Проведен анализ состояния образования в республике Мордовия за 2017-2021 годы.
Сделан прогноз развития образования.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы прогнозирования образования 7
2 Анализ и оценка развития образования в Республике Мордовия 13
3 Прогнозирование развития образования в Республике Мордовия 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Качество жизни и образовательный потенциал населения во многом определяется уровнем образования и культуры жителей, их мировоззренческой ориентацией и духовным развитием, возможностью систематически получать и использовать необходимую информацию. Эти факторы влияют на степень включенности людей, живущих на территории области, в региональные, национальные и мировые общечеловеческие процессы прогрессивного развития. Образование, отвечающее современным потребностям общества и рынка труда, позволяет сформировать у каждого человека способность быстро адаптироваться к современным социо-экономическим реалиям, и это становится важнейшим условием успешного и устойчивого развития. Общие ценности, принимаемые большинством, культура и нравственные установки, а также созданные в нашей области интеллектуальный, инфраструктурный, промышленный и информационный потенциалы, выступают критериями качества жизни всех жителей страны.
Ситуация, которая характерна в образовании на данный момент, осложняется тем, что углубляется дефицит квалифицированных кадров, являющийся следствием несоответствия действующих механизмов государственного управления задачам создания благоприятных и отвечающим потребностям страны условий развития системы образования. Не созданы условия для развития независимых форм оценки качества образования, а также не выработаны механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности. Понимая это, педагогическое сообщество осознает, что образование нуждается в инновационном развитии.
Вопросы прогнозирования образования в рамках экономических и социальных проблем рассмотрены множеством российских учёных в их научных работах и монографий Блонского П.П., Борисенкова В.П., Выготского Л.С., Люблинской А.А., Симоновича А.С., Ушинского К.Д., Шмелевой Н.Б. роблемы прогнозирования занятости населения на региональном уровне освещены в работах А.Вершинина, Е.Котырло, М.Ксенофонтова и др.
Использование прогнозирования позволит определить приоритеты в развитии (становлении) системы образования; методах управления в этой отрасли; и направлении преобразований, соответствующих происходящим в обществе экономическим, политическим и социальным изменениям.
Объектом исследования является образование Республики Мордовия, как целостная структура.
Предметом исследования является прогнозирование развития образования.
Цель исследования – прогнозирование развитие системы образования на примере Республики Мордовии.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Для современного мира образование стало играть одну из наиболее важных ролей, так как от качества полученных населением знаний зависит всё будущее развитие как региона, так и страны в целом. Реализация государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования. В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое; сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.
В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона.
Данные особенности и учитываются при анализе уровня развития системы образования для каждого отдельного региона.
В данном прогнозном исследовании анализ образования проводился с помощью ППП STATISTICA на основе факторного анализа, экспоненциального сглаживания, корреляционно-регрессионного анализа, методом экстраполяции.
В процессе исследования были выделены основные проблемы в сфере образования Республики Мордовия, а именно: неравный доступ к качественному дошкольному образованию и воспитанию; недостаточно высокий уровень материально-технического и кадрового обеспечения малокомплектных школ; незавершенность работы по оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования для удовлетворения потребностей экономики республики в трудовых ресурсах и прочее. Так же стоит упомянуть, что в целевой программе на 2021-2015 гг. данные проблемы рассмотрены и составлен комплекс мероприятий для их устранения. Это говорит о довольно эффективной политике республики в сере образования.
В заключении необходимо отметить, что во всех финно-угорских регионах, соответственно и в Республике Мордовия, активно реализуется поддержка национального развития. Но для получения наиболее эффективного результата в каждом регионе необходимо чётко определить свои приоритетные задачи развития образовательной системы исходя из специфики территориального рынка труда, потребностей и интересов обучающихся. А их решение, также как и достижение многих прогнозируемых показателей развития системы образования будет возможным только в случае реализации целенаправленной и последовательной государственной политики в области образования.