Формирование критического мышления у учащихся начальных классов частной школы иностранных языков
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования критического мышления у учащихся начальных классов частной школы иностранных языков 7
1.1 Психологические аспекты формирования критического
мышления у учащихся начальных классов
1.2 Таксономия Б. Блума и ее особенности
1.3 Особенности использования уровней таксономии Б. Блума в
процессе формирования критического мышления у учащихся
начальных классов на уроках английского языка
Вывод по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы
формирования критического мышления учащихся начальных классов частной школы иностранных языков
2.1 Выявление уровня сформированности критического мышления
учащихся начальных классов 26
2.2 Разработка и внедрение фрагментов уроков с использованием таксономии Б. Блума на уроках английского языка, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов...
2.3 Динамика результатов исследования по проблеме формирования
критического мышления учащихся начальных классов
Вывод по второй главе 58
Заключение 60
использованной 62
литературы
Приложения
Глава 1 Теоретические основы формирования критического мышления у учащихся начальных классов частной школы иностранных языков 7
1.1 Психологические аспекты формирования критического
мышления у учащихся начальных классов
1.2 Таксономия Б. Блума и ее особенности
1.3 Особенности использования уровней таксономии Б. Блума в
процессе формирования критического мышления у учащихся
начальных классов на уроках английского языка
Вывод по первой главе
Глава 2 Экспериментальное исследование проблемы
формирования критического мышления учащихся начальных классов частной школы иностранных языков
2.1 Выявление уровня сформированности критического мышления
учащихся начальных классов 26
2.2 Разработка и внедрение фрагментов уроков с использованием таксономии Б. Блума на уроках английского языка, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов...
2.3 Динамика результатов исследования по проблеме формирования
критического мышления учащихся начальных классов
Вывод по второй главе 58
Заключение 60
использованной 62
литературы
Приложения
Критическое мышление (КМ) - это объективный анализ и оценка проблемы с целью вынесения суждения о ней [25]. Степень, в которой индивид может выносить такие суждения, зависит от знаний о мире и жизненного опыта и включает в себя навыки сравнения и противопоставления. Также оно включает в себя память и способность делать выводы, в то время как обоснованное суждение требует непредвзятого подхода. Критическое мышление - это навык высокого уровня, но было показано, что дети в возрасте шести или семи лет способны к нему в пределах своего опыта и лингвистических способностей.
С раннего возраста дети сталкиваются с миром, полным сомнительной информации и несоответствий. К тому времени, когда дети научатся грамотно читать, их засыпают навязчивой рекламой, неподтвержденными или вводящими в заблуждение сообщениями и социальными сетями, которые могут сыграть на их эмоциях и самооценке. Чем раньше им помогут критически подойти к некоторым из этих материалов, тем лучше они смогут выносить независимые суждения и противостоять неоправданным убеждениям, когда вырастут.
Проблема формирования критического мышления приобретает всю большую актуальность в современной школе, где основы закладываются еще в начальных классах.
Сделать процесс формирования критического мышления более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой методической работы. На наш взгляд, целесообразным имеет место быть использование элементов таксономии Б. Блума. Это позволяет построить обучение в виде формируемых действий и четко оценить и контролировать порядок достижения цели. Следует также отметить, что внутренние процессы, происходящие в сознании обучаемых, что отражает эффектные цели, не всегда четко поддаются их описанию. Это делает картину не совсем ясной и вызывает определенные трудности при постановке цели. Но вместе с тем представленная конструкция цели через действия значительно облегчает работу обучающего и отражает основные положения процесса обучения - превращение обучения в единый технологический процесс, направленный на решение поставленных задач. Свой вклад мы видим в том, чтобы «оснастить» эту целостную идею на прикладном уровне, используя категорию «глаголов-действий», с помощью которых возможно создание упражнений, ориентированных на развитие критического мышления.
Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: будет ли использование элементов таксономии Б. Блума способствовать повышению уровня критического мышления младших школьников.
Объектная область представлена такими науками, как методика преподавания английского языка, психология и лингвистика.
В соответствии с данной проблемой мы поставили следующую цель исследования - на основе изученных теоретических положений разработать фрагменты уроков с использованием элементов таксономии Б. Блума и апробировать как средство формирования критического мышления младших школьников.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения английскому языку в частной школе иностранных языков.
Предмет исследования - процесс формирования критического мышления младших школьников на уроках английского языка в частной школе иностранных языков.
Гипотеза исследования - уровень сформированности критического мышления повысится, если в обучении английскому языку будут использоваться элементы таксономии Б. Блума.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психологические аспекты проблемы организации работы по формированию критического мышления.
2) Рассмотреть особенности использования таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
3) Выявить уровни сформированности критического мышления учащихся начальных классов.
4) Разработать и внедрить фрагменты уроков с использованием таксономии Б. Блума, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов.
5) Проследить динамику изменений в процессе формирования
критического мышления.
В рамках исследования применялись следующие методы:
1) теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования: обобщение, сравнение; анализ;
2) эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент.
Методами теоретического исследования являются:
1) Анализ психологической литературы с целью выявления психологических особенностей формирования критического мышления младших школьников.
2) Анализ методической литературы с целью выявления особенностей использования элементов таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
Методами эмпирического исследования являются:
1) Анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированности критического мышления.
2) Формирующий эксперимент с использованием элементов таксономии Б. Блума, направленных на формирование критического мышления.
3) Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на определение уровня сформированности критического мышления.
Исследование было проведено среди двух групп на базе ЧОУДО «Школа иностранных языков Бейкер-стрит» города Барнаула. Количество учащихся в каждой группе составило 7 человек. Все они являются учениками 3-х классов. Сроки проведения эксперимента:
- констатирующий этап - сентябрь 2021.
- формирующий этап - октябрь 2021 - апрель 2022.
- контрольный этап - май 2022.
Работа по формированию критического мышления посредством таксономии Б. Блума велась на основе методического комплекта «Academy Stars 2» под издательством «Macmillan education», автором которого является Kathryn Harper. Данный комплект состоит из учебника (Pupil’s Book), рабочей тетради (Workbook) и набора интерактивных упражнений (Pupil's Practice Kit).
С раннего возраста дети сталкиваются с миром, полным сомнительной информации и несоответствий. К тому времени, когда дети научатся грамотно читать, их засыпают навязчивой рекламой, неподтвержденными или вводящими в заблуждение сообщениями и социальными сетями, которые могут сыграть на их эмоциях и самооценке. Чем раньше им помогут критически подойти к некоторым из этих материалов, тем лучше они смогут выносить независимые суждения и противостоять неоправданным убеждениям, когда вырастут.
Проблема формирования критического мышления приобретает всю большую актуальность в современной школе, где основы закладываются еще в начальных классах.
Сделать процесс формирования критического мышления более эффективным - задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой методической работы. На наш взгляд, целесообразным имеет место быть использование элементов таксономии Б. Блума. Это позволяет построить обучение в виде формируемых действий и четко оценить и контролировать порядок достижения цели. Следует также отметить, что внутренние процессы, происходящие в сознании обучаемых, что отражает эффектные цели, не всегда четко поддаются их описанию. Это делает картину не совсем ясной и вызывает определенные трудности при постановке цели. Но вместе с тем представленная конструкция цели через действия значительно облегчает работу обучающего и отражает основные положения процесса обучения - превращение обучения в единый технологический процесс, направленный на решение поставленных задач. Свой вклад мы видим в том, чтобы «оснастить» эту целостную идею на прикладном уровне, используя категорию «глаголов-действий», с помощью которых возможно создание упражнений, ориентированных на развитие критического мышления.
Проблема нашего исследования формулируется следующим образом: будет ли использование элементов таксономии Б. Блума способствовать повышению уровня критического мышления младших школьников.
Объектная область представлена такими науками, как методика преподавания английского языка, психология и лингвистика.
В соответствии с данной проблемой мы поставили следующую цель исследования - на основе изученных теоретических положений разработать фрагменты уроков с использованием элементов таксономии Б. Блума и апробировать как средство формирования критического мышления младших школьников.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс обучения английскому языку в частной школе иностранных языков.
Предмет исследования - процесс формирования критического мышления младших школьников на уроках английского языка в частной школе иностранных языков.
Гипотеза исследования - уровень сформированности критического мышления повысится, если в обучении английскому языку будут использоваться элементы таксономии Б. Блума.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психологические аспекты проблемы организации работы по формированию критического мышления.
2) Рассмотреть особенности использования таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
3) Выявить уровни сформированности критического мышления учащихся начальных классов.
4) Разработать и внедрить фрагменты уроков с использованием таксономии Б. Блума, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов.
5) Проследить динамику изменений в процессе формирования
критического мышления.
В рамках исследования применялись следующие методы:
1) теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования: обобщение, сравнение; анализ;
2) эмпирические методы: анкетирование, педагогический эксперимент.
Методами теоретического исследования являются:
1) Анализ психологической литературы с целью выявления психологических особенностей формирования критического мышления младших школьников.
2) Анализ методической литературы с целью выявления особенностей использования элементов таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
Методами эмпирического исследования являются:
1) Анкетирование учащихся с целью выявления уровня сформированности критического мышления.
2) Формирующий эксперимент с использованием элементов таксономии Б. Блума, направленных на формирование критического мышления.
3) Констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на определение уровня сформированности критического мышления.
Исследование было проведено среди двух групп на базе ЧОУДО «Школа иностранных языков Бейкер-стрит» города Барнаула. Количество учащихся в каждой группе составило 7 человек. Все они являются учениками 3-х классов. Сроки проведения эксперимента:
- констатирующий этап - сентябрь 2021.
- формирующий этап - октябрь 2021 - апрель 2022.
- контрольный этап - май 2022.
Работа по формированию критического мышления посредством таксономии Б. Блума велась на основе методического комплекта «Academy Stars 2» под издательством «Macmillan education», автором которого является Kathryn Harper. Данный комплект состоит из учебника (Pupil’s Book), рабочей тетради (Workbook) и набора интерактивных упражнений (Pupil's Practice Kit).
Целью нашего исследования являлось на основе изученных теоретических положений разработать фрагменты уроков с использованием элементов таксономии Б. Блума по формированию критического мышления младших школьников.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психологические аспекты проблемы организации работы по формированию критического мышления.
2) Рассмотреть особенности использования таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
3) Выявить уровни сформированности критического мышления учащихся начальных классов.
4) Разработать и внедрить фрагменты уроков с использованием таксономии Б. Блума на уроках английского языка, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов.
5) Проследить динамику изменений в процессе формирования критического мышления.
Исследование по теме выпускной квалификационной работы посвящено решению одной из важных проблем обучения в частной школе - формирование критического мышления. Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу. На констатирующем этапе экспериментами, нами были выбраны диагностические методики для определения уровня сформированности критического мышления учащихся 3 классов ЭГ и КГ. На формирующем этапе эксперимента мы выбрали «глаголы-действия», которые были применены в составленных нами фрагментах уроков английского языка, направленных на развитие критического мышления младших школьников. В результате чего нам удалось повысить уровень КМ учащихся. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «уровень сформированности критического мышления повысится, если в обучении английскому языку будут использоваться элементы таксономии Б. Блума» подтвердилась.
Результаты, полученные в ходе выполнения контрольного среза, подтвердили эффективность использованной методики. Учащиеся 3 класса, в которой изучение английского языка осуществлялось с использованием элементов таксономии Б. Блума, показали уровень выше по сравнению с контрольным этапом. Можно говорить о том, что системная работа, которую мы провели в ходе эксперимента, способствовала более эффективному формированию критического мышления.
Надеемся, что материал данного исследования, изложенный в обобщенном и систематизированном виде, может помочь учителю ИЯ в профессиональной деятельности по обучению иностранному языку учащихся начальных классов для развития критического мышления.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психологические аспекты проблемы организации работы по формированию критического мышления.
2) Рассмотреть особенности использования таксономии Б. Блума в рамках формирования критического мышления.
3) Выявить уровни сформированности критического мышления учащихся начальных классов.
4) Разработать и внедрить фрагменты уроков с использованием таксономии Б. Блума на уроках английского языка, направленных на формирование критического мышления учащихся начальных классов.
5) Проследить динамику изменений в процессе формирования критического мышления.
Исследование по теме выпускной квалификационной работы посвящено решению одной из важных проблем обучения в частной школе - формирование критического мышления. Учитывая цели и задачи исследования, была изучена педагогическая, психологическая и методическая литература по данному вопросу. На констатирующем этапе экспериментами, нами были выбраны диагностические методики для определения уровня сформированности критического мышления учащихся 3 классов ЭГ и КГ. На формирующем этапе эксперимента мы выбрали «глаголы-действия», которые были применены в составленных нами фрагментах уроков английского языка, направленных на развитие критического мышления младших школьников. В результате чего нам удалось повысить уровень КМ учащихся. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза, а именно «уровень сформированности критического мышления повысится, если в обучении английскому языку будут использоваться элементы таксономии Б. Блума» подтвердилась.
Результаты, полученные в ходе выполнения контрольного среза, подтвердили эффективность использованной методики. Учащиеся 3 класса, в которой изучение английского языка осуществлялось с использованием элементов таксономии Б. Блума, показали уровень выше по сравнению с контрольным этапом. Можно говорить о том, что системная работа, которую мы провели в ходе эксперимента, способствовала более эффективному формированию критического мышления.
Надеемся, что материал данного исследования, изложенный в обобщенном и систематизированном виде, может помочь учителю ИЯ в профессиональной деятельности по обучению иностранному языку учащихся начальных классов для развития критического мышления.
Подобные работы
- Формирование пространственного мышления у детей среднего звена общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства и черчения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИНГФОРТ СКУЛ», г.КАЗАНЬ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на базе современных ИКТ в условиях средней общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Эрратологический аспект в обучении иностранному языку в Средней
общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Использование метода проектов на уроке иностранного языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - РЕВЕРСИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - Интерактивные формы обучения говорению на иностранном языке на старшем этапе
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Обучение иероглифике китайского языка в основной школе с использованием игровых приемов
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики
Диссертация , информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001



