Глава 1 Проблема психологической готовности педагогов и психологического благополучия в зарубежных и отечественных исследованиях 10
1.1 Психологическая готовность педагога: обзор отечественных
концепций 10
1.2 Концепции психологического благополучия личности в зарубежных
и отечественных исследованиях 14
1.3 Эмоциональное выгорание, как фактор, влияющий на
формирование психологической готовности 17
1.4 Деятельность педагога, как условие формирования инклюзивной
культуры образовательного пространства 19
Глава 2 Экспериментальное исследование психологической готовности педагога к деятельности в инклюзивной среде 25
2.1 Организация и содержание исследования. Описание
методик
изучения 25
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
31
2.3 Оценка и анализ взаимосвязей психологической готовности, психологического благополучия, эмоционального выгорания, эмпатии
и толерантности 46
Выводы 54
Заключение 55
Список использованной
литературы 57
Приложения 67
Актуальность проблемы исследования
Обеспечение адаптивности образовательной среды к реалиям сегодняшнего дня, а также повышение качества образовательного процесса определяются психологической готовностью педагога к профессиональной деятельности в современных условиях, характеризующихся наличием так называемой образовательной инклюзии.
Профессиональная деятельность педагога сегодня предполагает принципиально новый уровень психологической готовности, отвечающий актуальному социальному запросу на инклюзию, что позволяет решать не только образовательные задачи (формирование знаний, умений и навыков), но и социальные, нацеленные на социальное развитие и социальную адаптацию всех участников инклюзивного образовательного пространства.
Создание психологически безопасной образовательной среды, актуализация «зоны ближайшего развития» у детей с нарушениями развития - главная задача современного инклюзивного образования.
Инклюзивное образовательное пространство - это единая образовательная среда, где обучаются все дети и, в том числе, с особыми образовательными потребностями. Особое внимание из всей группы детей испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это группа, которая включает детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (НОДА), задержками психического развития (ЗПР), интеллектуальными нарушениями и дети с расстройством аутистического спектра (РАС). Обучение в условиях образовательной интеграции делает таких детей полноправными участниками совместного
общеобразовательного процесса.
Центральной фигурой этого процесса становится педагог, способный создавать такие условия, в которых ученикам не только спокойно, но и комфортно, где освоение новых знаний и умений является не столько целью, сколько средством саморазвития всех участников образовательного пространства. Решать сложные воспитательные и социальные задачи может только тот педагог, который сам готов к личностному и педагогическому взаимодействию, обладающий высоким профессионализмом, искренне настроенный на успех позитивного взаимодействия в детском коллективе. Все это чрезвычайно актуализирует проблему готовности каждого педагога к деятельности в условиях инклюзии. Внимание к каждому ребенку, к его личности, с учетом особенностей психофизического развития наполняет профессиональную деятельность педагога новым содержанием, предполагающим расширение и углубление профессиональных компетенций, нового профессионального мышления, профессиональной готовности и профессиональной культуры.
В отечественной педагогической психологии наблюдается последовательный переход от исследования профессиональной деятельности педагога (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова) к изучению особенностей его личности (А.Б. Орлов, Л.М. Митина, А.А. Реан). Современные исследования нацелены на новые условия анализа различных аспектов профессионального функционирования педагога: эмоционального выгорания (Т.В. Редина, А.А. Рукавишников, В.В. Бойко и др.), психологической готовности педагогов к инклюзивному образованию (ОВ. Алёхина, М.А. Алексеева, Е.Л. Агафонова, Н.А. Першина и др.), изучение социальных ситуаций взаимодействия людей (Г.Л. Бардиер и др.) Эти исследования раскрывают внутриличностные условия функционирования педагога от негативного аспекта (саморaзрушaющего) до позитивного (саморaзвивaющего). При этом выполнено достаточно много исследований негативных аспектов функционирования педагога: профессиональных деформаций, психического выгорания, деструктивного проживания кризисов (Э.Ф. Зеер, Н.В. Мальцева, Э.Э. Сыманюк, В.Н. Феофанов и др).
Степень изученности проблемы исследования
К настоящему времени накоплены результаты исследований зарубежных и российских ученых, обеспечивающие определенные научные предпосылки для теоретического осмысления как собственно понятия психологическая готовность к инклюзии, так и условий для ее формирования. Эти исследования, с одной стороны, направлены на изучение вопросов, связанных с современными тенденциями развития инклюзивного образования детей с нарушениями развития, с другой — на изучение психологической готовности педагогов к работе с этими детьми.
Само понятие «психологическая готовность к инклюзии», а также содержание, закономерности, принципы, условия её формирования начали исследоваться в педагогической науке сравнительно недавно. Психологическая готовность к инклюзии является предпосылкой формирования профессионального мышления и поведения будущего педагога и основой его профессионально-педагогической деятельности, особенно в условиях инклюзивного образования. Теоретические основы в области образовательной инклюзии отражены в исследованиях С.В. Алехиной, Г.В. Ахмеджановой, Т. Бут, Н.А. Голикова, М.И. Кириллова, Н.Н. Малофеева, В.В. Хитрук, Н.А. Першиной, А.В. Суворова, и др.
С выявлением приоритетов, целевых установок формирование и развитие профессиональной, в том числе педагогической культуры, связаны работы Л.В. Антроповой, Ф.Н. Гоноболина, Л.К. Гребенкиной, И.Ф. Исаева, Е.П. Кузнецовой, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, О.П. Морозовой, А.Б. Орлова и др.
Проблемам психологической готовности педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования детей посвящены работы М.Ю. Айбазова, С.В. Алехиной, О.С. Кузьминой, Р.В. Овчарова, Н.Г. Русакова, Ю.В. Шумиловской и др.
Отдельные проблемы психологического благополучия личности раскрываются в эмпирических исследованиях Н.К. Бахаревой, М.В. Бучацкой, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, Л.В. Жуковской и др. Исследования переживания качества жизни и психического здоровья - Дж. Гурин, Дж. Веров, Ш. Фелд, Н. Бредберн, Д. Каплович и др. Изучение благополучия в различных сферах жизнедеятельности - К. Рифф, Б. Сингер, К. Кейес, Е. Динер, Л.В. Воронина, О.С. Ширяева, Д.А. Леонтьев и др.
Несмотря на то, что рaзличным aспектам психологической готовности педaгогов к осуществлению профессионaльной деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды отдaли дaнь многие aвторы, пока мaло рaбот, напрaвленных на рассмотрение психологического блaгополучия педaгога, как ресурсa психологической готовности к деятельности.
Проблема исследования. В исследованиях выявлено противоречие между необходимостью и востребованностью инклюзивного образования и недостаточной психологической готовностью педагогов к инклюзивной деятельности. Наша работа направлена на изучение содержательных характеристик психологической готовности педагога к инклюзии.
Цель: изучение психологической готовности педагогов к
инклюзивному образованию детей с нарушениями развития.
Объект: профессиональная деятельности педагогов в инклюзивной образовательной среде.
Предмет: психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивном образовательном пространстве.
Гипотеза:
Психологическая готовность педагогов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и психологическое благополучие выступят в качестве взаимосвязанных показателей.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ подходов к изучению психологической готовности педагога к деятельности в инклюзивной образовательной среде.
2. Разработать программу эмпирического исследования психологической готовности педагогов к деятельности в инклюзивной образовательной среде.
3. Выявить и описать взаимосвязь содержательных компонентов психологической готовности педагога к инклюзивной деятельности и психологического благополучия педагога, эмоционального выгорания, эмпатии и толерантности.
4. Разработать программу психологического тренинга, нацеленного на поддержку психологического благополучия и компенсацию эмоционального выгорания педагога.
Теоретико-методологические основания исследования
Исследования направленности личности педагога (Л.И. Божович, Н.С. Глуханюк, И.В. Фастовец и др.); концепция психологического благополучия (К. Рифф, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, Л.В. Жуковская); концепции профессионального саморазвития личности (С.А. Минюрова, М.Н. Миронова, Р.В. Овчарова); современные представления о процессе профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, Н.П. Фетискин и др.), современные исследования толерантности-интолерантности в контексте социального взаимодействия людей (Г.Л. Бардиер и др.).
Методы и методические инструменты исследования
В ходе исследования применялись следующие методы:
1. Анализ вторичных источников по проблеме исследования.
2. Метод психодиагностического обследования:
тестирование (опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» Н.А. Першиной, О.А. Сычева; «Психологическое благополучие личности» К. Рифф, адапт. Т.Д. Шевеленковой и П.П. Фесенко; диагностический опросник «Виды и компоненты толерантности- интолерантности» (ВИКТИ) Г.Л. Бардиер; Экспресс-диагностика поликоммуникативной эмпатии в модификации И.М. Юсупова; опросник «Эмоциональное выгорание личности» В.В. Бойко).
3. Методы математико-статистической обработки данных: корреляционный анализ по К.Пирсону; непараметрическая множественная ранговая корреляция - коэффициент конкордации Кендалла для связанных выборок.
Вычисления проводились с помощью программы SPSS Statistics 23.0
Описание выборочной совокупности
Формирование выборки исследования осуществлялось в образовательных организациях г.Барнаула.
В исследовании приняли участие 40 респондентов (36 женщин в возрасте от 23 до 55 лет и 4 мужчин в возрасте от 32 до 60 лет).
Научная новизна
Доказано, что в качестве сопряженных параметров психологической готовности педагогов к деятельности в инклюзивной образовательной среде выступают психологическое благополучие, устойчивость к эмоциональному выгоранию, эмпатия и толерантность.
Показано, что эмоциональное выгорание и недостаточная психологическая готовность педагогов к обучению детей с нарушениями развития тесно связаны друг с другом.
Теоретическая значимость исследования:
Расширено понятие психологического благополучия личности, которое на ряду с такими составляющими, выделенными К. Рифф, как позитивные отношения с окружающими, автономия, управление средой, личностный рост, наличие целей в жизни, самопринятие, включает толерантность, эмпатию, устойчивость к эмоциональному выгоранию.
Дополнены имеющиеся научные представления о психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в инклюзивной образовательной среде.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования легли в основу разработки программы психологического тренинга «Про тебя», нацеленного на поддержку психологического благополучия и компенсацию эмоционального выгорания педагогов образовательной организации, разработаны методические рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания, которые могут быть использованы психологами для индивидуальной и групповой работы с педагогами.
Положения выносимые на защиту.
1) В качестве сопряженных параметров психологической готовности педагога к деятельности в инклюзивной образовательной организации могут выступать такие специфические факторы, как психологическое благополучие, эмоциональное выгорание, эмпатия и толерантность.
2) Психологическая готовность педагога к деятельности в инклюзивной образовательной организации имеет в исследуемой выборке свои психологические особенности - высокий уровень осторожности и скептицизма по отношению к организации инклюзивного образования, внутренних психологических барьеров по отношению к инклюзивной форме образования, но при этом высоко понимание значимости и необходимости инклюзивного образования детей с нарушениями развития .
3) Эмоциональное выгорание в виде напряжения, обусловленного накоплением отрицательного эмоционального опыта, и эмоциональное истощение, вследствие длительных эмоциональных перегрузок тесно взаимосвязано с психологической готовностью педагога к инклюзивной деятельности.
Апробация работы
Теоретические и практические результаты исследования были представлены на XII Международной научно-практической конференции «Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы» г.Шадринск (26 марта 2021г) (Приложение 10).
По проблеме исследования подготовлена статья «Психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию детей с нарушениями развития» (статья готовится к печати).
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Инклюзия - это совместное воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их нормально развивающихся сверстников.
В российском образовательном пространстве инклюзивное образование детей с ОВЗ еще не до конца принимается и разделяется педагогическим сообществом. Основной причиной этого является формальный подход к реализации идеи инклюзии, а самым отрицательным эффектом внедрения инклюзии - восприятие проблемы инклюзивного образования как «модной» темы, повлекшей изменения образования только на организационном и административно-управленческом уровне. Педагоги, понимая значимость инклюзии, обладая необходимыми компетенциями, тем не менее скептически настроены по отношению к ней. Одной из проблем психологической неготовности педагогов к инклюзии в настоящее время является большая профессиональная загруженность педагогов, переполненные классы, низкий уровень оплаты труда и, как следствие, высокий и стремительный уровень эмоционального выгорания. Вследствие этого во многих школах отсутствуют необходимые специалисты: дефектологи, логопеды, психологи.
В теоретической части нашей работы мы рассмотрели различные подходы к освещению проблемы психологической готовности педагога к деятельности в инклюзивной среде. Многие авторы единодушны в мнении, что идеи инклюзивного образования важны и необходимы, решаются задачи социальной адаптации детей с нарушениями развития, но формы организации не логичны и формальны.
В нашей работе мы представили результаты эмпирического исследования и выводы по ним: у педагогов в исследуемой выборке главным сдерживающим фактором явилось наличие осторожности и скептицизма по отношению к организации инклюзивного образования, внутренних барьеров, внутреннее ощущение неуверенности и некомпетентности по отношению к деятельности в инклюзивной образовательной среде;
между факторами психологической готовности и эмоциональным выгоранием в ходе математико-статистической обработки результатов проявилась значимая качественная взаимосвязь.
Теоретическая значимость нашего исследования определяется результатами проверки гипотезы, что психологическая готовность педагога к деятельности в инклюзивной образовательной среде и личностное психологическое благополучие взаимосвязаны и, что существует согласованность между психологической готовностью, эмоциональным выгоранием, психологической готовностью и психологическим
благополучием, эмпатией и толерантностью, согласованность между
параметрами не случайна и статистически значима.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что
результаты исследования легли в основу разработки программы
психологического тренинга «Про тебя», нацеленного на поддержку психологического благополучия и компенсацию эмоционального выгорания, разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы психологами для индивидуальной и групповой работы с педагогами. Наше исследование имеет перспективу дальнейшего изучения для оценки текущих состояний и перспектив развития психологической готовности педагогов к деятельности в инклюзивной образовательной среде.
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299с.
2. Айбазова М.Ю., Лавринец К.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика. 2014. № 4. С. 82-86.
3. Алёхина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник МГ1П1У. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4. С. 118-127.
4. Алёхина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. №3. С. 32-40.
5. Андреев В.И. Педагогическая этика: инновационный курс для нравственного саморазвития // Казань: Центр инновационных технологий,
2003. 272с.
6. Антропова Л.В. Формирование профессиональной готовности учителя к педагогической деятельности в адаптивной школе: дисс. ...д-ра пед. наук. М.,
2004. 489 с.
7. Артановский С.Н. Об абсолютной ценности личности // Вестник Ленинградского университета. Сер.6. 1988. Вып. 3 (№20). С. 42-47.
8. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры «полезности» к культуре «достоинства» // Вопросы психологии. 1990. №6. С. 5-12.
9. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивационный аспект // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Том7, №1(22). С. 181-184.
10. Ахметова Д.З. Готов ли современный российский педагог к реализации идей инклюзивной педагогики? // Педагогическое образование и наука. 2013. №2. С. 90-94.
11. Ахметова Д.З. Инклюзивное образование - путь к инклюзивному обществу // Педагогическое образование и наука. 2014. №1. С. 65-70.
12. Бардиер Г.Л. Научные основы социальной психологии толерантности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Осипов», 2007. 96с.
13. Бахарева Н.К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 150 с.
14. Беккер И.Л., Журавчик В.Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. Общественные науки. 2009. № 12 (6). С. 132-140.
15. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М., 1998.
16. Божович Л.И. Проблемы формирования личности; под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.
17. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии. Практическое пособие, под ред. М.Вогана, пер. с англ. Аникеев И. [Электронный ресурс] // НКЬ: https://perspektiva-inva.ru/userfiles/education/publication/pokazateli-mriiu zii.pdf (Дата обращения 12.06.2021)
18. Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20, №2. С. 63-69.
19. Валицкая А.П., Р Инклюзивное образование - образование для всех // Социальная педагогика. 2009. №1. С. 18-22.
20. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности // Дискуссия. 2012. №2 (20). С. 132-138.
21. Воронина А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис... канд. психол. наук. Томск, 2002. 24 с.
22. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч. в 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1983. С. 153-165.
23. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. 261с.
24. Грозная Н.С. Инклюзивное образование за рубежом. От мечты к реальности // Синдром Дауна. XXI век. Междисциплинарный научно-практический журнал. 2011. №1(6). С. 34-42.
25. Григорьева М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения // Психол. наука и образование. 2009. №2. С. 41-45.
26. Данел Андерсон Х., Мак Элви Л. Значимость непрерывающегося диалога об изменении отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья. // Дефектология. 2005. №2. С. 66-69.
27. Дементьева И.Ф., Сопыряева С.А. Инклюзивное образование: проблемы и
перспективы // Народное образование: Российский общественно¬
педагогический журнал. 2012.№4. С. 182-185.
28. Демичева О.Г. Неспециальные проблемы инклюзивного образования // Социальная педагогика. 2012. №2. С. 54-58.
29. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики // Психология личности: новые исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.
С. 61-84.
30. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологическая готовность М.: Наука, 1986. 122с.
31. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск: Изд-во «Университетское», 1985. 206с.
32. Жуковская Л.В., Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психол. журн. 2011. Том32, №2. С. 82-93.
33. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека [Текст] // Вопросы психологии. 1989. №6. С. 100-108.
34. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336с.
35. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. №5. 2003.
36. Иванова О.А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: дис... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2004. 402с.
37. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. Том6, №1.
38. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512с.
39. Инклюзия как бренд современного образования: коллективная
монография/ под редакцией Е.А. Шумиловой, Л.П. Кузмы. Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 164с.
40. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / [М.С. Староверова [и др.]; под ред. М.С. Староверовой]. М.: Владос, 2011. 166с.
41. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 208 с.
42. Кафьян Э.М., Азарян А.Р. Интегрированное обучение и воспитание детей с отклонениями развития в Армении // Дефектология. 2006. №3.
43. Кетриш Е.В. Готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс]: монография / Е.В. Кетриш // Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 120 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru (Дата обращения 13.06.2021)
44. Кириллова М.И. Экологический подход в инклюзивном образовании // Вектор наук ТГУ. 2012. №3(10). С. 112-114.
45. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С. 103-112.
46. Ладзина Н. Профессиональная деформация личности: можно ли её избежать? // Деловой Усть-Каменогорск. 2002. №8.С. 18-19.
47. Левитская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного образования в России // Социальная педагогика. 2009. №1. С. 4-7.
48. Леонова О.А. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Alma mater. 2006. №1. С. 36-40.
49. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл: Академия, 2004. 352с.
50. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. №4. С. 14-19.
51. Ливенцева Н.А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы // Современная зарубежная психология. 2012. №1. С. 20-29.
52. Ломов Б.Ф. Направленность личности. Субъективные отношения личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Л.В. Куликов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. С. 109-113.
53. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. М., 2001. №10. С. 56-61.
54. Любимов М.Л. Инклюзивное образование: помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья // Социальная педагогика. 2012. №2. С. 48-53.
55. Малофеев Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения // Дефектология. 2005. № 5. С. 3-18.
56. Малофеев Н.Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра. (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке). ГНУ «Институт коррекционной педагогики», 2007. 144с.
57. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 192с.
58. Маслиева С.Н. Интеграция и инклюзия: парадигмальная характеристика // ИСОМ. 2014. №2. С. 159-165.
59. Матасов Ю.Т. Инклюзивное образование: предпосылки и барьеры // Социальная педагогика. 2009. №1. С. 22-24.
60. Мельник Ю.В. Социально-педагогические детерминанты инклюзивного образования: компаративный анализ западных и российских представлений // Вестник БФУ им. И. Канта. 2013. Вып.11. С. 152-162.
61. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. М.: Компания «Спутник +», 2008. 298с.
62. Миронова М.Н. Личностно-смысловые детерминанты развития профессионализма педагога: дис. канд. психол. наук. М., 2002. 227с.
63. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 376с.
64. Морозова О.П. Актуализация ценностно-смысловых аспектов профессиональной деятельности учителя // Педагогика. 2002. №1. С. 61-67.
65. Морозова С.А. Внесудебный способ урегулирования споров в школьной жизни. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №1. С. 59¬64.
66. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / Л.В. Куликов. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. C. 36-41.
67. Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. 2000. №6. С. 65-70.
68. Овчарова Р.В. Психологическая фасилитация работы школьного учителя: учеб. пособие. М.: НПФ Амалтея, 2007. 464с.
69. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Том22, №1. С. 90-101.
70. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 272с.
71. Першина Н.А., Шамардина М.В., Лужбина Н.А. Психологические детерминанты, определяющие готовность педагогов к инклюзивному образованию // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2018. №3. С. 49-75.
72. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512с.
73. Погодина А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр://www.lseptember.rU/.htm. (Дата обращения 12.06.2021)
74. Посашкова И.П. Психологические особенности самоотношения современного учителя и условия его позитивного развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 22с.
75. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дис.. канд. психол. наук. Хабаровск, 2003. 17с.
76. Репринцева Е.А. Проблемы и перспективы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство современной школы // Дефектология: научно-методический журнал. 2012. № 6. С. 8-16.
77. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В
2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Работа психолога с взрослыми. Коррекционные
приемы и упражнения. 480с.
78. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Том23, №3. С. 85-95.
79. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 712с.
80. Русакова Н.Г. Опыт исследования проблем инклюзивного образования // Педагогическое образование и наука. 2012. №2. С. 65-68.
81. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
82. Савельева Т.И., Ральникова И.А. Профессиональные деформации
специалистов, сопровождающих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья // Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты: материалы IX
Международной научно-практической конференции.13 марта 2020г. Казань: Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020. С. 99¬104.
83. Сарджвеладзе Н.И. Самоотношение личности // Психология
самосознания: хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара:
БАХРАХ-М, 2007. 672с.
84. Селигман Мартин, Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни; пер. с англ. М.: София, 2006. 368с.
85. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис... канд. психол. наук. СПб., 1992.
86. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Моск. ун-т, 1983. 284с.
87. Сунько Т.Ю. Представления педагогических работников об особенностях своей деятельности в инклюзивной практике // Аутизм и нарушения развития, 2020. Том18, №1(66). С. 32-37.
88. Сыманюк Э.Э. Профессионально обусловленные кризисы педагогов: Практико-ориентированная монография. Урал. гос. пед. ун-т; Урал, отд-ние РАО. Екатеринбург, 2002. 254с.
89. Темиров Т.В. Современное состояние проблемы психического выгорания учителей // Вестник Ярославского государственного университета. 2009. №2. С. 45-49.
90. Федосова И.В. Профессиональная деформация личности педагога: диагностика и профилактика // АНИ: педагогика и психология, 2016. Том5, №3(16). С. 191-195.
91. Феофанов В.Н. Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии: дис... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2008. 249с.
92. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: автореф. дис... канд. психол. наук. М., 2005. 24 с.
93. Хитрук В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. Выпуск №1. Брянск: изд-во БГУ, 2012.
94. Шамионов Р.М. Самоактуализация учителей и удовлетворённость жизнедеятельностью и собой // Мир психологии. 2002. №2(30). С. 143-148.
95. Шамионов Р.М. Социальная психология субъективного благополучия личности. LAP LAMBERT Academik Pablishing, 2010. 328с.
96. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности. // Психол. диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
97. Шеманов А.Ю. Политика инклюзии и этническая идентичность в контексте проблемы открытости другому // Обсерватория культуры. 2016. Том13, №6. С. 652-659.
98. Шибаев В.П. Профессиональная педагогическая компетентность: структура, содержание, критерии сформированности // МНКО. 2013. №5(42). С. 27-29.
99. Ширяева О.С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: дис... канд. психол. наук. Петропавловск- Камчатский, 2008. 254с.
100. Шкуратова И.П. Личностные детерминанты стиля педагогического общения // Развитие личности в образовательных системах Южно¬Российского региона. Карачаевск, 1995. С. 71-72.
101. Шляпникова О.А. Личностные детерминанты профессионализации педагогов дошкольного образования // Вестник Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Серия гум. науки. 2010. №2(12). С. 60-63.
102. Diener E. Subjective well-being [Text] / E. Diener // Psychological Bulletin. 1984. Vol. 95. P. 64-69.
103. Diener E. The Satisfaction with Life Scale[Text] / E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen, S. Griffin // Journal of Personality Assessment, 49. 1985. P.71-75.
104. Ryff C.D. Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being [Text] / C.D. Ryff // J. of Personality and Social Psychology. 1989. Vol.57. P.1069-1081.
105. Ryff C.D. Psychological well-being in adult life [Text] / C.D. Ryff// Current Directions in Psychological Science. 1995. Vol.4. P.99-104