Глава I. Даосизм: история возникновения и развитие 19
1.1 Истоки возникновения даосизма (V-III вв. до н.э.). Формирование
основных категорий и понятий учения 19
1.2 Основные этапы развития даосской философии (II-XX вв.).
Взаимодействие буддизма и даосизма 28
Глава II. Даосизм в духовной жизни традиционного китайского общества .. 33
2.1 Практики и обряды жизненного цикла 33
2.1.1 Поклонения 33
2.1.2 Даосские требы 35
2.1.3 Даосские посты 39
2.1.4 Даосские молебны 41
2.2 Практика достижения бессмертия и проблема внутренней и внешней
алхимии 44
2.3 Психопрактика цигун как система оздоровления даосов 49
Глава III. Роль и место даосской философии в современном Китае 52
3.1 Даосские школы в Китае на этапе современности 52
3.2 Влияние даосских идей на культуру и науку Китая в настоящее время 54
Заключение 61
Список источников и литературы 64
Актуальность темы обосновывается тем, что даосизм занимает важнейшее место в духовной жизни Китая. В основе исследования лежит предположение о том, что современная культура Китая, сохраняющая тенденции традиционализма, является рефлексией духовной культуры общества, исторически доминирующим основанием которой является даосизм.
Это одно из древнейших учений в мире зародилось в V в. до н.э. За долгую историю адаптации в этой богатой культурными традициями стране, даосизм испытал их огромное влияние, претерпел значительные изменения, в результате чего сформировалось уникальное философско-религиозное учение, ставшее неотъемлемой частью традиционной китайской культуры. Оно охватывает все стороны человеческой жизни, имеет множество концепций, теорий и положений со своими целями и задачами и представлено множеством школ и направлений.
Китай всегда был известен как центр философской мысли, мифологические и религиозные представления всегда занимали важное место в его культуре. Их анализ в историческом и современном аспектах способствует более глубокому пониманию культуры Китая, особенностей ментальности китайцев, специфичности их отношений к человеку и социуму в целом.
Развитие и сохранение даосских традиций, выявление их места и роли, степени воздействия на мировую науку и культуру как Китая, так и других цивилизаций продолжает привлекать внимание мировых исследователей и становится всё более актуальным.
Объект исследования - даосская философия.
Предметом исследования является роль даосизма в духовной жизни Китая.
Степень изученности. На протяжении всего существования синологической науки ученые по-разному пытались ответить на вопрос что такое даосизм. Для одних это философское учение в начале нашей эры, ставшее религией, для других именно даосская религия является собственно даосизмом, одни исследователи провозглашают даосизм оппозиционным и вольнодумным, другие подчеркивают связь даосского духовенства с имперской идеологией, существует множество и других противоречий.
Для них есть ряд причин: это не изученность предмета, узкий круг источников, трудность изучения и понимания неевропейских культур, кроме того изучение теоретического даосизма связано и с самими противоречиями, заложенными в нем как в объекте исследования, спецификой ментальности этого направления.
Существует несколько направлений изучения даосизма.
Историко-философский анализ его теоретического и доктринального содержания, имеется в виду изучение развитого даосизма как константы, вне временных и хронологических рамок.
Изучение диахронии, здесь познание даосизма равнозначно изучению его истории. Такой подход более предпочтителен, предполагает исследование даосизма на определенных синхронных срезах.
Исследование даосизма в историческом и социологическом плане как важнейший фактор, детерминировавший своеобразие традиционный китайской культуры. Будучи весьма значительным элементом структуры китайского общества, даосизм в ней выполняет определенные для каждого исторического этапа функции, изучение этих функций и будет способствовать определению места и роли даосизма в китайском обществе и китайской культуре.
Отдельно можно выделить собственно культурологическое направление, то есть проблему взаимодействия даосизма и духовной культуры традиционного Китая в целом.
Полный или приблизительный перечень направлений и проблем изучения даосизма вряд ли возможен. В качестве примера можно привести такие конкретные проблемы, как вопрос о единстве даосизма, о даосизме как национальной религии Китая, о соотношении даосизма и народных верований, даосизма и науки, даосизма и китайского искусства и т. п.
Еще 20 лет назад изучение даосизма находилось в зачаточном состояние, можно выделить отдельные работы и прежде всего французского синолога А. Масперо . В последнее время ситуация значительно изменилась, поздний даосизм стал предметом пристального изучения, расширился круг источников, привлекаются материалы «Даосского канона». Эти положительные изменения связаны с проведением международных конференций по даологии, начиная с 1968 г., деятельностью Дж. Нидэма, написавшего фундаментальный труд «Наука и цивилизация в Китае» , и растущим интересом к общим проблемам истории религии в Китае, который проявился в создании Общества изучения китайских религий и появлении новых периодических изданий по данной проблематике.
Труды таких синологов, как К.М.Скиппер , Н.Сивин , М.Стрикмэн и другие, а также исследования китайских ученых конца 70-80х гг. внесли ощутимый вклад в изучение даосизма, коренным образом изменив представление об этой религии. Ведущим в настоящее время является подход французской школы (М.Гране ) с его вниманием к социальным функциям религии.
Ученые Китая очень много сделали для текстологического исследования даосских текстов. Однако в центре их внимания находились в основном классические тексты «Лао-цзы» и «Чжуан-цзы» и некоторые другие. Большинство же канонических текстов третировались как «суеверные» и «пустые». После революции 1911 г. в Китае появился ряд ценных исследований даосизма - труды Фу Цзиньцзя, Сюй Дишаня, Жун Чжаоцзу, Вань Идо и других, особенно выделятся блестящая монография Чэнь Г офу «Очерк истории Даосского канона» .
После образования КНР даологические исследования вступили в новую фазу, связанную с марксисткой идеологией. В основном издавались труды по истории китайской мысли и статьи по частным вопросам, например, о связи даосской идеологии и крестьянских восстаний. В «годы культурной революции» никаких даологических исследований не было.
В настоящее время в КНР опубликовано значительное количество исследований по даосизму, но в основном по классическим текстам «Дао дэ цзин» и «Чжуан-цзы», вся остальная часть текстов Дао цзана остается вне поля зрения китайских ученых. Изучаются так же такие памятники как «Баопу-цзы» и «Тайпин цзин», ведущие исследователи которого Сюн Дэцзи, Цин Ситай и Фэн Давэнь.
В отечественной истории в изучении даосизма огромный вклад внёс советский и российский учёный-религиовед, историк философии и культуры Китая Е.А. Торчинов. В своей работе «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания» автор затрагивает не только историю формирования даосизма, он рассматривает мифологию, космологию и философские взгляды, а также останавливается на психотехнической стороне даосизма. В частности, Е.А. Торчинов подробно анализирует так называемую «даосскую алхимию» - это приемы достижения долголетия, а в идеале личного бессмертия в физическом теле.
В книгу Е.А. Торчинова «Путь золота и киновари: Даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова» вошли переводы известных даосских трактатов «Иньфу цзин» («Книга о единении сокрытого») и «Гуань Инь-цзы» («Мудрец Инь с Заставы»), а также основополагающее сочинение по теории внутренней алхимии «У чжэнь пянь» («Главы о прозрении истины») Чжан Бо-дуаня .
В дореволюционный период даосизм интересовал представителей русской синологической школы только в качестве религии. В ее изучении были заинтересованы как русские православные священнослужители, так и российские ученые. По условиям Кяхтинского договора между Китаем и Россией (1727 г.), находиться в Пекине разрешалось только российским духовным лицам, поэтому русские священники, номинально представляя православную религию, фактически занимались научными изысканиями, изучением буддийской и даосской религии и переводами канонических книг.
Одним из первых отечественных исследователей даосизма был Н.Я. Бичурин, работы которого относятся к 1828-1848 гг. В своих исследованиях Н.Я. Бичурин пытался определить, чем же является даосизм: религией или философией. Он утверждал, что Лао-цзы несправедливо считают основателем религии даосов: его учение представляет собой
«философический взгляд на нравственную сторону человека» , а не религию.
В.П. Васильев впервые в российской науке указал на важность изучения даосизма в исторической ретроспективе, именно в его исследованиях впервые в России подверглись анализу философские взгляды Чжуан-цзы. Ученый дает подробную характеристику взаимоотношений ранних даосов с конфуцианцами, ставит вопрос о возможности заимствования даосских философских воззрений из буддийских текстов или даже древних верований Ближнего Востока. Многие представители современной российской синологической школы считают, что именно с выдающегося труда В.П. Васильева «Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм» начинается академическое изучение даосизма в России, а все дальнейшие научные изыскания проводились с опорой именно на исследования В.П. Васильева в данной области. Его работы вызвали широкий общественный резонанс и внесли огромный вклад в изучение религий Востока.
Следующий этап изучения даосизма приходится на советский период российской истории. Советские китаеведы обладали специфическим подходом к китайской философии, «новые» китаеведы, изучая древность, искали ответы на злободневные политические вопросы, это подталкивало советских исследователей «вскрывать материалистический характер» даосизма. С одной стороны, советский период изучения даосизма характеризовался критикой дореволюционной синологической школы, которая якобы строилась на идеях колониализма и царизма; с другой стороны, наблюдалось соперничество советских и иностранных ученых, которые, по мнению первых, «находясь на службе у капитализма... отдают свои знания на укрепление господства мирового империализма, стремящегося держать народы Востока в вековой кабале» .
Первой «марксистско-ленинской» работой о китайской философии была статья А.А. Петрова, большая часть которой посвящена критике взглядов дореволюционных ученых за то, что они, «работая в условиях империалистического государства, не смогли разглядеть материалистических идей в китайской философии» .
К социалистическому периоду изучения даосизма относятся и работы известного китаеведа Ян Хиншуна. Он неоднократно отмечает заслуги А. А. Петрова в деле марксистского изучения китайской философии и заявляет, что продолжает его линию. В 1950 г. вышла книга Ян Хиншуна «Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение» , чуть позднее работа «Материалистическая мысль в Древнем Китае» . Исследования Ян Хиншуна посвящены роли материалистических идейных компонентов в философской мысли древнего Китая и их месте в основных направлениях древнекитайской философии - конфуцианства, даосизма, моизма.
Во многом против Ян Хиншуна была направлена научная работа Ф.С. Быкова «Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае» . С этого периода (70-е гг. XX в.) советская синологическая школа постепенно отходит от стремления найти материалистическую основу в учении Дао. Труды Ф.С. Быкова позволяют более детально рассмотреть сам процесс формирования философских воззрений китайцев и выявить степень влияния даосизма на политическую систему Китая.
Основополагающим исследованием для изучения даосской философии выступает работа А.А. Маслова «Мистерия Дао. Мир "Дао дэ цзина"» , посвященная основному трактату китайской мистической традиции: «Дао дэ цзин». Она содержит перевод текста, сделанный с учетом эзотерической традиции древнего Китая, комментарии блестящего ученого и мистика III в. Ван Би, а также исследование и комментарии переводчика, известного китаеведа, специалиста в области духовных и эзотерических традиций, А.А. Маслова.
Вопрос бессмертия нашёл отражение исследователей Н.В. Кесисоглу, А.Э. Лапина, Е. Вонг и Ю.И. Борсякова.
Среди современных российских исследователей даосизма следует также выделить М.Е. Кравцову, Е.Б. Поршневу и Е.Ф. Кузнецову, чьи работы обладают собственной спецификой и затрагивают крайне интересные аспекты китайской философии и культуры.
Статья М.Е. Кравцовой «Представления о верховной власти и правителе в древнем и средневековом Китае» дает разностороннюю характеристику роли философских течений, в том числе и даосизма, в формировании образа правителя Поднебесной.
Научная работа Е.Б. Поршневой «Даосская традиция в народных религиозных движениях» представляет собой детальное описание роли даосизма в идеологизации крестьянских движений в Древнем Китае. Автор дает характеристику причин возникновения даосских ересей и их популярности среди определенных слоев населения.
Статья Е.Ф. Кузнецовой «Источники формирования китайского менталитета» позволяет сделать вывод о роли даосизма в формировании образа мысли народа Китая. Особое место в статье исследователь уделяет книге «Дао дэ цзин» - основополагающему трактату даосизма. Е.Ф. Кузнецова пишет: «Эта книга сыграла величайшую роль в формировании китайского мировоззрения, а сейчас влияет на умы миллионов людей во всех странах мира» .
За рубежом также наблюдается несомненный интерес к даосизму. Книга Лю Гуань Юя «Даосская йога. Алхимия и бессмертие» - это перевод трактата «Тайны культивирования основных элементов природы и Вечной Жизни» даосского Учителя Чжио Би Цяня. Книга содержит доступное изложение даосской Йоги, с предписаниями старинных мастеров. В ее 16-ти главах описывается, как от начала и до конца освоить духовную алхимию и перейти в состояние Бессмертия и Божественности.
В современном зарубежном китаеведении наиболее значительные успехи в изучении проблемы становления даосизма связаны с исследованиями Юань Чжун .
Среди западных исследователей стоит упомянуть Фабрицио Прегадио , Л. Кон , М. Элиаде , Н. Сивина , И. Робине , Дж. Лагервэя
Среди японских учёных в области изучения даологии интересны работы Кобаяси Масаёси , Исий Масако и некоторые другие.
Таким образом, даосская философия активно изучалась как в России, так и за рубежом. Но тем не менее, остаются спорные вопросы по данной теме, в связи с чем возникает необходимость дальнейшего исследования.
Цель данной работы заключается в том, чтобы определить место и роль даосизма в духовной жизни китайского общества.
В ходе реализации цели предполагается решить следующие задачи:
1. Дать комплексный анализ истории возникновения и развития даосизма.
2. Выявить и обосновать основные категории даосской философии.
3. Изучить основы ритуальной деятельности даосов.
4. Проанализировать влияние идеи бессмертия на жизнь китайского общества.
5. Определить место и значение идей даосской философии в китайской культуре в настоящее время.
Хронологические рамки данной дипломной работы охватывают период с V в. до н. э. до настоящего времени. Нижняя граница соответствует времени зарождения даосской философии. Исследование не ограничивается верхней границей, так как даосское учение востребовано и актуально на момент написания исследования.
Территориальные рамки соответствуют границам китайского государства на протяжении всей истории.
Источниковая база.
История Древнего Китая хорошо известна благодаря огромному количеству книг и трактатов современников.
Трактат «Дао Дэ цзин» является основополагающим источником учения и выдающимся памятником китайской мысли, оказавшим большое влияние на культуру Китая и всего мира. Основная идея этого произведения - понятие дао - примерно трактуется как естественный порядок вещей, «небесная воля», «первооснова» и т.п. Понимание понятия Дао формируется по мере постепенного усвоения текста.
Другим важным источником является произведение «Хуайнань-цзы» , то есть «[Трактат] Учителя из Хуайнани», или «Мудрецы из Хуайнани» - китайский философский трактат, созданный во времена Ранней династии Хань, не позднее 139 г. до н.э. Представляя собой сплетение даосских, конфуцианских и легистских концепций, «Хуайнань-цзы» пытается объяснить мир на основе мифологии, истории и наблюдений.
Даосский трактат «Учжэньпянь» («Главы о прозрении истины»), написанный даосским патриархом Чжан Бодуанем подробно описывает процессы внутренней алхимии, в результате которых возникает бессмертный зародыш, вырастает и выходит наружу.
Реализация этих процессов требует от приверженца определённого стиля жизни, способов дыхания и медитаций, соединяющих алхимические вещества (энергии, эссенции, дух) и перегоняющие их через киноварные поля.
Также важным источников является «Чжуан-цзы» - даосская книга притч, написанная в конце периода Сражающихся царств и названная по имени автора. Наряду с Дао дэ Цзином является основополагающим текстом даосизма.
Текст представляет собой собрание притч и коротких рассказов из разных источников. Первые семь частей, как считает традиция, написаны самим Чжуан-цзы, а остальные части - его учениками и философами, исповедующими родственные взгляды. Проверить подлинность авторства Чжуан-цзы довольно трудно. Практически все издания Чжуан-цзы сопровождаются комментариями Го Сяна, собравшего книгу из 33 глав в III веке. Сам Го Сян писал, что занимался выбором самого главного из речей Чжуан-цзы, и не исключено, что его издание связано с глобальной переработкой основного текста.
Немалый вклад также внёс Гэ Хун своей работой «Баопу-цзы» . «Баопу-цзы» - это даосский энциклопедический трактат, в котором были собраны знания по сотням разрозненных сочинений, имеющихся в школе «Саньхуанвэнь». Сведения сопровождаются критическими комментариями Гэ Хуна.
Трактат состоит из внутренней части и внешней части. Первоначально была написана внешняя часть, содержащая конфуцианские рассуждения и выдержанная в традиционном конфуцианском духе. Потом появилась внутренняя часть, которая стала первой частью трактата, посвящённая исключительно даосизму. Такое разделение представлялось естественным Гэ Хуну - он считал даосизм корнем, а конфуцианство - внешним проявлением. Наибольший интерес представляет внутренняя часть, которая содержит подробный обзор различных даосских практик и воззрений, при этом упор делается на практических методах. Жёстко критикуется «философский даосизм», который проник вместе с беженцами с севера, за его непрактичность и неимение прямых практических знаний. В первую очередь речь идёт о школе Сюань сюэ, которую представляли Го Сян и Ван Би.
Следует также упомянуть книгу Ли Шин Го «Притчи древнего Китая» . В основу книги легли предания о Лао Цзы, Чжуане Чжоу, Конфуции - мыслителях, определивших облик классической китайской философии. Вместе с тем в книгу вошли некоторые сюжеты, связанные с легендами и верованиями, частично получившими письменное воплощение у китайских писателей древности.
Таким образом, источниковой базы достаточно для решения поставленной в работе цели.
Методологическая основа и методы исследования.
Методологическую основу исследования составляют,
преимущественно, современные теоретические представления о социологической функции религии, связанные с деятельностью М. Гране , опиравшегося на научно-теоретические концепции Э. Дюркгейма. Данная концепция предполагает рассмотрение религиозных феноменов в широкой социологической перспективе. Применение данной теории в процессе изучения даосизма детально описано в работе Е.А. Торчинова «Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания» .
Основой методологии исследования являются отдельные элементы системного подхода, способствующие выработке эффективной стратегии исследования отдельных аспектов даосизма в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Даосизм рассматривался как целостное учение в единстве всех его этапов становления и основных направлений развития. Теоретической основой исследования выступают работы современных историков, специализирующихся на исследовании восточной философии (В.П. Васильев, Ф.С. Быков, А.И. Кобзев).
Главными методами исследования выступили герменевтический и структурно-функциональный, а также историко-генетический для прослеживания трансформации основ даосской философии; историко-сравнительный для последовательного раскрытия влияния отдельных аспектов учения Дао на социальные и духовные процессы в Китае, а также для выделения общих черт, позволяющих, посредством историко-типологического метода, выделить основные направления в развитии даосизма, проследить процесс разделения даосского учения на философскую и религиозную составляющие. В границах применения этих методов особое внимание уделяется взаимодействию и таких методов, как: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция.
Сведения об апробации.
Промежуточные результаты исследования получили апробацию на международных и региональных научных конференциях: «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» (Барнаул, 13-16 ноября 2018 г.); «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 22 апреля 2021 г.).
По материалам исследовательской работы была опубликована научная статья .
Структура дипломной работы. Данная дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы и источников.
Первая глава посвящена истории возникновения и развития даосской философии. Для исследования данного вопроса рассмотрен исторический период, в рамках которого происходил процесс складывания основных концепций канона Дао. В первом параграфе определяются истоки возникновения даосизма, освещается фигура Лао-цзы и его трактат «Дао дэ цзин», оказавшая большое влияние на формирование и развитие даосской философии. Далее упоминаются основные категории учения. В параграфе «Основные этапы развития даосской философии» анализируются этапы развития даосизма, рассмотриваются основные стороны взаимодействия философии даосизма и философии буддизма.
Во второй главе рассмотрены основы ритуальной деятельности даосов. В параграфах «Практики и обряды жизненного цикла», «Практика достижения бессмертия и проблема внутренней и внешней алхимии», «Психопрактика цигун как система оздоровления даосов» описываются практики, возникшие на базе даосизма, и даётся полная характеристика каждой.
В третьей главе рассматривается даосская философия в настоящее время. В первом параграфе освещаются основные даосские школы в современном Китае. Во втором параграфе исследуется влияние даосских идей на культуру и науку в Китае в настоящее время. Определяется роль даосской философии в современном Китае.
В заключении работы подводятся результаты исследования.
Даосизм был и по праву остается одним из наиболее распространенных национальных философско-религиозных учений. Даосские идеи легли в основу многих форм верований, а также программ различных тайных обществ.
Центральным направлением китайской философии на протяжении веков была забота о человеке и обществе, о том, как жить идеальной жизнью и как лучше всего организовать общество. Этика и политическая философия часто имеют особый приоритет в китайской философской мысли. Именно поэтому в настоящее время эти идеи лежат в основе многих сфер жизни современного китайского общества. Более того, они отражают повседневный быт китайского человека, а также его мировоззрение.
Современник Конфуция, Лао-Цзы был основателем даосизма. Он учил людей быть бескорыстными, уступчивыми, чистыми и естественными. Центральный мотив даосского учения - гармония с природой. Ни в одной другой культурной традиции природа не играла более важной роли в искусстве, чем в Китае. Сегодня основы даосского учения стали главным мотивом любви китайцев к природе. В китайском сознании с древних времен горы были наполнены священной силой как проявлением жизненной энергии ци. Даосские мудрецы тяготели к священным горам, строили там даосские храмы, которые до сих пор являются центрами современного даосизма. Каждый год священные даосские горы посещает огромное количество китайских туристов. Поэты и художники также прославляли красоту природы. Всё это было отражением традиционного даосского мировоззрения, которое оставило след и в современном сознании китайского человека.
Ещё одна центральная тема даосизма - это энергия ци, которая была положена в основу традиционной китайской медицины, где она рассматривает патологии как сбои в потоке ци. Различные методы, от диеты до иглоукалывания - это методы восстановления здорового баланса движения энергии в теле. В настоящее время традиционная китайская медицина пользуется особой популярностью среди населения Китая.
Даосские мотивы нашли свое отражение в архитектуре и современном ландшафтном дизайне в традиционном китайском стиле, где основная цель состоит в достижении гармонии и единства человека и природы, а также архитектуры и природы, другими словами, сосуществования искусственно созданной человеком среды и естественной окружающей среды.
Сегодня китайцы часто занимаются цигун, который является даосской практикой. Он особенно популярен среди пожилого населения, так как не требуют серьезной физической подготовки. Очень часто их можно увидеть практикующих в группах после восхода солнца на улицах Китая.
Зародившиеся в древнем Китае духовные идеи определили характер китайского образа жизни и мировоззрения, существующих в настоящее время. Концепции этих учений получили широкое распространение и стали основой развития китайского общества. Они способствовали формированию правил воспитания, которые основываются на лояльности, честности и бескорыстности. Становится очевиден тот факт, что очень многие социокультурные обычаи, в частности духовные даосские ценности прошлого, прочно вошли в жизнь современных китайцев.
В процессе исследования было обосновано, что природа даосизма реализуется через систему взаимосвязи «внутреннего» и «внешнего» проявления Дао; раскрыта роль даосизма в формировании эстетики восприятия, чувств, понимания через философско-символическое даосское обоснование китайской культуры; показано, что философия даосизма является идейно-мировоззренческим основанием духовной культуры современного Китая; продемонстрировано наличие элементов и идей даосизма в современной культуре Китая.
Даосизм представляет собой многообразное учение, не ограничивающееся лишь одними теоретическими построениями. Даосами была выработана своя собственная, глубокая и оригинальная концепция культурного развития человека, которая послужила основой даосской культуры психической деятельности.
Глубокие изменения, которые переживает течение даосизма, повлияли практически на все аспекты деятельности даосских религиозных институтов, в числе которых оказалась не только религиозная практика, но и социальное функционирование, и даже некоторые аспекты доктринального содержания учения.
Религиозный институт даосизма представляет собой неотъемлемую часть современного китайского общества и продолжает оказывать существенное влияние на разные стороны его жизни. На данный момент государство заинтересовано в активном сотрудничестве с даосскими религиозными кругами, используя их авторитет и влияние в качестве фактора социальной стабильности. С помощью даосских организаций, в свою очередь, происходит укрепление вне конфессиональных связей, которые способствуют адаптации социального института в современных условиях.
Таким образом, историческое наследие даосизма, бережно хранимое наследниками и последователями даосских традиций, позволяет не только более глубоко понять культурные и цивилизационные ценности Поднебесной, но и проследить их влияние на современное экономическое, политическое и общественное развитие Китайской Народной Республики и ее роль в глобальном мироустройстве.
1. Гэ Хун. Баопу-цзы. / Перевод Е. А. Торчинова. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. - 384 с.
2. Дао цзан: тексты канона [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ctcwri.idv.tw ( дата обращения: 25.04.2021).
3. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / ред. Л.В. Литвинова. - М.: Мысль, 1973. - 384 с.
4. Из «Ле-цзы» / Перевод В. Т. Сухорукова, С. Кучеры // Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. - М.: Художественная литература, 1987. - С. 114-157.
5. Лао Цзы. Дао Дэ Цзин / Перевод В.Странника [Электронныий ресурс]. - URL: http://taopooh.narod.ru/3/ddc strann.pdf ( дата обращения: 18.03.2021).
6. Чжуан-цзы / Пер. В.В. Малявина. - М.: Мысль, 1995.
[Электронный ресурс]. - URL: http://psylib.org.ua/books/chuan01/index.htm (дата обращения: 18.03.2021).
7. Чжун-Люй чжуань-дао цзи (Учение о Дао в изложении Чжунли и Люя) / Пер. Ева Вонг под ред. С. Панкова. - Киев: София, 2003. -134 с.
Литература
II. На русском языке
8. Амосов A. И. Даосизм в Китае // Вопросы истории, 2003. - №8 - C. 86 - 95.
9. Борсяков Ю. И. Здоровье, долголетие и бессмертие как архетипы китайской философской культуры // Культура физическая и здоровье, 2017. - Т. 63. - №3. - С. 35-44.
10. Варова Е. И. Даосизм и его влияние на культуру Китая // Вестн. Алт. гос. пед. ун-та, 2011. - № 8. - С. 21-25.
11. Васильев В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. - СПб., 1873. - 477 с
12. Васильев Л.С. Древний Китай. - М.: ACT, 2008. - 345 с.
13. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции в Китае. - М.: Наука,
2006. - 398 с.
14. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли. - М.:
Академия, 1998. - 224 с.
15. Васильев Л.С. Религия Востока: конфуцианство, даосизм. - СПб.,
2007. - 213 с.
16. Васильев Л.С., Поршнева Е.Б. Дао и даосизм в Китае. - СПб: Гиперион, 2010. - 267 с.
17. Вонг Ева. Дао обретения здоровья, долголетия, бессмертия. - М.: София, 2004. - 256 с.
18. Вэн Цзянь. Даосизм как образ жизни // Вестн. Бурят. гос. ун-та, 2011. - № 6. - С. 77-81.
19. Вэн Цзянь, Горобец Л. А. Даосизм в современном Китае. - СПб., 2005. - 160 с.
20. Гаджиева Е.А. История китайской философии. - М.: Наука, 2006. - 398 с.
21. Гране Марсель. Китайская мысль / Пер. В. Б. Иорданского, общ. ред. И. И. Семененко. - М., 2004. - 287 с.
22. Григорьева Т. Этика и ритуал в традиционном Китае. - СПб.: Гиперион, 2010. - 315 с.
23. Кесисоглу Н.В. Семантика трансцендентальных практик древнего Китая в достижении долгожительства [Электронный ресурс]. - URL : https://cyberiemnka.ru/article/n/semantika-transtsendentalnyh-praktik-drevnego- kitaya-v-dostizhenii-dolgozhitelstva ( дата обращения: 03.05.2021).
24. Кравцова М.Е. История культуры Китая. - М.: Литекс, 2009. - 311 с.
25. Кульпин Э. C. Человек и природа в Китае. - М.: Академия, 1990.
- 153 с.
26. Лобинская Е.Н. Антология древнекитайской философии. - М.: Просвещение, 1972. - 73 с.
27. Лобода Е.Б. Даосизм: история возникновения и развитие. - М.: Саттва, 1993. - 112 с.
28. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии: И Цзин, Дао Дэ Цзин, Лунь Юй. - М.: Новый век, 2011. - 309 с.
29. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. - М.: Артекс, 2011. - 213 с.
30. Лукьянов А.Е. Лао-цзы (философия раннего даосизма). - М.: Новый век, 2011. - 372 с.
31. Лукьянов А.Е. Первый философ Китая (фрагменты философской автобиографии Лао-цзы) // Вестник Московского университета, 2009. - № 5.
- C. 11-14.
32. Лукьянов А.Е. Понятие философии у древних китайцев. // Проблемы Дальнего Востока, 1998. - № 2. - C. 24-27.
33. Лю Гуань Юй. Даосская йога. Алхимия и бессмертие. - М.: Художественная литература, 1979. - 340 с.
34. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: АСТ, 2008. - 345 с.
35. Малявин В.В. Даосизм как философия и поэзия в раннесредневековом Китае. - М.: Альфа, 2005. - 359 с.
36. Маслов А.А. Мистерия Дао. - М.: Издательство «Сфера» Российского Теософского Общества, 1996. - 512 с.
37. Меликсетов А., Васильев Л. С. и др. История Китая. - М.: Высшая школа, 2002. - 751 с.
38. Писклова Т. В. Даосские ритуалы: почитание предков в Китае // Современные тенденции развития науки и производства: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Кемерово, 27-28 окт. 2016 г. - 2016. - Т. 2. - С. 54-56.
39. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.
40. Панфилов В.С. O парадоксах «Дао дэ цзина» // Петербургское Востоковедение, 2010. - № 9. - С. 36-46.
41. Рубин В.А. Идеология и культура древнего Китая. - М.: Ось, 2005. - 243 с.
42. Симоновская Л.В. Очерки истории Китая. - М.: Академия, 2003.
- 192 с.
43. Стулова Э.С. Даосская практика достижения бессмертия. - М.: Академия, 1990. - 220 с.
44. Титаренко М.Л. Духовная культура Китая. - М.: Восточная литература, 2011. - 886 с.
45. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого
описания. - М.: ВЛАДОС, 1991. - 321 с.
46. Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао дэ цзин». - СПб.: Евразия, 2009. - 314 с.
47. Торчинов Е. А. Алхимия и ритуал в даосизме (к постановке проблемы) // XVI Научная конференция «Общество и государство в Китае».
- М: Евро-Прайс, 2009. - С. 96 - 101.
48. Филинов С.В. Ранний даосизм: поиск методологической целостности. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - № 3. - С. 56- 69.
49. Фицджеральд С.П. Китай, краткая история культуры. - СПб.: Евразия, 2008. - 314 с.
50. Флуг К.К. Очерк истории Даосского Канона (Дао цзана). - СПб: Речь, 2007. - 368 с.
51. Холл М. Адепты Востока. - М.: Академический проект, 1993. - 156 с.
52. Шкуркин П.В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии, 2011. - № 53. - С. 121-125.
53. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга Перемен». - СПБ.: Питер, 2009. - 356 с.
54. Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. -
M.: Издательство Академии Наук СССР, 1950. - 162 с.
III. На английском языке
55. Ames R.T. Review of A Daoist theory of Chinese thought: A philosophical interpretation by Chad Hansen. // Harvard Journal of Asiatic Studies, 1994. - 553-561 p.
56. Chan W.-T. A source book in Chinese philosophy. // Princeton University Press, 1963. - 78 р.
57. Chaoyi You. Elaboration on Chinese Style Landscape Design Based on Taoist Thought and Culture // Open Journal of Social Sciences, 2019. - 102-125 p.
58. Eliade M. Yoga-Immortality and Freedom // Princeton University Press, 1970. - 560 p.
59. Fabrizio Pregadio. Early Daoist Meditation And The Origins Of Inner Alchemy // Golden Elixir Press, 2011. - 121 p.
60. Fang T. Understanding Chinese culture and communication: The Yin Yang approach. // London: Palgrave Macmillan, 2014. - 12 p.
61. Guo-Ming Chen. The Impact of Feng Shui on Chinese
Communication. // University of Rhode Island, USA, 2007. - 102-109 p.
62. Hansen C. Chinese language, Chinese philosophy, and ‘truth’. // Journal of Asian Studies, 1995. - 491-519 p.
63. Hall David L. On Seeking a Change of Environment. In Nature in Asian Traditions of Thought: Essays in Environmental Philosophy // State University of New York Press, 1989. - 127 p.
64. Lai Chi-tim. The Daoist Concept of Central Harmony in the Scripture of Great Peace. Daoism and Ecology: Ways within a Cosmic Landscape. // Harvard University Press, 2001. - 79-104 p.
65. Maspero Henri. Taoism and Chinese religion // University of Massachusetts Press, 1981. - 346 p.
66. Needham Joseph. Science and civilization in China // Cambridge University Press, 1976. - 255 p
67. Schipper K.M. The Taoist Body // University of California Press, 1994. - 312 p.
68. Strickmann M. History. Anthropology and Chinese Religion // Harvard Journal of Oriental Studies, 1980. - Vol.40. - 25 p.
69. Wright A.F. Historian's Reflections on the Taoist Tradition. - Leiden, 1988. - Vol. 31. - 47 p.
70. Xuewen Liu. Daoism in modern China: historical realities and 20th century misconceptions // Trinity International University, Chicago, USA, 2009. - 60-83 p.
71. Zhang Dainian. The Outline of Chinese Philosophy. // Chinese Publisher of Social Sciences, 1985. - 5-9 p.
IV. На китайском языке
72. I«oitX^^tB#^ftWot^, 2004o 27 Я. Ван Бинь.
Даоцзяо вэньхуа юй чжунго чуаньтун тиюй = Даосская культура и традиционные китайские виды спорта. - Пекин, 2004. - 27 с.
73. Я^^о ^i^^itia^^o ON , 2005O 28 Я. Кун
Линхун. Лунь даоцзя юй даоцзяо вэньхуа люйю = О даосизме и культурном туризме. - Ханчжоу, 2005. - 28 с.
74. ЮЛ^о ШМ^ФЯ^^о ЬЖ , 2016о 11 Ж. Тан Минбан.
Даоцзяо юй чжунго вэньхуа = Даосизм и китайская культура. - Пекин, 2016.
- 11 с.
75. ®#Жо ^ШЖ#<№ФЯ£^#<ЬФЙЙФоЖЛ1, 1994о
5 Ж. Цин Ситай. Шилунь даоцзя вэньхуа цзай чжунго чуаньтун вэньхуа чжун дэ дивэй = О статусе даосской культуры в традиционной китайской культуре.
- Сычуань, 1994. - 5 с.
76. ®#Жо Штт#тФЙйтМЖ b
Ж , 2001 о 74 Ж. Цин Ситай. Даоцзяо вэньхуа цзай чжунхуа чуаньтун вэньхуа чжун дэ дивэй цзици сяньдай цзячжи = Место даосизма в традиционной культуре Китая и его современное значение. - Пекин, 2001. - 74 с.