ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы анализа социального сопровождения
детей, находящихся в конфликте с законом 7
1.1 Социальное сопровождение как направление социальной работы 7
1.2 Понятие и специфика социального сопровождения 12
1.3 Дети, находящиеся в конфликте с законом как объект социальной работы 18
2. Практика социального сопровождения детей, находящихся в конфликте с
законом на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» 24
2.1 Особенности социального сопровождения детей в КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» 24
2.2 Экспертная оценка социального сопровождения детей в КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Солнышко» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Актуальность изучаемой темы заключается в том, что на сегодняшний день преступность несовершеннолетних является проблемой. Большое количество работ педагогов и психологов в последнее время посвящено проблемам подростковой преступности. Это объясняется тем, что несовершеннолетние - это, прежде всего, будущее нашей страны. Также поведение подростка намного легче поддаётся коррекции, чем поведение закоренелого взрослого преступника.
Причинами совершения правонарушений несовершеннолетними является простое любопытство. Но чем взрослее становятся подростки, тем чаще их противоправное поведение становится рациональным и спланированным, на первое место выходят мотивы выгоды, корысти. Именно таких подростковых преступлений становится в последние годы все больше. Рост преступности несовершеннолетних является одной из важных проблем, волнующих современное общество. Учитывая незрелость подростков, их возможности найти свое место в обществе, суды назначают для определенной части несовершеннолетних правонарушителей вид наказания, не связанный с лишением свободы, исключающий принудительную изоляцию, влияние субкультуры осужденных, негативно влияющих на психику подростков.
Бесспорным в настоящее время остается тот факт, что существует высокий уровень детской и подростковой преступности, что является общероссийской проблемой. При оптимизации процесса воспитания и исправления несовершеннолетних осужденных, обеспечении к ним индивидуального подхода необходимо учитывать эмоциональные особенности личности подростка, влияние эмоционально-волевой, ценностно-смысловой сфер на его жизнь.
На государственном уровне не раз предпринимались попытки найти пути комплексного решения проблем ее предупреждения. Принимались крупномасштабные меры по совершенствованию борьбы с преступностью несовершеннолетних, по устранению причин и условий, способствующих данному явлению.
Среди всей совокупности субъектов, занимающихся гражданским воспитанием, социальному специалисту отводится главенствующая роль, поскольку сам этот процесс содержит в своей основе широкий социально - педагогический аспект.
Знание особенностей психических состояний и особенностей личности несовершеннолетнего является необходимой предпосылкой для выявления внутренних, субъективных причин, побудивших его к совершению преступления.
По результатам научных исследований несовершеннолетние испытывают сильную мотивацию к исправлению в период до вынесения приговора и сохраняют ее на протяжении 6-12 месяцев, именно в этот период должно быть обеспечено наиболее эффективное реабилитационное воздействие.
Учитывая актуальность проблемы и сложность задач, требующих безотлагательного решения, необходимо взаимодействие в целях обеспечения социальной поддержки и социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, преступников, в том числе находящихся на условно-досрочном освобождении. Необходимо создание модели индивидуальной социальной поддержки несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом.
Актуальность данного исследования заключается в том, что анализируя современное состояние социального развития Российской Федерации, можно утверждать, что социальное обслуживание уступает в качестве одной из моделей социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности.
Все вышеперечисленное подтверждает актуальность выбранной темы.
Степень разработанности проблемы. Проблему социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних изучали Ю. М. Волынский-Басманов, П.Д. Павленок, Л.С. Радченкова и другие. Так же над данной проблемой работали Г.Ф. Бедулина, которая определяет роль специализированных учреждений в государственной системе социальной защиты прав несовершеннолетних и основные функции и задачи центров помощи семье и детям, С.В. Суворова, Г.К. Шахматова, Е.А. Кошкина и др. рассматривают социально-психологический тренинг как одну из действенных форм реабилитации детей, имеющих проблемы с законом. М.В.Григорович исследовал психологические особенностей подростков, вступивших в конфликт с законом, в контексте организации профилактической работы.
Объект - социальное сопровождение как направление социальной работы.
Предмет - социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко».
Цель дипломной работы - исследовать социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом (на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко»).
Цель дипломной работы предполагает постановку и решение следующих задач:
1. рассмотреть социальное сопровождение как направление социальной работы;
2. рассмотреть понятие и специфика социального сопровождения;
3. рассмотреть детей, находящихся в конфликте с законом как объект социальной работы;
4. исследовать особенности социального сопровождения детей в
КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Солнышко»;
5. дать экспертную оценку социального сопровождения детей в
КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетних «Солнышко».
Гипотезы - социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом необходимо для их социальной адаптации.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативных правовых актов, классификация различных принципов и методов социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом, экспертный опрос.
Работа состоит из введения, из двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Социальное сопровождение - деятельность по оказанию содействия гражданам, и законным представителям несовершеннолетних детей, нуждающихся в медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
В рамках данного сопровождения индивид может рассчитывать на защиту своих прав и законных интересов. Помимо данных видов социального сопровождения существуют также так называемые «срочные социальные услуги» - обеспечение горячим питанием, необходимой одеждой и обувью по сезону, а также содействие в получении временного жилья, юридической помощи для защиты своих прав и свобод.
Социальная работа по профилактике преступности среди несовершеннолетних, является частью системных мер государственной политики по профилактике преступности среди несовершеннолетних, которая играет совершенно новую работу и исключительную роль в системе мер государственной политики по профилактике преступности среди несовершеннолетних, направленная на предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Социальный работник, совместно с другими органами, ведет борьбу с правонарушениями несовершеннолетних.
Анализируя правонарушения среди подростков как социально - педагогическую проблему, важно учитывать, к числу главных социально-психологических характеристик несовершеннолетних правонарушителей нужно отнести отсутствие адекватной самооценки, неразвитость трудовых и учебных навыков, неустойчивость и разбросанность интересов и увлечений, деформацию нравственных и правовых убеждений, примитивность целей и потребностей, агрессивность и раздражительность. Можно назвать основной причиной правонарушений взаимодействие различных негативных факторов в процессе социализации подростков, таких как проблемы в семье, плохая компания, проблемы в обучении и др. Большая часть детей, вступивших в конфликт с законом, совершают нетяжкие преступления или мелкие правонарушения. Подростки нередко вступают в конфликт с законом, это может быть связано с различными причинами. Судебная практика говорит о том, что многие несовершеннолетние, совершают даже тяжкие преступления.
Во второй главе приведены практические аспекты социального сопровождения детей, находящихся в конфликте с законом на примере КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко».
Задачи, проходящими реабилитацию в КГБУСО «Солнышко» - профилактика безнадзорности и беспризорности, обеспечение временного проживания, социальная помощь и реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В своей работе специалисты КГБУСО «Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Солнышко» используют следующие методы социально-педагогической помощи семье подростка, находящегося в конфликте с законом:
— социальный патронаж;
— консультационные беседы;
— социально-педагогический мониторинг семьи.
Приоритетные направления деятельности:
— профилактическая работа;
— просветительская работа;
— воспитательная работа.
Социально-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением предусматривает их вовлечение
— в акции, спортивные мероприятия;
— культурно-досуговые мероприятия;
— проведение профилактических бесед о вреде наркотиков, алкоголя, никотина, ранних половых связей;
— организацию их досуга;
— вовлечение в кружки, секции, а также реализацию занятий, направленных на ведение ЗОЖ;
— формирование правовой культуры.
Социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом, позволит предупредить или скорректировать результаты неблагоприятного социального развития ребенка, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Выбор методов, средств и форм воспитательно-профилактического действия для подростка, зависит от наличия многих обстоятельств, часть из которых была описана выше. Индивидуальная профилактика требует учета активности лица, его желания способствовать или препятствовать проведению соответствующих мероприятий, направленных на устранение отрицательных черт поведения, утверждения позитивных принципов саморегуляции, ускорения процесса формирования с общей позитивной направленности поведения индивида.
Для оказания действенной помощи детям, находящимся в конфликте с законом, специалисты находятся в постоянном поиске новых, более эффективных форм и методов воздействия, разрабатывают индивидуальный подход к каждому ребенку, используя для этого как стандартные (профилактические беседы), так и нестандартные формы работы (проведение городских целевых акций и операций).
Полученные результаты говорят нам о необходимости организации социальной адаптации. Для того чтобы оптимизировать данный процесс, мы рекомендуем следующее: непрерывно повышать активность и ответственность воспитанника; ограничивать влияние негативных социальных факторов; развивать навыки межличностного общения у учащихся; пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию; выявлять совместно с психологом и социальным педагогом причины и условия совершения подростками правонарушений; проводить первоначальные ознакомительные беседы.
1. Кодекс Российской Федерации об устранении правонарушений от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата доступа:
29.03.2022).
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=351254&demo=1(дата доступа: 02.04.2022).
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах служебного обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата доступа: 02.04.2022).
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата доступа:
02.04.2022).
4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=351254&demo=1(дата доступа: 02.04.2022).
Учебная литература:
5. Акутина, С. П. Проблема делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательной организации/ С.П. Акутина, А.А. Семавина // Молодой ученый. -- 2019. -- №8. -- С. 869-872.
6. Бедулина, Г.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних
правонарушителей в учебных заведениях закрытого типа / Г.Ф. Бедулина // Социально-педагогическая работа. - 2018. -№ 9. - С. 16-20.
7. Беличева, С.А. Социально - педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних. / С.А. Беличева, А. Б. Белинская. - М.: Феникс, 2018. - 295 с.
8. Беличева, С. А. Психологическое и социально-педагогическое сопровождение процесса социализации с учетом возрастных особенностей детей и подростков / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - Москва: Социал. здоровье России. - 2021. - № 2. - С.69-90.
9. Волынский-Басманов, Ю. М. Профайлинг. Технологии предотвращения противоправных действий. Учебное пособие для студентов. / Ю. М. Волынский-Басманов и др. - М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2021. - 199 с.
10. Волкова, А. В. Внедрение инновационных технологий работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних, социализации и реабилитации детей, находящихся в конфликте с законом: сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. (Пермь, 27 - 28 марта 2021 г.) / под общ. ред. А.В. Волкова, З.П. Замараевой. - Пермь: ОТ и ДО, 2021. - 150 с.
11. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка:
моногр. / Л.А. Григорович. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-
социальный университет, 2019. - 248 с.
12. Григорович, М. В. Исследование психологических особенностей подростков, вступивших в конфликт с законом, в контексте организации профилактической работы [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2018 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2018. -- С. 68-70.
13. Гуревич,К. М. Психологическая диагностика: Проблемы и
исследования. / Под ред.К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 2011. - 232 с.
14. Делейчук, Л.Э. Неблагополучные семьи как источник социального сиротства и девиантного поведения детей (на примере Приморского края) / Л.Э. Делейчук, И.О. Берняева // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1. - С.127-130.
15. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска. / Н.Ф. Дивицина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2019. - 352 с.
16. Дремова, Н. А. Влияние возрастных особенностей несовершеннолетних на мотивацию преступных действий. /Н. А. Дремова.. - М.: Астрель, 2018. - 214 с.
17. Ефимова, Н. С. Социальная психология: учебник для СПО / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 442 с.
18. Ермаков, В. Д. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. / В.Д. Ермаков. - - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2018. -- 112 с.
19. Змановская, Е. В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2016. - 288 с
20. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты
профилактики девиантного поведения подростков / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова// Молодой ученый. -- 2017. -- №19. - С. 269-271.
21. Клейберг, Ю. А. Девиантология: моногр. / Ю.А. Клейберг. - М.: Речь, 2018. - 416 с.
22. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2018. - 286 с.
23. Кокоренко, В. Л. Социальная работа с детьми и подростками./ В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 256 с.
24. Корягина, Н.А. Социальная психология: теория и практика: Учебник для бакалавров./Н.А. Корягина, Е.В. Михайлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 с.
25. Кобышева, Л.И. Анализ деятельности педагогов-психологов ПДН и общеобразовательной школы по профилактике делинквентного поведения подростков / Л.И. Кобышева // Современная педагогика. - 2020. - № 8. - С.78-84.
26. Крылова, Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска./ Т.А. Крылова //Справочник педагога-психолога. Школа. - 2018. - №3. - С. 50-57.
27. Лихтарников, А. Л. Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. - СПБ: РШ. - 2019. - С. 56-63.
28. Лукьянова, А. А. Социально-психологическая характеристика подростков-правонарушителей / А.А. Лукьянова, М.В. Данилова // Молодой ученый. -- 2020. -- №9. -- С. 1119-1121.
29. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. / Л.М. Семенюк. - М.: Флинта, МПСИ, 2017. - 96 с.
30. Суворова, С. В. Социальный тренинг для подростков и молодежи «Взрослые шаги». Руководство для ведущих групп. / Под ред. С.В. Суворова, Г.К. Шахматова, Е.А. Кошкина и др. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2018. - 92 с.
31. Суворова, С. В. Социальный тренинг для подростков и молодежи «Взрослые шаги». Руководство для ведущих групп. / Под ред. С.В. Суворова, Г.К. Шахматова, Е.А. Кошкина и др. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2018. - 92 с.
32. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник. / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 с.
33. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы. / В.Б. Никишина, Т.Д. Василенко. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 208 с.
34. Понкратов, В. В. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей./ В.В. Понкратов. -- М.: Книга, 2011. - 153 с.
35. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 328 сРаченкова, Л.С. Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в процессе социального проектирования: Методические рекомендации / Л.С. Радченкова. - Барнаул: Главалтайсоцзащита, 2018. - 24 с.
36. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Филип Райс , Ким Долджин.- М.: Питер, 2021. - 816 с.
37. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2021. - 240 с.
38. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 с.
39. Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие. / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Дашкова и К, 2016. - 240 с.
40. Сухова, А.С. Социальная природа современных девиаций. / А.С. Сухова, И.Г. Селезнева А.В. Чечуров // Ист., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2010. - № 2. - C. 89-93.
41. Суиула, А. В. Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних, реализуемые в учреждениях системы социальной защиты Ханты Мансийского автономного округа - Югры / авт.-сост.: А. В. Сутула, Х. Я. Мавлютова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты Мансийского автономного округа - Югры: «Методический центр развития социального обслуживания», 2018. - 143 с.
42. Тхакохов, А. А. Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних/ А.А. Тхакохов // Молодой ученый. -- 2021. -- №4. -- С. 882-884.
43. Тхаков, А. А. О проблеме правового воспитания подростков / А.А Тхаков // Молодой ученый. - 2021. - № 3. -- С. 685-686.
44. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: Система работы, диагностика, тренинги. - СПб.: Речь, 2019. - 192 с.
45. Фирсов, М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2017. - 192 с.
46. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 208 с.
47. Яковлева, Н.Ф. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных: опыт Канской воспитательной колонии / Н.Ф. Яковлева, В.А. Карапчук, Н.М. Харламова; под общ. ред. Н.Ф. Яковлевой. - М.: ФЛИНТА, 2021. - 212 с.
Электронные ресурсы:
48. Эффективные практики предупреждения преступности и
правонарушений несовершеннолетних (Опыт реализации программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в субъектах Российской Федерации): информационно-методический сборник
[Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.mintrudkchr.ru/uploadedF iles/upload-2017-07-28-14-39-19.pdf (дата доступа: 7.06.2022).
49. ДрагуноваТ.В. О некоторых психологических особенностях подростка «Вопросы психологии личности школьника» [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://www.persev.ru/book/tv-dragunova-o-nekotoryh- psihologicheskih-osobennostyah podrostka (дата доступа: 7.06.2022).
50. Емельянова,Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. [Электронный ресурс]. Е.В. Емельянова.- Режимдоступа:https://fictionbook.ru/author/elena_emelyanova/psihologicheskie_problemyi_sovremennyih_/read_online.html (дата доступа: 7.06.2022).
51. Психология подростка: Типичные ошибки родителей.
[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://childage.ru/psihologiya-i- razvitie/detskaya-psihologiya/vospitanie-podrostkov-tipichnyie-oshibki- roditeley.html(дата доступа: 7.06.2022).
52. Практика перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей (статья в сборник материалов конференции)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //infourok.ru/praktika_perevo spitaniya_nesovershennoletnih_pravon arushiteley_statya_v_sbornik_materialov-497627.htm (дата доступа: 02.06.2022)
53. Реабилитационный наркологический центр «Аврора» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avroracentre.3dn.ru(дата доступа: 02.06.2022)
54. Ресоциализация детей, вступивших в конфликт с законом:
Информационно - методические материалы. - М.: АНО «Агенство
стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2016» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.sirotstvo.ru/files/6475/book2016.pdf(дата доступа: 02.06.2022)