Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа танцевальной терапии как технологии социальной работы 10
1.1. Сущностные характеристики танцевальной терапии как технологии социальной работы 10
1.2 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы (10-12 лет) 29
Глава 2. Практическая апробация программы танцевально-двигательной терапии 54
2.1 Программа социальной адаптации методом танцевально-
двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте 10-12 лет 54
2.2 Результаты апробации программы танцевально-двигательной терапии с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4») 63
Заключение 77
Список литературы 79
Приложение 1 90
Приложение 2 92
Приложение 3 93
Приложение 4 94
Приложение 5 95
Социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является необходимой поддержкой и фактором для их дальнейшей социализации. Содержание детей, удовлетворение их потребностей, защита от невзгод и опасностей, всегда были и остаются естественной потребностью и обязанностью человека, общности людей человеческого общества, государства.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается неустойчивая тенденция снижения числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные Минобрнауки России с 2009-2018г. Так темп численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незначительно замедляется. В 2009 и 2010гг. этот показатель был выше 94%, а в 2014г. был около 75%, но к 2017г. он вновь начал поднимать и стал равен 88% (без учета данных по Республике Крым и г. Севастополь).
Как показывает исследование, около 10% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях, имеют положительную социальную адаптацию, а около 90% входят в группу риска, то есть они никогда не смогут реализоваться в жизни. «Алкоголизм, наркомания, самоубийства этому причина» [34, с. 85]. В этой связи происходит постоянный поиск инструментов, которые помогали бы правильно социализировать и адаптировать детей в их дальнейшей жизни.
В целях оказания социальной и психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, учреждениями, оказывающие социальные услуги был разработан комплекс мер направленных на стабилизацию социального статуса ребенка. В комплекс данных мер входят различные технологии, которые включают в себя танцевально-двигательную терапию.
Степень изученности проблемы. В трудах таких авторов как И.А. Прилепский, Н. Ю. Оганесян, О.С. Ионина, О.И. Жарова, А.Е. Тишунина и др. рассматривается понятие танцевально-двигательной терапии, её истоки и развитие, основатели. Л.М. Шипицына, Е.Н. Старостина, М.В. Иванова говорят о целевой группе исследования, о том какими особенностями обладают дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Танцевально-двигательную терапию можно рассматривать как наиболее доступный и эффективный метод социализации ребенка при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.С. Спиваковская, С.А. Шмаков, А.И. Усовой и др.) доказывают, что дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях, нуждаются в социализации с самого раннего детства. Отсутствие должного внимания со стороны взрослых, частая смена персонала в социальных учреждениях, особые условия развития и воспитания, ограничение самостоятельности играют в минус для дальнейшей жизни ребенка. Педагог, приходя на занятия к ребятам из социальных учреждений, должен знать какие перед ним стоят обязанности и задачи, какими навыками в работе с детьми он должен обладать, как он должен организовать весь процесс, чтобы не столкнуться с конфликтными ситуациями и недопонимания - всё это освещается в некоторых публикациях таких авторов как Л.В. Бондаровская, Е.И. Никитина, Г.В. Бурцева и др.
Учитывая недостаток научных исследований, посвященных методологии и объективизации результатов динамики танцевально-двигательной терапии в комплексной социально-психологической реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников социальных учреждений, настоящая работа представляется актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении.
Согласно анализу литературы по данной проблематике технология «танцевально-двигательной терапии» именно с целевой группой исследования встречается редко. Говоря о применении танцевально-двигательной терапии в социальной сфере для социализации и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, видно, что это звено исследовано еще в меньшей степени.
Объект исследования - танцевальная терапия как технология социальной работы.
Предмет исследования - танцевальная терапия как технология социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей - воспитанниками социальных учреждений, в возрасте 10-12 лет, (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»).
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние танцевальной терапии как инструмента социальной адаптации с детьми-сиротами и детьми, оказавшимися без попечения родителей, воспитанниками социальных учреждений, в возрасте 10¬12 лет.
Задачи:
1. Раскрыть базовые и сущностные характеристики танцевальной терапии.
2. Описать особенности и базовые потребности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях.
3. Разработать программу танцевальной терапии, адаптированную под потребности детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях.
4. Апробировать программу танцевальной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в КГКУ «Барнаульском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4» и оценить её результативность.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, основной эффект танцевально-двигательной терапии направлен на интеграцию эмоционального и физического состояния человека.
2. Особенностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях, является инфантилизм, непринятие себя, изменение социальной ситуации развития, замедленное самоопределение, что обусловлено условиями депривации, дефицитом адекватного общения, низкой самооценкой.
3. Предположительно, специфика содержания программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях, должна учитывать возрастные особенности ребенка, его психологическое состояние, его вовлеченность в процесс.
4. Полагается, что основная динамика изменений после использования программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях, может наблюдаться в изменении психоэмоционального состояния.
Теоретико-методологической основой для изучения понятия танцевально-двигательной терапии, выступает комплексный подход, который представляет направление, где объект исследования изучают как совокупность компонентов, подлежащих изучению при помощи совокупности методов. В исследовании, прежде чем понять работу танцевально-двигательной терапии с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, нужно изучить отдельно историю и становление этого направления, целевую группу и её особенности, разработать программу танцевально-двигательной терапии. Преимущество комплексного подхода в том, что можно всесторонне изучить сложный объект, если его «разбить» по частям. Комплексный подход обеспечивает глубокое изучение проблемы.
Также в исследовании был использован системный подход - это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее 6
любой ее фрагмент как систему. Преимуществом системного подхода - это использование основного принципа «структуризация», где можно проанализировать технологию танцевально-двигательной терапии внутри КГКУ «Барнаульского центра помои детям, оставшимся без попечения родителей №4». В системном подходе объект исследования можно изучить через взаимосвязанные элементы такие, как цель (апробация программы танцевально-двигательной терапии), ресурсы (воспитанники социального учреждения).
Методы исследования. Для достижения цели работы, решения поставленных задач и проверки гипотез нами использована следующая методическая база исследования: анализ научной литературы; вторичный анализ данных; метод социологического опроса (анкетирование); включенное наблюдение
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате проведенного анкетного опроса среди воспитанников «Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4», практического применения программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»).
Положения, выносимые на защиту:
1. Основным эффектом танцевально-двигательной терапии является её направленность на интеграцию эмоционального и физического состояния человека, коррекция поведенческих нарушений, изменение и коррекция самооценки, развитие вербальных и невербальных навыков, раскрытие не только творческого потенциала, но и внутренних переживаний, мыслей, страхов.
2. Особенностью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждении, является, непринятие себя, изменение социальной ситуации развитии, которая выражается в противостоянии внешнему миру и позиции, что каждый объект, предмет - это раздражитель.
3. Спецификой программы танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возрастной категории 10-12 лет, является ориентация на психологическое и эмоциональное состояние, которое в данный период находится под воздействием «переходного возраста», а также сосредоточенность и внимательность в ходе танцевально-двигательной терапии.
4. Основная динамика изменений при проведении танцевально - двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, проживающих в социальных учреждениях, на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4» наблюдается в психоэмоциональных процессах, двигательной активности, улучшении коммуникативных способностей, изменении пространственного воображения.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования расширяют научное понимание механизмов формирования социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, использование технологии танцевально-двигательной терапии. Исследование расширило теоретическое понимание процесса социализации и социальной адаптации ребенка в условиях проживания в учреждении интернатного типа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученная информация может использоваться для прогнозирования успехов социализации; коррекции эмоционального состояния воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во время прохождения преддипломной практики была разработана программа танцевально-двигательной терапии, ориентированная на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет.
Апробация результатов
Статьи в научно-периодических изданиях
1. Манакова, А., Федотова, О. Танцевальная терапия как метод социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / А. Манакова, О. Федотова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 134-137 [Электронный ресурс]. - URL:http: //j ournal. asu.ru/smw/article/view/9610.
2. Манакова, А. Реабилитация людей с нарушениями функции
опорно-двигательного аппарата средствами хореографического искусства / А. Манакова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 138-141 [Электронный ресурс]. - URL:
http://journal.asu.ru/smw/article/view/9611.
3. Федотова, О., Манакова, А. Танцтерапия как способ социализации
личности здоровья / А. Манакова, О. Федотова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество - 2021. Т.1, №13. С. 213-215
[Электронный ресурс]. - URL: http://journal.asu.ru/smw/article/view/9633.
В ходе исследования была практически апробирована программа по танцевально-двигательной терапии среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в социальных учреждениях, в возрасте 10-12 лет.
Занятия по танцевально-двигательной терапии помогли детям справиться со стрессовым напряжением, которое было выявлено после прохождение первого опроса по методике диагностики самооценки Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина. Танцевально-двигательная терапия акцентирует своё внимание на взаимосвязях между психологическими и физиологическими процессами личности ребенка. Через конкретные упражнения и действия, сопровождающиеся музыкой, дети проработали эмоциональные зажимы, получили более ясное восприятие себя и окружающих людей, вызвали поведенческие изменения, которые привели к более здоровому функционированию. Используемые на уроках творческие упражнения, постановка хореографического этюда, помогали раскрыть в каждом ребенке его индивидуальные возможности, способствовали развитию самостоятельности, решительности, играли важную роль в становлении творческого стиля художественно-хореографической деятельности.
Сейчас социальное работа, направленная на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это структура, состоящая из методик, технологий, которые гарантируют гармоничную и правильную социализацию в условиях «взрослой» жизни. Исследование показало, что занятия танцевально-двигательной терапией - это эффективный и качественный метод социально-педагогической адаптации детей, ведь ее «социальный вектор» направлен на стабилизацию эмоционального и психического состояния ребенка в целом.
Проанализировав научную литературу можно сформулировать несколько выводов, которые помогают определить значение понятия танцевально-двигательная терапия:
• танцевально-двигательная терапия - это процесс, в ходе которого физически и духовно контактируют люди, в данном случае взрослый человек и ребенок, находящийся в социальном учреждении.
• танцевально-двигательная терапия - это одна из главных составляющая в технологии арт-терапии, которая может помочь в решении, как психологических проблем, так и физиологических.
• гарантией эффективности танцевально-двигательной терапии служит создание определенных условий для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем быть приспособленным к самостоятельной жизни, обладал коммуникативными навыками и не был в подавленном или замкнутом состоянии.
• танцевально-двигательная терапия - это эффективный способ улучшения психологического и физического состояния человека.
Предложенная в данной работе программа танцевально-двигательной терапии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 10-12 лет, охватывает упражнения, направленные на раскрытие креативных способностей детей, на приобретение двигательного опыта, связанного с хореографическими движениями, на парную, командную работу, приобретение коммуникативного опыта.
Проведенное исследование может послужить основой для дальнейших изысканий, научных поисков в области разработок научных основ социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии
Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. - URL:
https: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата
обращения: 07.12.2020).
2. Конвенция о правах ребенка // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://75.мвд.рф/upload/site76/document_file/uMl1ZT2dzx.docx (дата обращения: 07.12.2020).
3. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 10.12.2020).
4. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 03.07.2016) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 08.12.2020).
5. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N
48-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 16.12.2020).
6. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по
реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201212280002 (дата
обращения: 20.12.2020).
7. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.02.2020) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/195610/ (дата обращения: 20.12.2020).
8. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 19.04.2022) [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/70661542/ (дата обращения: 25.12.2020).
Библиографический список
9. Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учебник для бакалавриата и магистратуры / Б. Н. Алмазов. — 2¬е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
10. Андрусенко, Л. С. Работа над танцевальной образностью с воспитанниками младшего школьного возраста / Л. С. Андрусенко. - Искусство и образование. - 2008. - № 6.- 91 с.
11. Андрусенко, Л. С. Формирование исполнительской культуры в детских хореографических коллективах (история и современность) / Л. С. Андрусенко. - Искусство в школе. - 2008. - № 2. - 63 с.
12. Аргунова, Т. П. Социальная реабилитация детей с ограниченными
возможностями здоровья в сельском социуме Республики Саха (Якутия) / Т.П.Аргунова //Формирование системы медико-социальной и
профессиональной реабилитации инвалидов в рамках социальных реформ в Республике Саха (Якутия). Опыт. Перспективы: сб. матер. респуб. науч.- практич. конфер. г Якутск 5-6 июня 2007г./Мин. труда и соц. разв. Респ.Саха (Якутия) - Якутск.: Изд-во Мин. тр. и соц. разв. РС(Я), 2007. - 40 с.
13. Бабиева, Л. Г. Проблемы повышения эффективности процесса психолого-медико-педагогического сопровождения / Л. Г. Бабиева. // Теория и практика обучения и воспитания. Вып.УП. - Владикавказ: СОГУ, 2007.- 8 с.
14. СБогачева, Ю. В. Совершенствование профессиональной подготовки педагога-хореографа / Ю. В. Богачева. - Вестник МГУКИ. - 2007. - №2. - 152 с.
15. Бондаровская, Л. В. Модель технологии социально-педагогической поддержки / Л. В. Бондаровская. - Инновационные педагогические технологии: Сб. научно-методических статей. Вып. 29. - Омск: Изд-во ИРОО, 2006. - 17 с.
16. Бондаровская, Л. В. Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей в условиях реабилитационного центра / Л. В. Бондаровская. - Социально-педагогические чтения: Материалы научно-практической конференции.- Тара: Изд-во Филиала ОмГПУ в г.Тара, 2010. - 177с.
17. Бондаровская, Л. В. Сущность социально-педагогической поддержки как особого вида социально-педагогической деятельности / Л. В. Бондаровская. - Инновационные педагогические технологии: Сб. научно¬методических статей. Вып. 42. - Омск: Изд-во ИРОО, 2008. - 143 с.
18. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т.2 / Б. М. Величковский. - М.: Смысл: Академия, 2006. - 432 с.
19. Волошин, В. М. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России / В. М. Волошин, Б. А. Казаковцев, Ю. С. Шевченко, А. А. Северный. // Социальная и клиническая психиатрия - 2002. - №2 - 5 с.
20. Воронин, Р. Е. Философия танца как методологическая база теории
и методики спортивного танца (технико-эстетические виды спорта) / Р. Е. Воронин. - Известия Российского Гуманитарного Педагогического
Университета им. А.И.Герцена: Аспирантские тетради: научный журнал. - СПб., 2007. - № 11 (32). - 255 с.
21. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка. / Л.С. Выготский. М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с.
22. Гафт, А. М. Система профессионального обучения студентов художественно-хореографического отделения вуза как средство формирования
этнического самосознания: дис. канд. пед. наук: 13.00.08/ Александр
Михайлович Гафт. - СПб., 2011. - 223 с.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология: [Учебное пособие] / Ред. - сост. Д. Б. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.
24. Есаулов, И. Г. Письма к Ж. Ж. Новерру, введение в эстетику классической хореографии / И. Г. Есаулов. - Ижевск: МСА, 2001. - 301с.
25. Иванова, М. В. Причины потребности ребенка в социально -
педагогической реабилитации. Депривация как фактор дезадаптации детей - сирот. Социализация детей-сирот как часть процесса социально-педагогической реабилитации / М. В. Иванова. - Новое в педагогических исследованиях.
Выпуск I. Сборник статей аспирантов и докторантов / Под ред. Козловой А.Г., Тряпицыной А. П. - СПб.: Нестор, 2004. - 248 с.
26. Королюк, Е. Г. О технологии медико-социального сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе / Е. Г. Королюк, С. В.Жуков, А. К. Мазепов. // Вестник новых медицинских технологий. - 2004. - № 3. - 117 с.
27. Криницына, А. В. Я и мир вокруг меня: театральные технологии развития отношений / А. В. Криницына. - Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе. - 2010. - № 4. - 16 с.
28. Лейтес, Н. С. Ученый и Учитель. Проблема индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд. Материалы Круглого стола памяти Н. С. Лейтеса. ПИ РАО 22 апреля 2014 г. / Ред. Н.Л. Карпова, комп. ред. Е.С. Семенюкова. - М.: ПИ РАО, 2014. - 102 с.
29. Меркушин, В. И. Научная разработанность проблемы социальной реабилитации дезадаптированных детей и подростков / В. Н. Меркушин . - Психология и педагогика высшего профессионального образования: Сборник научных трудов. - М.: МГУС, 2006. - 115 с.
30. Никитин, В. Ю. Модернджаз танец: Этапы развития. Метод. Техника: / В. Ю. Никитин. - М.: ИД «Один из лучших», 2004. - 414 с.
31. Никитина, Е. И. Современный подход к занятиям художественным движением в системе дополнительного образования с подростками.
Сотворчество педагога и учащихся / Е. И. Никитина. - Юсовские чтения. Москва 1-3 ноября 2005 г. - М.: Институт художественного образования РАО. - 23 с.
32. Никитина, Е. И. Содержание и формы реализации совместной художественно - творческой деятельности педагога - хореографа и учащегося в системе дополнительного образования» / Е. И. Никитина. - Культура и образование на пороге XXI века: Сб. научных трудов. - Кудымкар, Коми- Пермяцкий окружной институт усовершенствования учителей, 2006. - 93 с.
33. Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XII Международной научной конференции / ред. кол.; Адольф В.А. (отв. ред.); Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. - 384 с.
34. Овчарова, Р. В. Истоки трудного детства: учебное пособие / Р. В. Овчарова. - Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ун-т. - Москва : МПСУ, 2014. - 248 с.
35. Останина, С. А Формирование креативной позиции школьников в условиях творчески-ориентированной художественно-эстетической среды гимназии / С. А. Останина. - Основные задачи развития региональных и муниципальных педагогических систем в условиях модернизации образования: по материалам Республиканских педагогических чтений «Инновационная среда как фактор развития образования». — Петрозаводск: ГОУ ПИК, 2010. — 106 с.
36. Останина, С. А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования / С. А. Останина. - Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. — Кострома. - 2009. - № 3 - Т. 15 - С. 23-28.
37. Петрановская, Л. В. В класс пришел приемный ребенок / Л.В. Петрановская.// - Москва, 2009. - 138 с.
38. Петрановская, Л. В. Тайная опора. Привязанности в жизни ребенка Л.В. Петрановская.// - М.: АСТ, 2015. - 46 с.
39. Прихожан, А. М., Н. Н. Толстых. Психология сиротства. Изд.3-е. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.
40. Силкин, П. А. К проблеме постановки корпуса в младших классах /
A. П. Силкин. // Вестник Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. - 2004. - № 14. - с. 12-15.
41. Смирнова, Я. К. Суверенность как индикатор нарушения границ идентичности психологического пространства в подростковом возрасте: монография / Я. К. Смирнова. - АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 193 с.
42. Тарасенко, Т. В. Формирование коллектива. Педагогические и правовые аспекты / Т. В.Тарасенко, А. М. Кусаинова. - Третьи Сатпаевские чтения, 2003. - 477 с.
43. Теория и практика социальной работы в условиях трансформации
модели социальной политики в России: сб. материалов постоянно
действующего науч.-практ. семинара / АлтГУ; редкол.: С. Г. Чудова, Е. Н. Дронова, Ю. А. Калинина. - Барнаул : [АЗБУКА], 2011. - 172 с.
44. Хайкара, Н. А. Особенности эстетического воспитания подростков в контексте становления их авторской позиции на занятиях хореографией/ Н. А. Хайкара. - Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Том 14. - № 1. - Кострома. - 2008. - С. 12-20.
45. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми / Е.И. Холостова. - М., 2006.- 278 с.
46. Человек в трудной жизненной ситуации : материалы Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием (Барнаул, 28 ноября 2014 г.) / АлтГУ ; [науч. ред. Н. З. Кайгородова]. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 340 с.
47. Шапарь, В. Б. Новейший психологический словарь; под общей ред.
B. Б.Шапаря. - Изд.3-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 806 с.
48. Шипицына, Л. М.. Психология детей-сирот / Л.М. Шипицына. - Изд-во СПб. Ун-та, 2005. - 628 с.
49. Щугарева, И. Н. Воспитательная роль уроков хореографии в младшем школьном возрасте. / И.Н.Щугарева. - Воспитание детей и молодёжи.- М: Изд-во Федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи». - 2008. - № 4 - С. 20-21.
50. Щугарева, И. Н. Педагогические основы воспитания младшего школьника на занятиях хореографией. / И. Н. Щугарева. - Начальное образование в России и Южно-Российском регионе: проблемы и перспективы развития / Ростов н /Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - 248 с.
51. Щугарева, И. Н. Развитие нравственных ценностей младшего школьника средствами танцевальной культуры /И.Н.Щугарева. - Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки.- Ростов н/Д. - 2008. - №4 - С. 10-13.
52. Юнусова, Е. Б. Значение специфики и типов хореографических занятий для становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ / Е.Б. Юнусова. - Актуальные вопросы педагогики и психологии: материалы Международной научно-практической конференции. Часть III. - Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. - 71 с.
53. Юнусова, Е. Б. Педагогические условия становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ / Е.Б. Юнусова. - Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 8 - С. 40-41.
Электронные ресурсы
54. Авраменко, Н. Н. Использование средств искусства в процессе
повышения успешности социально-психологической адаптации
пятиклассников в средней школе / Н. Н. Авраменко. — непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 383-387 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/139/39211/(дата обращения: 09.10.2021).
55. Аскарова, У. М. Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов / У. М. Аскарова.
— непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 16 (150). — С. 421-423 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/150/42635/(дата обращения: 15.12.2021).
56. Барыльник, Ю. Б. Медико-социальные, клинико¬
психопатологические аспекты психических и наркологических расстройств у безнадзорных несовершеннолетних: Автореферат / Ю. Б. Барыльник. - М., 2005 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/mediko-
sotsialnye-kliniko-psikhopatologicheskie-aspekty-psikhicheskikh-i-narkologicheskikh-r (дата обращения 12.09.2021).
57. Брусницына, А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников
в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: Автореферат / А. Н. Брусницына. - М., 2007 [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.dissercat.com/content/vospitanie-tantsevalnoi-kultury-shkolnikov-v-khoreograficheskikh-kollektivakh-uchrezhdenii-d (дата обращения: 08.10.2021).
58. Бурцева, Г. В. К вопросу об использовании приемов танцевальной
терапии в обучении студентов-хореографов / Г. В. Бурцева. - 2018
[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-
ispolzovanii-priyomov-tantsevalnoy-terapii-v-obuchenii-studentov-horeografov (дата обращения 10.10.2021).
59. Гусарова, А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений / А. Е. Гусарова. — непосредственный // Молодой ученый. — 2018.
— № 22 (208). — С. 276-278 [Электронный ресурс]. - URL:
https://moluch.ru/archive/208/51125/(дата обращения: 30.03.2022).
60. Жарова, О. И. Истоки возникновения и современность
танцевальной терапии / О. И. Жарова [Электронный ресурс]. - URL: https://zharova.kolyma.ru/index.php?newsid=78 (дата обращения 15.12.2021).
61. Ионина, О. С. Приемы танцевально-двигательной терапии в
коррекции негативных проявлений личности / О. С. Ионина. - 2016.
[Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-tantsevalno-dvigatelnoy-terapii-v-korrektsii-negativnyh-proyavleniy-lichnosti (дата обращения 17.01.2022).
62. Кабардиева, Ф. А. Социализация детей-сирот младшего и среднего
школьного возраста / Ф. А. Кабардиева. - Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya- detey-sirot-mladshego-i-srednego-shkolnogo-vozrasta/ (дата обращения:
23.02.2022).
63. Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня
тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова. - непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-
Петербург : Реноме, 2011. — С. 23-25 [Электронный ресурс]. - URL:
https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/(дата обращения: 09.10.2021).
64. Мизюра, Л. В. Технология коллективно-творческой деятельности / Л. В. Мизюра. — непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 793-795 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/108/26096/(дата обращения: 01.03.2022).
65. Настенкова, А. И. Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность / А. И. Настенкова. — непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 321-323 [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/48/5852/(дата обращения: 31.03.2022).
66. Оганесян, Н. Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств: Диссертация / Н. Ю. Оганесян - СПб, 2005. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.dissercat.com/content/tantsevalnaya- terapiya-v-reabilitatsii psikhoticheskikh-rasstroistv (дата обращения: 27.10.2021).
67. Полянцева, М. В. Социальная адаптация детей и подростков в новых условиях жизнедеятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних / М. В. Полянцева, И. Г. Москалионова, Л. Ю. Ларионова
[Электронный ресурс]. - URL: https://urok.1sept.ru/articles/567730 (дата
обращения 31.03.2022).
68. Прилепский, И. А. Современные тенденции использования
танцевально-двигательной терапии / И. А. Прилепский. - Вестник МГУКИ, 2012 г. [Электронный ресурс]. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-ispolzovaniya-tantsevalno- dvigatelnoy-terapii(дата обращения 05.03.2022).
69. Психолого-педагогические аспекты развития интеллектуальных способностей учащихся на старшей ступени обучения [Электронный ресурс]. - URL: http://pandia.ru/text/78/236/34660.php(Дата обращения 15.03.2022).
70. Райх, В. Анализ характера / В. Райх [Электронный ресурс]. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=89689&p=1 (дата обращения 24.02.2022).
71. Рахимкулова, М. Н. Влияние состояния внутреннего мира
воспитанников детского дома на уровень социальной адаптации в обществе / М. Н. Рахимкулова. - 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/326099-temavlijanie-sostojanija-vnutrennego-mira-vo (дата обращения 20.02.2022).
72. Ромм, В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры: Диссертация / В. В. Ромм. - Барнаул, 2006 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://sibwmo08.narod.ru/doc.html (дата обращения 23.09.2021).
73. Социально-психологические особенности детей-сирот
подросткового возраста [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.sociocity.ru/scitys-400-1.html(дата обращения 10.03.2022).
74. Старостина, Е. Н. Проблемы социализации детей-сирот / Е. Н. Старостина. - 2021 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/statya-problemy-socializacii-detej-sirot-5551925.html (дата обращения 12.03.2022).
75. Тишунина, А. Е. Возможности хореографии в развитие творческих способностей детей / А. Е. Тишунина. - 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-horeografii-v-razvitii-tvorcheskih- sposobnostey-detey(дата обращения 21.01.2022).
76. Чурашов, А. Г., Белов, В. А. Инновационные подходы в развитии
творческой личности в арт-педагогике средствами хореографии / А. Г. Чурашов. - 2020 г. [Электронный ресурс]. - URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/innovatsionnye-podhody-v-razvitii-tvorcheskoy- lichnosti-v-art-pedagogike-sredstvami-horeografii(дата обращения 14.12.2021).
77. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005 г. - 628 с [Электронный ресурс]. - URL: file:ZZZC:ZUsersZUserZDownloads/psikhologiya_detey_sirot.pdf (дата обращения 15.11.2021).
78. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг
[Электронный ресурс]. - URL: https:ZZmir-knig.comZread_29972-1 (дата
обращения 16.09.2021).