ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО ИЗДАНИЯ 6
1.1 Корпоративные издания: понятие, функции, виды 6
1.2 Особенности внутрикорпоративных изданий 12
1.3 Университетские внутрикорпоративные СМИ: анализ и
характеристики 19
2 ВНУТРИКОРПОРАТИВНОЕ ИЗДАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ АЛТГУ «ЗА НАУКУ»)..28
2.1 Характеристика внутрикорпоративной газеты «За науку» в системе
внутрикорпоративных коммуникаций АлтГУ 28
2.2 Рекомендации для газеты «За науку» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
Корпоративные издания в течение многих лет широко использовались на различных типах отечественных предприятий: крупные советские предприятия имели собственные производственные газеты. Однако многие учреждения в 90-х годах прошлого века из-за сложных экономических и финансовых условий перестали выпускать газеты и журналы.
Актуальность обусловлена тем, что на сегодняшний день, когда российский бизнес вышел на более стабильный уровень, руководство компании стало уделять внимание формированию корпоративной культуры и решению социальных проблем сотрудников. На фоне данной тенденции во многих российских компаниях возобновилась практика выпуска корпоративных газет и журналов.
Более детальный анализ показывает, что затраты, связанные с выпуском собственных корпоративных публикаций, скорее окупятся, чем принесут компании значительную прибыль.
Во-первых, выпуск корпоративных газет и журналов позволяет решить проблему искажения информации в процессе проникновения по информационным каналам внутри предприятия.
Во-вторых, корпоративные издания дают необходимое официальное представление о событии и позволяют сформировать соответствующее отношение коллектива к этим событиям.
В-третьих, корпоративные издания используют свои ресурсы для обучения сотрудников (размещение статей и заметок на соответствующие темы), для дополнительной мотивации сотрудников (поздравления сотрудников с важными датами, размещение информации о лучших сотрудниках месяца, года).
Признание такой эффективности корпоративных изданий, их важной роли в корпоративной системе привело к активизации процесса создания и поддержки корпоративных СМИ. При этом последние претерпели значительные изменения, опираясь на общую тенденцию модернизации и совершенствования. Распространение интернета, создание электронных, сетевых средств коммуникации, традиционная (печатная) форма корпоративных публикаций должны были утратить свою актуальность и важную роль в системе корпоративных отношений.
Обоснованность настоящего исследования заключается в том, что печатные издания могут применяться в качестве онлайн-СМИ, что обеспечивает доступ к информации внутри организаций или университетов. Поэтому для этого необходимо соблюдать определённые требования: их форму, структуру, задачи.
Объект данной дипломной работы - внутрикорпоративное издание как инструмент связей с общественностью.
Предмет исследования - внутрикорпоративное издание как инструмент связей с общественностью в деятельности университетов.
Цель исследования - выявив особенности корпоративных изданий в учебных организациях, разработать рекомендации по их совершенствованию.
Исходя из выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и функции корпоративных изданий;
- выявить особенности внутрикорпоративных изданий;
- провести анализ университетских внутрикорпоративных СМИ;
- охарактеризовать внутрикорпоративную газету «За науку» и выявить ее роль в системе внутрикорпоративных коммуникаций АлтГУ;
- разработать рекомендации по совершенствованию
внутрикорпоративной газеты «За науку».
Теоретические методы - описательный, сравнительный, содержательный анализ.
Эмпирические методы - анализ и обобщение литературы.
Практическая значимость - заключается в возможности применения полученных результатов в деятельности внутрикорпоративной газеты «За науку».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определяются актуальность работы, её предмет и объект исследования, цели и задачи, практическая и теоретическая значимость, а также перечисляются методы исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты внутрикорпоративного издания, а также выявлены особенности университетских внутрикорпоративных СМИ.
Во второй главе проведен анализ внутрикорпоративной газеты АлтГУ «За науку», а также предложены рекомендации для ее развития.
В заключении отражены выводы и предложения по теме исследования.
Корпоративные СМИ - это периодическое печатное издание, радио, телевидение или иной вид распространения информации среди сотрудников определенной компании. Типология корпоративной прессы может дифференцироваться на следующих основаниях: способы распространения корпоративной прессы, тип целевой аудитории, способу финансирования. Определение функций корпоративной прессы возможно после анализа множества сопутствующих факторов. Основополагающим фактором является аудитория корпоративного издания (внутрикорпоративная, внешняя). Выделяются следующие функции внутрикорпоративных СМИ: образовательная, идеологическая, информационная, интеграционная, коммуникативная.
Целевой аудиторией внутрикорпоративных СМИ являются все сотрудники организации. Основная цель внутрикорпоративной прессы - это формирование положительного, лояльного отношения сотрудников к деятельности организации. Внутрикорпоративные издания можно дифференцировать на следующие виды: журналы, стенгазеты, газеты и информационные бюллетени.
Внутрикорпоративные издания направлены в первую очередь на информирование педагогов и студентов о важных событиях внутри образовательной организации и за ее пределами. Специфика внутрикорпоративного издания заключается в том, что целью является не получение коммерческой прибыли, а обеспечение положительного имиджа организации, улучшении условий жизни и работы ее внутренней общественности. Университетские внутрикорпоративные СМИ отвечают задачам университета и запросам целевых групп, являясь при этом эффективной PR-поддержкой ВУЗа. Издания носят официальный характер, затрагивают интересы своей внутренней аудитории, следовательно, являются востребованными и могут оказывать эффективное воздействие на нее, выполняя все функции внутрикорпоративной прессы.
Одним из каналов коммуникации является газета «За науку», которая представляет собой еженедельную газету Алтайского государственного университета. Газета «За науку» в первую очередь выполняет информационные функции, она служит одним из каналов внутренней коммуникации, основной целью которой является информирование студентов о том, что происходит в жизни университета и в его окружении. Цель внутрикорпоративной газеты «За науку» повысить корпоративную культуру, рассказать об интересных проектах АлтГУ, мотивировать студентов и преподавателей на активное участие в жизни университета.
На сегодняшний день важным вопросом деятельности корпоративного издания «За науку» является вовлечение аудитории. Одним из способов повышения вовлеченности читательской аудитории является получение обратной связи, которое может быть реализовано несколькими способами, такими как проведение опросов посредством использования Google Форм, а также редакцией газеты «За науку» может быть использован запрос на обратную связь. Также в деятельности издания «За науку» мы рекомендуем использовать подкасты, которые будут размещаться на сайте, а также в социальных сетях. Подкасты являются одним из инструментов диалоговой коммуникации и представляют собой новый трендовый аудиоформат, который позволит расширить кругозор аудитории в различных областях и познакомиться с новыми людьми.
1. Баканов, Р.П. Вузовская пресса в условиях конвергенции журналистики / Р.П. Баканов // Медиакоммуникации и журналистика. сборник научных статей. - 2015. - С. 39-56.
2. Баранова, А.С. Роль студенческих СМИ в формировании информационной компетентности студентов вузов / А.С. Баранова // Развитие исследовательских компетенций молодежи в условиях инновационного образовательного кластера. сборник научных статей всероссийской научно-практической конференции. - 2014. - С. 156-157.
3. Белоусенко, Д.В. Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг / Д.В. Белоусенко // Молодой ученый. -
2018. - №45. - С. 55-58.
4. Бельтюков, А.А. Корпоративные СМИ как эффективный инструмент формирования имиджа организации / А.А. Бельтюков // Вестник Пятигорского государственного университета. - 2021. - №3. - С. 32-35.
5. Бессонов, И.А. Предпринимательство - СМИ - студенты: грани
взаимодействия / И.А. Бессонов, Т.П. Горелова // Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий
импортозамещения. Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. - 2015. - С. 175-177.
6. Благов, Ю.В. Актуальные проблемы журналистики сходство и различие в литературе и журналистике / Ю.В. Благов // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики. Материалы XVI Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 105-107.
7. Бунтовский, С.Ю. Внутрикорпоративное СМИ и внутренний PR в организации / С.Ю. Бунтовский, Д.А. Мкртчян // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. Материалы международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 40-43.
8. Бусыгина, О.В. Анализ работы современных СМИ и PR- специалиста / О.В. Бусыгина // Вестник ТИСБИ. - 2017. - №1. - С. 67-72.
9. Вологина, О.В. Корпоративные СМИ в структуре коммуникаций организации / О.В. Вологина // Теория и практика современной науки. -
2019. - №1. - С. 189-191.
10. Галеева, М.З. Взаимодействие вуза, общественных организаций и СМИ как фактор социального воспитания современных студентов / М.З. Галеева // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. Сборник научных статей V Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 190-195.
11. Г еворгян, А.А. Становление молодежной печати в вузах России и потенциал современных молодежных медиасредств в контексте реализации основ государственной молодежной политики / А.А. Геворгян // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №11. - С. 24¬27.
12. Гончаренко, А.В. Вузовская газета как инструмент формирования
профессиональной компетентности студентов журналистов /
А.В. Гончаренко, Д.М. Сакиева // Актуальные проблемы формирования и контроля коммуникационных потоков в современном обществе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 58-62.
13. Жаримбетов, Е.К. Электронная версия бумажных газет. новая платформа информационной политики газет / Е.К. Жаримбетов // Медиачтения СКФУ. Сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции. - 2017. - С. 282-286.
14. Жилавская, И.В. Медиа-образовательная среда вуза / И.В. Жилавская // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - №2. - С. 58-73.
15. Жогина, К.Б. Роль СМИ в формировании речевой культуры студентов / К.Б. Жогина // Язык. Текст. Дискурс. - 2006. - №4. - С. 97-99.
16. Зарубина, Т.А. Влияние корпоративной газеты на развитие студенческого самоуправления в ВУЗе / Т.А. Зарубина, О.В. Окружнова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - №3. - С. 92-103.
17. Ильченко, С.Н. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для вузов / С.Н. Ильченко. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 311 с.
18. Каешко, А.А. Корпоративные издания: история появления и тенденции развития / А.А. Каешко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - №4. - С. 112-115.
19. Каткова, А.М. Особенности содержания публикаций корпоративных СМИ / А.М. Каткова // В книге: МНСК-2019. Социология. Материалы 57-й Международной студенческой конференции. - 2019. - С. 20¬21.
20. Кодола, Н.В. Вузовская пресса в условиях трансформации медиапространства / Н.В. Кодола, В.А. Глазкова // Наука и школа. - 2019. - №2. - С. 68-72.
21. Кодола, Н.В. Трансформация вузовской прессы и ее роль в воспитании студенчества / Н.В. Кодола // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания. доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях. - 2017. - С. 523-527.
22. Колесниченко, А.В. Основы журналистской деятельности: учебное пособие для вузов / А.В. Колесниченко. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 341 с.
23. Костюк, С.А. Деформация культуры речи студентов под воздействием социальных сетей и СМИ / С.А. Костюк // Молодой ученый. - 2021. - №1. - С. 44-45.
24. Кучменко, М.А. Корпоративное издание как канал внешней и внутренней коммуникации / М.А. Кучменко // Традиции и инновации в массовой коммуникации. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - 2021. - С. 178-181.
25. Логачева, С.М. Вузовская газета: сохраняя историю /
С.М. Логачева // Патриотическое воспитание молодежи в современной России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 50-летию организации поискового движения на Белгородчине. - 2019. - С. 128-131.
26. Мазуркова, К.А. Роль концепции внутрикорпоративного СМИ в формировании имиджа организации / К.А. Мазуркова // Тенденции развития науки и образования. - 2018. - №43. - С. 31-34.
27. Малинина, Ю.В. Направления и формы PR-деятельности компании в СМИ / Ю.В. Малинина // Мировая наука. - 2020. - №1. - С. 314¬317.
28. Мелузова, Ю.Г. Перспективы развития вузовских СМИ / Ю.Г. Мелузова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2014. - №1. - С. 349-353.
29. Мисонжников, Б.Я. Введение в профессию: журналистика: учебное пособие для вузов / Б.Я. Мисонжников, А.Н. Тепляшина. - М.: Издательство Юрайт, 2022. - 190 с.
30. Мудракова, Т.А. СМИ в социальной перцепции студентов Т.А. Мудракова, А.А. Проценко, М.К. Хачатрян // В книге: 73-я Итоговая научная конференция студентов Ростовского государственного медицинского университета. Сборник материалов. - 2019. - С. 105-106.
31. Мукимов, М. Новые пути привлечения аудитории газет / М. Мукимов // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. - 2017. - №1. - С. 257-260.
32. Мурзабекова, Н.М. СМИ как необходимое условие формирования правового сознания студентов / Н.М. Мурзабекова // Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2017. - №3. - С. 23-25.
33. Ненашев, М.Ф. Образовательная журналистика и практика сми: кризис отношений / М.Ф. Ненашев // Принтмедиа: традиции, инновации, перспективы. Сборник научных трудов. Посвящен юбилею профессора Михаила Федоровича Ненашева. - 2019. - С. 13-26.
34. Непомнящая, Д.С. Университетский журнал в системе отечественных СМИ / Д.С. Непомнящая, С.И. Якимова // Ученые заметки ТОГУ. - 2015. - №2. - С. 23-33.
35. Никитенко, А.С. Отношение студенческой молодежи к современным СМИ / А.С. Никитенко // образование в XXI веке. Материалы Всероссийской научной заочной конференции. - 2017. - С. 254-257.
36. Овчинникова, М.М. Связь развития учебных заведений и журналистики / М.М. Овчинникова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - №28. - С. 74-77.
37. Олешко, В.Ф. Методы изучения читательской аудитории газеты /
В.Ф. Олешко // Филологический журнал. - 2012. - №1. - С. 147-149.
38. Павлушкина, Н.А. Читатель и массовая газета: поиск креативных форм взаимодействия / Н.А. Павлушкина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2010. - №3. - С. 274-282.
39. Панферова, В.В. Вузовские газеты на перекрестке тенденций сми: деструктивные настроения / В.В. Панферова, Т.В. Смирнова, А.Л. Факторович // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий. материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронежский государственный университет, факультет журналистики. - 2003. - С. 34-37.
40. Потребин, А.В. структурная трансформация печатных СМИ: вызовы конвергенции / А.В. Потребин // Мультимедийная журналистика: медиакоммуникации и медиаиндустрия. Материалы II Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 39-43.
41. Прохоров, А.В. Характеристика медиасреды ведущих российских вузов / А.В. Прохоров // Вестник Прикамского социального института. - 2021. - №1. - С. 184-191.
42. Пугачев, В.В. Цифровые трансформации печатных изданий / В.В. Пугачев // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 39.
43. Радионцева, Е.С. Интеграция районных газет в интернет / Е.С. Радионцева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015. - №4. - С. 56-61.
44. Романова, Н.Г. Потребление информации СМИ и профессиональная компетентность студента / Н.Г. Романова // Филология: научные исследования. - 2020. - №9. - С. 18-28.
45. Саитова, А.М. Влияние информационных технологии на жизнь студента, заинтересованного деятельностью СМИ / А.М. Саитова, Д.Ю. Лемешева // Студент - исследователь. материалы Всероссийского конкурса студенческих научно-исследовательских работ. ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». - 2017. - С. 230-231.
46. Сидельникова, О.В. Основные направления PR-деятельности высших учебных заведений / О.В. Сидельникова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2007. - №2. - С. 210-219.
47. Сидорова, Т.И. Вузовские СМИ в системе корпоративных медиа / Т.И. Сидорова, Ю.В. Чемякин // Медиаскоп. - 2011. - №3. - С. 9.
48. Симаков, С.И. Журналистика данных как современное направление журналистики / С.И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - №1. - С. 52-56.
49. Тихонова, П.Ю. Место и роль вузовских изданий в системе корпоративных медиа / П.Ю. Тихонова, В.И. Кандалов / Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 годы. Материалы IX международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2019. - С. 443-447.
50. Туголукова, Е.Н. Вузовские СМИ: анализ контента и
позиционирование / Е.Н. Туголукова // Современные СМИ в контексте информационных технологий. Сборник трудов Первой Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 186-189.
51. Туголукова, Е.Н. Классификация и проблематика вузовских СМИ / Е.Н. Туголукова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2012. - №2. - С. 70-75.
52. Тулупов, В.В. Г азета в ВУЗЕ: и сфера журналистики, и сфера PR / В.В. Тулупов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2010. - №1. - С. 129-132.
53. Устинченко, Н.И. Современный студент глазами СМИ / Н.И. Устинченко // Семиотика волонтерства как социокультурный феномен. материалы межвузовской научно-практической конференции. Кубанский государственный аграрный университет. - 2019. - С. 181-183.
54. Филиппов, Д.Е. Корпоративная культура ВУЗА как фактор, формирующий модель вузовской газеты / Д.Е. Филиппов, А.О. Минибаева // Корпоративные СМИ: история, теория, практика. Сборник статей. - Екатеринбург, - 2019. - С. 95-102.
55. Харитонова, С.В. Система визуальных индикаторов в вузовских газетах /С.В. Харитонова // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве. Сборник статей Международной научно-методической конференции. - 2014. - С. 139-145.
56. Чебакова, М.А. Дизайн печатной и электронной версий газеты: особенности конвертации / М.А. Чебакова // Актуальные проблемы современной филологии. Сборник материалов I Молодежной очно-заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 60-летию филологического факультета БашГУ. - 2017. - С. 78¬81.
57. Черепанова, Л.Л. Районная газета или социальные сети: выбор аудитории / Л.Л. Черепанова // Мультимедийная журналистика. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - 2018.
- С. 177-181.
58. Чжу, Х. Влияние СМИ на нравственный облик студентов / Х. Чжу // Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. - 2018. -
С. 99-103.
59. Чижман, Ю.В. Студенты и СМИ: оценка информационного влияния / Ю.В. Чижман, А.А. Островских // Конкурентоспособность территорий. Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. - 2017. - С. 48-51.
60. Чикунова, А.В. Ребрендинг действующих сми на примере газеты «Комсомольская правда» / А.В. Чикунова, С.А. Скуридина // Лингвокультурные универсалии в мировом пространстве. Материалы III Международной научной конференции. - 2022. - С. 171-177.
61. Щетинина, Н.Н. РЯ&СМИ: конфликт интересов и выбор будущего / Н.Н. Щетинина // Журналист. Социальные коммуникации. - 2013.
- №4. - С. 61-65.
62. Ямашкина, О.И. О Роли современных корпоративных СМИ в управлении персоналом организации / О.И. Ямашкина // Современная филология: материалы I Междунар. науч. конф. - Уфа: Лето, 2011. - С. 269¬271