика северного буддизма на территории Монголии не прекращалась.
Одним из главных факторов демократизации в 80-х - 90-х годах стало возвращение религиозных институтов в общественность, так называемый процесс религиозного возрождения. Кроме традиционной школы Гелуг, свое распространение стали получать и другие школы буддизма, например Ньингма, Кагью. В этот период также стали появляться женские буддийские монастыри.
Так называемая «перестройка» послужила импульсом демократических изменений в общественной жизни Монголии. За время демократии были достигнуты большие успехи в развитии буддизма. Разрушенные во время социалистических преобразований буддийские монастыри восстанавливались, также было построено достаточно большое количество новых дацанов. Примером может служить построенный Бакулой Ринпоче дацан Бэтуб в Улан-Баторе; восстановленный буддийский монастырь Амарбаясгалант в Селенгинском аймаке, который восстановил Гуру Дава Ринпоче и др. Четвертая Конституция, принятая в 1992 году, обеспечивала свободу вероисповедания и регулировала взаимоотношения между религией и государством. Одним из важнейших факторов возрождения буддизма в Монголии стало стремление монгольских буддистов уйти от тибетской сангхи и построить свою собственную, независимую от внешних влияний национальную монгольскую сангху.
С начала 1990 года северный буддизм в Монголии стал выступать в качестве национальной религии. Буддизм, став национальной религией монголов, стал частью национальной идентификации народа. Но стоит заметить, что буддизм не получил статус официальной религии в государстве. С одной стороны, это связано с нежеланием политических лидеров разделять полномочия правления с религией, с другой произошедшими изменениями в отношении населения страны к роли религии в общественной жизни.
После ухода от тоталитарного режима была утверждена новая Конституция Монголии. В 16 статье говориться о том, что каждый гражданин имеет право на исповедование любой религии. Вскоре также был утвержден закон "Об отношениях государства и монастырей".
Подводя итоги, можно сказать о том, что роль буддизма на современном этапе Монголии сильно отличается от периода начала ХХ века. Если раньше буддизм рассматривался с точки зрения религиозных верований и догматов, то сейчас в большей степени как этнополитический фактор.
На данный момент монгольское правительство содействует восстановлению буддийской сангхи и ее развитию, обеспечивая тем самым сохранение много вековых традиций монгольского народа. Отличительной чертой современной Монголии можно выделить наличие разнообразных подходов к распространению и изучению практик буддизма. Еще пол века назад северный буддизм существовал только в дацанах и был представлен преимущественно школой «желтошапочников». Сейчас же помимо традиционной школы Гелуг, свое распространение стали получать и другие школы буддизма, например Ньингма, Кагью.
Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод, что позиции в государстве не только укрепляются, но и стремятся к главенствующей роли. Буддийская сангха становится все более самостоятельной и независимой. Монголия имеет большую возможность стать первым буддийским, демократическим государством мира. Это напрямую зависит от правильного выбранного политического курса развития страны.
Однако, актуальным для государства остается ряд вопросов затрагивающие снятие с буддийских дацанов и духовенства налогообложения.
Подобные работы
- Просопография российских исследований Тибета конца XIX - начала XX века
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ в 20-40-х годах XX века
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Социальные преобразования в Монголии в 20-40-х годах XX века
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ
в 20-40-х годах XX века
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Поэты монгольского андеграунда конца ХХ века
Бакалаврская работа, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - Поэты монгольского андеграунда конца ХХ века
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Индийские мотивы в русской литературе XX века
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - ВОЛГО-ДОНСКОЙ РЕГИОН: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РПЦ НА АЛТАЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ.
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020



