Психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции
|
Глава1 Теоретико-методологические основания исследования
психологической устойчивости находящихся в социальной изоляции 8
1.1. Теоретические подходы к изучению психологической устойчивости .... 8
1.2 Социальная изоляция как трудная жизненная ситуация 18
1.3 Психологические особенности женщин, отбывающих наказание 28
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической устойчивости
осужденных женщин 38
2.1. Программа и методы исследования 38
2.2. Результаты эмпирического исследования психологической
устойчивости женщин в условиях социальной изоляции 43
2.3 Практическое применение результатов исследования 65
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 78
психологической устойчивости находящихся в социальной изоляции 8
1.1. Теоретические подходы к изучению психологической устойчивости .... 8
1.2 Социальная изоляция как трудная жизненная ситуация 18
1.3 Психологические особенности женщин, отбывающих наказание 28
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической устойчивости
осужденных женщин 38
2.1. Программа и методы исследования 38
2.2. Результаты эмпирического исследования психологической
устойчивости женщин в условиях социальной изоляции 43
2.3 Практическое применение результатов исследования 65
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Приложения 78
Актуальность исследования. Несмотря на общую стабилизацию темпов роста преступного поведения по стране, сфера женской преступности в последние годы продолжает переживать постоянный прирост в процентном соотношении. Значительной является и доля рецидивных преступлений среди женщин, что определяется рядом экономических, психологических, социальных факторов, демонстрируя трудности уже отбывших наказание женщин, в приспособлении к условиям жизни «на свободе». Кроме того, ситуация осложняется непрекращающимися изменениями социальной среды в России и в мире в целом, в ходе которых происходит, в том числе, изменение в содержании роли женщины в социуме, в восприятии самой женщиной своей роли в современной реальности (Г.М. Асланова, А.А. Ашин, А.Н. Баламут, Н.С. Грудинин). Таким образом, проблему женской преступности безусловно можно отнести к одним из самых значимых в российском обществе.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 марта 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось всего 479 400 чел. в том числе 39 199 женщин, что составляет 8,2% от всего количества отбывающих наказание. Наиболее частый состав преступления как среди всех осажденных, так и среди женщин - преступления, связанные с наркотиками (ст. 228-233 УК РФ). Следующими по частоте встречаемости преступлений, совершенных женщинами, являются убийства, умышленные причинения тяжкого вреда и кражи. Важно отметить, что за последние 5 лет количество женщин в учреждениях ФСИН снизилось на 9%. Однако, проблемы, связанные с социальной изоляцией женщин, остаются по-прежнему актуальными, так как тревогу вызывает увеличение в структуре женской преступности доли рецидива в среднем на 1,8 % в год, в том числе
постпенитенциарного рецидива - на 1,7 % в год. Особенно интенсивно растет количество женщин, осужденных к лишению свободы 3 и более раз, число которых увеличивается в местах лишения свободы примерно на 4,5 % ежегодно. При этом женщины-рецидивисты имеют более ярко выраженные криминальные качества и большую степень моральной деградации, чем мужчины-рецидивисты. Одновременно с рецидивами увеличивается доля женщин, совершающих тяжкие и групповые преступления. [17, 18].
Оказавшись в заключении, многие осужденные испытывают так называемый «тюремный стресс», являющийся следствием переживания страха, состояния фрустрации, чувства вины, раскаяния, ситуации неопределенности, изменений условий жизни и среды, правового и социального статуса, разного рода ограничений, в том числе и личного пространства, ограничения возможностей удовлетворения потребностей личности, адаптацией к новой для индивида криминальной субкультуре. Как и любой стресс, оказывая отрицательное влияние на психику человека «Тюремный стресс» при неблагоприятной динамике способствует появлению различных форм деструктивного поведения. Его характеристики связаны с рядом экстремальных характеристик окружающих условий, как физической, так и социальной среды, проявляющихся в монотонности, стереотипном поведении; в ограничении пространства, в доступе к информации, коммуникации, в ограничении и в жестком определении диапазона ролевых действий. Совладающее поведение является важным социально психологическим механизмом, который позволяет осужденному существовать в специфических условиях изоляции, адаптироваться к определенным условиям исправительного учреждения, а также к изоляции от социума. В последнее десятилетие предметом изучения ряда исследователей стали особенности совладающего поведения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Установлено, что заключенные, оказавшись в условиях принудительной и длительной изоляции, часто выбирают деструктивный путь «приспособления» к окружающей среде. Следовательно, происходит перенятие стереотипов поведения в исправительном заведении, снижение критичности при оценке своих собственных действий и действий других людей, переоценка ценностей, деформация эмоциональной сферы. Все это в дальнейшем неизбежно приводит к дезадаптации изолированной личности. (Ермасов Е.В, Игнатьев А. М., Кастерина Н. В, Луговой А.С., Разумова Е.М.) [32].
В сложившихся условиях изучение психологической устойчивости осужденных женщин является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. В настоящее время очень мало исследований, посвящённых психологической устойчивости заключённых женщин. Кроме того, в психологии существует множество взглядов на феномен психологической устойчивости. Нет на сегодняшний день и однозначной трактовки понятия «психологическая устойчивость», которая чаще всего освещается лишь с точки зрения адаптации к среде или стабильности эмоциональной сферы, что не позволяет в полной мере разобраться в механизмах, мере и критериях, позволяющих объективно оценить успешность формирования психологической устойчивости.
Отбывание наказания в форме ограничения свободы связано с психологической устойчивостью, с адаптационной способностью осужденных к новым правилам и нормам, а также условиям жизни в условиях исправительного заведения.
Психологическая практика в пенитенциарной системе показывает, что осужденные существенно различаются между собой уровнем, типами и особенностями течения социально-психологической адаптации к условиям пенитенциарного учреждения, избирая разные адаптационные стратегии. В то же время, для многих заключенных, столкнувшихся с новой средой, характерно состояние напряжения, чувство незащищенности, одиночества, обособленности и внутреннего дискомфорта. (К.А. Абульханова, Е.Ю. Коржова, Н. А. Логинова) [1, 2, 46, 52].
Исходя из вышесказанного, выделим объект и предмет исследования.
Объект исследования - психологическая устойчивость личности.
Предмет - психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции
Цель данного исследования - выявить специфические составляющие психологической устойчивости осужденных и неосужденных женщин.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению психологической устойчивости личности;
2. выявить детерминанты развития психологической устойчивости;
3. разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической устойчивости женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
4. проанализировать внутриличностные ресурсы психологической устойчивости женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы ;
5. осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции выражается в пассивном, неустойчиво эмоциональном отношении к жизни, они реже прибегают к помощи других и ориентированы на негативное, невзрачное будущее.
2. Предположительно, психологическая устойчивость социально адаптированных женщин выражается в активном и одновременно спокойном эмоциональном отношении к жизни, и они ориентированы на светлое, полное надежд будущее.
Теоретико-методологическое обоснование исследования
выступают: принцип психологического единства личности и окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская); ресурсный подход (Л.В. Куликова); ресурсная концепция преодоления дезадаптации и дезинтеграции в деятельности Р.Лазаруса (Lasarus, Folkman); исследование опирается так же на теоретические положения в области пенитенциарной психологии и акмеологии (Я.И. Гилинский, Т.П. Даниличева, М.Г. Дебольский, И.И. Евтушенко, A.B. Пищелко, В.М. Поздняков, М.С. Рыбак и др.)
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (тест определения доминирующего состояния (ДС-6 — Куликов Л. В.), тест смысложизненных ориентаций (СЖО - Леонтьев Д.А.); опросник социальной поддержки (SSQ - Sarason, Sarason, Peirce), перевод Е.И. Рассказовой; опросник копинг- стратегий (Lasarus, Folkman) в адаптации Л.И. Вассермана; шкала временных установок Дж. Нюттена).
- математические методы анализа информации (корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий U Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы «SPSS Statistics 20.0».
Эмпирическая база исследования.
Выборку составили 52 женщин в возрасте 24-55 лет. На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 26 человек в каждой:
- 26 женщин отбывающих наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Алтайскому краю. Опрошенные осуждены на сроки лишения свободы от 3 до 8 лет в основном по статьям 228, 111, 159, 105, 132 Уголовного кодекса Российской федерации.
- остальные 26 респондентов представляют собой контрольную группу (не осужденные/социально адаптированные женщины).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 90 источника. Текст работы содержит 5 рисунков, 2 таблицы и 17 приложений.
Согласно статистическим данным, по состоянию на 1 марта 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось всего 479 400 чел. в том числе 39 199 женщин, что составляет 8,2% от всего количества отбывающих наказание. Наиболее частый состав преступления как среди всех осажденных, так и среди женщин - преступления, связанные с наркотиками (ст. 228-233 УК РФ). Следующими по частоте встречаемости преступлений, совершенных женщинами, являются убийства, умышленные причинения тяжкого вреда и кражи. Важно отметить, что за последние 5 лет количество женщин в учреждениях ФСИН снизилось на 9%. Однако, проблемы, связанные с социальной изоляцией женщин, остаются по-прежнему актуальными, так как тревогу вызывает увеличение в структуре женской преступности доли рецидива в среднем на 1,8 % в год, в том числе
постпенитенциарного рецидива - на 1,7 % в год. Особенно интенсивно растет количество женщин, осужденных к лишению свободы 3 и более раз, число которых увеличивается в местах лишения свободы примерно на 4,5 % ежегодно. При этом женщины-рецидивисты имеют более ярко выраженные криминальные качества и большую степень моральной деградации, чем мужчины-рецидивисты. Одновременно с рецидивами увеличивается доля женщин, совершающих тяжкие и групповые преступления. [17, 18].
Оказавшись в заключении, многие осужденные испытывают так называемый «тюремный стресс», являющийся следствием переживания страха, состояния фрустрации, чувства вины, раскаяния, ситуации неопределенности, изменений условий жизни и среды, правового и социального статуса, разного рода ограничений, в том числе и личного пространства, ограничения возможностей удовлетворения потребностей личности, адаптацией к новой для индивида криминальной субкультуре. Как и любой стресс, оказывая отрицательное влияние на психику человека «Тюремный стресс» при неблагоприятной динамике способствует появлению различных форм деструктивного поведения. Его характеристики связаны с рядом экстремальных характеристик окружающих условий, как физической, так и социальной среды, проявляющихся в монотонности, стереотипном поведении; в ограничении пространства, в доступе к информации, коммуникации, в ограничении и в жестком определении диапазона ролевых действий. Совладающее поведение является важным социально психологическим механизмом, который позволяет осужденному существовать в специфических условиях изоляции, адаптироваться к определенным условиям исправительного учреждения, а также к изоляции от социума. В последнее десятилетие предметом изучения ряда исследователей стали особенности совладающего поведения осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Установлено, что заключенные, оказавшись в условиях принудительной и длительной изоляции, часто выбирают деструктивный путь «приспособления» к окружающей среде. Следовательно, происходит перенятие стереотипов поведения в исправительном заведении, снижение критичности при оценке своих собственных действий и действий других людей, переоценка ценностей, деформация эмоциональной сферы. Все это в дальнейшем неизбежно приводит к дезадаптации изолированной личности. (Ермасов Е.В, Игнатьев А. М., Кастерина Н. В, Луговой А.С., Разумова Е.М.) [32].
В сложившихся условиях изучение психологической устойчивости осужденных женщин является одной из наиболее сложных и актуальных в современной науке. В настоящее время очень мало исследований, посвящённых психологической устойчивости заключённых женщин. Кроме того, в психологии существует множество взглядов на феномен психологической устойчивости. Нет на сегодняшний день и однозначной трактовки понятия «психологическая устойчивость», которая чаще всего освещается лишь с точки зрения адаптации к среде или стабильности эмоциональной сферы, что не позволяет в полной мере разобраться в механизмах, мере и критериях, позволяющих объективно оценить успешность формирования психологической устойчивости.
Отбывание наказания в форме ограничения свободы связано с психологической устойчивостью, с адаптационной способностью осужденных к новым правилам и нормам, а также условиям жизни в условиях исправительного заведения.
Психологическая практика в пенитенциарной системе показывает, что осужденные существенно различаются между собой уровнем, типами и особенностями течения социально-психологической адаптации к условиям пенитенциарного учреждения, избирая разные адаптационные стратегии. В то же время, для многих заключенных, столкнувшихся с новой средой, характерно состояние напряжения, чувство незащищенности, одиночества, обособленности и внутреннего дискомфорта. (К.А. Абульханова, Е.Ю. Коржова, Н. А. Логинова) [1, 2, 46, 52].
Исходя из вышесказанного, выделим объект и предмет исследования.
Объект исследования - психологическая устойчивость личности.
Предмет - психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции
Цель данного исследования - выявить специфические составляющие психологической устойчивости осужденных и неосужденных женщин.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению психологической устойчивости личности;
2. выявить детерминанты развития психологической устойчивости;
3. разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической устойчивости женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
4. проанализировать внутриличностные ресурсы психологической устойчивости женщин, отбывающих наказание в местах лишения свободы ;
5. осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции выражается в пассивном, неустойчиво эмоциональном отношении к жизни, они реже прибегают к помощи других и ориентированы на негативное, невзрачное будущее.
2. Предположительно, психологическая устойчивость социально адаптированных женщин выражается в активном и одновременно спокойном эмоциональном отношении к жизни, и они ориентированы на светлое, полное надежд будущее.
Теоретико-методологическое обоснование исследования
выступают: принцип психологического единства личности и окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская); ресурсный подход (Л.В. Куликова); ресурсная концепция преодоления дезадаптации и дезинтеграции в деятельности Р.Лазаруса (Lasarus, Folkman); исследование опирается так же на теоретические положения в области пенитенциарной психологии и акмеологии (Я.И. Гилинский, Т.П. Даниличева, М.Г. Дебольский, И.И. Евтушенко, A.B. Пищелко, В.М. Поздняков, М.С. Рыбак и др.)
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (тест определения доминирующего состояния (ДС-6 — Куликов Л. В.), тест смысложизненных ориентаций (СЖО - Леонтьев Д.А.); опросник социальной поддержки (SSQ - Sarason, Sarason, Peirce), перевод Е.И. Рассказовой; опросник копинг- стратегий (Lasarus, Folkman) в адаптации Л.И. Вассермана; шкала временных установок Дж. Нюттена).
- математические методы анализа информации (корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий U Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы «SPSS Statistics 20.0».
Эмпирическая база исследования.
Выборку составили 52 женщин в возрасте 24-55 лет. На первоначальном этапе исследования выборка была разделена на 2 группы по 26 человек в каждой:
- 26 женщин отбывающих наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-6 УФСИН России по Алтайскому краю. Опрошенные осуждены на сроки лишения свободы от 3 до 8 лет в основном по статьям 228, 111, 159, 105, 132 Уголовного кодекса Российской федерации.
- остальные 26 респондентов представляют собой контрольную группу (не осужденные/социально адаптированные женщины).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 90 источника. Текст работы содержит 5 рисунков, 2 таблицы и 17 приложений.
В ходе анализа теоретических и эмпирических работ, посвященных исследованию психологической устойчивости женщин в условиях социальной изоляции и неосужденных женщин, были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь было операционализировано понятие «психологическая устойчивость личности», которое рассматривалось нами как качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность и сопротивляемость. Это качество позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять психическое здоровье в различных испытаниях.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания компонентов и факторов психологической устойчивости личности по преодолению трудных жизненных ситуаций. в контексте лишения свободы.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Психологическая устойчивость рассматривается как
соразмерность, равновесие постоянства и изменчивость личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство, постоянство личности и динамичности, которые дополняют друг друга. Факторами психологической устойчивости являются: оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское отношение к трудным ситуациям, уверенность; независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение; принятие других такими, какие они есть; чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального); сознание личности, эмоции и чувства, познание и опыт, поведение и деятельность.
2. Психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции может характеризоваться пессимистической позицией, низкой работоспособностью, небольшим ресурсом сил, повышенной утомляемостью, склонностью проявлять спонтанные реакции на возникающие трудности, отсутствием социальной поддержки, неверием в свои силы, невозможностью контролировать события собственной жизни, переживанием чувства вины и неудовлетворенностью собой, убежденностью в том, что их жизнь на данный момент неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Эмоциональное отношение к будущей жизни у женщин в условиях социальной изоляции представляется как ужасное, отталкивающее, холодное, пустое, бесполезное, безнадежное, неопределенное, никчемное и отсроченное.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. Психологическая устойчивость социально адаптированных (неосужденных) женщин характеризуется наличием готовности к преодолению препятствий, веры в свои возможности, ощущения сил для преодоления препятствий, ориентированности на взаимодействие с близкими людьми, ожиданием внимания, совета, сочувствия от них; преодолением проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Свое будущее они представляют как
надежд, привлекательное, планируемое ими, светлое, структурированное, теплое, определенное, интересное, бесконфликтное, ценное и полезное.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. Результаты исследования стали основанием для разработки проекта программы по психологическому сопровождению женщин, освобожденных из мест лишения свободы или готовящихся к освобождению с целью восстановление нарушенных социальных связей, мобилизацию их социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы их текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления и развития психологической устойчивости личности.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения психологической устойчивости личности в трудных жизненных ситуациях в контексте лишения свободы.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания компонентов и факторов психологической устойчивости личности по преодолению трудных жизненных ситуаций. в контексте лишения свободы.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Психологическая устойчивость рассматривается как
соразмерность, равновесие постоянства и изменчивость личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство, постоянство личности и динамичности, которые дополняют друг друга. Факторами психологической устойчивости являются: оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское отношение к трудным ситуациям, уверенность; независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение; принятие других такими, какие они есть; чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального); сознание личности, эмоции и чувства, познание и опыт, поведение и деятельность.
2. Психологическая устойчивость женщин в условиях социальной изоляции может характеризоваться пессимистической позицией, низкой работоспособностью, небольшим ресурсом сил, повышенной утомляемостью, склонностью проявлять спонтанные реакции на возникающие трудности, отсутствием социальной поддержки, неверием в свои силы, невозможностью контролировать события собственной жизни, переживанием чувства вины и неудовлетворенностью собой, убежденностью в том, что их жизнь на данный момент неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее. Эмоциональное отношение к будущей жизни у женщин в условиях социальной изоляции представляется как ужасное, отталкивающее, холодное, пустое, бесполезное, безнадежное, неопределенное, никчемное и отсроченное.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. Психологическая устойчивость социально адаптированных (неосужденных) женщин характеризуется наличием готовности к преодолению препятствий, веры в свои возможности, ощущения сил для преодоления препятствий, ориентированности на взаимодействие с близкими людьми, ожиданием внимания, совета, сочувствия от них; преодолением проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Свое будущее они представляют как
надежд, привлекательное, планируемое ими, светлое, структурированное, теплое, определенное, интересное, бесконфликтное, ценное и полезное.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. Результаты исследования стали основанием для разработки проекта программы по психологическому сопровождению женщин, освобожденных из мест лишения свободы или готовящихся к освобождению с целью восстановление нарушенных социальных связей, мобилизацию их социально-положительной психической активности, формирование социально-положительной сферы их текущего и перспективного целеполагания на основе восстановления и развития психологической устойчивости личности.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения психологической устойчивости личности в трудных жизненных ситуациях в контексте лишения свободы.
Подобные работы
- Жизненные перспективы осужденных женщин
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - СЕМЬЯ С ПОЖИЛЫМ ЧЕЛОВЕКОМ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Предикторы психологического здоровья у взрослых людей в условиях социального стресса: жизнестойкость, готовность к риску, креативность
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция конституционально-топологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДИНОКИХ ЖЕНЩИН: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика суицидального риска у подростков из неблагополучных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Антивитальные переживания и суицидальный риск при социальной тревоге в контексте снижения навыков саморегуляции и ресурсов жизнестойкости
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Психологические проблем мам, воспитывающих младенцев (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023





