Стили саморегуляции поведения подростков, склонных к девиантному поведению
|
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению особенностей саморегуляции у подростков с отклоняющимся поведением 8
1.1 Понятие и основные подходы к изучению саморегуляции 8
1.2 Формирование саморегуляции и её стилевых особенностей в
подростковый период 18
1.3 Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте.
Особенности саморегуляции подростков с отклоняющимся поведением 266
Глава 2 Эмпирическое исследование стилей саморегуляции у подростков
с девиантным поведением 40
2.1 Организация и методы исследования 400
2.2 Анализ и описание результатов исследования особенностей
саморегуляции у подростков, склонных к девиациям 433
Заключение 62
Список использованной литературы 644
Приложения 70
1.1 Понятие и основные подходы к изучению саморегуляции 8
1.2 Формирование саморегуляции и её стилевых особенностей в
подростковый период 18
1.3 Проблема девиантного поведения в подростковом возрасте.
Особенности саморегуляции подростков с отклоняющимся поведением 266
Глава 2 Эмпирическое исследование стилей саморегуляции у подростков
с девиантным поведением 40
2.1 Организация и методы исследования 400
2.2 Анализ и описание результатов исследования особенностей
саморегуляции у подростков, склонных к девиациям 433
Заключение 62
Список использованной литературы 644
Приложения 70
Актуальность исследования. На сегодняшний день современный мир представляет собой активно развивающийся процесс глобализации, где появление и развитие различных новых технологий, многообразие информационных источников и их доступность, а также возможность более полного культурного и социального взаимодействия между людьми является важным ресурсом для последующего развития человека и общества в целом.
Однако в столь быстро меняющемся мире общество находится на той ступени развития, когда происходит постоянное изменение ценностей и норм, в результате чего человек часто испытывает постоянные противоречия и внутренние конфликты. Что бы сохранять психоэмоциональную стабильность и возможность эффективного выполнения различных видов деятельности важное значение имеет развитие индивидом личностной саморегуляции.
В таком контексте особый интерес для нашего исследования представляют подростки, поскольку именно в данный период жизни человек наиболее динамичен и подвержен значительным изменениям собственной личности.
Развитие саморегуляции и её стилевых особенностей в подростковый период может осложняться в силу специфики возрастных черт, которые характеризуются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, излишней порывистостью, частыми сменами настроения, противоречивостью в действиях и поступках, а также трудностями во взаимоотношении с внешним миром.
Таким образом, недостаточная сформированность саморегуляции в этот период способна привести к развитию отклоняющегося поведения, основными характеристиками которого являются: социальная дезадаптация, деструктивные или аутодеструктивные действия, низкая способность к рефлексии, а также зависимость от мнения и программ поведения референтных групп.
В связи с чем обостряется проблема изучения саморегуляции личности.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к изучению личностной саморегуляции. Так в рамках мотивационного подхода свои исследования проводили В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Б.В. Зейгарник; в контексте операционально- технического (системно-функционального) подхода важными являются исследования П.К. Анохина, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, Е.А. Ароновой, А.К. Осницкого, К.А. Абульхановой-Славской; разработкой системного подхода занимались такие ученые как Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин, Л.Г. Дикая, В.А. Иванников, Ю. Куль, Л.П. Басов, Т.И. Шульга; суть функционального подхода раскрыл А.О. Прохоров.
Затрагивая зарубежные исследования феномена саморегуляции, то здесь стоит отметить работы У. Мишела, К. Смита, Т. Спинрада, Н. Эйсенберга, А. Бандуры, Ч. Карвера и М. Шейера, Ф. Зелазо и Д. Фрайя, Р. Лазаруса, Л. Пулккинена.
Вопросами формирования саморегуляции в подростковый период занимались Л.С. Выготский, Л.Н. Антилогова, Е.А. Черкевич, В.И. Моросанова.
Наибольший вклад в исследование стилей саморегуляции внесла В. И. Моросанова.
Что касается проблемы изучения девиантного поведения и подросткового возраста, то исследованиями в этой области занимались: Л.А. Азарова, В.А. Сятковский, Е.В. Змановская, В.В. Ковалёв, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Д.Ф. Петрусевич, И.Е. Мищенко, И.В. Резанович, Л.С. Рубан,
Э.В. Леус, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, Л.С. Выготский, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, З. Фрейд, Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Д. Мате и Т. Сайкс, Г. Кэплан.
Также, следует сказать, что О.О. Шемякина, А.Е. Личко, И.Н. Деветьярова, С.А. Гапонова, И.Н. Иванова в своих исследованиях внесли значительный вклад в определение причин и условий возникновения отклоняющегося поведения и специфики низкой сформированности саморегуляции у девиантных подростков.
Однако, не смотря на широкий ряд ученых, тем не менее в психолого¬педагогической литературе существует довольно ограниченное количество исследований, посвященных изучению особенностей формирования саморегуляции и её стилей у подростков с отклоняющимся поведением. Поэтому данное предположение позволяет нам определить актуальность нашего исследования, как потребности более досконально изучить особенности, механизмы и структуру формирования саморегуляции человека в подростковом возрасте.
Объект выпускной квалификационной работы: саморегуляция поведения на подростковом этапе социализации.
Предмет выпускной квалификационной работы: особенности стилей саморегуляции поведения у подростков, склонных к девиациями.
Цель - выявить особенности саморегуляции поведения подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению особенностей саморегуляции.
2. Составить план, разработать программу и провести эмпирическое исследование стилей саморегуляции в подростковый период.
3. Определить взаимосвязь между стилями саморегуляции и
склонностью к девиантному поведению.
4. Разработать тренинговое занятие по развитию навыков саморегуляции у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Способность к саморегуляции у подростков с девиантным поведением ниже, чем у подростков без выраженной склонности к девиантному поведению.
2. Слабая сформированность осознанной саморегуляции у подростков может выступить в качестве предиктора развития склонности к девиантному поведению.
Теоретико-методологические основания работы:
- возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;
- научные представления о психологии трудных подростков Э.В. Леус;
- концепция индивидуальных стилей саморегуляции В.И. Мороса- новой;
- научные идеи о нарушении саморегуляции как факторе развития девиаций И.Н. Деветьяровой.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: теоретическое осмысление и анализ психолого-педагогической литературы и исследований, необходимых для достижения цели и решения поставленных задач; психологического тестирования: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н. Орел); Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» (В.И. Моросанова).
Для математико-статистической обработки полученных данных применялись t-критерий Стъюдента, корреляционный анализ, регрессионный анализ. Обработка осуществлялась в статистическом пакете «SPSS Statistics 23.0».
Эмпирическая база исследования:
В исследовании принимали участие 72 человека в возрасте от 14 до 18 лет.
Из них 38 учащихся МБОУ «Саввушинская СОШ» с. Саввушка, куда вошли 17 девушек и 21 юноша, а также 34 учащихся МБОУ «Змеиногорская СОШ № 3» г. Змеиногорск, где выборку составили 16 девушек и 18 юношей.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 7 приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические и общеметодологические вопросы данного исследования, определены понятия.
Во второй главе рассматривается ход и описание результатов исследования по указанной теме.
Общий объем работы 69 страниц без приложений, включая биографический список, который состоит из 55 наименований.
Однако в столь быстро меняющемся мире общество находится на той ступени развития, когда происходит постоянное изменение ценностей и норм, в результате чего человек часто испытывает постоянные противоречия и внутренние конфликты. Что бы сохранять психоэмоциональную стабильность и возможность эффективного выполнения различных видов деятельности важное значение имеет развитие индивидом личностной саморегуляции.
В таком контексте особый интерес для нашего исследования представляют подростки, поскольку именно в данный период жизни человек наиболее динамичен и подвержен значительным изменениям собственной личности.
Развитие саморегуляции и её стилевых особенностей в подростковый период может осложняться в силу специфики возрастных черт, которые характеризуются повышенной эмоциональностью и возбудимостью, излишней порывистостью, частыми сменами настроения, противоречивостью в действиях и поступках, а также трудностями во взаимоотношении с внешним миром.
Таким образом, недостаточная сформированность саморегуляции в этот период способна привести к развитию отклоняющегося поведения, основными характеристиками которого являются: социальная дезадаптация, деструктивные или аутодеструктивные действия, низкая способность к рефлексии, а также зависимость от мнения и программ поведения референтных групп.
В связи с чем обостряется проблема изучения саморегуляции личности.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что существуют различные подходы к изучению личностной саморегуляции. Так в рамках мотивационного подхода свои исследования проводили В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Б.В. Зейгарник; в контексте операционально- технического (системно-функционального) подхода важными являются исследования П.К. Анохина, О.А. Конопкина, В.И. Моросановой, Е.А. Ароновой, А.К. Осницкого, К.А. Абульхановой-Славской; разработкой системного подхода занимались такие ученые как Ю.Я. Голиков и А.Н. Костин, Л.Г. Дикая, В.А. Иванников, Ю. Куль, Л.П. Басов, Т.И. Шульга; суть функционального подхода раскрыл А.О. Прохоров.
Затрагивая зарубежные исследования феномена саморегуляции, то здесь стоит отметить работы У. Мишела, К. Смита, Т. Спинрада, Н. Эйсенберга, А. Бандуры, Ч. Карвера и М. Шейера, Ф. Зелазо и Д. Фрайя, Р. Лазаруса, Л. Пулккинена.
Вопросами формирования саморегуляции в подростковый период занимались Л.С. Выготский, Л.Н. Антилогова, Е.А. Черкевич, В.И. Моросанова.
Наибольший вклад в исследование стилей саморегуляции внесла В. И. Моросанова.
Что касается проблемы изучения девиантного поведения и подросткового возраста, то исследованиями в этой области занимались: Л.А. Азарова, В.А. Сятковский, Е.В. Змановская, В.В. Ковалёв, Я.И. Гилинский, Ю.А. Клейберг, Д.Ф. Петрусевич, И.Е. Мищенко, И.В. Резанович, Л.С. Рубан,
Э.В. Леус, А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова, Л.С. Выготский, Ч. Ломброзо, У. Шелдон, З. Фрейд, Б. Скиннер, Э. Торндайк, Д. Уотсон, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Д. Мате и Т. Сайкс, Г. Кэплан.
Также, следует сказать, что О.О. Шемякина, А.Е. Личко, И.Н. Деветьярова, С.А. Гапонова, И.Н. Иванова в своих исследованиях внесли значительный вклад в определение причин и условий возникновения отклоняющегося поведения и специфики низкой сформированности саморегуляции у девиантных подростков.
Однако, не смотря на широкий ряд ученых, тем не менее в психолого¬педагогической литературе существует довольно ограниченное количество исследований, посвященных изучению особенностей формирования саморегуляции и её стилей у подростков с отклоняющимся поведением. Поэтому данное предположение позволяет нам определить актуальность нашего исследования, как потребности более досконально изучить особенности, механизмы и структуру формирования саморегуляции человека в подростковом возрасте.
Объект выпускной квалификационной работы: саморегуляция поведения на подростковом этапе социализации.
Предмет выпускной квалификационной работы: особенности стилей саморегуляции поведения у подростков, склонных к девиациями.
Цель - выявить особенности саморегуляции поведения подростков, склонных к девиантному поведению.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению особенностей саморегуляции.
2. Составить план, разработать программу и провести эмпирическое исследование стилей саморегуляции в подростковый период.
3. Определить взаимосвязь между стилями саморегуляции и
склонностью к девиантному поведению.
4. Разработать тренинговое занятие по развитию навыков саморегуляции у подростков.
Гипотезы исследования:
1. Способность к саморегуляции у подростков с девиантным поведением ниже, чем у подростков без выраженной склонности к девиантному поведению.
2. Слабая сформированность осознанной саморегуляции у подростков может выступить в качестве предиктора развития склонности к девиантному поведению.
Теоретико-методологические основания работы:
- возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина;
- научные представления о психологии трудных подростков Э.В. Леус;
- концепция индивидуальных стилей саморегуляции В.И. Мороса- новой;
- научные идеи о нарушении саморегуляции как факторе развития девиаций И.Н. Деветьяровой.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: теоретическое осмысление и анализ психолого-педагогической литературы и исследований, необходимых для достижения цели и решения поставленных задач; психологического тестирования: «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А.Н. Орел); Опросник «Стиль саморегуляции поведения (ССПМ)» (В.И. Моросанова).
Для математико-статистической обработки полученных данных применялись t-критерий Стъюдента, корреляционный анализ, регрессионный анализ. Обработка осуществлялась в статистическом пакете «SPSS Statistics 23.0».
Эмпирическая база исследования:
В исследовании принимали участие 72 человека в возрасте от 14 до 18 лет.
Из них 38 учащихся МБОУ «Саввушинская СОШ» с. Саввушка, куда вошли 17 девушек и 21 юноша, а также 34 учащихся МБОУ «Змеиногорская СОШ № 3» г. Змеиногорск, где выборку составили 16 девушек и 18 юношей.
Структура работы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, 7 приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические и общеметодологические вопросы данного исследования, определены понятия.
Во второй главе рассматривается ход и описание результатов исследования по указанной теме.
Общий объем работы 69 страниц без приложений, включая биографический список, который состоит из 55 наименований.
Таким образом, в результате проведенного исследования, нами была предпринята попытка изучения особенностей формирования саморегуляции у подростков, склонных к девиантному поведению
Под саморегуляцией в психологической науке понимается процесс сознательной активности индивида сохранять психоэмоциональную стабильность при воздействии каких-либо внешних или внутренних факторов для достижения цели. Но данный феномен можно понимать и более широко, когда это умение включает в себя все процессы протекающие на уровне личности, её целей, смысло -жизненных ориентаций, включающих в себя самоопределение и самореализацию, а также на уровне активности и различных видов деятельности субъекта т.е. регулирование познавательной деятельности.
Свое активное развитие саморегуляция начинает в подростковом возрасте и формируется на четырех уровнях: физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом. Однако специфика её развития у девиантных подростков осложняется рядом нерешенных задач взросления и неадекватной реакцией на внешний мир, что также усугубляется другими причинами развития отклоняющегося поведения биологического, психологического, социального и экономического характера.
В ходе исследования нами были получены результаты, свидетельствующие о том, что в группе «девиация» уровень саморегуляции и всех её компонентов значительно ниже, чем в группе «норма», что говорит о том, что особенности отклоняющегося поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции и слабым уровнем её функционирования.
Существует взаимосвязь между показателями саморегуляции и склонностями к различным формам отклоняющегося поведения, что объясняет зависимость функционирования одних шкал от других, где мы можем сказать, что развитость тех или иных компонентов саморегуляции значительно снижает риск возникновения девиантного поведения. А несформированность отдельных структурных элементов личностной саморегуляции выступает в качестве предиктора развития отклоняющегося поведения.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых программ и занятий, формирующих навык саморегуляции в различных условиях и обеспечивающих активную деятельность человека в обществе.
Под саморегуляцией в психологической науке понимается процесс сознательной активности индивида сохранять психоэмоциональную стабильность при воздействии каких-либо внешних или внутренних факторов для достижения цели. Но данный феномен можно понимать и более широко, когда это умение включает в себя все процессы протекающие на уровне личности, её целей, смысло -жизненных ориентаций, включающих в себя самоопределение и самореализацию, а также на уровне активности и различных видов деятельности субъекта т.е. регулирование познавательной деятельности.
Свое активное развитие саморегуляция начинает в подростковом возрасте и формируется на четырех уровнях: физиологическом, психофизиологическом, психологическом, социально-психологическом. Однако специфика её развития у девиантных подростков осложняется рядом нерешенных задач взросления и неадекватной реакцией на внешний мир, что также усугубляется другими причинами развития отклоняющегося поведения биологического, психологического, социального и экономического характера.
В ходе исследования нами были получены результаты, свидетельствующие о том, что в группе «девиация» уровень саморегуляции и всех её компонентов значительно ниже, чем в группе «норма», что говорит о том, что особенности отклоняющегося поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции и слабым уровнем её функционирования.
Существует взаимосвязь между показателями саморегуляции и склонностями к различным формам отклоняющегося поведения, что объясняет зависимость функционирования одних шкал от других, где мы можем сказать, что развитость тех или иных компонентов саморегуляции значительно снижает риск возникновения девиантного поведения. А несформированность отдельных структурных элементов личностной саморегуляции выступает в качестве предиктора развития отклоняющегося поведения.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки тренинговых программ и занятий, формирующих навык саморегуляции в различных условиях и обеспечивающих активную деятельность человека в обществе.






