Глава 1. Зарубежный опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья в музеях 10
1.1 Доступная среда для людей с инвалидностью в музеях европейских
государств (Франция, Германия, Великобритания) 10
1.2 Организация доступной среды для людей с ограниченными
возможностями здоровья в музеях Соединённых Штатов Америки 18
Глава 2. Формирование доступной среды для лиц с ограниченными
возможностями здоровья в музеях России 26
2.1 Доступность музеев города Москвы и Санкт-Петербурга для
различных категорий посетителей 26
2.2 Работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья в
государственных музеях города Барнаула 38
Заключение 51
Список литературы и источников 56
Список сокращений 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1 млрд людей по всему миру сегодня живут с инвалидностью .
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функции организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты . К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:
• Нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, внимания и т. д.);
• Нарушения языковых и речевых функций;
• Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осязания)
• Нарушения двигательной функции .
Эти люди не могут вести полноценный образ жизни из-за барьеров различного характера, препятствующих успешной социализации. Одним из очевидных направлений в решении проблемы успешной социализации людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является создание условий беспрепятственного передвижения .
Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одним из важнейших условий обеспечения их прав и свобод. Всеобщей декларацией прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г., предусмотрено право на равенство возможностей .
Доступная среда - это среда жизнедеятельности людей, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих у инвалидов, и позволяющая им вести независимый образ жизни .
Современные музеи должны расширять и укреплять свое присутствие в жизни общества и каждого человека. Они способны внести серьезный вклад в повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями и особенностями развития. Образуя пространство для диалога, общения, получения знаний и творческого самовыражения, музей превращается в существенный фактор интеграции всех членов общества в современный социум с учетом социально-экономических, психофизиологических и других аспектов .
Цель работы - изучить и представить опыт создания безбарьерной среды зарубежных и отечественных музеях.
Исходя из этого, определены следующие задачи:
1. Рассмотреть опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья в музеях европейских государств (Франция, Германия, Великобритания) и США.
2. Проанализировать работу с особой группой населения в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
3. Охарактеризовать доступную среду в государственных музеях Барнаула.
Объект исследования - зарубежные и отечественные музеи.
Предмет исследования - доступная среда в зарубежных и отечественных музеях.
Территориальные рамки исследования географически охватывают Европейские страны (Франция, Германия, Великобритания), Соединенные Штаты Америки и города России (Москва, Санкт-Петербург, Барнаул).
Хронологические рамки исследования отражают период с 1845 по 2022 гг. В качестве нижнего рубежа исследования определена дата, связанная с открытием Музея искусств для слепых и слабовидящих в Германии. Верхняя граница обусловлена завершением нами сбора информации и материалов для настоящей работы.
Степень изученности темы. Первые публикации по исследуемой проблеме появляются с 2000-х гг. В последние годы внимание вопросу уделяли такие исследователи как В.В. Булгакова , С.В. Ашаева . В статьях рассмотрены основные теоретико-методологические подходы, посвященные развитию личности с физическими ограничениями. Особое внимание уделено изучению практического опыта работы с инвалидами в отечественных и зарубежных музеях.
Не маловажной является статья Д.А. Прокудиной , которая посвящена анализу инновационных подходов к созданию музейной среды, доступной для посетителей с инвалидностью. Особое внимание уделяется проектам, способствующим улучшению общественного мнения об инвалидах, их творческой самореализации, а также интеграции в общество.
В работе И.Н. Дониной исследуются принципы создания
безбарьерной среды, универсального дизайна в музее, который учитывал бы все возможности разных типов участников, условия создания музейной экспозиции.
Опыт реализации различных проектов для людей с ограниченными возможностями здоровья в музеях Москвы был представлен в работе С.Ш. Умеркаевой . Так же рассказывается об основных направлениях деятельности института «Реакомп» и сотрудничестве с музеями.
А.А. Побожакова акцентирует внимание на современной миссии музея. Рассматриваются основные этапы появления тактильных экспонатов на примере зарубежного и российского опыта. Приводятся примеры специальных тактильных музеев, созданных для незрячих и слабовидящих, а также описываются наиболее успешные экспозиции и выставочные проекты, реализуемые в музеях Европы и центральной России, направленные на интеграцию тактильного экспоната в пространство музея.
Авторы А.В.Фирсова , Е.И. Киселева , Н.А. Вревская в своих работах рассматривают подходы к созданию доступной среды для людей с инвалидностью по зрению, которые реализуются в музеях Москвы.
В статьях И.С. Ушаковой , О.А. Пылковой , А.А. Каймакиной , рассмотрен опыт работы с особой группой населения в музеях города Барнаула.
Исходя из выше сказанного, можно увидеть, что тема доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья активно изучается. Однако отсутствуют публикации, которые бы подробно осветили работу с особой группой населения в музеях европейских государств и США в последние годы, а именно реализация проектов и программ, проводимые мероприятия.
Источниковая база исследования представлена разными источниками, объединенными нами в несколько групп.
Первую группу источников составляют нормативные и законодательные документы. Всеобщая декларация прав человека, установленная резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 г. провозгласила право на равные возможности всех людей. При написании выпускной квалификационной работы был использован Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» , который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. Приказ Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. N 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов» , который определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями. Так же в работе использовалось постановление Администрации Алтайского края от 29.04.2016 № 152 «Об утверждении государственной программы Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2016-2020 гг.» , целью данной программы является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Вторую группу источников составили официальные сайты музеев: Государственная Третьяковская галерея , Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» , Государственный музей истории религии , Государственный музей-заповедник «Царское село» , Алтайский Государственный краеведческий музей , Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая , Государственный художественный музей Алтайского края . На официальных сайтах была выявлена и представлена информация об истории создания музеев, их структуре, а также сведения об организации доступной среды и мероприятиях, проводимых для людей с инвалидностью.
Методология и методика работы. При написании работы были использованы общенаучные методы такие как анализ и классификация, которые позволили проанализировать опыт работы с особой группой населения в зарубежных и отечественных музеях, сгруппировать полученную информацию и сделать выводы.
Апробация. Основные положения работы были представлены на спец. семинаре по кафедре археологии, этнологии и музеологии исторического факультета, Алтайского государственного университета.
Структура работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы и источников, списка сокращения, приложения.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
На сегодняшний день люди с ограниченными возможностями здоровья составляют не малую часть современного общества и музей играет важную роль в их социальной адаптации, а также реабилитации. В связи с этим основной проблемой является осуществление доступности музейного пространства для людей с ограниченными возможностями здоровья.
При организации доступной среды учреждение должно создать безопасную, удобную среду, позволяющую любыми способами предоставить людям с инвалидностью доступ к культурным ценностям, то есть обеспечить их представленность в учреждениях культуры.
Опыт Европейских стран и Соединенных Штатов Америки, изученный в данной работе, говорит о развитии социально-культурной деятельности музеев. Уровень доступности музеев для различных слоев населения и экскурс в историю вопроса показал, что на протяжении многих лет ведется работа в данной области. В музеях и памятниках культуры создается безбарьерное музейное пространство, реализовываются программы и проекты для посетителей с ограниченными возможностями здоровья и, главное, разрабатываются нормы для унификации доступности объектов культурного наследия.
В организации инклюзивного пространства музеев заинтересованы как государство, музеи, так и сами посетители с ограниченными возможностями здоровья. Именно поэтому во многих странах на законодательном уровне разработаны определенные нормы для организации доступа в музеи. Несмотря на то, что многие здания, в которых располагаются музеи, построены в прошлые столетия, они соответствуют нормам доступности.
51
Работа с аудиторией, имеющей физические ограничения, требует от музеев переосмысления традиционных представлений о способах презентации музейной информации, выработки новых форм интерпретации экспозиционного материала. Ведь для того, чтоб донести информацию до посетителей с разными формами ограничений, необходимо предусмотреть различные способы подачи информации, учесть возможность доступа и навигации для посетителей. Для некоторых видов ограничений необходимо создавать уникальные формы работы, специально обучать персонал и др. такие формы работы как: арт-терапия, «утро в музее», «экскурсия на ощупь», «глядя через рисунок», «чувство видеть», «откровение для рук» и др. показывают, что общество ищет различные способы для успешной социализации посетителей с особыми потребностями, и применение интегративного подхода, синтез форм и методов позволяет зарубежным музеям получить эффективные результаты по адаптации этой группы посетителей к условиям современной жизни.
Но не все музеи на сегодняшний день доступны для инвалидов. И огромную роль в этом играют сами посетители с ограниченными возможностями здоровья, ведь активное воздействие на социальную среду создает запрос от общества, что и случилось в европейских странах в период, названный «десятилетием инвалидов». Когда общество на государственном уровне осознало необходимость включения в социум всех слоев населения. Ведь принцип равенства каждого в государстве, который провозгласила Европа, требовал создания универсальной среды с равными возможностями. Работа над расширением доступности музеев и иного культурного наследия ведется и на данный момент.
Доступная среда для людей, передвигающихся на инвалидных колясках, должна предусматривать пандусы, лифты, широкие двери и коридоры, а также специально оборудованные туалетные помещения. Основной проблемой является то, что здания, в которых располагаются многие музеи исторические, что создает препятствие для организации 52
доступной среды. К примеру, в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно» при реставрации объектов проектировщики сумели вписать в здание XVIII в. лифты и пандусы 1. Не каждый музей может позволить себе такое. Но можно, например организовать службу помощи маломобильным гражданам.
Доступность не может решить вопросы включения людей с инвалидностью в культурные процессы, поскольку только техническими решениями невозможно изменить жизнь человека. В музеях нужно создавать специальные выставки и экскурсии, как временные, так и постоянные, которые бы учитывали требования посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Так же обязательно проведение мероприятий для людей с инвалидностью, и возможность участия в них.
Доступная музейная среда для незрячих и слабовидящих посетителей - это экспонаты для тактильного осмотра, подписи шрифтом Брайля, тифлокомментарии и цветовые указатели, которые помогают увидеть перепады высоты и направления движения. Рассмотренные нами отечественные музеи ведут активную работу с данной категорией граждан, разрабатываются и проводятся специальные программы и проекты, где можно тактильно ознакомиться с предметами интерьера, скульптурой или одеждой. К примеру, в музее истории религии для незрячих и слабовидящих детей проводится специальная программа «Светлый мир».
Работа с людьми с нарушениями слуха включает в себя проведение экскурсий с сурдопереводчиком, а также показ фильмов с субтитрами. Все изученные нами музеи активно работают с данной категорией посетителей.
Некоторые из представленных музеев работают с людьми с нарушениями интеллектуального развития. Для данной группы активно используют в работе арт-терапию. К примеру, в 2018 г. Третьяковская
1 Пандусы еще не означают, что музей доступен инвалидам [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.istok-audio.com/info/articles/bezbaremaya sreda/pandusy-eshhe-ne-oznachajut-chto-muzej- dostupen-invalidam/. Дата обращения: 23.05.22.
галерея запустила проект «Суть вещей» для детей и подростков с ментальными нарушениями.
Изученные нами музеи города Барнаула располагаются в зданиях, которые являются историческими памятниками. В связи с этим провести масштабную реконструкцию невозможно. Однако несмотря на данный факт в музеях ведется работа по организации доступной среды. К примеру, в АГКМ планируется приобретение специального подъемника для людей, передвигающихся на инвалидных колясках. В Государственном музее истории, литературы и искусства Алтайского края в рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 гг. был запущен в эксплуатацию лестничный гусеничный подъемник для инвалидов с проблемами опорно-двигательного аппарат.
Государственный художественный музей Алтайского края на данный момент не может в полной мере предоставить все условия для без барьерной среды, так как основная экспозиция находится во временном помещении, а главное здание находится на реконструкции.
Во время исследования было выявлено что представленные музейные учреждения Барнаула ведут довольно активную работу с людьми с инвалидностью.
Для людей с нарушениями слуха в музеях проводятся различные программы и разрабатываются специальные проекты. Например, проект «Голос столицы Алтайского края» реализованный АГКМ, который включает в себя создание цикла видео экскурсий с сурдопереводом по музеям города.
Для слепых и незрячих людей организовываются выставки и проводятся специальные программы. Так, в Государственном художественном музее Алтайского края проводилась выставка «Прикосновенный образ», на которой были представлены тактильные иконы.
Многие российские музеи стараются обеспечить доступ к своим коллекциям для всех категорий посетителей своими силами или с помощью технических средств, но этого недостаточно. Необходимо привлекать инвалидов к кураторской, менеджерской и педагогической работе; или, как минимум, создать консультативную группу людей с ограниченными возможностями, которые будут оценивать экспозиционное пространство и сопроводительные материалы новых выставок с точки зрения доступности.
Несмотря на существующие проблемы, сотрудниками музеев создаются благоприятные условия для особой категории посетителей.
1. Статья 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.zakonrf.info/doc-13529506/gl4-st15/. Дата обращения: 02.04.22.
2. Приказ Министерства культуры РФ от 16 ноября 2015 г. № 2803 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов музеев, включая возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71256532/. Дата обращения: 02.04.22.
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2015 г.
№ 1024н «О классификациях и критериях, используемых при
осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
[Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71209914/. Дата
обращения: 06.06.22.
4. Постановление Администрации Алтайского края от 29.04.2016 № 152 «Об
утверждении государственной программы Алтайского края "Доступная среда в Алтайском крае" на 2016-2020 годы»
[Электронный ресурс]. Режим
доступа: https ://www. aksp. ru/work/activity/inv/dost sreda/pro gr dost sr. pdf.
Дата обращения: 02.04.22.
Библиографический список
5. Архипова, А.П. проектная деятельность музея в работе с инвалидами (на примере всероссийской инклюзивной акции «Музей для всех») / А.П. Архипова // РГУ им. С.А. Есенина. - 2018. - С. 476-479.
6. Ашаева, С.В. Формы работы в музее с людьми с ограниченными возможностями / С.В. Ашаева // Омский научный вестник. - 2010. - №4. - С. 219-222.
7. Бондаренко, Т.В. Социальный проект «Мы равны» государственного художественного музея Алтайского края как актуальная форма работы с людьми с инвалидность / Т.В. Бондаренко, В.И. Крылова // инклюзивное образование в сфере культуры: материалы Всероссийской научно¬практической конференции (Барнаул, 20 апреля 2019 г.) / Изд-во ФГБОУ ВО «Алтайский гос. ин-т культуры». - 2019. - С. 18-24.
8. Булгакова, В.В. Взаимодействие с лицами с ограниченными возможностями здоровья в российских и зарубежных музеях в конце XIX - в начале XX века / В.В. Булгакова // Вестник КемГУКИ. - 2016. - №34. - С. 158-168.
9. Булгакова, В.В. Зарубежный опыт социокультурной интеграции инвалидов в современном музее / В.В. Булгакова // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - №2. - С. 77-80.
10. Булгакова, В.В. Теоретические и методологические аспекты
социокультурной интеграции инвалидов в музейной среде / В.В. Булгакова // Вестник КемГУКИ. - 2015. - №1. - С. 96-105.
11. Вревская, Н.А. Доступность музеев Москвы для слепых и слабовидящих людей / Н.А. Вревская // Вопросы музеологии. - 2017. - №2. - С. 44-58.
12. Вревская, Н.А. Люди с ограниченными возможностями в области зрения и музейный мир Великобритании / Н.А. Вревская // Молодой ученый. - 2017.
- №2. - С. 726-730.
13. Вревская, Н.А. Особенности подготовки персонала и экскурсионная деятельность в музеях Великобритании для слепых и слабовидящих людей / Н.А. Вревская // Синергия наук. - 2017. - №14. - С.678-685.
14. Долгинцев, В. В историю - наощупь / В. Долгинцев // Музей. - 2008. - №4.
- С. 64-68.
15. Донина, И.Н. Взгляд изнутри: мнение музейных специалистов о проблемах создания доступной среды в учреждениях культуры / И.Н. Донина // 57
Вестник музея археологии и этнографии пермского Предуралья. - 2016. - №6. -
С. 23-28.
16. Донина, И.Н. Универсальный дизайн в социокультурной адаптации «особых» посетителей музейными средствами / И.Н. Донина // Известия Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцина. - 2014. - №166. - С. 133-143.
17.Злоказов, А.В. Азбука доступности среды жизнедеятельности:
информационно-методическое пособие / А.В. Злоказов, А.И. Никифоров, И.В. Новоселова // под ред. В.А. Власова. - Екатеринбург: изд-во АМБ, 2011. - 56 с.
18. Каймакина, А.А. Работа барнаульских музеев с посетителями, имеющими ограниченные возможности здоровья, на примере Алтайского государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтайского края / А.А. Каймакина // Молодежь - Барнаулу: материалы XVI научно-практической конференции молодых ученых (Барнаул, 17-25 ноября, 2014 г.) / Изд-во Алтайский гос. медицинский ун-т Министерства здравоохранения РФ. - 2014. - С. 497-500.
19. Катренко, Н. Лики наощупь / Н. Катренко // Вечерний Барнаул. - 2020. - №167. - С. 4-5.
20. Каюмова, Л.А. Социокультурный потенциал культуроохранных технологий в организации досуга молодых инвалидов / Л.А. Каюмова, Г.М. Галиева // Сборник материалов международного саммита по культуре и образованию, посвященного 50-летию Казанского государственного института культуры: материалы научно-практических конференций (Казань, 16 - 18 октября 2019 г.) / Изд-во Казанский гос. ун-т культуры и искусств; [под ред. Р.Ш. Ахмадиевой, З.М. Явгильдиной]. - 2019. - С. 190-194.
21. Киселева, Е.И. Трогать разрешается: мультисенсорные проекты для людей с ограниченными возможностями здоровья в современном музее / Е.И. Киселева // Художественное образование и наука. - 2019. - №2. - С. 142-150.
22. Лебедева, И. Государственная Третьяковская галерея. Искусство ХХ века / И. Лебедева // Третьяковская галерея. - 2006. - №11. - С. 11.
23. Никольская, Е.Ю. Оценка доступности музейной среды для посетителей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Ю. Никольская, О.Е. Афанасьев, Д.В. Галкин, О.Г. Солнцева // Сервис в России и за рубежом. - 2021. - №4. - С. 153-168.
24. Озерова, Д.Е. Культурно-образовательная деятельность музеев в России и за рубежом: методические указания / Д.Е. Озерова // Ярославль: ЯрГУ. - 2011. - С. 23.
25. Побожакова, А.А. Тактильный экспонат: особенности интеграции в музейное пространство / А.А. Побожакова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2021. - №56. - С. 25-30.
26. Прокудина, Д.А. Музей для всех: новые подходы в работе музея с посетителями с ограниченными возможностями здоровья / Д.А. Прокудина // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - №60. - С. 25-34.
27. Пылкова, О.А. Инклюзия в музеях Алтайского края / О.А. Пылкова //
Значение природного и культурного наследия в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием, посвященной 100-летию со дня основания Бюджетного учреждения республики Алтай «Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина» (Горно-Алтайск, 25 июня - 03 июля, 2018 г.) / Изд-во Горно-Алтайский гос. ун-т.; [Отв. ред. Р.М. Еркинова]. - 2018. - С. 316-320.
28. Родионова, Д.Д. Современные интерактивные технологии в музее для людей с ограниченными возможностями здоровья / Д.Д. Родионова, А.А. Побожакова // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаницы». - 2016. - №4. - С. 15-18.
29. Соколова, О.Ю. Музейная педагогика в условиях инклюзивного образования: работа с подростками с нарушениями зрения / О.Ю. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. - С. 246-250.
30. Соколова, О.Ю. Педагогический потенциал музея в работе с экскурсантами с ограниченными возможностями здоровья / О.Ю. Соколова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. - С. 205-208.
31. Тишкин, А.А. История музеев Алтая: учеб. пособ. в 2 ч. / А.А. Тишкин, Т.В. Тишкина. - Барнаул: изд-во Алт. ун-та, 2017. - Ч1. - 248 с.
32. Умеркаева, С.Ш. Социально-культурная реабилитация инвалидов
музейными средствами / С.Ш. Умеркаева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №9-1. - С. 171-175.
33. Ушакова, И.С. «Музей для всех»: программа Алтайского краеведческого музея для людей с ограниченными возможностями здоровья / И.С. Ушакова // Инклюзивное образование в сфере культуры: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Барнаул, 20 апреля 2019 г.) / Изд-во ФГБОУ ВО «Алтайский гос. ин-т культуры». - 2019. - С. 214-220.
34. Фирсова, А.В. Туризм для людей с инвалидностью по зрению: подходы к созданию доступной музейной среды / А.В. Фирсова, М.И. Григорьева // география и туризм. - 2019. - №2. - С. 142-147.
35. Фокина, Е.Б. Инклюзивные проекты музея-заповедника «Царицыно» / Е.Б. Фокина // Вестник университета правительства Москвы. - 2021. - №2. - С. 22-27.
36. Фомина, Н.Н. Работа государственного художественного музея Алтайского
края с людьми с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Фомина // Шестые искусствоведческие снитковские чтения: сборник материалов XIV научно-практической конференции посвященный 57-летию гос.
художественного музея Алтайского края (Барнаул, 04 - 05 февраля 2016 г.) / Изд-во Алтайский дом печати. - 2016. - С. 226-231.
37. Шолкина, К.Е. «Я приведу музей к тебе1»: выездная программа государственного музея истории религии, Санкт-Петербург / К.Е. Шолкина // Труды Санкт-Петербургского Государственного института культуры. - 2015. - №212. - С. 296-297.
38. Щербакова, М. От паспорта доступности к доступному музею / М. Щербакова // Музей. - 2017. - №10. - С. 16.
39. Яковлева, Н.Н. Достижения и перспективы образовательных учреждения Санкт-Петербурга в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Яковлева // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. - 2015. - №2. - С. 95-106.
Электронные ресурсы
40. How Museums Are Becoming More Sensory-Friendly For Those With Autism.
[Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.smithsonianmag.com/innovation/how-museums-are-
becoming-more-sensory-friendly-for-those-with- autis180967740/#Se0UrQSbWDiVrr7w.01. Дата обращения: 23.05.22.
41. The Metropolitan Museum [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://yoocanfind.com/Benefit/181/the-metropolitan-museum#!. Дата обращения: 11.05.22.
42. Алтайский государственный краеведческий музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://myagkm.ru/about. Дата обращения: 02.04.22.
43. В Алтайском краеведческом музее создали первую экскурсию на жестовом языке [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://katun24.ru/news/261638. Дата обращения: 02.04.22.
44. В Германии принят федеральные закон о содействии людям с
ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legal-dialogue.org/ru/v-germanii-prinyat-federalnyj-zakon-o-
sodejstvii-lyudyam-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami. Дата обращения:
11.05.22.
45. В Москве инвалидам недоступно 50% музеев [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://newizv.ru/news/society/16-05-2012/163491-v-moskve-
invalidam-nedostupny-50-muzeev?dont show mobile version=yes. Дата
обращения: 11.05.22.
46. В России появились первые видеогиды для посетителей музеев с ограничениями по слуху [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://mpgu. su/novosti/videogidyi-posetiteley-ogranicheniyami/. Дата обращения: 11.05.22.
47. Все меньше барьеров для искусства: как инклюзия меняет работу музеев
[Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.forbes.ru/forbeslife/450465-vse-men-se-bar-erov-dla-
iskusstva-kak-inkluzia-menaet-rabotu-muzeev. Дата обращения: 23.05.22.
48. Все необходимое для лиц с ОВЗ есть в Царицыне» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsaricino.mos.ru/presscenter/news/detail/8249756.html. Дата обращения: 23.05.22.
49. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml. Дата обращения: 10.05.22.
50. ГМИЛИКА принял участие во Всероссийской инклюзивной акции «Музей
для Всех» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://gmilika22.ru/gmilika-prinyal-uchastie-vo-vserossijskoj-
inklyuzivnoj-akcii-muzej -dlya-vsex.html. Дата обращения: 02.04.22.
51. Государственный музей истории религии [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственный музей истории религ ии. Дата обращения: 11.05.22.
52. Государственный музей-заповедник «Царицыно» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://um.mos.ru/museums/gosudarstvennyy muzey zapovednik tsarit syno/. Дата обращения: 11.05.22.
53. Долгосрочная программа творческой реабилитации и социальной адаптации
слабовидящих и незрячих детей «Светлый мир» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gmir.ru/children/dostupnyi muzei/svetlyi mir/.
Дата обращения: 23.05.22.
54. Дом инвалидов [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https ://ru. wikipedia. org/wiki/Дом инвалидов. Дата обращения:
11.05.22.
55. Доступность музеев как объектов туризма для людей с ограниченными
возможностями [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://eurasiatourism.org/1145/1154/index.phtml. Дата обращения: 11.05.22.
56. Доступный музей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsaritsyno- museum.ru/tours-2/dostupnyj-muzej/. Дата обращения: 23.05.22.
57. Инвалидность и здоровье [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/disability-and-
health. Дата обращения: 10.05.22.
58. Инклюзивные программы в музеях США: технологии как залог доступа
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mart-
museum.ru/mart articles/access-special-needs-in-american-museums/. Дата
обращения: 11.05.22.
59. История ГМИЛИКА [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://gmilika22.ru/697.html. Дата обращения: 02.04.22.
60. История как музей развивал доступную среду от начала XX в. до наших
дней [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://polytech. bm. digital/article/819193346380292164/glava-4-muzej - metropoliten. Дата обращения: 24.05.22.
61. Культура для незрячих: куда пойти в Петербурге [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://spbcult.ru/articles/kulturnaya-inklyuziya/dostupnaya- sreda-dlya-nezryachix-v-uchrezhdeniyax-kulturyi-sankt-peterburga/. Дата
обращения: 23.05.22.
62. Люди с инвалидностью во Франции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neinvalid.ru/lyudi-s-invalidnostyu-vo-francii. Дата обращения: 11.05.22.
63. Метрополитен-музей [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Метрополитен-музей. Дата обращения: 11.05.22.
64. Министерство социальной защиты Алтайского края [Электронный ресурс].
Режим доступа: https ://www. aksp. ru/work/activity/inv/dost sreda/. Дата
обращения: 02.04.22.
65. Музей Лувр [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://ru.france.fr/ru/discover/louvre. Дата обращения: 11.05.22.
66. Музеи Санкт-Петербурга, доступные для инвалидов: дело сдвинулось. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dislife.ru/articles/view/19750. Дата обращения: 23.05.22.
67. Музейная мастерская «Ты можешь все!» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://gmir.ru/children/dostupnyi muzei/ty mozhesh vse/. Дата
обращения: 11.05.22.
68. Немецкий музей гигиены. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Немецкий музей гигиены. Дата
обращения: 23.05.22.
69. Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studbooks.net/689038/sotsiologiya/osnovnye napravleniya orga nizatsii dostupnoy sredy zhiznedeyatelnosti invalidov rossii rubezhom. Дата обращения: 11.05.22.
70. Особые посетители в музее [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://gmilika22.ru/osobye-posetiteli-v-muzee.html. Дата обращения: 02.04.22.
71. Петергоф - дворцово-парковый ансамбль у Финского залива [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://petergoff.org/. Дата обращения: 11.05.22.
12. Петергоф (дворцово-парковый ансамбль) [Электронный ресурс]. Режим gocTyiia:https:/mi.vikipeclia.orgAviki/l 1етер1'оф _(дворцово- парковый ансамбль). Дата обращения: 23.05.22.
73. Посещение музея [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gmir.ru/children/dostupnyi muzei/. Дата обращения: 23.05.22.
74. Программа «Голос Муз и Я» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://gmir.ru/children/dostupnyi muzei/golos muz/. Дата обращения: 11.05.22.
75. Программа «Голос Муз и Я» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //www. gmir.ru/children/dostupnyi muzei/golos muz/. Дата
обращения: 23.05.22.
76. Работа музеев с лицами с ограниченными возможностями. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https ://me gaobuchalka. ru/5/38836. html. Дата
обращения: 23.05.22.
77. Работа с инвалидами по зрению в музеях Берлина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mybiblioteka.su/11-123931.html. Дата обращения: 11.05.22.
78. Третьяковская галерея запускает проект «Суть вещей» для детей и подростков с ментальными нарушениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dislife.ru/materials/1472. Дата обращения: 11.05.22.
79. Третьяковская галерея представляет «тактильные» скульптуры
[Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www. asi.org. ru/news/2012/05/12/tret-yakovskaya- galereya-
predstavlyaet-taktil-ny-e-skul-ptury/. Дата обращения: 11.05.22.
80. Третьяковская галерея. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://wikiway.com/russia/moskva/tretyakovskaya-galereya/. Дата
обращения: 23.05.22.
81. Художественный музей Алтайского края примет участие во всероссийской
акции «Музей для всех! День инклюзии!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://ghmak. ru/posetitelyam/pro grammy/item/2126-
khudozhestvennyj -muzej -altaj sko go-kraya-primet-uchastie-vo-vserossij skoj - aktsii-muzej -dlya-vsekh-den-inklyuzii-02-dekabrya-2019-goda. Дата
обращения: 02.04.22.
82. Царицыно (музей-заповедник) [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Царицыно(музей-заповедник). Дата обращения: 23.05.22.
83. Цвингер. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https: //travel. rambler.ru/guide/europe/germany/poi/10578/. Дата
обращения: 23.05.22.
84. Центр Помпиду. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Центр Помпиду. Дата обращения: 23.05.22.
85. Экскурсионную программу о легендах Барнаула организовали для жителей
с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //barnaul. org/news/ekskursionnuyu-pro grammu-o-le gendakh-
barnaula-organizovali-dlya-zhiteley-s-ogranichennymi-vozmozhnos.html. Дата обращения: 03.04.22.