Деятельность бюджетного учреждения дополнительного образования (на примере МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Управление дополнительным образованием на муниципальном уровне.... 5
1.2 Нормативно-правовые аспекты деятельности дополнительного
образования 11
1.3 Бюджетные образовательные учреждения дополнительного образования
как тип образовательных организаций РФ 16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «ДДТ» г. БИЙСКА 27
2.1 Общая характеристика МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска 27
2.2. Анализ деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска 38
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «ДДТ» г. БИЙСКА 54
3.1 Рекомендации по повышению эффективности деятельности учреждения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1 Управление дополнительным образованием на муниципальном уровне.... 5
1.2 Нормативно-правовые аспекты деятельности дополнительного
образования 11
1.3 Бюджетные образовательные учреждения дополнительного образования
как тип образовательных организаций РФ 16
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «ДДТ» г. БИЙСКА 27
2.1 Общая характеристика МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска 27
2.2. Анализ деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска 38
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО «ДДТ» г. БИЙСКА 54
3.1 Рекомендации по повышению эффективности деятельности учреждения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рост внимания к дополнительному (неформальному) образованию наблюдается во всем мире. Он во многом обусловлен неудовлетворенностью граждан узкими границами содержания и формализмом школьного образования. В более широком контексте это отражает происходящую трансформацию модели образования: от «адаптивной и универсальной», где государство «сверху» обеспечивает номинальную общедоступность стандартного набора образовательных услуг и стремится создать условия для освоения всеми заданных унифицированных результатов в определенный период времени, — к «неадаптивной, персонализированной и непрерывной», исходящей из потребностей и интересов самих граждан, строящейся на их собственной мотивации и свободе выбора, где государство призвано создавать условия для реализации инициатив «снизу» на протяжении всей жизни человека.
Высокие оценки потенциала дополнительного образования для человека и общества представлены в докладах международных организаций и аналитических центров [Sloan, Anamarie, Yoo, 2017; Стратегия — 2020, 2013], в отечественных и зарубежных исследованиях ^смолов, 2014;
Константиновский, 2006; Gliffin, 1999; Lareau, Weininger, 2008; Peterson, Fowler, Dunham, 2013]. Анализ устройства, состояния и развития системы дополнительного образования представлен в исследованиях следующих авторов: Куприянов и др., 2013; Золотарева и др., 2018; Клячко, Синельников- Мурылев, 2018. Значительная часть работ, раскрывающих вопросы организации и развития системы дополнительного образования в стране, выполнена в начале XXI в. [Буйлова, Кленова, 2005; Голованов, 2001; Березина, 2007; Евладова, Логинова, Михайлова, 2002; Щетинская, Тавстуха, Болотова, 2006], однако они не отражают процессов, происходящих в последнее десятилетие. Большой круг работ посвящен вопросам компетентности и профессионального развития педагогов дополнительного образования [Калиш, 2000; Яковлев, 2000; Федотова, 2003; Чендева, 2002; Золотарева и др., 2018].
Таким образом, несмотря на достаточно большое количество и тематический спектр публикаций по проблематике дополнительного образования, в основной своей части они не отражают ту роль, которую сегодня играет дополнительное образование в образовательной политике России на современном этапе.
Цель исследования - изучить деятельности бюджетного учреждения дополнительного образования на примере деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Объект исследования - система дополнительного образования в муниципальном образовании.
Предмет исследования - организация деятельности бюджетного учреждения дополнительного образования на примере МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и правовые основы функционирования бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования.
2. Провести анализ и оценку деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
3. Разработать направления повышения эффективности деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Методы исследования:
1) Теоретические методы:
- анализ нормативной документации (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.), учебной и научной литературы по теме исследования;
- синтез и обобщение результатов исследования;
2) Практические:
- методы количественной и качественной оценки деятельности учреждений.
Нормативно-правовой базой исследования явились Конституция Российской Федерации, а также действующие законы Российской Федерации в сфере образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение и список литературы и приложение.
Высокие оценки потенциала дополнительного образования для человека и общества представлены в докладах международных организаций и аналитических центров [Sloan, Anamarie, Yoo, 2017; Стратегия — 2020, 2013], в отечественных и зарубежных исследованиях ^смолов, 2014;
Константиновский, 2006; Gliffin, 1999; Lareau, Weininger, 2008; Peterson, Fowler, Dunham, 2013]. Анализ устройства, состояния и развития системы дополнительного образования представлен в исследованиях следующих авторов: Куприянов и др., 2013; Золотарева и др., 2018; Клячко, Синельников- Мурылев, 2018. Значительная часть работ, раскрывающих вопросы организации и развития системы дополнительного образования в стране, выполнена в начале XXI в. [Буйлова, Кленова, 2005; Голованов, 2001; Березина, 2007; Евладова, Логинова, Михайлова, 2002; Щетинская, Тавстуха, Болотова, 2006], однако они не отражают процессов, происходящих в последнее десятилетие. Большой круг работ посвящен вопросам компетентности и профессионального развития педагогов дополнительного образования [Калиш, 2000; Яковлев, 2000; Федотова, 2003; Чендева, 2002; Золотарева и др., 2018].
Таким образом, несмотря на достаточно большое количество и тематический спектр публикаций по проблематике дополнительного образования, в основной своей части они не отражают ту роль, которую сегодня играет дополнительное образование в образовательной политике России на современном этапе.
Цель исследования - изучить деятельности бюджетного учреждения дополнительного образования на примере деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Объект исследования - система дополнительного образования в муниципальном образовании.
Предмет исследования - организация деятельности бюджетного учреждения дополнительного образования на примере МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические и правовые основы функционирования бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования.
2. Провести анализ и оценку деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
3. Разработать направления повышения эффективности деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Методы исследования:
1) Теоретические методы:
- анализ нормативной документации (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ и др.), учебной и научной литературы по теме исследования;
- синтез и обобщение результатов исследования;
2) Практические:
- методы количественной и качественной оценки деятельности учреждений.
Нормативно-правовой базой исследования явились Конституция Российской Федерации, а также действующие законы Российской Федерации в сфере образования.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение и список литературы и приложение.
Проведенное исследование позволило решить все поставленные задачи. В ходе исследования определены теоретические и правовые основы функционирования бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования; проведен анализ и оценка деятельности МБУДО «ДДТ» г. Бийска Алтайского края и предложены направления повышения эффективности деятельности МБУ ДО «ДДТ» г. Бийска.
Исследование позволило определить, что образование - одно из приоритетных направлений деятельность как государства в целом, так и органов местного самоуправления в частности, поскольку именно на муниципальном уровне в большей мере сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.
Муниципальная система образования представляет собой устойчивое и планомерное взаимодействие всех образовательных учреждений, которые территориально находятся в одном муниципалитете; систему, обеспечивающую продуктивную организацию образовательных услуг и способствующая сохранению и развитию посредством самоорганизации.
Дополнительное образование как отдельный вид образования играет существенную роль в развитии потенциала детей и подростков, организации их занятости, формировании здорового образа жизни, моральных, гражданских, социальных и патриотических качеств. На территории муниципальных образований может располагаться большое количество образовательных учреждений дополнительного образования различного типа и форм собственности. Структура муниципального управления учреждениями дополнительного образования должна быть оптимальной и многозадачной, отвечающей интересам населения муниципального о круга.
Фундаментальными в муниципальной системе дополнительного образования детей являются сохранение и развитие инфраструктуры, обеспечение доступности и качества дополнительного образования, увеличение общего охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Анализ деятельности МБУДО «ДДТ» г. Бийска Алтайского края показал, что сегодня МБУДО «ДДТ» - это большая образовательная организация, в которой созданы условия для творческого развития детей и получения дополнительного образования по физкультурно- спортивной, социально¬гуманитарной, художественной и технической направленности в разных районах города Бийска. Более ста педагогических работников в учебное и каникулярное время осуществляют учебно- воспитательный процесс с обучающимися.
Деятельность Учреждения направлена на реализацию дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ, на развитие мотивации личности к познанию и творчеству в интересах личности, общества, государства.
Цель деятельности Учреждения: предоставление обучающимся качественного дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным ( общеразвивающим) программам различной направленности для поддержки и развития их интеллектуальных, творческих и физических способностей, социальной адаптация детей и подростков через реализацию их потребностей в дополнительном образовании.
Благодаря системе оценки качества деятельности МБУДО «ДДТ» учреждение выполнило план работы, муниципальное задание в полном объёме, план в рамках реализации программы развития учреждения, выполнение программы ПФДО в части охвата обучающихся сертификатами дополнительного образования; отмечены положительные моменты в воспитательной работе администрацией учреждения. В то же время анализ деятельности МБУДО «ДДТ» показал наличие некоторых недостатков в деятельности Учреждения. Особенно низким оказался показатель доступности услуг инвалидов (51,6 баллов из 100).
Таким образом, предложены некоторые рекомендации по повышению эффективности деятельности МБУДО «ДДТ», в том числе:
1. Расширить спектр работы с родительской общественностью.
2. Продолжить выполнение программы ПФДО.
3. Обеспечить открытость деятельности МБУДО «ДДТ». Продолжать работу по транслированию деятельности учреждения в СМИ с целью популяризации и повышения конкурентноспособности.
4. Расширить спектр дополнительных общеобразовательных ( общеразвивающих) программ: технической направленности; для обучающихся старшего возраста; для обучающихся с ОВЗ; с применением дистанционных образовательных технологий.
5. Продолжить повышение профессиональной компетентности педагогов МБУДО «ДДТ» в вопросах: инновационной деятельности; организации образовательного процесса с детьми ОВЗ и инвалидами; использование профориентационных возможностей занятий; создание конкурентоспособных образовательных программ; применение дистанционных образовательных технологий.
5. Создавать условия доступной образовательной среды.
6. Повысить социальную активность обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов через участие в массовых мероприятиях организуемых учреждением.
7. Разработать и приступить к реализации программы воспитания МБУДО «ДДТ».
Исследование позволило определить, что образование - одно из приоритетных направлений деятельность как государства в целом, так и органов местного самоуправления в частности, поскольку именно на муниципальном уровне в большей мере сосредоточено обеспечение и организация образовательного процесса.
Муниципальная система образования представляет собой устойчивое и планомерное взаимодействие всех образовательных учреждений, которые территориально находятся в одном муниципалитете; систему, обеспечивающую продуктивную организацию образовательных услуг и способствующая сохранению и развитию посредством самоорганизации.
Дополнительное образование как отдельный вид образования играет существенную роль в развитии потенциала детей и подростков, организации их занятости, формировании здорового образа жизни, моральных, гражданских, социальных и патриотических качеств. На территории муниципальных образований может располагаться большое количество образовательных учреждений дополнительного образования различного типа и форм собственности. Структура муниципального управления учреждениями дополнительного образования должна быть оптимальной и многозадачной, отвечающей интересам населения муниципального о круга.
Фундаментальными в муниципальной системе дополнительного образования детей являются сохранение и развитие инфраструктуры, обеспечение доступности и качества дополнительного образования, увеличение общего охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Анализ деятельности МБУДО «ДДТ» г. Бийска Алтайского края показал, что сегодня МБУДО «ДДТ» - это большая образовательная организация, в которой созданы условия для творческого развития детей и получения дополнительного образования по физкультурно- спортивной, социально¬гуманитарной, художественной и технической направленности в разных районах города Бийска. Более ста педагогических работников в учебное и каникулярное время осуществляют учебно- воспитательный процесс с обучающимися.
Деятельность Учреждения направлена на реализацию дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ, на развитие мотивации личности к познанию и творчеству в интересах личности, общества, государства.
Цель деятельности Учреждения: предоставление обучающимся качественного дополнительного образования по дополнительным общеобразовательным ( общеразвивающим) программам различной направленности для поддержки и развития их интеллектуальных, творческих и физических способностей, социальной адаптация детей и подростков через реализацию их потребностей в дополнительном образовании.
Благодаря системе оценки качества деятельности МБУДО «ДДТ» учреждение выполнило план работы, муниципальное задание в полном объёме, план в рамках реализации программы развития учреждения, выполнение программы ПФДО в части охвата обучающихся сертификатами дополнительного образования; отмечены положительные моменты в воспитательной работе администрацией учреждения. В то же время анализ деятельности МБУДО «ДДТ» показал наличие некоторых недостатков в деятельности Учреждения. Особенно низким оказался показатель доступности услуг инвалидов (51,6 баллов из 100).
Таким образом, предложены некоторые рекомендации по повышению эффективности деятельности МБУДО «ДДТ», в том числе:
1. Расширить спектр работы с родительской общественностью.
2. Продолжить выполнение программы ПФДО.
3. Обеспечить открытость деятельности МБУДО «ДДТ». Продолжать работу по транслированию деятельности учреждения в СМИ с целью популяризации и повышения конкурентноспособности.
4. Расширить спектр дополнительных общеобразовательных ( общеразвивающих) программ: технической направленности; для обучающихся старшего возраста; для обучающихся с ОВЗ; с применением дистанционных образовательных технологий.
5. Продолжить повышение профессиональной компетентности педагогов МБУДО «ДДТ» в вопросах: инновационной деятельности; организации образовательного процесса с детьми ОВЗ и инвалидами; использование профориентационных возможностей занятий; создание конкурентоспособных образовательных программ; применение дистанционных образовательных технологий.
5. Создавать условия доступной образовательной среды.
6. Повысить социальную активность обучающихся с ОВЗ и детей инвалидов через участие в массовых мероприятиях организуемых учреждением.
7. Разработать и приступить к реализации программы воспитания МБУДО «ДДТ».



