Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема бедности в Алтайском крае

Работа №88493

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЕДНОСТИ 7
1.1 Понятие, причины, методы расчета бедности 7
1.2 Специфика бедности в современной России 18
1.3 Сущность технологий социальной работы с людьми, находящимися за
чертой бедности 28
1.4 Правовые основы государственной политики по преодолению бедности в
РФ 31
Глава 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЕДНОСТИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 36
2.1 Анализ уровня жизни в Алтайском крае 36
2.2 Реализация государственной политики по преодолению бедности в
Алтайском крае 44
Глава 3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ БЕДНОСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования определяется динамикой распространения бедности в мире, в Российской Федерации, в ее регионах. Бедность - это явление, которое отражает определенный статус человека в системе экономических и социальных отношений. Чтобы выявить содержание экономических отношений по поводу формирования бедности, в первую очередь необходимо рассматривать систему отношений воспроизводства человека как носителя потенциала рабочей силы.
С начала 1990-х годов бедность в России стала одной из самых острых проблем в социальной сфере. Причиной этого стало то, что начало экономических реформ привело к реструктуризации собственности и производства, утрате накопленных сбережений, росту открытой и скрытой безработицы, возникновению и развитию явления хронической задолженности по заработной плате и социальным выплатам. льготы, резкая социально-экономическая дифференциация регионов и др. Реальный уровень доходов и потребления большинства населения России значительно снизился, и хотя уровень жизни населения России по мировым меркам и на предыдущих этапах экономического развития был достаточно низким, резкое расширение зоны бедности в начале 1990-х гг. стало вполне очевидным.
Актуальность темы исследования определяется прежде всего следующими факторами. Проведение экономических реформ 90-х годов привело к массовому обнищанию целых слоев и групп населения и четко отделило новую эпоху от предыдущей в России. В то же время на сегодняшний день практически отсутствуют надежные подходы и критерии измерения бедности. Официально российская статистика может дать лишь очень приблизительные данные о благосостоянии населения. В российской науке отсутствуют четкие представления о динамике, формах и структуре бедности, что не позволяет выработать продуманную стратегию ее преодоления.
Последнее приводит к неэффективному использованию и без того крайне ограниченных ресурсов.
Конечно, бедность — явление не чисто русское и не чисто пореформенное. Она присуща любой экономической системе во все времена. Однако степень и специфика развития бедности в советское время придают этому состоянию в современной России ряд особенностей. В каком-то смысле бедность в современном российском обществе имеет уникальные черты.
Одним из важнейших преимуществ России является относительно высокий уровень существующих профессиональных компетенций занятых. Но при этом необходимо отметить, что в стране традиционно сложился относительно низкий уровень обеспеченности менеджерами, способными креативно мыслить, организовывать инновационное производство. Барьеры для лиц, способных к инновациям для получения необходимых инвестиций, одновременно способствуют формированию неэффективного менеджмента, когда ученые не могут самостоятельно реализовать свои научные разработки.
Особенностью экономики России также является низкий уровень конкурентных отношений, которые ослаблены фактором коррупции. В условиях, когда стремление к инновациям в сфере организации производства, к созданию эффективной системы материального стимулирования не проявляется как фактор повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, они перестают иметь какое-либо значение в менеджменте.
Самостоятельным срезом среди факторов формирования бедности выступают отношения распределения. Можно отметить, что высокий уровень дифференциации доходов выступает самостоятельным фактором формирования бедности. В этом случае, даже при наличии достаточного объема произведенных благ, неравенство в распределении детерминирует бедность части населения.
Бедность как социально - экономическое явление тесно увязано как с уровнем экономического развития, так и с неравенством в доступе с к материальным и нематериальным благам.
Бедность является характеристикой социально - экономического положения индивида или группы людей, при котором они не могут внести плату за стоимость необходимых товаров и услуг для того чтобы поддержать определенный уровень жизни. Бедность существует, и будет существовать всегда, только может, меняется ее формы проявления.
Бедность являлось и является глобальной проблемой общества всего мира, решение которой предстоит искать еще долгое время. Бедность выступает главной причиной, усиливающимся целым рядом факторов глобальных проблем человечества. Решение проблемы бедности считается настолько актуальной, что разрешает говорить о том, что с ней связанны многие другие проблемы, такие как: безработица и занятость населения, вопросы демографического характера и т.д.
Объектом исследования являются деятельность органов государственной власти в Алтайском крае по преодолению бедности.
Предмет исследования - механизм государственного регулирования бедности.
Цель исследования выявление особенностей и проблем государственной политики по преодолению бедности в Алтайском крае и поиск путей их решения.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
-проанализировать понятие, причины, методы расчета бедности;
-изучить специфику бедности в современной России;
- исследовать сущность технологий социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности;
-дать анализ уровня жизни в Алтайском крае;
-рассмотреть реализацию государственной политики по преодолению бедности в Алтайском крае;
- разработать рекомендации по совершенствованию государственной политики по преодолению бедности.
Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и частно-научных методов познания, в их числе: диалектический, системно- структурный, формально- юридический, социологический, сравнительно-правовой, статистический методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основными факторами, определяющими низкий уровень жизни населения Алтайского края, являются аграрная направленность экономики края; отсутствие значительных запасов полезных ископаемых; недостаточная поддержка малого и среднего бизнеса, особенно крестьянско- фермерских хозяйств; и как следствие, высокий уровень безработицы и низкая по сравнению с другими регионами заработная плата.
Таким образом, подводя итог работы, можно сделать следующие выводы: наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности. Она затрагивает почти все слои общества, начиная от студентов, заканчивая людьми пожилого возраста.
Направления государственных преобразований, которые связаны непосредственно со снижением уровня бедности и социального неравенства ( придание комплексного характера социальной помощи, заключающегося в учете наиболее насущных потребностей семей, повышении размера и эффективности социальных пособий, модернизации рынка социальных услуг и предоставлении свободы выбора населению, которое пользуется данными услугами), требуют от государства осуществления комплекса институциональных преобразований.
Основными мерами по преодолению бедности как основного фактора социальной напряженности должны стать прежде всего:
1. Создание рабочих мест, разработка программ по улучшению жилищных условий, помощь при иждивенческой нагрузке, адресные программы социальной помощи, увеличение размера социальных пособий на детей, предоставление возможности бесплатного получения востребованной н а рынке труда квалификации с организацией последующего трудоустройства, получения образования и профессиональной подготовки подросткам, активная пропаганда здорового образа жизни, помощь в преодолении вредных привычек (курение, алкоголь).
2. Предоставление медицинских услуг и лекарственных средств на особых льготных условиях, льготы при оплате тарифов на услуги ЖКХ, льготы на проезд, введение продуктовых карточек, создание системы обязательного страхования по уходу за недееспособным населением старших возрастных групп, реформирование системы пенсионного обеспечения с целью повышения размера пенсий.
3. Активная политика на рынке труда по созданию перспективных рабочих мест, государственная поддержка эффективной занятости, улучшение условий труда с повышением безопасности рабочих мест, рост зарплат с опережением инфляции, предоставление льгот при обучении, ежегодный пересчет минимальной заработной платы с учетом оценки прожиточного минимума трудоспособного населения.
Одним из самых перспективных секторов экономики края с большим потенциалом для быстрого развития является туризм. Это уникальный регион, где есть условия для развития почти всех видов туризма. Разумно организованная туристская инфраструктура - это колоссальные возможности для создания новых рабочих мест.
Кроме того, Алтайский край - один из крупнейших на востоке России производителей продовольствия. Например, здесь выращиваются высокоценные сорта твердой пшеницы.
Основными направлениями преодоления бедности является эффективное развитие агропромышленного производства, которое предполагает: развитие форм хозяйствования в многоукладной экономики; совершенствование использования земель сельскохозяйственного назначения; прогноз трудовых ресурсов и занятости сельского населения; совершенствование материально- технической базы сельского хозяйства;
рациональное размещение и специализация, кооперация и агропромышленная интеграция; региональный продовольственный рынок, межотраслевые, межрегиональные и внешнеэкономические связи.
Принимаемые на федеральном и региональном уровне решения по преодолению сельской бедности должны опираться на индикаторы результативности проводимой политики по стране в целом и учитывать последствия решений с точки зрения интересов и возможностей каждого региона.
Также здесь есть немало предприятий, выпускающих высококачественную и конкурентоспособную продукцию.
Это подсолнечное масло, мука, крупы, макароны, лекарственные препараты и биологически активные добавки, питьевые и минеральные воды, косметические средства.
Для развития этих производств необходима более эффективная экономическая политика по поддержке развития малого и среднего предпринимательства и особенно крестьянско-фермерских хозяйств (в силу аграрной специфики края).
Также необходимо поддерживать и развивать имеющийся промышленный потенциал региона, привлекая инвестиции, продвигая местную продукцию на российский и международный рынок.
В целом, исследование показало, меры государственной политики в области уровня жизни населения должны быть направлены на устранение барьеров развития малого и среднего бизнеса в аграрном, туристском секторе и в сфере услуг; на увеличение инвестиционной привлекательности региона.
Эти меры позволят создать новые рабочие места, сократить безработицу, увеличить денежные доходы населения, что позволит существенно повысить уровень жизни в Алтайском крае.



1. "Конституция Российской Федерации"( принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. О государственной социальной помощи : Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ // Российская газета. 1999. 23 июля.
3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей : Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. No21. Ст. 1929.
4. О занятости населения в Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. No1032-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. No18. Ст. 566.
5. О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2010 год: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2009 г. No926. Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «Гарант».
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации : Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. No181- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. No48. Ст. 4563.
7. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов : Федеральный закон РФ от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ. Собрание законодательства РФ 1995 . No32. Ст. 3198.
8. Постановлении Правительства РФ от 26 ноября 2021 г. N 2049 "Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя " Уровень бедности" в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ".
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // " Собрание законодательства РФ", 27.07.2020, N 30, ст. 4884
10. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 (ред. от 06.12.2018) "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
11. Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Кузнецов Д.Н. Бедные слои населения в социальной структуре современного российского общества (на материалах Орловской области). Научная монография. Орел: Изд- во Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС, 2020. 160 с.
12. Алтайское село: тенденции и механизмы социального развития: монография / Под ред. А. Я. Троцковского. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2019. 296 с.
13. Андреева Е.И., Бычков Д.Г. Внедрение универсального (единого) пособия по бедности: сколько стоит переход // Финансовый журнал. 2016. №6(34). С. 71-80.
14. Анисимова М.М., Правовые основы политики преодоления бедности в Российской федерации // Алтайский вестник государственной и муниципальной службы №5 2010г. С. 13-15
15. Белов А.В. К вопросу об эффективности и равенстве как критериях федеральной инвестиционной политики // Пространственная экономика. 2009. № 1. С. 51-61.
16. Белоусова С.В. Социальное государство как инструмент обеспечения качества жизни: монография: ИрГУПС, 2018. 204 с.
17. Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России //Социологические исследования. 2006. № 9. С. 52-63
18. Буланова М. А. Федеральный проект « Старшее поколение»: проблемы измерения и перспективы реализации / / Власть и управление на Востоке России.№ 4 (89). 2019. С. 101-115.
19. Воронов В. В., Ружа О. П., Сташане Я. В. Многомерная бедность в странах Балтии в контексте ЕС: теоретические и практические аспекты // Балтийский регион. 2020. Т. 12. № 3. С. 72-88.
20. Голенкова З.Т., Кошарная Г.Б., Кошарный В.П. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 2 (91). С. 262-273.
21. Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Бедность и бедные в современной России. М.: Весь мир.2014; Аникин В.А., Тихонова Н.Е. Бедность в России на фоне других стран //Мир России. 2018. № 4. С. 59-95.
22. Градусова В.Н. Уровень жизни населения как индикатор эффективности социально -экономической политики // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2019. - №2-1.
23. Григорьев Л.М. Социальное неравенство как проблема
экономической стратегии России // Мир новой экономики. 2017. №3. С. 5871.
24. Демографический ежегодник Алтайского края: Стат. сб./
Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Б., 2018. 818 с.
25. Ермакова Э.Р. Социально- экономическое неравенство как следствие несовершенства процессов перераспределения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Том. 14. №7. С. 1235-1250.
26. Заславская Т.И. Социальная стратификация и дифференциация доходов в России // Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш.Рамон; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. М., 2017. 543 с.
27. Игнаток М.В. Бедность: дифференциация подходов к определению и измерению // Экономика и бизнес С.67-70.
28. Каира Ю.В., Кузнецов Д.Н. Анализ основных направлений государственного регулирования снижения уровня бедности в России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 3. С. 87
29. Калинина Л.Л. Преодоление бедности как приоритет управления социальным развитием страны // 2021 / Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право» С.39-45.
30. Касьянов С.В. Комплексное развитие сельских территорий как новый ресурс устойчивого развития региона // Г осударственное и региональное развитие: возможности и ограничения в условиях пандемии: Материалы Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14-15 ноября 2020 года.
31. Клинов В. Сдвиги в распределении доходов между трудом и капиталом: факторы, последствия и проблемы регулирования // Вопросы экономики. 2019. № 7. С. 64-77.
32. Комплексное пространственное развитие сельских территорий и улучшение качества сельской среды / Ю.А. Цыпкин, С.Л. Пакулин, К.С. Ильичев [и др.] // European scientific discussions, Рим, Италия, 26-28 февраля 2021 года.
33. Коннова З.И. Особенности социальной дифференциации массовых групп современного российского общества // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017. Вып. 2. С. 203-212.
34. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. Документ опубликован не был. [Электрон- ный ресурс] СПС «Гарант».
35. Королёва Н.В., Чинишвили В.В. Бедность как социально-экономическая проблемы // 2020 / The Scientific Heritage С. 31-35.
36. Кравцов Д.И., Панкратьев В.В. Проблемы бедности в России // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2018. №1. С. 107 -15.
37. Литинская Е.Ю., Матюшина Ю.Б. Генезис основных теорий бедности // Берегиня.777.сова. 2017. №4(35). С. 208-215.
38. Лыкова О.А. Критерии и пути достижения эффективности социальной политики // Инженерный вестник Дона. 2019. №4 (38). С. 49.
39. Мешканова К.В. Проблемы бедности в России и пути их решения // 2019 / Скиф. Вопросы студенческой науки С. 208-212.
40. Миграция сельской молодежи: в фокусе - Алтайский край / Под ред. А.М. Сергиенко. Барн Бедность сельской России в условиях модернизации экономики: процессы и механизмы формирования и преодоления: коллективная монография / Под общ ред. А. М. Сергиенко. Барнаул: Азбука, 2014. 330 с.аул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2019. 319 с.
41. Монусова Г. Глобализация и бедность // Мировая экономика и международные отношения. 2016. №9. С. 29-42.
42. Нюхня И.В. Бедность как угроза экономической безопасности
государства: методические аспекты и системные реалии //Социально¬
экономические явления и процессы. Т.10, №10, 2018, С. 98.
43. Писаренко А.О., Милета В.И. Влияние бедности на экономическую безопасность государства // Journal of Economy and Business, vol.9, 2019, с. 133.
44. Селиверстов М.В. Оценка влияния мер государственной поддержки на показатели развития агропромышленного комплекса Алтайского края // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №11-3 (69). - С. 77-79
45. Сочнева Е.Н. Развитие человеческого капитала в России как фактор
экономического роста и развития // Экономический рост: факторы
эффективного развития (монография) Под общей ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: Изд-во: Наука и Просвещение, 2017, С. 22-31.
46. Территориально отраслевое разделение труда развитие агропродовольственного рынка Сибири / Под научной редакцией П.М. Першукевича, Л.В. Тю / СФНЦА РАН - Новосибирск: СФНЦА РАН, 433 с.
47. Тихонова Н. Е., Лежнина Ю. П., Мареева С. В., Аникин В. А., Каравай А. В., Слободенюк Е. Д. Модель доходной стратификации российского общества: динамика, факторы, межстрановые сравнения. М.; СПб.: Нестор- История, 2018. 988 с.
48. Тихонова Н.Е. Социальная политика в современной России: новые системные вызовы // Общественные науки и современность. 2019. № 2. С. 5-18.
49. Тихонова Н.Е., Каравай А.В., Латова Н.В. Человеческий капитал российских рабочих: состояние, динамика, факторы // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2019. № 4 (97). С. 39-47.
50. Социально-экономическое развитие региона: методика и
результаты исследования : монография. Барнаул, 2008. 373 с.
51. Шевяков А. Социальное неравенство, бедность и экономический рост // Общество и экономика. 2016. № 3. С. 5-18.
52. Шигарева Ю. Михаил Веллер: «История даёт нам весёлые уроки» // Аргументы и Факты от 14 мая 2018.
53. Alcock P. Understanding Poverty. MacMillan Press Ltd, Houndmills, Basingstoke, Hampshire RG21 6XS and London, 2017, рр. 9-13, 57-74.
54. Townsend P. Poverty in the United Kingdom: a Survey of Household Resources and Standards of Living. Penguin, 1979, P. 31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ