Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с населением посредством реализации инициативных проектов (на материалах г. Барнаула)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9
1.1 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 9
1.2 Инициативные проекты как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления 14
1.3 Нормативно-правовое обеспечение инициативного проектирования 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ 30
2.1 Порядок организации и реализации инициативных проектов в г. Барнауле . 30
2.2 Практика реализации инициативных проектов на территории
Индустриального района г. Барнаула 39
2.3 Мероприятия по вовлечению граждан в процессы инициативного
проектирования 51
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 60
3.1 Основные проблемы в реализации практик инициативного проектирования и рекомендации по их решению 60
3.2 Перспективы развития инициативного проектирования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9
1.1 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 9
1.2 Инициативные проекты как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления 14
1.3 Нормативно-правовое обеспечение инициативного проектирования 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ 30
2.1 Порядок организации и реализации инициативных проектов в г. Барнауле . 30
2.2 Практика реализации инициативных проектов на территории
Индустриального района г. Барнаула 39
2.3 Мероприятия по вовлечению граждан в процессы инициативного
проектирования 51
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 60
3.1 Основные проблемы в реализации практик инициативного проектирования и рекомендации по их решению 60
3.2 Перспективы развития инициативного проектирования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Местное самоуправление (далее - МСУ) является неотъемлемой частью российского государства, возникшей еще в Киевской Руси, во времена которой наиболее известными формами местного самоуправления являлись вече и собрания (сходы) общин. На протяжении всей истории России местное самоуправление постоянно видоизменялось, но полностью искоренить его было невозможно, так как по мере расширения территории и завоевания новых земель потребность в организации МСУ проявлялась всё больше, поскольку было достаточно сложно управлять такой обширной территорией. Однако в те времена местное самоуправление было лишь средством контроля отдаленных территорий, где в качестве местных органов власти выступали выборные органы (наместники, земства, городская дума, городская управа и др.). Сейчас же местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации, а деятельность органов местного самоуправления осуществляется в интересах и с участием населения. Основными направлениями деятельности органов МСУ являются:
- обеспечение участия населения в осуществлении МСУ;
- обеспечение развития соответствующей территории;
- удовлетворение потребностей населения в коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах;
- охрана общественного порядка и пр.
Однако в настоящее время, в условиях пандемии и стремительно нарастающей напряженности на международной арене, органам местной власти стало гораздо сложнее уследить за всеми проблемами, которые возникают в муниципальном образовании, на территории которого они действуют. Органы власти сталкиваются с необходимостью оперативного решения проблем, актуальных для населения в процессе обеспечения его жизнедеятельности, путем применения различных практик и механизмов, направленных, в первую очередь, на:
- предоставление права населению участвовать в решении местных вопросов;
- поддержку местных инициатив;
- развитие и укрепление доверия и сотрудничества органов местной власти с населением.
Одним из этих механизмов стало внедрение новой формы участия граждан в решении вопросов местного значения - инициативного проектирования, которое предполагает предоставление населению муниципальных образований возможности разрабатывать и выдвигать на рассмотрение собственные проекты , направленные на благоустройство и развитие той территории, где данное население проживает. Как форма участия населения в осуществлении МСУ и механизм инициативного бюджетирования инициативные проекты способствуют: укреплению доверия населения к органам власти, сотрудничества между населением и муниципалитетом, более рациональному использованию бюджетных средств, росту заинтересованных в развитии своей территории граждан, а также появлению более новых и эффективных подходов к решению местных проблем.
Сейчас инициативное проектирование становится одной из перспективных форм привлечения населения к участию в осуществлении местного самоуправления и эффективной формой взаимодействия граждан с органами МСУ. При этом, как уже отмечено ранее, инициативные проекты являются совершенно новой, пока еще детально не изученной формой прямого волеизъявления, при реализации которой возникают различные проблемы, а их решение может благотворно повлиять на вовлеченность граждан в процессы инициативного проектирования. Этим объясняется актуальность данного исследования, ведь важно разработать меры, повышающие значимость и востребованность инициативных проектов среди населения и способствующие более активному участию граждан не только в их разработке, но и в их реализации.
Объектом исследования выступают инициативные проекты (инициативное проектирование).
Предметом исследования являются особенности организации и реализации инициативных проектов на примере города Барнаула.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение становления и развития инициативного проектирования в Российской Федерации; выявление проблем, связанных с инициативным проектированием, а также разработка путей их решения.
В связи с целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные формы участия населения в местном самоуправлении.
2. Исследовать процесс становления и особенности реализации инициативных проектов в Российской Федерации.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу,
регламентирующую процессы разработки, внесения, рассмотрения и реализации инициативных проектов.
4. Изучить опыт становления и реализации инициативных проектов в Индустриальном районе г. Барнаула.
5. Определить основные мероприятия по привлечению населения г. Барнаула к участию в процессах инициативного проектирования.
6. Выявить основные проблемы развития инициативных проектов и предложить рекомендации по решению выявленных проблем .
7. Определить перспективы развития инициативных проектов как формы участия населения в решении вопросов местного значения.
Основными исследовательскими методами, с учётом специфики темы, выбраны: теоретические - анализ и обобщение научной литературы, а также периодических изданий, сравнительный анализ, конкретизация, формализация; практические - социологический опрос; юридический анализ, что вызвано необходимостью изучения законодательных актов; исторический метод, что связано с рассмотрением этапов становления и развития МСУ в процессе исторического развития.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021 № 492-ФЗ), нормативно-правовые акты, разработанные законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ, Устав (Основной Закон) Алтайского края, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъекта, Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края, решения Барнаульской городской Думы и пр.
- статьи из периодических изданий и электронных ресурсов;
- материалы учебных пособий и социологических исследований;
- иные информационные ресурсы.
В выпускной квалификационной работе использованы работы российских исследователей: Беспаловой Ю.М., Постового Н.В., Пушкарева С.Г, Шульги И.Е. и др., которые внесли вклад в изучение и исследование особенностей развития местного самоуправления в российском государстве, муниципального права, а также, в частности, основ инициативного проектирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и 9 приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и правовые основы местного самоуправления, а также инициативного проектирования как формы участия населения в осуществлении МСУ.
Во второй главе изучаются вопросы становления и развития инициативного проектирования в г. Барнауле, проводится анализ реализации инициативных проектов в городском округе на примере Индустриального района г. Барнаула, рассматриваются мероприятия, направленные на привлечение населения к участию в процессах инициативного проектирования.
Третья глава содержит основные проблемы и перспективы развития инициативного проектирования, рекомендации по решению выявленных проблем.
- обеспечение участия населения в осуществлении МСУ;
- обеспечение развития соответствующей территории;
- удовлетворение потребностей населения в коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах;
- охрана общественного порядка и пр.
Однако в настоящее время, в условиях пандемии и стремительно нарастающей напряженности на международной арене, органам местной власти стало гораздо сложнее уследить за всеми проблемами, которые возникают в муниципальном образовании, на территории которого они действуют. Органы власти сталкиваются с необходимостью оперативного решения проблем, актуальных для населения в процессе обеспечения его жизнедеятельности, путем применения различных практик и механизмов, направленных, в первую очередь, на:
- предоставление права населению участвовать в решении местных вопросов;
- поддержку местных инициатив;
- развитие и укрепление доверия и сотрудничества органов местной власти с населением.
Одним из этих механизмов стало внедрение новой формы участия граждан в решении вопросов местного значения - инициативного проектирования, которое предполагает предоставление населению муниципальных образований возможности разрабатывать и выдвигать на рассмотрение собственные проекты , направленные на благоустройство и развитие той территории, где данное население проживает. Как форма участия населения в осуществлении МСУ и механизм инициативного бюджетирования инициативные проекты способствуют: укреплению доверия населения к органам власти, сотрудничества между населением и муниципалитетом, более рациональному использованию бюджетных средств, росту заинтересованных в развитии своей территории граждан, а также появлению более новых и эффективных подходов к решению местных проблем.
Сейчас инициативное проектирование становится одной из перспективных форм привлечения населения к участию в осуществлении местного самоуправления и эффективной формой взаимодействия граждан с органами МСУ. При этом, как уже отмечено ранее, инициативные проекты являются совершенно новой, пока еще детально не изученной формой прямого волеизъявления, при реализации которой возникают различные проблемы, а их решение может благотворно повлиять на вовлеченность граждан в процессы инициативного проектирования. Этим объясняется актуальность данного исследования, ведь важно разработать меры, повышающие значимость и востребованность инициативных проектов среди населения и способствующие более активному участию граждан не только в их разработке, но и в их реализации.
Объектом исследования выступают инициативные проекты (инициативное проектирование).
Предметом исследования являются особенности организации и реализации инициативных проектов на примере города Барнаула.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение становления и развития инициативного проектирования в Российской Федерации; выявление проблем, связанных с инициативным проектированием, а также разработка путей их решения.
В связи с целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные формы участия населения в местном самоуправлении.
2. Исследовать процесс становления и особенности реализации инициативных проектов в Российской Федерации.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу,
регламентирующую процессы разработки, внесения, рассмотрения и реализации инициативных проектов.
4. Изучить опыт становления и реализации инициативных проектов в Индустриальном районе г. Барнаула.
5. Определить основные мероприятия по привлечению населения г. Барнаула к участию в процессах инициативного проектирования.
6. Выявить основные проблемы развития инициативных проектов и предложить рекомендации по решению выявленных проблем .
7. Определить перспективы развития инициативных проектов как формы участия населения в решении вопросов местного значения.
Основными исследовательскими методами, с учётом специфики темы, выбраны: теоретические - анализ и обобщение научной литературы, а также периодических изданий, сравнительный анализ, конкретизация, формализация; практические - социологический опрос; юридический анализ, что вызвано необходимостью изучения законодательных актов; исторический метод, что связано с рассмотрением этапов становления и развития МСУ в процессе исторического развития.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021 № 492-ФЗ), нормативно-правовые акты, разработанные законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ, Устав (Основной Закон) Алтайского края, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъекта, Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края, решения Барнаульской городской Думы и пр.
- статьи из периодических изданий и электронных ресурсов;
- материалы учебных пособий и социологических исследований;
- иные информационные ресурсы.
В выпускной квалификационной работе использованы работы российских исследователей: Беспаловой Ю.М., Постового Н.В., Пушкарева С.Г, Шульги И.Е. и др., которые внесли вклад в изучение и исследование особенностей развития местного самоуправления в российском государстве, муниципального права, а также, в частности, основ инициативного проектирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и 9 приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и правовые основы местного самоуправления, а также инициативного проектирования как формы участия населения в осуществлении МСУ.
Во второй главе изучаются вопросы становления и развития инициативного проектирования в г. Барнауле, проводится анализ реализации инициативных проектов в городском округе на примере Индустриального района г. Барнаула, рассматриваются мероприятия, направленные на привлечение населения к участию в процессах инициативного проектирования.
Третья глава содержит основные проблемы и перспективы развития инициативного проектирования, рекомендации по решению выявленных проблем.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, благодаря тщательному анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы инициативного проектирования, можно утверждать, что инициативные проекты, являясь достаточно новой формой участия населения в управлении территорией, имеют весьма проработанную нормативно-правовую базу. В ходе изучения документов различных уровней власти мы установили, что внесение ИП в Федеральный закон № 131-ФЗ в качестве новой формы участия населения в осуществлении МСУ повлекло за собой как изменение в уже действующем федеральном и региональном законодательстве, так и появление совершенно новых муниципальных нормативно-правовых актов. При этом наиболее проработан данный вопрос исключительно в федеральных и муниципальных нормативно-правовых актах ввиду того, что инициативные проекты направлены на решение проблем в пределах территории муниципального образования.
Во-вторых, проведя анализ развития и реализации практик инициативного проектирования на примере г. Барнаула, мы можем отметить, что инициативные проекты становятся более удобным для граждан средством благоустройства и развития той территории, где они проживают. Данный факт подтверждает проведенный нами анализ исследуемой деятельности на территории Индустриального, Ленинского и Центрального районов г. Барнаула, жители которых наиболее активно участвуют в благоустройстве территории.
При этом, всего в 2022 году планируется реализовать 22 проекта, что превышает общее число проектов, реализованных за 2020-2021 гг. (в совокупности было реализовано 14 проектов). Однако в ходе исследования нами было замечено, что если в предыдущие годы реальная стоимость ИП была меньше запланированной, то в 2022 году ситуация кардинально изменилась. Как мы отметили ранее, стоимость большинства проектов, рассчитанная администрацией г. Барнаула, превышает ту сумму, на которую рассчитывали инициаторы проектов. Это связано с ситуацией на международной арене, повышением стоимости материалов, оборудования, а также услуг, оказываемых подрядчиками. Тем не менее, органы власти оперативно решают данную проблему, поэтому риска замораживания проектов пока не предвидится.
Кроме того, в процессе исследования мы установили, что органы власти Алтайского края, а также органы МСУ г. Барнаула принимают различные меры для того, чтобы привлечь граждан к участию в решении вопросов местного значения посредством внесения инициативных проектов. К таким мерам относятся: совершенствование нормативно-правовых актов; увеличение бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов; проведение органами власти работы с населением посредством ТОСов с целью акцентирования внимания на более острых проблемах территорий; проведение различных мероприятий в целях повышения бюджетной грамотности, активности населения, в частности, молодежи; использование наиболее популярных платформ для размещения информации.
Благодаря этим мерам, значительно укрепляется взаимодействие населения с органами местной власти, налаживаются коммуникации как между жителями, так и населения с органами МСУ, а совместная деятельность повышает уровень доверия к власти и способствует личностному росту горожан. Помимо этого, развитие ИП позволяет акцентировать внимание на более важных для населения проблемах и рационально использовать средства как городского, так и краевого бюджетов.
Кроме того, мы установили, что на территории районов г. Барнаула действуют территориальные органы МСУ - администрации, которые занимаются решением вопросов обеспечения жизнедеятельности населения закрепленных за ними территорий. При этом мы выявили, что в структуре администрации Индустриального района действует отдел по связям с общественностью, создание которого, по нашему мнению, способствует лучшей организации работы с населением района и более тесному взаимодействию с жителями в решении вопросов местного значения. В этом проявляется преимущество администрации Индустриального района, так как в администрациях других 4 районов г. Барнаула такого отдела нет.
Тем не менее, несмотря на очевидные достоинства ИП, в ходе исследования мы отметили, что в процессе внедрения и развития инициативных проектов как одной из форм участия населения в осуществлении МСУ органы власти сталкиваются с рядом проблем, главными из которых является низкая информационная обеспеченность граждан и трудности в привлечении населения, в частности, молодого поколения к участию в процессах инициативного проектирования. Мы разработали рекомендации, которые, по нашему мнению, наилучшим образом смогут разрешить выявленные проблемы: создание сайта, посвященного исключительно инициативным проектам города; расширение списка возможных инициаторов проектов и перечня объектов ИП; учёт активного участия молодого поколения в процессах разработки и реализации ИП при поступлении в вузы и прочие преференции.
Мы полностью согласны с мнением экспертов, что в дальнейшем инициативные проекты могут стать одним из самых эффективных и востребованных механизмов решения местных проблем, формирования комфортной городской среды, так как, несмотря на новизну, они уже зарекомендовали себя и получили положительный отклик у общественности. Поэтому развитие и совершенствование процессов инициативного проектирования должно считаться одним из основных направлений деятельности органов МСУ по вовлечению населения в процесс муниципального управления.
Во-первых, благодаря тщательному анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы инициативного проектирования, можно утверждать, что инициативные проекты, являясь достаточно новой формой участия населения в управлении территорией, имеют весьма проработанную нормативно-правовую базу. В ходе изучения документов различных уровней власти мы установили, что внесение ИП в Федеральный закон № 131-ФЗ в качестве новой формы участия населения в осуществлении МСУ повлекло за собой как изменение в уже действующем федеральном и региональном законодательстве, так и появление совершенно новых муниципальных нормативно-правовых актов. При этом наиболее проработан данный вопрос исключительно в федеральных и муниципальных нормативно-правовых актах ввиду того, что инициативные проекты направлены на решение проблем в пределах территории муниципального образования.
Во-вторых, проведя анализ развития и реализации практик инициативного проектирования на примере г. Барнаула, мы можем отметить, что инициативные проекты становятся более удобным для граждан средством благоустройства и развития той территории, где они проживают. Данный факт подтверждает проведенный нами анализ исследуемой деятельности на территории Индустриального, Ленинского и Центрального районов г. Барнаула, жители которых наиболее активно участвуют в благоустройстве территории.
При этом, всего в 2022 году планируется реализовать 22 проекта, что превышает общее число проектов, реализованных за 2020-2021 гг. (в совокупности было реализовано 14 проектов). Однако в ходе исследования нами было замечено, что если в предыдущие годы реальная стоимость ИП была меньше запланированной, то в 2022 году ситуация кардинально изменилась. Как мы отметили ранее, стоимость большинства проектов, рассчитанная администрацией г. Барнаула, превышает ту сумму, на которую рассчитывали инициаторы проектов. Это связано с ситуацией на международной арене, повышением стоимости материалов, оборудования, а также услуг, оказываемых подрядчиками. Тем не менее, органы власти оперативно решают данную проблему, поэтому риска замораживания проектов пока не предвидится.
Кроме того, в процессе исследования мы установили, что органы власти Алтайского края, а также органы МСУ г. Барнаула принимают различные меры для того, чтобы привлечь граждан к участию в решении вопросов местного значения посредством внесения инициативных проектов. К таким мерам относятся: совершенствование нормативно-правовых актов; увеличение бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов; проведение органами власти работы с населением посредством ТОСов с целью акцентирования внимания на более острых проблемах территорий; проведение различных мероприятий в целях повышения бюджетной грамотности, активности населения, в частности, молодежи; использование наиболее популярных платформ для размещения информации.
Благодаря этим мерам, значительно укрепляется взаимодействие населения с органами местной власти, налаживаются коммуникации как между жителями, так и населения с органами МСУ, а совместная деятельность повышает уровень доверия к власти и способствует личностному росту горожан. Помимо этого, развитие ИП позволяет акцентировать внимание на более важных для населения проблемах и рационально использовать средства как городского, так и краевого бюджетов.
Кроме того, мы установили, что на территории районов г. Барнаула действуют территориальные органы МСУ - администрации, которые занимаются решением вопросов обеспечения жизнедеятельности населения закрепленных за ними территорий. При этом мы выявили, что в структуре администрации Индустриального района действует отдел по связям с общественностью, создание которого, по нашему мнению, способствует лучшей организации работы с населением района и более тесному взаимодействию с жителями в решении вопросов местного значения. В этом проявляется преимущество администрации Индустриального района, так как в администрациях других 4 районов г. Барнаула такого отдела нет.
Тем не менее, несмотря на очевидные достоинства ИП, в ходе исследования мы отметили, что в процессе внедрения и развития инициативных проектов как одной из форм участия населения в осуществлении МСУ органы власти сталкиваются с рядом проблем, главными из которых является низкая информационная обеспеченность граждан и трудности в привлечении населения, в частности, молодого поколения к участию в процессах инициативного проектирования. Мы разработали рекомендации, которые, по нашему мнению, наилучшим образом смогут разрешить выявленные проблемы: создание сайта, посвященного исключительно инициативным проектам города; расширение списка возможных инициаторов проектов и перечня объектов ИП; учёт активного участия молодого поколения в процессах разработки и реализации ИП при поступлении в вузы и прочие преференции.
Мы полностью согласны с мнением экспертов, что в дальнейшем инициативные проекты могут стать одним из самых эффективных и востребованных механизмов решения местных проблем, формирования комфортной городской среды, так как, несмотря на новизну, они уже зарекомендовали себя и получили положительный отклик у общественности. Поэтому развитие и совершенствование процессов инициативного проектирования должно считаться одним из основных направлений деятельности органов МСУ по вовлечению населения в процесс муниципального управления.
Подобные работы
- Оптимизация информационной политики органов исполнительной власти
как основа формирования социального доверия населения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОРГАНОВ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ДУБОВСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
БЛАГОУСТРОЙСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА
ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019



