Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению особенностей саморегуляции у подростков с отклоняющимся поведением 8
1.1 Понятие и основные подходы к изучению саморегуляции 8
1.2 Формирование саморегуляции и её стилевых особенностей в
подростковый период 18
1.3 Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте.
Особенности саморегуляции подростков с отклоняющимся поведением 266
Глава 2 Эмпирическое исследование стилей саморегуляции у подростков
с девиантным поведением 40
2.1 Организация и методы исследования 400
2.2 Анализ и описание результатов исследования особенностей
саморегуляции у подростков, склонных к девиациям 433
Заключение 62
Список использованной литературы 644
Приложения 70
Актуальность исследования. На сегодняшний день современный мир представляет собой активно развивающийся процесс глобализации, где появление и развитие различных новых технологий, многообразие информационных источников и их доступность, а также возможность более полного культурного и социального взаимодействия между людьми является важным ресурсом для последующего развития человека и общества в целом.
Однако в столь быстро меняющемся мире общество находится на той ступени развития, когда происходит постоянное изменение ценностей и норм, в результате чего человек часто испытывает постоянные противоречия и внутренние конфликты. Что бы сохранять психоэмоциональную стабильность и возможность эффективного выполнения различных видов деятельности важное значение имеет развитие индивидом личностной саморегуляции.
В таком контексте особый интерес для нашего исследования представляют подростки, поскольку именно в данный период жизни человек наиболее динамичен и подвержен значительным изменениям собственной личности.
Развитие саморегуляции и её стилевых особенностей в подростковый период может осложняться в силу специфики возрастных черт, которые характеризуются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, излишней порывистостью, частыми сменами настроения, противоречивостью в действиях и поступках, а также трудностями во взаимоотношении с внешним миром.
Таким образом, недостаточная сформированность саморегуляции в этот период способна привести к развитию отклоняющегося поведения, основными характеристиками которого являются: социальная дезадаптация, деструктивные или аутодеструктивные действия, низкая способность к рефлексии, а также зависимость от мнения и программ поведения референтных групп.
В связи с чем обостряется проблема изучения саморегуляции личности.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к изучению личностной саморегуляции. Так в рамках мотивационного подхода свои исследования проводили В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Б.В. Зейгарник; в контексте операционально- технического (системно-функционального) подхода важными являются исследования П.К. Анохина, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, Е.А. Ароновой, А.К. Осницкого, К.А. Абульхановой-Славской; разработкой системного подхода занимались такие ученые как Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин, Л.Г. Дикая, В.А. Иванников, Ю. Куль, Л.П. Басов, Т.И. Шульга; суть функционального подхода раскрыл А.О. Прохоров.
Затрагивая зарубежные исследования феномена саморегуляции, то здесь стоит отметить работы У. Мишела, К. Смита, Т. Спинрада, Н. Эйсенберга, А. Бандуры, Ч. Карвера и М. Шейера, Ф. Зелазо и Д. Фрайя, Р. Лазаруса, Л. Пулккинена.
Вопросами формирования саморегуляции в подростковый период занимались Л.С. Выготский, Л.Н. Антилогова, Е.А. Черкевич, В.И. Моросанова.
Наибольший вклад в исследование стилей саморегуляции внесла В. И. Моросанова.
Что касается проблемы изучения девиантного поведения и подросткового возраста, то исследованиями в этой области занимались: Л.А. Азарова, В.А. Сятковский, Е.В. Змановская, В.В. Ковалёв, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Д.Ф. Петрусевич, И.Е. Мищенко, И.В. Резанович, Л.С. Рубан,
Э.В. Леус, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, Л.С. Выготский, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, З. Фрейд, Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Д. Мате и Т. Сайкс, Г. Кэплан.
Также, следует сказать, что О.О. Шемякина, А.Е. Личко, И.Н. Деветьярова, С.А. Гапонова, И.Н. Иванова в своих исследованиях внесли значительный вклад в определение причин и условий возникновения отклоняющегося поведения и специфики низкой сформированности саморегуляции у девиантных подростков.
Однако, не смотря на широкий ряд ученых, тем не менее в психолого¬педагогической литературе существует довольно ограниченное количество исследований, посвященных изучению особенностей формирования саморегуляции и её стилей у подростков с отклоняющимся поведением. Поэтому данное предположение позволяет нам определить актуальность нашего исследования, как потребности более досконально изучить особенности, механизмы и структуру формирования саморегуляции человека в подростковом возрасте.
Объект выпускной квалификационной работы: саморегуляция поведения на подростковом этапе социализации.
Предмет выпускной квалификационной работы: особенности стилей саморегуляции поведения у подростков, склонных к девиациями.
Цель - выявить особенности саморегуляции поведения подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению особенностей саморегуляции.
2. Составить план, разработать программу и провести эмпирическое исследование стилей саморегуляции в подростковый период.
3. Определить взаимосвязь между стилями саморегуляции и
склонностью к девиантному поведению.
4. Разработать тренинговое занятие по развитию навыков саморегуляции у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Способность к саморегуляции у подростков с девиантным поведением ниже, чем у подростков без выраженной склонности к девиантному поведению.
2. Слабая сформированность осознанной саморегуляции у подростков может выступить в качестве предиктора развития склонности к девиантному поведению.
Теоретико-методологические основания работы:
- возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;
- научные представления о психологии трудных подростков Э.В. Леус;
- концепция индивидуальных стилей саморегуляции В.И. Мороса- новой;
- научные идеи о нарушении саморегуляции как факторе развития девиаций И.Н. Деветьяровой.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: теоретическое осмысление и анализ психолого-педагогической литературы и исследований, необходимых для достижения цели и решения поставленных задач; психологического тестирования: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н. Орел); Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» (В.И. Моросанова).
Для математико-статистической обработки полученных данных применялись t-критерий Стъюдента, корреляционный анализ, регрессионный анализ. Обработка осуществлялась в статистическом пакете «SPSS Statistics 23.0».
Эмпирическая база исследования:
В исследовании принимали участие 72 человека в возрасте от 14 до 18 лет.
Из них 38 учащихся МБОУ «Саввушинская СОШ» с. Саввушка, куда вошли 17 девушек и 21 юноша, а также 34 учащихся МБОУ «Змеиногорская СОШ № 3» г. Змеиногорск, где выборку составили 16 девушек и 18 юношей.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 7 приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические и общеметодологические вопросы данного исследования, определены понятия.
Во второй главе рассматривается ход и описание результатов исследования по указанной теме.
Общий объем работы 69 страниц без приложений, включая биографический список, который состоит из 55 наименований.
Таким образом, в результате проведенного исследования, нами была предпринята попытка изучения особенностей формирования саморегуляции у подростков, склонных к девиантному поведению
Под саморегуляцией в психологической науке понимается процесс сознательной активности индивида сохранять психоэмоциональную стабильность при воздействии каких-либо внешних или внутренних факторов для достижения цели. Но данный феномен можно понимать и более широко, когда это умение включает в себя все процессы протекающие на уровне личности, её целей, смысло -жизненных ориентаций, включающих в себя самоопределение и самореализацию, а также на уровне активности и различных видов деятельности субъекта т.е. регулирование познавательной деятельности.
Свое активное развитие саморегуляция начинает в подростковом возрасте и формируется на четырех уровнях: физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом. Однако специфика её развития у девиантных подростков осложняется рядом нерешенных задач взросления и неадекватной реакцией на внешний мир, что также усугубляется другими причинами развития отклоняющегося поведения биологического, психологического, социального и экономического характера.
В ходе исследования нами были получены результаты, свидетельствующие о том, что в группе «девиация» уровень саморегуляции и всех её компонентов значительно ниже, чем в группе «норма», что говорит о том, что особенности отклоняющегося поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции и слабым уровнем её функционирования.
Существует взаимосвязь между показателями саморегуляции и склонностями к различным формам отклоняющегося поведения, что объясняет зависимость функционирования одних шкал от других, где мы можем сказать, что развитость тех или иных компонентов саморегуляции значительно снижает риск возникновения девиантного поведения. А несформированность отдельных структурных элементов личностной саморегуляции выступает в качестве предиктора развития отклоняющегося поведения.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых программ и занятий, формирующих навык саморегуляции в различных условиях и обеспечивающих активную деятельность человека в обществе.
1. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. комплекс. Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. 164 с.
2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М.: Медицина, 1968. 546 с.
3. Антилогова Л.Н., Черкевич Е.А. Саморегуляция психических состояний личности в подростковый период // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 12-23.
4. Батоцыренов В.Б. Понятие саморегуляция: терминология и основные подходы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2011. № 6. С. 67-72.
5. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учеб.- метод, пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 240 с. (Коррекционная педагогика).
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
7. Гайдай М.К., Кашина Л.А. К вопросу о понимании асоциальной девиантности несовершеннолетних осужденных // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2012. № 1 (60). С. 9-21.
8. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. 2020. Том 28 (1-4), № 3. С. 462-473.
9. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков // Известия Российской Академии Образования. 2014. № 2. С. 124-134.
10. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Филиал Института социологии РАН, 1993. 167 с.
11. Гриненко Д.Н. Психолого-образовательное сопровождение развития саморегуляции студентов с различными когнитивными стилями: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 2018. 189 с.
12. Гунзунова Б.А. Теоретические подходы к исследованию саморегуляции произвольной активности субъекта деятельности // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. № 5. С. 3-7.
13. Деветьярова И.Н. Организационно-педагогические условия развития психологических механизмов саморегуляции у девиантных подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 78-82.
14. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: автореф. дис. ... кан. психол. наук. М., 2002. 341 с.
15. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399 с.
16. Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Том 10, № 2. С. 122-132.
17. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 288 с.
18. Иванова И.Н., Козлова М.А. Особенности саморегуляции подростков с девиантным поведением // Тюменский медицинский журнал.
2010. № 1. С. 24.
19. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47-57.
20. Калашникова Ю.О. Особенности осознанной саморегуляции деятельности учащихся старших классов [Электронный ресурс] // Молодой
ученый. 2010. № 9 (20). С. 251-254. URL: https://moluch.ru/archive/20/2051/
(дата обращения: 17.03.2021).
21. Капрара Д., Сервон Д. Психология личности. / Пер. с англ. В. Белоусов. M.: Питер, 2003. 638 с.
22. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения: Монография. 2-е изд., доп. М.: Вита-пресс, 1997. 140 с.
23. Ковалёв В.В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии. М.: Наука, 1989. 462 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
25. Коповая О.В., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учеб. пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. 80 с.
26. Коробанова Ж.В., Полевая М.В. Девиантное поведение личности: социальные и психологические особенности // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 145-154.
27. Костовская Н.И. Психолого-педагогическая работа с девиантными
подростками [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2020. № 47 (337). С. 215-216. URL: https://moluch.ru/archive/337/75446/ (дата обращения:
29.04.2021).
28. Леус Э.В. Психология трудных подростков: учеб.-метод. пособие для высшей школы. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. 118 с.
29. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., доп. и перераб. Л.: Медицина, 1983. 255 с.
30. Личностный потенциал. Структура и диагностика: моногр. / А.Ж. Аверина, Л.А. Александрова, И.А. Васильев, Т.О. Гордеева и др.; под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 607 с.
31. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. 2010. № 4. С. 212-223.
32. Мищенко И.Е., Резанович И.В. Теоретический анализ структуры отклоняющегося поведения // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2014. № 3 (5). С. 81-88.
33. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. Том 29, № 1. С. 14-22.
34. Моросанова В.И., Боргоедова В.С. Диагностика саморегуляции поведения учащихся // Школьные технологии. 2012. № 4. С. 150-160.
35. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36-45.
36. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека // Психологический журнал. 1995. Том 16, № 4. С. 26-36.
37. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции индивидуальных стилей саморегуляции человека. М.: Наука, 2001.192 с.
38. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Том 23, № 6. С. 32-38.
39. Осницкий А.К. Регуляторный опыт - основа субъектной активности человека // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Том 1, № 2. С. 17-34.
40. Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активности личности. М.: Знание, 1986. 80 с.
41. Панкратова Т.М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.
42. Петрусевич Д.Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6 (108). С. 195-198.
43. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний:
феноменология, механизмы, закономерности. М.: РегЗе, 2005. 350 с.
44. Психология личности: сб. науч. тр. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.
45. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. 303 с.
46. Сергиенко Е.А. Контроль поведения как основа саморегуляции // Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Том 19, № 4. С. 130-146.
47. Стиль человека: психологический анализ: сб. науч. тр. / Под. ред. А.В. Либина. Москва: Смысл,1998. 310 с.
48. Торндайк Э.Л., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: АСТ-ЛТД, 1998. 704 с.
49. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 608 с.
50. Черенева Е.А. Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2010. №
5. С. 7-11.
51. Шемякина О.О. Психолого-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков // Психология и право.
2011. № 4. С. 77-87.
52. Шуакбаева Б.С. Основные подходы к объяснению девиантного поведения [Электронный ресурс] // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). Казань: Бук, 2014. С. 91¬93. иРЕ: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6200/ (дата обращения: 07.04.2021).
53. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
54. Baumeister R.F., Vohs K.D. Handbook of Self-Regulation: Research, Theory and Applications. 3rd ed. New York: Guilford, 2004. 640 p.
55. Carver C.S., Scheier M.F. Self-regulation of action and affect / In: K.D. Vohs & R.F. Baumeister (Eds.). Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications 3rd ed. New York: Guilford, 2004. 640 p.