Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа танцевальной терапии как технологии социальной работы 10
1.1. Сущностные характеристики танцевальной терапии как технологии
социальной работы 10
1.2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как
объект социальной работы (7-10 лет) 29
Глава 2. Практическая апробация программы танцевально-двигательной терапии 53
2.1. Программа социальной адаптации методом танцевально-
двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 7-10 лет 53
2.2. Результаты апробации программы танцевально-двигательной терапии с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4») 62
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение 89
Глава 1. Теоретические основы анализа танцевальной терапии как технологии социальной работы 10
1.1. Сущностные характеристики танцевальной терапии как технологии
социальной работы 10
1.2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как
объект социальной работы (7-10 лет) 29
Глава 2. Практическая апробация программы танцевально-двигательной терапии 53
2.1. Программа социальной адаптации методом танцевально-
двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 7-10 лет 53
2.2. Результаты апробации программы танцевально-двигательной терапии с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4») 62
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение 89
Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является необходимой поддержкой и фактором для их дальнейшей социализации. Содержание детей, удовлетворение их потребностей, защита от невзгод и опасностей, всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается неустойчивая тенденция снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные Минобрнауки России с 2009-2018г. Так темп численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незначительно замедляется. В 2009 и 2010гг. этот показатель был выше 94%, а в 2014г. был около 75%, но к 2017г. он вновь начал поднимать и стал равен 88% (без учета данных по Республике Крым и г. Севастополь).
Как показывает исследование, около 10% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях, имеют положительную социальную адаптацию, а около 90% входят в группу риска, то есть они никогда не смогут реализоваться в жизни. «Алкоголизм, наркомания, самоубийства этому причина» [34, с. 85]. В этой связи происходит постоянный поиск инструментов, которые помогали бы правильно социализировать и адаптировать детей в их дальнейшей жизни.
В целях оказания социальной и психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждениями, оказывающие социальные услуги был разработан комплекс мер направленных на стабилизацию социального статуса ребенка. В комплекс данных мер входят различные технологии, которые включают в себя танцевально-двигательную терапию.
Степень изученности проблемы. В трудах таких авторов как И.А. Прилепский, Н. Ю. Оганесян, О.С. Ионина, О.И. Жарова, А.Е. Тишунина и др. рассматривается понятие танцевально-двигательной терапии, её истоки и развитие, основатели. Л.М. Шипицына, Е.Н. Старостина, М.В. Иванова говорят о целевой группе исследования, о том какими особенностями обладают дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Танцевально-двигательную терапию можно рассматривать как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, С.А. Шмаков, А.И. Усовой и др.) доказывают, что дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях, нуждаются в социализации с самого раннего детства. Отсутствие должного внимания со стороны взрослых, частая смена персонала в социальных учреждениях, особые условия развития и воспитания, ограничение самостоятельности играют в минус для дальнейшей жизни ребенка. Педагог, приходя на занятия к ребятам из социальных учреждений, должен знать какие перед ним стоят обязанности и задачи, какими навыками в работе с детьми он должен обладать, как он должен организовать весь процесс, чтобы не столкнуться с конфликтными ситуациями и недопонимания - всё это освещается в некоторых публикациях таких авторов как Л.В. Бондаровская, Е.И. Никитина, Г.В. Бурцева и др.
Учитывая недостаток научных исследований, посвященных методологии и объективизации результатов динамики танцевально-двигательной терапии в комплексной социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников социальных учреждений, настоящая работа представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Согласно анализу литературы по данной проблематике технология «танцевально-двигательной терапии» именно с целевой группой исследования встречается редко. Говоря о применении танцевально-двигательной терапии в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
Объект исследования - танцевальная терапия как технология социальной работы.
Предмет исследования - танцевальная терапия как технология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - воспитанниками социальных учреждений, в возрасте 7-10 лет, (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»).
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние танцевальной терапии как инструмента социальной адаптации с детьми-сиротами и детьми, оказавшимися без попечения родителей, воспитанниками социальных учреждений, в возрасте 7¬10 лет.
Задачи:
1. Раскрыть базовые и сущностные характеристики танцевальной терапии.
2. Описать особенности и базовые потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях.
3. Разработать программу танцевальной терапии, адаптированную под потребности детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях.
4. Апробировать программу танцевальной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в КГКУ «Барнаульском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4» и оценить её результативность.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, основной эффект танцевально-двигательной терапии направлен на интеграцию эмоционального и физического состояния человека.
2. Особенностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инфантилизм, непринятие себя, замедленное самоопределение, что обусловлено условиями депривации, дефицитом адекватного общения, низкой самооценкой.
3. Предположительно, специфика содержания программы танцевально-двигательной терапии для проживающих в социальных учреждениях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна учитывать, возрастные особенности ребенка, его психологическое состояние, его вовлеченность в процесс.
4. Полагается, что основная динамика изменений после использования программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»), может наблюдаться в изменении психоэмоционального состояния.
Теоретико-методологической основой для изучения понятия танцевально-двигательной терапии, выступает комплексный подход, который представляет направление, где объект исследования изучают как совокупность компонентов, подлежащих изучению при помощи совокупности методов. В исследовании, прежде чем понять работу танцевально-двигательной терапии с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 7¬10 лет, нужно изучить отдельно историю и становление этого направления, целевую группу и её особенности, разработать программу танцевально-двигательной терапии. Преимущество комплексного подхода в том, что можно всесторонне изучить сложный объект, если его «разбить» по частям. Комплексный подход обеспечивает глубокое изучение проблемы.
Также в исследовании был использован системный подход - это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Преимуществом системного подхода - это использование основного принципа «структуризация», где можно проанализировать технологию танцевально-двигательной терапии внутри КГКУ «Барнаульского центра помои детям, оставшимся без попечения родителей №4». В системном подходе объект исследования можно изучить через взаимосвязанные элементы такие, как цель (апробация программы танцевально-двигательной терапии), ресурсы (воспитанники социального учреждения)
Методы исследования. Для достижения цели работы, решения поставленных задач и проверки гипотез нами использована следующая методическая база исследования: анализ научной литературы; вторичный анализ данных; метод социологического опроса (анкетирование); включенное наблюдение
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведенного анкетного опроса среди воспитанников «Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4», практического применения программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возе 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Положения, выносимые на защиту:
1. Основным эффектом танцевально-двигательной терапии является её направленность на интеграцию эмоционального и физического состояния человека, а также способность к социальной адаптации и взаимодействию в социуме.
2. Особенностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждении, является, непринятие себя, замедленное самоопределение, шаблонное мышление, что обусловлено условиями депривации, дефицитом адекватного общения, низкой самооценкой;
3. Спецификой программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастной категории 7-10 лет, является ориентация на психологическое и эмоциональное состояние, а также сосредоточенность и внимательность в ходе танцевально-двигательной терапии.
4. Основная динамика изменений при проведении танцевально - двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях, на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4» наблюдается в психоэмоциональных процессах, двигательной активности, коммуникативных способностей, пространственного воображения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, использование технологии танцевально-двигательной терапии. Исследование расширило теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во время прохождения преддипломной практики была разработана программа танцевально-двигательной терапии, ориентированная на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет.
Апробация результатов
Статьи в научно-периодических изданиях:
1. Манакова, А., Федотова, О. Танцевальная терапия как метод социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / А. Манакова, О. Федотова // Социология в современном мире: наука, 8
образование, творчество - 2021. Т.1, № 13. С. 134-137 [Электронный ресурс]. - URL: http: //j ournal. asu.ru/smw/article/view/9610.
2. Манакова, А. Реабилитация людей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата средствами хореографического искусства / А. Манакова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 138-141 [Электронный ресурс]. - URL:
http://journal.asu.ru/smw/article/view/9611.
3. Федотова, О., Манакова А. Танцетерапия как способ социализации личности /О. Федотова, А. Манакова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 213-215 [Электронный ресурс]. - URL: http: //j ournal. asu.ru/smw/article/view/9633.
4. Федотова, О. Танцевальная терапия для детей дошкольного возраста / О. Федотова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т. 1, № 13. С. 216-217 [Электронный ресурс]. - URL: http://j ournal. asu. ru/smw/article/view/9634.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается неустойчивая тенденция снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные Минобрнауки России с 2009-2018г. Так темп численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незначительно замедляется. В 2009 и 2010гг. этот показатель был выше 94%, а в 2014г. был около 75%, но к 2017г. он вновь начал поднимать и стал равен 88% (без учета данных по Республике Крым и г. Севастополь).
Как показывает исследование, около 10% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях, имеют положительную социальную адаптацию, а около 90% входят в группу риска, то есть они никогда не смогут реализоваться в жизни. «Алкоголизм, наркомания, самоубийства этому причина» [34, с. 85]. В этой связи происходит постоянный поиск инструментов, которые помогали бы правильно социализировать и адаптировать детей в их дальнейшей жизни.
В целях оказания социальной и психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждениями, оказывающие социальные услуги был разработан комплекс мер направленных на стабилизацию социального статуса ребенка. В комплекс данных мер входят различные технологии, которые включают в себя танцевально-двигательную терапию.
Степень изученности проблемы. В трудах таких авторов как И.А. Прилепский, Н. Ю. Оганесян, О.С. Ионина, О.И. Жарова, А.Е. Тишунина и др. рассматривается понятие танцевально-двигательной терапии, её истоки и развитие, основатели. Л.М. Шипицына, Е.Н. Старостина, М.В. Иванова говорят о целевой группе исследования, о том какими особенностями обладают дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Танцевально-двигательную терапию можно рассматривать как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, С.А. Шмаков, А.И. Усовой и др.) доказывают, что дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях, нуждаются в социализации с самого раннего детства. Отсутствие должного внимания со стороны взрослых, частая смена персонала в социальных учреждениях, особые условия развития и воспитания, ограничение самостоятельности играют в минус для дальнейшей жизни ребенка. Педагог, приходя на занятия к ребятам из социальных учреждений, должен знать какие перед ним стоят обязанности и задачи, какими навыками в работе с детьми он должен обладать, как он должен организовать весь процесс, чтобы не столкнуться с конфликтными ситуациями и недопонимания - всё это освещается в некоторых публикациях таких авторов как Л.В. Бондаровская, Е.И. Никитина, Г.В. Бурцева и др.
Учитывая недостаток научных исследований, посвященных методологии и объективизации результатов динамики танцевально-двигательной терапии в комплексной социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников социальных учреждений, настоящая работа представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Согласно анализу литературы по данной проблематике технология «танцевально-двигательной терапии» именно с целевой группой исследования встречается редко. Говоря о применении танцевально-двигательной терапии в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
Объект исследования - танцевальная терапия как технология социальной работы.
Предмет исследования - танцевальная терапия как технология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - воспитанниками социальных учреждений, в возрасте 7-10 лет, (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»).
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние танцевальной терапии как инструмента социальной адаптации с детьми-сиротами и детьми, оказавшимися без попечения родителей, воспитанниками социальных учреждений, в возрасте 7¬10 лет.
Задачи:
1. Раскрыть базовые и сущностные характеристики танцевальной терапии.
2. Описать особенности и базовые потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях.
3. Разработать программу танцевальной терапии, адаптированную под потребности детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях.
4. Апробировать программу танцевальной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в КГКУ «Барнаульском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4» и оценить её результативность.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, основной эффект танцевально-двигательной терапии направлен на интеграцию эмоционального и физического состояния человека.
2. Особенностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является инфантилизм, непринятие себя, замедленное самоопределение, что обусловлено условиями депривации, дефицитом адекватного общения, низкой самооценкой.
3. Предположительно, специфика содержания программы танцевально-двигательной терапии для проживающих в социальных учреждениях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна учитывать, возрастные особенности ребенка, его психологическое состояние, его вовлеченность в процесс.
4. Полагается, что основная динамика изменений после использования программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»), может наблюдаться в изменении психоэмоционального состояния.
Теоретико-методологической основой для изучения понятия танцевально-двигательной терапии, выступает комплексный подход, который представляет направление, где объект исследования изучают как совокупность компонентов, подлежащих изучению при помощи совокупности методов. В исследовании, прежде чем понять работу танцевально-двигательной терапии с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 7¬10 лет, нужно изучить отдельно историю и становление этого направления, целевую группу и её особенности, разработать программу танцевально-двигательной терапии. Преимущество комплексного подхода в том, что можно всесторонне изучить сложный объект, если его «разбить» по частям. Комплексный подход обеспечивает глубокое изучение проблемы.
Также в исследовании был использован системный подход - это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Преимуществом системного подхода - это использование основного принципа «структуризация», где можно проанализировать технологию танцевально-двигательной терапии внутри КГКУ «Барнаульского центра помои детям, оставшимся без попечения родителей №4». В системном подходе объект исследования можно изучить через взаимосвязанные элементы такие, как цель (апробация программы танцевально-двигательной терапии), ресурсы (воспитанники социального учреждения)
Методы исследования. Для достижения цели работы, решения поставленных задач и проверки гипотез нами использована следующая методическая база исследования: анализ научной литературы; вторичный анализ данных; метод социологического опроса (анкетирование); включенное наблюдение
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведенного анкетного опроса среди воспитанников «Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4», практического применения программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возе 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Положения, выносимые на защиту:
1. Основным эффектом танцевально-двигательной терапии является её направленность на интеграцию эмоционального и физического состояния человека, а также способность к социальной адаптации и взаимодействию в социуме.
2. Особенностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждении, является, непринятие себя, замедленное самоопределение, шаблонное мышление, что обусловлено условиями депривации, дефицитом адекватного общения, низкой самооценкой;
3. Спецификой программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастной категории 7-10 лет, является ориентация на психологическое и эмоциональное состояние, а также сосредоточенность и внимательность в ходе танцевально-двигательной терапии.
4. Основная динамика изменений при проведении танцевально - двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях, на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4» наблюдается в психоэмоциональных процессах, двигательной активности, коммуникативных способностей, пространственного воображения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, использование технологии танцевально-двигательной терапии. Исследование расширило теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во время прохождения преддипломной практики была разработана программа танцевально-двигательной терапии, ориентированная на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет.
Апробация результатов
Статьи в научно-периодических изданиях:
1. Манакова, А., Федотова, О. Танцевальная терапия как метод социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / А. Манакова, О. Федотова // Социология в современном мире: наука, 8
образование, творчество - 2021. Т.1, № 13. С. 134-137 [Электронный ресурс]. - URL: http: //j ournal. asu.ru/smw/article/view/9610.
2. Манакова, А. Реабилитация людей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата средствами хореографического искусства / А. Манакова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 138-141 [Электронный ресурс]. - URL:
http://journal.asu.ru/smw/article/view/9611.
3. Федотова, О., Манакова А. Танцетерапия как способ социализации личности /О. Федотова, А. Манакова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 213-215 [Электронный ресурс]. - URL: http: //j ournal. asu.ru/smw/article/view/9633.
4. Федотова, О. Танцевальная терапия для детей дошкольного возраста / О. Федотова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т. 1, № 13. С. 216-217 [Электронный ресурс]. - URL: http://j ournal. asu. ru/smw/article/view/9634.
В ходе исследования была практически применена программа по танцевально-двигательной терапии среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»).
Практика применения танцетерапии показала положительный результат, что отразился в ходе диагностики уровня тревожности (модификация теста Филлипса О.Н. Хмельницкой). Танцевально-двигательная терапия достаточно молодой вид арт-терапии в России, который еще не имеет популяризации в стране. Сочетание духовности, психологических аспектов, а также решение социологических проблем, соединяются в танцетерапии. Ребёнок, который проходит данный курс, становится более открыт социуму, проходит страх находится в группе, принимать участие в обсуждениях, и выступлениях на публику. Снимаются мышечные и внутренние зажимы, благодаря физическим нагрузкам, ребенок оздаравливается. Для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, это шанс открыть в себе что-то новое, и открыть для себя хореографическое искусство.
Стоит вспомнить слова великой танцовщицы, основательницы современного танца Мэри Вигман: «Танец - это живой язык, которым говорит человек...». Действительно, исследование показало, хореография может являться одним из методов социальной адаптации ребенка, так как происходит нормализация как эмоционального, так и психического состояние ребёнка в социальном учреждении.
Сфера социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время представляет собой гарант социализации ребенка в дальнейшей жизни. Поэтому выявление новых инновационных методов арт-терапевтических направленностей является важной задачей для социального обслуживания.
Танец является одним из видов движения, обладающий присущим только ему своеобразием и специфичностью. Он таит в себе богатейшие возможности самовыражения, которые уникальны и не могут быть заменены или приближены никакими другими. Он может передать ту информацию, которую не передадут речь, рисунок, скульптуру, являясь ценным источником сведений о человеке, о происходящих в нем глубинных процессах. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В работе с возрастной категорией детей 7-10 лет, стоит использовать методы танцевально-двигательной терапии, способствующей выявлению эмоций в танце, тогда у специалиста будет возможность обучить самоконтролю, творческому мышлению, логичности, креативности.
Развитие танцевально-двигательной терапии на территории России, считаю, актуальной задачей на сегодняшний день. Сейчас хореография является популярным дополнительным образованием для детей всех возрастов.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не должны быть исключением, данная практика способна дать детям не только увлечение хореографическим искусством, но в тоже время помочь им в дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
Практика применения танцетерапии показала положительный результат, что отразился в ходе диагностики уровня тревожности (модификация теста Филлипса О.Н. Хмельницкой). Танцевально-двигательная терапия достаточно молодой вид арт-терапии в России, который еще не имеет популяризации в стране. Сочетание духовности, психологических аспектов, а также решение социологических проблем, соединяются в танцетерапии. Ребёнок, который проходит данный курс, становится более открыт социуму, проходит страх находится в группе, принимать участие в обсуждениях, и выступлениях на публику. Снимаются мышечные и внутренние зажимы, благодаря физическим нагрузкам, ребенок оздаравливается. Для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, это шанс открыть в себе что-то новое, и открыть для себя хореографическое искусство.
Стоит вспомнить слова великой танцовщицы, основательницы современного танца Мэри Вигман: «Танец - это живой язык, которым говорит человек...». Действительно, исследование показало, хореография может являться одним из методов социальной адаптации ребенка, так как происходит нормализация как эмоционального, так и психического состояние ребёнка в социальном учреждении.
Сфера социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время представляет собой гарант социализации ребенка в дальнейшей жизни. Поэтому выявление новых инновационных методов арт-терапевтических направленностей является важной задачей для социального обслуживания.
Танец является одним из видов движения, обладающий присущим только ему своеобразием и специфичностью. Он таит в себе богатейшие возможности самовыражения, которые уникальны и не могут быть заменены или приближены никакими другими. Он может передать ту информацию, которую не передадут речь, рисунок, скульптуру, являясь ценным источником сведений о человеке, о происходящих в нем глубинных процессах. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В работе с возрастной категорией детей 7-10 лет, стоит использовать методы танцевально-двигательной терапии, способствующей выявлению эмоций в танце, тогда у специалиста будет возможность обучить самоконтролю, творческому мышлению, логичности, креативности.
Развитие танцевально-двигательной терапии на территории России, считаю, актуальной задачей на сегодняшний день. Сейчас хореография является популярным дополнительным образованием для детей всех возрастов.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не должны быть исключением, данная практика способна дать детям не только увлечение хореографическим искусством, но в тоже время помочь им в дальнейшей адаптации и социализации в обществе.
Подобные работы
- Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022



