Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с населением посредством реализации инициативных проектов (на материалах г. Барнаула)

Работа №88515

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 9
1.1 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 9
1.2 Инициативные проекты как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления 14
1.3 Нормативно-правовое обеспечение инициативного проектирования 21
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИК ИНИЦИАТИВНОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ В Г. БАРНАУЛЕ 30
2.1 Порядок организации и реализации инициативных проектов в г. Барнауле . 30
2.2 Практика реализации инициативных проектов на территории
Индустриального района г. Барнаула 39
2.3 Мероприятия по вовлечению граждан в процессы инициативного
проектирования 51
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 60
3.1 Основные проблемы в реализации практик инициативного проектирования и рекомендации по их решению 60
3.2 Перспективы развития инициативного проектирования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ


Местное самоуправление (далее - МСУ) является неотъемлемой частью российского государства, возникшей еще в Киевской Руси, во времена которой наиболее известными формами местного самоуправления являлись вече и собрания (сходы) общин. На протяжении всей истории России местное самоуправление постоянно видоизменялось, но полностью искоренить его было невозможно, так как по мере расширения территории и завоевания новых земель потребность в организации МСУ проявлялась всё больше, поскольку было достаточно сложно управлять такой обширной территорией. Однако в те времена местное самоуправление было лишь средством контроля отдаленных территорий, где в качестве местных органов власти выступали выборные органы (наместники, земства, городская дума, городская управа и др.). Сейчас же местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации, а деятельность органов местного самоуправления осуществляется в интересах и с участием населения. Основными направлениями деятельности органов МСУ являются:
- обеспечение участия населения в осуществлении МСУ;
- обеспечение развития соответствующей территории;
- удовлетворение потребностей населения в коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах;
- охрана общественного порядка и пр.
Однако в настоящее время, в условиях пандемии и стремительно нарастающей напряженности на международной арене, органам местной власти стало гораздо сложнее уследить за всеми проблемами, которые возникают в муниципальном образовании, на территории которого они действуют. Органы власти сталкиваются с необходимостью оперативного решения проблем, актуальных для населения в процессе обеспечения его жизнедеятельности, путем применения различных практик и механизмов, направленных, в первую очередь, на:
- предоставление права населению участвовать в решении местных вопросов;
- поддержку местных инициатив;
- развитие и укрепление доверия и сотрудничества органов местной власти с населением.
Одним из этих механизмов стало внедрение новой формы участия граждан в решении вопросов местного значения - инициативного проектирования, которое предполагает предоставление населению муниципальных образований возможности разрабатывать и выдвигать на рассмотрение собственные проекты , направленные на благоустройство и развитие той территории, где данное население проживает. Как форма участия населения в осуществлении МСУ и механизм инициативного бюджетирования инициативные проекты способствуют: укреплению доверия населения к органам власти, сотрудничества между населением и муниципалитетом, более рациональному использованию бюджетных средств, росту заинтересованных в развитии своей территории граждан, а также появлению более новых и эффективных подходов к решению местных проблем.
Сейчас инициативное проектирование становится одной из перспективных форм привлечения населения к участию в осуществлении местного самоуправления и эффективной формой взаимодействия граждан с органами МСУ. При этом, как уже отмечено ранее, инициативные проекты являются совершенно новой, пока еще детально не изученной формой прямого волеизъявления, при реализации которой возникают различные проблемы, а их решение может благотворно повлиять на вовлеченность граждан в процессы инициативного проектирования. Этим объясняется актуальность данного исследования, ведь важно разработать меры, повышающие значимость и востребованность инициативных проектов среди населения и способствующие более активному участию граждан не только в их разработке, но и в их реализации.
Объектом исследования выступают инициативные проекты (инициативное проектирование).
Предметом исследования являются особенности организации и реализации инициативных проектов на примере города Барнаула.
Цель выпускной квалификационной работы: изучение становления и развития инициативного проектирования в Российской Федерации; выявление проблем, связанных с инициативным проектированием, а также разработка путей их решения.
В связи с целью необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные формы участия населения в местном самоуправлении.
2. Исследовать процесс становления и особенности реализации инициативных проектов в Российской Федерации.
3. Проанализировать нормативно-правовую базу,
регламентирующую процессы разработки, внесения, рассмотрения и реализации инициативных проектов.
4. Изучить опыт становления и реализации инициативных проектов в Индустриальном районе г. Барнаула.
5. Определить основные мероприятия по привлечению населения г. Барнаула к участию в процессах инициативного проектирования.
6. Выявить основные проблемы развития инициативных проектов и предложить рекомендации по решению выявленных проблем .
7. Определить перспективы развития инициативных проектов как формы участия населения в решении вопросов местного значения.
Основными исследовательскими методами, с учётом специфики темы, выбраны: теоретические - анализ и обобщение научной литературы, а также периодических изданий, сравнительный анализ, конкретизация, формализация; практические - социологический опрос; юридический анализ, что вызвано необходимостью изучения законодательных актов; исторический метод, что связано с рассмотрением этапов становления и развития МСУ в процессе исторического развития.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021 № 492-ФЗ), нормативно-правовые акты, разработанные законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ, Устав (Основной Закон) Алтайского края, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъекта, Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края, решения Барнаульской городской Думы и пр.
- статьи из периодических изданий и электронных ресурсов;
- материалы учебных пособий и социологических исследований;
- иные информационные ресурсы.
В выпускной квалификационной работе использованы работы российских исследователей: Беспаловой Ю.М., Постового Н.В., Пушкарева С.Г, Шульги И.Е. и др., которые внесли вклад в изучение и исследование особенностей развития местного самоуправления в российском государстве, муниципального права, а также, в частности, основ инициативного проектирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и 9 приложений. В первой главе рассматриваются теоретические и правовые основы местного самоуправления, а также инициативного проектирования как формы участия населения в осуществлении МСУ.
Во второй главе изучаются вопросы становления и развития инициативного проектирования в г. Барнауле, проводится анализ реализации инициативных проектов в городском округе на примере Индустриального района г. Барнаула, рассматриваются мероприятия, направленные на привлечение населения к участию в процессах инициативного проектирования.
Третья глава содержит основные проблемы и перспективы развития инициативного проектирования, рекомендации по решению выявленных проблем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, благодаря тщательному анализу нормативно-правовых актов, регламентирующих процессы инициативного проектирования, можно утверждать, что инициативные проекты, являясь достаточно новой формой участия населения в управлении территорией, имеют весьма проработанную нормативно-правовую базу. В ходе изучения документов различных уровней власти мы установили, что внесение ИП в Федеральный закон № 131-ФЗ в качестве новой формы участия населения в осуществлении МСУ повлекло за собой как изменение в уже действующем федеральном и региональном законодательстве, так и появление совершенно новых муниципальных нормативно-правовых актов. При этом наиболее проработан данный вопрос исключительно в федеральных и муниципальных нормативно-правовых актах ввиду того, что инициативные проекты направлены на решение проблем в пределах территории муниципального образования.
Во-вторых, проведя анализ развития и реализации практик инициативного проектирования на примере г. Барнаула, мы можем отметить, что инициативные проекты становятся более удобным для граждан средством благоустройства и развития той территории, где они проживают. Данный факт подтверждает проведенный нами анализ исследуемой деятельности на территории Индустриального, Ленинского и Центрального районов г. Барнаула, жители которых наиболее активно участвуют в благоустройстве территории.
При этом, всего в 2022 году планируется реализовать 22 проекта, что превышает общее число проектов, реализованных за 2020-2021 гг. (в совокупности было реализовано 14 проектов). Однако в ходе исследования нами было замечено, что если в предыдущие годы реальная стоимость ИП была меньше запланированной, то в 2022 году ситуация кардинально изменилась. Как мы отметили ранее, стоимость большинства проектов, рассчитанная администрацией г. Барнаула, превышает ту сумму, на которую рассчитывали инициаторы проектов. Это связано с ситуацией на международной арене, повышением стоимости материалов, оборудования, а также услуг, оказываемых подрядчиками. Тем не менее, органы власти оперативно решают данную проблему, поэтому риска замораживания проектов пока не предвидится.
Кроме того, в процессе исследования мы установили, что органы власти Алтайского края, а также органы МСУ г. Барнаула принимают различные меры для того, чтобы привлечь граждан к участию в решении вопросов местного значения посредством внесения инициативных проектов. К таким мерам относятся: совершенствование нормативно-правовых актов; увеличение бюджетных ассигнований на реализацию инициативных проектов; проведение органами власти работы с населением посредством ТОСов с целью акцентирования внимания на более острых проблемах территорий; проведение различных мероприятий в целях повышения бюджетной грамотности, активности населения, в частности, молодежи; использование наиболее популярных платформ для размещения информации.
Благодаря этим мерам, значительно укрепляется взаимодействие населения с органами местной власти, налаживаются коммуникации как между жителями, так и населения с органами МСУ, а совместная деятельность повышает уровень доверия к власти и способствует личностному росту горожан. Помимо этого, развитие ИП позволяет акцентировать внимание на более важных для населения проблемах и рационально использовать средства как городского, так и краевого бюджетов.
Кроме того, мы установили, что на территории районов г. Барнаула действуют территориальные органы МСУ - администрации, которые занимаются решением вопросов обеспечения жизнедеятельности населения закрепленных за ними территорий. При этом мы выявили, что в структуре администрации Индустриального района действует отдел по связям с общественностью, создание которого, по нашему мнению, способствует лучшей организации работы с населением района и более тесному взаимодействию с жителями в решении вопросов местного значения. В этом проявляется преимущество администрации Индустриального района, так как в администрациях других 4 районов г. Барнаула такого отдела нет.
Тем не менее, несмотря на очевидные достоинства ИП, в ходе исследования мы отметили, что в процессе внедрения и развития инициативных проектов как одной из форм участия населения в осуществлении МСУ органы власти сталкиваются с рядом проблем, главными из которых является низкая информационная обеспеченность граждан и трудности в привлечении населения, в частности, молодого поколения к участию в процессах инициативного проектирования. Мы разработали рекомендации, которые, по нашему мнению, наилучшим образом смогут разрешить выявленные проблемы: создание сайта, посвященного исключительно инициативным проектам города; расширение списка возможных инициаторов проектов и перечня объектов ИП; учёт активного участия молодого поколения в процессах разработки и реализации ИП при поступлении в вузы и прочие преференции.
Мы полностью согласны с мнением экспертов, что в дальнейшем инициативные проекты могут стать одним из самых эффективных и востребованных механизмов решения местных проблем, формирования комфортной городской среды, так как, несмотря на новизну, они уже зарекомендовали себя и получили положительный отклик у общественности. Поэтому развитие и совершенствование процессов инициативного проектирования должно считаться одним из основных направлений деятельности органов МСУ по вовлечению населения в процесс муниципального управления.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный
закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021 № 4-ФКЗ) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от
16.04.2022 № 102-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/.
4. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от
01.05.2021 № 124-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51057/.
5. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ
(ред. от 30.12.2020 № 481-ФЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/.
6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 352-ФЗ) // Российская газета. 1996. 24 января.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 01.04.2022 № 90-ФЗ) // Российская газета. 2002. 15 июня.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 492-ФЗ) // Российская газета. 2003. 8 октября.
9. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях: Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020 № 541-ФЗ) // Российская газета. 2004. 23 июня.
10. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018 № 528-ФЗ) // Российская газета. 2006. 5 мая.
11. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации:
Федеральный закон от 20.07.2020 № 216-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357761/.
12. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357767/.
13. Методические рекомендации по подготовке и реализации практик инициативного бюджетирования в Российской Федерации, утвержденные Министерством финансов РФ 27.12.2021 (ред. от 22.12.2021) // Справочно¬правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372984/.
14. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (ред. от
05.05.2021 № 38-ЗС). [Электронный ресурс] - URL:
https://www.altairegion22.ru/official_docs/one-4.html.
15. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве: Закон Алтайского края от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 01.11.2021 № 95-ЗС). [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/545227364.
16. Об утверждении государственной программы Алтайского края «Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»: Постановление Правительства Алтайского края от 29.10.2019 № 423 (ред. от 13.01.2022 № 3). [Электронный ресурс] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/2200201910300001.
17. О принятии Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края: Решение Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 № 71 (ред. от 18.03.2022 № 862). [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/446673423.
18. Об утверждении Порядка выдвижения, внесения, обсуждения,
рассмотрения инициативных проектов, а также проведения их конкурсного отбора в городском округе - городе Барнауле Алтайского края: Решение Барнаульской городской Думы от 03.09.2021 № 715. [Электронный ресурс] - URL: https://law-portal22.ru/normativnye-pravovye-akty-barnaulskoy-gorodskoy-
dumy/reshenie-ot-03-09-2021-715-ob-utverzhdenii-poryadka-vydvizheniya- vneseniya-obsuzhdeniya-rassmotreniya/.
19. Об утверждении Порядка определения части территории города Барнаула,
на которой могут реализовываться инициативные проекты: Решение
Барнаульской городской Думы от 03.09.2021 № 716. [Электронный ресурс] - URL: https://law-portal22.ru/normativnye-pravovye-akty-barnaulskoy-gorodskoy-
dumy/reshenie-ot-03-09-2021-715-ob-utverzhdenii-poryadka-vydvizheniya- vneseniya-obsuzhdeniya-rassmotreniya/.
20. Об утверждении Порядка расчёта и возврата сумм инициативных платежей,
подлежащих возврату (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в бюджет города Барнаула: Решение Барнаульской городской Думы от 03.09.2021 № 719. [Электронный ресурс] - URL: https://law-
portal22.ru/normativnye-pravovye-akty-barnaulskoy-gorodskoy-dumy/reshenie-ot- 03-09-2021-719-ob-utverzhdenii-poryadka-raschyeta-i-vozvrata-summ- initsiativnykh-platezh/.
21. Об утверждении Положений о районах города Барнаула и администрациях районов города Барнаула: Решение Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 № 775. [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/446689688.
22. Об утверждении положений управлений, отделов и комитетов
администрации Индустриального района города Барнаула: Постановление администрации Индустриального района г. Барнаула от 20.06.2017 №1005 (ред. от 26.03.2018 № 471). [Электронный ресурс] - URL:
https://barnaul.org/pravoportal/portal/mpa/districts/industrial/postanovlenie- administratsii-industrialnogo-rayona-g-barnaula-ob-utverzhdenii-polozheniy- upravleniy-/.
23. Муниципальное право России / учеб. пособие для вузов / под ред. Постового Н.В. - М.: «Юриспруденция», 2015 - 455 с.
24. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - Ставрополь: «Кавказский край», 1993 - 414 с.
25. Беспалова Ю.М. Особенности развития местного самоуправления в российском государстве в советский период // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 1. С. 96-103.
26. Шульга И.Е., Вагин В.В., Хачатрян Г.Н. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. - М.: «Алекс», 2017 - 124 с.
27. Как россиян приблизят к расходам бюджета. [Электронный ресурс] - URL: https://rg.ru/2021/09/16/kak-rossiian-pribliziat-k-rashodam-biudzheta.html.
28. Приоритеты расставили горожане // Российская газета. 2021. № 293 (8644).
29. Каждому по инициативе его // Вечерний Барнаул. 2021. № 41. С. 7.
30. Как Садовая стала светлой // Вечерний Барнаул. 2022. № 8. С. 4.
31. Алтайская Госинспекция рассказала, кто отвечает за безопасность детских площадок. [Электронный ресурс] - URL: https://altapress.ru/zhizn/story/altayskaya- gosinspektsiya-rasskazala-kto-otvechaet-za-bezopasnost-detskih-ploshchadok-
224888.
32. Прямой диалог с обществом. Что такое инициативные проекты и как их будут реализовывать в Барнауле по-новому. [Электронный ресурс] - URL: https://altapress.ru/zhizn/story/pryamoy-dialog-s-obshchestvom-chto-takoe- initsiativnie-proekti-i-kak-ih-budut-realizovivat-v-barnaule-po-novomu-292745.
33. В 2021 году при активном участии барнаульцев благоустроили, построили и
отремонтировали за счет бюджета около 70 городских объектов. [Электронный ресурс] - URL: https://altapress.ru/zhizn/story/v-godu-pri-aktivnom-uchastii-
barnaultsev-blagoustroili-postroili-i-otremontirovali-za-schet-byudzheta-okolo- gorodskih-obj ektov-302499.
34. Решайте сами: жители Барнаула могут внести вклад в благоустройство города. [Электронный ресурс] - URL: https://www.alt.kp.ru/daily/28337/4482129/.
35. Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс] - URL: https://minfin.gov.ru/ru/.
36. Официальный сайт Алтайского края. [Электронный ресурс] - URL: https://altairegion22.ru/.
37. Проект поддержки местных инициатив в Алтайском крае. [Электронный ресурс] - URL: https://алтайпредлагай.рф/.
38. Официальный сайт города Барнаула. [Электронный ресурс] - URL: https://barnaul.org.
39. Онлайн-форумы Барнаул. [Электронный ресурс] - URL:
https://barnaul.org/forums/.
40. Статистика города Барнаула. [Электронный ресурс] - URL: https://invest.barnaul.org/about/statistika-goroda-barnaula/.
41. Текущий архив администрации Индустриального района г. Барнаула за 2020-2022 гг.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ