ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАДИЦИОННОГО КИТАЙСКОГО ТЕАТРА 12
1.1 История развития традиционного китайского театра 12
1.2 Структура и традиции китайского театра 22
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОГО КИТАИСКОГО ТЕАТРА 40
2.1 Поэтика китайского театра 40
2.2 Мифотворчество в китайской культуре 46
2.3 Культурологический анализ спектакля Пекинской Оперы «Легенда о
Белой Змее» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Актуальность темы исследования
Китайский традиционный театр является одним из старейших и самых разнообразных феноменов театрального искусства в мире. Несмотря на запреты властей, он был тесно переплетен с обществом и пользовался популярностью у людей всех социальных классов. Сумев пережить большое количество этапов развития, китайский театр сумел сохранить в себе множество национальных особенностей, которые сделали его предметом исследования многих российских и зарубежных искусствоведов.
К сожалению, на сегодняшний день имеется недостаточное количество информации в русскоязычном научном пространстве. История китайской культуры насчитывает несколько тысяч лет, но и по сей день не определены точные рамки зарождения китайского театрального искусства.
Изучение культурно-исторических и художественно-стилистических аспектов традиционного китайского театра, позволяет нам в полной мере понять развитие одной из самых своеобразных форм мирового театрального искусства, а также составить полное представление об особенности философии и психологии китайского народа. Китайский традиционный театр является важной частью национальной культуры. Он был популярен среди людей всех династий в своей художественной форме исполнения, имея некое очарование и уникальность он занял свою нишу в мировом театральном мире, наряду с древнегреческой трагедийной комедией и индийской санскритской драмой.
Данная работа посвящена комплексному изучению некоторых аспектов китайского театра и представляет не только научный интерес, но и имеет практическое значение для процесса сохранения мирового культурного наследия.
Историография
Несмотря на тот факт, что традиционный китайский театр представляет собой одну из самых рассматриваемых тем мировой синологии и искусствоведения, многие зарубежные и отечественные синологи до сих пор не смогли прийти к общему выводу о конкретных рамках зарождения китайского театрального искусства. Зачастую к теме изучения китайского театра обращаются отечественные синологи.
Особый интерес представляют труды В.В.Малявина, такие как «Китайская цивилизация» в своей книге автор подробно рассматривает театральные традиции китайского театра, отмечая тот факт, что китайский театр представлял собой абсолютно новое и поистине самобытное художественное явление, так как он не мог наследовать традиции эпоса и черпал свой материал из уже сложившихся разрозненных элементов древних празднеств и культов. Учёный подчеркивает исключительную роль китайского театра как попытки явить воочию ритуальную матрицу культуры, которая лежала в основе китайской традиции. Несмотря на полное описание традиционной составляющей китайского театра, в данной работе отсутствует информация о предпосылках к зарождению театрального искусства.
Большой интерес для нас представляет статья о китайских традиционных традициях Е.С.Бородычевой содержащая в себе подробное рассмотрение формирования и изменения китайского театра по эпохам. В данной статье исследователь описывает нам одно из древнейших театральных представлений, а именно представления деревянных человечков, опираясь на предание в правление императора Хань Гаоцзу (Лю Бан, 247-195 гг. до н. э.), что могло послужить началом зарождения китайского традиционного театра.
Большой интерес представляет нам статья В.Ф.Сорокина «Классическая драма Востока» где он подробно рассматривает проблемы и особенности развития китайской драматургии, он полагает, что предшественником китайской драматургии был популярный в народе фарс «игра о цзань-цзюне», эта форма и смогла перерасти в смешанные представления на юге страны, также в своей статье он указывает на то, что самые древние пьесы, найденные историками относятся к началу правления династий Юаней.
В своих трудах Л.С.Васильев «Культы, религии, традиции в Китае» подробно рассматривает роль религиозной составляющей в становлении традиционных устоев китайского народа, он изучает вопросы как и под какими факторами формировалось китайское общество, его духовные и традиционные ценности, что является не маловажным фактором для понимания процессов развития театрального искусства, так как на протяжении долгого времени Китай сумел сохранять в своём театре душу и традиции древней культуры и религии.
Таким образом, на основании данной историографии, можно сделать вывод о том, что особенности культурно -исторических аспектов традиционного китайского театра являются не до конца изученной темой. В большинстве случаев синологам приходится опираться на китайские предания, что не является точными историческими сведениями о предпосылках зарождения китайского традиционного театра.
Объектом исследования данной работы является традиционный театр Китая.
Предметом исследования являются культурно-исторические аспекты и художественно-стилистические особенности китайского традиционного театра.
Целью работы является изучение культурно-исторических аспектов в целях представления полной картины о возникновении и становлении китайского театра.
Задачи работы:
1. Изучить историю и специфику традиционного китайского театра, его культурно-исторические аспекты.
2. Подробно рассмотреть этапы развития китайского театра по эпохам и проследить изменения в специфике театрального искусства.
3. Проанализировать художественно-стилистические аспекты традиционного китайского театра, используя конкретные примеры из театральных постановок.
4. Исследовать роль гендера в китайском традиционном театре.
5. Рассмотреть основную роль мифотворчества в китайском театре как вспомогательного элемента в его становлении.
Хронологические рамки исследования охватывают довольно большой период зарождения традиционного театра в Китае (приблизительно XII - III вв. до н.э.) до настоящего времени.
Источниковая база
Российская театроведческая наука обладает довольно малым количеством сведений о китайском традиционном театре, что говорит о недостаточной изученности темы. В настоящем исследовании использованы такие источники, как «Свод законов великой династии Мин» , содержащий различные постановления центральных ведомств, местные законодательные акты, распоряжения, которые касаются театра и дающие весьма четкое представление об отношении театра с центральными и местными органами власти, о политике сдерживания влияния театра и театральных зрелищна аудиторию и общество в целом, об отношениях театра, актеров и зрителей; «Китайская классическая драма» , представляющая собой содержание пьес цзацзюй, знаменующих собой начало расцвета китайского театра; работа В. Сорокина «Китайская классическая драма XIII - XIV вв.» , представляющая собой сборник пьес эпох Юань, занимающих достойное место в репертуаре китайского традиционного театра. Издавна большой популярностью пользовался в Китае театр теней, историю которого рассматривают в своей статье «Некоторые аспекты истории и древнего китайского искусства театра теней» Ли Цзяинь, Н.В. Мартынова. С.А. Серова в работе «Религиозный ритуал и китайский театр» анализирует связь между культовыми обрядами и возникновением в Китае театра, а также рассматривает исторические особенности последнего. В работах М.Е. Кравцовой «Мировая художественная культура. История искусства Китая» и «История культуры Китая» дается информация об истории и развитии традиционного театра в Китае.
Методологической основой для данной исследовательской работы послужили идеи и концепции таких ученых, как Карл Гюстав Юнг, Роберт ван Гуглик, Владимир Малявин, Всеволод Мейерхольд и другие. Понятия интроверсии и экстраверсии коллективного бессознательного Юнга вошли в основу понимания поэтики традиционного китайского театра. Обоснование особенностей распределения ролей между мужчинами и женщинами в китайском театре опирается в данном исследовании на работы Гуглика о сексуальной жизни в Древнем Китае. Описательный метод Владимира Малявина стал базовым для раскрытия театральных традиции, истории и культуры Китая. При описании китайской театральной системы данная дипломная работа обращается к понятиям условного, поэтического и метафорического театра Всеволода Мейерхольда.
Методы исследования
Для реализации задач данной дипломной работы использовались следующие общенаучные методы:
• Категориальный анализ, который позволяет изучать развитие познания как деятельности, элементами которой выступают конкретные научные категории
• Синтез, как метод исследования темы в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом
А также специальные методы историко-культурологического знания:
• Историко-генетический метод, нацеленный на изучение генезиса этапов развития китайского театра и анализ причинности изменении”
• Метод формально-стилистического анализа, применяемый для описания и аналитики театральных спектаклей и художественных текстов
• Феноменологический, который позволяет рассмотреть такие феномены, как китайский театр, театральная педагогика и др.
• Герменевтический метод, используемый для толкования или интерпретации китайских мифологических текстов
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (2 главы), заключения, списка использованных источников и литературы.
Введение содержит сведения об актуальности исследования, объекте и предмете исследования, цели и задачах исследования, хронологических и территориальных рамок, историографии, методологии и методах исследования, анализа базы источников, апробации результатов исследования и структуры работы.
Первая глава посвящена особенностям становления традиционного китайского театра. Мы рассматриваем историю зарождения театра по эпохам с династии Хань до современности, а также подробно изучая все предпосылки к его становлению. Обращая внимание на тот факт, что театр предоставлял зрителям «определить пространство своей социальности» и давал возможность окунуться в мир потустороннего и загадочного через призму театрального искусства.
Вторая глава посвящена поэтике и мифотворчеству в китайском традиционном театре. Мы подробно рассматриваем понятие мимесиса по отношению к китайскому театру, а также отмечаем особый синкретизм в сознании древних китайцев проводя аналогию с поэтами древней Греции. Касательно изучения мифологической составляющей, мы делаем её центральным элементом китайского театра, так как она лежит в основе большинства образов в используемых постановках на сцене. А также мы проводим культурологический анализ спектакля Пекинской Оперы «Легенда о Белой Змее»
В заключении работы подводятся основные итоги исследования, делаются выводы относительно особенностей культурно -исторических аспектов традиционного китайского театра.
В ходе исследования генезиса истории китайского театра было установлено, что он развивался в течение веков, впитывая в себя театральные устои средневековых артистов Европы и Монголии. Сегодня главным эпицентром, где скоплены все имеющиеся традиции китайского театра, является Пекинская опера, которая уже в XVIII веке вобрала в себя всю специфику провинциальных театров, съезжавшихся, чтобы показать свое мастерство при Императорском дворе. Хубэйский театр - один из театров Пекинской оперы, который является самым известным в мире средоточием китайских театральных традиции”. В свою очередь этот театр делится на труппы акробатов, жонглеров, вокалистов, а также имеет собственный оркестр. В репертуар входят спектакли, поставленные по знаменитым китайским легендам, таким как, например, легенда о белой змее. Сами представления, как в древности, так и сейчас, активно рекламируются. Представления длились по несколько дней, причем каждый день действие обрывалось на самом интересном моменте, что обеспечивало публику на следующий день. Во время представления зритель мог вставать, ходить по залу, подпевать актерам и пить чаи”.
В данной исследовательской работе было выявлено, что театральное ушу - одна из категории” традиционного китайского театра - направлено конкретно на постановку батальных сцен, где каждый удар выучен бойцами заранее. Федерации ушу России нередко занимаются постановкой драк для выступлении” на ковре перед публикой. Эти драки называются дуйлянь. Дуйлянь может быть как спортивной категорией (оценивается на соревнованиях), так и театральной (задействуются в кинематографе, театре, фестивалях и т.д.).
В моей работе было представлено описание набора актерских амплуа: главный положительный и главный отрицательный герои” до 10 видов женских персонажей (эти роли традиционно исполнялись мужчинами), комик, старик «из народа» и др. Актер китайского театра в условиях отсутствия декорации” своими действиями обозначает, в каких условиях он находится. Например, если необходимо показать ветреную погоду, он размахивает веером, или по поведению актера можно было догадаться, что в помещении темно, другими словами, игра строилась по принципу пантомимы. Действия на сцене чередовались с танцами или батальными сценками с использованием древнекитайского оружия. Амплуа в китайском театре заключено в правилах изображения роли, цель которых в обозначении пространства собственной социальности зрителя. Будь то отрицательный персонаж, например, воин-варвар или положительный, как честный чиновник - актер подчиняется законам игры, включающим определенный тембр голоса, скорость речи, движения, жестикуляции и мимики, не говоря уж о костюмах и гриме. Эти законы основываются на метафорах.
В ходе исследования были изучены особенности гендера традиционного китайского театра. Переодевания женщин в мужчин и наоборот, являлось обычной практикой. Со времен династии Мин и Цин, когда императорский двор пытался вводить ограничительные меры по регулированию отношений между мужчинами и женщинами в труппах, прошло много времени и уже на сегодняшний день мы можем составить полную картину гендерного различия. «Нандан» и «нюйсяошэн» являются поистине сложными психологическими приёмами, ведь актерам нужно преодолеть барьеры психологической зависимости от пола и чем больше был заметен контраст между его актерской игрой и воспринимаемым «истинным» я, тем совершеннее являлась его актерская игра.
Данное исследование относит традиционный китайский театр к типам условного и поэтического театра, т.к. именно зрелищная игра является самоцелью китайской драматургии. Об этом говорит наличие пантомимы и сцен, не влияющих на сюжетную составляющую, а действующих с целью добавления в спектакль особой зрелищности. Метафоричность же китайского театра проявляется во всем его пространстве: от значения цвета грима и до использования различных предметов реквизита. В традиционном китайском театре само по себе движение является метафорой. Оно как строчка из стихотворения расставляет акценты, вызывает ассоциации и эмоционально воздействует на зрителя. Природа этих движении” двойственна: с одной стороны, оно является пространственной метафорой, с другой стороны - имеет цель в себе, ведь приемы в действительности не нацелены на поражение противника. Китайский театр синкретичен и следует за другими традиционными искусствами Поднебесной. Главная цель актера - передача красоты каждым движением. Все его навыки (вокал, акробатика, пантомима и т.д.) должны быть связаны в единое целое. Одно умение может иметь приоритет в определенные моменты во время игры, но это не означает, что другие действия должны прекратиться. Субъективное содержание, направленное на внутреннюю психическую активность, присутствует в китайском театре повсеместно. Ему характерна иносказательность, метафоричность, таинственность и загадочность Востока. В целом театр является зеркалом народа, рефлексией его национальных особенностей. Поэтика китайского театра имеет в основе мимесис и катарсис, метафоричность и интроверсию. Эти характеристики делают театр столь неповторимым и загадочным, что сохраняет театральные традиции, закрепленные в веках.
Китайский театр задействует весь существующий в культуре Поднебесной фольклор, включающий многочисленные легенды, мифы, сказания, предания, сказки и т.д. В этом плане традиционный театр выполняет просветительскую функцию, сохраняя и передавая литературные ценности новым поколениям. Многие мифические сюжеты Китая были искажены в личных целях философов и правителей. Мифы о создании государства были написаны с указа государей с целью доказательства легитимности собственной власти. Мифотворчество на сюжеты появления первых государств и правящих династии” писалось с царских указов. Другие мифы, особенно те, где главное действующее лицо герой-полубог, создавались в народе. Как правило, это было связано со слухами о чьих-то подвигах или достижениях. Например, рассказы о том, что деревенский юноша спас деревню от пожара, перерастали в слухи о его нечеловеческой силе и ловкости, которые в конечном итоге становились легендой о полубоге, владеющим стихией огня.
В данной исследовательской работе был представлен анализ спектакля Хубэйского театра Пекинской оперы. «Легенда о Белой Змее» - одна из излюбленных китайских сказок, чей сюжет часто используется восточными режиссерами театра и кино. Из всех спектаклей Пекинской Оперы эта легенда пользуется наибольшей популярностью на мировой сцене. Именно с этим спектаклем труппа Хубэйского театра посещала Мариинский театр в Санкт-Петербурге 14 октября 2014 года в ходе гастролей, посвященных 120 - летию Мэя Ланьфана. Мэи Ланьфан - звезда Пекинской Оперы - в свое время играл главную роль в «Легенде о Белой Змее». Формально--стилистический анализ данного спектакля способствует грамотному усвоению традиции” китайского театра и позволяет на его основе создавать и адаптировать театральные представления в секции традиционного китайского театра в системе дополнительного образования детей в России. Выбор спектакля «Легенда о Белой Змее» обусловлен популярностью его сюжета в странах Дальней Азии (Япония, Китай, Корея) как среди детской, так и среди взрослой аудитории. Практика анализа спектаклей традиционного китайского театра, несомненно, помогает обращать внимание на все детали перформанса.
Китайский театр - это синтез искусств: музыки, поэзии, пантомимы, ушу и других. Поэтому изучение китайского традиционного театра является одним из важнейших аспектов, для попытки сохранения значимости культурного наследия одной из азиатских стран. Это поистине уникальное явление культурной составляющей, так как китайскому театру удается сохранить свою традиционность на протяжении тысячелетий.
1. Законы Великой династии Мин/ пер. Н. Свистуновой. - М.:
Восточная литература, 2002. - 408 с.
2. Сорокин В. Китайская классическая драма XIII - XIV вв. - М.: Наука, 1979. - 336 с.
3. Китайская классическая драма/ сост. Т. Виноградова. - СПб.: Северо- Запад Пресс, 2003. - 416 с.
Список литературы:
1. Агеева, Н.Ю. Китайская народная инструментальная музыка / Н.Ю. Агеева.- Ст. опубл.:Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. - Москва: Вост. лит., 2009. - 502 с.
2. Анна Биррел. Китаиские мифы / Анна Биррел.- Москва: ФАИР- ПРЕСС, 2005г.- 126 с.
3. Аристотель. Поэтика / Аристотель; пер. Ф.А. Петровскии, комментарии А.С. Ахманов.- Москва: Художественная литература, 1957г.- 183 с.
4. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977
5. Бородычева, Е.С. Китаискии театр [Электронный
ресурс]/Е.С.Бородычева//Энциклопедия Китая.
6. Братухина, Я. С. Китайский театр и гендер / Я. С. Братухина, К. С. Худяков // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 9-3. - С. 116-118.
7. Будаева, Т.Б. Истоки пекинской оперы: музыкальная драма
куньцюи/Т.Б. Будаева.- Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLV,
ч. 2 / Редкол.: А.И. Кобзев.- Москва: Федеральное государственное
бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской
академии наук (ИВ РАН), 2015.- 1031с.
8. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970. 480 с.
9. Ван Цзичао. Ритуал и церемониальная музыка в Китае / Ван Цзичао,
Хань Фан.- Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др.- Москва: Федеральное государственное
бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Россиискои академии наук (ИВ РАН), 2014. - 594с.
10. Виноградова Т.И. «Мир как представление»: Китайская
литературная иллюстрация / Т.И Виноградова; науч. рук В. П. Леонов , отв. ред. Н. В. Колпакова. СПб.: БАН; Альфарет. - 2012. С. 332.
11. Джастер Джин-Чарльз. Китаискии театр: от Древности до Модерна [Электронный ресурс]: Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XLII научная конференция: Часть. 2 / Ин-т востоковедения РАН. - Москва: Учреждение Россиискои академии наук Институт востоковедения (ИВ РАН), 2012. - 385 стр. - Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 6. С. 311-334.
12. Еремеев, В.Е. Музыкальная теория / В.Е. Еремеев.- Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин - т Дальнего Востока. — Москва: Вост. лит., 2006.- Т. 5. Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др., 2009.- 1055 с.
13.Зунг Чечилия. Секреты китайской драмы. Шанхай: Харп, 1936. 180 с.
14. Иванов, В.И. Дионис и дионисииская трагедия: Филологические и философские идеи о дионисиистве / В.И.Иванов.- Москва: Наука, 1989г.- 312с.
15. Иляхин, Ю.М. Пекинская опера / Ю.М. Иляхин.- Ст. опубл. с некот. изм.: Духовнаякультура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л.Титаренко;
Ин-т Дальнего Востока.- Москва: Вост. лит., 2006.- Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др., 2010. - 1031 с.
16. Кобзев, А.И. Театр кукол и теней / А.И.Кобзев.- Ст. опубл.:
Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Институт Дальнего Востока.- Москва: Вост. лит., 2006г. Т. 6
(дополнительныи). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др., 2010. - 1031 с.
17. Конфуции”. Суждения и беседы / Конфуции”; пер. П.С.Попова. - Санкт- Петербург: Азбука, 2011 г.- 217 с.
18. Косинец, Е.И. Возможности театральной педагогики в контексте новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Е.И. Косинец, А.Б.Никитина.- Москва: МПГУ, 2014 г.- Режим доступа к саиту: .- Загл. с экрана
19. Кравцова, М.Е. Костюм / М.Е.Кравцова.- Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин - т Дальнего Востока.- Москва: Вост. лит., 2006.- Т. 6 (дополнительныи). Искусство / ред. М.Л. Титаренко, 2010.- 1031 с.
20. Лукьянчук, Г.В. Новые педагогические технологии при внедрении ФГОС [Электронный ресурс] / Г.В. Лукьянчук.- Маискии: МБОУ Маиская СОШ.- Режим доступа к ресурсу: (http://lit.wl.dvfu.ru/pedagog/2014npt.doc).- Загл. с экрана
21. Лю Лю. «Теория и практика актерского тренинга в современной китаискои театральной школе» / Лю Лю.-Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2009г.- 184 с.
22. Малявин, В.В. Китаиская цивилизация / В. В. Малявин.- Москва: Астрель, 2000 г.- 632 с.
23 .Роберт ван Гуглик. Сексуальная жизнь в Древнем Китае / Роберт ван Гуглик; пер. А.М. Кабанов.- востоковедение, 2000г. - 400 с.
24. Серова, С. А. Театр и традиционной китайское общество (проблемы личности, социального идеала) (середина XVI - середина XVII вв.) : специальность 07.00.03 "Всеобщая история (соответствующего периода)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Серова Светлана Андреевна. - Москва, 1989. - 32 с.
25. Сиэ, В. Национальные особенности китайского театрального искусства / В. Сиэ // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сборник статей XXXIX Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 ноября 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 298-300
26. Сорокин, В.Ф. Классическая драма Востока [Электронный ресурс]/В.Сорокин.- Москва: Справочные издания, 1976г.- Режим доступа к саиту: (http://librebook.ru/klassicheskaia_drama_vostoka/vol2/1).- Загл. с экрана
27. Титова, Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к
условному театру [Электронный ресурс] / Г.В. Титова.- Санкт-Петербург: Петербургский театральный журнал.- Режим доступа к журн.:
(http://ptj.spb.ru/archive/39/historical-novel-39/mejerxold-i-komissarzhevskayau/) .- Загл. с экрана
28. Цзяинь, Л. Становление театра теней в народном искусстве Китая / Л. Цзяинь, Л. Г. Дьячкова // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2015. - Т. 3. - С. 156-158.
29.Чжао, М. Традиционная китайская музыкальная драма: содержательно-стилевое своеобразие / М. Чжао // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2018. - № 7(82). - С. 28-30.
30. Юнусова, В.Н. Изучение китайской музыки в России: к проблеме становления отечественной” музыкальной” синологии / В.Н. Юнусова.- Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. - Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской” академии наук (ИВ РАН), 2014. - 900 стр.
31. Ян, Н. Философская сущность китайского театра / Н. Ян // Искусствознание и педагогика диалектика. Взаимосвязи и взаимодействия : Материалы VIII Международной межвузовской научно -практической конференции, Санкт-Петербург, 16 декабря 2020 года / Научные редакторы: С.В. Анчуков, О.Л. Некрасова-Каратеева. - Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2020. - С. 551-555.
32. Di Nallo, I. Huang Zuolin and Italian commedia DELL’arte: an experimental study in the conception of Xieyi theatre / I. Di Nallo // Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies. - 2017. - Vol. 9. - No 1. - P. 29-40. - DOI 10.21638/11701/spbu13.2017.103.
33. Chung-wen Shih. The Golden Age of Chinese Drama / Chung-wen Shih.- Princeton: Princeton University Press, 1976г.- 338 с.
34. Chinese Theater: From Its Origins to the Present Day / Ed. by Colin Mackerras. Honolulu: University of Hawaii Press, 1988. — 222 p.
35. Chi Jushan, Huang Chiu-yao. Mei Lan-fang Foremost Actor of China / Transi, by George Kin Leung. - Shanghai: Commercial Press, Ltd, 1929. - 132 p.
36. Fei, Faye Chunfang. Chinese theories of theater and performance from Confucius to the present / Fei, Faye Chunfang.- Ann Arbor, Mich: University of Michigan Press, 1957г.- 213 с.
37. Mackerras C. P. Chinese Theatre in Modern Times: from 1840 to the Present Day. London: Thames and Hudson, 1975. - 256 p.
38.Scott A. C. The Classical Theatre of China. N. Y.: Barnes & Noble, Inc., 1973.-256 p.
39. The Cambridge guide to Asian theatre / Ed. by J. R. Brandon, M. Banham. -Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997. 253 p.
40. Wichmann E. Listening to Theatre: the Aural Dimension of Beijing Opera. — Honolulu: Univ. of Hawai'i Press, 1991. — 360 p.
41. Wichmann E. Tradition and Innovation in Contemporary Beijing Opera Performance // The Drama Review. Vol. 34, № 1,1990. - P. 146 - 178.