ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность маркетинговой деятельности в организации 6
1.2. Концепции управления маркетингом и его роль в деятельности организации 9
1.3. Принципы управления маркетингом в организации 14
1.4. Управление маркетингом в энергосбытовых организациях 16
2. АНАЛИЗ И УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ В АО «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ» 21
2.1. Организационно - экономическая характеристика деятельности АО
«Алтайэнергосбыт» 21
2.2 Анализ маркетинговой деятельности АО «Алтайэнергосбыт 29
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности организации 39
3. РЕКОМЕНДАЦИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ В
АО «АЛТАЙЭНЕРГОСБЫТ» 44
3.1 Перспективы развития и совершенствование интернет - маркетинга с целью повышения компенсации эффективности маркетинговой деятельности организации 44
3.2 Оценка эффективности применения мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Популярность в наши дни в России приобретает маркетинг и активно используется и применяется на предприятиях, и энергосбытовые компании не исключение.
Электроэнергетика - важная отрасль экономики, которая влияет на социально-экономическое развитие регионов страны [21].
Так как отсутствует конкуренция комплексной и частной стратеги развития маркетинговой деятельности электроэнергетической отрасли, большое количество маркетологи не могут осознать суть происходящих изменений, а также перспективу, определив основные задачи. Реформирование управления электроэнергетической отраслью на всех ее уровнях - от предприятий и их объединений до отдельных секторов и до отрасли в целом заключается в реализации принципиально нового для отечественной электроэнергетики подхода, который основывается на рыночных принципах и современных концепциях маркетинга.
Специфика самого энергопродукта отрасли в частности, создают определенные трудности перехода к управлению маркетинговой деятельности . Теория энергетического маркетинга практически отсутствует. Нет окончательного понимания энергопродукта и маркетинга, как энергосбытовой деятельности, так и электроэнергетической отрасли в целом. Для отрасли характерно относительное запаздывание в реализации рыночных и маркетинговых подходов к управлению энергетическим бизнесом. Востребованность маркетинга в энергетике безусловно необходима, но форма его не может не отличается от своего канонического представления на значительно ранее сформировавшихся рынках товаров и услуг. Тем не менее, в настоящее время, уже можно говорить об усилении тенденции к повышению спроса на маркетинговые услуги в рассматриваемой отрасли [40].
Современным предприятиям электроэнергетической области необходимо быстро реагировать на постоянно изменяющиеся рыночные условия работы с потребителям.
В трудах отечественных и зарубежных авторов представлены статьи, в которых описывается исследование энергопродукта и отношений по его распределению, но теме управления маркетинговой деятельностью участников указанного рынка посвящено недостаточно внимания. В целом, отсутствуют разработки адаптированного методического обеспечения в части совершенствования взаимодействия участников рынка при распределении электроэнергии. Отсутствуют как таковые институты энерготрейдеров, а также нет адаптированной комплексной методики маркетинговых исследований рынка электроэнергии.
Целью представленной выпускной квалификационной работы является проведение анализа управления маркетинговой деятельности АО «Алтайэнергосбыт» и разработка рекомендаций совершенствования мероприятий управления данного процесса.
Задачи исследования:
- изучение теоретических аспектов управления маркетинговой деятельностью в организации;
- раскрыть понятие маркетинга в организации;
- раскрыть особенности маркетинговой деятельности в энергосбытовых организациях;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности АО «Алтайэнергосбыт»;
- дать оценку эффективности управления маркетинговой деятельности АО «Алтайэнергосбыт»;
- разработать рекомендации совершенствования системы управления маркетингом в комании АО «Алтайэнергосбыт»;
- дать оценку экономической эффективности применения мероприятий совершенствования управления маркетинговой деятельности в организации.
Объект исследования «Алтайэнергосбыт».
Предмет исследования - совокупность теоретических, методологических и практических аспектов управления маркетинговой деятельностью в организации.
Методологическую основу исследования составили экономические теории, разработанные отечественной и зарубежной наукой. Работы таких ведущих специалистов, как Ф. Котлер, В. Р. Веснин, Голубков Е. П., Данко Т. П., Фатхутдинов Р. А., Макконнелл К. Р., Завьялов П. С., Ковалев А. И., Войленко В. В., Амблер Т. и др [9,11,18].
Также использовались данные финансового и маркетингового отделов АО «Алтайэнергосбыт».
При написании данной работы были использованы следующие методы:
- теоретические (исследование, анализ, обобщение, классификация, а также методы индукции и дедукции);
- эмпирические: описание, сравнение, SWOT-анализ;
- методы статистической обработки данных (сбор и обработка данных, интерпретация полученных результатов исследования, построение графика полученных данных).
База исследования: Акционерное общество «Алтайэнергосбыт»
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Результаты работы изложены на 64 страницах, содержат 10 таблиц, 6 рисунков, 8 приложений. При ее написании были использованы библиографические источники и ресурсы, размещенные в сети Интернет.
В настоящей выпускной квалификационной работе было проведено исследование процесса управления маркетингом в АО «Алтайэнергосбыт».
Проведен анализ маркетинговой деятельности в АО «Алтайэнергосбыт» и дана оценка эффективности маркетинговой деятельности АО «Алтайэнергосбыт». Разработаны рекомендации по совершенствованию управления маркетингом в организации.
Результаты проведенного анализа финансового состояния АО «Алтайэнергосбыт» с использованием бухгалтерской отчетности за 2021 год показали, что в течение анализируемого периода Общество имеет удовлетворительное финансовое положение. И хотя отдельные показатели находились на уровне ниже рекомендуемых значений, в среднем их значение приближалось к нормативным. А по состоянию и динамике показателей прибыли и рентабельности на данном предприятии были получены хорошие финансовые результаты.
В результате, представленная в данной исследовательской работе организация АО «Алтайэнергосбыт» имеет хорошие перспективы развития, поскольку стремится улучшить свой сервис, улучшить качество обслуживания клиентов, кроме того, постоянно работает над улучшением своего имиджа, что является важным аспектов развития.
Анализ эффективности применения мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности показал экономический эффект от внедрения этих мероприятий.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод.
В целях развития маркетинговой деятельности организации, предложены следующие рекомендации.
Усилить сильные стороны:
- повысить узнаваемость бренда (формирование цветности, репутации, имиджа);
- повысить профессиональны компетенции сотрудников за счет обучения сотрудников в рамках переподготовки специалистов;
- развитие партнерских отношений с участниками энергосбытового бизнеса;
- использовать в работе современные программные комплексы, для достижения целей максимальной автоматизации рабочего процесса маркетинговой деятельности.
Использовать возможности:
- внедрение программных комплексов, для целей достижения максимального значения механизма автоматизации системы обращений потребителей;
- сокращение количества обращений по средствам телефонной связи за счет создания механизма автоматизации ответов;
- проведение работы по выстраиванию взаимоотношений с ресурс- снабжающими организациями по оптимизации процесса доставки счетов.
Устранить угрозы:
- минимизировать количество обращений потребителей в надзорно- контролирующие органы за счет компетентного консультирования потребителей;
- риски потери постоянных потребителей, оборот которых приходится определенный процент общей выручки от продажи электроэнергии и мощности.
Конкуренция в любой сфере деятельности предполагает использование различных маркетинговых концепций, стратегий, подходов и инструментов, и энегосбытовые компании не являются исключением.
В связи с возрастающей значимостью маркетинговой деятельности в компании не исключена возможность того, что в ближайшее время отдел маркетинга на предприятии расширится, так как есть хорошие перспективы для этого. С учетом продвижения маркетинга и повышения деятельности компании выделяются денежные средства. Данная информация является коммерческой, но в силу того, что занималась научным исследованием и в силу того, что предложены мероприятию, руководство компании положительно отнеслось к этим мероприятиям, они согласованы, соответственно бюджет на маркетинговую деятельность будет увеличиваться.
Следует отметить, что маркетинг услуг в энергосбытовых компаниях, развиваясь и увеличивая сферу своего влияния на конкурентоспособность и имидж компании, тем не менее, остаётся очень сложным и требующим постоянного изучения вопросом, так как услуги обладают определёнными особенностями, которые нельзя не учитывать при разработке плана маркетинга.
С учетом специфики энергосбытовой деятельности и товара в целом, существуют определенные трудности перехода к маркетинговому управлению. Теория энергетического маркетинга фактически отсутствует. Еще не сформировано окончательного понимания энергопродукта и маркетинга как энергосбытовой деятельности, так и электроэнергетики в целом.
В процессе написания исследовательской работы изучены труды отечественных авторов, в которых представлены отдельные задачи по исследованию энергопродукта и отношений по его распределению, однако маркетинговой деятельности участников данного рынка было уделено недостаточно внимания. Отсутствует комплексная методика маркетинговых исследований рынка электроэнергии. Маркетинговые исследования энергопродукта и рынка в целом сдерживаются отсутствием специально разработанного или адаптированного методического обеспечения в части совершенствования взаимодействия участников рынка при распределении энергии, обоснования создания института энерготрейдеров, разработки индикаторов состояния и развития рынка.
1. Федеральный закон "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 N 261-ФЗ. Информационно¬правовая база «КонсультантПлюс - 2022. - URL: ййр://’№№№.сощийанкги/ (дата обращения 19.05.2022). - Текст : электронный.
2. Федеральный закон "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
Информационно-правовая база «КонсультантПлюс. - 2020. - URL: Ййр://’№№№.сопзи11ан1.ги/босише nt/ (дата обращения 10.05.2022).- Текст :
электронный.
3. Фе де ральный за кон "Об электроэнергетике " от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
Информационно-правовая база «КонсультантПлюс. - 2022 - URL:
11Пр:/Л«уу.со1Ш|11анЕгн// (дата обращения 19.05.2022). - Текст : электронный;
Печатные издания
4. American Marketing Association - Американская Ассоциация Маркетинга, 1960;
5. Адельсеитова, Э.Б. Сравнение внешней и внутренней среды организации: Сборник статей научных трудов / Э.Б. Адельсеитова . - Москва, 2017. 94-98с. - Текст : непосредственный.
6. Багиев Г.Л. Организация предпринимательской деятельности. - Москва, 2001- Текст : непосредственный.
7. Белокопытова, Н.Г. Статья. К вопросу о преимуществах применения компетентностного подхода в рамках реализации эффективной маркетинговой деятельности / Белокопытова Н.Г., Захарова Ю.Н.; Ульяновский государственный университет. - Ульяновск, 2015. - 208с. - Текст : непосредственный.
8. Благодатин, А. Финансовый словарь / А. Благодатин. - Москва : Инфра.2008. - 378с. - Текст : непосредственный.
60
9. Веснин, В.Р. Менеджмент : учебник / В.Р. Веснин. - Москва : 4-е
издательство «Проспект», 2012. - 195с. - Текст : непосредственный.
10. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования. - Москва : Финпресс, 2012. - 572 с. - Текст : непосредственный.
11. Голубков, Е.П. Основы маркетинга : Учебник / Е.П. Голубков. - Москва : Финпресс, 1999. - 656 с. - Текст : непосредственный;
12. Данченок, Л.А. Управление маркетингом / Данченок Л.А., Ласковец С.В. ; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - Москва, 2003. - 29 с. - Текст : непосредственный.
13. Друкер П. Практика менеджмента : Учебное пособие / П. Друкер. - Москва, 2015. 119с. - Текст : непосредственный.
14. Дьяков, А.Ф. Менеджмент и маркетинг в электроэнергетике : учебное
пособие для студентов вузов / А.Ф. Дьяков, В.В. Жуков, Б.К. Максимов. - 3-е издание, стереотипное. - Москва : МЭИ, 2007. - 504с. - Текст :
непосредственный.
15. Дьяков, А.Ф. Рынок электроэнергетики в России / А.Ф. Дьяков, Б.К. Максимов. - Москва : МЭИ, 2000. - 52с. - Текст : непосредственный.
16. Катькало, В.С. Методические указания для подготовки курсового проекта «SWOT-анализ» / В.С. Катькало, А.С. Веселова / Высшая школа бизнеса. - Москва : НИУ ВШЭ, 2021. - 51 с. — Текст : непосредственный.
17. Коломийцев, С. Структура маркетинга и его генезис. - №5. - Москва : Маркетинг, 1997. - 104с. - Текст : непосредственный.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с английского В. Б. Боброва / Редакторы: Радынова, О.Г., Куколев Ю.И. - Москва : Прогресс, 1991. - 231с. - Текст : непосредственный.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга / Перевод с английского. - Москва : Ростингер, 2000. - 175с. - Текст : непосредственный.
20. Котлер Ф. Управление маркетингом : Учебное пособие / Ф. Котлер. - Москва, 2006. - 193с. - Текст : непосредственный.
21. Крупский А.В. Управление развитием энергосбытовой компании на основе процессо-ориентированного бизнес моделирования : автореферат / А.В. Крупский ; ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный технический университет». - Уфа, 2014. - 217с. - Текст : непосредственный.
22. Мусиенко, Д. О. Сущность маркетинговой деятельности на предприятиях / Д. О. Мусиенко / Молодой ученый. - № 6 (53). - Москва, 2013.¬383-386с. - Текст : непосредственный.
23. Смыслова, Л. В. Чат-бот как современное средство интернет- коммуникаций / Л. В. Смыслова. ; Молодой ученый. - № 9. - Москва, 2018. - 36-39с.- Текст : непосредственный.
24. Соловьев Б.А. Управление маркетингом : Учебное пособие. - Москва, 2002. - 119с. - Текст : непосредственный.
25. Якорева А.С. Управление маркетингом. - Москва : Научная книга, 2009.
- 236с. - Текст : непосредственный.
Электронные ресурсы
26. Ананьева Л.Ю. Статья «Концепции управления маркетингом на предприятии». - Москва, 2018. - URL: https://spravochnick.ru/marketing/koncepci(дата обращения 14.05.2022). - Текст : электронный;
27. Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «Алтайэнергосбыт» за 2019 - 2021 гг. - Барнаул, 2022. - URL: https://www.audh- it.ru/buh_otchet/2224103849(дата обращения 17.05.2022). - Текст : электронный.
28. Бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2021 год. - Барнаул, 2022. -
URL: https://e-ecolog.ru/buh/2021 (дата обращения 17.05.2022). - Текст :
электронный.
29. Бухгалтерский баланс АО «Алтайэнергосбыт» за 2021 год. - Барнаул, 2022. - URL: https://www.1cont.ru/contragent(дата обращения 17.05.2022). - Текст : электронный.
30. Войлолович А.. Отчет Digital 2022 Global Overview на 21.03.2022 г.
Статистика использования социальных сетей.. - 2022. - URL:
https://vc.ru/marketing(дата обращения 22.05.2022). - Текст : электронный.
31. Официальный сайт АО «Алтайэнергосбыт». - Барнаул, 2022. - URL: httрs://аltаiеnsb.соm (дата обращения 10.05.2022). - Текст : электронный.
32. Сидорин Л. Статья. Как повысить узнаваемость бренда и привлечь новых клиентов. - 2022. - URL: https://sidorinlab.ru/blog/kak-povyisit- uznavaemost(дата обращения 22.05.2022). - Текст : электронный.
33. Система менеджмента качества АО «Алтайэнергосбыт». Официальный сайт АО «Алтайэнергосбыт». - 2022. - URL: https://altaiensb.com/about/system(дата обращения 18.05.2022). - Текст : электронный.
34. Солдатова А.В. Экономический анализ маркетинговой деятельности
организаций : Учебное пособие. - Москва : Мир науки, 2021. -
URL:http://izdmn.com/PDF/(дата обращения 18.05.2022). - Текст : электронный.
35. Статья. Маркетинг в системе менеджмента качества. - Москва, 2018. -
URL: https://www.iksystems.ru(дата обращения 18.05.2022). - Текст :
электронный.
36. Статья. Маркетинговая деятельность и ее цели. - Москва, 2019. - URL:
https://zaochnik.com/spravochnik(дата обращения 14.05.2022). - Текст :
электронный.
37. Статья «Основные концепции и функции маркетинга». - Москва, 2015. - URL: https://marketing-tut.ru/materiali(дата обращения 12.05.2022). - Текст : электронный.
38. Статья. Обращения клиентов: как автоматизировать процесс их обработки в компании. - 2021. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c509996(дата обращения 24.05.2022). - Текст : электронный.
39. Статья. Совершенствования интернет-маркетинга в деятельности организации. - 2021. - URL: https://spravochnick.ru/marketing/razrabotka(дата обращения 22.05.2022). - Текст : электронный.
40. Тихова У.А. Статья. Управление маркетингом на предприятии: концепции и процесс. - Москва, 2018. - URL: https://maed.ru/upravlenie-marketingom (дата обращения 12.05.2022). - Текст : электронный.
41. Финансовый аудит за 2020 г. - Москва, 2021. - URL: https://moore- st.ru/services/audit(дата обращения 10.05.2022). - Текст : электронный.
42. Финансовый аудит 2021 г. - Москва, 2022. - URL: https://moore-
st.ru/services/audit(дата обращения 17.05.2022). - Текст : электронный.
43. Штезель, А.Ю. Статья. Стратегии комплексного маркетинга
энергосбытовых компаний / А.Ю. Штезель, Н.И. Денисова / Журнал «Сфера услуг: инновации и качество». - № 47. - Москва, 2020. - 12с. - URL:
https://elibrary.ru/download/ (дата обращения 18.05.2022). - Текст : электронный.
44. Этапы реформирования электроэнергетики. - Москва, 2010. - URL:
httрs://studrеf.соm/500942/еkоnоmikа/еtарy/ (дата обращения 17.05.2021). -
Текст : электронный.
Неопубликованные документы
45. Отчет о работе маркетингового отдела за 2021 г. АО «Алтайэнергосбыт». - Барнаул, 2022. - Текст : непосредственный.
46. Отчет о реализации электроэнергии за 2020 - 2021 гг. АО
«Алтайэнергосбыт». Барнаул, 2022. - Текст : непосредственный.
47. Положение о группе маркетинга в АО «Алтайэнергосбыт». - Барнаул, 2022. - Текст : непосредственный.