Деятельность органа местного самоуправления в области физической культуры и спорта (на примере комитета по делам молодежи, культуре, физкультуре и спорту Индустриального района)
|
Введение 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 7
1.1. Понятие, функции и принципы органов местного самоуправления в
области физической культуры и спорта 7
1.2. Правовое регулирование органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта 19
1.3. Программы местного самоуправления по поддержанию физической
культуры и спорта 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ,КУЛЬТУРЫ, ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА) 30
2.1. Структура и основные полномочия Комитета по делам молодежи,
культуре, физкультуры и спорта Индустриального района 30
2.2. Анализ реализации деятельности Комитета по делам молодежи ,
культуры, физкультуры и спорта Индустриального района 36
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 43
3.1. Основные проблемы местного самоуправления в реализации политики
в области физической культуры и спорта в Индустриальном районе 43
3.2. Пути улучшения деятельности органа местного самоуправления в
области физической культуры и спорта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 7
1.1. Понятие, функции и принципы органов местного самоуправления в
области физической культуры и спорта 7
1.2. Правовое регулирование органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта 19
1.3. Программы местного самоуправления по поддержанию физической
культуры и спорта 24
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ,КУЛЬТУРЫ, ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА) 30
2.1. Структура и основные полномочия Комитета по делам молодежи,
культуре, физкультуры и спорта Индустриального района 30
2.2. Анализ реализации деятельности Комитета по делам молодежи ,
культуры, физкультуры и спорта Индустриального района 36
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА 43
3.1. Основные проблемы местного самоуправления в реализации политики
в области физической культуры и спорта в Индустриальном районе 43
3.2. Пути улучшения деятельности органа местного самоуправления в
области физической культуры и спорта 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
В рамках настоящего исследования нельзя не отметить важность сферы физкультурно-спортивной работы.
Деятельность органов государственного и муниципального управления в сфере создания условий по развитию физической культуры и спорта играет важную роль популяризации здорового образа жизни населения, приобщению к активному занятию спортом, формированию полезных и здоровых привычек и, соответственно, выполняет важную социальную и экономическую функцию в государстве и на региональном уровне. Поскольку данная сфера, по большому счету, требует государственной финансовой и организационной поддержки, то на первый план выступает изучение эффективности деятельности органов власти по ее развитию, приобщению населения к физической культуре и спорту.
Интерес к спорту постоянно растёт. С каждым годом в Российской Федерации появляются новые течения в спорте. Сфера физической культуры является одним из важнейших составляющих управления экономики. На сегодняшний день по важности физическая культура и спортивная деятельность занимают одну из лидирующих позиций в жизни человека, государства и общества в целом. Как показывает мировая практика, полноценное управление современного общества требует привлечения методов системы физической культуры. В этом направлении основным аспектом, помимо улучшения физической формы и укрепления здоровья, является формирование здорового стиля жизни, как у взрослых, так и у подрастающего поколения. Такая заинтересованность в привлечении молодежи к здоровому образу жизни просматривается в политике международного олимпийского комитета. К сожалению, в Российской Федерации данное направление развито недостаточно. Однако актуальность настоящей работы определяется не только теоретическими предпосылками о важности спорта, но и тем, что современное состояние физкультурно-спортивной работы является результатом реализации целенаправленной политики органов управления, как на уровне государственной власти, так и на уровне местных органов власти в соответствии с указами и поручениями Президента РФ, Стратегией развития физкультурно-спортивной работы в РФ на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Более того, согласно «Росстату», также растет количество людей, занимающихся физическими упражнениями в спортивных секциях, клубах и оздоровительных центрах. Стабильный прирост наблюдается на протяжении уже более десяти лет. В этой связи количество спортивных объектов также увеличивается. Данное противоречие - между важностью физкультурно-спортивной работы, отмеченной как на уровне теоретических предпосылок, так и на уровне программных документов российского правительства - определяет актуальность настоящего исследования.
Предмет исследования - управление в сфере физкультурно-спортивной работы на уровне органов управления на уровне местных органов власти.
Объект исследования - деятельность органов местной власти по развитию физкультурно-спортивной работы в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района.
Цели исследования - разработка направлений развития физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне на основе анализа деятельности органов местной власти по развитию физкультурно-спортивной работы в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и особенности управления в сфере физкультурно-спортивной работы;
- рассмотреть правовое регулирование физкультурно-спортивной работы в Российской Федерации;
- проанализировать деятельность органов местной власти по развитию физкультурно-спортивной работы и спорта в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района;
- выявить проблемы развития физкультурно-спортивной работы и спорта в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района;
- определить направления разработки мероприятий по совершенствованию физкультурно-спортивной работы на уровне местного самоуправления.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: системный, логический, сравнительно-правовой, статистический и социологический.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Деятельность органов государственного и муниципального управления в сфере создания условий по развитию физической культуры и спорта играет важную роль популяризации здорового образа жизни населения, приобщению к активному занятию спортом, формированию полезных и здоровых привычек и, соответственно, выполняет важную социальную и экономическую функцию в государстве и на региональном уровне. Поскольку данная сфера, по большому счету, требует государственной финансовой и организационной поддержки, то на первый план выступает изучение эффективности деятельности органов власти по ее развитию, приобщению населения к физической культуре и спорту.
Интерес к спорту постоянно растёт. С каждым годом в Российской Федерации появляются новые течения в спорте. Сфера физической культуры является одним из важнейших составляющих управления экономики. На сегодняшний день по важности физическая культура и спортивная деятельность занимают одну из лидирующих позиций в жизни человека, государства и общества в целом. Как показывает мировая практика, полноценное управление современного общества требует привлечения методов системы физической культуры. В этом направлении основным аспектом, помимо улучшения физической формы и укрепления здоровья, является формирование здорового стиля жизни, как у взрослых, так и у подрастающего поколения. Такая заинтересованность в привлечении молодежи к здоровому образу жизни просматривается в политике международного олимпийского комитета. К сожалению, в Российской Федерации данное направление развито недостаточно. Однако актуальность настоящей работы определяется не только теоретическими предпосылками о важности спорта, но и тем, что современное состояние физкультурно-спортивной работы является результатом реализации целенаправленной политики органов управления, как на уровне государственной власти, так и на уровне местных органов власти в соответствии с указами и поручениями Президента РФ, Стратегией развития физкультурно-спортивной работы в РФ на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Более того, согласно «Росстату», также растет количество людей, занимающихся физическими упражнениями в спортивных секциях, клубах и оздоровительных центрах. Стабильный прирост наблюдается на протяжении уже более десяти лет. В этой связи количество спортивных объектов также увеличивается. Данное противоречие - между важностью физкультурно-спортивной работы, отмеченной как на уровне теоретических предпосылок, так и на уровне программных документов российского правительства - определяет актуальность настоящего исследования.
Предмет исследования - управление в сфере физкультурно-спортивной работы на уровне органов управления на уровне местных органов власти.
Объект исследования - деятельность органов местной власти по развитию физкультурно-спортивной работы в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района.
Цели исследования - разработка направлений развития физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне на основе анализа деятельности органов местной власти по развитию физкультурно-спортивной работы в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и особенности управления в сфере физкультурно-спортивной работы;
- рассмотреть правовое регулирование физкультурно-спортивной работы в Российской Федерации;
- проанализировать деятельность органов местной власти по развитию физкультурно-спортивной работы и спорта в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района;
- выявить проблемы развития физкультурно-спортивной работы и спорта в практике Комитета по делам молодежи и спорта Индустриального района;
- определить направления разработки мероприятий по совершенствованию физкультурно-спортивной работы на уровне местного самоуправления.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: системный, логический, сравнительно-правовой, статистический и социологический.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы и сформулировать ряд предложений.
С точки зрения государственного участия в механизме политики органов управления на уровне местных органов власти в сфере физкультурно-спортивной работы государственная политика в сфере физкультурно-спортивной работы (ФКиС) — это спланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и воспитательная форма социально-культурной деятельности, которая направлена на конкретную аудиторию и ставящая перед собой конкретную содержательную цель. В настоящее время спортивная активность, спорт относится к сфере социальной жизни, являясь неотъемлемым элементом нематериального производства.
Государственное управление с использованием цифровых технологий предполагает использование ряда мер по организации системы государственного управления, регулированию различных сопутствующих вопросов, а также технологическую поддержку. Цифровой формат включает использование следующих элементов: базы данных и их обмен, отраслевые документы и решения, платформы, приложения и порталы, процедура идентификации, защита и конфиденциальность данных, информационная безопасность, нормативные документы и законы и т.д. Если обратиться к истории спорта, то нельзя не отметить, что в советский период спорт занимал важное место в жизни общества, и данный опыт должен быть в обязательном порядке использован в современных условиях. Спорт всячески пропагандировался - с помощью журналов, газет, плакатов, телевизора. Советские спортсмены достигали больших успехов на 14 международных соревнованиях. В постсоветский период, начиная с 1991 года, Россия сдает позиции в некоторых видах профессионального спорта, в которых раньше лидировала. Кроме того, в связи с обострением ситуации распространения алкоголизма, наркомании, курения и ряда других социальных проблем, встает острая необходимость в пропаганде здорового образа жизни, привлечении молодого поколения к спорту. В данном направлении делаются шаги - выделяется государственное финансирование, разрабатываются программные документы, что не может не приводить к положительным результатам. Организация множества международных спортивных соревнований также обуславливает рост популярности спорта в жизни российского общества. Например, зимняя Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу повысили уровень престижности спорта в Российской Федерации. Разделение административно-правовых отношений в сфере спортивного менеджмента по вертикали и горизонтали формирует основу для разделения правоотношений подчинения и координации. Объем компетенции и права управляющих органов позволяют их разделить на специальные, общие, местные и ведомственные
В настоящее время нормативно-правовая основа регулирования деятельности физкультурно-спортивной работы реализуется в двух основных формах:
- в форме установления норм, закреплённых в законах,
- в форме детализации указанных норм в подзаконных нормативно-правовых актах.
Так, детализируют положения, указанные нормативно-правовых актов методические материалы и разъяснения соответствующих исполнительных органов публичной власти, например, установлено, что научно-методическое сопровождение является важной составляющей управления сферой физкультурно-спортивной работы.
Важная причина, которая также обусловливает необходимость проявления арсенала методов и средств системы физкультурно-спортивной работы для управления общества, - требование улучшения физической подготовленности, обусловленные современным социальным развитием населения.
Формирования у современного человека привычек к физическому постоянному совершенствованию для поддержания физической высокой формы в течении всей жизни - это норма жизни. В противном случае социально-экономические условия современного общества, особенно в городских условиях, приводят к малоподвижности, которая в свою очередь влечёт значительное снижение качества жизни населения в результате развития ряд хронических болезней.
Спорт и физическая культура положительно влияют на управление экономической сферы жизни общества и государства в целом. Роль физкультурно-спортивной работы отчетливо просматривается по многим направлениям: подготовка трудовых ресурсов, альтернатива вредным привычкам, как следствие минимизирует экономические потери во всех сферах деятельности, активный отдых, спорт, любая физическая активность выступают важнейшей областью общественной жизни. Поэтому данная сфера заслуживает особого внимания со стороны государства и частного сектора.
В настоящее время имеется следующей перечень проблем в области регулирования сферы физкультурно-спортивной работы:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой, которое отмечается в рамках контент-анализа программных документов по управлению сферой физкультурно-спортивной работы;
- также в рамках контент-анализа программных документов по управлению сферой физкультурно-спортивной работы отмечено несоответствие данных программ реальным социально-экономическим условиям;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- моральный и физический износ объектов спортивной инфраструктуры, их несоответствие задачам управления массового спорта в стране (по результатам опроса);
- низкий уровень безопасности сферы физкультурно-спортивной работы (по результатам опроса);
- низкий уровень медицинского обслуживания сферы физкультурно-спортивной работы (по результатам опроса).
Для решения данных проблем в настоящей работе предложены меры по развитию сферы физкультурно-спортивной работы как объекта управления органов управления на уровне местных органов власти в Индустриальном районе.
Для решения этих насущных вопросов Комитетом физической культуры и спорта быть утверждена стратегия расширения объектов физической культуры, с целью выполнения которой, представляется целесообразным предложить введение законодательного и нормативно-правового механизма экономических льгот (оплата за коммунальные платежи по тарифам физических лиц, снижение или упразднение арендной платы и т.п.), относительно деятельности субъектов сферы физической культуры разных форм собственности, прежде всего детско-юношеских спортивных школ и спортивных клубов по месту жительства.
Прогнозное состояние эффективности предложенных мер по управлению в сфере физкультурно-спортивной работы в своём управлении носит линейный характер, и, следовательно, свидетельствует об эффективности вышеописанного проекта. Таким образом, проведённое исследование показывает, что разработанные мероприятия служат повышению уровня эффективности предложенных мер по управлению в сфере физкультурно-спортивной работы.
С точки зрения государственного участия в механизме политики органов управления на уровне местных органов власти в сфере физкультурно-спортивной работы государственная политика в сфере физкультурно-спортивной работы (ФКиС) — это спланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и воспитательная форма социально-культурной деятельности, которая направлена на конкретную аудиторию и ставящая перед собой конкретную содержательную цель. В настоящее время спортивная активность, спорт относится к сфере социальной жизни, являясь неотъемлемым элементом нематериального производства.
Государственное управление с использованием цифровых технологий предполагает использование ряда мер по организации системы государственного управления, регулированию различных сопутствующих вопросов, а также технологическую поддержку. Цифровой формат включает использование следующих элементов: базы данных и их обмен, отраслевые документы и решения, платформы, приложения и порталы, процедура идентификации, защита и конфиденциальность данных, информационная безопасность, нормативные документы и законы и т.д. Если обратиться к истории спорта, то нельзя не отметить, что в советский период спорт занимал важное место в жизни общества, и данный опыт должен быть в обязательном порядке использован в современных условиях. Спорт всячески пропагандировался - с помощью журналов, газет, плакатов, телевизора. Советские спортсмены достигали больших успехов на 14 международных соревнованиях. В постсоветский период, начиная с 1991 года, Россия сдает позиции в некоторых видах профессионального спорта, в которых раньше лидировала. Кроме того, в связи с обострением ситуации распространения алкоголизма, наркомании, курения и ряда других социальных проблем, встает острая необходимость в пропаганде здорового образа жизни, привлечении молодого поколения к спорту. В данном направлении делаются шаги - выделяется государственное финансирование, разрабатываются программные документы, что не может не приводить к положительным результатам. Организация множества международных спортивных соревнований также обуславливает рост популярности спорта в жизни российского общества. Например, зимняя Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу повысили уровень престижности спорта в Российской Федерации. Разделение административно-правовых отношений в сфере спортивного менеджмента по вертикали и горизонтали формирует основу для разделения правоотношений подчинения и координации. Объем компетенции и права управляющих органов позволяют их разделить на специальные, общие, местные и ведомственные
В настоящее время нормативно-правовая основа регулирования деятельности физкультурно-спортивной работы реализуется в двух основных формах:
- в форме установления норм, закреплённых в законах,
- в форме детализации указанных норм в подзаконных нормативно-правовых актах.
Так, детализируют положения, указанные нормативно-правовых актов методические материалы и разъяснения соответствующих исполнительных органов публичной власти, например, установлено, что научно-методическое сопровождение является важной составляющей управления сферой физкультурно-спортивной работы.
Важная причина, которая также обусловливает необходимость проявления арсенала методов и средств системы физкультурно-спортивной работы для управления общества, - требование улучшения физической подготовленности, обусловленные современным социальным развитием населения.
Формирования у современного человека привычек к физическому постоянному совершенствованию для поддержания физической высокой формы в течении всей жизни - это норма жизни. В противном случае социально-экономические условия современного общества, особенно в городских условиях, приводят к малоподвижности, которая в свою очередь влечёт значительное снижение качества жизни населения в результате развития ряд хронических болезней.
Спорт и физическая культура положительно влияют на управление экономической сферы жизни общества и государства в целом. Роль физкультурно-спортивной работы отчетливо просматривается по многим направлениям: подготовка трудовых ресурсов, альтернатива вредным привычкам, как следствие минимизирует экономические потери во всех сферах деятельности, активный отдых, спорт, любая физическая активность выступают важнейшей областью общественной жизни. Поэтому данная сфера заслуживает особого внимания со стороны государства и частного сектора.
В настоящее время имеется следующей перечень проблем в области регулирования сферы физкультурно-спортивной работы:
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой, которое отмечается в рамках контент-анализа программных документов по управлению сферой физкультурно-спортивной работы;
- также в рамках контент-анализа программных документов по управлению сферой физкультурно-спортивной работы отмечено несоответствие данных программ реальным социально-экономическим условиям;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
- моральный и физический износ объектов спортивной инфраструктуры, их несоответствие задачам управления массового спорта в стране (по результатам опроса);
- низкий уровень безопасности сферы физкультурно-спортивной работы (по результатам опроса);
- низкий уровень медицинского обслуживания сферы физкультурно-спортивной работы (по результатам опроса).
Для решения данных проблем в настоящей работе предложены меры по развитию сферы физкультурно-спортивной работы как объекта управления органов управления на уровне местных органов власти в Индустриальном районе.
Для решения этих насущных вопросов Комитетом физической культуры и спорта быть утверждена стратегия расширения объектов физической культуры, с целью выполнения которой, представляется целесообразным предложить введение законодательного и нормативно-правового механизма экономических льгот (оплата за коммунальные платежи по тарифам физических лиц, снижение или упразднение арендной платы и т.п.), относительно деятельности субъектов сферы физической культуры разных форм собственности, прежде всего детско-юношеских спортивных школ и спортивных клубов по месту жительства.
Прогнозное состояние эффективности предложенных мер по управлению в сфере физкультурно-спортивной работы в своём управлении носит линейный характер, и, следовательно, свидетельствует об эффективности вышеописанного проекта. Таким образом, проведённое исследование показывает, что разработанные мероприятия служат повышению уровня эффективности предложенных мер по управлению в сфере физкультурно-спортивной работы.



