ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИАОБРАЗА СТРАНЫ 7
1.1. Характеристика и соотношение понятий медиаобраз, образ, имидж 7
1.2. Специфика формирования медиаобраза государства в СМИ 16
1.3. Категория стереотипа при формировании и трансляции медиаобраза
государства 21
ГЛАВА 2. МЕДИОБРАЗ РОССИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США 31
2.1. Медиаобраз России в английских изданиях «The Guardian», «The Daily
Telegraph» 31
2.2. Медиаобраз России в американских изданиях «USA Today», «The Daily
News» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена исследованию медиобраза России в американских и британских газетах в контексте внешней и внутренней политики, культуры и экономики. Со времени своего возникновения, средства массовой информации выступают как инструмент регулирования общественного мнения, убеждений и взглядов. Воздействие средств массовой информации на общество и человека очевидно не только при тщательном социологическом анализе, но и признается важнейшим обстоятельством для существования и работы данного общественного института. Во многом подтверждается, что порождаемые стереотипы в материалах журналисткой деятельности напрямую связаны с дальнейшим формированием стереотипов в массовом сознании общества.
В результате такой деятельности, создаваемые негативные стереотипы о том или ином объекте способны укоренять противоречивые взгляды на межгрупповом, межличностном и межгосударственном уровне. Противоречивые взгляды нередко перетекают в конфликты, а последние, в свою очередь, продолжают формировать и углублять негативный медиаобраз страны. В связи с этим становится актуальным не только рассмотрение медиаобраза России с точки зрения отечественных СМИ, но и отслеживание тенденций в зарубежной журналистике.
Различие повестки средств массовой информации и массового сознания в настоящее время кажется расплывчатым и неотличимым. Повестка задается изданием, а массовый пользователь ведет к тиражированию этого мнения, из- за чего и достигается неотличимость и расплывчатость повестки. Такая связь способна распространиться не только на повседневную жизнь граждан, но и повлиять на принятие политических решений, и таким образом, перейти на государственный уровень.
В исследовании анализируются возможности средств массовой информации конструировать медиаобраз Российской Федерации, изучаются закономерные процессы, при которых СМИ могут влиять на общественное мнение. В ходе раскрытия данного тезиса, нами будут проанализированы публикации в английских и американских газетах.
Актуальность данного исследования определяется также его очевидной теоретической и практической значимостью.
Степень изученности проблемы исследования. В последние десятилетия ситуация, сопровождающая распадом СССР, затянувшимся экономическим кризисом и рядом других негативных факторов формируют негативный образ Российской Федерации, и препятствует развитию отношений с передовыми странами и мешает интеграции в мировую экономику. События предшествующего десятилетия, а именно присоединение Крыма, начало военных действий в восточных областях Украины, введение взаимных санкций из-за этих политических решений не способствуют формированию положительного имиджа России, а отголоски этих событий влияют на его формирование и сегодня, все это, несомненно, влияет на формировании образа России в западных средствах массовой информации.
Формирование негативного и положительного имиджа России вызывает интерес среди научного сообщества, что обуславливает появление конференций, публикаций, круглых столов на данную тему.
Большое количество современных исследований представлено в научном журнале «Политическая лингвистика» [Политическая лингвистика, 2010, www]. Стратегии формирования международного образа, особенности в зависимости от СМИ, роль средств массовой информации в политической коммуникации представлены в материалах конференции Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы, мифы, метафоры [Образ России в зарубежном политическом дискурсе 2010, www].
Многие исследования российских ученых, таких как: А.Б. Бушев [Бушев 2009], О.С. Драгачева [Драгачева 2006], Р. Царукян [Царукян 2015], Э.А, Галумов [Галумов 2003], М.Р. Желтухина [Желтухина 2010], посвящены особенностям репрезентации России в зарубежных СМИ. Опыт построения взаимоотношений России и Запада, а также реализация информационных кампаний в западных СМИ хорошо изучена в работах исследователей: К.И. Белоусова [Белоусов 2015], Ю.С. Патисовой [Патисова 2016], А.П. Чудинова [Чудинов 2006], А.А. Баранова [Баранов 2013].
Объектом исследования является медиаобраз России в зарубежных СМИ.
Предметом исследования является специфика формирования, содержательные характеристики медиаобраза России в зарубежных СМИ.
Цель данного исследования - изучить специфику формирования медиаобраза России в зарубежных СМИ.
Для достижения настоящей цели, требуется решить следующие задачи:
1) Изучить характеристику и соотношение понятий образ, медиаобраз и имидж.
2) Выявить специфику формирования медиаобраза государства в СМИ.
3) Выделить категорию стереотипа, как составную единицу при формировании медиаобраза страны.
4) Проанализировать специфику медиаобраза Российской Федерации в СМИ Соединенного Королевства и США.
Эмпирической базой исследования послужили публикации зарубежных СМИ, посвященные России: «The Guardian», «The Daily Telegraph», «USA Today», «The Daily News» за апрель 2021 года.
При проведении исследования была выдвинута гипотеза: в условиях современной конфликтной политической ситуации в зарубежных средствах массовой информации формируется исключительно негативный образ России.
Новизна исследования состоит в том, что в работе актуализируются и уточняются такие понятия, как «образ», «медиаобраз», «имидж» в аспекте анализа медиаобраза страны. В исследовании представлен анализ американских и английских газет в свете недавно произошедших событий за апрель 2021 года. В работе осуществлена попытка формирования целостного медиаобраза России, который формируется и транслируется британскими и американскими СМИ.
Методы исследования: качественный, содержательный анализ
контента, составляющего эмпирическую базу исследования, методы интерпретации переводимой информации: риторический и стилистический анализ текста, метод дискурс-анализа и контент-анализа изучаемых текстов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа развивает принципы исследования медиаобраза России в зарубежных СМИ, предоставляет и обновляет категориальный аппарат исследования медиаобраза России, путем соотнесения понятий «образ - медиаобраз - имидж».
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при подготовке бакалавров по направлению «Журналистика», а также для анализа актуальных аспектов медиаобраза государства в СМИ другими исследователями.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Исследование понятия образа страны является достаточно многогранным процессом и тесно согласуется с такими понятиями как имидж, медиаобраз страны и стереотип. Проанализировав обозначенные выше понятия можно заключить, что под образом страны понимается субъективное отражение представления о стране в массмедиа. Оно передается различными речевыми способами, оказывает эмоциональное воздействие на реципиента, а также способно повлиять на его личное мнение и установки.
Рассмотренные средства массовой информации выступают одним из важных средств формирования медиаобраза страны, так как способны повлиять на мировоззрение адресата, привнести в его сознание определенную трактовку того или иного события, а также сформировать и подвергнуть изменению различные ассоциации с событиями.
Медиаобраз страны включает в себя ряд ключевых элементов. В выпускной квалификационной работе рассмотрена политическая, экономическая и культурная составляющие медиаобраза Российской Федерации в английских и американских газетах. Основным принципом анализа материала является выделение основных тематических сюжетов в газетах и выявление позиций авторов к рассматриваемым событиям, а также выделение лексических средств при конструировании образа России. В исследовании выделены позиции обозначенных газет по вопросам отношений России и США, России и Украины, внутриполитических проблем России, выделены приёмы, с помощью которых та или иная газета формирует медиаобраз России.
Американские газеты исследовались по материалам «The Daily News» и «USA Today». Английские же газеты представлены материалами «The Guardian» и «The Daily Telegraph». Выбранные для исследования газеты США выступают единым фронтом в формировании внешнеполитического образа России, как опасного и агрессивного государства, во главе которого стоит авторитарный президент с сопутствующими элементами управления. Оппозиционная деятельность в России американскими газетами отражается в полной мере. Большое количество публикаций о России уделяется положению А. Навального, главному противнику Кремля, широко освещаются протестные движения, публикуются фотографии, на которых запечатлены жестокие методы подавления оппозиции. Стоит выделить газету «The USA Today», которая, несмотря на нацеленность в формировании негативного медиаобраза России, всё же с позитивной стороны освещает спортивные успехи страны, а также достаточно адекватно показывает позицию России в вопросе отношений с международным олимпийским комитетом. Но удельный вес таких публикаций достаточно мал, с Россией чаще всего ассоциируются военные конфликты на Украине, введение новых санкций со стороны США и вмешательство в президентские кампании 2014 и 2016 годов.
СМИ Великобритании выбирались на основании их политических взглядов и предназначения для определенной аудитории. Невзирая на то, что «The Daily Telegraph» позиционируется как консервативная и правоцентристская газета, а «The Guardian», как леволиберальная, их мнение по поводу внешней и внутренней политики оценивается практически одинаково. «The Guardian» гораздо жестче «проходится» по российскому лидеру и его внешней и внутренней политике. Газета пытается соединить слово «Россия» и фамилию Путин, делая президента РФ виновником всех политических решений России.
Одинаковую позицию британские и американские газеты занимают по поводу присутствия российских войск на Украине, аннексии Крыма. Примечателен тот факт, в «The Guradian» конструируется точно такой же патриотический образ Дж. Байдена, что и в США. Американский политик показан исключительно как спасание для западной политики в противостоянии с президентом России, а прошлый президент США Д. Трамп однозначно изображен, как «марионетка» российского президента.
Таким образом, политический образ России в зарубежных СМИ изображается такими словами, как «враг», «оккупация», «агрессия», «захват», «аннексия», «опасность». Часто используется оценочная экспрессивная лексика, целью которой выступает создание негативного образа России, как страны агрессора.
Положение экономики также затрагивается в англоязычных СМИ, медиаобраз России строится с той позиции, что она является уменьшенной копией СССР с крайне слабой экономикой и мощным вооружением, любые санкции со стороны государств ЕС или США очень сильно бьют по населению России.
Из сказанного выше можно заключить следующее: обострение отношений между Россией и США, Россией и ЕС, Россией и Украиной на протяжении многих лет формирует среди аудитории западных газет медиаобраз Российской Федерации, как преемницы СССР со слабой экономикой, избирательной системой. Вместе с тем, в стране присутствует сильный президент с авторитарными методами правления, который часто сравнивается с И. Сталиным. Противодействие ему способен оказать лишь один представитель зарубежного мира - Дж. Байден, который одинаково изображается «победителем» В.В. Путина как в американских, так и в английских СМИ.
1. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 53-55.
2. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Академия исследования культуры, 2001. 404 с.
3. Ажгихина Н. И. Парадоксы свободы: гендерные стереотипы и гендерная цензура в современных СМИ // Гласность и журналистика 1985-2005. 2006. № 5. С. 35-37.
4. Акопян Н. А. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде: автореф. дис. канд. соц. наук. Майкоп, 2010. 24 с.
5. Александрова О. В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества. М.: Академический проект: Альма Матер, 2008. 220 с.
6. Амиров В. М. Антигерой: некоторые особенности
конструирования отрицательных образов в журналистике военных конфликтов // Политическая лингвистика. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. 2015. № 2. С. 63-67.
7. Анненкова И. В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель (лингвофилософский аспект): автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 09.00.13. Москва, 2012. 61 с.
8. Апанович М. Ю. Вопросы интеграции мигрантов в Европе // Вестник МГИМО Университета. 2011. №6. С. 248-255.
9. Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование империалистической пропагандой // Проблемы социальной психологии и пропаганда. 1971. № 10. С. 91-93.
10. Артамонова Ю. Д. Текст СМИ в современной культуре: опыт философского анализа. М.: Академический проект: Альма Матер, 2004. 254 с.
11. Бабенко А. С. Преодоление стереотипов мышления с помощью изучения непрерывных динамических систем // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. №2. С. 238-240.
12. Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие. Омск: Издательство Омского. гос. университета, 2008. 208 с.
13. Баранов А. А. Способы репрезентации России как политического субъекта в программах радиостанций «Радио России» и «Эхо Москвы» // Политическая коммуникация. 2013. №10. С. 23-30
14. Белоусов К.И. Семантические модели актуальных представлений о России (на материале психолингвистических экспериментов разных типов) // Политическая лингвистика. 2015. № 3. С. 80-91.
15. Белобрагин В.Я. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. М.: Наука, 2004. 150 с.
16. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Моск. ун-та: Журналистика. 2007. №4. С. 122-127.
17. Бориснев С.В. Социология коммуникации. М.: Юнити, 2003. 270 с.
18. Бушев А.Б. Политический дискурс о россии констатирующий и объясняющий // Политическая лингвистика. 2009. № 4. С. 55-132
19. Брайан Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.:
Издательский дом «Вильямс», 2004. 416 с.
20. Васильева Т. Е. Стереотипы в общественном сознании (социальнофилософские аспекты) // Академия наук СССР. 1988. №11. С. 55¬60.
21. Ван Губерген М. Похвала стереотипу // Теория и практика преподавания русского языка. 2017. № 6. С. 11 -13.
22. Гакаев З. Ж. Этнические стереотипы в прессе: на примере освещения конфликта в Чечне: Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 2003. 221 с.
23. Галинская Т. Н. Понятие медиаобраза и проблема его реконструкции в современной лингвистике // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 11. С. 91 -94.
24. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. 446 c.
25. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 351 с.
26. Горбушина О. П. Имидж страны: структура и факторы формирования // Журнал прикладной психологии. 2006. №2. С. 26-29.
27. Драгачева О. С. Внешнеполитический имидж государства и его
лидера: технологии формирования и позиционирования:
дис.канд.полит.наук: 23.00.02. М., 2006. 190 с.
28. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М.: Эдиториал УРСС, 2005. 288 с.
29. Дорошин И. А. Перспектива ренессанса национализма в Европе // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2016. №4. С. 64-71.
30. Ерёмин В. В. Роль стереотипов в межкультурных конфликтах // Вестник Кемеровского государственного университета, 2015. №5. С. 13 -15.
31. Елисеева О. А. Лозунг «Россия для русских»: происхождение политического суждения и его современное понимание // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2012. №11. С. 99-103.
32. Желтухина М. Р. Создание политического имиджа России в зарубежных СМИ. Екатеринбург: ГОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 62 с.
33. Замятин Д. Геокультура: образ и его интерпретации. М.: Деловая книга, 2003. С. 609-616.
34. Комаров Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и российских средств массовой информации: автореф. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2003. 24 с.
35. Кузина С. В. Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи: автореф. дис. кандид. полит. наук. М., 2008. 193 с.
36. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
37. Лозовский Б. Н. Журналистика и средства массовой информации: краткий словарь. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. 288 с.
38. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак,
2002. 289 с.
39. Маркина В. М. Репрезентация других в медиа: воссоздание стереотипов и контрстратегии изображения инаковости // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. №3.
С. 147-158.
40. Марущак А. В. Политико-социальный образ России в американском медиапространстве // Журналистский ежегодник. 2012. №1. С. 93-96.
41. Матвеева Л. В. Рекламный имидж в бизнесе и политике // Реклама. 1994. № 5-6. С. 87-94.
42. Мельник Г. С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации. СПб.: Мазз-Media: Психологические процессы и эффекты, 1996. 505 с.
43. Образ России в зарубежном политическом дискурсе: стереотипы,
миры и метафоры [Электронный ресурс]: междунар. науч. конф. Екатеринбург, 2010. Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferentsiya- obraz-rossii-v-zarubezhnom-politicheskom-diskurse-stereotipy-mify-i-metafory- ekaterinburg (дата обращения 20.04.2021).
44. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб.: Прайм -Еврознак, 2003. 384 с.
45. Ощепков А.Р. Имагология // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 251-253.
46. Ослон А. Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение» // Социальная реальность. 2006. №4. C. 125-141.
47. Орехов В.В. Миф о России во французской литературе первой половины XIX века. Симферополь: ОАО «Симферопольская городская типография», 2008. 200 с.
48. Пантин В. И. Образ России на Западе: диалектика в контексте мирового развития: (к постановке проблемы) // Полис. 2006. № 6. С.110-124.
49. Папилова Е. В. Имагология как гуманитарная дисциплина // МГГУ им. М.А.Шолохова. Серия «Филологические науки». 2011. №4. С.31¬40.
50. Патисова Ю. С. Образ России и финансовый кризис // Политическая лингвистика. 2016. № 1. С. 121-126.
51. Перелыгина Е. Б. Психология имиджа. М.: Аспект Пресс, 2002. 223 с.
52. Пеньковский А. Б. О семантической категории «чуждости» в русском языке. М.: Наука, 1989. 82 с.
53. Политическая лингвистика: элект. науч. журн. [Электронный ресурс] / Урал-ий пед. ун-т. Екатеринбург: УПУ, 2016. Режим доступа: https://uspu.ru/journals/rus/pl_rus/pl_rus.php (дата обращения 20.04.2021).
54. Попова В.О. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского ун-та. Филология, психология, социология. 2015. №2. С. 88-94.
55. Семендяева О. Ю. Эффект стереотипизации: теоретическое обоснование манипулирования сознанием в социологии США // Социологические исследования. 1985. №1. С.45-47.
56. Семенов, А. К. Психология и этика менеджмента и бизнеса. М.: Дашков и К, 2006. 276 с.
57. Синельникова Л. Н. Дискурс власти: от легитимизации до манипуляции // Языкознание и литературоведение. 2008. №2. С. 66-71.
58. Сорокина Н.В. Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе // Язык и культура. 2013. №3. С. 120-139.
59. Терин В. П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. М.: Наука, 2002. 145 с.
60. Тер-Минасова Д.И. Об особенностях трактовки термина «имидж» в русском языке // Вестник МТУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. №2. С. 67-75.
61. Толстокорова А. В. «Лингвистическое выражение» гендера: Результаты и перспективы демократических реформ // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 3. С. 50-71.
62. Трусов В.П., Стрикленд .IX. Социальная психология в Канаде // Психологический журнал. 1983. № 5. С. 154-162.
63. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект пресс, 2004. 400 с.
64. Федеральные СМИ-2016 // Медиалогия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/federal/105/ (дата обращения 29.03.2021).
65. Хабенская Е. О. Этнические стереотипы и ксенофобия в СМИ (по материалам мониторинга прессы столичного региона) // Дневник АШПИ. 2005. №1. С. 171-174.
66. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм - Еврознак, 2003. 448 с.
67. Черных А. И. Мир современных медиа [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://culture.wikireading.ru/67526 (дата обращения
14.02.2021).
68. Чернышова Т. В. Типологические признаки текстов дискредитирующего типа в политическом медиадискурсе // Политическая коммуникация. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 362 с.
69. Чеснокова Л. В. Стереотипы в межкультурной коммуникации
[Электронный ресурс] // Концепт. 2015. №4. Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2015/15107.htm (дата обращения 25.02.2021).
70. Чичерина, Н. В. Типология медиатекстов как основа формирования медиаграмотности [Электронный ресурс] // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2007. № 9. Режим доступа: https://goo.gl/qNs8mD (дата обращения 06.03.2021).
71. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. М.: Флинта, 2006. 256 с.
72. Царукян Р. Образ России в средствах массовой информации в условиях информационной войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/dfZQud (дата обращения 21.02.2021).
73. Цурикова Л. В. Проблема естественности дискурса в
межкультурной коммуникации. Воронеж, 2002. 324 с.
74. Шестопалова О. Н. Типология социальных стереотипов // Известия Уральского государственного университета. Общественные науки. 2007. №51. С. 106-110.
75. Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 576 с.
76. Ярославцева Я. А. Конструирование межнациональных отношений в жанрах внешнеполитического дискурса (на примере России и США) // Политическая лингвистика. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т., 2015. № 3. С. 182 - 192.
77. Allport G. W. The Nature of Prejudice. New York: Addison - Wesley, 1954. 162 p.
78. Burger H. Mediensprache. Eine Einfuhrung in Sprache und Kommunikationsformen der Massenmedien. - Berlin/New York: Walter de Gruyter, 2005. 235 p.
79. Anholt S. Nation brand as context and reputation // Place Branding. 2005. № 3. P. 224-228.
80. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity (revised). Yarmouth, Me: Intercultural Press, 1993. 168 p.
81. Gannett Company. Retrieved September 16, 2016. Режим доступа: http://marketing.usatoday.com/about (дата обращения 02.02.2021).
82. Gerbner G. Researcher Who Studied Violence on TV Is Dead // The New York Times. 3 January 2006.
83. Moritz M. J. The gay agenda: Marketing hate speech to the mainstream media. CA: Sage, 1995. 211 p.
84. New York Daily News [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/nydailynews_com/ (дата обращения 23.04.2021).
85. The Guardian [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/guardian_co_uk/ (Дата обращения 20.04.2021).
86. Habermas J. Die Einbeziehung des Anderen: Studien zur politischen Theorie. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1997. 404 p.
87. Kotler P. D. Country as brand, product, and beyond: a place marketing and brand management perspective // Journal of Brand Management. 2002. № 9 (4/5). P. 249-261.
88. Lippmann W. Public opinion. Harcourt, Brace and Company, 1922. 427 p.
89. O'Hara R. Media for million. New York: Random House, 1961. 421 p.
90. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Turner J.C., Giles H. (eds.) Intergroup behavior. Oxford: Basil Blackwell, 1981. P.144-167.
Эмпирическая база
91. Alexei Navalny moved to prison hospital amid fears for Putin critic’s
life [Электронный ресурс] // The Guardian. 2021. №11. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/world/2021/apr/19/alexei-navalny-moved-to- hospital-as-fears-grow-for-life-of-putin-critic (дата обращения 24.04.2021).
92. Alexei Navalny moved to prison hospital after huge outcry during
hunger strike [Электронный ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. № 9. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2021/04/19/navalny-taken-hospital-
fears-life-grow/ (дата обращения 24.04.2021).
93. Biden calls Putin to offer meeting on Ukraine military build-up [Электронный ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. №10 Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2021/04/13/nato-chief-throws-weight-behind- ukraine-moscow-continues-ratchet/ (дата обращения 23.04.2021).
94. Britain calls out Russia for 'malign' cyber attacks [Электронный
ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. №5. Режим доступа:
https://www.telegraph.co.uk/news/2021/04/15/britain-calls-russia-malign-cyber- attacks/ (дата обращения 23.04.2021).
95. Consequences, finally: Biden steps up to punish Russia for meddling
in U.S. affairs [Электронный ресурс] // The Daily News, 2021. №19. Режим доступа: https://www.nydailynews.com/opinion/ny-edit-consequences-finally-
20210416-4wsnakexnbdc5dqyo7iww5ctgy-story.html (дата обращения
20.04.2021).
96. EU and UK pledge backing to Ukraine after Russian military buildup
[Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. № 9. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/world/2021/apr/05/eu-sounds-alarm-at-russian- troops-ukraine-border-moves (дата обращения 20.04.2021).
97. It would be a terrible mistake to admit Ukraine to Nato attacks [Электронный ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. № 15 Режим доступа: https ://www.telegraph.co.uk/news/2021/04/14/would-terrible-mistake-admit- ukraine-nato/ (дата обращения 20.04.2021).
98. Military buildup near Ukraine sows confusion over Russian intentions
[Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. № 22. Режим доступа:
https ://www.theguardian.com/world/2021/apr/12/military-buildup-near-ukraine- sows-confusion-over-russian-intentions (дата обращения 19.04.2021).
99. Putin — already Russia's longest leader since Stalin — signs law that
may let him stay in power until 2036 [Электронный ресурс] // The USA Today,
2021. № 55. Режим доступа:
https://www.usatoday.com/story/news/world/2021/04/05/vladimir-putin-may-
remain-russian-president-until-2036-under-new-law/7092738002/ (дата
обращения 20.04.2021).
100. Russia expels 20 Czech diplomats in tit-for-tat response [Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. № 20. Режим доступа: Russia expels 20 Czech diplomats in tit-for-tat response (дата обращения 16.04.2021).
101. Russian troops on the Ukraine border should set alarm bells ringing across Europe [Электронный ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. №56. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/opinion/2021/04/13/russian-troops-ukraine- border-should-set-alarm-bells-ringing/#comment (дата обращения 23.04.2021).
102. Russian prosecutors move to liquidate Navalny’s ‘extremist’ movement [Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. №11 Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2021/apr/16/russian-prosecutors-move-to- liquidate-navalnys-extremist-movement (дата обращения 26.04.2021).
103. Russia's flag banned but national colors on Olympic uniforms
[Электронный ресурс] // The USA Today, 2021. № 94 Режим доступа:
https://www.usatoday.com/story/sports/olympics/2021/04/14/russias-flag-banned- but-national-colors-on-olympic-uniforms/43530925/ (дата обращения
23.04.2021).
104. Russia wants Tchaikovsky music for anthem at Tokyo Olympics
[Электронный ресурс] // The USA Today, 2021. № 76. Режим доступа:
https://www.usatoday.com/story/sports/olympics/2021/03/25/russia-wants- tchaikovsky-music-for-anthem-at-tokyo-olympics/43480095/ (дата обращения
24.04.2021).
105. Russia beats Slovenia in WCup qualifying, Croatia wins
[Электронный ресурс] // The USA Today, 2021. № 93. Режим доступа:
https://www.usatoday.com/story/sports/soccer/2021/03/27/dzyuba-nears-russia- scoring-record-in-2-1-win-over-slovenia/43483761/ (дата обращения
17.04.2021).
106. Russia to expel 10 US diplomats in response to Washington's similar action, sanctions [Электронный ресурс] // The USA Today, 2021. № 23. Режим
доступа: https://www.usatoday.com/story/news/world/2021/04/16/russia-expel-
10-us-diplomats-retaliate-over-sanctions/7255085002/ (дата обращения
20.04.2021).
107. The Guardian view on Nato and Ukraine: a time for solidarity
[Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. № 99. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/14/the-guardian-view-on- nato-and-ukraine-a-time-for-solidarity (дата обращения 16.04.2021).
108. The Observer view on Joe Biden’s sanctions on Russia
[Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. №34. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/18/observer-view-on-joe- biden-sanctions-russia-vladimir-putin (дата обращения 21.04.2021).
109. Ukraine still outgunned as Russia prepares for larger conflict
[Электронный ресурс] // The Guardian, 2021. № 34. Режим доступа:
https://www.theguardian.com/world/2021/apr/14/ukraine-still-outgunned-as- russia-prepares-for-larger-conflict (дата обращения 24.04.2021).
110. Ukraine accuses Russia of blocking talks to defuse tense military
stand-off [Электронный ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. №.11. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2021/04/12/ukraine-accuses-russia-
blocking-talks-defuse-tense-military/ (дата обращения 20.04.2021).
111. Ukraine crisis may be Putin's test for the Biden administration [Электронный ресурс] // The USA Today, 2021. № 13. Режим доступа: https://www.usatoday.com/story/opinion/2021/04/21/russias-aggression-toward- ukraine-test-bidens-administration-column/7279269002/ (дата обращения 25.04.2021).
112. US announces sanctions against Russia and expels 10 diplomats [Электронный ресурс] // The Daily Telegraph, 2021. №66. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2021/04/15/us-announces-sanctions-against- russia-expels-10-diplomats/ (дата обращении 20.04.2021).
113. US ambassador to leave Moscow as tensions rise [Электронный
ресурс] // The Guardian, 2021. №5. Режим доступа: https://www.theguardian.com/us-news/2021/apr/20/us-ambassador-john-sullivan- to-leave-moscow-as-tensions-rise (Дата обращения 15.04.2021).
114. ‘We could have gone further’: Biden expels Russian diplomats, issues
new sanctions over hacks, election meddling [ Электронный ресурс] // The Daily News, 2021. №19. Режим доступа:
https://www.nydailynews.com/news/politics/us-elections-government/ny-russia- sanctions-biden-administration-20210415-ccbjgansrff5je543lhic2giea-story.html (дата обращения 20.04.2021).
115. White House warns Russia will be held accountable if Kremlin critic
Alexei Navalny dies [Электронный ресурс] // The USA Today, 2021. №44. Режим доступа: https://www.usatoday.com/story/news/politics/2021/04/19/white- house-says-russia-held-accountable-if-alexei-navalny-dies/7289696002/ (дата
обращения 21.04.2021).