Психологическая устойчивость военнослужащих
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования психологической устойчивости военнослужащих 7
1.1. Психологические характеристики экстремальных, трудных жизненных
ситуаций 7
1.2. Основные теоретические направления изучения психологической
устойчивости личности в отечественной и зарубежной психологии 14
1.3. Факторы, оказывающие влияние на психологическую устойчивость
военнослужащих 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической устойчивости у военнослужащих 34
2.1 Программа и методы исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования психологической устойчивости
у военнослужащих 40
2.3 Практическое применение результатов исследования 61
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения
1.1. Психологические характеристики экстремальных, трудных жизненных
ситуаций 7
1.2. Основные теоретические направления изучения психологической
устойчивости личности в отечественной и зарубежной психологии 14
1.3. Факторы, оказывающие влияние на психологическую устойчивость
военнослужащих 20
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической устойчивости у военнослужащих 34
2.1 Программа и методы исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования психологической устойчивости
у военнослужащих 40
2.3 Практическое применение результатов исследования 61
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложения
Актуальность исследования. Одним из путей повышения эффективности служебной деятельности у военнослужащих является психологическая устойчивость в процессе профессиональной подготовки и дальнейшее непрерывное ее развитие в условиях выполнения профессиональных задач.
Психологическая устойчивость военнослужащих - это в первую очередь сформированность и развитие психологических характеристик, которые отвечают психологическим особенностям профессиональной деятельности (применение оружия, обеспечение правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций). А такие факторы, как ненормированный рабочий день, необходимость полной отдачи психических и физических сил при военных действиях, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Именно это и определяет высокие требования к психической сфере личности военнослужащих, их психологической устойчивости и готовности к деятельности в напряженных условиях.
В сложившихся условиях изучение психологической устойчивости военнослужащих является одной из самых трудных и актуальных в современном мире. Служба проходит в постоянной интеллектуальной, эмоциональной, а также физической напряженности. Она отличается неравномерностью нагрузок и рабочего дня. Большую роль играет работа с оружием, человек постоянно несёт ответственность за свои действия. Еще одной отличительной особенностью является наличие стрессовых ситуаций, высокий уровень риска. Всё это вместе можно назвать экстремальной ситуацией и профессиональный стресс. Служба в вооруженных силах - это высокие требования как к личностным качествам, так и к физическим и психическим. Обладающий всеми этими качествами военнослужащий доволен своей работой, у него хорошая работоспособность, активность. Он постоянно стремиться к совершенствованию. После стрессовой ситуации у военнослужащего может наблюдаться нарушения в функционировании памяти, мышления, внимания. Он может ощущать себя подавленно. Иногда такая ситуация достигает критического момента, что в результате сотрудник может потерять самообладание и самоконтроль.
Самыми яркими примерами стрессоров профессиональной деятельности являются: строгая регламентация, большое количество профессиональных задач, властные полномочия, ответственность за свои действия. Ограниченность во времени, большой риск причинения вреда другим. Также физические и психологические нагрузки у военнослужащего.
Это является главной причиной заинтересованности учёных в исследовании повышения уровня психологической устойчивости личности, к тем факторам, которые мешают самореализоваться. Можно сказать, что психологической устойчивостью является условие, которое даёт возможность для хорошего развития личности.
Цель исследования: выявить специфические составляющие психологической устойчивости военнослужащих-контрактников 1 года службы и более 1 года службы.
Объект исследования: выступает психологическая устойчивость личности
Предмет исследования: психологическая устойчивость
военнослужащих
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению психологической устойчивости личности;
2. выявить детерминанты развития психологической устойчивости;
3. разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической устойчивости военнослужащих, находящихся на разных стадиях профессионализации;
4. проанализировать внутриличностные ресурсы психологической устойчивости военнослужащих, находящихся на разных стадиях профессионализации.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, структура психологической устойчивости у военнослужащих-контрактников до 1 года службы менее дифференцирована, что можно объяснить большей связанностью различных его составляющих, которые еще не приобрели своей специфичности.
2. Предположительно, у военнослужащих-контрактников более 1 года службы структура психологической устойчивости военнослужащих более дифференцирована и имеет свои нюансы, например, в большей выраженности составляющих саморегуляции респондентов.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теоретико-методологическое обоснование исследования выступают: принцип психологического единства личности и окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская); ресурсный подход (Л.В. Куликова); концепция жизнестойкости (С. Мадди) и научное знание о пригодности к военной службе и психологии военной службы в боевых и в мирных условиях (К.К. Платонов, В.А. Бодров, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, М.М. Решетников)
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (тест жизнестойкости Д.А.
Леонтьев, Е.И. Рассказова, методика диагностики доминирующего психического состояния Л.В. Куликова; опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой; методика Н. Холла на эмоциональный интеллект);
- математические методы анализа информации (корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий U Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы «SPSS Statistics 21.0».
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 34 военнослужащих города Барнаула в возрасте от 20 до 28 лет. Все участники были разделены на две группы. В первую группу вошло 18 человек до 1 года службы, во вторую группу вошли 16 человек более 1 года службы
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 76 источника. Текст работы содержит 4 рисунков, 3 таблицы и 13 приложений.
Психологическая устойчивость военнослужащих - это в первую очередь сформированность и развитие психологических характеристик, которые отвечают психологическим особенностям профессиональной деятельности (применение оружия, обеспечение правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций). А такие факторы, как ненормированный рабочий день, необходимость полной отдачи психических и физических сил при военных действиях, снижают функциональные резервы организма, вплоть до их полного истощения. Именно это и определяет высокие требования к психической сфере личности военнослужащих, их психологической устойчивости и готовности к деятельности в напряженных условиях.
В сложившихся условиях изучение психологической устойчивости военнослужащих является одной из самых трудных и актуальных в современном мире. Служба проходит в постоянной интеллектуальной, эмоциональной, а также физической напряженности. Она отличается неравномерностью нагрузок и рабочего дня. Большую роль играет работа с оружием, человек постоянно несёт ответственность за свои действия. Еще одной отличительной особенностью является наличие стрессовых ситуаций, высокий уровень риска. Всё это вместе можно назвать экстремальной ситуацией и профессиональный стресс. Служба в вооруженных силах - это высокие требования как к личностным качествам, так и к физическим и психическим. Обладающий всеми этими качествами военнослужащий доволен своей работой, у него хорошая работоспособность, активность. Он постоянно стремиться к совершенствованию. После стрессовой ситуации у военнослужащего может наблюдаться нарушения в функционировании памяти, мышления, внимания. Он может ощущать себя подавленно. Иногда такая ситуация достигает критического момента, что в результате сотрудник может потерять самообладание и самоконтроль.
Самыми яркими примерами стрессоров профессиональной деятельности являются: строгая регламентация, большое количество профессиональных задач, властные полномочия, ответственность за свои действия. Ограниченность во времени, большой риск причинения вреда другим. Также физические и психологические нагрузки у военнослужащего.
Это является главной причиной заинтересованности учёных в исследовании повышения уровня психологической устойчивости личности, к тем факторам, которые мешают самореализоваться. Можно сказать, что психологической устойчивостью является условие, которое даёт возможность для хорошего развития личности.
Цель исследования: выявить специфические составляющие психологической устойчивости военнослужащих-контрактников 1 года службы и более 1 года службы.
Объект исследования: выступает психологическая устойчивость личности
Предмет исследования: психологическая устойчивость
военнослужащих
Задачи исследования:
1. рассмотреть теоретические подходы к изучению психологической устойчивости личности;
2. выявить детерминанты развития психологической устойчивости;
3. разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической устойчивости военнослужащих, находящихся на разных стадиях профессионализации;
4. проанализировать внутриличностные ресурсы психологической устойчивости военнослужащих, находящихся на разных стадиях профессионализации.
Гипотезы исследования:
1. Скорее всего, структура психологической устойчивости у военнослужащих-контрактников до 1 года службы менее дифференцирована, что можно объяснить большей связанностью различных его составляющих, которые еще не приобрели своей специфичности.
2. Предположительно, у военнослужащих-контрактников более 1 года службы структура психологической устойчивости военнослужащих более дифференцирована и имеет свои нюансы, например, в большей выраженности составляющих саморегуляции респондентов.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теоретико-методологическое обоснование исследования выступают: принцип психологического единства личности и окружающего мира (К.А. Абульханова-Славская); ресурсный подход (Л.В. Куликова); концепция жизнестойкости (С. Мадди) и научное знание о пригодности к военной службе и психологии военной службы в боевых и в мирных условиях (К.К. Платонов, В.А. Бодров, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.Г. Караяни, П.А. Корчемный, М.М. Решетников)
В работе использовался комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетный опрос;
- психологическое тестирование (тест жизнестойкости Д.А.
Леонтьев, Е.И. Рассказова, методика диагностики доминирующего психического состояния Л.В. Куликова; опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И. Моросановой; методика Н. Холла на эмоциональный интеллект);
- математические методы анализа информации (корреляционный анализ Спирмена, факторный анализ, метод сравнения средних, непараметрический критерий U Манна-Уитни) с использованием компьютерной программы «SPSS Statistics 21.0».
Эмпирическая база исследования:
В исследовании приняли участие 34 военнослужащих города Барнаула в возрасте от 20 до 28 лет. Все участники были разделены на две группы. В первую группу вошло 18 человек до 1 года службы, во вторую группу вошли 16 человек более 1 года службы
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 76 источника. Текст работы содержит 4 рисунков, 3 таблицы и 13 приложений.
В ходе анализа теоретических и эмпирических работ, посвященных исследованию психологической устойчивости военнослужащих- контрактников до 1-года службы и военнослужащих -контрактников более 1 -года службы, были сформулированы концептуальные основания данной работы. В первую очередь было операционализировано понятие «психологическая устойчивость личности», которое рассматривалось нами как качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность и сопротивляемость. Это качество позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять психическое здоровье в различных испытаниях.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания компонентов и факторов психологической устойчивости личности по преодолению трудных жизненных ситуаций во время несения военной службы.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Психологическая устойчивость рассматривается как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивость личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство, постоянство личности и динамичности, которые дополняют друг друга. Факторами психологической устойчивости являются:
оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское отношение к трудным ситуациям, уверенность; независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение; принятие других такими, какие они есть; чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я- идеального); сознание личности, эмоции и чувства, познание и опыт, поведение и деятельность.
2. Психологическая устойчивость военнослужащих-контрактников до 1 года службы, характеризуется низким уровнем активизации своих сил в экстремальной ситуации. Доминирующее психическое состояние и саморегуляция респондентов находятся в пределах нормы, тогда как выраженность показателей эмоционального интеллекта находятся на низком уровне. Способность планировать свою деятельность, выдвигать и удерживать поставленные цели находится на низком уровне. Данные военнослужащие хуже перестраиваются под изменяющееся условия службы. Им труднее управлять своими эмоциями.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. Специфика содержания психологической устойчивости военнослужащих-контрактников более 1 года службы заключается в большей выраженности умения планировать собственную деятельность а также в большей выраженности самостоятельности (автономности) при реализации собственного поведения. Для них эмоциональный интеллект в структуре психологической устойчивости занимает ведущее место, что согласуется с данными других исследователей и позволяет выстроить направление по развитию данного компонента с целью формирования жизнестойкости и психологической устойчивости в целом рассматриваемой профессиональной группы.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. Результаты исследования стали основанием для разработки проекта программы по психологическому сопровождению военнослужащих для развития и удержания психологической устойчивости во время службы.
Программа способствует развитию навыков постановки целей, жизненной активности, оптимального уровня своего «Я», навыков саморегуляции поведения, межгруппового общения и ощущения принадлежности себя к группе.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения психологической устойчивости личности в экстремальных жизненных ситуациях во время службы в армии.
Проведенный анализ литературы послужил основанием для формулировки проблемы исследования. В рамках второй главы была разработана и апробирована программа эмпирического исследования, включившая методики, выявляющие специфику содержания компонентов и факторов психологической устойчивости личности по преодолению трудных жизненных ситуаций во время несения военной службы.
По результатам работы мы можем сделать следующие выводы:
1. Психологическая устойчивость рассматривается как соразмерность, равновесие постоянства и изменчивость личности. Речь идет о постоянстве главных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, способах поведения, реагирования в типичных ситуациях. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, появлении новых способов поведения, поиске новых способов деятельности, выработке новых форм реагирования на ситуации. При таком рассмотрении в основе психологической устойчивости личности лежит гармоническое (соразмерное) единство, постоянство личности и динамичности, которые дополняют друг друга. Факторами психологической устойчивости являются:
оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское отношение к трудным ситуациям, уверенность; независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие к другим, открытое общение; принятие других такими, какие они есть; чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я- идеального); сознание личности, эмоции и чувства, познание и опыт, поведение и деятельность.
2. Психологическая устойчивость военнослужащих-контрактников до 1 года службы, характеризуется низким уровнем активизации своих сил в экстремальной ситуации. Доминирующее психическое состояние и саморегуляция респондентов находятся в пределах нормы, тогда как выраженность показателей эмоционального интеллекта находятся на низком уровне. Способность планировать свою деятельность, выдвигать и удерживать поставленные цели находится на низком уровне. Данные военнослужащие хуже перестраиваются под изменяющееся условия службы. Им труднее управлять своими эмоциями.
Таким образом, гипотеза № 1 подтверждена полностью.
3. Специфика содержания психологической устойчивости военнослужащих-контрактников более 1 года службы заключается в большей выраженности умения планировать собственную деятельность а также в большей выраженности самостоятельности (автономности) при реализации собственного поведения. Для них эмоциональный интеллект в структуре психологической устойчивости занимает ведущее место, что согласуется с данными других исследователей и позволяет выстроить направление по развитию данного компонента с целью формирования жизнестойкости и психологической устойчивости в целом рассматриваемой профессиональной группы.
Таким образом, гипотеза № 2 подтверждена полностью.
4. Результаты исследования стали основанием для разработки проекта программы по психологическому сопровождению военнослужащих для развития и удержания психологической устойчивости во время службы.
Программа способствует развитию навыков постановки целей, жизненной активности, оптимального уровня своего «Я», навыков саморегуляции поведения, межгруппового общения и ощущения принадлежности себя к группе.
Итак, гипотезы, выдвинутые в ходе работы, подтвердились, поставленные цели нами достигнуты. Выпускная квалификационная работа может быть очередным шагом на пути изучения психологической устойчивости личности в экстремальных жизненных ситуациях во время службы в армии.
Подобные работы
- Особенности психологической адаптации военнослужащих к экстремальным, условиям несения службы
(19.00.01 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Особенности психологического сопровождения
военнослужащих
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая подготовка военнослужащих к ведению боевых действий и выполнению задач в экстремальных условиях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6170 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое время военнослужащих-участников боевых действий в САР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая устойчивость сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач: диагностика и коррекция (Академия Федеральной Службы Исполнения Наказаний (ФСИН) России)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Психологическое время военнослужащих участников боевых действий в Сирии
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие психической устойчивости военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психосоматические жалобы у военнослужащих при разных типах коппинг-стратегий
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика физической подготовки военнослужащих по контракт
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2019





