Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования критического мышления у учащихся начальных классов частной школы иностранных языков 7
1.1 Психологические аспекты формирования критического
мышления у учащихся начальных классов
1.2 Таксономия Б. Блума и ее особенности
1.3 Особенности использования уровней таксономии Б. Блума в
процессе формирования критического мышления у учащихся
начальных классов на уроках английского языка
Вывод по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы
формирования критического мышления учащихся начальных классов частной школы иностранных языков
2.1 Выявление уровня сформированности критического мышления
учащихся начальных классов 26
2.2 Разработка и внедрение фрагментов уроков с использованием таксономии Б. Блума на уроках английского языка, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов...
2.3 Динамика результатов исследования по проблеме формирования
критического мышления учащихся начальных классов
Вывод по второй главе 58
Заключение 60
использованной 62
литературы
Приложения
Критическое мышление (КМ) - это объективный анализ и оценка проблемы с целью вынесения суждения о ней [25]. Степень, в которой индивид может выносить такие суждения, зависит от знаний о мире и жизненного опыта и включает в себя навыки сравнения и противопоставления. Также оно включает в себя память и способность делать выводы, в то время как обоснованное суждение требует непредвзятого подхода. Критическое мышление - это навык высокого уровня, но было показано, что дети в возрасте шести или семи лет способны к нему в пределах своего опыта и лингвистических способностей.
С раннего возраста дети сталкиваются с миром, полным сомнительной информации и несоответствий. К тому времени, когда дети научатся грамотно читать, их засыпают навязчивой рекламой, неподтвержденными или вводящими в заблуждение сообщениями и социальными сетями, которые могут сыграть на их эмоциях и самооценке. Чем раньше им помогут критически подойти к некоторым из этих материалов, тем лучше они смогут выносить независимые суждения и противостоять неоправданным убеждениям, когда вырастут.
Проблема формирования критического мышления приобретает всю большую актуальность в современной школе, где основы закладываются еще в начальных классах.
Сделать процесс формирования критического мышления более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой методической работы. На наш взгляд, целесообразным имеет место быть использование элементов таксономии Б. Блума. Это позволяет построить обучение в виде формируемых действий и четко оценить и контролировать порядок достижения цели. Следует также отметить, что внутренние процессы, происходящие в сознании обучаемых, что отражает эффектные цели, не всегда четко поддаются их описанию. Это делает картину не совсем ясной и вызывает определенные трудности при постановке цели. Но вместе с тем представленная конструкция цели через действия значительно облегчает работу обучающего и отражает основные положения процесса обучения - превращение обучения в единый технологический процесс, направленный на решение поставленных задач. Свой вклад мы видим в том, чтобы «оснастить» эту целостную идею на прикладном уровне, используя категорию «глаголов-действий», с помощью которых возможно создание упражнений, ориентированных на развитие критического мышления.
Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: будет ли использование элементов таксономии Б. Блума способствовать повышению уровня критического мышления младших школьников.
Объектная область представлена такими науками, как методика преподавания английского языка, психология и лингвистика.
В соответствии с данной проблемой мы поставили следующую цель исследования - на основе изученных теоретических положений разработать фрагменты уроков с использованием элементов таксономии Б. Блума и апробировать как средство формирования критического мышления младших школьников.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения английскому языку в частной школе иностранных языков.
Предмет исследования - процесс формирования критического мышления младших школьников на уроках английского языка в частной школе иностранных языков.
Гипотеза исследования - уровень сформированности критического мышления повысится, если в обучении английскому языку будут использоваться элементы таксономии Б. Блума.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психологические аспекты проблемы организации работы по формированию критического мышления.
2) Рассмотреть особенности использования таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
3) Выявить уровни сформированности критического мышления учащихся начальных классов.
4) Разработать и внедрить фрагменты уроков с использованием таксономии Б. Блума, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов.
5) Проследить динамику изменений в процессе формирования
критического мышления.
В рамках исследования применялись следующие методы:
1) теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования: обобщение, сравнение; анализ;
2) эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент.
Методами теоретического исследования являются:
1) Анализ психологической литературы с целью выявления психологических особенностей формирования критического мышления младших школьников.
2) Анализ методической литературы с целью выявления особенностей использования элементов таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
Методами эмпирического исследования являются:
1) Анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированности критического мышления.
2) Формирующий эксперимент с использованием элементов таксономии Б. Блума, направленных на формирование критического мышления.
3) Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на определение уровня сформированности критического мышления.
Исследование было проведено среди двух групп на базе ЧОУДО «Школа иностранных языков Бейкер-стрит» города Барнаула. Количество учащихся в каждой группе составило 7 человек. Все они являются учениками 3-х классов. Сроки проведения эксперимента:
- констатирующий этап - сентябрь 2021.
- формирующий этап - октябрь 2021 - апрель 2022.
- контрольный этап - май 2022.
Работа по формированию критического мышления посредством таксономии Б. Блума велась на основе методического комплекта «Academy Stars 2» под издательством «Macmillan education», автором которого является Kathryn Harper. Данный комплект состоит из учебника (Pupil’s Book), рабочей тетради (Workbook) и набора интерактивных упражнений (Pupil's Practice Kit).
Целью нашего исследования являлось на основе изученных теоретических положений разработать фрагменты уроков с использованием элементов таксономии Б. Блума по формированию критического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психологические аспекты проблемы организации работы по формированию критического мышления.
2) Рассмотреть особенности использования таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
3) Выявить уровни сформированности критического мышления учащихся начальных классов.
4) Разработать и внедрить фрагменты уроков с использованием таксономии Б. Блума на уроках английского языка, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов.
5) Проследить динамику изменений в процессе формирования критического мышления.
Исследование по теме выпускной квалификационной работы посвящено решению одной из важных проблем обучения в частной школе - формирование критического мышления. Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу. На констатирующем этапе экспериментами, нами были выбраны диагностические методики для определения уровня сформированности критического мышления учащихся 3 классов ЭГ и КГ. На формирующем этапе эксперимента мы выбрали «глаголы-действия», которые были применены в составленных нами фрагментах уроков английского языка, направленных на развитие критического мышления младших школьников. В результате чего нам удалось повысить уровень КМ учащихся. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «уровень сформированности критического мышления повысится, если в обучении английскому языку будут использоваться элементы таксономии Б. Блума» подтвердилась.
Результаты, полученные в ходе выполнения контрольного среза, подтвердили эффективность использованной методики. Учащиеся 3 класса, в которой изучение английского языка осуществлялось с использованием элементов таксономии Б. Блума, показали уровень выше по сравнению с контрольным этапом. Можно говорить о том, что системная работа, которую мы провели в ходе эксперимента, способствовала более эффективному формированию критического мышления.
Надеемся, что материал данного исследования, изложенный в обобщенном и систематизированном виде, может помочь учителю ИЯ в профессиональной деятельности по обучению иностранному языку учащихся начальных классов для развития критического мышления.
1. Anderson L. W., Krathwohl D. R. A taxonomy for learning, teaching, and assessing. New York: Longman, 2001. 236 p.
2. Bloom B. S. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman, 1994. 369 p.
3. K. Harper. Academy Stars Level 2 Pupil’s Book. Macmillan, 2017. 144 с.
4. K. Harper. Academy Stars Level 2 Workbook. Macmillan, 2017. 128 с.
5. N. Burbules, R. Berk Critical Thinking and Critical Pedagogy: Relations, Differences, and Limits // Critical Theories in Education. 2016. Available at: http: //faculty.education. illinois.edu/burbules/papers/ critical. html
6. Solovyova O. V. B. Bloom’s taxonomy and its modern Revised versions // Молодий вчений. 2015. No 12. P. 11-13.
7. Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа:http://festival.1september.ru/
8. Антонова Т. Ю. Развитие интеллектуальной и речевой деятельности старших дошкольников с использованием игровой методики "Нелепицы" // Медработник дошкольного образовательного учреждения. 2017. № 5. С. 101-107.
9. Берман И. М. Методика обучения английскому языку. М.: Высшая школа, 2018. 232 с.
10. Библер В. С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога. М.: Медиа, 2012. 199 с.
11. Блонский П. П. Развитие мышления школьника. Избранные психологические произведения. М.: Изд-во просвещение, 1964. 543 с.
12. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. 39 с.
13. Волков Б. С. Психология младшего школьника: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. 208 с.
14. Волков Б. С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное пособие. 7-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2016. 348 с.
15. Вукина Н. В. Критическое мышление: как этого учить. Х.: Основа,
2007. 112 с.
16. Галкина М. А. Формирование критического мышления с использованием технологии развития критического мышления у младших школьников // Научное сообщество студентов: Сборник материалов X Международной студенческой научно-практической конференции. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2016. С. 41-46.
17. Гальскова Н. Д. Проблемы иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе. 2012. №9. С. 2-9.
18. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. Москва: АРКТИ. 2013. 165 с.
19. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»: Пособие для психолого-педагогических комиссий. М., 2003.
20. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. СПб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. 284 с.
21. Загашеев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: 2003. 192 с.
22. Иванова О. Учим критически мыслить // Открытый урок: разработки, технологии, опыт. 2007. № 2. С. 8-16.
23. Ивануна Е. А. Подход к развитию критического мышления на уроках английского языка для младших школьников // Journal of science. Lyon. 2022. № 30. С. 33-37.
24. Итинсон К. С., Чиркова В. М. Применение таксономии
образовательных целей Блума в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4. С. 106-109.
25. Клустер Д. Критическое мышление и новые виды грамотности: учебник. М.: ЦГЛ, 2005. 80 с.
26. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн.: Амалфея, 2011. 368 с.
27. Корнилова В. Ф. Индивидуализация обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2013. №8. С. 93-99.
28. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: Учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2010. 192 с.
29. Кроуфорд А., Саул В., Мэтью С., Макинстер Д. Технологии развития критического мышления учеников. К.: Плеяда, 2006. 217 с.
30. Линдсей Г., Томпсон Р. Ф., Халл К. С. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по психологии: психология мышления. М.: АСТ,
2008. С. 111-114.
31. Медведева Н. С. Особенности развития внимания и мышления младших школьников // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 128¬132.
32. Медведева Н. С. Особенности развития внимания и мышления
младших школьников // Современная педагогика и психология: проблемы и перспективы: материалы Международной студенческой научно¬
практической конференции: в 2-х томах. Тверь: Тверской государственный университет, 2018. С. 128-132.
33. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Санкт-Петербург: КАРО, 2014. 140 с.
34. Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. Изд-во КАРО, 2022. 140 с.
35. Пешкова В. Е. Педагогические технологии начального образования. М.: Изд-во Directmedia, 2015. 161 с.
36. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Римис, 2018. 416 с.
37. Пуйлова М. А., Налесная С. Л., Деменко Н. И. Развитие критического мышления младших школьников. Таганрог: Изд-во С. А. Ступина, 2016. 94 с.
38. Салатаева Р. В. Некоторые приёмы развития критического мышления на уроках в начальной школе // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 7. 68 с.
39. Скоморовская Н. Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №12-2. С. 18-22.
40. Соколова А. В., Попова А. В. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста // Вопросы педагогики. 2021. № 1-2. С. 253¬257.
41. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: 2012. 288 c.
42. Уксусов М. А., Кобцева М. А. Таксономия Блума в преподавании иностранного языка // Язык. Речь. Коммуникация: сборник научных статей. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2016. С. 196-200.
43. Уксусов М. А., Кобцева С. А. Таксономия Блума в преподавании иностранного языка // сборник научных статей «Язык. Речь. Коммуникация». 2016. С. 196-200.
44. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 512 с.
45. Хачумян Т. И. Понятие "критическое мышление" и его сущность в психолого-педагогической науке // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания: сб. наук. пр. 2003. Вып. 24, часть 2. С. 171-177.
46. Царикова К. Н. Использование таксономии Б.Блума в процессе обучения английскому языку // Язык. Культура. Коммуникация: Материалы XII Международной научно-практической конференции. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2019. С. 156-168.
47. Цукерман Г. А. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 15-30.
48. Чернов В. В. 10 онлайн-ресурсов для изучения английского языка // Иностранные языки в школе. 2013. №11. С. 73-75.
49. Чернышева Н. С. Характер младшего школьника. М.: Наука, 2006. 306 с.
50. Чупров Л. Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников // Психология учебной деятельности и готовности к обучению: сборник научных статей. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2010. С. 144-146.
51. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. М., 1994. 136 с.
52. Яковлева С. В. Особенности применения технологии развития критического мышления в новационной работе педагога // Образование в современной школе. 2018. № 11/12. С. 21- 23.