Психологические особенности представителей разных субкультур на примере подросткового возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения психологических особенностей представителей разных субкультур 10
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 10
1.2. Социально-психологические подходы к изучению субкультур и их
классификации 19
1.3. Связь личностных особенностей подростков и желание относиться к
субкультуре 36
Глава 2. Анализ результатов исследования психологических особенностей представителей разных субкультур 50
2.1. Программа и методика исследования 50
2.2. Результаты эмпирического анализа 55
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 77
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения психологических особенностей представителей разных субкультур 10
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 10
1.2. Социально-психологические подходы к изучению субкультур и их
классификации 19
1.3. Связь личностных особенностей подростков и желание относиться к
субкультуре 36
Глава 2. Анализ результатов исследования психологических особенностей представителей разных субкультур 50
2.1. Программа и методика исследования 50
2.2. Результаты эмпирического анализа 55
2.3 Практическое применение результатов эмпирического исследования 77
Заключение 80
Список использованной литературы 82
Приложения
Актуальность исследования. Подростковый возраст - важный этап в становлении личности. Изменение отношений с родителями и сверстниками, психофизиологические изменения, происходящие в этом возрасте - все эти факторы оказывают значительное влияние на самочувствие подростка и возможности его личностного развития в будущем. Подростковый возраст характеризуется достаточно значимым событием и в социальной ситуации развития - ребенок начинает ориентироваться не на мнение значимого взрослого, а на мнение своих сверстников и находится в поиске своей референтной группы. Молодежная субкультура как раз может выступать такой референтной группой.
Большая часть работ, посвященных изучению субкультур пришлась на 2000-е годы, когда в России как раз довольно активно проявляли себя «готы», «эмо», «панки» и т.д. После 2010 года был заметен спад в популярности субкультур, возможно, обусловленный развитием и доступностью социальных сетей, где подростки находили свои референтные группы. Однако, в последние годы можно отметить, что существовавшие ранее субкультуры перешли в Интернет, а какие-то наоборот - возникли в Интернете и начали переходить в офлайн жизнь.
Современные субкультуры, в связи с развитием информационных технологий, могут объединять значительно большее число людей, имеющих, к тому же, разные культурные и национальные особенности, например, музыкальные субкультуры (k-pop, c-pop), аниме и т.д. С одной стороны, такое многообразие оказывает позитивное влияние на развитие подростка (он может заинтересоваться другим языком, начать больше внимания уделять своему развитию), но с другой - и конфликты в таких субкультурах могут оказывать более разрушительное воздействие на ребенка. К тому же, не стоит забывать и о проблеме буллинга в современных школах и в соцсетях. При этом, представители субкультур могут выступать и как жертвы, и как агрессоры. В связи с этим, мы предполагаем, что изучение психологических особенностей современных субкультур является актуальным.
Степень изученности проблемы. Исследованием субкультур занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Так, первые исследования субкультур, их психологических особенностей отражены в работах Д. Рисмена, Д. Хэбиджома и М. Маффесоли.
В работах отечественных представителей социальной психологии - Г.М. Андреевой, С.И. Левиковой, Б.С. Волкова, Э.В. Гымзиной и др., субкультуры рассматриваются как системы, которые способны к внешним и внутренним изменениям, могут адаптироваться к изменяющимся условиям общества и оказывать влияние на него.
При этом, О.А. Максимова, А.А. Русанова, В.А. Ядов и др, придерживаются мнения, что субкультура не может являться системой, в силу ее разнообразия, а также не обладает едиными ценностями, критериями и структурой.
Довольно много исследований посвящено проблеме влияния субкультуры на личность подростка (Ю.К. Александров, Ю.М. Антонян, Л.Д. Столяренко, В.Ф. Пирожков). При этом в девиантологии отделено выделяется деструктивное влияние субкультуры на подростка - Е.В. Змановская, Л.Ю. Клейберг).
В работах Т.Д. Марцинковской, И.В. Чумичева, М.А. Кудряшова рассматривается психология молодежной субкультуры - ее формы, социальные представления, личностные ценности и интересы представителей, механизмы формирования субкультур.
То, как в субкультуре выстраиваются ценностные ориентации молодежи, правила взаимоотношений, статусная структура, язык и образ жизни отражено в работах Л.В. Мосиенко и Г.М. Андреевой.
Цель исследования: исследовать психологические особенности представителей субкультур на примере подросткового возраста.
Объект исследования: психологические особенности подростков.
Предмет исследования: психологические особенности подростков - представителей разных субкультур.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме психологических особенностей представителей субкультур на примере подросткового возраста;
2) Разработать программу эмпирического исследования по изучению психологических особенностей представителей субкультур на примере подросткового возраста, подобрать диагностический инструментарий;
3) Эмпирически определить психологические особенности представителей субкультур на примере подросткового возраста;
4) Сравнить психологические характеристики представителей субкультур и подростков, которые не являются членами субкультур;
5) Разработать программу психологической профилактики агрессии у подростков.
Гипотезы исследования:
• По-видимому, психологический портрет подростков,
представителей субкультур и не являющихся членами субкультур будет различаться;
• Возможно, у подростков - представителей субкультур и не являющихся членами субкультур будет различаться стремление к соблюдению социальных норм (групповых норм).
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды в области общей и социальной психологии, социологии, педагогики отечественных и зарубежных исследователей:
• вопросы возникновения и развития молодёжных субкультур, представленные в трудах С. А. Белановского, С. И. Левиковой;
• механизмы социализации молодежи и проблемы формирования личности в процессе социализации С. Айзенштадта, А. В. Мудрика;
• культурно-историческая обусловленность психологических феноменов (Л.С. Выготского) и принцип деятельности А.Н. Леонтьева;
• типы личности, личностные черты Г. Айзенка, Р. Кеттелла;
• концепция акцентуированных личностей К. Леонгард.
Методы и процедура исследования:
1. Теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных);
2. Методический инструментарий: анкетный опрос;
психологическое тестирование: Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (Подростковый вариант) (в адаптации В.И. Похилько, А.С. Соловейчика, А.Г. Шмелева), Опросник Г. Шмишека для подростков в модификации И.В. Крук, Опросник агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А.А. Хвана, Ю.А. Зайцева, Ю.А. Кузнецовой), Шкала толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой).
3. Математико-статистический анализ: непараметрический
корреляционный анализ Спирмена, непараметрические критерии для сравнительного анализа U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскела- Уоллеса. Обработка была проведена в программе SPSS 23.0.
4. Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли
участие 40 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, из них 57,5% - в возрасте от 14 до 15 лет, 42,5% - от 16 до 17 лет. При этом 75% выборки составляют девочки, 25% - мальчики. 32,5% испытуемых воспитываются одним
родителем, 67,5% - двумя родителями. 92,5% испытуемых являются
учащимися школы, 7,5% - обучаются в колледже/техникуме. Для испытуемых также характерна следующая учебная успеваемость: средний балл «отлично» 15% испытуемых, 52% - «хорошо», 33% - «удовлетворительно». 50% испытуемых относит себя к представителям субкультур, 50% - не являются участниками субкультур.
Выбор инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами, требованиями валидности, надёжности и адаптации используемых методик.
Научная новизна: субкультура для подростков выступает центром самовыражения, где они могут открыто проявлять свои эмоции - позитивные и негативные. Но при этом, принадлежность к субкультуре может способствовать формированию пассивного поведения при столкновении с непредвиденными, неопределенными ситуациями, когда подросток будет пытаться ориентироваться на мнение и возможности группы, а не на свои собственные.
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты позволят расширить представления о психологических особенностях субкультур в контексте агрессивного поведения.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы психологами в работе с подростками, при консультировании родителей по проблемам переходного возраста. Результаты исследования представляют интерес для организаций, деятельность которых направлена на развитие и образование молодежи и молодежной политики.
Положения, выносимые на защиту:
1) Психологический портрет подростков - представителей субкультур, отличается от портрета подростков, не являющихся членами субкультур. Подростки из субкультур характеризуются высоким уровнем агрессивного поведения, выражающегося в виде физической агрессии, и являющегося способом отстаивания своей принадлежности к группе, а также обладают низким уровнем толерантности к неопределенности, что сказывается на их способности к функционированию в неопределенных ситуациях. Подростки, не являющиеся членами субкультур, характеризуются высоким уровнем внутреннего напряжения, ригидностью и пассивностью поведения, для них также характерно агрессивное поведение, которое они проявляют в латентной форме;
2) Подростки - представители субкультур и подростки, членами субкультур не являющиеся обладают выраженным стремлением к соблюдению социальных норм. Однако, подростки из субкультур ориентируются и стремятся строго соблюдать внутренние нормы и ценности той субкультуры, к которой они принадлежат; а подростки, не являющиеся членами субкультур, ориентируются на общепринятые социальные нормы, что способствует нарастанию внутреннего напряжения, в случаях несогласия с этими нормами.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация результатов исследования. Юрьева О.В. Современные молодежные субкультуры и их особенности // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2022. МК-1425. С. 102-105.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 102 источника, 13 из которых на иностранном языке и 5 приложений.
Большая часть работ, посвященных изучению субкультур пришлась на 2000-е годы, когда в России как раз довольно активно проявляли себя «готы», «эмо», «панки» и т.д. После 2010 года был заметен спад в популярности субкультур, возможно, обусловленный развитием и доступностью социальных сетей, где подростки находили свои референтные группы. Однако, в последние годы можно отметить, что существовавшие ранее субкультуры перешли в Интернет, а какие-то наоборот - возникли в Интернете и начали переходить в офлайн жизнь.
Современные субкультуры, в связи с развитием информационных технологий, могут объединять значительно большее число людей, имеющих, к тому же, разные культурные и национальные особенности, например, музыкальные субкультуры (k-pop, c-pop), аниме и т.д. С одной стороны, такое многообразие оказывает позитивное влияние на развитие подростка (он может заинтересоваться другим языком, начать больше внимания уделять своему развитию), но с другой - и конфликты в таких субкультурах могут оказывать более разрушительное воздействие на ребенка. К тому же, не стоит забывать и о проблеме буллинга в современных школах и в соцсетях. При этом, представители субкультур могут выступать и как жертвы, и как агрессоры. В связи с этим, мы предполагаем, что изучение психологических особенностей современных субкультур является актуальным.
Степень изученности проблемы. Исследованием субкультур занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Так, первые исследования субкультур, их психологических особенностей отражены в работах Д. Рисмена, Д. Хэбиджома и М. Маффесоли.
В работах отечественных представителей социальной психологии - Г.М. Андреевой, С.И. Левиковой, Б.С. Волкова, Э.В. Гымзиной и др., субкультуры рассматриваются как системы, которые способны к внешним и внутренним изменениям, могут адаптироваться к изменяющимся условиям общества и оказывать влияние на него.
При этом, О.А. Максимова, А.А. Русанова, В.А. Ядов и др, придерживаются мнения, что субкультура не может являться системой, в силу ее разнообразия, а также не обладает едиными ценностями, критериями и структурой.
Довольно много исследований посвящено проблеме влияния субкультуры на личность подростка (Ю.К. Александров, Ю.М. Антонян, Л.Д. Столяренко, В.Ф. Пирожков). При этом в девиантологии отделено выделяется деструктивное влияние субкультуры на подростка - Е.В. Змановская, Л.Ю. Клейберг).
В работах Т.Д. Марцинковской, И.В. Чумичева, М.А. Кудряшова рассматривается психология молодежной субкультуры - ее формы, социальные представления, личностные ценности и интересы представителей, механизмы формирования субкультур.
То, как в субкультуре выстраиваются ценностные ориентации молодежи, правила взаимоотношений, статусная структура, язык и образ жизни отражено в работах Л.В. Мосиенко и Г.М. Андреевой.
Цель исследования: исследовать психологические особенности представителей субкультур на примере подросткового возраста.
Объект исследования: психологические особенности подростков.
Предмет исследования: психологические особенности подростков - представителей разных субкультур.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
1) Провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме психологических особенностей представителей субкультур на примере подросткового возраста;
2) Разработать программу эмпирического исследования по изучению психологических особенностей представителей субкультур на примере подросткового возраста, подобрать диагностический инструментарий;
3) Эмпирически определить психологические особенности представителей субкультур на примере подросткового возраста;
4) Сравнить психологические характеристики представителей субкультур и подростков, которые не являются членами субкультур;
5) Разработать программу психологической профилактики агрессии у подростков.
Гипотезы исследования:
• По-видимому, психологический портрет подростков,
представителей субкультур и не являющихся членами субкультур будет различаться;
• Возможно, у подростков - представителей субкультур и не являющихся членами субкультур будет различаться стремление к соблюдению социальных норм (групповых норм).
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды в области общей и социальной психологии, социологии, педагогики отечественных и зарубежных исследователей:
• вопросы возникновения и развития молодёжных субкультур, представленные в трудах С. А. Белановского, С. И. Левиковой;
• механизмы социализации молодежи и проблемы формирования личности в процессе социализации С. Айзенштадта, А. В. Мудрика;
• культурно-историческая обусловленность психологических феноменов (Л.С. Выготского) и принцип деятельности А.Н. Леонтьева;
• типы личности, личностные черты Г. Айзенка, Р. Кеттелла;
• концепция акцентуированных личностей К. Леонгард.
Методы и процедура исследования:
1. Теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных);
2. Методический инструментарий: анкетный опрос;
психологическое тестирование: Методика многофакторного исследования личности Кэттелла (Подростковый вариант) (в адаптации В.И. Похилько, А.С. Соловейчика, А.Г. Шмелева), Опросник Г. Шмишека для подростков в модификации И.В. Крук, Опросник агрессивности Басса-Дарки (в адаптации А.А. Хвана, Ю.А. Зайцева, Ю.А. Кузнецовой), Шкала толерантности к неопределенности С. Баднера (в адаптации Т.В. Корниловой, М.А. Чумаковой).
3. Математико-статистический анализ: непараметрический
корреляционный анализ Спирмена, непараметрические критерии для сравнительного анализа U-критерий Манна-Уитни, Н-критерий Краскела- Уоллеса. Обработка была проведена в программе SPSS 23.0.
4. Описание выборочной совокупности: в исследовании приняли
участие 40 подростков в возрасте от 14 до 17 лет, из них 57,5% - в возрасте от 14 до 15 лет, 42,5% - от 16 до 17 лет. При этом 75% выборки составляют девочки, 25% - мальчики. 32,5% испытуемых воспитываются одним
родителем, 67,5% - двумя родителями. 92,5% испытуемых являются
учащимися школы, 7,5% - обучаются в колледже/техникуме. Для испытуемых также характерна следующая учебная успеваемость: средний балл «отлично» 15% испытуемых, 52% - «хорошо», 33% - «удовлетворительно». 50% испытуемых относит себя к представителям субкультур, 50% - не являются участниками субкультур.
Выбор инструментария осуществлялся в соответствии с поставленными задачами, требованиями валидности, надёжности и адаптации используемых методик.
Научная новизна: субкультура для подростков выступает центром самовыражения, где они могут открыто проявлять свои эмоции - позитивные и негативные. Но при этом, принадлежность к субкультуре может способствовать формированию пассивного поведения при столкновении с непредвиденными, неопределенными ситуациями, когда подросток будет пытаться ориентироваться на мнение и возможности группы, а не на свои собственные.
Теоретическая значимость исследования: полученные результаты позволят расширить представления о психологических особенностях субкультур в контексте агрессивного поведения.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы психологами в работе с подростками, при консультировании родителей по проблемам переходного возраста. Результаты исследования представляют интерес для организаций, деятельность которых направлена на развитие и образование молодежи и молодежной политики.
Положения, выносимые на защиту:
1) Психологический портрет подростков - представителей субкультур, отличается от портрета подростков, не являющихся членами субкультур. Подростки из субкультур характеризуются высоким уровнем агрессивного поведения, выражающегося в виде физической агрессии, и являющегося способом отстаивания своей принадлежности к группе, а также обладают низким уровнем толерантности к неопределенности, что сказывается на их способности к функционированию в неопределенных ситуациях. Подростки, не являющиеся членами субкультур, характеризуются высоким уровнем внутреннего напряжения, ригидностью и пассивностью поведения, для них также характерно агрессивное поведение, которое они проявляют в латентной форме;
2) Подростки - представители субкультур и подростки, членами субкультур не являющиеся обладают выраженным стремлением к соблюдению социальных норм. Однако, подростки из субкультур ориентируются и стремятся строго соблюдать внутренние нормы и ценности той субкультуры, к которой они принадлежат; а подростки, не являющиеся членами субкультур, ориентируются на общепринятые социальные нормы, что способствует нарастанию внутреннего напряжения, в случаях несогласия с этими нормами.
Надежность, достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались опорой на требования и принципы объективного научного исследования; использованием теоретико-методологических оснований и концепций, общепризнанных в психологической науке; репрезентативностью и адекватностью изученной выборки целям и задачам исследования; использованием валидных и надежных психодиагностических методик и методов статистической обработки данных; согласованностью теоретических и прикладных результатов исследования и их апробацией в ходе практического использования.
Апробация результатов исследования. Юрьева О.В. Современные молодежные субкультуры и их особенности // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2022. МК-1425. С. 102-105.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 102 источника, 13 из которых на иностранном языке и 5 приложений.
Последние годы характеризуются значительными социально-экономическими и культурными изменениями, которые затрагивают все сферы жизни общества. Эти изменения не могли не отразиться и на субкультурах.
В первой главе нашей работы были рассмотрены особенности формирования и развития субкультур в прошлом и настоящем. Определены индивидуальные особенности разных субкультур. Проанализированы психологические особенности подростков, которые могут повлиять на желание присоединиться к субкультуре.
Во второй главе были представлены результаты проведенного исследования, исходя из которых можно сделать следующие выводы:
1. Психологически особенности подростков, являющихся членами субкультур, значительно отличаются от психологических особенностей подростков, членами субкультур не являющихся;
2. Представители субкультур выражают большую склонность к агрессивному поведению, в частности физической агрессии, что может быть обусловлено необходимостью отстаивать свои интересы как перед сверстниками, так и в самой субкультуре. Также они обладают слабо выраженной толерантностью к неопределенности;
3. Подростки, не являющиеся членами субкультур, характеризуются довольно высоким уровнем внутреннего напряжения, ригидностью и пассивностью поведения;
4. Современные подростки, по сравнению с исследованиями прошлых лет, вступают в субкультуры не для того, чтобы приобрести более высокий статус в группе, а ориентируются на поиск единомышленников, и рассматривают субкультуру как место, где можно «скрыться» от решения проблем;
5. При чрезмерно низком и чрезмерно высоком уровнях толерантности к неопределенности подростки (как из субкультур, так и не являющиеся их членами) могут достаточно выраженно проявлять агрессивное поведение, в том числе физическую агрессию.
В первой главе нашей работы были рассмотрены особенности формирования и развития субкультур в прошлом и настоящем. Определены индивидуальные особенности разных субкультур. Проанализированы психологические особенности подростков, которые могут повлиять на желание присоединиться к субкультуре.
Во второй главе были представлены результаты проведенного исследования, исходя из которых можно сделать следующие выводы:
1. Психологически особенности подростков, являющихся членами субкультур, значительно отличаются от психологических особенностей подростков, членами субкультур не являющихся;
2. Представители субкультур выражают большую склонность к агрессивному поведению, в частности физической агрессии, что может быть обусловлено необходимостью отстаивать свои интересы как перед сверстниками, так и в самой субкультуре. Также они обладают слабо выраженной толерантностью к неопределенности;
3. Подростки, не являющиеся членами субкультур, характеризуются довольно высоким уровнем внутреннего напряжения, ригидностью и пассивностью поведения;
4. Современные подростки, по сравнению с исследованиями прошлых лет, вступают в субкультуры не для того, чтобы приобрести более высокий статус в группе, а ориентируются на поиск единомышленников, и рассматривают субкультуру как место, где можно «скрыться» от решения проблем;
5. При чрезмерно низком и чрезмерно высоком уровнях толерантности к неопределенности подростки (как из субкультур, так и не являющиеся их членами) могут достаточно выраженно проявлять агрессивное поведение, в том числе физическую агрессию.
Подобные работы
- Социализация подростков и молодежи в контексте их включенности в аниме-субкультуру
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Изучение гендерной типизации и гендерных установок у юношей - представителей разных молодежных субкультур
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2024 - ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА)
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЧЛЕНОВ
НЕФОРМАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ НА ПРИМЕРЕ ПАРКУРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Субкультуры и их влияние на образ жизни молодежи. Социологический анализ (статья, Якутский технологический техникум сервиса)
Статьи, Эссе, Сочинения, социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023 - УЛИЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ ГРУППЫ РИСКА
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
(НА ПРИМЕРЕ США И АВСТРАЛИИ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



