Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ

Работа №89003

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

муниципальное право

Объем работы113
Год сдачи2022
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 15
1.1 «Революция роз» и ее влияние на российско-грузинские отношения 15
1.2. «Оранжевая» революция на Украине и ее влияние на украинский
внешнеполитический курс 25
1.3. «Революция тюльпанов» в Кыргызстане: попытка США закрепиться в
Центральной Азии 33
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА 40
2.1 Теоретико-правовой анализ понятия «санкции» 40
2.2 Экономические взаимоотношения России и Грузии в контексте
двусторонних ограничительных мер 45
2.3 Экономическое сотрудничество межу Украиной и Россией под влиянием
взаимных торгово-финансовых ограничений 51
2.4 Евразийский экономический союз под влиянием антироссийских санкций и российские контрсанкции как способ преодоления торгово-финансовых ограничений 61
ГЛАВА 3. ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА 71
3.1. Русская культура и язык как ресурс «мягкой силы» РФ 71
3.2. Образование как фактор интеграции в СНГ. 79
3.3. Миграция как фактор гуманитарного сотрудничества СНГ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 111

Актуальность. Процесс интеграции бывших союзных республик продолжается уже более 25 лет. Распад СССР определил новые реалии функционирования международной системы отношений, при которой становление новых государств проходило в составе региональных организаций. Создание СНГ, а также других сообществ было направлено на приспособление бывших союзных республик к качественно новому этапу развития международных отношений. Главы государств-участников Содружества понимали, что первостепенными задачами являются создание прочной экономической системы внутри государства и поддержание уровня конкурентоспособности на мировом рынке. Необходимо отметить, что в одиночку решение данных задач почти невозможно в силу определенных факторов. В связи с этим образовались первые экономические союзы - Таможенный союз и ЕврАзЭС, в рамках которых главами государств ведется диалог по созданию единого экономического пространства. Сложным представлялся и вопрос обеспечения безопасности границ, который также стал мотивом объединения в региональные союзы на постсоветском пространстве. Так, Организация Договора о коллективной безопасности стала площадкой, целями которой являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
В своем развитии региональные союзы претерпевали как количественные изменения (изменение количества участников), так и качественные (усложнение функционально-структурного механизма и взаимоотношений между членами-участницами). На успешность интеграционных процессов постсоветского пространства влияет характер взаимодействия стран-участниц Содружества Независимых Государств, а также других региональных организаций. В свою очередь межгосударственное взаимодействие подвержено воздействию множества факторов. К таким относятся внутренние, связанные с изменением социально-политической обстановки внутри любого из государств-членов, а также внешние, представляющие собой вмешательство третьих стран и (или) исходящую от них угрозу. Российская Федерация выступает лидером региональных объединений. Западный мир видит в ее внешней политике по отношению к бывшим союзницам империалистические устремления, поэтому вмешивается в процесс интеграции постсоветского пространства. С целью ослабления влияния России среди стран СНГ США использовали инструменты политического и экономического характера. Первые были связаны с мобилизацией оппозиции в странах ближнего зарубежья, что приводило к «революционным» событиям в период выборов. Внедрение экономических механизмов влияния преимущественно связано с кризисом в российско-украинских отношениях. После событий 2014 года ЕС, США и Украина переходят к антироссийской санкционной политике. В условиях новой «холодной войны» с Западом Россией для сохранения своего влияния была сформирована концепция «мягкой силы», которая представляет собой гуманитарное сотрудничество со странами СНГ. В связи с этим представляется важным изучение влияния факторов нестабильности на процессы интеграции постсоветских стран, а также степень эффективности проводимой внешней политики в отношении стран ближнего зарубежья.
Степень изученности. После распада СССР на его территории образовались несколько независимых государств, а также их союзы - СНГ, ОДКБ, ЕАЭС, ГУАМ. Вопрос развития постсоветского пространства рассматривается многими исследователями. Анализ функционирования региональных объединений проводится с позиций влияния внешних и внутренних факторов, а также способности бывших союзниц это влияние минимизировать.
Влияние геополитических факторов, а именно «цветных революций» на интеграцию стран-участниц СНГ находится в области исследования многих ученых. Подробно события начала 2000-х гг., которые происходили в бывших советских республиках, были изучены Прокофьевым А.В. Исследователь анализирует прежде всего внутренние причины и условия, способствовавшие успешному протеканию «цветных революций». Сравнивая социально-политические системы государств-участников СНГ, он приходит к выводу о том, что именно в Украине, Грузии и Киргизии, где вся власть была сосредоточена в руках президента, в случае потери им своего влияния, политическая система разрушается. При этом, Прокофьев А.В. отмечает тот факт, что в вышеупомянутых государствах к началу 2000-х гг. сформировались наиболее свободные режим, чем в других постсоветским странах, в связи с чем осуществление митингов и акций протестов становилось возможнее . Токмаков А.Д в своей работе отмечает влияние не только внутренних противоречий, но и внешних сил на развитие событий «цветных революции» на территории СНГ. В связи с этим «цветные революции» многими исследователями рассматриваются в качестве элемента «мягкой силы». Арапов И.А, Арямова А.Д., Наумов А.О., Емельянов В.А исследовали внешнеполитическую деятельность США на пространстве СНГ. Не последняя роль в успехе оппозиции Украины, Грузии и Киргизии отводится неправительственным, прежде всего молодежным, организациям , которые получали всестороннюю поддержку от зарубежных НПО и фондов. Следует отметить исследователей, которые занимались непосредственно изучением вопроса влияния смены власти в 2000-х гг. в постсоветских республиках на процесс их включения в пророссийскую систему интеграции . С приходом прозападных президентов к власти на Украине и в Грузии значительно изменили характер их взаимоотношений с Россией - от политики балансирования к антироссийскому курсу.
К негативным факторам влияния на интеграцию стран постсоветского пространства также относятся санкции экономического характера, как между странами-участницами СНГ, так и внешние, вводимые ЕС и США. Теоретический аспект изучения санкций отражен в работах Маринича С.В., Кёхлера Х., Лукашука И.И. Данные работы посвящены исследованию понятия «санкции», а также фактора принуждения, как основной функции санкционной политики. Так, И.И. Лукашук отмечает, что термин «санкция» используется для обозначения принудительных мер, принимаемых международными организациями, особенно на основании главы VII Устава ООН. Анализ влияния ввода экономических санкций на межгосударственные отношения проводился в работах многих исследователей. В.О. Кривицкий в статье «Геоэкономические интересы Российской Федерации в Республике Грузия» приходит к выводу о том, что санкции, конечно, оказали негативное влияние на экономическое сотрудничество стран, снизив долю товарооборота . Однако полного прекращения взаимодействия не наблюдалось, более того в финансовом секторе изменений в худшую сторону в период конфронтации не произошло. Работа В.Папавы «Экономическая составляющая российско-грузинского конфликта» содержит тезис о том, что несмотря на возникающие проблемы странам удалось сохранить выгодные друг для друга экономические взаимоотношения. Более того, автор склонен к тому, что у этого тандема существуют перспективы для налаживания дальнейшего сотрудничества в целом. Российско-грузинские отношения в сфере торговли и финансов представляются взаимовыгодными, поэтому при всех политических трениях, экономическое сотрудничество оказывается гибкой структурой для налаживания отношений. Однако таких же выводов нельзя сделать, анализируя российско-украинские отношения. Так, автор статьи «Российско-украинские торгово-экономические отношения: последние тренды и влияние на экономику Украины» М.М. Бороденко проводит анализ трансформации экономического сотрудничества России и Украины после 2014 года и приходит к выводу о том, что произошло значительное снижение показателей взаимной торговли, а в связи с продолжающейся конфронтацией их дальнейшего наращивания не предвидится. В статье «Торгово-экономические отношения России и Украины» В.М. Хлыпалова и К.И. Тлий можно проследить тезис о том, что ввод санкций и политический конфликт приводят к тому, что российско- украинское торговое сотрудничество имеет тенденцию ухудшения, которая будет продолжаться, пока Евросоюз и США перестанут использовать Украину как рычаг давления на Россию. В своей работе «Российско- украинские отношения на современном этапе» В.П. Зиновьев и Е.Ф. Троицкий придерживаются мнения о том, что улучшения межгосударственного сотрудничества, в том числе в торгово-финансовой сфере, не стоит ждать, пока не произойдет смена политический настроений внутри Украины.
Предметом исследования является региональная интеграция стран постсоветского пространства под влиянием факторов внешнеполитической нестабильности.
Объектом исследования выступают межгосударственные экономико-политические взаимоотношения России и стран постсоветского пространства.
Цель исследования заключается в анализе влияния факторов внешнеполитической и экономической угрозы на процесс развития интеграции в рамках СНГ.
Задачи:
1. Определить факторы геополитической и экономической нестабильности в пространстве СНГ;
2. Провести теоретический анализ феномена «цветных революций»;
3. Определить влияние результатов «цветных революций» на отношения России с Грузией, Украиной и Киргизией;
4. Провести теоретико-правовой анализ понятия «санкции»;
5. Проанализировать влияние санкционной политики на отношения России с Грузией и Украиной;
6. Проанализировать влияние факторов нестабильности на процесс интеграции постсоветского пространства;
7. Рассмотреть факторы гуманитарного сотрудничества России и стран- участниц региональных союзов постсоветского пространства;
8. Определить факторы «мягкой силы», используемые Россией на постсоветском пространстве, а также характер их влияния на интеграцию в сфере гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
Территориальные рамки исследования охватывают геополитическое пространство стран-участниц СНГ, преимущественно России, Украины и Грузии.
Хронологические рамки охватывают период существования Содружества независимых государств - с 1991 г. по 2019 г. Для объективности исследования была выбрана нижняя граница рамок, которая относится к докризисному и доковидному периоду.
Методологическая база исследования.
Теоретический анализ процессов, происходящих в международной политике, получил активное научное обсуждение в XX веке и продолжается в настоящее время, поскольку научные теории в данной сфере основаны на явлениях и фактах, уже получивших конкретное исторической воплощение. Одной из самых популярных теорий, анализирующих процессы международной политики, является теория политического реализма, получившая начало еще в античную и средневековую эпохи. Сущность данной теории состоит в учете реальных факторов международной политики: индивидуализация международных стратегий государств, учет географических и стратегических факторов в международной политике, отсутствие упорядоченных международных структур как платформ принятия решений на международной арене.
Данная теория объясняет поведение основных игроков на международной арене, но, на наш взгляд, умоляет значимость международных институтов, оказывающих влияние на межгосударственные отношения, в частности деятельность международных организаций.
Анализируя теоретические доктрины международной политики, мы не можем не сказать о теории политического либерализма, которая подходит к анализу современной ситуации с большим признанием факторов международной действительности. Теоретики данного направления отвергают анархическую конгломерацию в международных отношениях, отдавая предпочтение сложноорганизованным системам, ориентированным не только на учет интересов национальной безопасности государств, входящих в определенную систему, но, прежде всего, экономическим, политическим и культурным факторам . Как показывает последнее десятилетие, межгосударственные союзы во время своей организации не отходят от задачи обеспечения национальной и региональной безопасности. Ввиду этого обстоятельства либеральные и неолиберальные доктрины не соответствуют современным реалиям.
Обобщая опыт методологического осмысления международно-политической теории, мы должны заметить, что методология, используемая нами, должна учитывать две противоположные реалии. С одной стороны, в современной международной политике присутствуют союзы государств, выстраивающие политику с учетом национальных интересов государств - участников союза, как, например, СНГ. С другой стороны, молниеносно развиваются блоковые системы межгосударственного взаимодействия, которые позиционируют независимость государств, входящих в блок, но на самом деле проводят жесткую унитарную политику, как, например, НАТО.
Наличие противоположных по своей сути систем, обуславливает такие внешнеполитические реалии, которые не могут функционировать в бесконфликтном политическом поле, а также будут формировать транссистемные основания международной политике. В связи с этим, мы должны обратить внимание на методологию многофакторного анализа, учитывающую современные политические реалии. Такой методологической теорией является, по мнению автора работы, теория «управляемого хаоса».
Согласно данной теории система международных отношений, а также межгосударственные союзы и практика их взаимодействия подчинены принципу самоорганизующейся критичности. В соответствие с этим принципом, межгосударственная система эволюционирует до критической стадии, на которой незначительное, либо малозначительное событие вызывает цепную реакцию, способную затронуть элементы системы и даже разрушить её. Как отмечал один из теоретиков применения синергетической парадигмы к исследованию международных процессов С. Манн «Теория управляемого хаоса предоставляет такие научные основы и возможности, которые позволяют объяснить и понять многочисленные турбулентности и беспорядок в этом мире. Четкое описание того, что нас окружает, дает, в свою очередь, возможность таких стратегий, в которых заложены и учтены интересы разных субъектов, акторов и игроков».
Практическими результатами применения данной теории стали «цветные революции», охватившие постсоветское пространство в начале 2000-х гг. В следствие проводимых внешними силами мероприятий по демократизации бывших советских республик политические процессы в пространстве СНГ приобрели характер хаотичности. Сложившаяся система политико-экономических отношений между странами-участницами Содружества отличается нелогичностью: в периоды крайней политической нестабильности экономическое сотрудничество не прекращается. Несмотря на то, что в моменты нестабильности фактор взаимозависимости экономик стран СНГ позволяет России контролировать приоритетный для ее интересов регион, интеграционные процессы в СНГ нельзя охарактеризовать системными и законченными. Таким образом, традиционные подходы к изучению процессов интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве не способны ответить на ряд изучаемых вопросов. Теория управляемого хаоса раскрывает сущность сформированной системы отношений стран СНГ, а также влияния на нее внешних факторов.
В исследовательской работе также были использованы следующие научные методы: индукции, сравнительного анализа, факторного анализа, системного анализа, синтеза и абстрагирования. С помощью анализа была изучена теоретическая база исследования. Синтез помогает объединить все условия и причины, влияющие на взаимоотношения государств. Абстрагирование необходимо для того, чтобы рассматривать влияние политических и экономических факторов на взаимоотношения России с Грузией и Украиной.
Источниковая база преимущественно состоит из нормативно-правовых актов международного, межгосударственного и национального уровней. Устав СНГ от 22.01.1993 г. позволяет проанализировать принципы, на которых основывается сотрудничество его стран-участниц. Эту же функцию выполняют двусторонние договоры, заключенные между странами постсоветского пространства. Источники правового характера США - Национальная стратегия безопасности США (1997) и Закон о поддержке свободы (1992) - позволяют определить задачи их внешней политики в странах СНГ. Анализ российского законодательства способствует выявлению теоретико-правовых принципов сотрудничества России со странами СНГ. К таким нормативно-правовым актам можно отнести Концепцию внешней политики РФ от 30.11.2016, Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Концепцию государственной политики РФ, законодательство в сфере миграции т.д.
Вторым важным для данного исследования видом источников являются Интернет-ресурсы. К таким относятся новостные порталы, официальные сайты региональных организаций и их структурных органов, а также сайты, располагающие статистическими данными. Использование вышеупомянутых источников необходимо для повышения объективной составляющей работы.
Новизна исследования заключается в попытке проведения комплексного изучения факторов внешнеполитической нестабильности СНГ. В частности, под геополитическими факторами в данной работе подразумеваются международно-политические результаты «цветных революций», а под экономическими - последствия санкционной политики. Санкционная политика в современной науке рассматривается как фактор политического давления. В связи с этим автор рассматривает гипотезу о том, что интеграция на постсоветском пространстве в большей степени подвержена влиянию политических факторов, а не экономических. Более того, периоды политической нестабильности хоть и характеризовались снижением показателей экономического взаимодействия, но полного разрыва торгово-финансовых отношений не происходило. Проведенное исследование приводит к выводу о том, что, если экономическое сотрудничество является взаимовыгодным, то оно будет иметь примат над политической сферой взаимодействия.
Практическая значимость работы заключается в том, что изложенные в ней материалы могут быть использованы в изучении процессов интеграции и дезинтеграции на постсоветском пространстве, создании лекционных и семинарских курсов, связанных с проблематикой международной и региональной интеграции.
Апробация исследования. Осуществлялась в формате участия в VI региональной молодежной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2019) и публикации в сборнике по итогам ее работы ; участия в Международном молодежном форуме «Ломоносов 2020» и публикации в сборнике по итогам ее работы ; в XXVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов» на базе региональной площадки «Вернадский - Алтайский край» (Барнаул, 2020); участия в XXII научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь - Барнаулу» (2020); участия в Международном молодежном форуме «Ломоносов 2021» и публикации в сборнике по итогам ее работы ; участия в VIII региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2021); участия в 63-й Международной сетевой научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации» (Бишкек, 2021) и публикации в сборнике по итогам ее работы ; участия в IX региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!» (Барнаул, 2022); участия в Международной научно-практической конференции «XII Ломоносовские чтения», посвященной Дню таджикской науки и 30-летия установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией и публикации в сборнике по итогам ее работы .
Структура выпускной квалификационной работы соответствует избранной цели и связанным с ней задачам. Композиция исследования структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С момента распада СССР прошло почти 30 лет. На протяжении этих лет на постсоветском пространстве в разных формах происходит процесс интеграции. Новообразовавшиеся государства ощущали на себе последствия краха единой экономической и политической системы, что и побудило их объединить усилия по преодолению кризиса 1990-х гг. Создание СНГ и углубление интеграции в ряде других сотруднических структурах должно было привести к формированию качественно нового пространства в евразийском регионе. Однако геополитические и экономические факторы влияния третьих стран значительно изменили отношения России с ее ближайшими союзниками.
Сотрудничество России и Грузии после 1991 г. имело противоречивый характер. В правящих кругах не было выработано однозначной политики в отношении Москвы. «Революция роз» и приход прозападного президента к власти способствовали смене внешнеполитического курса Грузии, в связи с чем соблюдалась определенная дистанция в отношении России. Напряжение между двумя бывшими союзницами усилилось после введения взаимных экономических санкций. После конфликта 2008 года Грузия разорвала дипломатические отношения и вышла из СНГ. На несколько лет российско- грузинские отношения характеризовались лишь экономическим сотрудничеством. Несмотря на то, что дипломатические отношения были восстановлены спустя 5 лет, Грузия в состав СНГ не вернулась, как и не стала участником других пророссийских проектов по интеграции бывших союзных республик. Более того, признание независимости Южной Осетии и Абхазии все еще остается болевой точкой в двусторонних отношениях России и Грузии.
Россия при создании СНГ надеялась на укрепление связей со своими братскими республиками - Белоруссией и Украиной. Если с первой уже за первые 10 лет ей удалось прийти к идее углубленной интеграции, то вторая не спешила к возобновлению тесного сотрудничества. Напряжение в российско-украинских отношениях прослеживалось уже в 1990-х гг.: остро стоял вопрос Черноморского флота и Крыма, Украина не подписала Устав СНГ, а также была запущена череда «газовых» конфликтов. После событий «оранжевой революции» пришедший к власти В.Ющенко взял курс на евроинтеграцию, которая сопровождалась политикой украинизации страны. В этот период по инициативе украинской стороны значительно активизировалась деятельность стран-участниц ГУАМ. В 2013 году снова произошли социально-политические волнения на Украине, основывающиеся на прозападных настроениях. События Крымской весны привели к длительной конфронтации не только двух бывших союзниц, но и западного мира и России.
Необходимо отметить роль внешних сил в осуществлении «цветных революций». С одной стороны, западными НПО был запущен процесс мобилизации оппозиционных слоев населения. С другой, поддерживалась пришедшая властная элита, настроенная на тесное взаимодействие с США и ЕС в фокусе построения демократии. Автор склоняется к тому, что Грузия и Украина стали объектами применения ресурсов «мягкой силы» США, в результате чего внешнеполитический курс обеих значительно изменил свое направление - от политики балансирования к обретению независимости от России.
Провозглашая создание Содружества Независимых Государств, страны бывшего СССР стремились к созданию единого экономического пространства. Прошло почти 30 лет, а утверждать тот факт, что эта цель была достигнута, не совсем правильно. Экономическая интеграция стран постсоветского пространства ощущает на себе влияние как внешних, так и внутренних санкций. К последним относятся вводимые двусторонние ограничения между Россией и ее ближайшими союзницами. В настоящее время интеграция в рамках ЕАЭС в большей степени подвержена влиянию внешних санкций. В условиях подсанкционного положения России, ЕАЭС в значительной мере лишилась тех ресурсов, что были у ее лидера раньше. Более того, были обнажены проблемы взаимодействия и согласованности политики союзниц. Развитие ЕАЭС как главной экономической региональной структуры постсоветского пространства во многом зависит от того, входит ли в национальные интересы его участниц углубление интеграционных процессов в рамках пророссийского вектора.
После распада СССР Россия главным образом была заинтересована в сотрудничестве со своими бывшими союзницами. В XXI веке основой влияния одного государства на другие выступает не только военно-политическая сила и высокий уровень экономического развития, но и ресурсы «мягкой силы». В 1990-х гг. обозначилась необходимость налаживания гуманитарного сотрудничества со странами СНГ, была сформирована нормативно-правовая база, учреждены соответствующие органы, занимающиеся учреждением совместных программ. Традиционными сферами влияния остаются образование, трудовая миграция, культура и сотрудничество с соотечественниками. Именно эти инструменты необходимо использовать для минимизации воздействия негативных политических и экономических факторов на процесс объединения республик пространства СНГ. В сложившейся сложной международной обстановке говорить о исключительной эффективности гуманитарного сотрудничества сложно, однако, принимая во внимание опыт взаимодействия России с Центрально - азиатскими республиками, стоит рассмотреть возможные варианты использования «мягкой силы» в отношении других участников СНГ.



1. Приказ Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" от 17.11.2020[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Консорциум Кодекс»[сайт]. URL:https://docs.cntd.ru/document/5664868257markeF65A0IQ(дата обращения: 14.04.2022)
2. Концепция внешней политики Российской Федерации от 30.11.2016 г.[Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ[сайт]. URL: https://sudact.ru/law/ukaz-prezidenta-rf-ot-30112016-n-640/kontseptsiia-vneshnei-politiki-rossiiskoi-federatsii/(дата обращения: 14.04.2022)
3. Федеральный закон №488 "О промышленной политике в Российской
Федерации" от 31.12.2014 г.[Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-правовое обеспечение[сайт].URL:
https://base.garant.ru/70833138/(дата обращения: 12.04.2022)
4. Указ Президента «О применении отдельных специальных
экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» №560 от 6.08.2014 г.[Электронный ресурс] // Президент России[сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/46404(дата
обращения: 13.04.2022)
5. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014
г.[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс[сайт].
URL: http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163855/ (дата
обращения: 14.04.2022)
6. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года от 13.06.2012 г.[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Консорциум Кодекс»[сайт]. URL:https://docs.cntd.ru/document/902352946(дата обращения: 14.04.2022)
7. Военная доктрина Российской Федерации от 5.02.2010[Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России[сайт]. URL: http: //www.kremlin.ru/supplement/461(дата обращения: 03.04.2022)
8. Меморандум о намерениях Российской Федерации и Кыргызской Республики по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских
формирований на территории Кыргызской Республики, и размещению дополнительного российского воинского контингента на территории Кыргызской Республики от 01.08.2009[Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России[сайт]. URL:
http://www.kremlin.ru/supplement/149(дата обращения: 03.04.2022)
9. Соглашение о Совете по гуманитарному сотрудничеству государств — участников содружества независимых государств соглашение СНГ от 28 ноября 2006 г.[Электронный ресурс]// Межгосударственый фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств[сайт]. URL:http://www.mfgs-sng.org/sgs/soglashenie/(дата обращения: 14.04.2022)
10. ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 18.07.2006 г.[Электронный ресурс] // Гарант: информационно - правовое обеспечение. URL:https://base.garant.ru/12148410/(дата обращения: 14.04.2022)
11. ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006 г.[Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовое обеспечение. URL:
https://base.garant.ru/12148419/(дата обращения: 14.04.2022)
12. Государственная программа по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом[Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 135348/9cf95e1cef34d74eca9a5792671 e8c9e40db0c88/(дата обращения: 14.04.2022)
13. Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств от 25.05.2006 г.[Электронный ресурс] // Межгосударственый фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств[сайт]. URL:http://www.mfgs-sng.org/mfgs/dogovor/(дата обращения: 14.04.2022)
14. Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях от 18.10.2002г.[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Консорциум Кодекс»[сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901857022(дата обращения: 14.04.2022)
15. Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993
г.[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов «Консорциум Кодекс»[сайт]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1903017(дата обращения: 14.04.2022)
16. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между
Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 16.07.1992 г.[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно¬технических документов «Консорциум Кодекс»[сайт]. URL:
https://docs.cntd.ru/document/901764295(дата обращения: 14.04.2022)
17. Соглашение о принципах урегулирования грузинско-осетинского конфликта от 24.06.1992 г.[Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации[сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1902246(дата обращения: 03.04.2022)
18. Устав Организации Объединенных Наций от 24.10.1945 г.[Электронный ресурс]// Организация Объединенных наций [сайт]. URL: https: //www.un. org/ru/charter-united-nations/(дата обращения: 08.04.2021)
19. Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики
(пакт Бриана-Келлога) от 27.08.1928 г.[Электронный ресурс]//
СопесДощ[сайт]. - URL:https://www.conventions.ru/view base.php?id=1119(дата обращения: 09.04.2022)
Литература:
20. Арапов, И.А. Подготовка «оранжевой революции»: публичная дипломатия США на Украине в 1996-2004 гг./ И.А. Арапов // Гуманитарный научный вестник. - 2021. - №8. - С. 96-103.
21. Арямова, А.Д. «Цветные революции» как инструмент внешней политики стран англо-американского политического альянса / А.Д. Арямова // Власть. - 2015. - №8. - С.206-210.
22. Бабенко, В.Н. Образ России на Украине: от «братского народа» до «государства-агрессора» / В.Н. Бабенко // Россия и современный мир. - 2015.
- №3. - С.184-185.
23. Бабенко, В.Н. Украина и НАТО: проблемы и перспективы / В.Н. Бабенко // Актуальные проблемы Европы. - 2019. - №3. - С.101-116.
24. Басов, Н.Ф. Русский язык - социологический аспект / Н.Ф. Басов // Ипатьевский вестник. - 2018. - №6. - С.126-132.
25. Бжезинский, З. Великая шахматная доска / З. Бзежинский. - М: Международные отношения,1998. - 102 с.
26. Богатуров, А.Д. Очерки теории и политического анализа международных отношений / А. Д. Богатуров, Н. А. Косолапов, М. А. Хрусталев; Научно-образоват. форум по междунар. отношениям. - М., 2002.
- 380 с.
27. Бовал, В. Российско-украинское военно-промышленное
сотрудничество // Военное обозрение[Электронный ресурс]. 9.10.2012. URL: https://topwar.ru/19707-rossiysko-ukrainskoe-voenno-promyshlennoe-sotrudnichestvo.html(дата обращения: 12.04.2022)
28. Большаков, А.Г. Замороженные конфликты постсоветского пространства: тупики международного миротворчества / А.Г. Большаков // Полития. - 2008. - №1(48). - С.27-37.
29. Бороденко, М.М. Российско-украинские торгово-экономические отношения: последние тренды и влияние на экономику Украины / М.М. Бороденко // Постсоветский материк. - 2020. - №2(26). - С.96 -113.
30. ВВП России по годам: 1991 - 2021[Электронный ресурс] // Мировые финансы[сайт]. URL:http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/(дата обращения: 14.04.2022)
31. Вершинина, М.И. Конфликты в Южной Осетии и Абхазии и российско- грузинские отношения: проблемы регионального и международного сотрудничества / М.И. Вершинина, П.В. Агапов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2010. - №2. - С.115¬129.
32. Владыцкий, А.С. Постсоветское пространство в современной
геополитической структуре мира / А.С. Владыцкий // Известия
Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2017. - №4. - С.56-62.
33. Внешняя политика Кыргызстана и СМИ: проблемы освещения
международной жизни[Электронный ресурс]// Аналитический центр «Разумные Решения» [сайт]. URL: https://prudentsolutions-
analitika.org/2017/05/18/внешняя-политика-кыргызстана-и-сми-пр/ (дата
обращения: 03.04.2022)
34. Военные базы США за рубежом[Электронный ресурс]// Google
Карты[сайт]. URL:
https: //www. google. ru/maps/d/viewer?mid=1 MZhkm4pYVMCE-9MhKqc9X2Moz-o&ll=53.96533597346856%2C30.630309328240884&z=5(дата обращения: 15.04.2022)
35. Воробьев, А. Китай и Центральная Азия: растущая дружба под боком у России[Электронный ресурс] // Российский Совет по международным делам[сайт]. 4 июля 2017. URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitay-i-tsentralnaya-aziya-rastushchaya-druzhba-pod-bokom-rossii-/(дата обращения: 12.04.2022)
36. Воронин С.А. Клановая иерархия как основа «тюльпановой революции» в Кыргызстане / С.А. Воронин, Е.А. Бакина // Вестник РУДН. Серия:Всеобщая история. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С.161-171.
37. Воронина, Н.А. Законодательство Об адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации: тенденции развития / Н.А. Воронина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - №3(38).
- С.63-82.
38. Выступление Президента России Владимира Путина на Первом
Всемирном конгрессе российских соотечественников[Электронный ресурс] // Всемирный координационный совет российских соотечественников, проживающих за рубежом[сайт]. 11.10.2011. URL:
https://vksrs.com/publications/vystuplenie-prezidenta-rossii-vladimira-/ (дата
обращения: 14.04.2022)
39. Герасимова, В.А. Инструменты и ресурсы "мягкой силы" России на пространстве СНГ / В.А. Герасимова // Постсоветские исследования. - 2018.
- Т.1. - №6. - С.574-582.
40. Гладунов, О. Как военный конфликт отразится на экономике России и
Грузии[Электронный ресурс] / О. Гладунов, С. Зыков, Е. Кукол // Российская газета. 14.08.2008. URL: https://rg.ru/2008/08/14/russia-gruzia.html(дата
обращения: 12.04.2022)
41. Дружинин, А.Г. Эволюция российско-украинских отношений в постсоветский период: геоэкономический аспект / А.Г. Дружинин // Географический вестник. - 2018. - №2(45). - С.28-39.
42. Евченко, Н.Н. Внешнеэкономическое сотрудничество ЕАЭС - ЕС: стратегия, динамика и условия развития / Н.Н. Евченко // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. - 2021. - Вып.4. - Ч.1. - С.198-203.
43. Емельянов, В.А. Роль молодежных организаций в «Цветных» переворотах, произошедших на пространстве бывшего СССР / В.А. Емельянов // Челябинский гуманитарий. - 2012. - №3(20). - С. 101-103.
44. Ерасова, Е.А. Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса России в условиях экономических санкций / Е.А. Ерасова, В.А. Плотников // Экономика и управление. - 2015. - №3(113). - С.22-28.
45. Завьялов, А.В. Социальная адаптация мигрантов в контексте современной миграционной политики России / А.В. Завьялов // Научное мнение. - 2016. - №13. - С.50-58.
46. Завьялова, Е. Взаимодействие России и Грузии в области
экономики[Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам [сайт].URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-
comments/analytics/vzaimodeystvie-rossii-i-gruzii-v-oblasti-ekonomiki/ (дата
обращения: 12.04.2022)
47. Зайнуллин, Л.И. Сотрудничество в гуманитарной сфере между Россией и странами Центральной Азии / Л.И. Зайнуллин // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Отв. ред. В.И. Герасимов. - М., 2022. - Вып. 5. - Ч. 1. - С.429-430.
48. Запрещен ввоз в Россию почти 500 видов белорусской молочной
продукции[Электронный ресурс] // РИА Новости[сайт].НКЕ:
https://ria.ru/20090606/173462261.html(дата обращения: 12.04.2022)
49. Захаров, В.А. Грузия вышла из СНГ [Электронный ресурс]// МГИМО
Университет[сайт].18.08.2009. URL:
https://mgimo.ru/about/news/experts/118960/(дата обращения: 04.04.2022)
50. Зевин, Л.З. О некоторых проблемах экономического пространства Евразии XXI века: Научный доклад. Москва.: Институт экономики РАН, 2015. - 40 с.
51. Зиновьев, В.П. Российско-украинские отношения на современном этапе / В.П. Зиновьев, Е.Ф. Троцкий // Русин. - 2015. - №4(42). - С.205-216.
52. Злобин, А. Россия стала лидером по количеству введенных против нее санкций[Электронный ресурс] // Forbes.ru[сайт]. 08.03.2022. URL: https://www.forbes.ru/society/458287-rossia-stala-mirovym-liderom-pokolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij(дата обращения: 20.04.2022)
53. Ивахнюк, И.В. Миграционная политика России: новые инициативы / И.В. Ивахнюк // Вестник Челябинского гос.университета. - 2008. - №29. - С.77-88.
54. История выборов президента Грузии [Электронный ресурс]//
ТАСС[сайт]. URL: https://tass.ru/blizhnee-
zarubezhe/711116?utm source=yandex.ru&utm medium=organic&utm campaign=yandex.ru&utm referrer=yandex.ru(дата обращения: 03.04.2022)
55. История газовых конфликтов России и Украины [Электронный ресурс] // РИА Новости[сайт]. URL:https://ria.ru/20191213/1562318504.html(дата обращения: 03.04.2022)
56. Ищенко, Н.Г. Свобода предоставления услуг, свобода учреждения и свобода движения рабочей силы в праве евразийского экономического союза / Н.Г. Ищенко // Закон и право. - 2020. - №12. - С.162-171.
57. Казакпаев, М. США - Кыргызстан: модель взаимодействия неравновесных участников / М. Казакпаев // Центральная Азия и Кавказ. - 2006. - №3(45). - С.57-63.
58. Казанцев, С.В. Оценка влияния антироссийских санкций на топливно-энергетический и оборонно-промышленный комплексы России / С.В. Казанцев // Мир новой экономики. -2018. - №3. - С. 46-57.
59. Казахстан ввёл экономические санкции против России[Электронный ресурс] // Asia Russia Эайу[сайт]. URL:https://asiarussia.ru/news/7001/(дата обращения: 12.04.2022)
60. Караев, Э.Т. Грузия во внешней политике России (1991 - 2007 гг.) / Э.Т. Караев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2008. - №2. - С.41-46.
61. Кармазин, И. Тень победы: как в постсоветских странах отмечают 9
Мая[Электронный ресурс]// Известия[сайт]. 9.05.2020. URL:
https://iz.ru/1008106/igor-karmazin/ten-pobedy-kak-v-postsovetskikh-stranakh-otmechaiut-9-maia(дата обращения: 15.04.2022)
62. Кёхлер, Х. Санкции и международное право / Х. Кёхлер // Вестник международных организаций. - 2019. - Т.14. - №3. - С.27-47.
63. Кнобель, А.Ю., Лощенкова А.Н. Глава 6. Санкции и их последствия / А.Ю. Кнобель, А.Н. Лощенкова // Экономическая политика России. Турбулентное десятилетие 2008-2018. - 2020. - №4. - С.176-196.
64. Князев, А. Киргизия: самая обширная сеть НПО, военные базы и разложение государственности / А. Князев, С.Масаулов // Убийство демократии: операции ЦРУ и Пентагона в постсоветский период. М.: АНО «Институт внешнеполитических исследований и инициатив», Кучково поле, 2014. - 480 с.
65. Количество русских диаспор в мире на 2019 год[Электронный ресурс]
// В гражданстве: о гражданстве, регистрации, миграции визовом режиме[сайт]. URL: https: //vgrazhdanstve.ru/novo sti/russkie-diaspory-v-
mire.html(дата обращения: 14.04.2022)
66. Колосов, В.А. Российско-украинское приграничье: двадцать лет разделенного единства / В.А. Колосов, О.И. Вендина. - М: Новый хронограф. - 2011. - 352 с.
67. Кривицкий, В.О. Геоэкономические интересы Россиийской Федерации в Республике Грузия / В.О. Кривицкий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. - 2013. - №2. - С.76¬81.
68. Куприянов, Р.В. Болонский процесс в России: специфика и сложности реализации / Р.В. Куприянов, А.А. Виленский, Н.Е. Куприянова // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т.17. - №20. - С 412¬416.
69. Курылев, К.П. Фактор культуры в модернизации и прогнозировании будущего Содружества Независимых Государств / К.П. Курылев, Е.М. Савичева // Вестник РУДН. - 2012. - №1. - С.61-72.
70. Ларин, С.Н. Санкционные ограничения Запада против России и российские контрсанкции: сопоставление убытков / С.Н. Ларин // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №4(2). - С. 115-121.
71. Лукашенко не продаст Белоруссию за нефть и за газ[Электронный ресурс] // Ьеп1а.ги[сайт]. URL:https://m.lenta.ru/news/2007/01/07/father/(дата обращения: 12.04.2022)
72. Лукашук, И.И. Право международной ответственности / И.И. Лукашук. - M.:WoltersKluwer, 2004. - 410 с.
73. Лучников, Г. Удар по экономике или уникальный шанс. Как санкции
США и ЕС отразились на России // Украина.ру[Электронный ресурс].27.02.2020. URL:
https://ukraina.ru/exclusive/20200227/1026845380.html (дата обращения:
13.04.2022)
74. Лысенков, А.В. Взаимоотношения Украины со странами СНГ после «Оранжевой» революции: интересы и результаты (2005-2009) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2011. - №6(1). - С.320-325.
75. Манн, С. Теория хаоса и стратегическое мышление [Электронный ресурс]// Сайт С.П. Курдюмова. URL:http://spkurdyumov.ru/what/mann/(дата обращения: 13.05.2022)
76. Маринич, С.В. Экономические санкции в международном праве: автореф. дис. канд. юр. наук / С.В. Маринич. - М., 1989. - 24 с.
77. Маркин, Р.Ю. Политические субъекты цветных революций на постсоветском пространстве (на примере Грузии и Украины): сравнительный анализ / Р.Ю. Маркин // Архонт. - 2018. - №2(5). - С.98-110.
78. Мачавариани, Г.Г. История американо-грузинских отношений в свете стратегических интересов США на Южном Кавказе / Г.Г. Мачавариани // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2016. - №5(67). - С.131-134.
79. Международные резервы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Банк России[сайт]. URL:https://cbr.ru/hd base/mrrf/(дата обращения: 10.04.2022)
80. МИД Грузии официально уведомил Россию о прекращении дипломатических отношений [Электронный ресурс]// РИА Новости[сайт]. URL:https://ria.ru/20080902/150901308.html(дата обращения: 12.04.2022)
81. Морозова, Н.М. Односторонние санкции во внешней политике США в начале XX века / Н.М. Морозова, Н.М. Фомичева // Русская политология. - 2017. - №2. - С.42-49.
82. Мухаметов, Р.С. Внешнеполитические итоги президентства В. Ющенко и проблемы российско-украинских отношений / Р.С. Мухаметов // ПОЛИТЭКС. - 2010. - Т.6. - №2. - С.133-140.
83. Наматбекова, Н.М. Внешняя политика Кыргызстана между авторитаризмом и демократией[Электронный ресурс]// Научные статьи Казахстана. 2016. URL:https://articlekz.com/article/20002(дата обращения: 03.04.2022)
84. Наумов, А.О. К вопросу о причинах "тюльпановой революции" в Кыргызстане: роль внешнего фактора / А.О. Наумов // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2021. - Т.21. - №1. - С.9-17.
85. Наумов, А.О. Роль неправительственных организаций в "цветных революциях" / А.О. Наумов // Государственное управление. Электронный вестник. - 2018. - №71. - С.207-225.
86. Национальный статистический комитет Республики Беларусь[сайт] // URL:https://www.belstat.gov.by/(дата обращения: 12.04.2022)
87. Нефтегазовый фокус: импортозамещение, технологический
суверенитет и экспортный потенциал[Электронный ресурс] // Нефтегаз: ежемес.информ.-аналит.издание. - 2020. - №14(21). - 25 с.
88. Новиков, В.В. Грузинская энергетическая отрасль и российский бизнес: политико-экономические аспекты / В.В. Новиков // Геоэкономика энергетики. -2020. - №2. - С.79-95.
89. О деятельности Совета по туризму государств - участников СНГ[Электронный ресурс]// Интернет-портал СНГ[сайт]. URL:https://e-cis.info/news/566/93075/(дата обращения: 15.04.2022)
90. "Оранжевая революция" на Украине [Электронный ресурс]// РИА Новости[сайт]. URL:https://ria.ru/20191122/1561395540.html(дата обращения: 03.04.2022)
91. О Россотрудничестве[Электронный ресурс] // Русский дом - центр
науки и культуры в Белграде[сайт]. URL:
йИрз://шзк1йош.гз/россотрудничество-ру/о-россотрудничестве/ (дата
обращения: 14.04.2022)
92. Овенсова, У.А. Сотрудничество стран СНГ и России в области образования / У.А. Овенсова, М.Л. Вагнер // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №11. - С.181-183.
93. Папава, В. Экономическая составляющая российско-грузинского конфликта / В. Папава // Кавказ и глобализация. - 2012. - Т.2. - №1. - С.70¬81.
94. Пентегова, А.В. Концепт гуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений / А.В. Пентегова // Вестник Забайкальского гос.университета. - 2019. - №4. - С. 54-60.
95. Петрова, Д.А. Влияние политических вызовов на экономическое
сотрудничество России со странами постсоветского пространства // Материалы Международного молодежного научного форума
«ЛОМОНОСОВ-2021». Отв. ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов, Е.И. Зимакова. [Электронный ресурс].М.: МАКС Пресс, 2021. Режим доступа:https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov 2021/index.htm(дата обращения: 15.04.2022)
96. Петрова, Д.А. Понятие военно-стратегического партнерства пространстве геополитических союзов [Электронный ресурс]// «Мой выбор - наука!»: сборник материалов VI региональной молодежной конференции, XLVI научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейных классов, Барнаул: АлтГУ, 2020. Текст: электронный.
97. Петрова, Д.А. Сотрудничество Российской Федерации и Республики Таджикистан в контексте постсоветской интеграции[Электронный ресурс]// Материалы Международной научно-практической конференции «XII Ломоносовские чтения», посвященной Дню таджикской науки и 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией (29-30 апреля 2022). Часть II. Общественные и гуманитарные науки. - Душанбе, 2022. - С.345-349.
98. Петрова, Д.А. Экономическое сотрудничество стран-участниц
Содружества Независимых Государств// Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2020» [Электронный ресурс]. Отв.ред. И.А. Алешковский, А.В. Андриянов, Е.А. Антипов.М.: МАКС Пресс, 2020. Режим доступа: https://lomonosov-
msu.ru/archive/Lomonosov 2020/index.htm(дата обращения: 15.04.2022)
99. Петрова, Д.А. Эффективность экономического сотрудничества России со среднеазиатскими республиками в пространстве ЕАЭС[Электронный ресурс]// Материалы МНТСК «Наука, техника и инженерное образование в эпоху цифровизации и глобализации». - Бишкек, 2021. - С.294-298.
100. Плотников, Д.С. «Европейский фактор» в российско-украинских отношениях / Д.С. Плотников // ARS ADMINISTRANDI. - 2013. - №4. - С.75-82.
101. Полезе, А. Гражданская кампания «Пора!» на Украине: четыре вопроса о роли гражданского общества в период цветных революций / А. Полезе // Политическая наука. - 2014 - № 3 - C. 211-231.
102. Политический кризис в Грузии в ноябре 2003 ("революция
роз") [Электронный ресурс]// РИА Новости[сайт]. URL:
https://ria.ru/20071107/86972437.html(дата обращения: 03.04.2022)
103. Попов, А. "Оранжевая революция". Украинская версия[Электронный ресурс] / А. Попов, В. Никонов, Г. Павловский. - Европа, 2005. URL: https://www.litmir.me/br/?b=125509(дата обращения: 04.04.2022)
104. Прокофьев, А.В. Причины и условия протекания «цветных» революций на постсоветском пространстве / А.В. Прокофьев // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: гуманитарные науки. - 2008. - Т.150. - №7. - С.31-48.
105. Путин временно запретил российским авиакомпаниям летать в Грузию с 8 июля[Электронный ресурс]// Коммерсантъ[сайт]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4006766(дата обращения: 12.04.2022)
106. Ромащенко, В.А. Основные направления внешней политики Л. Кучмы (1994-2004 гг.)/ В.А. Ромащенко // Вестник Московского университета. Серия 8. История. - 2012. - №3. - С.64-75.
107. Российско-грузинские отношения[Электронный ресурс]//
Министерство иностранных дел РФ [сайт]. URL:
https://www.mid.ru/osobennosti-rossijsko-gruzinskih-otnosenij(дата обращения: 01.03.2022)
108. Россия теряет постсоветское пространство[Электронный ресурс]//
Евразия: информационно-политический портал[сайт]. URL:
http://evrazia.org/article/963(дата обращения: 03.04.2022)
109. Русский Мир: восстановление контекста[Электронный ресурс] //
Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира»[сайт]. URL: https://archipelag.ru/ru mir/history/history01/shedrovitsky-russmir/ (дата
обращения: 14.04.2022)
110. Рцхиладзе, Г. Государственный суверенитет в политическом мышлении и практике Грузии / Г.Г. Рцхиладзе // Центральная Азия и Кавказ. - 2007. - №1(49). - С.108-118.
111. Служба безопасности Украины запретила въезд более чем 100
россиянам [Электронный ресурс]// Интерфакс. Информационное
агентство[сайт]. URL:https://www.interfax.ru/world/371077(дата обращения: 12.04.2022)
112. Сенников, А.И. Анализ политической ситуации на Украине в период президентских выборов 2004 г. / А.И. Сенников // Молодежь и выборы: материалы VII межрегионального форума. Отв. ред. Игошина Ю.В., Костин А.А.. - Киров, 2017. - С. 133-143.
113. Стент, А. Почему Америка и Россия не слышат друг друга? Взгляд
Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений [Электронный ресурс]// Анджела Стент ; пер. с англ. Елены Лалаян. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
https: //www.litmir. me/br/?b=240943&p= 1(дата обращения: 12.04.2022)
114. Сердюк, Р.С. Влияние экономических санкций на деятельность
оборонно-промышленного комплекса Р.С. Сердюк // Экономика и
управление в XXI веке: тенденции развития. - 2014. - №19(1). - С.7-11.
115. Сетевой университет Содружества Независимых
Государств[Электронный ресурс] // Интернет портал СНГ[сайт].ПКЕ: https://e-cis.info/cooperation/3063/78389/(дата обращения: 14.04.2022)
116. Ситнова, И.В. Сравнительный анализ «Цветных революций» в странах постсоветского пространства / И.В. Ситнова // Власть. - 2011. - №5. - С.144¬147.
117. Современные теории международных отношений / Под
ред. В.Н. Конышева, А.А. Сергунина. - М.: РГ-Пресс, 2013. - 361 с.
118. Стала известна реакция Путина на действия радикалов в
Тбилиси[Электронный ресурс]// Ье^а.ги[сайт]. URL:
https://lenta.ru/news/2019/06/21/georgia/(дата обращения: 12.04.2022)
119. Статистика миграции по данным Росстат[Электронный ресурс] // Статистика и показатели[сайт]. URL:https://rosinfostat.ru/migratsia/#i-8(дата обращения: 14.04.2022)
120. Сушенцов, А.А. Грузинское направление внешней политики России: негативный сценарий / А.А. Сушенцов // Вестник МГИМО Университета. - 2012. - №6(27). - С.34-39.
121. Тихонова, С.В. Российско-белорусское сотрудничество в нефтегазовой сфере в 1992-2008 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М., 2015. - 27 с.
122. Токмаков, А.Д. "Цветные революции" как форма политического процесса на постсоветском пространстве / А.Д. Токмаков // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2019. - №4. - С.12-16.
123. Торали уулу Б. Роль национально-культурного объединения в социально-культурной адаптации: мигрантов дисс. магистра. / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2020. - 127 с.
124. Торговля между Россией и Белоруссией в 2018[Электронный ресурс] //
Внешняя Торговля России[сайт]. URL:https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-belarusyu-v-2018-g/ (дата
обращения: 12.04.2022)
125. Торговля между Россией и Грузией в 2013 г.[Электронный ресурс] // Внешняя Торговля России [сайт]. URL:https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2016-03/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-gruziey-v-2013-g/(дата обращения: 12.04.2022)
126. Торговля между Россией и Украиной в 2016 году[Электронный
ресурс]// Внешняя Торговля России[сайт]. URL: https://russian-
trade.com/reports-and-reviews/2017-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-ukrainoy-v-2016-g/(дата обращения: 12.04.2022)
127. Торкунов, А.В. Образование как инструмент «Мягкой силы» во внешней политике России / А.В. Торкунов // Вестник МГИМО Университета. - 2012. - №4(25). - С. 85-93.
128. "Тюльпановая революция" в Киргизии (2005)[Электронный ресурс]// РИА Новости[сайт]. URL:https://ria.ru/20150324/1053953942.html(дата обращения: 03.04.2022)
129. Украина ввела ответное эмбарго на российские товары[Электронный
ресурс]// Комсомольская правда[сайт].
URL:https://www.kp.ru/daily/26476.7/3347230/(дата обращения: 12.04.2022)
130. Фонд «Русский мир»[Электронный ресурс] // Информационный портал фонда «Русский мир»[сайт]. URL:https://russkiymir.ru/fund/(дата обращения: 14.04.2022)
131. Хейфец, Б.А. Евразийский экономический союз - время для модернизации / Б.А. Хейфец // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2019 - Т.12. - № 2. - С. 29-50.
132. Хлыпалов, В.М.Торгово-экономические отношения России и Украины / В.М. Хлыпалов, К.И. Тлий // Образование и наука в России и за рубежом. -
2018. - №5(40). - С.123-126.
133. Чибисова, А.А. «Украинский вопрос» в отношениях Константинополя
и Москвы в начале XXI в./ А.А. Чибисова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие.
Философия. Религиоведение. - 2014. - №5(55). - С.9-25.
134. Численность иностранных студентов, обучавшихся по программам
высшего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования Российской Федерации[электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики[сайт]. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b15 11/IssWWW.exe/Stg/d01/08-12.htm (дата
обращения: 14.04.2022)
135. Число нелегальных мигрантов в РФ в 2005 году - более 4 млн человек[Электронный ресурс] // РИА Новости[сайт]. URL: https://ria.ru/20060228/43828135.html(дата обращения: 14.04.2022)
136. Чистякова, Е.А. «Молочный протекционизм» в российско-белорусских отношениях / Е.А. Чистякова, Н.Л. Власова, М.В. Жадан // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. -
2019. - №1(75). - С.36-40.
137. Шереги, Ф. Э. Научнопедагогический потенциал и экспорт образовательный услуг российских вузов (социологический анализ). / Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, Л.А. Арефьев. - М., 2002. - 552 с.
138. Шакиров, А.Р. Состояние и перспективы развития системы экономических санкций США / А.Р. Шакиров // Вестник МГИМО. - 2011. - №1(16). - С. 190-200.
139. Шмачкова, А.Н. Миграционная политика России в контексте управления миграцией на постсоветском пространстве / А.Н. Шмачков // Государство, гражданское общество и стабильность. - 2019. - №4. - С.55-60.
140. Экспорт природного газа России на Украину[Электронный ресурс]//
Восишеп1а1юп[сайт]. URL:
http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт природного газа из России на Украину(дата обращения: 12.04.2022)
141. Юферев, С. Импортозамещение в российском ВПК[Электронный ресурс]// Военное обозрение[сайт]/ 14.10.2019.URL:https://topwar.ru/163525-importozameschenie-v-rossijskom-vpk.html(дата обращения: 10.04.2022)
142. 5 Remarks With Greek Foreign Minister Petros Molyviatis After Meeting. Secretary Condoleezza Rice [Electronic resource]. U. S. Department of State, March 24, 2011. URL:https://20012009.state.gov/secretary/rm/2005/43821.htm(дата обращения: 18.04.2022)
143. A National Security Strategy for A New Century 1997 [Электронный ресурс]// URL:https://nssarchive.us/wp-content/uploads/2020/04/1997.pdf(дата обращения: 03.04.2022)
144. Hufbauer, G.C. Economic Sanctions Reconsidered: History and Current Policy / G.C. Hufbager, J.J. Schott, K.A. Elliott. - Washington,2007. - 248 p.
145. Kapusniak, T. Ukraina jako obszar wplywow miAdzynarodowych po zimnej wojnie. W-wa; Lublin: IES, 2008. - 320 p.
146. Nye, J.S.,Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - N.Y.: Public Affairs, 2004. - 192 p.
147. Pape, R. Why Economic Sanctions Do Not Work? / R. Pape // International Security. -1997. -Vol.22,no. - P.90-136.
148. The Freedom Support Act .Public Law 102-511, October 24,
1992[Электронный ресурс]// Nuclear Resources[cahm]. URL:
https://nuke.fas.org/control/ctr/docs/s2532.html(дата обращения: 04.04.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ