Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен надежности групповой деятельности в условиях с разной степенью неопределенности

Работа №88720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое представление о надежности групп в условиях с разной степенью неопределенности 9
1.1. Понятие надежности деятельности групп 9
1.2. Надежность деятельности групп в условиях неопределенности как
психологический феномен 17
1.3. Специфика деятельности работников железных дорог 24
Глава 2. Эмпирическое исследование надежности групп в условиях с
разной степенью неопределенности 31
2.1. Организация исследования надежности групп в условиях с разной
степенью неопределенности 31
2.2. Анализ результатов исследования надежности групп в условиях с
разной степенью неопределенности 36
Список использованной литературы 61
Приложения 68


Проблема надежности деятельности в измененных условиях является ведущей в рамках основных проблем психологии труда, эргономики, инженерной психологии, психологии безопасности и экстремальной психологии.
В психологическом понимании категория надежности рассматривалась в контексте методов ее определения: как вероятность безошибочной работы (Ю. Н. Добромысский, 1978); запас резервных возможностей человека, которые могут быть включены в случае осложнения ситуации [23]; стабильность характеристик точности [79]; способность поддерживать рабочие параметры в условиях действия экстремальных факторов [57].
В работе Б. Ф. Ломова, А. И. Губинского, Р. М. Мансурова, Г. В. Суходольского надежность определяется как свойство сохранения устойчивой работоспособности в определенных режимах и условиях работы [18]. Также, Р. В. Ротенберг и В. Ф. Венда определяют надежность как свойство человека сохранять свою работоспособность на протяжении длительного времени [12].
Проблему надежности специалистов экстремального профиля нельзя считать решенной, не смотря на достаточно проработанную теоретическуюбазу и практические результаты, которые мы имеем в настоящее время, благодаря исследованиям В.А.Бодрова, Е.П.
Ильина,Г.М.Зараковского, Б.Ф. Ломова,Е.А.Климова, В.Л.Марищука, В.И.Медведева, В.Д.Небылицина,Г.С.Никифорова, К.К.Платоноваи многих других авторов [6; 30; 31; 35; 48; 52; 55; 57; 60; 64].
Быстротечность развития в социально-экономическом русле
жизнедеятельности человека значительно влияет на разного рода коллективы и группы. Динамичные процессы, которые присутствуют в политической и общественной жизни нашей страны, значительные изменения в производительных силах - все это ведет к возникновению экстремальных и напряженных ситуаций в жизнедеятельности малых групп.
Будучи начальными ячейками общества и образуя социальную структуру и социальные отношения на микроуровне [4], малые группы оказывают существенное влияние как на личность участника группы в отдельности, так и на группу, и, конечно же, по принципу обратной связи, в целом на общество. Основные тенденции и содержание данных взаимосвязей, как нам кажется, недостаточно изучены в социальной психологии применительно к современной социальной ситуации и должны стать объектом исследования психологов.
Условия жизнедеятельности малых групп не только в новейшей российской истории, но и в глобальном масштабе в последние годы были напряженными и экстремальными, что диктует необходимость углубленного изучения деятельности и поведения групп в данных условиях в сравнении с оптимальными условиями. Практическая потребность в прогнозировании процесса, поведения и результатов совместной деятельности малых групп в оптимальных, напряженных и экстремальных условиях делает актуальным исследование их надёжности.
Как уже говорилось выше, проблема надёжности малых групп в изменяющихся условиях недостаточно исследована в социальной психологии. Проанализировав литературу по данной проблеме, мы выявили, что не существует приемлемого теоретического объяснения фактов неоднозначности групповой динамики и эффективности совместной деятельности в условиях неопределенности. Теоретическое осмысление и эмпирическое исследование совместной деятельности групп в различных условиях позволят более глубоко изучить и выделить социально -психологические критерии надежности совместной деятельность малых групп.
Проблему начали изучать в 60-х годах и при условии кардинальных социальных и научно-технических изменений, она наполняется новым содержанием и требует более современных средств решения (А.А. Пископпель,2011). Также, необходимость изучения проблемы
надёжности совместной деятельности в изменяющихся условиях, обусловлена тем, что при ее изучении главным образом исследовалась деятельность индивида (и особенно часто — деятельность индивида, осуществляющего операторскую деятельность). Что еще раз доказывает, что совместная деятельность группы в условиях неопределенности исследована явно недостаточно.
Теоретическая актуальность проблемы надежности деятельности группы в условиях неопределенности может быть оценена как высокая, т.к. в социальной психологии не существует приемлемого объяснения фактов неоднозначности изменений совместной деятельности групп в различных ситуациях. Важен и диагностический, и прогностический аспект - необходимо знать, каковы потенциалы группы в указанных ситуациях, и насколько они реализуются применительно к той или иной ситуации, от каких внешних и внутренних факторов зависит совместная деятельность и ее параметры надежности.
С практической точки зрения важно изучать группы в различных условиях жизнедеятельности (в нашем случае в напряженных, экстремальных, особомотивированных и оптимальных). Т.к. именно в измененных условиях деятельности проявляются лантентные стороны групповой психологии, не проявлявшиеся непосредственно в оптимальных ситуациях [25; 63; 79].
Цель исследования - определение комплекса социально-психологических факторов и социально-психологических механизмов актуализации надёжности малых групп в изменяющихся условиях.
Объект исследования - малая группа как субъект совместной деятельности.
Предмет исследования - феномен групповой надежности в условиях неопределенности деятельности.
Гипотезы:
1. Надёжность совместной деятельности малой группы можно определить по социально-психологическим показателям сработанности, успешности, совместимости и атмосфере в группе.
2. Условия совместной деятельности будут изменять показатели надёжности. При этом неопределённость условий группового решения задач будет по разному оказывать влияние на сработанные и временные малые группы и задействовать разные социально¬-психологические механизмы.
3. Специфичность условий группового решения задач будет требовать применения различных групповых процессов для достижения надёжности деятельности, которые имеют особенности различий у стабильных и временных малых групп. Так, у малой группы работников железной дороги в отличие от малой группы студентов показатели надёжности будут выше в связи с их устойчивостью и сработанностью коллектива.
4. Условия неопределённости, скорее всего, будут сказываться на процессе межличностного взаимодействия в малой группе. В связи с этим психологический климат является важнейшим фактором сработанности при достижении надёжности групповой деятельности в условиях неопределённости.
Задачи:
1. Теоретический анализ предпосылок изучения психологической надёжности групповой деятельности в условиях с разной степенью неопределенности.
2. Организация и проведение экспериментального исследования психологической надёжности групповой деятельности в условиях с разной степенью неопределенности.
3. Выделить параметры внутренних, потенциальных возможностей и способностей человека в обеспечении надёжности с точки зрения процессуальных (устойчивость функционирования) и результирующих (безотказность, безошибочность и т. п.) характеристик.
4. Охарактеризовать представления об изменении надёжности в условиях с разной степенью неопределенности.
5. Выявить параметры психологической надёжности, влияющие на решение задач в групповой деятельности.
6. Сравнить психологическую надежность по некоторым ее параметрам между слаженным коллективом работников железной дороги и случайно подобранных для исследования студентов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
Социально-психологическая теория групп и коллективов (А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, A.B.Петровский, Л.И. Уманский); представления о совместной деятельности, сложившиеся в отечественной социальной психологии (А.В. Петровский, Л.И. Уманский); концепция надежности малых социальных групп (С.В. Сарычев).
Методы исследования:
Решение задач, поставленных в исследовании, а также подтверждение гипотез потребовали выбора и использования комплекса методов, которые взаимно дополняют друг друга, а именно:
1. Теоретический анализ источников.
2. Методы сбора и фиксации данных: эксперимент(групповой
сенсомоторный интегратор, модель №7 (далее - ГСИ-7)) [79],
Методика ЗАШ (зрительно-аналоговая шкала) В.А. Хащенко[9]; методика «Оценка психологической атмосферы в коллективе» А.Ф. Фидлер [9];
3. Методы математико-статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ. С целью математической обработки полученных данных нами использовался статистический пакет SPSS 23.0.
Научно-практическая значимость:
Результаты данной работы могут иметь практическое применение для повышения уровня надёжности работы сотрудников АО «ФПК», а также разработать практические рекомендации по проведению процесса сработанности и улучшения социально-психологического климата поездных бригад, посредством различных тренингов.
Эмпирическая выборка исследования.
Данное исследование было проведено среди студентов института психологии и педагогики, института искусств и дизайна, юридического института Алтайского государственного университета, студентов
Алтайского государственного педагогического университета и работников акционерного общества «Федеральная пассажирская компания». Возраст участников исследования от 18 до 27лет, среди них 16 юношей и 40 девушек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, в котором 83 источника. Также в работе имеются 11 рисунков, 3 таблицы и 4 приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы рассматривали надежность совместной деятельности через такие параметры, как сработанность, совместимость, успешность и атмосфера. Каждый параметр в конкретных условиях решения задач имел разные показатели. Однако критерий атмосферы у всех групп при любом условии деятельности был выше остальных критериев надежности. Это свидетельствует о том, что внешние факторы (в данном случае информативность инструкции, внешние раздражители, ограничение времени и прерывание процесса деятельности) влияют на достижение результата в решении задачи, а внутренние факторы группы, которые отвечают за атмосферу (взаимопонимание, включенность участников во взаимодействие, переживания и настроение) остаются устойчивыми.
Таким образом, надежная группа способна в условиях неопределенности сохранять сосредоточение и актуализацию функций на основе сформированной мотивации и социальных установок на совершенствование организации за счет отношения к ней как к ценности.
Показатели надежности напрямую зависят от условий совместной деятельности различных малых групп. Каждый критерий надежности (сработанность, совместимость, успешность и атмосфера) в конкретных условиях решения задач имел разные показатели. Это свидетельствует о том, что внешние факторы - информативность инструкции, ограничение времени, прерывание деятельности, внешние раздражители - влияют на достижение результата.
Надежность совместной деятельности зависит от типа группы - временная или сработанная. Таким образом, коллектив работников железных дорог имеет довольно высокие показатели надежности деятельности. Сработанный коллектив работников железных дорог показал свою сплоченность, достигнув успешных результатов во всех условиях решения задач.
Коллектив работников железных дорог быстрее находит выход из нестандартных ситуаций и допускает меньшее количество ошибок. Это напрямую связано со спецификой их работы - нестабильные условия труда, множество нестандартных ситуаций и задач, которые требуют от работников максимальной сосредоточенности, уверенности и точности в своих действиях. Ошибка в их профессиональной деятельности может стоит многого, поэтому
Наиболее значимыми критериями надежности оказались сработанность и атмосфера группы. Именно эти показатели характеризуют работников железных дорог, как устойчивую группу, факторами которой являются взаимопонимание, включенность участников во взаимодействие, бесконфликтность и мотивация на достижение высоких результатов.
В условиях экспериментального формирования надежности произошли выраженные изменения социально-психологических качеств молодежных групп. Прежде всего, изменилась структура интегративных групповых свойств: направленности, организованности, сплоченности и межгруппового единства в сторону увеличения значимости (рангового места) направленности под влиянием наиболее оптимальной для жизнедеятельности молодежных групп развивающей социальной среды.
Для абсолютного большинства групп в условиях повседневной жизнедеятельности характерна ведущая роль сплоченности и вспомогательная роль направленности активности в структуре групповых свойств. В итоге молодежные группы, имея достаточно благополучные межличностные отношения и доброжелательный социально¬ психологический климат, «идут на поводу» неблагоприятной социальной ситуации, снижая эффективность совместной деятельности, теряли нравственные ориентиры, сужали веер деятельностей и т.п., что приводило к напряжению и даже конфликтам в межличностных отношениях и их временному ухудшению.
В процессе экспериментального формирования надежности повысился удельный вес направленности активности и организованности группы, которая «поднялась» на второе ранговое место, хотя по-прежнему ведущую роль в общей структуре играла сплоченность группы. Вхождение направленности в число ведущих интегративных свойств заметно сказывалось на оптимизации совместной деятельности групп в напряженных ситуациях.



1. Акиншина А.К. Статистика труда, М.: Статистика, 1977, 56 с.
2. Алдошин А.В. Механизмы приспособления организма сотрудников органов внутренних дел к действию факторов окружающей среды. Наука-2020, 2019.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Т. 1, М.: Педагогика, 1980, 202 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. 432 с.
5. Бесчастных Е.В. Социальный портрет железнодорожника: середина 30- х-начало 60-х гг. ХХ века (по материалам Абаканского отделения Красноярской железной дороги). Красноярск, 2019.
6. Бодров В.А. и Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1998, 339 с.
7. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ИП РАН, 1995, 139 с.
8. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001, 98 с.
9. Болотова Е.А., Дука А.И. Исследование характеристик надежности как социально-психологического качества групп инкассаторов. Журнал «Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева», 2017.
10. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 28-41.
11. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.; Воронеж, 1996.
12. Венда В.Ф., Ротенберг Р.В., Улиханян Г.С. Психологические факторы надежности управления автомобилями и проблема общения между водителями. Психологический журнал. 1983. № 4. С. 75-86.
13. Веселова Е.К. Нравственность специалиста
профессионального здоровья (Глава 6). Психология
профессионального здоровья. Учебное пособие под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. С. 141-159.
14. Войтенко А.М., Пономаренко В.А. К вопросу о профессиональной надежности летчика. Военно-медицинский журнал. 1993. № 5. С. 51¬
53.
15. Гайдар К.М. Социально-психологические аспекты группы как субъекта деятельности, общения и отношений: Дис. канд. психол. наук. Курск, 1994.
16. Гамова Е.И. Взаимосвязь типов ориентировки с уровнем
организованности группы и результативностью совместной деятельности. Научная статья по специальности «Народное образование. Педагогика», 2018.
17. Губинский А.И., Евграфов В.Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1977. 224 с.
18. Губинский А.И., Ломов Б.Ф., Мансуров Р.М., Суходольский Г.В. Теория надежности в применении к оператору. Инженерная психология в приборостроении. М.: 1967. С. 116-124.
19. Гуревич К.Г. Регулирование профессионально-ассоциированных производственных воздействий на работников железнодорожного транспорта: опт России и других стран. Журнал «Анализ риска здоровью», 2021.
20. Демин И.В. результативность малых групп в напряженных условиях совместной спортивной деятельности. Курск, 2018.
21. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные
механизмы: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского
государственного университета, 2000.
22. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: РАГС, 2000. 377 с.
23. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: РАГС, 1998. 207 с.
24. Демин И.В., Сарычев С.В. К вопросу о надежности малых групп в условиях совместной спортивной деятельности. Изд.: Пензенский государственный университет, 2019. С. 66-69.
25. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1984.
26. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Пономаренко В.А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. Минск, 1985.
27. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология: учебник для бакалавров. Москва: Изд-во Юрайт, 2019.
28. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной психологии. Психология совместной деятельности малых групп и организаций. М., 2001. С. 120-136.
29.Загайнов Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание практического психолога. М.: Смысл, 2001. 259 с.
30.Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. 138 с.
31. Ильин Е.П. Изучение свойств нервнойситемы. Ярославль. 1978. 359 с.
32. Инструкция проводника пассажирского вагона АО «ФПК». Утв. распоряжением АО «ФПК» от 27 апреля 2015г. №515р.
33. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. 1983.
34. Киселев А.М., Кулешов А.М. О формировании готовности персонала к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Журнал «Человек: преступление и наказание», 2020.
35. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: НПО «МОДЭК», 1996. 168 с.
36. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда М., 1986. 34 с.
37. Котик М.А., Емельянов А.М. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993. 252 с.
38. Крук В.М. Актуальные проблемы обеспечения надежности
профессиональной деятельности личного состава ОВД. М., 2008. 104 с.
39. Крук В.М., Мельников В.Г., Федотов А.Ю. Геометризация
динамической оценки надежности группы (специалиста). Человеческий капитал. 2014. № 7. С. 51-57.
40. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс. Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178¬208.
41. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Юнити, 2011. 432 с.
42. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии. Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 5. С. 134-158.
43. Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963. 227 с.
44. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984. 187 с.
45. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981. 112 с.
46. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития. М.: МГУ, С. 1982. 385.
47. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 318 с.
48. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 299 с.
49. Ломов Б.Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР. Вопросы психологии. 1971. № 5. С. 3-12.
50. Лунев Ю.А. Методики социально-психологического исследования межгруппового взаимодействия в учебных организациях. Методики
социально-психологического исследования личности и малых групп. М., 1995. С. 138-153.
51. Лунев Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации
поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дис. канд. психол. наук. Курск, 1991.
52. Марищук В.Л. Психологические основы формирования
профессионально значимых качеств: Дис. д-ра психол. наук. Л., 1982. 418 с.
53. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: РАГС, 1996.
54. Машков В.Н. Методологические и эмпирические основания
прикладной дифференциальной психологии. СПб: 1996. 220с.
55. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 106 с.
56. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности
оператора. Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 5¬82.
57. Небылицин В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. Инженерная психология. М.: МГУ, 1964. С. 358-367.
58. Небылицин В.Д. Нейропсихологические механизмы психической деятельности человека. Тр. междунар. симп. Л.: Наука, 1974. 248 с.
59. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. 383 с.
60. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности.
Психология. Учебник. М.: Проспект, 1999. С. 484-497.
61. Обознов А.А. Психологическая регуляция операторской деятельности. М: ИП РАН, 2003. 264 с.
62. Огнев А.С. Субъектогенез и психотренинг саморегуляции. Воронеж, 1997. 186 с. 

конфликтогенных ситуациях: Дис. канд. психол. наук. М., 1985.
64. Платонов К.К. Психология труда. М.: Профиздат, 1979. 216 с.
65. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 255 с.
66. Подорога, В.Я. Экспериментальное изучение влияния напряженных ситуаций на групповую деятельность старшеклассников: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
67. Пухов В.А. Основы профессионального психофизиологического
отбора военных специалистов. М.: Воениздат, 1981. 428с.
68. Сарычев С.В. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993.
69. Сарычев С.В., Демин И.В. Социальное обучение спортивных групп как
условие повышения их надежности в напряженных условиях совместной деятельности. Изд.: Общество с ограниченной
ответственностью «Рибест», 2020. С. 91-94.
70. Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Разработка методики актуализации
надежности группы. Теоретические и практические проблемы психологии образования: Материалы научно-практической
конференции, посвященной 110-летию С.Л. Рубинштейна. Смоленск, 1999. С. 175-177.
71. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Диагностика и формирование
надежности молодежных групп в напряженных ситуациях совместной деятельности. Проблемы социальной психологии личности. 2001.
72. Сарычев С.В., Чернышев А.С. Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности. Курск, 2000.
73. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. М.: Наука, 1972.
74. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. 237 с.
75. Стрижов Е.Ю. Нравственная надежность личности как
психологическая система. Тамбов: Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки №9, 2007.
76. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально¬психологических феноменов. Методология и методы социальной психологии. М., 1977. С. 54-71.
77. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности
школьников. М., 1980.
78.Чепурко Ю.В., Никулина Т.И. Мотивация достижения в выборе стратегии поведения в организационном конфликте у сотрудников пригородной железной дороги. Иркутск, 2021.
79.Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гайдар К.М., Лунев Ю.А.
Аппаратурные методики психологическойдиагностики группы в условиях совместной деятельности. М., 2005.
80. Ширшов А.Г. Оценка сформированности готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом», 2020.
81. Щебланов В.Ю., Бобров А.Ф. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка. Психологический журнал. 1990. № 3. С. 60-69.
82. R.W. Norton. Measurement of ambiguity tolerance. Journal of Personality Assessment no.39. 1975.P. 607-619.
83.Selye II. The stress without distress. Philadelphia: Lippincott, 1974.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ