Экологичность бизнеса как инструмент формирования социальной ответственности общества
|
Введение 3
Глава I. Социоэкология, экология и экологическая ответственность в
позиционировании организации 7
1.1 Социоэкология и экологический подход 7
1.2 Экологическая ответственность в системе маркетинга 18
1.3 Бизнес-процессы и маркетинговые стратегии как способ решения
экологических проблем 36
Глава II. Экологичность в бизнес-пространстве Алтайского края 52
2.1 Отражение вопросов экологичности бизнеса в медиа Алтайского
края 52
2.2 Исследование отношения жителей Сибири к экологичности бизнеса
2.3 Исследование отношения предпринимателей к вопросам развития
экологического бизнеса в Алтайском крае 61
2.4 Эколого-образовательный проект digital-агентства «Крылья для
бизнеса» как инструмент формирования социальной ответственности
предпринимателей и общественности Алтайского края 66
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения 89
Приложение 2 105
Приложение 3 107
Приложение 4 107
Приложение 5
Глава I. Социоэкология, экология и экологическая ответственность в
позиционировании организации 7
1.1 Социоэкология и экологический подход 7
1.2 Экологическая ответственность в системе маркетинга 18
1.3 Бизнес-процессы и маркетинговые стратегии как способ решения
экологических проблем 36
Глава II. Экологичность в бизнес-пространстве Алтайского края 52
2.1 Отражение вопросов экологичности бизнеса в медиа Алтайского
края 52
2.2 Исследование отношения жителей Сибири к экологичности бизнеса
2.3 Исследование отношения предпринимателей к вопросам развития
экологического бизнеса в Алтайском крае 61
2.4 Эколого-образовательный проект digital-агентства «Крылья для
бизнеса» как инструмент формирования социальной ответственности
предпринимателей и общественности Алтайского края 66
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения 89
Приложение 2 105
Приложение 3 107
Приложение 4 107
Приложение 5
Пятого января 2016 года вступил в силу указа Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года Экологии». Эту дата знаковая для России, так как она дала старт большому количеству мероприятий, направленных на привлечение внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности [76]. В декабре 2018 года был утверждён национальный проект «Экология». Сроки реализации данного проекта с 1 октября 2018 года до 31 декабря 2024 года. Цель национального проекта - кардинальное улучшение экологической обстановки в стране. Проект включает в себя 9 региональных проектов по направлениям: отходы, вода, воздух, биоразнообразие и технологии [55].
В рамках экологизации государственной политики очевидно, что важным фактором развития общества становится экологическая ответственность граждан и бизнеса.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что возрастающая роль международных экологических организаций (Гринпис, ЮНЭП, Всемирный фонд дикой природы и др.), вместе с трендом «зеленого потребления» влекут за собой меры, которые компании вынуждены принимать, чтобы снижать свое негативное воздействие на окружающую среду, а также формировать положительный имидж компании и лояльность потребителей к организации. Помимо этого, многие крупные бренды проводят различные рекламные кампании и внедряют маркетинговые инструменты, которые позволяют компаниям позиционировать себя экологически ответственными, а также позволяют формировать экологичные привычки потребителей. Важно отметить, что в 2021-2022 году возросло количество онлайн-курсов, направленных на формирование осознанного (экологичного) потребления. Потребители всё чаще делают выбор в сторону экологически чистых продуктов и компаний, которые позиционируют себя как экологически ответственные, несмотря на это нет курсов, которые позволили бы предпринимателям откликнутся на современные тенденции в обществе.
Существенный вклад в изучение проблемы экологичности бизнеса как инструмента формирования социальной ответственности внесли Уильям Прайд, доктор Феррелл-Джеймс, доктор Раджи Касилингман, Кен Петти.
Работы Я.Я Ядыганова, Чечуновой Е.В, В.И. Бобошко, А.А. Гусева, И.М. Потравного, М. Юнуса, А. Жоли в значительной мере способствовали изучению темы экологического предпринимательства.
Определению экологического маркетинга его видам и функциям, и перспективам посвящены работы Бородина Ю.Г., Хабаровой Е.И., Гелечьян Н., Горошкова Д.В, Демьяновой В.С, Д. Гензберга и П. Блума.
В последние годы проблеме экологизации бизнеса уделяли внимание Е. Смирнова, К. Есева. Вопросы внедрения и развития EGS-принципам рассматривали Фольфрам Грасчоп, Квиннек Ю.
Ключевая идея данного исследования заключается в следующем: бизнес имеет гораздо больше возможностей влиять на потребителей, формируя социальную ответственность и экологические привычки населения, чем он делает на настоящий момент. Важно отметить, что на сегодняшний день в Алтайском крае нет ресурса, который бы позволил в короткое время обучить предпринимателей коммуникации с потребителями в экологичном ключе с использованием маркетинговых и коммуникационных стратегий, PR- и рекламных кампаний.
В рамках настоящей работы предпринята попытка создать инструмент, позволяющий расширить представления предпринимателей об экологической ответственности, рассказывающий о возможностях влияния бизнеса на поведение потребителей и способный развернуть мышление предпринимателей с уровня «продать-купить» к уровню экологичного производства и экологичного потребления. Таким решением является эколого-образовательный проект «ЧИСТО».
Цель исследования: рассмотреть экологичность бизнеса как инструмент формирования социальной ответственности общества и разработать эколого-образовательный проект «ЧИСТО», способствующий включению в этот процесс сферы рекламы и бизнеса.
Объект исследования: маркетинговые и коммуникационные технологии экологически ответственного бизнеса.
Предмет исследования: образовательный проект как коммуникационный инструмент формирования социальной ответственности общества.
Задачи исследования
Теоретические:
1. Определить понятия и особенности современного определения экологической ответственности.
2. Выявить основные маркетинговые инструменты для позиционирования организации как экологически ответственной.
3. Рассмотреть примеры коммуникационных и маркетинговых стратегий, направленных на формирование экологической ответственности бизнеса и общества.
Практи ческие:
1. Провести контент-анализ СМИ Алтайского края с позиции освещения вопроса экологии и экологичности бизнеса.
2. Выявить готовность населения Алтайского края к внедрению зелёных инициатив и экобизнеса.
3. Рассмотреть уровень экологичности бизнес-пространства Алтайского края.
4. Разработать эколого-образовательный проект «ЧИСТО», направленный на формирование экологической ответственности бизнеса и общества.
Методы исследования: традиционный анализ, опрос, анализ полученных данных, глубинное интервью, контент-анализ.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В теоретической части работы были охарактеризованы ключевые понятия экологичности бизнеса, представлен опыт ведущих мировых компаний в позиционировании себя как экологически ответственных, представлены маркетинговые и коммуникационные принципы, отражающие анализируемое направление деятельности компаний.
В практической части работы проведен контент-анализ СМИ Алтайского края с точки зрения отражения проблематики экологической ответственности бизнеса, опрос жителей нескольких сибирских регионов, касающийся вопросов значимости ценностей экологической ответственности, глубинное интервью представителей бизнеса и некоммерческого сектора, направленное на прояснение отношения бизнес-среды Алтайского края к принципам экологической ответственности.
Результатом проведенного исследования стал эколого-образовательный проект «ЧИСТО», ориентированный на предпринимателей региона.
Апробация работы: VIII Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!», IX Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!», Экспертная сессия «Стартап-Вуз» в рамках форума «Дни молодёжной науки».
В рамках экологизации государственной политики очевидно, что важным фактором развития общества становится экологическая ответственность граждан и бизнеса.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что возрастающая роль международных экологических организаций (Гринпис, ЮНЭП, Всемирный фонд дикой природы и др.), вместе с трендом «зеленого потребления» влекут за собой меры, которые компании вынуждены принимать, чтобы снижать свое негативное воздействие на окружающую среду, а также формировать положительный имидж компании и лояльность потребителей к организации. Помимо этого, многие крупные бренды проводят различные рекламные кампании и внедряют маркетинговые инструменты, которые позволяют компаниям позиционировать себя экологически ответственными, а также позволяют формировать экологичные привычки потребителей. Важно отметить, что в 2021-2022 году возросло количество онлайн-курсов, направленных на формирование осознанного (экологичного) потребления. Потребители всё чаще делают выбор в сторону экологически чистых продуктов и компаний, которые позиционируют себя как экологически ответственные, несмотря на это нет курсов, которые позволили бы предпринимателям откликнутся на современные тенденции в обществе.
Существенный вклад в изучение проблемы экологичности бизнеса как инструмента формирования социальной ответственности внесли Уильям Прайд, доктор Феррелл-Джеймс, доктор Раджи Касилингман, Кен Петти.
Работы Я.Я Ядыганова, Чечуновой Е.В, В.И. Бобошко, А.А. Гусева, И.М. Потравного, М. Юнуса, А. Жоли в значительной мере способствовали изучению темы экологического предпринимательства.
Определению экологического маркетинга его видам и функциям, и перспективам посвящены работы Бородина Ю.Г., Хабаровой Е.И., Гелечьян Н., Горошкова Д.В, Демьяновой В.С, Д. Гензберга и П. Блума.
В последние годы проблеме экологизации бизнеса уделяли внимание Е. Смирнова, К. Есева. Вопросы внедрения и развития EGS-принципам рассматривали Фольфрам Грасчоп, Квиннек Ю.
Ключевая идея данного исследования заключается в следующем: бизнес имеет гораздо больше возможностей влиять на потребителей, формируя социальную ответственность и экологические привычки населения, чем он делает на настоящий момент. Важно отметить, что на сегодняшний день в Алтайском крае нет ресурса, который бы позволил в короткое время обучить предпринимателей коммуникации с потребителями в экологичном ключе с использованием маркетинговых и коммуникационных стратегий, PR- и рекламных кампаний.
В рамках настоящей работы предпринята попытка создать инструмент, позволяющий расширить представления предпринимателей об экологической ответственности, рассказывающий о возможностях влияния бизнеса на поведение потребителей и способный развернуть мышление предпринимателей с уровня «продать-купить» к уровню экологичного производства и экологичного потребления. Таким решением является эколого-образовательный проект «ЧИСТО».
Цель исследования: рассмотреть экологичность бизнеса как инструмент формирования социальной ответственности общества и разработать эколого-образовательный проект «ЧИСТО», способствующий включению в этот процесс сферы рекламы и бизнеса.
Объект исследования: маркетинговые и коммуникационные технологии экологически ответственного бизнеса.
Предмет исследования: образовательный проект как коммуникационный инструмент формирования социальной ответственности общества.
Задачи исследования
Теоретические:
1. Определить понятия и особенности современного определения экологической ответственности.
2. Выявить основные маркетинговые инструменты для позиционирования организации как экологически ответственной.
3. Рассмотреть примеры коммуникационных и маркетинговых стратегий, направленных на формирование экологической ответственности бизнеса и общества.
Практи ческие:
1. Провести контент-анализ СМИ Алтайского края с позиции освещения вопроса экологии и экологичности бизнеса.
2. Выявить готовность населения Алтайского края к внедрению зелёных инициатив и экобизнеса.
3. Рассмотреть уровень экологичности бизнес-пространства Алтайского края.
4. Разработать эколого-образовательный проект «ЧИСТО», направленный на формирование экологической ответственности бизнеса и общества.
Методы исследования: традиционный анализ, опрос, анализ полученных данных, глубинное интервью, контент-анализ.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В теоретической части работы были охарактеризованы ключевые понятия экологичности бизнеса, представлен опыт ведущих мировых компаний в позиционировании себя как экологически ответственных, представлены маркетинговые и коммуникационные принципы, отражающие анализируемое направление деятельности компаний.
В практической части работы проведен контент-анализ СМИ Алтайского края с точки зрения отражения проблематики экологической ответственности бизнеса, опрос жителей нескольких сибирских регионов, касающийся вопросов значимости ценностей экологической ответственности, глубинное интервью представителей бизнеса и некоммерческого сектора, направленное на прояснение отношения бизнес-среды Алтайского края к принципам экологической ответственности.
Результатом проведенного исследования стал эколого-образовательный проект «ЧИСТО», ориентированный на предпринимателей региона.
Апробация работы: VIII Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!», IX Региональная конференция «Мой выбор - НАУКА!», Экспертная сессия «Стартап-Вуз» в рамках форума «Дни молодёжной науки».
В решении экологических проблем важны экологичные инициативы государства в виде усиления экологичного законодательства, реализации «зелёных» проектов на федеральном, региональном и местном уровне для граждан и бизнеса, финансовая поддержка экологически ответственного бизнеса и зелёных инициатив бизнеса, развитие инфраструктуры не только в сфере природопользования, но и в сфере раздельного сбора мусора.
Зелёные инициативы производителей в виде внедрения «зелёных» инноваций на производство, которые снижают вредное воздействие на окружающую среду или исключают его, разработка не только экологически чистых товаров, но и экологически чистых упаковок, при их создании важно делать выбор в сторону вторсырья или изготавливать упаковки из материалов, которые можно сдать на переработку, прохождение процедуры получения экомаркеровки на товары.
Средний и малый бизнес может делать выбор в сторону экологически чистых товаров, рассказывать об экологических свойствах продукции, рассказывать в социальных сетях потребителям о важности вопросов экологии и как обычный покупатель может экологизировать потребление.
Важно для всех типов предпринимательства (крупное, среднее, малое) доносить до сотрудников ценности экологической политики организации, внедрять принципы экологического менеджмента и инструменты зеленого маркетинга, проводить экологические мероприятия не только для граждан (потребителей), но и для сотрудников организации и принимать участие в федеральных, региональных и местных экологически ориентированных проектах, проведение экологических коллабораций с экологическими некоммерческими организациями города и с экологически ориентированными организациями.
Общество положительно относится к экологически ответственным организациям и всё чаще делает выбор в сторону экологически чистых товаров и услуг, интересуется темой экологии и занимается экологическим образованием. Спрос на экологичность уже сформирован в обществе, благодаря тренду на осознанное потребление и обилию курсов по устойчивому развитию, зеленому потреблению.
Важную роль в экологизации бизнеса и общества играют СМИ и профессиональное сообщество в сфере рекламы и связей с общественностью, как каналы коммуникации между Государством и Обществом, Государством и Бизнесом, Бизнесом и обществом. СМИ в рамках экологизации могут публиковать не только новостные статьи о действиях правительства и национальных проектах, но и полезные образовательные статьи об экологизации образа жизни каждого гражданина, публиковать интервью с владельцами экологически ответственных компаний города, об экологических инициативах и инновациях от граждан.
Специалисты в сфере рекламы и связей с общественностью могут доносить до руководства и коллектива важность экологического позиционирования сегодня, рассказывать о выгодах и снижении издержек, о том, что экологичность сегодня - это конкурентное преимущество, которое формирует лояльность целевой аудитории, способна расширить аудиторию и увеличить долю рынка, значительно расширяет возможности производителей и предпринимателей, позволяет выйти на новые рынки и завоевать их. Профессиональное сообщество может настроить грамотную коммуникацию между потребителями и организацией с точки зрения экологичности.
Проект «ЧИСТО» создан для расширения знаний и компетенций производителей, предпринимателей и профессионального сообщества в сфере рекламы и связей с общественностью в области экологичности, так как именно эти направления способны влиять на покупательский спрос, формировать экологичные привычки общества, создавать интерес к теме экологии, поддерживать и развивать тренд в сфере экологизации, устойчивого развития и экологичного (осознанного) потребления.
Проект «Чисто»-это онлайн-курс с видео-лекциями и практическими заданиями, который разделён по направлениям, исходя из целевой аудитории проекта: производитель, предприниматель и маркетолог. Для каждого направления разработана отдельная программа и тарифы.
По результатам прохождения курса у производителей и предпринимателей сложится представление о базовых понятиях в сфере экологической ответственности и появится возможность на практике эколонизировать собственные бизнес-процессы.
Маркетологи, рекламисты и специалисты по связям с общественностью смогут изучить направление экологического маркетинга и получат практические навыки разработки и реализации экологических рекламных и PR-кампаний, смогут принять участие в создании экологической коммуникационной стратегии.
Результат курса — это индивидуальная коммуникационная стратегия для крупного, среднего и малого бизнеса.
Проект - маленький шаг в формировании экологической ответственности бизнеса и граждан. Чем больше будет создаваться и проводиться таких мероприятий, тем больше шансов на сохранение окружающей среды.
Экологические проблемы - это глобальные проблемы, которые требуют действий не только всех Государств, граждан, профессиональных бизнес- сообществ. Решение каждой из них - комплекс мер, направленных на сохранение окружающей среды в разных сферах и на разных уровнях: международном, федеральном, региональном, местном, локальном. Данный проект может стать частью этих мер.
Зелёные инициативы производителей в виде внедрения «зелёных» инноваций на производство, которые снижают вредное воздействие на окружающую среду или исключают его, разработка не только экологически чистых товаров, но и экологически чистых упаковок, при их создании важно делать выбор в сторону вторсырья или изготавливать упаковки из материалов, которые можно сдать на переработку, прохождение процедуры получения экомаркеровки на товары.
Средний и малый бизнес может делать выбор в сторону экологически чистых товаров, рассказывать об экологических свойствах продукции, рассказывать в социальных сетях потребителям о важности вопросов экологии и как обычный покупатель может экологизировать потребление.
Важно для всех типов предпринимательства (крупное, среднее, малое) доносить до сотрудников ценности экологической политики организации, внедрять принципы экологического менеджмента и инструменты зеленого маркетинга, проводить экологические мероприятия не только для граждан (потребителей), но и для сотрудников организации и принимать участие в федеральных, региональных и местных экологически ориентированных проектах, проведение экологических коллабораций с экологическими некоммерческими организациями города и с экологически ориентированными организациями.
Общество положительно относится к экологически ответственным организациям и всё чаще делает выбор в сторону экологически чистых товаров и услуг, интересуется темой экологии и занимается экологическим образованием. Спрос на экологичность уже сформирован в обществе, благодаря тренду на осознанное потребление и обилию курсов по устойчивому развитию, зеленому потреблению.
Важную роль в экологизации бизнеса и общества играют СМИ и профессиональное сообщество в сфере рекламы и связей с общественностью, как каналы коммуникации между Государством и Обществом, Государством и Бизнесом, Бизнесом и обществом. СМИ в рамках экологизации могут публиковать не только новостные статьи о действиях правительства и национальных проектах, но и полезные образовательные статьи об экологизации образа жизни каждого гражданина, публиковать интервью с владельцами экологически ответственных компаний города, об экологических инициативах и инновациях от граждан.
Специалисты в сфере рекламы и связей с общественностью могут доносить до руководства и коллектива важность экологического позиционирования сегодня, рассказывать о выгодах и снижении издержек, о том, что экологичность сегодня - это конкурентное преимущество, которое формирует лояльность целевой аудитории, способна расширить аудиторию и увеличить долю рынка, значительно расширяет возможности производителей и предпринимателей, позволяет выйти на новые рынки и завоевать их. Профессиональное сообщество может настроить грамотную коммуникацию между потребителями и организацией с точки зрения экологичности.
Проект «ЧИСТО» создан для расширения знаний и компетенций производителей, предпринимателей и профессионального сообщества в сфере рекламы и связей с общественностью в области экологичности, так как именно эти направления способны влиять на покупательский спрос, формировать экологичные привычки общества, создавать интерес к теме экологии, поддерживать и развивать тренд в сфере экологизации, устойчивого развития и экологичного (осознанного) потребления.
Проект «Чисто»-это онлайн-курс с видео-лекциями и практическими заданиями, который разделён по направлениям, исходя из целевой аудитории проекта: производитель, предприниматель и маркетолог. Для каждого направления разработана отдельная программа и тарифы.
По результатам прохождения курса у производителей и предпринимателей сложится представление о базовых понятиях в сфере экологической ответственности и появится возможность на практике эколонизировать собственные бизнес-процессы.
Маркетологи, рекламисты и специалисты по связям с общественностью смогут изучить направление экологического маркетинга и получат практические навыки разработки и реализации экологических рекламных и PR-кампаний, смогут принять участие в создании экологической коммуникационной стратегии.
Результат курса — это индивидуальная коммуникационная стратегия для крупного, среднего и малого бизнеса.
Проект - маленький шаг в формировании экологической ответственности бизнеса и граждан. Чем больше будет создаваться и проводиться таких мероприятий, тем больше шансов на сохранение окружающей среды.
Экологические проблемы - это глобальные проблемы, которые требуют действий не только всех Государств, граждан, профессиональных бизнес- сообществ. Решение каждой из них - комплекс мер, направленных на сохранение окружающей среды в разных сферах и на разных уровнях: международном, федеральном, региональном, местном, локальном. Данный проект может стать частью этих мер.
Подобные работы
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ PR КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИИ
(НА ПРИМЕРЕ ПРОДУКТОВЫХ ТОРГОВЫХ МАРОК)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование и реализация программ корпоративной социальной ответственности в ОАО «Группа «Илим»
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ КОМПАНИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Стратегии «зеленого» маркетинга как современный инструмент формирования и развития бренда
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2017 - ESG-переход как новая стратегия международного бизнеса
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2024 - Управление организацией на основе концепции этичного потребления
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ВНЕДРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧНЫХ РЕШЕНИЙ В ЦЕПИ ПОСТАВОК
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2021 - Информационная система учета и анализа физического развития обучающихся МБДОУ
«Д/С № 46»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ ОТ БИЗНЕСА К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



