Деятельность Администрации внутригородского района городского округа по решению вопросов местного значения на примере Центрального района Челябинской области
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА 6
1.1 Организационно-правовые основы местного самоуправления в
Российской Федерации 6
1.2 Территориальные основы местного самоуправления 11
1.3 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 23
2.1 Краткая характеристика муниципального образования Центрального
района города Челябинска 23
2.2 Анализ деятельности Администрации Центрального района города
Челябинска 26
2.3 Оценка эффективности деятельности Администрации Центрального
района города Челябинска 38
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА . 44
3.1 Направления совершенствования деятельности Администрации
Центрального района города Челябинска 44
3.2 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию
деятельности Администрации Центрального района города Челябинска 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ВНУТРИГОРОДСКОГО РАЙОНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА 6
1.1 Организационно-правовые основы местного самоуправления в
Российской Федерации 6
1.2 Территориальные основы местного самоуправления 11
1.3 Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления 17
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА 23
2.1 Краткая характеристика муниципального образования Центрального
района города Челябинска 23
2.2 Анализ деятельности Администрации Центрального района города
Челябинска 26
2.3 Оценка эффективности деятельности Администрации Центрального
района города Челябинска 38
3 РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА . 44
3.1 Направления совершенствования деятельности Администрации
Центрального района города Челябинска 44
3.2 Оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию
деятельности Администрации Центрального района города Челябинска 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Множество частных проблем местного самоуправления представляют собой производную от такой общей и актуальной проблемы как эффективность государственного и муниципального управления. В большинстве развитых зарубежных стран повышению эффективности деятельности органов власти и ее оценке уделяется значительное внимание. Более того, признается, что эффективное государственное и муниципальное управление является одним из условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий и улучшения благосостояния населения.
Объектом исследования является деятельность администрации Центрального района Челябинской области.
Предметом исследования выступает механизм деятельности местной администрации.
Целью исследования является выявление особенностей, проблем в деятельности администрации внутригородского района городского округа по решению вопросов местного значения на примере Центрального района Челябинской области и поиск возможных путей совершенствования
Реализация цели исследования достигается решением следующих задач:
- исследовать организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации;
- рассмотреть территориальный основы местного самоуправления;
- рассмотреть подходы к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- охарактеризовать муниципальное образование Центральный район Челябинской области;
- проанализировать деятельность администрации Центрального района Челябинской области
- провести оценку эффективности деятельности администрации Центрального района Челябинской области и выявить проблемы в ее деятельности;
- предложить направления развития совершенствования деятельности администрации Центрального района Челябинской области;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов эффективности деятельности органов местного самоуправления занимались такие авторы как Т.М. Абдипаттаев, К.К. Абдыкерим, Э.Р. Адамова, У. Бакиров, Д.И. Гафнер, Н.С. Гегедюш, А.В. Елькина, А.Т. Карасев, О.Л. Ким, В.Э. Комов, Л.А. Кормишкина, А.В. Курочкин, С.А. Липски, С.В. Лихачёв, В.Ю. Максимов и другие.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе исследуются теоретические и правовые основы деятельности органов внутригородского района городского округа, в том числе выделяются организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваются территориальные основы местного самоуправления, проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Во второй главе выполняется анализ и оценка деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, в том числе представляется краткая характеристика муниципального образования Центрального района города Челябинска, выполняется анализ деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, представляется оценка эффективности деятельности Администрации Центрального района города Челябинска. В третьей главе осуществляется разработка мер по совершенствованию деятельности администрации центрального района города Челябинска, в том числе выделяются направления совершенствования деятельности Администрации Центрального района города Челябинска,
5 выполняется оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию деятельности Администрации Центрального района города Челябинска.
Объектом исследования является деятельность администрации Центрального района Челябинской области.
Предметом исследования выступает механизм деятельности местной администрации.
Целью исследования является выявление особенностей, проблем в деятельности администрации внутригородского района городского округа по решению вопросов местного значения на примере Центрального района Челябинской области и поиск возможных путей совершенствования
Реализация цели исследования достигается решением следующих задач:
- исследовать организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации;
- рассмотреть территориальный основы местного самоуправления;
- рассмотреть подходы к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления;
- охарактеризовать муниципальное образование Центральный район Челябинской области;
- проанализировать деятельность администрации Центрального района Челябинской области
- провести оценку эффективности деятельности администрации Центрального района Челябинской области и выявить проблемы в ее деятельности;
- предложить направления развития совершенствования деятельности администрации Центрального района Челябинской области;
- оценить эффективность предложенных мероприятий.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованием вопросов эффективности деятельности органов местного самоуправления занимались такие авторы как Т.М. Абдипаттаев, К.К. Абдыкерим, Э.Р. Адамова, У. Бакиров, Д.И. Гафнер, Н.С. Гегедюш, А.В. Елькина, А.Т. Карасев, О.Л. Ким, В.Э. Комов, Л.А. Кормишкина, А.В. Курочкин, С.А. Липски, С.В. Лихачёв, В.Ю. Максимов и другие.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сопоставление.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе исследуются теоретические и правовые основы деятельности органов внутригородского района городского округа, в том числе выделяются организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации, рассматриваются территориальные основы местного самоуправления, проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Во второй главе выполняется анализ и оценка деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, в том числе представляется краткая характеристика муниципального образования Центрального района города Челябинска, выполняется анализ деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, представляется оценка эффективности деятельности Администрации Центрального района города Челябинска. В третьей главе осуществляется разработка мер по совершенствованию деятельности администрации центрального района города Челябинска, в том числе выделяются направления совершенствования деятельности Администрации Центрального района города Челябинска,
5 выполняется оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию деятельности Администрации Центрального района города Челябинска.
Таким образом, цель работы достигнута. Для этого решен ряд следующих задач. В первой главе исследованы теоретические и правовые основы деятельности органов внутригородского района городского округа, в том числе выделены организационно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации, рассмотрены территориальные основы местного самоуправления, проведена оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Во второй главе выполнен анализ и оценка деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, в том числе представлена краткая характеристика муниципального образования Центрального района города Челябинска, выполнен анализ деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, представлена оценка эффективности деятельности Администрации Центрального района города Челябинска. В третьей главе осуществлена разработка мер по совершенствованию деятельности администрации центрального района города Челябинска, в том числе выделены направления совершенствования деятельности Администрации Центрального района города Челябинска, выполнена оценка эффективности рекомендаций по совершенствованию деятельности Администрации Центрального района города Челябинска.
Выявлено, что местное самоуправление базируется на таких основах как территориальная, организационная, экономическая и финансовая. При этом полномочия могут выполняться как собственными органами, так и переданными государством. В качестве органов местного самоуправления можно выделять местную администрацию, представительные органы, глав местного самоуправления и собрания и сходы граждан. Местное самоуправление выполняет ряд важнейших функций, типа обеспечения населения в различных услугах муниципалитета, защиты прав и интересов, обеспечения социально-экономического развития территории, оптимального управления муниципальной собственностью и т.д. Определено, что органы местного самоуправления можно классифицировать по различным основаниям. К ним относится способ образования (по нему выделяются выборные и другие (например, действующие на добровольной основе, по установленным нормам или на основе назначения)), назначение (в этом случае выделяются органы специального назначения и органы общего назначения), тип исполняемых функций делит органы на представительские и исполнительские, способ принятия решений подразделяет органы на единолично и коллегиально принимающие решения, полномочия подразделяют органы на добровольно исполняющие, имеющие собственные полномочия и реализующие отдельные государственные полномочия.
Сделан вывод, что территориальные основы местного самоуправления заключаются в таких формах как часть поселения (в виде микрорайонов, кварталов, улиц, дворов), нескольких поселений, которые могут объединяться общей территорией, городскими и сельскими поселениями, иными населенными территориями, при этом финансово-экономические основы местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетные фонды, а также муниципальное имущество в виде муниципальных земель, природных ресурсов, муниципальных предприятий, банков, муниципального жилищного фонда, муниципальных учреждений и прочее.
Определено, что при рассмотрении вопроса о правовом статусе муниципальных образований указано, что вопрос о равноправии различных видов муниципальных образований не так однозначен. Экономическое развитие не является самоцелью. Выявлены актуальные современные актуальные реалии настоящих дней. Пандемия COVID-19 требует от всех уровней правительства действовать в условиях большой неопределенности и тяжелого экономического, налогового и социального давления. С началом новых волн инфекции во многих странах с середины 2020 года и появлением вариантов правительства столкнулись с ограниченной способностью определять последовательность политических действий. Национальные, региональные и местные органы власти обнаруживают, что они не могут рассчитывать на следование прямому или линейному курсу политических действий для управления кризисом, выхода из него и восстановления после него. Вместо этого правительства должны действовать на всех фронтах одновременно и синхронно. Эта потребность в гибкости и приспособляемости побуждает правительства пересматривать свои многоуровневые системы управления и пересматривать свои приоритеты регионального развития.
Обнаружено, что принципы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включают в себя сравнение плановых и фактических значений показателей. Для этого берутся значения предыдущих периодов, плановые значения на текущий год и фактические значения текущего года, и на их базе разрабатываются целевые значения по годам. Сделан вывод, что направления оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включают в себя параметры оценки в виде экономического роста, доходов населения, здоровья, физической культуры и спорта, организации муниципального управления, жилищно-коммунального хозяйства, доступности и качества жилья, дошкольного и дополнительного образования детей, образования общего. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления включает в себя оценку уровня и динамики результативности деятельности, эффективности расходования бюджетных средств органами местного самоуправления, оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления.
Обнаружено, что функциональные взаимосвязи между структурными единицами организации описаны в должностных инструкциях. Кадровый резерв Центрального района города Челябинска формируется в соответствии с Положением о кадровом резерве Центрального района города Челябинска, утвержденным решением Совета депутатов Центрального района от 01.11.2017 № 32/5 (с изменениями). Фактическая численность служащих Центрального района города Челябинска на 01.04.2022 года составляет 26 человек. Система оплаты и стимулирования труда строится на соответствующей системе оплаты муниципальных служащих. Особенности системы управления качеством связаны с качеством оказания государственных и муниципальных услуг, что соответствует потребностям Администрации, совокупная численность муниципальных служащих составляет 26 человек, которые достаточно стабильно заняты на муниципальной службе, за последние 3 года не было изменений в штатной численности. Организационная культура соответствует по типу клановой.
Выявлено, что в 2021 году Администрации Центрального района города Челябинска активно взаимодействовала с Управлением социальной защиты населения Центрального района города Челябинска. Результат работы: субсидии 45 человек; компенсации - 190 человек. Общий доход местного
бюджета в 2021 году вырос, это связано с увеличением поступлений средств от налогов (на имущество, налога на имущество физлиц, безвозмездных поступлений), по сравнению с 2020 г. в 2021 г. выросли и собственные доходы местного бюджета. Основные статьи расходов бюджета - это содержание аппарата, содержание объектов культуры, затраты на благоустройство, содержание дорожной сети. В 2021 году, на территории муниципального образования была произведена замена ламп уличного освещения на светодиодные прожекторы и их количество увеличено. Всего установлено 165 прожекторов на 105 опорах. Затрачено 1042,062 тыс. рублей. Организован сбор и утилизация бытовых отходов у граждан. В связи с отсутствием достаточных средств в местном бюджете не могут быть решены в полном объеме вопросы местного значения. Сложность работы заключается в постоянном внесении изменений в законодательство.
Сделаны вывод, что имеются негативные тенденции социально-экономического развития Центрального района города Челябинска. Выявлено, что падает объем производства продукции. Предпринимательских структур в Центральном районе города Челябинска не становиться больше. Причина - не разработаны документы территориального планирования, включая генеральный планы района. Одной из проблем в Центральном районе города Челябинска остается жилищный вопрос, а именно строительства доступного и современного жилья. Важным элементом социально -экономического развития муниципального образования является разработка стратегии. Обнаружено, что В сфере муниципальной социально-экономической политики в Центральном районе города Челябинска необходимо направить силы на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, КФХ, личного подсобного хозяйства, торговых точек, привлечение инвестиций, применение механизмов муниципально-частного партнерства и формирование системы стратегического управления, а так же на развитие коопераций на территории муниципального образования и группировку отраслей экономики, как способа поддержки малого и среднего бизнеса. Сформировать эффективную систему управления социохозяйственным комплексом муниципального образования: выработать действенные меры воплощения прогнозируемых долгосрочных перспектив развития в реальную жизнь, постоянное взаимодействие с гражданским обществом и использовать механизм достижения общественного согласия между обществом и властью в выборе приоритетов и перспектив развития.
Сделан вывод, что реализация мероприятий разрабатываемого проекта, как организационного по улучшению деятельности в целом Администрации Центрального района города Челябинска, так и отдельно по проекту направлений по улучшению работы Администрации Центрального района города Челябинска по организационным вопросам работы с молодежью и детьми осуществляется за счет бюджетных ассигнований в рамках реализации проводимой политики улучшения социально-экономического развития района. В рамках проекта выделены риски реализации, в число которых внесено: не проработанность проекта, недостаточность финансирования по проекту, низкие темпы прироста по проекту, недостаточная квалификация служащих, реализующих проект. Реализация проекта планируется в три этапа на протяжении пяти лет.
Выявлено, что местное самоуправление базируется на таких основах как территориальная, организационная, экономическая и финансовая. При этом полномочия могут выполняться как собственными органами, так и переданными государством. В качестве органов местного самоуправления можно выделять местную администрацию, представительные органы, глав местного самоуправления и собрания и сходы граждан. Местное самоуправление выполняет ряд важнейших функций, типа обеспечения населения в различных услугах муниципалитета, защиты прав и интересов, обеспечения социально-экономического развития территории, оптимального управления муниципальной собственностью и т.д. Определено, что органы местного самоуправления можно классифицировать по различным основаниям. К ним относится способ образования (по нему выделяются выборные и другие (например, действующие на добровольной основе, по установленным нормам или на основе назначения)), назначение (в этом случае выделяются органы специального назначения и органы общего назначения), тип исполняемых функций делит органы на представительские и исполнительские, способ принятия решений подразделяет органы на единолично и коллегиально принимающие решения, полномочия подразделяют органы на добровольно исполняющие, имеющие собственные полномочия и реализующие отдельные государственные полномочия.
Сделан вывод, что территориальные основы местного самоуправления заключаются в таких формах как часть поселения (в виде микрорайонов, кварталов, улиц, дворов), нескольких поселений, которые могут объединяться общей территорией, городскими и сельскими поселениями, иными населенными территориями, при этом финансово-экономические основы местного самоуправления составляют средства местного бюджета, внебюджетные фонды, а также муниципальное имущество в виде муниципальных земель, природных ресурсов, муниципальных предприятий, банков, муниципального жилищного фонда, муниципальных учреждений и прочее.
Определено, что при рассмотрении вопроса о правовом статусе муниципальных образований указано, что вопрос о равноправии различных видов муниципальных образований не так однозначен. Экономическое развитие не является самоцелью. Выявлены актуальные современные актуальные реалии настоящих дней. Пандемия COVID-19 требует от всех уровней правительства действовать в условиях большой неопределенности и тяжелого экономического, налогового и социального давления. С началом новых волн инфекции во многих странах с середины 2020 года и появлением вариантов правительства столкнулись с ограниченной способностью определять последовательность политических действий. Национальные, региональные и местные органы власти обнаруживают, что они не могут рассчитывать на следование прямому или линейному курсу политических действий для управления кризисом, выхода из него и восстановления после него. Вместо этого правительства должны действовать на всех фронтах одновременно и синхронно. Эта потребность в гибкости и приспособляемости побуждает правительства пересматривать свои многоуровневые системы управления и пересматривать свои приоритеты регионального развития.
Обнаружено, что принципы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включают в себя сравнение плановых и фактических значений показателей. Для этого берутся значения предыдущих периодов, плановые значения на текущий год и фактические значения текущего года, и на их базе разрабатываются целевые значения по годам. Сделан вывод, что направления оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления включают в себя параметры оценки в виде экономического роста, доходов населения, здоровья, физической культуры и спорта, организации муниципального управления, жилищно-коммунального хозяйства, доступности и качества жилья, дошкольного и дополнительного образования детей, образования общего. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления включает в себя оценку уровня и динамики результативности деятельности, эффективности расходования бюджетных средств органами местного самоуправления, оценки населением результатов деятельности органов местного самоуправления.
Обнаружено, что функциональные взаимосвязи между структурными единицами организации описаны в должностных инструкциях. Кадровый резерв Центрального района города Челябинска формируется в соответствии с Положением о кадровом резерве Центрального района города Челябинска, утвержденным решением Совета депутатов Центрального района от 01.11.2017 № 32/5 (с изменениями). Фактическая численность служащих Центрального района города Челябинска на 01.04.2022 года составляет 26 человек. Система оплаты и стимулирования труда строится на соответствующей системе оплаты муниципальных служащих. Особенности системы управления качеством связаны с качеством оказания государственных и муниципальных услуг, что соответствует потребностям Администрации, совокупная численность муниципальных служащих составляет 26 человек, которые достаточно стабильно заняты на муниципальной службе, за последние 3 года не было изменений в штатной численности. Организационная культура соответствует по типу клановой.
Выявлено, что в 2021 году Администрации Центрального района города Челябинска активно взаимодействовала с Управлением социальной защиты населения Центрального района города Челябинска. Результат работы: субсидии 45 человек; компенсации - 190 человек. Общий доход местного
бюджета в 2021 году вырос, это связано с увеличением поступлений средств от налогов (на имущество, налога на имущество физлиц, безвозмездных поступлений), по сравнению с 2020 г. в 2021 г. выросли и собственные доходы местного бюджета. Основные статьи расходов бюджета - это содержание аппарата, содержание объектов культуры, затраты на благоустройство, содержание дорожной сети. В 2021 году, на территории муниципального образования была произведена замена ламп уличного освещения на светодиодные прожекторы и их количество увеличено. Всего установлено 165 прожекторов на 105 опорах. Затрачено 1042,062 тыс. рублей. Организован сбор и утилизация бытовых отходов у граждан. В связи с отсутствием достаточных средств в местном бюджете не могут быть решены в полном объеме вопросы местного значения. Сложность работы заключается в постоянном внесении изменений в законодательство.
Сделаны вывод, что имеются негативные тенденции социально-экономического развития Центрального района города Челябинска. Выявлено, что падает объем производства продукции. Предпринимательских структур в Центральном районе города Челябинска не становиться больше. Причина - не разработаны документы территориального планирования, включая генеральный планы района. Одной из проблем в Центральном районе города Челябинска остается жилищный вопрос, а именно строительства доступного и современного жилья. Важным элементом социально -экономического развития муниципального образования является разработка стратегии. Обнаружено, что В сфере муниципальной социально-экономической политики в Центральном районе города Челябинска необходимо направить силы на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, КФХ, личного подсобного хозяйства, торговых точек, привлечение инвестиций, применение механизмов муниципально-частного партнерства и формирование системы стратегического управления, а так же на развитие коопераций на территории муниципального образования и группировку отраслей экономики, как способа поддержки малого и среднего бизнеса. Сформировать эффективную систему управления социохозяйственным комплексом муниципального образования: выработать действенные меры воплощения прогнозируемых долгосрочных перспектив развития в реальную жизнь, постоянное взаимодействие с гражданским обществом и использовать механизм достижения общественного согласия между обществом и властью в выборе приоритетов и перспектив развития.
Сделан вывод, что реализация мероприятий разрабатываемого проекта, как организационного по улучшению деятельности в целом Администрации Центрального района города Челябинска, так и отдельно по проекту направлений по улучшению работы Администрации Центрального района города Челябинска по организационным вопросам работы с молодежью и детьми осуществляется за счет бюджетных ассигнований в рамках реализации проводимой политики улучшения социально-экономического развития района. В рамках проекта выделены риски реализации, в число которых внесено: не проработанность проекта, недостаточность финансирования по проекту, низкие темпы прироста по проекту, недостаточная квалификация служащих, реализующих проект. Реализация проекта планируется в три этапа на протяжении пяти лет.
Подобные работы
- Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



