Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления (на примере администрации Железнодорожного района г. Барнаула)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.1 История развития системы работы с обращениями граждан в
России на различных этапах ее становления 8
1.2 Основные понятия, принципы и содержание права граждан
Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления 14
1.3 Формы и порядок рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации в государственных и муниципальных органах 20
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА) 27
2.1 Краткая характеристика администрации Железнодорожного
района г. Барнаула 27
2.2 Структура и основные полномочия администрации
Железнодорожного района города Барнаула в сфере работы с обращениями граждан 32
2.3 Анализ деятельности администрации Железнодорожного района
города Барнаула по работе с обращениями граждан 38
3 ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ГРАЖДАН В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДАННОГО ПРОЦЕССА 53
3.1 Проблемы в организации работы органов местного
самоуправления с обращениями граждан 53
3.2 Пути совершенствования работы с обращениями граждан в
органах местного самоуправления 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8
1.1 История развития системы работы с обращениями граждан в
России на различных этапах ее становления 8
1.2 Основные понятия, принципы и содержание права граждан
Российской Федерации на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления 14
1.3 Формы и порядок рассмотрения обращений граждан Российской
Федерации в государственных и муниципальных органах 20
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА) 27
2.1 Краткая характеристика администрации Железнодорожного
района г. Барнаула 27
2.2 Структура и основные полномочия администрации
Железнодорожного района города Барнаула в сфере работы с обращениями граждан 32
2.3 Анализ деятельности администрации Железнодорожного района
города Барнаула по работе с обращениями граждан 38
3 ПРОБЛЕМЫ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ
ГРАЖДАН В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДАННОГО ПРОЦЕССА 53
3.1 Проблемы в организации работы органов местного
самоуправления с обращениями граждан 53
3.2 Пути совершенствования работы с обращениями граждан в
органах местного самоуправления 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Важнейшее место в системе основных прав и свобод человека и гражданина принадлежит праву на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Любое развитое демократическое, правовое государство считает реализацию прав и свобод каждого гражданина своей первостепенной задачей.
Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. определила новый этап в развитии России. Впервые в истории страны ее целью намечено построение демократического и правового государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти, которую осуществляет как непосредственно, так и через своих представителей. Право на обращение в органы государственной власти, являясь институтом прямой демократии, позволяющим гражданам России участвовать в управлении государственными делами, обеспечивает реализацию важнейшего конституционного принципа - народовластия. Оно же представляет собой одно из основных политических прав граждан Российской Федерации.
Именно поэтому данный институт является одним из важных основ формирования не только правового государства, но и открытого диалога власти и народа.
Сегодня уделяется особое внимание развитию диалога власти с народом, обеспечению прав и интересов человека, что является приоритетом в реализации стратегических целей страны - построении демократического правового государства и дальнейшем формировании свободного гражданского общества. Обращения граждан выполняют важную функцию обратной связи между народом и государством.
Совершенствование форм взаимодействия власти и населения является необходимым условием развития любого демократического государства, активизации его гражданского общества, особенно в современных условиях, когда мировая экономика и социальная политика переживают вызовы, связанные пандемией, а также с современной международной обстановкой.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что именно обращения являются катализатором общественного мнения, уровня доверия населения к органам власти. От того, как часто граждане обращаются к власти, какова различная тематика посланий, можно выявить основные проблемы общества. Однако для успешной реализации гражданином своего конституционного права необходим действенный механизм по рассмотрению таких обращений и реагированию на них, иначе конституционная норма превращается в простую декларацию.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является работа с обращениями граждан в органах власти и органах местного самоуправления.
Предмет исследования - организация работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ деятельности администрации Железнодорожного района г. Барнаула в сфере работы с обращениями граждан, выявление имеющихся проблем и некоторых путей их решения.
Для достижение поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать историю развития системы работы с обращениями граждан в России.
2. Охарактеризовать нормативную правовую базу работы с обращениями граждан в государственных органах и органах местного самоуправления.
3. Дать краткую характеристику администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
4. Описать структуру и основные полномочия администрации Железнодорожного района г. Барнаула в сфере работы с обращениями граждан.
5. Проанализировать деятельность администрации Железнодорожного района г. Барнаула по работе с обращениями граждан.
6. Выявить проблемы в организации работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
7. Представить основные направления и рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы образуют общенаучные методы познания. В качестве теоретических методов исследования выступили: исторический анализ, сравнительный анализ, методы анализа и синтеза. В качестве эмпирических методов был использован метод контекстного анализа.
В работе были использованы нормативные источники: Конституция Российской Федерации, федеральное российское законодательство, Устав городского округа г. Барнаула, Регламент администрации Железнодорожного района г. Барнаула, иные правовые акты органов местного самоуправления, а также аналитические материалы по работе с обращениями граждан администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 2018 - 2022 гг.
При написании работы были изучены труды таких авторов как: Э.Р. Адамова, А.В. Савоськин, А.А. Титов, М.Н. Чепурнова, И.В. Шевченко и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. определила новый этап в развитии России. Впервые в истории страны ее целью намечено построение демократического и правового государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ народ является единственным источником власти, которую осуществляет как непосредственно, так и через своих представителей. Право на обращение в органы государственной власти, являясь институтом прямой демократии, позволяющим гражданам России участвовать в управлении государственными делами, обеспечивает реализацию важнейшего конституционного принципа - народовластия. Оно же представляет собой одно из основных политических прав граждан Российской Федерации.
Именно поэтому данный институт является одним из важных основ формирования не только правового государства, но и открытого диалога власти и народа.
Сегодня уделяется особое внимание развитию диалога власти с народом, обеспечению прав и интересов человека, что является приоритетом в реализации стратегических целей страны - построении демократического правового государства и дальнейшем формировании свободного гражданского общества. Обращения граждан выполняют важную функцию обратной связи между народом и государством.
Совершенствование форм взаимодействия власти и населения является необходимым условием развития любого демократического государства, активизации его гражданского общества, особенно в современных условиях, когда мировая экономика и социальная политика переживают вызовы, связанные пандемией, а также с современной международной обстановкой.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что именно обращения являются катализатором общественного мнения, уровня доверия населения к органам власти. От того, как часто граждане обращаются к власти, какова различная тематика посланий, можно выявить основные проблемы общества. Однако для успешной реализации гражданином своего конституционного права необходим действенный механизм по рассмотрению таких обращений и реагированию на них, иначе конституционная норма превращается в простую декларацию.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является работа с обращениями граждан в органах власти и органах местного самоуправления.
Предмет исследования - организация работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ деятельности администрации Железнодорожного района г. Барнаула в сфере работы с обращениями граждан, выявление имеющихся проблем и некоторых путей их решения.
Для достижение поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Описать историю развития системы работы с обращениями граждан в России.
2. Охарактеризовать нормативную правовую базу работы с обращениями граждан в государственных органах и органах местного самоуправления.
3. Дать краткую характеристику администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
4. Описать структуру и основные полномочия администрации Железнодорожного района г. Барнаула в сфере работы с обращениями граждан.
5. Проанализировать деятельность администрации Железнодорожного района г. Барнаула по работе с обращениями граждан.
6. Выявить проблемы в организации работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
7. Представить основные направления и рекомендации по совершенствованию работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы образуют общенаучные методы познания. В качестве теоретических методов исследования выступили: исторический анализ, сравнительный анализ, методы анализа и синтеза. В качестве эмпирических методов был использован метод контекстного анализа.
В работе были использованы нормативные источники: Конституция Российской Федерации, федеральное российское законодательство, Устав городского округа г. Барнаула, Регламент администрации Железнодорожного района г. Барнаула, иные правовые акты органов местного самоуправления, а также аналитические материалы по работе с обращениями граждан администрации Железнодорожного района г. Барнаула за 2018 - 2022 гг.
При написании работы были изучены труды таких авторов как: Э.Р. Адамова, А.В. Савоськин, А.А. Титов, М.Н. Чепурнова, И.В. Шевченко и др.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и трех приложений.
В рамках данной работы была проанализирована сущность обращений граждан в органы власти как их неотъемлемого права, закрепленного Конституцией РФ. Право на обращение в государственные органы - неотъемлемое право каждого гражданина, которое включает в себя два аспекта: во-первых, обращения граждан представляют собой одну из форм участия граждан в управлении, возможность активного влияния гражданина на деятельность государственного органа; во-вторых, это способ восстановления нарушенного права граждан посредством их жалоб, заявлений и ходатайств.
В выпускной квалификационной работе была проанализирована деятельность администрации Железнодорожного района г. Барнаула по работе с обращениями граждан. Администрация Железнодорожного района г. Барнаула является территориальным органом местного самоуправления, наиболее приближенным к населению. В круг полномочий входит перечень вопросов, связанных с организацией работы в области ЖКХ, культуры и молодежной политики, строительства, развития малого и среднего предпринимательства и т.д. на территории Железнодорожного района г. Барнаула.
В администрации Железнодорожного района г. Барнаула выделена отдельная структура, которая занимается вопросами работы с обращениями граждан, порядком и графиком личного приема граждан главой администрации и руководителями структурных подразделений. Работа с обращениями граждан основывается на федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах, выработан определенный порядок приема и рассмотрения обращений, который в итоге позволяет четко организовать процесс взаимодействиями с гражданами и объединениями, обращающимися в администрацию Железнодорожного района г. Барнаула.
В ходе анализа работы с обращениями граждан был выявлен ряд проблем:
- Формальные ответы заявителю. Зачастую по одному и тому же вопросу из разных инстанций даются ответы, написанные как «под копирку» или, наоборот, совершенно противоположные. Данные действия представителей органов власти побуждают граждан вновь обращаться со своими вопросами и просьбами в надежде получить ответ, наполненный осмысленным и соответствующим действительности содержанием.
- Недостаточная эффективность ведения аналитической и статистической работы по рассмотрению обращений местными органами власти. По итогам проведения аналитической работы представителями органов власти данная информация по рассмотрению обращений граждан остается недоступной и закрытой для большинства населения нашей страны.
- Достаточно невысокий уровень правовой культуры населения, а также низкая информированность населения о работе органов власти. Граждане не знают правовых основ, не осознают зоны ответственности тех или иных служб, пытаются привлечь органы власти к решению проблем личного/семейного характера.
- Большая текучесть кадров из-за ужесточения требований к отбору муниципальных служащих, практического отсутствия или незначительного роста их заработной платы, «профессионального выгорания» из-за трудностей работы с людьми.
Перечень этих проблем позволяет сформулировать предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула в сфере работы с обращениями граждан:
- Заполнить пробел в законодательстве по поводу «ответа по существу», для того чтобы снизить число повторных обращений и улучшить качество рассмотрения первичных обращений граждан.
- Законодательно закрепить для всех органов власти обязанность осуществлять аналитическую работу по обращениям, составлять квартальные и годовые отчёты по единой, унифицированной форме и публиковать на официальных сайтах органов власти.
- Активизировать ведение страниц в социальных сетях представителями органов власти для достижения еще большего взаимодействия власти и населения. Более активно информировать население о практике работы с письменными (устными) обращениями граждан.
- Ввести для муниципальных служащих специальные сессии с психологом или коучем для предотвращения «эмоционального выгорания» сотрудников.
Подводя итог, необходимо отметить, что своевременное и качественное решение проблем, возникающих и содержащихся в обращениях, в большей степени способствует удовлетворению интересов и нужд граждан, снятию напряженной обстановки в обществе, а также повышению авторитета органов власти, укреплению их связи с населением.
Тема совершенствования системы управления в исследуемой сфере актуализируется в контексте внесенных поправок в статью 132 Конституции Российской Федерации о включении местного самоуправления в систему публичной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
В выпускной квалификационной работе была проанализирована деятельность администрации Железнодорожного района г. Барнаула по работе с обращениями граждан. Администрация Железнодорожного района г. Барнаула является территориальным органом местного самоуправления, наиболее приближенным к населению. В круг полномочий входит перечень вопросов, связанных с организацией работы в области ЖКХ, культуры и молодежной политики, строительства, развития малого и среднего предпринимательства и т.д. на территории Железнодорожного района г. Барнаула.
В администрации Железнодорожного района г. Барнаула выделена отдельная структура, которая занимается вопросами работы с обращениями граждан, порядком и графиком личного приема граждан главой администрации и руководителями структурных подразделений. Работа с обращениями граждан основывается на федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах, выработан определенный порядок приема и рассмотрения обращений, который в итоге позволяет четко организовать процесс взаимодействиями с гражданами и объединениями, обращающимися в администрацию Железнодорожного района г. Барнаула.
В ходе анализа работы с обращениями граждан был выявлен ряд проблем:
- Формальные ответы заявителю. Зачастую по одному и тому же вопросу из разных инстанций даются ответы, написанные как «под копирку» или, наоборот, совершенно противоположные. Данные действия представителей органов власти побуждают граждан вновь обращаться со своими вопросами и просьбами в надежде получить ответ, наполненный осмысленным и соответствующим действительности содержанием.
- Недостаточная эффективность ведения аналитической и статистической работы по рассмотрению обращений местными органами власти. По итогам проведения аналитической работы представителями органов власти данная информация по рассмотрению обращений граждан остается недоступной и закрытой для большинства населения нашей страны.
- Достаточно невысокий уровень правовой культуры населения, а также низкая информированность населения о работе органов власти. Граждане не знают правовых основ, не осознают зоны ответственности тех или иных служб, пытаются привлечь органы власти к решению проблем личного/семейного характера.
- Большая текучесть кадров из-за ужесточения требований к отбору муниципальных служащих, практического отсутствия или незначительного роста их заработной платы, «профессионального выгорания» из-за трудностей работы с людьми.
Перечень этих проблем позволяет сформулировать предложения по совершенствованию работы с обращениями граждан в администрации Железнодорожного района г. Барнаула в сфере работы с обращениями граждан:
- Заполнить пробел в законодательстве по поводу «ответа по существу», для того чтобы снизить число повторных обращений и улучшить качество рассмотрения первичных обращений граждан.
- Законодательно закрепить для всех органов власти обязанность осуществлять аналитическую работу по обращениям, составлять квартальные и годовые отчёты по единой, унифицированной форме и публиковать на официальных сайтах органов власти.
- Активизировать ведение страниц в социальных сетях представителями органов власти для достижения еще большего взаимодействия власти и населения. Более активно информировать население о практике работы с письменными (устными) обращениями граждан.
- Ввести для муниципальных служащих специальные сессии с психологом или коучем для предотвращения «эмоционального выгорания» сотрудников.
Подводя итог, необходимо отметить, что своевременное и качественное решение проблем, возникающих и содержащихся в обращениях, в большей степени способствует удовлетворению интересов и нужд граждан, снятию напряженной обстановки в обществе, а также повышению авторитета органов власти, укреплению их связи с населением.
Тема совершенствования системы управления в исследуемой сфере актуализируется в контексте внесенных поправок в статью 132 Конституции Российской Федерации о включении местного самоуправления в систему публичной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Подобные работы
- Совершенствование деятельности органов территориального
общественного самоуправления (на примере ТОС Железнодорожного
района г. Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Публично-правовые основы финансовой деятельности государства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



