Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Склонность к девиантному поведению в юности в контексте актуальных страхов

Работа №88644

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2022
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
206
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования склонности к девиантному поведению в юности в контексте актуальных страхов 10
1.1 Теоретические представления и концепции девиантного поведения 10
1.2 Социально-психологическая характеристика возрастного этапа юности. 35
1.3 Страх как психологический феномен, детерминирующий отклонения в поведении 46
Глава 2 Эмпирическое исследование склонности к девиантному поведению в юности в контексте актуальных страхов 70
2.1 Организация и методы исследования склонности к девиантному
поведению в юности в контексте актуальных страхов 71
2.2 Результаты эмпирического исследования склонности к девиантному
поведению в юности в контексте актуальных страхов 75
Заключение 93
Список использованной литературы 97
Приложения

Актуальность исследования. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, всегда вызывало научный интерес среди психологов, социологов, биологов и представителей иных дисциплин.
В рамках исследования девиаций были разработаны многие теории и концепции, а именно: психоаналитические теории 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Эриксона; биологические теории Э. Кречмера, Ч. Ломброзо, У. Шелдона; культурологические теории А. Миллера, Э. Сатерленда; теории аномии Р. Мертона, Э. Дюркгейма; теория стигматизации Г. Беккера; культурологические теории Э. Сатерленда, теория социального научения А. Бандуры и другие.
Основы изучения девиантного поведения и девиантологии в отечественных теориях представлены в трудах Я. Гилинского, B. Афанасьева, М. Поздняковой, Б. Левина, В. Кудрявцева и других.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль естественного регулятора общественных и межличностных отношений. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные проявления человеческого поведения, а самих представителей девиаций подвергать остракизму.
Современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на психоэмоциональное состояние молодых ребят. Они размышляют о своем будущем и своем месте в этом мире, что вызывает различные эмоции и переживания: надежду, неуверенность, любопытство и, разумеется, тревогу и страх.
Влияние страха на человека давно стало предметом повышенного внимания в научной среде. Чаще всего страх определяется как эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или в предвосхищении опасного или вредного стимула.
Проблема подверженности личности чувству страха в современном мире приобрела особую популярность и актуальность у специалистов в области психологии. Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные (О. Ранк, К. Изард, З. Фрейд), так и отечественные ученые (А. Захаров, А. Спиваковская, Ю. Неймер, А. Захаров, Ф. Березин и др.).
В отечественной и зарубежной психологии ученые с разных точек зрения подходят к определению содержания термина «страх». Так, отечественные специалисты рассматривают содержание страха как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
Зарубежные авторы (преимущественно представители психоанализа) определяют страх как аффект, который возникает в субъективной ситуации.
Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития.
Единой точки зрения на проблему страха нет, в кaждой концепции главенствует та интерпретация, которая обоснована выводами и умозаключениями её основоположников. Тем не менее, все сходятся во мнении, что страх оказывает колоссальное воздействие на развитие и становление личности, и влияние это имеет далеко идущие последствия. Особенно в том случае, когда сильным эмоциональным воздействиям подвержена пока только начинающая крепнуть и формироваться психика.
Юность - возрастной период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к периоду самостоятельной взрослой жизни. В нашем исследовании мы будем опираться на периодизацию общего психического развития В. Слободчикова [38]. Данный психолог определяет период юности (как персонализацию) возрастом от 13 лет до 18 лет и кризис юности (как индивидуализацию) от 17 лет до 21 года.
Именно кризис и представляется интересным нам периодом, так как это время является наиболее значительным и ответственным этапом развития личности. Происходит становление психологических механизмов, которые оказывают влияние на процессы развития и самореализации. Именно в этом возрасте начинают полностью раскрываться все грани и аспекты личности человека, растут индивидуальные возможности, укрепляются связи с другими людьми, заканчивается подготовка к включению в самостоятельную жизнь как полноценного члена общества. Все это закладывает необходимый фундамент для самореализации. В этом возрасте идет активный процесс формирования и усложнения психики, становления иерархии потребностей [27].
В этот период энтузиазма, активности, стремления к большим свершениям и внутренних противоречий у юношей и девушек зарождается чувство индивидуальности.
Однако, нравственно-смысловая неопределенность и социальная нестабильность приводят к возникновению различных отклонений в личностной составляющей подрастающего поколения. Среди них особое внимание вызывают повышенная тревожность и различные страхи.
Взрослеющие молодые люди в силу их эмоциональной восприимчивости с особой интенсивностью пропускают через себя все эти страхи, которые, накладываясь на распространённые детские фобии, могут приводить к серьёзным нарушениям эмоциональной сферы - вплоть до неврозов и расстройств.
Данный возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период происходит не только перестройка уже сложившихся психологических структур, но также возникают новообразования, запускаются механизмы сознательного поведения и саморегуляции, проявляется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
К сожалению, растёт число юношей и девушек, находящихся в неблагоприятных условиях социализации, которые сопровождают процесс взросления и личностного самоопределения. Интенсивные эмоциональные переживания и динамика жизни в современных реалиях приводят к высоким психологическим нагрузкам и, как результат, предрасположенности к различного рода девиациям.
Учитывая вышенаписанное, можно предположить, что ярко выраженная эмоция страха усиливает психологический дискомфорт и является потенциальным предиктором возникновения девиантной модели поведения.
Изучение юношеских страхов, а также личностных особенностей, которые предрасполагают к ним, представляется практически значимой психологической проблемой. Выявление ряда страхов и уровня тревожности в юношеском возрасте поможет в диагностике личностных нарушений и составлении программ коррекции по преодолению страхов и нормализации уровня тревожности, что может нивелировать риски возникновения отклоняющегося поведения. Поэтому, прежде чем помогать молодым людям в преодолении и понимании своих страхов, необходимо выяснить, каким именно страхам они подвержены.
В отечественной и зарубежной психологии ученые с разных точек зрения подходят к определению содержания термина «страх». Так, отечественные специалисты рассматривают содержание страха как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
Зарубежные авторы (преимущественно представители психоанализа) определяют страх как аффект, который возникает в субъективной ситуации.
Но все эти исследователи подчеркивали, что страх является движущей силой личностного развития.
Объект исследования: девиантное поведение на юношеском этапе социализации.
Предмет исследования: склонность к девиантному поведению юношей и девушек в контексте иерархической структуры актуальных страхов.
Цель исследования: изучить взаимосвязь склонности к разным видам девиантного поведения и интенсивности проявления актуальных страхов у юношей и девушек.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования девиантного поведения, страха как эмоционального проявления, в том числе страха как предиктора формирования склонности к девиантному поведению в юношеском возрасте;
2. Разработать программу эмпирического исследования склонности к девиантному поведению в юности в контексте актуальных страхов;
3. Провести диагностическое исследование, направленное на выявление склонности в девиантному поведению и страхов в юношеском возрасте и установление наличия либо отсутствия связи между актуальными страхами личности и отклоняющимся поведением;
4. Разработать и реализовать программу социально-психологического тренинга, направленного на понижение уровня тревожности и страха в студенческой группе.
Гипотезы исследования:
1. Склонность к разным видам девиантного поведения у студентов 1-4 курсов ВУЗа и интенсивность проявления у них актуальных страхов могут выступить в качестве сопряженных параметров.
2. Иерархическая структура актуальных страхов у юношей и девушек будет различаться.
В качестве теоретико-методологического основания исследования выступили:
• научные представления об иерархической структуре актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлева);
• представления о тревоге как эмоциональном переживании (Ф. Березин);
• представления о страхе как результате взаимодействия жизненного опыта и межличностных отношений человека (А. Захаров);
• феномен идентичности как центральное новообразование возрастного этапа юности (Э. Эриксон).
Методы и методические инструменты исследования:
1. Теоретический анализ источников по проблеме исследования;
2. Методы сбора и фиксации данных:
• опросник иерархической структуры актуальных страхов личности (Ю. Щербатых и Е. Ивлева) [50];
• опросник социальной тревоги и социофобии (О. Сагалакова, Д. Труевцев) [35];
• тест «Склонность к девиантному поведению» (Э. Леус) [22];
• шкала реактивной и личностной тревожности (Ч. Спилбергер - Ю. Ханин) [34].
3. Методы математико-статистической обработки данных.
Для обработки результатов, полученных в ходе проведения эмпирического исследования, использовались методы математико-статистической обработки (U-критерий различий средних Манна-Уитни и корреляционный анализ Пирсона), реализованные с помощью статистического пакета «IBM SPSS Statistics 23».
Выборку составили студенты 1 - 4 курсов. Количество выборки - 80 человек в возрасте от 17 до 21 года, из них 40 девушек и 40 юношей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования было установлено, что девиантное поведение определяется как неприемлемые и неуместные действия, нарушающие социальные нормы и стандарты, но не подлежащие уголовному наказанию (в отличие от делинквентного поведения).
Отклоняющееся поведение — это тип поведения с двойственным характером. С одной стороны, большой процент людей с девиатным поведением грозит потерей стабильности общества. С другой стороны, девиация, как ни странно, способна поддержать эту стабильность и даже поспособствовать общественному развитию. Как это объяснить?
Отклонения от нормы, порицаемые окружающими, помогают сплотиться представителям «нормального» поведения против представителей «ненормального». В этом случае растет и крепнет общественная солидарность и сплоченность, следовательно, в социуме увеличивается вероятность стабильности и предсказуемости поведения.
С другой точки зрения, девиация может проявить себя как вариант адаптации общества к социальным и культурным изменениям. С самого начала человеческой цивилизации не было такого общества, которое от рождения и по сей день оставалось бы неизменным и статичным. Для развития и жизнеспособности необходима динамика. Любое, даже крайне малочисленное и отрезанное от большинства людей сообщество вынуждено время от времени претерпевать изменения в своей модели поведения из-за перемен в окружающей их среде.
Социальный прогресс никогда не развивался одними только разговорами и его принятием всеми членами общественных групп. Инновации, в том числе и в общественном укладе, создаются и развиваются путем столкновений и конфликтов консерваторов и новаторов. Малочисленная группа индивидов, отклоняющаяся от устаревших и привычных форм и шаблонов поведения, способна положить начало обновленному общественному устройству. Когда-то непривычная и чужеродная поведенческая модель со временем укрепляется в сознании людей, и, таким образом, перестает быть девиацией и расценивается как проявление нормы.
Существует множество теорий, которые объясняют, почему люди придерживаются девиантной модели поведения. В нашей работы были изучены психологические, биологические, философско-гуманистические, личностные и социологические концепции развития поведенческих отклонений. Проанализировав их, мы пришли к выводу, что отклонения от общепринятой нормы детерминирует комплекс таких факторов, как генетика, личность, воспитание, окружающая среда и влияние социума.
Так же было отмечено, что наиболее благоприятным периодом для проявления той или иной девиации является подростковый возраст, переходящий в юношество. В юношеском возрасте молодые ребята сталкиваются с рядом проблем, которые в случае отсутствия своевременной психологической помощи со стороны специалистов и близких могут стать препятствиями успешного развития и удачного построения собственной жизни.
Одной из основных задач и потребностей молодых юношей и девушек является становление своей уникальной идентичности - способности ответить на вопрос «Кто я?». В попытках понять себя и разобраться в окружающей действительности молодые ребята зачастую сталкиваются со сложными жизненными программами и сценариями, которые проявляются в качестве факторов внешней среды и общества.
Если врожденные либо приобретенные в ходе взросления поведенческие отклонения столкнутся с болезненными переживаниями и эмоциями, вызванными определенными обстоятельствами, возникнет дестабилизация психологического состояния. В таком случае человек может демонстрировать различные виды девиаций - агрессию (внешнюю и внутреннюю), делинквентность, способен прибегать к аддикции (алкоголь, наркотики), совершать попытки суицида. С целью своевременной превенции возникновения девиаций в поведении, а также коррекции различных форм девиантного поведения, необходимо дальнейшее изучение факторов, влияющих на развитие отклонений, в частности - эмоции страха.
Страх - это важнейшая базовая человеческая эмоция и психическое состояние, развитие и проявление которого детерминировано предполагаемыми угрозами нашей безопасности и здоровью. Интенсивность и продолжительность этой эмоции могут различаться у разных людей в зависимости от воспринимаемой ими угрозы и опасности.
Однако, если страх переживается человеком слишком интенсивно и часто, это может привести к развитию серьезного психологического стресса, психических расстройств и социальной дезадаптации.
Страх также тесно связан с тревожными расстройствами, такими как социофобия или социальная тревога.
В изучаемой нами выборке социальная тревожность в большей степени выражена у респондентов мужского пола. Это может быть объясняться тем, что юноши, как правило, не склонны проявлять свои чувства, большая часть эмоций подавляется ими. Во многом это связано с социально обусловленным поведением - установками, стереотипам и особенностями воспитания в рамках гендера. Невозможность открыто выразить себя и свои чувства приводит к психологическому дискомфорту и эмоциональному стрессу, которые могут проявляться как социальная неловкость и дезадаптация. Приверженность определенной модели поведения («Я должен вести себя так и никак иначе, иначе меня не поймут и не примут») порождает боязнь потерять лицо и открыться людям, что создает определенные барьеры в общении и взаимопонимании с окружающими.
Девушки же демонстрируют высокие показатели по количеству актуальных страхов, связанных с выраженностью различных модальностей девиантного поведения. Скорее всего, переживаемое чувство страха и беспокойства находит выход в проявлении того или иного поведенческого паттерна в попытках забыться или отвлечь себя от негативных переживаний.
Итак, проанализировав теоретические источники и умозаключения авторов, изучающих данную тему, а также проведя собственное исследование, мы можем сказать, что высокий уровень страха в подростковом и юношеском возрасте может выступать в качестве предиктора развития девиантного поведения.
Также были установлены половые различия в особенностях подверженности тревоге и страху.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, а гипотезы подтверждены экспериментальным путем.



1. Акопян Л.С. Диагностика детских страхов и тревожности:
методическое пособие. Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2006. 163 с.
2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным
поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20. No3. С.5-17.
3. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 672 с
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском. СПб: Питер, 2008. 398 с.
5. Большаков В.Ю. Эволюционная теория поведения. Санкт-Петербург, 2001, 197 с.
6. Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача. Липецк, 1990. 351 с.
7. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля. М.: На Воробьевых, 1996. 273 с.
8. Грошева Л.Н. Социальные страхи и их преодоление у верующих и атеистов: автореферат. М.: 2004. 30 с.
9. Дашкевич И.С., Жогло Л.Я. Страхи школьников и их преодоление. Биробиджан: Изд-во ФГБОУ ВПО «ДВГСГА», 2011. 126 с.
10. Дворянчиков Н.В., Носов С.С., Саламова Д.К. Половое самосознание и методы его диагностики. М.: Наука, 2011, 210 с.
11. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. М.: 1994. 312 с.
12. Жиленко Е. Социальные страхи подростков. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. 35 с.
13. Захаров А.И. Ночные и дневные страхи у детей. СПб: Союз, 2000. 448 с.
14. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 402 с.
15. Изард К. Эмоции человека / пер. с англ. СПб: Питер, 1999. 364 с.
16. Ильин Е.П. Психология страха. СПб: Питер, 2017. 385 с.
17. Капитанец Е.Г., Девятова К.М. Влияние тревожности на агрессивное поведение подростков [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 7. С. 61-65. URL: http://e-koncept.ru/2016/56090.html (дата обращения - 03.01.2022)
18. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
19. Коэн А. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр.пер.с фр. / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. 400 с.
20. Кравченко А.И. Социальная работа. М.: Проспект, 2008. 416 с.
21. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: Книга по Требованию, 2012. 168 с.
22. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. // Известия Южного федерального университета. 2009. № 3. С. 175-179.
23. Ломброзо Ч. Преступление. М.: СПАРК, 1994. 290 с.
24. Лоренц К. Агрессия. М.: Проспект, 1994, 174 с.
25. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 420 с.
26. Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2011. 464 с.
27. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. О. Чекчурина. СПб.: Питер, 2019. 444 с.
28. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966.
C. 299-113.
29. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа. Волгоград: Учитель, 2009. 116 с.
30. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: 2000. 304 с.
31. Психологический словарь/под ред. Ю.Л. Неймера. Р-н/Д: Феникс,
2003. 604 с.
32. Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа. М.: Когито- Центр, 2009. 293 с.
33. Риман Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии / пер. с нем. Э.Л. Гушанского. М.: Алетейа, 1998. 330 с.
34. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Гума-нит. изд. центр Владос, 1999. 384 с.
35. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Социальные страхи и социофобии. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2007. 210 с
36. Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? М., 1966, 400 с.
37. Скиннер Б. Поведение организмов / пер. с англ. О. Зуев. М.: Оперант, 2016. 363 с.
38. Слободчиков В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 395 с.
39. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявления девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 2004. №3.
40. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. 464 с.
41. Уошберн С.Л. Австралопитек: охотник или жертва. 1958, 142 с.
42. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Минск.: МИУ, 2010. 275 с.
43. Фестингер Л. Теория когнитивного / пер. А. Анистратенко. - СПб.: Ювента, 1999. 317 с.
44. Франкл В. Воля к смыслу. М.: Апрель-Пресс, 2000, 407 с.
45. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / пер. с нем. М.: Педагогика - Пресс, 1993. 144 с.
46. Фрейд З. Запрещение, симптом и страх (Тревога и тревожность) / пер. с нем. Санкт-Петербург, 2001. 241 с.
47. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1993. 238 с.
48. Шкуратова И.П., Ермак В.В. Страхи подростков и их обусловленность тревожностью, нейротизмом и агрессивность. Ростов н/Д: Фолиант,2004. 301 с.
49. Щербатых Ю. В. Избавься от страха. М.: Эксмо, 2011. 298 с.
50. Щербатых Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 504 с.
51. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 555 с.
52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 340 с.
53. Gardner R., Amor D. Gardner and Sutherland’s Chromosome Abnormalities and Genetic Counseling-5th Edition, Oxford University Press, 2018. 401 p.
54. Hirschi T. Causes of Delinquency. New Brunswick, N.J.: Transaction Publishers, 2002. 329 p.
55. Lange J. Crime as destiny: a study of criminal twins. London: G. Allen & Unwin, 1981. 199 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ