ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО
ПОНИМАНИЯ НАЧАЛА И КОНЦА ИСТОРИИ 8
1.1 Понятие символа 8
1.2 Основные тенденции в понимании начала и конца истории 14
1.2.1 Начало и конец истории как онтологическая данность 14
1.2.2 Начало и конец истории как герменевтическая данность 26
II. СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЧАЛА И КОНЦА ИСТОРИИ 31
2.1 Предпосылки символического понимания начала и конца истории 31
2.2 Начало и конец истории в символическом аспекте 32
3. «КОНЕЦ ИСТОРИИ» ФУКУЯМЫ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМ КОНЦА
ИСТОРИИ 53
3.1 Новый «конец истории» 54
3.2 Критика концепции «конца истории» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема начала и конца истории является неизменной составляющей культуры прошлого и настоящего. Интерес к ней то затухает, то вновь разгорается. Довольно часто и с большой периодичностью она отражается в пространстве специального философского дискурса, в образах художественного творчества, и в сфере обыденной жизни, приобретая качество поворотного рубежа, завершения социального или мирового масштаба, переходного состояния или же завершенности всех мыслимых вариантов. Эта идея, показывая себя в различных продуктах духовного творчества, может быть рассмотрена как своего рода показатель, свидетельствующий о важных процессах, происходящих в глубинах современной культуры.
Глобальные проблемы современности оголили возможность различного рода «угроз» человеческому существованию, это экологические и техногенные катастрофы, ядерная угроза, терроризм, военные и идеологические экспансии и т.д. Глобализация поставила под вопрос сохранение культурного многообразия мира. Все это вместе, с систематически воспроизводящимися в различных регионах мира экономическими и политическими кризисами, деформируют систему ценностей и смыслов, приводит к духовному опустошению, разрушает картину будущего.
В данное время проблема конца истории стоит выше проблемы начала истории. Это обусловлено тем, что человек ощущает страх перед неизвестным будущим. Но в большей степени концепция конца истории - это отражение разнообразных социальных проблем, глубокого общественного кризиса, которые вынуждают человечество задуматься о будущем и найти пути их решения, а также определить идеал, высшую цель, возвышенные идеи. Любой человек может понимать конец истории, как некий образ, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта. Этот образ может быть воспринят как символ, поскольку с помощью символа можно проявить то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Человек понимает конец истории, да и ее начало символически, что приводит к происхождению таких понятий как первое и второе пришествие Христа, апокалипсис и т.д.
Таким образом, можно отметить, что проблема конечности исторического процесса не теряла своей актуальности на протяжении практически всей истории человечества.
Степень разработанности проблемы.
Изучение природы символа, его структуры и функций были проведены Ж. Делезом, Ж. Деррида, Ж. Бодрийаром, У. Эко, А. Белым, В. Ивановым, А.Ф. Лосевым, Ю.М. Лотманом, Свасьяном, и другими, что позволило сформулировать определение символа в целях решения поставленных задач в данном исследовании.
Для выявления основных тенденций в понимании истории и, соответственно, наиболее важных аспектов ее осмысления в символическом ключе были проанализированы работы Л.П. Карсавина, Ю.И. Семенова, В.П. Федюкина и др.
Проблема направленности истории занимает достаточно серьезное место в истории философии и философии истории получила достаточно серьезное развитие в истории философии и философии истории. Эсхатологические обнаруживаются в древнегреческих философских концепциях. Их можно встретить в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей.
Дальнейшее развитие западной философии, в той или иной степени касалось темой конечности мира и истории, например в работах А. Блаженного, Ф Аквинского, Н. Кузанского, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Гердера, И. Канта, Г. Г егеля, К. Маркса и других.
На рубеже XIX-XX веков в истории философии возникли разнообразные концепции исторического развития, в которых звучат эсхатологические мотивы. Это труды О. Шпенглера, К. Ясперса, Э. Тоффлера и других авторов.
Данная проблема в контексте кризиса мировоззрения и краха духовных ценностей, тесно связанных с темой «конца истории», рассматривалась в русской религиозной философии: Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский и других.
Для современной философии проблема конца истории также является актуальной. Эсхатологические мотивы в современных концепциях развития истории можно увидеть в работах Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и других.
Между тем, несмотря на обилие литературы, посвященной философскому анализу различных аспектов истории, лишь К. Ясперс актуализировал символический аспект начала и конца истории.
Методологические и теоретические основы исследования.
Для анализа диссертационной проблемы в качестве основного был использован символический метод. Теоретико-методологическая база диссертационного исследования опирается на философские и общенаучные принципы следующие:
- компаративистский метод, посредством которого стало возможным сравнение взглядов авторов философско-исторических концепций;
- герменевтический, без данного метода исторический анализ текстов Х. Гадамера и прочих исследователей стал бы невозможным;
- общелогические методы: индукция и дедукция, синтез, аналогия, анализ.
Объектом диссертационного исследования является начало и конец истории.
Предметом диссертационного исследования - символические смыслы начала и конца истории.
Цель диссертационного исследования - выявить символические смыслы начала и конца истории в философско-исторических концепциях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- сформулировать авторское (рабочее) определение символа;
- определить основные тенденции в понимании начала и конца истории;
- выявить основные предпосылки символического понимания начала и конца истории;
- рассмотреть новые концепции конца истории.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены основные подходы в решении проблемы начала истории и ее завершения в различных философских концепциях: онтологическая (история как объективная последовательность произошедших и гипотетических событий) и гносеологическая (история как текст, подлежащий прочтению и интерпретации);
- обоснована адекватность применения символического метода к исследованию концепта начала и конца истории, несущего имплицитные и разнообразные метафизические смыслы;
- выявлены основные варианты интерпретации «начала» и «конца истории» в онтологическом и эпистемологическом подходах: религиозно-эсхатологическом, натуралистическом, социологическом, герменевтическом, нарратологическом.
Положения, выносимые на защиту:
- В ходе исследования было сформулировано авторское определение понятия «символ». Символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов. Главными характеристиками символа являются его скрытость и потаенность, а вместе с тем большое количество различных смыслов.
- Если история трактуется онтологически как некий ход последовательных событий, то начало и конец истории интерпретируется в качестве неких онтологических данностей. В онтологическом аспекте начало и конец истории эксплицируются с точки зрения эсхатологического, натуралистического и социологического подходов.
- Если история объясняется герменевтически (как смысловое поле
культуры), то начало и конец истории эксплицируется в качестве герменевтических данностей, иллюстрирующих возможности и границы понимания. В герменевтическом аспекте начало и конец истории эксплицируются с точки зрения герменевтического и постмодернистского подходов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать адекватному пониманию закономерностей феноменов «начала» и «конца истории» и, как следствие, заложат основу для их использования в исследованиях онтологических, эпистемологических и социально-философских проблем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в рамках преподавания философских дисциплин, а также могут стать основой для разработки спецкурсов по философско-исторической тематике.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В результате анализа проблемы символа было сформулировано его авторская (рабочая) дефиниция: символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов, выражается в образе. Главными характеристиками символа являются его скрытость и потаенность, а вместе с тем огромное количество различных смыслов.
Были выявлены основные тенденции в понимании начала и конца истории: онтологическая и герменевтическая. В рамках онтологической тенденции начало истории связывается с первым пришествием Христа, детством культуры, началом мировой истории. Конец истории связывается со вторым пришествием Христа, гибелью локальных культур, достижением некоего идеала (свободы, равенства и т.п.).
В рамках герменевтической тенденции начало истории или прочтение, возможно благодаря традиции, т.е. информация может передаваться из поколения в поколение. Конец истории - это то, что текст может быть прочитан.
Также были обнаружены предпосылки символического понимания начала и конца истории:
1) Начала истории уже нет, т.е. мы не можем быть очевидцами и судить о нем фактически, а конца истории еще нет;
2) Если символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов, то это в полной мере имеет отношение к пониманию начала и конца истории, которые трактуются весьма неоднозначно;
3) Начало и конец - это то, что находится за границами истории - феномены метафизической природы, которые могут быть выражены только в символах;
4) Событие в современном мире, демонстрирующие падение великих держав (СССР), техногенные процессы и массовую культуру, текущие к духовной деградации, порождают ощущение конца.
В ходе дальнейшей работы были обнаружены символические смыслы начала и конца истории. В рамках понимания истории как онтологической данности начало истории символизирует переход человечества из невежества к культурности, веру в спасение человечества, а конец - страх человека перед наказанием Божьим и страх перед смертью в глобальном общечеловеческом масштабе либо наоборот, построение Вечного города - идеального, утопического общества.
В рамках понимания истории как герменевтической данности начало истории символизирует, с одной стороны, бесконечное множество человеческой интерпретаций, а с другой - ограниченные возможности человеческого познания, не способного раскрыть объективную логику событий и однозначную истину о прошлом и будущем.
Рассматривая современные парадигмы начала и конца истории можно выделить две основные.
Первая - конец истории возможен или уже наступил. Он характеризуется прекращением исторического процесса выраженного в противоречиях и конфликтов построения будущего идеального общества. Либерализм, глобализм, коммунизм - конкретные название этого конца не важны, важен сам факт искоренения ключевых социально-политических и экономических противоречий, а так же создание устойчивой и бесконфликтной модели общества, которая будет идеальной, а, следовательно, не сможет меняться и трансформироваться. Фактически речь идет о построении платоновского государства в современных условиях, что, как и во времена Платона является чистой воды утопизмом. Наихудшим вариантом будет, если утопию все-таки удастся построить в рамках всей планеты. Тогда человечество может ждать участь мышей из «вселенной 25». Как известно данный эксперимент показал, что «при идеальных условиях существования идет превышение определённой плотности населения и заполнение всех социальных ролей в популяции, возникает растущая прослойка молодых изгоев. Острая конкуренция между ними и старшими особями приводит к распаду социальных связей и крушению общества в целом, и переходу в такое состояние, когда при низкой смертности нормой становится примитивное аутистическое поведение, ведущее к вымиранию популяции в течение буквально нескольких поколений» [85].
Вторая - конец истории не возможен в принципе, пока существует человечество. Конфликт не просто является двигателем и неотъемлемой частью исторического процесса, он лежит в основе самой человеческой природы. Построение идеального общества невозможно, потому что оно противоречит самой природе человечества и будет уничтожено либо в результате накопления внутренних противоречий, либо вследствие агрессии внешних сил или реакции на данную агрессию. Данная агрессия будет неизбежна либо в результате возникновения другой идеи общественного развития, либо из-за неравномерности ресурсного обеспечения, и, как следствие, экономического неравенства. В истории уже известны примеры «вечных» и «тысячелетних» империй, которые смогли продержаться от нескольких веков (Великобритания, Рим), до всего нескольких лет (наполеоновская Франция и Третий Рейх).
Дальнейшее исследование данной темы дипломной работы имеет свои перспективы. Таким образом, можно рассматривать не только символическое значение начала и конца истории, а попробовать захватить понимание всемирной истории в целом, т. е. как тот или иной мыслитель видит понятие истории, а точнее всемирной истории. Это не менее интересное понятие, которое охватывает все человечество.
1. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - с. 279
2. Августин Аврелий. О Граде Божием. / Аврелий Августин. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 1296 с.
3. Акулова И.С. Актуальность эсхатологических парадигм в современных философских концептах. [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 1-3 (32). - С. 40-41. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-eshatologicheskih-paradigm-v-sovremennyh-filosofskih-kontseptah- Загл. с экрана
4. Акулова И.С. Возрастание эсхатологических настроений в современной российской культуре // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2015. - № 2. - С. 69-70.
5. Акулова И.С. «Конец истории» как значимый элемент философского мировоззрения. [Электронный ресурс] // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 65-69. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/konets-istorii-kak-znachimyy-element-filosofskogo-mirovozzreniya-1- Загл. с экрана
6. Акулова И.С. Концепт «конец истории» как элемент ценностного мира
человека // Бытие человека: проблема единства во многообразии современного мира: Материалы международной научной конференции. Российское
философское общество / ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет». - Челябинск, 2015. - С. 108-111.
7. Акулова, И. С. К вопросу о научности эсхатологических концепций философии истории / ИС Акулова // Новые идеи в философии Вып 15 Актуальные проблемы научной философии Межвузовский сборник научных трудов В 2 томах - Пермь 2006 Т 2 С 52 - 55
8. Аликберов А.К. К источникам и историческим основаниям коранического рассказа о Йа’джудже, Ма’джудже и Зу-л-Карнайне //Ars Islamica: В честь Станислава Михайловича Прозорова / Сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов. М.: Наука - Восточная литература, 2016. C. 279-356
9. Аликберов А.К. К вопросу о периодизации истории в парадигме информационного подхода / Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: всеобщая история. 2018. том 10. № 1. с. 7-16.
10. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 - 608 с.
11. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность Средневековье / В переводе и под редакцией С. А. Мальцевой. - С-Пб.: Пневма, 2003. - 688 с.
12. Бажов С.И. Философия истории Н. Я. Данилевского / С. И. Бажов; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 1997. - 215 с.
13. Бердяев Н. А. Смысл истории. [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. с. 166 - Режим доступа:https: //bookscafe.net/read/berdyaev nikolay-smysl istorii-190983.html#p 1- Загл. с экрана
14. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики. [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. - Режим доступа: http://www.vehi.net/berdyaev/rabstvo/index.html- Загл. с экрана
15. Бибиков Г.Н., Бибикова Л.В. Методология современной истории:
Историографический очерк. [Электронный ресурс] М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. 208 с. Режим доступа:https://www.studmed.ru/bibikov-g-n-bibikova-l-v-
metodologiya-sovremennoy-istorii-istoriograficheskiy-ocherk e1998b5c3e8.html -
Загл. с экрана
16. Булгаков М. Собачье сердце. [Электронный ресурс] / М. Булгаков. Глава 7.
- Режим доступа: http://public-library.ru/Bulgakov.Mikhail/sobachye.html- Загл.с экрана
17. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального.
[Электронный ресурс] / Ж. Бодрийар. Перевод на русский Н.В. Суслова. Екатеринбург: Изд-во Уральск. ун-та, 2000. 96 с. -
http://lib.ru/FILOSOF/BODRIJAR/silent.txt- Загл. с экрана
18. Брандт М., Ляшенко Л. Введение в историю: Пособие для студентов пед. ин-тов неист. фак. Под ред. А. А. Данилова.— М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 80 с.
19. Булгаков С.Н., Сочинения в двух томах. Том 1. Философия хозяйства. Трагедия философии / С.Н. Булгаков. - М.: Наука, 1993 - 603 с.
20. Булгаков С.Н. - Сочинения в двух томах. Том 2. Избранные статьи. / С.Н. Булгаков. - М.: Наука, 1993 - 752 с.
21. Бэкон Ф./ Новый Органон. [Электронный ресурс] / Ф. Бэкон. - Режим доступа:
https://nibiryukov.mgimo.ru/nb russian/nbr teaching/nbr teach library/nbr library classics/nbr classics bacon novum organum complete.htm- Загл. с экрана
22. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры / А. Вебер; [Пер.: М. И. Левина, Т Е. Егорова]. - СПб. : Унив. кн., 1999. - 564 с.
23. Гадамер Х. Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики: Пер. с нем. / Х.-Г Гадамер; Общ. ред. и вступ. ст. [с. 5-36] Б. Н. Бессонова. - М.: Прогресс, 1988. - 699 с.
24. Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века // Вопросы философии. 1991. № 6.
25. Гвардини Р Конец Нового времени. [Электронный ресурс] // Вопросы философии. 1991. № 9. -http://krotov.info/libr min/04 g/va/rdini.htm- Загл. с экрана
26. Генон Р Кризис современного мира. [Электронный ресурс ]/ Р.Генон. - Режим доступа:http://lib.ru/POLITOLOG/genon.txt- Загл. с экрана
27. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Философия истории. Т 8. / Г.В.Ф. Гегель. - М.- H.: Соцэкгиз, 1935 - с. 470.
28. Гребешев И. В. Опыт персоналистской философии истории: Н. Бердяев и Г Федотов. Автореф. кан. философ. наук. [Электронный ресурс] / И.В. Гребешов
- М., 2004. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/opyt-
personalistskoi-filosofii-istorii-n-berdyaev-i-g-fedotov- Загл. с экрана
29. Гумилёв Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по наро-доведению / Л.Н. Гумилев. - М.: Айрис-пресс, 2008. -384 с.
30. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. / Л. Н. Гумилев - 3-е изд. стер.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990. - 526 с.
31. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. - М.: Книга, 1991. - 573 с.
32. Деррида Ж. Призраки Маркса. Государство долга, работа скорби и новый интернационал [Электронный ресурс] / Ж. Деррида - Режим доступа https://coollib.net/b/521655/read. - Загл. с экрана
33. Дильтей, В. Введение в науки о духе. [Электронный ресурс] / В.Дильтей - Режим доступа:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000740/index.shtml- Загл. с экрана
34. Дильтей, В. Собрание сочинений: В 6 т. Под ред. A. B. Михайлова и Н.С.
[Электронный ресурс] / В.Дильтей - Режим доступа:
https://platona.net/load/knigi po filosofii/filosofija zhizni/diltej v sobranie sochinenij _v_6_tomakh_t 1_vvedenie_v_nauki_o_dukhe/1-1-0-4752- Загл. с экрана
35. Жубара А. Идея конца истории: Вл. Соловьёв и А. Кожев // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьёва и 110-летию
A. Ф. Лосева. М.: Наука, 2005. С. 397-401
36. Замошкин Ю.А. «Конец истории»: идеологизм и реализм // Вопросы философии. 1990. № 3. С. 148- 156.
37. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. [Электронный ресурс] /
B. А. Звегинцев. - М.: УРСС Эдиториал, 2001. 248 с. - Режим доступа:
https://www.ae-lib.org.ua/texts/zvegintsev language and linguistic theory ru.htm- Загл. с экрана
38. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // И. Кант. Собрание сочинений. Юбил. изд., 1794-1994: В 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. М.: ЧОРО, 1994. Т 8. С. 26-27
39. Кириленко Г.Г. Мифологическое сознание: истоки и современность.//РЖ «Философия», сер 3, М. 1995, №1
40. Кожев А. Идея смерти в философии Гегеля [Электронный ресурс] / А.
Кожев Пер. с франц. М., 1998. - Режим доступа:
https://bookree.org/reader?file=1331444&pg=1- Загл. с экрана
41. Коломийцев В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. —191 с.
42. Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учебник для гуманит.-соц. Специальностей высших учебных заведений. 3-е издание, исправленное и дополненное. - Волгоград: Комитет по печати, 1996 г. - 352 с.
43. Краткий словарь по философии. Изд. 2-е/Блауберг И.В. - М., Политиздат, 1970 - С. 285
44. Кремнюк В.А. Конец или начало истории? / В.А. Кремнюк. - США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 5
45. Курганов Е. Анекдот. Символ. Миф: Этюды по теории литературы / Е. Курганов. - СПб.: Журн. Звезда, 2002 (ИПК Бионт). - 127 с.
46. Ломоносов Ю. Л. Идея «конца истории»: социокультурные истоки и
смысл // Теоретический журнал «CREDO NEW». 2002. № 4. URL:
http://credonew.ru/content/view/309/54/- Загл. с экрана
47. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - [2-е изд., испр.]. - М. : Искусство, 1995. - 319 с.
48. Лотман, Ю., Успенский Б. Миф—имя—культура [Электронный ресурс] /
Ю. Лотман, Б. Успенский. - Режим доступа
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Literat/Lotm/mif im.php.- Загл. с экрана
49. Малахов В.С. Еще раз о конце истории // Вопросы философии. 1994. № 7/8. С. 12-20
50. Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Гос. из-во полит. лит-ры, 1959. Т. 13. С. 1-167.
51. Мень А. Мировая духовная культура [Текст]: [лекции] / протоиерей Александр Мень. - Москва: Жизнь с Богом, 2016. - 270 с.
52. Ольховиков Д.Б. Предметное и символическое в метафорическом типе поэтического мышления // Текст как объект лингвистического анализа и перевода (сборник статей). - М.: академия наук СССР Институт языкознания, 1984. - с. 83
53. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки / Е. Н. Панов. - 2-е изд., доп. - М. : Знание, 1983. - 247 с.
54. Полищук. М. Л. «Конец истории» или конец идеологии? /М.Л. Полищук. - США: экономика, политика, идеология. - 1990. - № 6 — С.37.
55. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории [Текст]: Проблемы палеопсихологии / Б.Ф. Поршнев [Предисл. проф., д-ра филос. наук Х. Н. Момджяна и др.]. - Москва: Мысль, 1974. - 487 с.
56. Пророков В.П. Категория художественного образа и проблема символа // Вестник Московского университета. Сер.9: Филология. - 1987. - №4. - с. 46-47
57. Пустарнаков В.Ф. Концепция «культурно-исторических типов» («локальных цивилизаций») Н.Я.Данилевского // Цивилизация и исторический прогресс. М., 1983. С. 121.
58. Романова И. М. Кризис культуры как один из этапов ее развития в концепциях философии истории (на примере взглядов О. Шпенгелера, П. Сорокина, Н. Бердяева)/ философские дескрипты. Изд-во АлтГУ, 2004. №3, - 280 с.
59. Рорти, Р Случайность, ирония и солидарность / Р. Рорти; [пер. с англ. И. Хестановой, Р Хестанова]. - Москва: Русское феноменологическое о-во, 1996. - 279 с.
60. Семёнов Ю.И. Конец истории? // Ю.И. Семенов. Философия истории. Изд. 2-е. М.: Современные тетради, 2003. С. 509-510.
61. Семёнов Ю. И. Философия истории: Общ. теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней / Ю. И. Семенов. - М. : Соврем. тетради, 2003 (ОАО Иван. обл. тип.). - 775 с.
62. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры / Э. Ю. Соловьев. - М.: Политиздат, 1991. - 430 с.
63. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., с. 5-24, А. Ю. Согомонова]. - М. : Политиздат, 1992. - 542 с.
64. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. / А. Дж. Тойнби; Сост. Огурцов А. П.; Вступ. ст. Уколовой В. И.; Заключ. ст. Рашковского Е. Б.; [Авт. коммент. Д. Э. Харитонович, Н. И. Колышкина]. - М.: Прогресс, Б. г. (1990). - 730 с.
65. Федоров Н.Ф. Сочинения / Н.Ф. Федоров; [Вступит. статья, с. 5-50, примеч. и сост. С. Г. Семеновой]. - М. : Мысль, 1982. - 711 с.
66. Федюкин В. П. Метод трансцендентального историзма / В.П. Федюкин. Философские дескрипты: сборник статей. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005 - Вып. 4 - 346 с.
67. Федюкин В. П. Горизонты философско-исторической рефлексии / В.П. Федюкин; М-во образования Рос. Федерации. Алт. гос. ун-т. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1999. - 212 с.
68. Федюкин В. П. Принцип полярности: историческое и неисторическое// В.П. Федюкин. Известия Алтайского государственного университета 1999, №4
69. Федюкин В. П. Философия без философемы // В.П. Федюкин философские дескрипты. Изд-во АлтГУ, 2004. №3, - 280 с.
70. Феллер В.В. Введение в историческую антропологию: опыт решения логич. проблемы философии истории / В. В. Феллер. - М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.
71. Философия истории: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. спец. и направлениям / [А. С. Панарин и др.]; Под ред. А. С. Панарина.-М.: Гардарики, 1999. - 431 с.
72. Философия истории Иоганна Готлиба Фихте // Вопросы философии, культурологии и истории: Сб. науч. тр. / Отв. ред. О.В.Никулина. Екатеринбург, Нижневартовск, 2000 Вып. 1 С. 90—98.
73. Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманит. вузов / Сост., ред. и вступ. ст. [с. 3-19] Ю. А. Кимелева. - М.: Аспект-пресс, 1995.-349 с.
74. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т.П / Сост. И примечания В. Волжского. - СПб.: Мифрил,. 1993. - 798с.
75. Фукуяма Ф. Конец истории? // Ф. Фукуяма Вопросы философии. 1990. N 3. С. 134-148.
76. Фукуяма,Ф. Конец истории и последний человек / Фрэнсис Фукуяма; [пер. с англ. М. Б. Левина]. - Москва: Изд-во ACT: Полиграфиздат, 2010. - 588 с.
77. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия
биотехнологической революции. М.: ООО «Издательство АСТ: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.
78. Хайдеггер, М. Бытие и время [Электронный ресурс] / М. Хайдеггер. - Режим доступа http://lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt. - Загл. с экрана
79. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. [Электронный ресурс] / С.
Хантингтон. - М.: АСТ, 2003. 603 с. - Режим доступа к разделу:
http: //yanko .lib.ru/books/politologiya/huntington-stolk civil-a.htm- Загл. с экрана
80. Хомутникова Елена Анатольевна Лингвистическая природа символа (на
материале языка английской и американской литературы ХХ века) // Вестник Курганского государственного университета. 2011. №3 (22).
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskaya-priroda-simvola-na-materiale-yazyka-angliyskoy-i-amerikanskoy-literatury-hh-veka- Загл. с экрана
81. Хюбнер, К. Истина мифа [Электронный ресурс] / К. Хюбнер. - М.: Республика, 1996. - Режим доступа http://krotov.info/libr_min/22_h/ub/ner_03.htm. - Загл. с экрана
82. Черникова И.В., Шеренкова В.В. Проблема сохранения природы человека как новый аспект кризиса идентичности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 4 (32). С. 222-229
83. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер; Пер. с нем., вступ. ст. и прим. К. А. Свасьяна. - Москва: Мысль, 1993. - 1332 с.
84. Ясперс К. Смысл и назначение истории: [Сборник: Пер. с нем.] / Карл Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.
85. Эксперимент Вселенная 25 (мышиный рай) как отражение современного общества [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://fishki.net/anti/2324202-j eksperiment-vselennaj a-25-myshinyj -raj -kak-otrazhenie-- sovremenno go-obwestvatva.html- Загл. с экрана
86. After history? Francis Fukuyama and his critics / Ed. by Timothy Burns. Lanham, Md.: Rowman & Littlefield, 1994. 265 p.
87. Gadamer H-G. Truth and method. 2nd revised edn. London: Continuum International Publishing Group; 2004.
88. Fichte J. G. Nastavlenie k blazhennoi zhizni [The Way Towards the Blessed Life]. Moscow, Kanon+ Publ., 1997. 398 p. (In Russian)
89. Fukuyama F. Das Ende der Geschichte. Wo stehen wir? Munchen: Kindler, 1992. 510 S. 29.
90. Fukuyama F. Reflections on the End of History, Five Years Later // History and Theory. 1995. Vol. 34. N 2. P 27-43.
91. Fukuyama F. The End of History and Last Man. New York: The Free Press, 1992.
92. Fukuyama F. The West has won: Radical Islam can't beat democracy and capitalism. We're still at the end of history // The Guardian. 2001. 11 October.