Введение 9
Глава 1. Теоретические основы системы аттестации персонала в организации 12
1.1 Сущность аттестации персонала: элементы, цели, задачи 12
1.2 Процесс аттестации персонала 18
1.3 Методики и методы проведения аттестации 23
1.4 Законодательная база по вопросам аттестации и управления персоналом ... 26
Глава 2. Анализ существующей системы аттестации персонала в ООО «ИВА» 28
2.1 Организационно-управленческая характеристика ООО «ИВА» и его
кадровая политика 28
2.2 Аттестация персонала как инструмент управления в ООО «ИВА» 43
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы аттестации персонала в
ООО «ИВА» 54
Заключение 58
Список использованной литературы 62
Приложение А
Вопросы для аттестации кассиров базовой категории 65
Приложение Б
Вопросы для аттестации кассиров-специалистов 1 категории 67
Приложение В
Пример варианта теста для первого этапа проведения аттестации 70
Приложение Г
Градация поведенческих проявлений сотрудника 75
Приложение Д
Отзыв-характеристика руководителя на работника, который подлежит аттестации 77
Образец протокола аттестационной комиссии ООО «ИВА» 78
Приложение Ж
Анкета сотрудника ООО «ИВА» на удовлетворенность системы аттестации в компании 80
Приложение З
ОТЧЕТ о проверке на плагиат 82
Объектом исследования является система управления персоналом в ООО «ИВА».
Цель исследования — анализ системы аттестации персонала и разработка рекомендаций по ее совершенствованию в ООО «ИВА».
В процессе исследования проводились социологические исследования.
В результате исследований были выявлены и разработаны рекомендации по усовершенствованию системы аттестации персонала в организации.
Методической основой исследования являлись такие методы, как изучение литературных и научных источников, опрос, обобщение и анализ, анкетирование.
Степень внедрения: одна из рекомендаций по усовершенствованию системы аттестации применена и используется в ООО «ИВА».
Область применения: разработанные рекомендации по
усовершенствованию системы аттестации могут быть использованы специалистами в области управления персоналом и различными организациями.
Эффективность деятельности компании на рынке и конкурентоспособность — важнейшие цели каждого руководителя любого предприятия. Персонал компании — это тот ресурс, который данные условия либо обеспечивает, либо же нет.
Аттестация персонала — одна из важнейших функций управления персоналом. Именно по итогам процедуры аттестации принимаются соответствующие решения.
Аттестация персонала в настоящее время является актуальным понятием, так как служит неотделимым элементом контроля над уровнем профессионального развития сотрудника, а так же развития кадрового потенциала организации в целом.
Аттестация персонала - оценка соответствия занимаемой должности. Если быть точнее, то аттестация персонала - это процедура, которая проводится в соответствии с законодательным порядком оценки результатов трудовой деятельности работников. Целью аттестации служит определение соответствия деловых и профессиональных качеств работника с функциями занимаемой им должности.
Цель работы — анализ системы аттестации персонала и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию в ООО «ИВА».
Достижение поставленной цели определяет необходимость решения
задач:
- рассмотреть сущность процедуры аттестации: цели, задачи, методы;
- определить место аттестации персонала в процессе управления персоналом в организации;
- представить организационно-управленческую характеристику ООО «ИВА», проанализировав организационную структуру компании;
- провести анализ системы аттестации персонала в ООО «ИВА»;
- разработать рекомендации, направленные на совершенствование
9
системы аттестации персонала в ООО «ИВА».
Объектом исследования служит система управления персоналом ООО «ИВА».
Предметом исследования служит система аттестации персонала ООО «ИВА».
При написании работы были использованы труды таких авторов, как Базаров Т.Ю., Кафидов В.В., Верещагина Л.С. и другие.
Методической основой исследования являлись такие методы, как изучение литературных и научных источников, опрос, обобщение и анализ, анкетирование.
Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций совершенствования системы аттестации для использования в ООО «ИВА» с целью получения максимальной эффективности от проведения аттестации персонала.
Структура дипломной работы состоит из таких элементов, как введение, две взаимосвязанных главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Актуальность темы, цели и задачи работы, объект и субъект исследования определяются во введение, так же в нем представлена практическая значимость работы и методические основы исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам исследования системы аттестации персонала в организациях. В данной главе дается определение понятия «аттестация», описаны цели, задачи, методы проведения процедуры аттестации.
Во второй главе приведена организационно-управленческая характеристика ООО «ИВА», так же проведен анализ существующей на данный момент времени системы аттестации персонала и разработаны рекомендации, направленные на совершенствование системы аттестации в ООО «ИВА».
В заключении приводятся выводы по изложенному в работе материалу.
Аттестация персонала — одна из важных функций управления персоналом. По результатам проведения процедуры аттестации принимаются соответствующие решения. К которым относятся:
- соответствие сотрудника занимаемой должности в данный момент;
- несоответствие сотрудника занимаемой должности в данный момент;
- соответствие сотрудника занимаемой должности с учетом выполнения предложений аттестационной комиссии и улучшения качества своей работы.
Аттестация (от лат. attestatio - свидетельство) — это определение знаний и квалификации сотрудника, а так же соответствие занимаемой должности.
Процедура аттестации оформляется в соответствии с законодательными требованиями и локальными нормативными документами организации.
К ключевым элементам аттестации относятся систематичность и формализованность.
Аттестация позволяет:
- провести аудит сотрудников;
- выявить, насколько верны требования, которые предъявляются к работникам;
- выявить «болевые места»;
- оценить ценность работника, как для подразделения, так и для организации в целом.
Цели проведения аттестации должны быть четко сформулированы, измеримы, выполнимы, а так же иметь временной интервал.
ООО «ИВА» - спортивный бар, начавший свою деятельность в 2012
году.
Предметом деятельности спортивного бара «ИВА» являются:
1. Продажа алкогольных, безалкогольных напитков, закусок, сигарет и сопутствующих товаров;
2. Осуществление трансляций спортивных событий;
3. Продажа сувениров и спортивной символики;
4. Проведение различных розыгрышей и призов, связанных со спортивными событиями;
5. Прием ставок на спортивные события по системе ФОНАПС;
6. Прием денежных средств через кассу для пополнения персональных карточек участников пари.
Что касается проведения аттестации в ООО «ИВА», то данная процедура проходит в организации в три этапа. Первый этап - подготовительный. На данном этапе издается приказ о проведение аттестации, утверждается аттестационная комиссия, разрабатывается положение об аттестации, составляется список работников, которые подлежат аттестации, оформляются аттестационные листы и характеристики на сотрудников. Кроме этого, уже на этом этапе всех сотрудников, которые подлежат аттестации, оповещают о предстоящей процедуре, о целях аттестации.
Вторым этапом является проведение самой процедуры аттестации. На этом этапе происходит заседание аттестационной комиссии, на котором присутствуют все члены комиссии и работники, подлежащие аттестации. Аттестация проходит в два главных этапа. Первый этап - написание аттестуемыми работниками тестирования. Второй этап - устные ответы аттестуемых на задаваемые вопросы аттестационной комиссии, которые касаются их трудовой деятельности в компании.
Третьим этапом служит подведение итогов аттестации и принятие решений.
Руководитель ООО «ИВА», основываясь на результатах аттестации, может предпринять следующие меры:
- понизить работника в должности;
- повысить работника в должности;
- повысить должностной оклад сотрудника;
- понизить должностной оклад сотрудника;
- установить надбавку к должностному окладу;
- отменить надбавку к должностному окладу;
- изменить надбавку к должностному окладу;
- освободить работника от должности.
В данном спортивном баре придерживаются формальной классической системы аттестации, которая не требует больших затрат и ресурсов. Проанализировав данную систему, автор данной работы предлагает ряд рекомендаций, которые направлены на совершенствование системы аттестации в ООО «ИВА». К таковым рекомендациям относятся:
1. Внедрение ежемесячных тестирований в программе «1С: Управляй Ка», что позволит руководителю еще до процедуры аттестации выявить слабые стороны работника и по возможности их устранить для успешного прохождения аттестации. Так же данное тестирование поможет самим работникам чувствовать себя увереннее в течение всего года до проведения аттестации и саму процедуру сдачи проходить в менее стрессовой ситуации;
2. Внедрение метода «деловая игра». Суть этого метода состоит в том, что сотруднику предлагается стандартная рабочая ситуация или же аварийная ситуация. В рамках данной ситуации он должен решить ряд задач или наметить верный план своих действий. Данный метод максимально эффективен в рамках деятельности спортивного бара. Он поможет сотруднику, к примеру, при проверке трудовой или иной инспекции, не растеряться, не паниковать, а правильно выстроить диалог с представителями проверяющего органа до приезда управляющего и верно выстроить план своих действий;
3. Внедрение во второй этап проведения аттестации собеседования индивидуального подхода к сотруднику. Суть этого внедрения состоит в том, что именно индивидуальный подход к каждому в отдельности сотруднику помогает добиться максимального использования его потенциала во благо компании, так же добиться большей удовлетворенности сотрудниками своей работы. В целом по результатам индивидуальных собеседований такого типа можно получить огромное количество разнообразной и весьма полезной информации о каждом сотруднике;
4. Увеличение количества семинаров в текущем году. Проведение семинаров чаще одного раза в год в какой-то степени снизит напряженность у самих работников перед сдачей аттестации и придаст им уверенности;
5. Внедрение процедуры обучения персонала по итогам аттестации. Суть обучения персонала будет состоять в повышение профессионального уровня сотрудников.
Подводя итог работы, стоит отметить, что система аттестации в ООО «ИВА» несовершенна. Существует ряд рекомендаций, которые, по мнению автора, помогут усовершенствовать систему аттестации в организации и дадут возможность получить максимальную эффективность от ее применения.
Итак, таким образом можно констатировать достижение поставленной цели дипломной работы и решение поставленных задач в ней.