Особенности профессионального самосознания студентов с высоким уровнем самореализации
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический обзор проблемы самореализации личности
1.1. Соотношение понятий «Самореализация» и «самоактуализация» в
профессиональной деятельности (обзор зарубежных и отечественных исследований)
1.2. Профессиональное самосознание, его содержание, структура,
регуляторные возможности, механизмы развития 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в учебно-профессиональной деятельности на примере обучающихся 1 курса по специальности СПО «Акушер» КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж»
2.1. Программа эмпирического исследования особенностей профессионального самосознания женщин с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 41
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 75
Глава 1. Теоретический обзор проблемы самореализации личности
1.1. Соотношение понятий «Самореализация» и «самоактуализация» в
профессиональной деятельности (обзор зарубежных и отечественных исследований)
1.2. Профессиональное самосознание, его содержание, структура,
регуляторные возможности, механизмы развития 25
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей
профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в учебно-профессиональной деятельности на примере обучающихся 1 курса по специальности СПО «Акушер» КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж»
2.1. Программа эмпирического исследования особенностей профессионального самосознания женщин с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 41
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложения 75
Актуальность. Дифференциация профессиональных областей деятельности (рост нового числа профессий), усложнение социально-ролевой структуры общества, информационная доступность, прозрачность, мобильность обеспечиваемые интернет - пространством - ставят перед личностью в 21 веке новые задачи по интеграции различных сфер своей социальной активности. Коммуникативная свобода, оборачивается трудностями поиска идентичности, внутриличностными конфликтами, а это выступает факторами провоцирующими рост числа психических заболеваний, связанных с расстройством эмоционального спектра, поведением человека [47,65]. Пандемия 2020 - 2021 гг. не только нарушила социально-экономические процессы и привычные социокультурные стереотипы, но и вследствие длительного периода пост-ковидной реабилитации негативно сказывается на способности человека адаптироваться к переменам[47]. Новые вызовы в геополитичекой сфере вновь актуализируют процессы личностного, ценностного и морального самоопределения, поиска новых способов жизнеосуществления в новой экономической реальности. Вышеизложенное ставит вновь вопрос о движущих силах самореализации личности.
Категория «самореализация» подробно рассматривается именно в отечественной психологии, поскольку ее содержание неразрывно связано с основополагающей категорией «деятельности».
Для западного дискурса центральным понятием выступает «самоактуализация» - как личностная особенность вследствие достижения баланса мета-черт личности «стабильности» и «пластичности». По мнению Kaufman термин «самоактуализация», предложенный А. Маслоу более 70 лет назад, несмотря на широкое использование при описании психологических феноменов, остается по-прежнему эмпирически неуловимым конструктом [7]. Необходима последовательная интеграция эмпирических исследований с теорией самоактуализации. В качестве эмпирических коррелятов самоактуализации в западных исследованиях выступают теория мета-черт личности и их внешней реализации [1,2,3], благополучия и удовлетворенности жизнью [7], модель «психологического благополучия» Риффа [12], теория самоопределения, любопытство Kashdan &Silvia [7], .
Таким образом, для западной науки характерен смысловой акцент на самореализации как интегральной черте личности. Отечественная психологическая наука при исследовании природы активности человека в большей степени придерживается категории субъекта как основополагающей характеристики личности (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн К.А. Абульхановой-Славской, Э.В. Галажинского, и др.) [19] . Понятие «субъект» рассматривается психологами в аспектах субъекта деятельности, способного ее освоить и творчески преобразовать, и субъекта жизни. Таким образом, смысловой акцент, по нашему мнению, переноситься с «самоактуализации» как черты личности, на «самореализацию», как проявлении субъектности. Основываясь, на биогенетических предпосылках, субъектность выступает как прижизненное новообразование, находящее в постоянном саморазвитии [28].
Самореализация - это переход от потенциальных ресурсов личности к актуальным и актуализируемым, благодаря субъектной позиции личности [32]. Сфера профессиональной деятельности традиционно рассматривается как пространство самореализации. А современная методология психолого-педагогических исследований технологий профессионального обучения [22,31,64, 68,80] позволяет рассматривать профессиональное обучение как один из этапов профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как выбор и утверждение своей позиции в профессиональной деятельности [22,43,60,61] невозможно без опоры на систему вербализированных представлений о собственных качествах - профессионального самосознания. Оно выступает результатом самоопределения субъекта в системе личных и интериоризуемых профессиональных ценностей и оформляется в профессиональную Я-концепцию. Содержание профессионального самосознания отсылает нас к проблематике исследования профессионально важных качеств (далее - ПВК) личности, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности [51]. Например, в трудах И.И. Косарева, С.Л. Соловьевой, рассматриваются психологические качества (коммуникативная компетентность, толерантность, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, самоактуализации, высокий интеллект и уверенность в себе и пр.), присущих представителям медицины. Н.М. Борозинец включает самоактуализацию в мотивационно-целевой компонент профессионального самосознания [23].
Профессиональная деятельность медицинского работника разворачивается исключительно к сфере субъект-субъектных отношений. Высокие требования к личностным и профессиональным качествам регламентируются через деонтологические принципы взаимодействия врача и пациента. Именно поэтому вопрос о качестве формирования профессиональной идентичности через развитие профессионального самосознания в процессе обучения - является предметом не только профессиональной, но и социальной ответственности.
Особое место, на наш взгляд занимают представители самой древней врачебной специальности - акушеры (среднеспециальное образование). Специфика их работы - сопровождение естественного процесса деторождения (любая патология - компетенция врача акушера-гинеколога) и психологическая поддержка роженицы. Сама родовая деятельность - это подлинный акт самореализации женщины. Быть рядом с ней в этот период, успешно сопровождать ее может личностно зрелый специалист. Качество психологического сопровождения родов не раз становился предметом психологических исследований. Именно поэтому наше внимание привлекла проблема самореализации обучающихся по акушерской специальности. В качестве особенностей выборки выступает то, что на данной специальности не обучаются юноши. Выборка однородна по полу.
Цель - особенности профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности на примере обучающихся 1 курса по специальности СПО «Акушер» КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж».
Объект исследования - самореализация личности в профессиональной деятельности.
Предмет исследования - особенности профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между освоенностями профессионального сознания лиц с разным уровнем самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы вопросам соотношения понятий «самореализация» и «самоктуализация» в отечественной и зарубежной литературе, а также механизмах формирования и функционирования и структуры профессионального самосознания.
2. Разработать программу эмпирического исследования и определить особенности профессионального самосознания у студентов с разным уровнем самореализации.
3. Обсудить с кураторами и психологами КГБПОУ «ББМК» механизмы, способы оптимизации психологического сопровождения профессионального становления будущего акушера на этапе профессионального обучения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• Концепция системного подхода к самореализации личности Кудинова С.И.
• Понимание самореализации как перехода от потенциальных ресурсов личности к актуальным, благодаря субъектной позиции личности, представленных в трудах Галаджинского Э.В., Дементий Л.И., Маленов А.А., Идинова И.А. и пр.
• Концепция самоактуализации личности А.Маслоу
• Представления о структуре профессионального самосознания (Поддубная А.В.)
Методы исследования.
- анализ психологической литературы по проблемам самореализации личности;
- экспертный опрос (для выделения ПВК);
- тестовые методики:
• Методика исследования структуры самосознания МИСС-2000 Веретенникова
• Самоактуализационный тест САТ - представляет собой русскоязычную адаптацию (Personal Orientation Inventory - POI) Э. Шострома, разработанную Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В., 1987 г.
- Метод субъективного шкалирования;
- Методы статистического анализа данных (Т-критерий Стьюдента одновыборочный, Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ Пирсона)
Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 2020 - 2022 гг.
1. На первом этапе был проведен анализ литературы и сформированы гипотезы исследования, разработан инструментарий.
2. На втором этапе мы реализовали исследование студентов 1 курса, специальности СПО «Акушер», участвующих в реализации волонтеркого проекта «Мы вместе» с Перинатальным центром «Дар».
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, завершено оформление диссертации, разработаны рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения профессиональной подготовки по специальности.
Положения, выносимые на защиту.
1. У студентов существует взаимосвязь между уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии.
2. Существуют различия в содержании и степени выраженности профессионально-важных качеств в структуре актуального профессионального сознания в зависимости от самооценки по шкалам «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью».
3. Уровень выраженности черт самоактуализированной личности по методике САТ не определяет уровень самореализации на данной выборке, но взаимосвязан с атрибуцией себе студентами ПВК.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выделены профессионально важные качества, составляющие содержание профессионального самосознания студента СПО обучающегося по специальности «Акушер», а также особенности профессионального самосознания в зависимости от самооценками уровня «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью» и содержанием профессионального самосознания у студентов
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
1. Установлена взаимосвязь между самооценками уровня
«самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью» и содержанием профессионального самосознания у студентов.
2. Уровень с выраженности черт самоактуализации не связан с
уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии для обучающихся по специальности СПО «Акушер» по причине жесткой регламентации профессиональной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации практических психологов медицинских колледжей, оказывающих психологическую помощь обучающимся на этапе профессионального обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений, содержит 8 таблиц, 10 рисунков.
Категория «самореализация» подробно рассматривается именно в отечественной психологии, поскольку ее содержание неразрывно связано с основополагающей категорией «деятельности».
Для западного дискурса центральным понятием выступает «самоактуализация» - как личностная особенность вследствие достижения баланса мета-черт личности «стабильности» и «пластичности». По мнению Kaufman термин «самоактуализация», предложенный А. Маслоу более 70 лет назад, несмотря на широкое использование при описании психологических феноменов, остается по-прежнему эмпирически неуловимым конструктом [7]. Необходима последовательная интеграция эмпирических исследований с теорией самоактуализации. В качестве эмпирических коррелятов самоактуализации в западных исследованиях выступают теория мета-черт личности и их внешней реализации [1,2,3], благополучия и удовлетворенности жизнью [7], модель «психологического благополучия» Риффа [12], теория самоопределения, любопытство Kashdan &Silvia [7], .
Таким образом, для западной науки характерен смысловой акцент на самореализации как интегральной черте личности. Отечественная психологическая наука при исследовании природы активности человека в большей степени придерживается категории субъекта как основополагающей характеристики личности (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн К.А. Абульхановой-Славской, Э.В. Галажинского, и др.) [19] . Понятие «субъект» рассматривается психологами в аспектах субъекта деятельности, способного ее освоить и творчески преобразовать, и субъекта жизни. Таким образом, смысловой акцент, по нашему мнению, переноситься с «самоактуализации» как черты личности, на «самореализацию», как проявлении субъектности. Основываясь, на биогенетических предпосылках, субъектность выступает как прижизненное новообразование, находящее в постоянном саморазвитии [28].
Самореализация - это переход от потенциальных ресурсов личности к актуальным и актуализируемым, благодаря субъектной позиции личности [32]. Сфера профессиональной деятельности традиционно рассматривается как пространство самореализации. А современная методология психолого-педагогических исследований технологий профессионального обучения [22,31,64, 68,80] позволяет рассматривать профессиональное обучение как один из этапов профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, понимаемое как выбор и утверждение своей позиции в профессиональной деятельности [22,43,60,61] невозможно без опоры на систему вербализированных представлений о собственных качествах - профессионального самосознания. Оно выступает результатом самоопределения субъекта в системе личных и интериоризуемых профессиональных ценностей и оформляется в профессиональную Я-концепцию. Содержание профессионального самосознания отсылает нас к проблематике исследования профессионально важных качеств (далее - ПВК) личности, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности [51]. Например, в трудах И.И. Косарева, С.Л. Соловьевой, рассматриваются психологические качества (коммуникативная компетентность, толерантность, эмоциональная стабильность, способность к эмпатии, самоактуализации, высокий интеллект и уверенность в себе и пр.), присущих представителям медицины. Н.М. Борозинец включает самоактуализацию в мотивационно-целевой компонент профессионального самосознания [23].
Профессиональная деятельность медицинского работника разворачивается исключительно к сфере субъект-субъектных отношений. Высокие требования к личностным и профессиональным качествам регламентируются через деонтологические принципы взаимодействия врача и пациента. Именно поэтому вопрос о качестве формирования профессиональной идентичности через развитие профессионального самосознания в процессе обучения - является предметом не только профессиональной, но и социальной ответственности.
Особое место, на наш взгляд занимают представители самой древней врачебной специальности - акушеры (среднеспециальное образование). Специфика их работы - сопровождение естественного процесса деторождения (любая патология - компетенция врача акушера-гинеколога) и психологическая поддержка роженицы. Сама родовая деятельность - это подлинный акт самореализации женщины. Быть рядом с ней в этот период, успешно сопровождать ее может личностно зрелый специалист. Качество психологического сопровождения родов не раз становился предметом психологических исследований. Именно поэтому наше внимание привлекла проблема самореализации обучающихся по акушерской специальности. В качестве особенностей выборки выступает то, что на данной специальности не обучаются юноши. Выборка однородна по полу.
Цель - особенности профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности на примере обучающихся 1 курса по специальности СПО «Акушер» КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж».
Объект исследования - самореализация личности в профессиональной деятельности.
Предмет исследования - особенности профессионального самосознания акушеров (женщин) с разным уровнем самореализации в профессиональной деятельности
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между освоенностями профессионального сознания лиц с разным уровнем самореализации в учебно-профессиональной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести теоретико-методологический анализ литературы вопросам соотношения понятий «самореализация» и «самоктуализация» в отечественной и зарубежной литературе, а также механизмах формирования и функционирования и структуры профессионального самосознания.
2. Разработать программу эмпирического исследования и определить особенности профессионального самосознания у студентов с разным уровнем самореализации.
3. Обсудить с кураторами и психологами КГБПОУ «ББМК» механизмы, способы оптимизации психологического сопровождения профессионального становления будущего акушера на этапе профессионального обучения.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
• Концепция системного подхода к самореализации личности Кудинова С.И.
• Понимание самореализации как перехода от потенциальных ресурсов личности к актуальным, благодаря субъектной позиции личности, представленных в трудах Галаджинского Э.В., Дементий Л.И., Маленов А.А., Идинова И.А. и пр.
• Концепция самоактуализации личности А.Маслоу
• Представления о структуре профессионального самосознания (Поддубная А.В.)
Методы исследования.
- анализ психологической литературы по проблемам самореализации личности;
- экспертный опрос (для выделения ПВК);
- тестовые методики:
• Методика исследования структуры самосознания МИСС-2000 Веретенникова
• Самоактуализационный тест САТ - представляет собой русскоязычную адаптацию (Personal Orientation Inventory - POI) Э. Шострома, разработанную Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, М. В., 1987 г.
- Метод субъективного шкалирования;
- Методы статистического анализа данных (Т-критерий Стьюдента одновыборочный, Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ Пирсона)
Эмпирическая база исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно в течение 2020 - 2022 гг.
1. На первом этапе был проведен анализ литературы и сформированы гипотезы исследования, разработан инструментарий.
2. На втором этапе мы реализовали исследование студентов 1 курса, специальности СПО «Акушер», участвующих в реализации волонтеркого проекта «Мы вместе» с Перинатальным центром «Дар».
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ результатов исследования, систематизированы и интерпретированы полученные данные, завершено оформление диссертации, разработаны рекомендации по совершенствованию психологического сопровождения профессиональной подготовки по специальности.
Положения, выносимые на защиту.
1. У студентов существует взаимосвязь между уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии.
2. Существуют различия в содержании и степени выраженности профессионально-важных качеств в структуре актуального профессионального сознания в зависимости от самооценки по шкалам «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью».
3. Уровень выраженности черт самоактуализированной личности по методике САТ не определяет уровень самореализации на данной выборке, но взаимосвязан с атрибуцией себе студентами ПВК.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Выделены профессионально важные качества, составляющие содержание профессионального самосознания студента СПО обучающегося по специальности «Акушер», а также особенности профессионального самосознания в зависимости от самооценками уровня «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью» и содержанием профессионального самосознания у студентов
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
1. Установлена взаимосвязь между самооценками уровня
«самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью» и содержанием профессионального самосознания у студентов.
2. Уровень с выраженности черт самоактуализации не связан с
уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии для обучающихся по специальности СПО «Акушер» по причине жесткой регламентации профессиональной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе подготовки и повышения квалификации практических психологов медицинских колледжей, оказывающих психологическую помощь обучающимся на этапе профессионального обучения.
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений, содержит 8 таблиц, 10 рисунков.
В теоретической части работы нами был представлен анализ категорий «самореализация», самоактуализация и профессиональное сознание. Успешность самореализации определяется качеством (содержанием, структурой, степенью рефлексивности) сформированности профессионального самосознания. Способность к самореализации, особенно на этапе учебно-профессиональной деятельности определяет общую эффективность последней. В силу того, что самореализация и самоактуализация рассматриваются в отечественной психологии как взаимосвязанные категории нам было важно оценить какой вклад вносит способность к самоактуализации в самореализацию на этапе учебно-профессиональной деятельности и каково содержание и структура профессионального сознания студентов.
По результатам эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:
• У студентов существует взаимосвязь между уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии.
• Самооценка удовлетворенности жизнью не связана с самооценкой уровня самореализации личности, а также базовыми шкалами САТ.
• Студенты демонстрирую готовность к саморазвитию только по части качеств, признанных экспертами как профессионально важными. Будущие акушеры считают профессионально важным развития у себя следующих качеств: доброжелательность (приветливость); физическую выносливость, тренировать память; развивать эмоциональную устойчивость, как способность управлять своими эмоциями для того, что бы сохранять свое уравновешенное, благополучное состояние; обучаться самоконтролю эмоциональных состояний (противодействовать импульсивности реакций), способности анализировать ситуацию и прогнозировать последствия своих действий (ответственность); тщательного исполнение формальных и неформальных социальных обязанностей благодаря (добросовестность); трудолюбия и порядочности; чуткости, как заботе о нуждах, запросах и желаниях, внимательное отношение к чувствам и мыслям другого; тактичности, как способности соизмерять собственные поступки, чувства и интонации с поступками, чувствами и интонациями других; аккуратности - соблюдение точности в следовании образцу, внешняя опрятность, чистоплотность; наблюдательности - как умения замечать существенные, возможно малозаметные свойства явлений; внимательности, как умения выбрать главное и сосредоточиться на нем. Анализ показывает, что сострадательность, сопереживательность, способность быстро и адекватно реагировать на ситуацию, а также уровень брезгливости - рассматриваются как достаточно сформированные, а все остальные качества определяют зону развития и составляют актуальное содержание профессионального самосознания.
• Существуют различия с содержании и степени выраженности профессионально-важных качеств в структуре актуального профессионального сознания в зависимости от самооценки по шкалам «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью».
• При оценке актуального Я студентами специальности СПО
«Акушерство» существует прямая зависимость атрибуции себе качеств «эмоциональная устойчивость» и «наблюдательность», «добросовестность», «тактичность», «аккуратность» и высоких оценок по шкале самореализации.
• Студенты, отличающиеся высоким уровнем самореализации придают большее значение развитию ПВК «Эмоциональная устойчивость» и «наблюдательность».
• Уровень с выраженности черт самоактуализации не связан с уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии для обучающихся по специальности СПО «Акушер» по причине жесткой регламентации профессиональной деятельности. Уровень выраженности черт самоактуализированной личности по методике САТ не определяет уровень самореализации на данной выборке, но взаимосвязан с атрибуцией себе студентами ПВК: высокие показатели базовых шкал самоактуализации прямо и достоверно связаны с повышением самооценок по шкалам «эмоциональная устойчивость», «самоконтроль эмоциональных состояний», «аккуратность».
Таким образом, гипотеза работы нашла свое эмпирическое подтверждение. В ходе анализа были получены дополнительные достоверные данные, что позволило нам сформулировать положения выносимые на защиту.
Результаты исследования были обсуждены с педагогами-психологами КГБПОУ «ББМК» и учтены при разработке программы психологического сопровождения студентов: в образовательный и воспитательный процесс введены занятия, повышающие способность к саморегуляции и управлением эмоциональными состояниями, когнитивные тренинги на развитие внимания и наблюдательности, тренинги на развития коммуникативной чуткости и тактичности в общении.
Считаем, что цели и задачи данной работы достигнуты. В перспективе исследования можно развернуть в аспекте исследования вклада самоактуализации в учебно-профессиональную деятельность обучающихся по специальностям не требующим жесткой регламентации деятельности и операций.
По результатам эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы:
• У студентов существует взаимосвязь между уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии.
• Самооценка удовлетворенности жизнью не связана с самооценкой уровня самореализации личности, а также базовыми шкалами САТ.
• Студенты демонстрирую готовность к саморазвитию только по части качеств, признанных экспертами как профессионально важными. Будущие акушеры считают профессионально важным развития у себя следующих качеств: доброжелательность (приветливость); физическую выносливость, тренировать память; развивать эмоциональную устойчивость, как способность управлять своими эмоциями для того, что бы сохранять свое уравновешенное, благополучное состояние; обучаться самоконтролю эмоциональных состояний (противодействовать импульсивности реакций), способности анализировать ситуацию и прогнозировать последствия своих действий (ответственность); тщательного исполнение формальных и неформальных социальных обязанностей благодаря (добросовестность); трудолюбия и порядочности; чуткости, как заботе о нуждах, запросах и желаниях, внимательное отношение к чувствам и мыслям другого; тактичности, как способности соизмерять собственные поступки, чувства и интонации с поступками, чувствами и интонациями других; аккуратности - соблюдение точности в следовании образцу, внешняя опрятность, чистоплотность; наблюдательности - как умения замечать существенные, возможно малозаметные свойства явлений; внимательности, как умения выбрать главное и сосредоточиться на нем. Анализ показывает, что сострадательность, сопереживательность, способность быстро и адекватно реагировать на ситуацию, а также уровень брезгливости - рассматриваются как достаточно сформированные, а все остальные качества определяют зону развития и составляют актуальное содержание профессионального самосознания.
• Существуют различия с содержании и степени выраженности профессионально-важных качеств в структуре актуального профессионального сознания в зависимости от самооценки по шкалам «самореализации», «удовлетворенностью выбором профессии», «удовлетворенностью жизнью».
• При оценке актуального Я студентами специальности СПО
«Акушерство» существует прямая зависимость атрибуции себе качеств «эмоциональная устойчивость» и «наблюдательность», «добросовестность», «тактичность», «аккуратность» и высоких оценок по шкале самореализации.
• Студенты, отличающиеся высоким уровнем самореализации придают большее значение развитию ПВК «Эмоциональная устойчивость» и «наблюдательность».
• Уровень с выраженности черт самоактуализации не связан с уровнем самореализации и удовлетворенностью выбором профессии для обучающихся по специальности СПО «Акушер» по причине жесткой регламентации профессиональной деятельности. Уровень выраженности черт самоактуализированной личности по методике САТ не определяет уровень самореализации на данной выборке, но взаимосвязан с атрибуцией себе студентами ПВК: высокие показатели базовых шкал самоактуализации прямо и достоверно связаны с повышением самооценок по шкалам «эмоциональная устойчивость», «самоконтроль эмоциональных состояний», «аккуратность».
Таким образом, гипотеза работы нашла свое эмпирическое подтверждение. В ходе анализа были получены дополнительные достоверные данные, что позволило нам сформулировать положения выносимые на защиту.
Результаты исследования были обсуждены с педагогами-психологами КГБПОУ «ББМК» и учтены при разработке программы психологического сопровождения студентов: в образовательный и воспитательный процесс введены занятия, повышающие способность к саморегуляции и управлением эмоциональными состояниями, когнитивные тренинги на развитие внимания и наблюдательности, тренинги на развития коммуникативной чуткости и тактичности в общении.
Считаем, что цели и задачи данной работы достигнуты. В перспективе исследования можно развернуть в аспекте исследования вклада самоактуализации в учебно-профессиональную деятельность обучающихся по специальностям не требующим жесткой регламентации деятельности и операций.
Подобные работы
- Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - Особенности национального самосознания студентов, приехавших из стран
ближнего зарубежья (на примере студентов, обучающихся в системе
среднего профессионального образования)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ.
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 1999 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ ТиПО
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Формирование профессиональных компетенций студентов- дизайнеров в процессе изучения технологий народных ремесел
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Взаимосвязь субъектности и тревожности студентов как предикторы
планирования будущего
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2020 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СВЯЗИ С ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫМИ И РЕГУЛЯТОРНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
ОБУЧАЕМЫХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025



