Политика КНР и США в Юго-Восточной Азии вначале XXI в.: соперничество ТУ сотрудничество
|
Аннотация 3
Введение 7
Глава 1. Место АСЕАН во внешней политике США и КНР в 2000-е и 2010-е гг 18
1.1 США и КНР как основные экономические и политические партнеры
АСЕАН в XXI веке 18
1.2. Внешнеполитический курс США в отношении стран Юго-Восточной
Азии 21
1.3. Внешняя политика КНР в отношении стран Юго-Восточной Азии 28
Глава 2. Основные направления сотрудничества и противостояния США и
КНР в Юго-Восточной Азии 34
2.1. Сотрудничество в сфере экономики и политики, участие КНР и США в
обеспечении безопасности в регионе 34
2.2. Противоречия США и КНР в Юго-Восточной Азии в сфере политики и
безопасности 37
2.3. Противостояние США и КНР в экономике и его влияние на
экономическую ситуацию в регионе 41
Заключение 44
Список источников и литературы
Введение 7
Глава 1. Место АСЕАН во внешней политике США и КНР в 2000-е и 2010-е гг 18
1.1 США и КНР как основные экономические и политические партнеры
АСЕАН в XXI веке 18
1.2. Внешнеполитический курс США в отношении стран Юго-Восточной
Азии 21
1.3. Внешняя политика КНР в отношении стран Юго-Восточной Азии 28
Глава 2. Основные направления сотрудничества и противостояния США и
КНР в Юго-Восточной Азии 34
2.1. Сотрудничество в сфере экономики и политики, участие КНР и США в
обеспечении безопасности в регионе 34
2.2. Противоречия США и КНР в Юго-Восточной Азии в сфере политики и
безопасности 37
2.3. Противостояние США и КНР в экономике и его влияние на
экономическую ситуацию в регионе 41
Заключение 44
Список источников и литературы
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованиям в области международных отношений, а именно изучению двусторонних отношений КНР и США, их сотрудничеству и соперничеству в регионе Юго-Восточная Азия (далее - ЮВА), в частности, в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (далее - АСЕАН).
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современные международные отношения характеризуются сложными интеграционными процессами, многосторонним взаимодействием и сотрудничеством между государствами, интеграционными группировками, а также целыми регионами. Китайская Народная Республика взаимодействует с другими странами во всех сферах жизни общества - в экономической, политической, культурной и социальной. В век глобализации интересы государств находятся на высоком уровне взаимозависимости, что требует расширения, углубления и укрепления партнерских связей.
В настоящий момент Юго-Восточная Азия является одним из ключевых экономических центров мира, что стало следствием ускоренных темпов развития государств региона. Именно здесь проходят важные международные транзитные пути. Крупнейшие игроки на международной политической арене, в свою очередь, рассматривают ЮВА в качестве стратегически важного региона, доминирование в котором является важным компонентом глобального доминирования.
Роль КНР в международных политических, экономических и культурных процессах существенно возрастает с конца первого десятилетия XXI в., а затянувшийся экономический кризис 2008 года, несомненно, упрочил эту роль, а также повысил международный авторитет Китая. Однако рост геополитического потенциала Китая подвел одного из самых сильных игроков на международной политической арене - США, - к четкому осознанию необходимости его сдерживания, активизации своей политики в регионе, а также сплочения американских союзников на проведение политики сдерживания. В то же время Китай, используя, по большей части, экономические рычаги и делая ставку на установление двусторонних экономических связей с государствами ЮВА, расширял свое влияние в регионе.
ЮВА занимает ключевое место и во внешней политике США, государство также играет важную роль в регионе и имеет в нем значительное влияние. В связи с этим наблюдается столкновение интересов двух держав: Китай продвигает свою инициативу “Один пояс, один путь”, призванную расширить свое влияние в регионе и мире; США же со своей стороны считают, что руководить азиатскими делами призвана “четверка” в составе Соединенных Штатов Америки, Японии, Австралии и Индии под американским руководством. США в Юго-Восточной Азии традиционно делают ставку на налаживание и расширение военно-стратегической кооперации со странами АСЕАН, инвестиции в военную инфраструктуру государств, а также на увеличение своего военного присутствия в регионе .
С каждым годом усиливается напряженность в отношениях между двумя великими державами, борьба за экономическое и политическое превосходство вносит еще большие осложнения в уже непростую обстановку. На поверхность выходят главные геополитические противоречия между США и КНР. Оба государства для достижения своих главных целей прибегают к различным методам: расширяют свое военное присутствие в регионе, наращивают вооружение, а также усиливают экономические и активизируют культурные рычаги давления.
Тем не менее, несмотря на существенные разногласия и проблемы в отношениях между США и КНР, государства также рассматривают друг друга как потенциальных партнеров в решении локальных вопросов, заинтересованность в которых присутствует у обеих сторон. Более того, в правительственных кругах и США и КНР существует точка зрения, что без комплексного всестороннего взаимодействия этих двух государств в регионе обеспечение стабильной обстановки в регионе невозможно.
И США, и КНР могут быть для ЮВА, в частности, и международной системы, в целом, как источником нестабильности, а также риска возникновения серьезных конфликтов, в том числе и военных, расшатывающих международную обстановку, так и связывающим звеном для других участников международных отношений.
Соперничество КНР и США в ЮВА напрямую отражается на государствах региона, а также определяет порядок и тенденции развития региона во всех сферах: экономической, политической, военной, и в значительной степени, культурной.
Объектом работы являются международные отношения в Юго-Восточной Азии в начале XXI в.
Предметом настоящего исследования является политика КНР и США в Юго-Восточной Азии, их сотрудничество и соперничество во взаимоотношениях с АСЕАН.
Степень изученности темы. Сотрудничество и соперничество КНР и США в Юго-Восточной Азии является предметом не только отдельных исследований, но и трудов общего характера, а также работ, освещающих ее отдельные аспекты.
Так вопросы, связанные с возникновением современных внешнеполитических концепций КНР, рассматривались в работах А.Ч. Мокрецкого и В.Я. Портякова, О.А. Шеломихина, М. Петрасяк и др. А.В. Цвык и В.И. Трифонов в своих работах рассматривают более ранние внешнеполитические концепции КНР, анализ которых позволил нам получить более детальную картину внешней политики Китая в регионе в 90-е гг. XX в., а также проследить ее основные изменения в XXI веке . Политику КНР в отношении государств АСЕАН на современном этапе рассматривают в своих работах Н.В. Власов, А.А. Забелла, Е.Ю. Каткова. Анализ данных работ позволил сформировать представление о принципах и особенностях периферийной дипломатии КНР в отношении стран Юго-Восточной Азии.
Эволюция внешнеполитических доктрин также является предметом широких исследований. В.Г. Барановский, О.В. Богаевская, Л.С. Вартазарова и др. в своей работе проводят непосредственное сравнение внешнеполитических концепций США и КНР. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии также рассматривалась в работах А.А. Головань, К.Г. Муратшиной. Экономический аспект отношений США с АСЕАН освещается в работах А.А. Рогожина.
Большое количество работ посвящено общей политической обстановке в Юго-Восточной Азии. В рамках работы С.В. Михневича рассматриваются основные направления регионального комплекса безопасности в Юго-Восточной Азии, их изменения под воздействием внешней политики КНР и США в 1990-2010-е годы. Автор выделяет несколько этапов эволюции регионального комплекса безопасности, а также основные проблемы и пути их решения на каждом этапе.
Множество работ посвящено отдельным аспектам противоречий США и КНР в регионе. Вопросы территориальных противоречий и безопасности, а частности, проблема Южно-Китайского моря рассматривается в работе А.Г. Ибрагимова . Работа освещает рост напряженности между США и Китаем в Южно-Китайском море. В статье также рассматривается геополитика соперничества сверхдержав и подчеркивается тенденция приобретения этим соперничеством значительных масштабов на море. Анализируются стратегии Китая и США в регионе в целом, а также исследуются последствия соперничества США и Китая для будущего Южно-Китайского моря.
Противоречия и соперничество США и КНР в сфере экономики отражены в работе И.Н. Золотухина . В данной статье автор анализирует современную ситуацию в Юго-Восточной Азии и обозначает ее в качестве сферы противостояния США и КНР. Также в работе рассматриваются различные аспекты американо-китайского соперничества и их стратегические интересы в регионе, а также обозначаются позиции стран ЮВА в отношении КНР и США.
На сегодняшний день наиболее изученным вопросом в сфере торгово-экономических противоречий США и КНР, на наш взгляд, является торговая война между Соединенными Штатами и Китаем. Несмотря на относительную новизну данной проблемы, она подробно освещается во множестве работ. Например, в статье А.Д. Нерадовских анализируется торговая война между Китаем и Соединенными Штатами Америки, начиная с 2018 года по настоящее время, в том числе причины эскалации экономического конфликта. Автор также выделяет основные этапы торговой войны, а также дает представление о торговых пошлинах как на китайские, так и на американские товары. Статья включает в себя краткосрочный прогноз дальнейшего развития конфликта с учетом основных показателей торгового баланса и объема пошлин на импорт.
Проблема американо-китайского сотрудничества и соперничества также широко освещается в работах зарубежных исследователей.
В частности, проблема территориальных споров в Южно-Китайском море, а также участие США в данном конфликте рассматривает Ян Цзэвэй в своей публикации . В работе автор выстраивает хронологию данного конфликта, его причины и позиции всех сторон. Статья также включает в себя анализ возможного объединения усилий всех сторон конфликта для его преодоления, а также перспективы дальнейшего развития региона.
Множество трудов зарубежных исследователей также посвящено непосредственно отношениям США и КНР в Юго-Восточной Азии. Отдельного внимания заслуживает работа группы исследователей Б. Гилла, Э. Гога, Хуан Ч. Публикация посвящена истории и развитию взаимоотношений США, КНР и государств Юго-Восточной Азии. Авторами выделяются основные этапы становления отношений в данном треугольнике, дается их характеристика. В статье определяются ключевые для Юго-Восточной проблемы, решение которых возможно путем взаимодействия трех главных сил в регионе: США, КНР и АСЕАН.
Стоит также отметить вклад китайских исследователей в изучение данной проблемы. Цао Юньхуа в своей публикации непосредственно оценивает важность отношений США и АСЕАН для региона в целом, а также их влияние на политику КНР в Юго-Восточной Азии.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что в исследовании проблемы сотрудничества и соперничества США и КНР в Юго-Восточной Азии существует немало нерешенных вопросов ввиду того, что данная проблема все еще существует и является актуальной на данный момент.
Целью работы является изучение политики КНР и США в Юго-Восточной Азии, характера их взаимодействия в регионе, выявление основных направлений сотрудничества, их специфику, а также основных противоречий двух государств.
При выполнении данной работы, были поставлены следующие задачи:
- определить место АСЕАН во внешней политике США и КНР в 2010-е гг.;
- рассмотреть и проанализировать основные пути взаимодействия США и КНР с АСЕАН в сфере политики и экономики;
- выявить основные противоречия США и КНР в регионе, их причины;
- выявить основные направления сотрудничества США и КНР в регионе, их специфику;
- определить доминирующий характер взаимодействия США и КНР в Юго-Восточной Азии: сотрудничество или соперничество.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000-х гг. по 2020-е гг. Нижняя хронологическая грань охватывает начало XXI в., начало бурного экономического развития Китая, а также его превращения в одну из самых крупных экономик мира. Вместе с экономическим ростом, начинают расти и политические амбиции Китая. Также в 2001 г. КНР вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), что послужило отправной точкой торгово-экономических противоречий США и КНР. Верхняя хронологическая грань определяется 2020-ми гг., так как данная является актуальной до сих пор.
Территориальные рамки данного исследования включают в себя регион Юго-Восточной Азии.
Методология и методы исследования. Теоретической основой исследования послужили концепции о динамической модели стабильности в международных отношениях и пространственной структуре самоорганизации международных отношений в Восточной Азии, обоснованные А.Д. Богатуровым19. Согласно труду А.Д. Богатурова, различие между статической стабильностью и динамической состоит в самом принципе отношения к противоречиям между государствами: в динамической стабильности противоречия не обязательно нужно было изолировать друг от друга, они могли соприкасаться и взаимодействовать, уравновешенные общими интересами, привязывающими державы друг к другу, а задача стабилизирующих усилий оказывалась связанной с формированием и расширением этой сферы совпадающих устремлений. Для региона также характерна пространственная структура взаимоотношений, что подразумевает под собой структуру отношений, для которой характерна относительно высокая «плотность» регионального пространства, которая находит отражение в способности малых или средних стран выступать в роли «коллективного лидера». На данный момент в регионе Юго-Восточная Азия сложилась пространственная структура взаимоотношений во главе с «коллективным лидером» - АСЕАН.
Таким образом, можно говорить о том, что в Юго-Восточной Азии сложилась региональная модель стабильности динамического типа с АСЕАН в качестве «коллективного лидера».
Методами, примененными в данной научно-исследовательской работе, стали хронологический, сравнительно-исторический, синхронный, а также метод аналогии.
Источниковая база исследования. В настоящем исследовании использовались разнообразные по своему происхождению и видам источники. Важную часть источниковой базы представляют международные договоры, а также документы международных организаций, среди которых наиболее значимыми являются совместные декларации АСЕАН и КНР о партнерстве и обеспечении безопасности в регионе, а также «Совместная декларация США и АСЕАН о стратегическом партнерстве». Данные декларации охватывают сферу политического взаимодействия, социально-экономические проблемы, отношения как на мировом, так и на региональном уровне. Документы являются фундаментальными для отношений США-АСЕАН, АСЕАН-КНР.
Помимо нормативно-правовых актов в исследовательской работе также использовались законодательные акты. Одним из таких документов является полный перечень товаров, импортируемых из КНР и облагаемых пошлинами, принятый Торговым представительством США в 2018 году. В работе также использовались материалы периодической прессы, например, новостная статья о подписании США и Китаем первого соглашения, направленного на урегулирование торгового конфликта.
Также важными составляющими источниковой базы являются статистические данные, где в полной мере можно отследить результаты внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия США и КНР с АСЕАН, такие как «Статистический ежегодник Китая, 2020», а также «Распределение прямых инвестиций по странам и отраслям».
Стоит отметить значимость для данной научно-исследовательской работы китайских новостных материалов, поскольку новостные сообщения позволяют ознакомиться с официальной позицией правительства, а также дают представление об основных идеях, которые государство представляет общественности. Одним из таких новостных материалов является статья «Китай и АСЕАН делают новые шаги на пути к общему будущему», опубликованная в 2021 г. в официальном печатном издании Центрального комитета Коммунистической партии Китая ежедневной газеты «Жэньминь жибао».
Таким образом, международные нормативно-правовые акты, законодательные акты, а также статистические и новостные материалы позволяют сформировать достаточную и репрезентативную источниковую базу для достижения поставленных в научно-исследовательской работе целей и задач.
Апробация исследования. Основные положения данной выпускной квалификационной работы были апробированы в докладах, представленных на IX региональной конференции «Мой выбор - Наука!» 22 апреля 2021 г., 21 апреля 2022 г. в г. Барнауле.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В рамках введения была обозначена актуальность выбранной темы и установлена проблема исследования, представляющая интерес в наши дни - политика КНР и США в Юго-Восточной Азии, их сотрудничество и соперничество в рамках региональной интеграционной группировки АСЕАН. Первая глава посвящена политике КНР и США в отношении АСЕАН. Рассматриваются особенности внешней политики Китая и Соединенных Штатов в рамках данной региональной группировки. Во второй главе рассматривается сотрудничество и соперничество США и КНР во взаимоотношениях с АСЕАН. Определяются основные противоречия между государствами, а также выявляются ключевые направления сотрудничества и их специфика.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современные международные отношения характеризуются сложными интеграционными процессами, многосторонним взаимодействием и сотрудничеством между государствами, интеграционными группировками, а также целыми регионами. Китайская Народная Республика взаимодействует с другими странами во всех сферах жизни общества - в экономической, политической, культурной и социальной. В век глобализации интересы государств находятся на высоком уровне взаимозависимости, что требует расширения, углубления и укрепления партнерских связей.
В настоящий момент Юго-Восточная Азия является одним из ключевых экономических центров мира, что стало следствием ускоренных темпов развития государств региона. Именно здесь проходят важные международные транзитные пути. Крупнейшие игроки на международной политической арене, в свою очередь, рассматривают ЮВА в качестве стратегически важного региона, доминирование в котором является важным компонентом глобального доминирования.
Роль КНР в международных политических, экономических и культурных процессах существенно возрастает с конца первого десятилетия XXI в., а затянувшийся экономический кризис 2008 года, несомненно, упрочил эту роль, а также повысил международный авторитет Китая. Однако рост геополитического потенциала Китая подвел одного из самых сильных игроков на международной политической арене - США, - к четкому осознанию необходимости его сдерживания, активизации своей политики в регионе, а также сплочения американских союзников на проведение политики сдерживания. В то же время Китай, используя, по большей части, экономические рычаги и делая ставку на установление двусторонних экономических связей с государствами ЮВА, расширял свое влияние в регионе.
ЮВА занимает ключевое место и во внешней политике США, государство также играет важную роль в регионе и имеет в нем значительное влияние. В связи с этим наблюдается столкновение интересов двух держав: Китай продвигает свою инициативу “Один пояс, один путь”, призванную расширить свое влияние в регионе и мире; США же со своей стороны считают, что руководить азиатскими делами призвана “четверка” в составе Соединенных Штатов Америки, Японии, Австралии и Индии под американским руководством. США в Юго-Восточной Азии традиционно делают ставку на налаживание и расширение военно-стратегической кооперации со странами АСЕАН, инвестиции в военную инфраструктуру государств, а также на увеличение своего военного присутствия в регионе .
С каждым годом усиливается напряженность в отношениях между двумя великими державами, борьба за экономическое и политическое превосходство вносит еще большие осложнения в уже непростую обстановку. На поверхность выходят главные геополитические противоречия между США и КНР. Оба государства для достижения своих главных целей прибегают к различным методам: расширяют свое военное присутствие в регионе, наращивают вооружение, а также усиливают экономические и активизируют культурные рычаги давления.
Тем не менее, несмотря на существенные разногласия и проблемы в отношениях между США и КНР, государства также рассматривают друг друга как потенциальных партнеров в решении локальных вопросов, заинтересованность в которых присутствует у обеих сторон. Более того, в правительственных кругах и США и КНР существует точка зрения, что без комплексного всестороннего взаимодействия этих двух государств в регионе обеспечение стабильной обстановки в регионе невозможно.
И США, и КНР могут быть для ЮВА, в частности, и международной системы, в целом, как источником нестабильности, а также риска возникновения серьезных конфликтов, в том числе и военных, расшатывающих международную обстановку, так и связывающим звеном для других участников международных отношений.
Соперничество КНР и США в ЮВА напрямую отражается на государствах региона, а также определяет порядок и тенденции развития региона во всех сферах: экономической, политической, военной, и в значительной степени, культурной.
Объектом работы являются международные отношения в Юго-Восточной Азии в начале XXI в.
Предметом настоящего исследования является политика КНР и США в Юго-Восточной Азии, их сотрудничество и соперничество во взаимоотношениях с АСЕАН.
Степень изученности темы. Сотрудничество и соперничество КНР и США в Юго-Восточной Азии является предметом не только отдельных исследований, но и трудов общего характера, а также работ, освещающих ее отдельные аспекты.
Так вопросы, связанные с возникновением современных внешнеполитических концепций КНР, рассматривались в работах А.Ч. Мокрецкого и В.Я. Портякова, О.А. Шеломихина, М. Петрасяк и др. А.В. Цвык и В.И. Трифонов в своих работах рассматривают более ранние внешнеполитические концепции КНР, анализ которых позволил нам получить более детальную картину внешней политики Китая в регионе в 90-е гг. XX в., а также проследить ее основные изменения в XXI веке . Политику КНР в отношении государств АСЕАН на современном этапе рассматривают в своих работах Н.В. Власов, А.А. Забелла, Е.Ю. Каткова. Анализ данных работ позволил сформировать представление о принципах и особенностях периферийной дипломатии КНР в отношении стран Юго-Восточной Азии.
Эволюция внешнеполитических доктрин также является предметом широких исследований. В.Г. Барановский, О.В. Богаевская, Л.С. Вартазарова и др. в своей работе проводят непосредственное сравнение внешнеполитических концепций США и КНР. Политика США в отношении стран Юго-Восточной Азии также рассматривалась в работах А.А. Головань, К.Г. Муратшиной. Экономический аспект отношений США с АСЕАН освещается в работах А.А. Рогожина.
Большое количество работ посвящено общей политической обстановке в Юго-Восточной Азии. В рамках работы С.В. Михневича рассматриваются основные направления регионального комплекса безопасности в Юго-Восточной Азии, их изменения под воздействием внешней политики КНР и США в 1990-2010-е годы. Автор выделяет несколько этапов эволюции регионального комплекса безопасности, а также основные проблемы и пути их решения на каждом этапе.
Множество работ посвящено отдельным аспектам противоречий США и КНР в регионе. Вопросы территориальных противоречий и безопасности, а частности, проблема Южно-Китайского моря рассматривается в работе А.Г. Ибрагимова . Работа освещает рост напряженности между США и Китаем в Южно-Китайском море. В статье также рассматривается геополитика соперничества сверхдержав и подчеркивается тенденция приобретения этим соперничеством значительных масштабов на море. Анализируются стратегии Китая и США в регионе в целом, а также исследуются последствия соперничества США и Китая для будущего Южно-Китайского моря.
Противоречия и соперничество США и КНР в сфере экономики отражены в работе И.Н. Золотухина . В данной статье автор анализирует современную ситуацию в Юго-Восточной Азии и обозначает ее в качестве сферы противостояния США и КНР. Также в работе рассматриваются различные аспекты американо-китайского соперничества и их стратегические интересы в регионе, а также обозначаются позиции стран ЮВА в отношении КНР и США.
На сегодняшний день наиболее изученным вопросом в сфере торгово-экономических противоречий США и КНР, на наш взгляд, является торговая война между Соединенными Штатами и Китаем. Несмотря на относительную новизну данной проблемы, она подробно освещается во множестве работ. Например, в статье А.Д. Нерадовских анализируется торговая война между Китаем и Соединенными Штатами Америки, начиная с 2018 года по настоящее время, в том числе причины эскалации экономического конфликта. Автор также выделяет основные этапы торговой войны, а также дает представление о торговых пошлинах как на китайские, так и на американские товары. Статья включает в себя краткосрочный прогноз дальнейшего развития конфликта с учетом основных показателей торгового баланса и объема пошлин на импорт.
Проблема американо-китайского сотрудничества и соперничества также широко освещается в работах зарубежных исследователей.
В частности, проблема территориальных споров в Южно-Китайском море, а также участие США в данном конфликте рассматривает Ян Цзэвэй в своей публикации . В работе автор выстраивает хронологию данного конфликта, его причины и позиции всех сторон. Статья также включает в себя анализ возможного объединения усилий всех сторон конфликта для его преодоления, а также перспективы дальнейшего развития региона.
Множество трудов зарубежных исследователей также посвящено непосредственно отношениям США и КНР в Юго-Восточной Азии. Отдельного внимания заслуживает работа группы исследователей Б. Гилла, Э. Гога, Хуан Ч. Публикация посвящена истории и развитию взаимоотношений США, КНР и государств Юго-Восточной Азии. Авторами выделяются основные этапы становления отношений в данном треугольнике, дается их характеристика. В статье определяются ключевые для Юго-Восточной проблемы, решение которых возможно путем взаимодействия трех главных сил в регионе: США, КНР и АСЕАН.
Стоит также отметить вклад китайских исследователей в изучение данной проблемы. Цао Юньхуа в своей публикации непосредственно оценивает важность отношений США и АСЕАН для региона в целом, а также их влияние на политику КНР в Юго-Восточной Азии.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что в исследовании проблемы сотрудничества и соперничества США и КНР в Юго-Восточной Азии существует немало нерешенных вопросов ввиду того, что данная проблема все еще существует и является актуальной на данный момент.
Целью работы является изучение политики КНР и США в Юго-Восточной Азии, характера их взаимодействия в регионе, выявление основных направлений сотрудничества, их специфику, а также основных противоречий двух государств.
При выполнении данной работы, были поставлены следующие задачи:
- определить место АСЕАН во внешней политике США и КНР в 2010-е гг.;
- рассмотреть и проанализировать основные пути взаимодействия США и КНР с АСЕАН в сфере политики и экономики;
- выявить основные противоречия США и КНР в регионе, их причины;
- выявить основные направления сотрудничества США и КНР в регионе, их специфику;
- определить доминирующий характер взаимодействия США и КНР в Юго-Восточной Азии: сотрудничество или соперничество.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000-х гг. по 2020-е гг. Нижняя хронологическая грань охватывает начало XXI в., начало бурного экономического развития Китая, а также его превращения в одну из самых крупных экономик мира. Вместе с экономическим ростом, начинают расти и политические амбиции Китая. Также в 2001 г. КНР вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО), что послужило отправной точкой торгово-экономических противоречий США и КНР. Верхняя хронологическая грань определяется 2020-ми гг., так как данная является актуальной до сих пор.
Территориальные рамки данного исследования включают в себя регион Юго-Восточной Азии.
Методология и методы исследования. Теоретической основой исследования послужили концепции о динамической модели стабильности в международных отношениях и пространственной структуре самоорганизации международных отношений в Восточной Азии, обоснованные А.Д. Богатуровым19. Согласно труду А.Д. Богатурова, различие между статической стабильностью и динамической состоит в самом принципе отношения к противоречиям между государствами: в динамической стабильности противоречия не обязательно нужно было изолировать друг от друга, они могли соприкасаться и взаимодействовать, уравновешенные общими интересами, привязывающими державы друг к другу, а задача стабилизирующих усилий оказывалась связанной с формированием и расширением этой сферы совпадающих устремлений. Для региона также характерна пространственная структура взаимоотношений, что подразумевает под собой структуру отношений, для которой характерна относительно высокая «плотность» регионального пространства, которая находит отражение в способности малых или средних стран выступать в роли «коллективного лидера». На данный момент в регионе Юго-Восточная Азия сложилась пространственная структура взаимоотношений во главе с «коллективным лидером» - АСЕАН.
Таким образом, можно говорить о том, что в Юго-Восточной Азии сложилась региональная модель стабильности динамического типа с АСЕАН в качестве «коллективного лидера».
Методами, примененными в данной научно-исследовательской работе, стали хронологический, сравнительно-исторический, синхронный, а также метод аналогии.
Источниковая база исследования. В настоящем исследовании использовались разнообразные по своему происхождению и видам источники. Важную часть источниковой базы представляют международные договоры, а также документы международных организаций, среди которых наиболее значимыми являются совместные декларации АСЕАН и КНР о партнерстве и обеспечении безопасности в регионе, а также «Совместная декларация США и АСЕАН о стратегическом партнерстве». Данные декларации охватывают сферу политического взаимодействия, социально-экономические проблемы, отношения как на мировом, так и на региональном уровне. Документы являются фундаментальными для отношений США-АСЕАН, АСЕАН-КНР.
Помимо нормативно-правовых актов в исследовательской работе также использовались законодательные акты. Одним из таких документов является полный перечень товаров, импортируемых из КНР и облагаемых пошлинами, принятый Торговым представительством США в 2018 году. В работе также использовались материалы периодической прессы, например, новостная статья о подписании США и Китаем первого соглашения, направленного на урегулирование торгового конфликта.
Также важными составляющими источниковой базы являются статистические данные, где в полной мере можно отследить результаты внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия США и КНР с АСЕАН, такие как «Статистический ежегодник Китая, 2020», а также «Распределение прямых инвестиций по странам и отраслям».
Стоит отметить значимость для данной научно-исследовательской работы китайских новостных материалов, поскольку новостные сообщения позволяют ознакомиться с официальной позицией правительства, а также дают представление об основных идеях, которые государство представляет общественности. Одним из таких новостных материалов является статья «Китай и АСЕАН делают новые шаги на пути к общему будущему», опубликованная в 2021 г. в официальном печатном издании Центрального комитета Коммунистической партии Китая ежедневной газеты «Жэньминь жибао».
Таким образом, международные нормативно-правовые акты, законодательные акты, а также статистические и новостные материалы позволяют сформировать достаточную и репрезентативную источниковую базу для достижения поставленных в научно-исследовательской работе целей и задач.
Апробация исследования. Основные положения данной выпускной квалификационной работы были апробированы в докладах, представленных на IX региональной конференции «Мой выбор - Наука!» 22 апреля 2021 г., 21 апреля 2022 г. в г. Барнауле.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В рамках введения была обозначена актуальность выбранной темы и установлена проблема исследования, представляющая интерес в наши дни - политика КНР и США в Юго-Восточной Азии, их сотрудничество и соперничество в рамках региональной интеграционной группировки АСЕАН. Первая глава посвящена политике КНР и США в отношении АСЕАН. Рассматриваются особенности внешней политики Китая и Соединенных Штатов в рамках данной региональной группировки. Во второй главе рассматривается сотрудничество и соперничество США и КНР во взаимоотношениях с АСЕАН. Определяются основные противоречия между государствами, а также выявляются ключевые направления сотрудничества и их специфика.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были исследованы американо-китайские отношения c странами АСЕАН, определено место Ассоциации в политике обеих держав. Рассмотрены основные противоречия, а также основные пути взаимодействия между державами по широкому спектру проблем в различных сферах: экономическая, политическая, сфера обеспечения безопасности, а также в военной сфере.
Подводя итоги исследованию, можно сделать вывод, что АСЕАН на сегодняшний день является наиболее важным и влиятельным региональным объединением в Азии, а также на пространстве стран АСЕАН на сегодняшний день основательно пересеклись интересы США и Китая во всех сферах: торгово-экономической, политической, военной, и даже культурной. США и КНР, будучи крупнейшими игроками на международной арене рассматривают ЮВА в качестве стратегически важного региона, доминирование в котором является важным компонентом глобального доминирования.
Стоит отметить, что обе державы проводят разную политику в отношении стран АСЕАН. Внешнеполитический курс Китая по отношению к странам АСЕАН в настоящее время можно охарактеризовать как последовательный. Можно также говорить о преемственности внешней политики в отношении Ассоциации, так как целевые установки внешнеполитического курса КНР в Юго-Восточной Азии, а именно: налаживание, укрепление и расширение партнерства со странами Ассоциации, создание «пояса добрососедства», а также стратегическое экономическое и политическое партнерство с АСЕАН остаются неизменными на протяжении всего XXI в.
С начала XXI в. развитие отношений с АСЕАН в целом и с её 10 странами-членами по отдельности остается одним из приоритетов внешней политики Китая: в 2003 г. Китай первым из числа активных диалоговых государств добился установления стратегического партнёрства с Ассоциацией. В выступлении на 16-м саммите АСЕАН-Китай в Брунее премьер Госсовета КНР Ли Кэцян охарактеризовал отношения между Ассоциацией и Китаем в 2000-х гг. как «золотое десятилетие». Достижением КНР в отношениях с АСЕАН стало открытие в 2010 г. Зоны свободной торговли.
Вместе с тем всё более ясно прослеживается стремление стран АСЕАН снизить уровень зависимости от Китая. Растёт настороженность в связи с экономическим и военно-политическим усилением КНР. Значительным препятствием для развития партнерских отношений Китая с Ассоциацией является также проблема территориальных споров в Южно-Китайском море.
Политика Соединенных Штатов в отношении АСЕАН на протяжении 2000-2020-х гг. претерпела определенные изменения, обусловленные не только американскими национальными интересами, но и региональными процессами: стремительным ростом Китая и усилением его регионального влияния, интенсивным развитием взаимодействия между региональными государствами на многостороннем уровне, созданием региональных форумов без участия США, усилением роли АСЕАН и конкуренции между «центрами силы» за влияние в ЮВА.
После событий 11 сентября 2001 г. США практически «уходят» из Юго-Восточной Азии, взаимодействие с АСЕАН находилось тогда, в общем-то, на нулевом уровне. С приходом в Белый дом Барака Обамы, внешняя политика страны претерпела значительные изменения. Новая администрация, провозгласив курс на «возвращение в Азию», помимо общего смещения геополитического фокуса в Азиатско-Тихоокеанский регион, существенно повысила роль Юго-Восточной Азии в тихоокеанской стратегии США. В целом, оценивая политику Барака Обамы по «возвращению» в АТР, можно сказать, что его администрация добилась существенного прогресса в отношениях США-АСЕАН, а также значительного улучшения отношений в политической сфере, в сфере безопасности, торговли, в социально-культурной деятельности. В годы администрации Обамы заметно расширился масштаб и численность проводимых в ВА и ЮВА совместных военных учений. Дипломатическая и экспертная среда АСЕАН придерживается мнения, что на период президентства Барака Обамы пришлись золотые годы двустороннего сотрудничества.
Во время пребывания у власти Д. Трампа отношения США с АСЕАН ушли на второй план, и проходили в своеобразном режиме «автопилота», то есть они продолжали двигаться сами по себе за счет политики, ранее проводимой администрацией Обамы, однако почти при полном игнорировании АСЕАН президентом Трампом и его администрацией. Это и выход из многосторонних сделок по типу ТТП, и фактически полное игнорирование диалоговых площадок АСЕАН, что нанесло значительный удар по репутации АСЕАН, отказ от двустороннего диалога и переход к односторонним действиям, результатом которых стало развязывание торговой войны против Китая. Тем не менее, несмотря на противоречивую политику руководства США в последние несколько лет, государство остается довольно привлекательным экономическим партнером и инвестором в глазах АСЕАН.
На протяжении последних 10 лет обострение соперничества между США и КНР по ряду стратегически важных вопросов остается наиболее значимым фактором, влияющим на ситуацию в регионе и политику АСЕАН. Направления и формы соперничества продолжают расширяться и изменяться. На сегодняшний день США и КНР ведут конфронтацию по многочисленным направлениям: от активных действий обеих сторон в Южно-Китайском море до создания принципиально новых форматов экономического регионализма, примером которого может служить проект ИТР, а также развязывания торговой войны, которая ставит Ассоциацию в уязвимое положение и ставит перед ней необходимость вносить корректировки в свою политическую доктрину. Ситуация в регионе также осложняется обоюдным желанием США и КНР сдерживать геополитические устремления друг друга. КНР рассматривают вызовы и угрозы безопасности в ЮВА с позиций защиты своих национальных интересов, а США - как часть региональной системы безопасности.
Несмотря на то, что в регионе по-прежнему сохраняется напряженность в отношениях между США и КНР, американо-китайские отношения в регионе не ограничиваются лишь одним противостоянием. Сотрудничество между США и КНР в Юго-Восточной Азии все же ведется, хоть и по весьма ограниченному, в сравнении с соперничеством, кругу вопросов: обеспечение безопасности в регионе, борьба с нетрадиционными угрозами безопасности (терроризм, пиратство, наркоторговля), экология. Стоит отметить, что с каждым годом взаимозависимость и взаимосвязь США и КНР, как и их роль в регионе, повышается. Поэтому целесообразным будет ожидать повышение роли сотрудничества и его расширение в американо-китайских отношениях в рамках АСЕАН.
Страны АСЕАН в отношениях США и КНР в регионе, можно сказать, выступают в качестве уравновешивающего фактора и вносят значительный вклад в урегулирование конфликтов и разногласий, возникающих между двумя державами. Позиционируя себя как часть глобального сообщества, Ассоциация глубоко заинтересована в становлении данного интеграционного объединения как важного регионального актора и центра международных процессов. Показательна роль АСЕАН в урегулировании уже упомянутого торгового конфликта между США и КНР. Страны АСЕАН столкнулись с огромными трудностями ведения торговли, и начали оказывать давление на сверхдержавы и призывать их к началу переговоров и, как следствие, достижению консенсуса. Подписанное 15 января 2020 г. торговое соглашение первой фазы дало некую надежду, странам АСЕАН в том числе, на то, что конфликт может быть разрешен в скором времени. Однако, уже сам факт того, что необходима вторая фаза переговоров говорит о том, что соглашение не затронуло основные области конфликта.
Таким образом, доминирующим характером взаимодействия США и КНР в Юго-Восточной Азии является соперничество. Сегодня важнейшая задача, которую должны поставить перед собой две сверхдержавы - США и КНР, имеющие огромное влияние на ситуацию в регионе, состоит в максимальном обеспечении безопасности Юго-Восточной Азии. Однако избежать столкновения в главной степени поможет именно готовность США и КНР идти на компромисс, которая в настоящий период просматривается не так четко, как, возможно, хотелось бы странам-членам АСЕАН.
Подводя итоги исследованию, можно сделать вывод, что АСЕАН на сегодняшний день является наиболее важным и влиятельным региональным объединением в Азии, а также на пространстве стран АСЕАН на сегодняшний день основательно пересеклись интересы США и Китая во всех сферах: торгово-экономической, политической, военной, и даже культурной. США и КНР, будучи крупнейшими игроками на международной арене рассматривают ЮВА в качестве стратегически важного региона, доминирование в котором является важным компонентом глобального доминирования.
Стоит отметить, что обе державы проводят разную политику в отношении стран АСЕАН. Внешнеполитический курс Китая по отношению к странам АСЕАН в настоящее время можно охарактеризовать как последовательный. Можно также говорить о преемственности внешней политики в отношении Ассоциации, так как целевые установки внешнеполитического курса КНР в Юго-Восточной Азии, а именно: налаживание, укрепление и расширение партнерства со странами Ассоциации, создание «пояса добрососедства», а также стратегическое экономическое и политическое партнерство с АСЕАН остаются неизменными на протяжении всего XXI в.
С начала XXI в. развитие отношений с АСЕАН в целом и с её 10 странами-членами по отдельности остается одним из приоритетов внешней политики Китая: в 2003 г. Китай первым из числа активных диалоговых государств добился установления стратегического партнёрства с Ассоциацией. В выступлении на 16-м саммите АСЕАН-Китай в Брунее премьер Госсовета КНР Ли Кэцян охарактеризовал отношения между Ассоциацией и Китаем в 2000-х гг. как «золотое десятилетие». Достижением КНР в отношениях с АСЕАН стало открытие в 2010 г. Зоны свободной торговли.
Вместе с тем всё более ясно прослеживается стремление стран АСЕАН снизить уровень зависимости от Китая. Растёт настороженность в связи с экономическим и военно-политическим усилением КНР. Значительным препятствием для развития партнерских отношений Китая с Ассоциацией является также проблема территориальных споров в Южно-Китайском море.
Политика Соединенных Штатов в отношении АСЕАН на протяжении 2000-2020-х гг. претерпела определенные изменения, обусловленные не только американскими национальными интересами, но и региональными процессами: стремительным ростом Китая и усилением его регионального влияния, интенсивным развитием взаимодействия между региональными государствами на многостороннем уровне, созданием региональных форумов без участия США, усилением роли АСЕАН и конкуренции между «центрами силы» за влияние в ЮВА.
После событий 11 сентября 2001 г. США практически «уходят» из Юго-Восточной Азии, взаимодействие с АСЕАН находилось тогда, в общем-то, на нулевом уровне. С приходом в Белый дом Барака Обамы, внешняя политика страны претерпела значительные изменения. Новая администрация, провозгласив курс на «возвращение в Азию», помимо общего смещения геополитического фокуса в Азиатско-Тихоокеанский регион, существенно повысила роль Юго-Восточной Азии в тихоокеанской стратегии США. В целом, оценивая политику Барака Обамы по «возвращению» в АТР, можно сказать, что его администрация добилась существенного прогресса в отношениях США-АСЕАН, а также значительного улучшения отношений в политической сфере, в сфере безопасности, торговли, в социально-культурной деятельности. В годы администрации Обамы заметно расширился масштаб и численность проводимых в ВА и ЮВА совместных военных учений. Дипломатическая и экспертная среда АСЕАН придерживается мнения, что на период президентства Барака Обамы пришлись золотые годы двустороннего сотрудничества.
Во время пребывания у власти Д. Трампа отношения США с АСЕАН ушли на второй план, и проходили в своеобразном режиме «автопилота», то есть они продолжали двигаться сами по себе за счет политики, ранее проводимой администрацией Обамы, однако почти при полном игнорировании АСЕАН президентом Трампом и его администрацией. Это и выход из многосторонних сделок по типу ТТП, и фактически полное игнорирование диалоговых площадок АСЕАН, что нанесло значительный удар по репутации АСЕАН, отказ от двустороннего диалога и переход к односторонним действиям, результатом которых стало развязывание торговой войны против Китая. Тем не менее, несмотря на противоречивую политику руководства США в последние несколько лет, государство остается довольно привлекательным экономическим партнером и инвестором в глазах АСЕАН.
На протяжении последних 10 лет обострение соперничества между США и КНР по ряду стратегически важных вопросов остается наиболее значимым фактором, влияющим на ситуацию в регионе и политику АСЕАН. Направления и формы соперничества продолжают расширяться и изменяться. На сегодняшний день США и КНР ведут конфронтацию по многочисленным направлениям: от активных действий обеих сторон в Южно-Китайском море до создания принципиально новых форматов экономического регионализма, примером которого может служить проект ИТР, а также развязывания торговой войны, которая ставит Ассоциацию в уязвимое положение и ставит перед ней необходимость вносить корректировки в свою политическую доктрину. Ситуация в регионе также осложняется обоюдным желанием США и КНР сдерживать геополитические устремления друг друга. КНР рассматривают вызовы и угрозы безопасности в ЮВА с позиций защиты своих национальных интересов, а США - как часть региональной системы безопасности.
Несмотря на то, что в регионе по-прежнему сохраняется напряженность в отношениях между США и КНР, американо-китайские отношения в регионе не ограничиваются лишь одним противостоянием. Сотрудничество между США и КНР в Юго-Восточной Азии все же ведется, хоть и по весьма ограниченному, в сравнении с соперничеством, кругу вопросов: обеспечение безопасности в регионе, борьба с нетрадиционными угрозами безопасности (терроризм, пиратство, наркоторговля), экология. Стоит отметить, что с каждым годом взаимозависимость и взаимосвязь США и КНР, как и их роль в регионе, повышается. Поэтому целесообразным будет ожидать повышение роли сотрудничества и его расширение в американо-китайских отношениях в рамках АСЕАН.
Страны АСЕАН в отношениях США и КНР в регионе, можно сказать, выступают в качестве уравновешивающего фактора и вносят значительный вклад в урегулирование конфликтов и разногласий, возникающих между двумя державами. Позиционируя себя как часть глобального сообщества, Ассоциация глубоко заинтересована в становлении данного интеграционного объединения как важного регионального актора и центра международных процессов. Показательна роль АСЕАН в урегулировании уже упомянутого торгового конфликта между США и КНР. Страны АСЕАН столкнулись с огромными трудностями ведения торговли, и начали оказывать давление на сверхдержавы и призывать их к началу переговоров и, как следствие, достижению консенсуса. Подписанное 15 января 2020 г. торговое соглашение первой фазы дало некую надежду, странам АСЕАН в том числе, на то, что конфликт может быть разрешен в скором времени. Однако, уже сам факт того, что необходима вторая фаза переговоров говорит о том, что соглашение не затронуло основные области конфликта.
Таким образом, доминирующим характером взаимодействия США и КНР в Юго-Восточной Азии является соперничество. Сегодня важнейшая задача, которую должны поставить перед собой две сверхдержавы - США и КНР, имеющие огромное влияние на ситуацию в регионе, состоит в максимальном обеспечении безопасности Юго-Восточной Азии. Однако избежать столкновения в главной степени поможет именно готовность США и КНР идти на компромисс, которая в настоящий период просматривается не так четко, как, возможно, хотелось бы странам-членам АСЕАН.



