НАЧАЛО И КОНЕЦ КАК СИМВОЛЫ ПОЛЯРНОСТИ ИСТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО
ПОНИМАНИЯ НАЧАЛА И КОНЦА ИСТОРИИ 8
1.1 Понятие символа 8
1.2 Основные тенденции в понимании начала и конца истории 14
1.2.1 Начало и конец истории как онтологическая данность 14
1.2.2 Начало и конец истории как герменевтическая данность 26
II. СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЧАЛА И КОНЦА ИСТОРИИ 31
2.1 Предпосылки символического понимания начала и конца истории 31
2.2 Начало и конец истории в символическом аспекте 32
3. «КОНЕЦ ИСТОРИИ» ФУКУЯМЫ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМ КОНЦА
ИСТОРИИ 53
3.1 Новый «конец истории» 54
3.2 Критика концепции «конца истории» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМЫ СИМВОЛИЧЕСКОГО
ПОНИМАНИЯ НАЧАЛА И КОНЦА ИСТОРИИ 8
1.1 Понятие символа 8
1.2 Основные тенденции в понимании начала и конца истории 14
1.2.1 Начало и конец истории как онтологическая данность 14
1.2.2 Начало и конец истории как герменевтическая данность 26
II. СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЧАЛА И КОНЦА ИСТОРИИ 31
2.1 Предпосылки символического понимания начала и конца истории 31
2.2 Начало и конец истории в символическом аспекте 32
3. «КОНЕЦ ИСТОРИИ» ФУКУЯМЫ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПАРАДИГМ КОНЦА
ИСТОРИИ 53
3.1 Новый «конец истории» 54
3.2 Критика концепции «конца истории» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Тема начала и конца истории является неизменной составляющей культуры прошлого и настоящего. Интерес к ней то затухает, то вновь разгорается. Довольно часто и с большой периодичностью она отражается в пространстве специального философского дискурса, в образах художественного творчества, и в сфере обыденной жизни, приобретая качество поворотного рубежа, завершения социального или мирового масштаба, переходного состояния или же завершенности всех мыслимых вариантов. Эта идея, показывая себя в различных продуктах духовного творчества, может быть рассмотрена как своего рода показатель, свидетельствующий о важных процессах, происходящих в глубинах современной культуры.
Глобальные проблемы современности оголили возможность различного рода «угроз» человеческому существованию, это экологические и техногенные катастрофы, ядерная угроза, терроризм, военные и идеологические экспансии и т.д. Глобализация поставила под вопрос сохранение культурного многообразия мира. Все это вместе, с систематически воспроизводящимися в различных регионах мира экономическими и политическими кризисами, деформируют систему ценностей и смыслов, приводит к духовному опустошению, разрушает картину будущего.
В данное время проблема конца истории стоит выше проблемы начала истории. Это обусловлено тем, что человек ощущает страх перед неизвестным будущим. Но в большей степени концепция конца истории - это отражение разнообразных социальных проблем, глубокого общественного кризиса, которые вынуждают человечество задуматься о будущем и найти пути их решения, а также определить идеал, высшую цель, возвышенные идеи. Любой человек может понимать конец истории, как некий образ, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта. Этот образ может быть воспринят как символ, поскольку с помощью символа можно проявить то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Человек понимает конец истории, да и ее начало символически, что приводит к происхождению таких понятий как первое и второе пришествие Христа, апокалипсис и т.д.
Таким образом, можно отметить, что проблема конечности исторического процесса не теряла своей актуальности на протяжении практически всей истории человечества.
Степень разработанности проблемы.
Изучение природы символа, его структуры и функций были проведены Ж. Делезом, Ж. Деррида, Ж. Бодрийаром, У. Эко, А. Белым, В. Ивановым, А.Ф. Лосевым, Ю.М. Лотманом, Свасьяном, и другими, что позволило сформулировать определение символа в целях решения поставленных задач в данном исследовании.
Для выявления основных тенденций в понимании истории и, соответственно, наиболее важных аспектов ее осмысления в символическом ключе были проанализированы работы Л.П. Карсавина, Ю.И. Семенова, В.П. Федюкина и др.
Проблема направленности истории занимает достаточно серьезное место в истории философии и философии истории получила достаточно серьезное развитие в истории философии и философии истории. Эсхатологические обнаруживаются в древнегреческих философских концепциях. Их можно встретить в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей.
Дальнейшее развитие западной философии, в той или иной степени касалось темой конечности мира и истории, например в работах А. Блаженного, Ф Аквинского, Н. Кузанского, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Гердера, И. Канта, Г. Г егеля, К. Маркса и других.
На рубеже XIX-XX веков в истории философии возникли разнообразные концепции исторического развития, в которых звучат эсхатологические мотивы. Это труды О. Шпенглера, К. Ясперса, Э. Тоффлера и других авторов.
Данная проблема в контексте кризиса мировоззрения и краха духовных ценностей, тесно связанных с темой «конца истории», рассматривалась в русской религиозной философии: Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский и других.
Для современной философии проблема конца истории также является актуальной. Эсхатологические мотивы в современных концепциях развития истории можно увидеть в работах Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и других.
Между тем, несмотря на обилие литературы, посвященной философскому анализу различных аспектов истории, лишь К. Ясперс актуализировал символический аспект начала и конца истории.
Методологические и теоретические основы исследования.
Для анализа диссертационной проблемы в качестве основного был использован символический метод. Теоретико-методологическая база диссертационного исследования опирается на философские и общенаучные принципы следующие:
- компаративистский метод, посредством которого стало возможным сравнение взглядов авторов философско-исторических концепций;
- герменевтический, без данного метода исторический анализ текстов Х. Гадамера и прочих исследователей стал бы невозможным;
- общелогические методы: индукция и дедукция, синтез, аналогия, анализ.
Объектом диссертационного исследования является начало и конец истории.
Предметом диссертационного исследования - символические смыслы начала и конца истории.
Цель диссертационного исследования - выявить символические смыслы начала и конца истории в философско-исторических концепциях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- сформулировать авторское (рабочее) определение символа;
- определить основные тенденции в понимании начала и конца истории;
- выявить основные предпосылки символического понимания начала и конца истории;
- рассмотреть новые концепции конца истории.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены основные подходы в решении проблемы начала истории и ее завершения в различных философских концепциях: онтологическая (история как объективная последовательность произошедших и гипотетических событий) и гносеологическая (история как текст, подлежащий прочтению и интерпретации);
- обоснована адекватность применения символического метода к исследованию концепта начала и конца истории, несущего имплицитные и разнообразные метафизические смыслы;
- выявлены основные варианты интерпретации «начала» и «конца истории» в онтологическом и эпистемологическом подходах: религиозно-эсхатологическом, натуралистическом, социологическом, герменевтическом, нарратологическом.
Положения, выносимые на защиту:
- В ходе исследования было сформулировано авторское определение понятия «символ». Символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов. Главными характеристиками символа являются его скрытость и потаенность, а вместе с тем большое количество различных смыслов.
- Если история трактуется онтологически как некий ход последовательных событий, то начало и конец истории интерпретируется в качестве неких онтологических данностей. В онтологическом аспекте начало и конец истории эксплицируются с точки зрения эсхатологического, натуралистического и социологического подходов.
- Если история объясняется герменевтически (как смысловое поле
культуры), то начало и конец истории эксплицируется в качестве герменевтических данностей, иллюстрирующих возможности и границы понимания. В герменевтическом аспекте начало и конец истории эксплицируются с точки зрения герменевтического и постмодернистского подходов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать адекватному пониманию закономерностей феноменов «начала» и «конца истории» и, как следствие, заложат основу для их использования в исследованиях онтологических, эпистемологических и социально-философских проблем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в рамках преподавания философских дисциплин, а также могут стать основой для разработки спецкурсов по философско-исторической тематике.
Глобальные проблемы современности оголили возможность различного рода «угроз» человеческому существованию, это экологические и техногенные катастрофы, ядерная угроза, терроризм, военные и идеологические экспансии и т.д. Глобализация поставила под вопрос сохранение культурного многообразия мира. Все это вместе, с систематически воспроизводящимися в различных регионах мира экономическими и политическими кризисами, деформируют систему ценностей и смыслов, приводит к духовному опустошению, разрушает картину будущего.
В данное время проблема конца истории стоит выше проблемы начала истории. Это обусловлено тем, что человек ощущает страх перед неизвестным будущим. Но в большей степени концепция конца истории - это отражение разнообразных социальных проблем, глубокого общественного кризиса, которые вынуждают человечество задуматься о будущем и найти пути их решения, а также определить идеал, высшую цель, возвышенные идеи. Любой человек может понимать конец истории, как некий образ, поскольку он является в данный момент наилучшим выражением для еще неизвестного или сравнительно известного факта. Этот образ может быть воспринят как символ, поскольку с помощью символа можно проявить то, что мы лишь предчувствуем, но чего мы ясно еще не знаем. Человек понимает конец истории, да и ее начало символически, что приводит к происхождению таких понятий как первое и второе пришествие Христа, апокалипсис и т.д.
Таким образом, можно отметить, что проблема конечности исторического процесса не теряла своей актуальности на протяжении практически всей истории человечества.
Степень разработанности проблемы.
Изучение природы символа, его структуры и функций были проведены Ж. Делезом, Ж. Деррида, Ж. Бодрийаром, У. Эко, А. Белым, В. Ивановым, А.Ф. Лосевым, Ю.М. Лотманом, Свасьяном, и другими, что позволило сформулировать определение символа в целях решения поставленных задач в данном исследовании.
Для выявления основных тенденций в понимании истории и, соответственно, наиболее важных аспектов ее осмысления в символическом ключе были проанализированы работы Л.П. Карсавина, Ю.И. Семенова, В.П. Федюкина и др.
Проблема направленности истории занимает достаточно серьезное место в истории философии и философии истории получила достаточно серьезное развитие в истории философии и философии истории. Эсхатологические обнаруживаются в древнегреческих философских концепциях. Их можно встретить в трудах Демокрита, Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей.
Дальнейшее развитие западной философии, в той или иной степени касалось темой конечности мира и истории, например в работах А. Блаженного, Ф Аквинского, Н. Кузанского, Т. Гоббса, Р. Декарта, Б. Спинозы, И. Гердера, И. Канта, Г. Г егеля, К. Маркса и других.
На рубеже XIX-XX веков в истории философии возникли разнообразные концепции исторического развития, в которых звучат эсхатологические мотивы. Это труды О. Шпенглера, К. Ясперса, Э. Тоффлера и других авторов.
Данная проблема в контексте кризиса мировоззрения и краха духовных ценностей, тесно связанных с темой «конца истории», рассматривалась в русской религиозной философии: Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, Н. О. Лосский и других.
Для современной философии проблема конца истории также является актуальной. Эсхатологические мотивы в современных концепциях развития истории можно увидеть в работах Ф. Фукуямы, С. Хантингтона и других.
Между тем, несмотря на обилие литературы, посвященной философскому анализу различных аспектов истории, лишь К. Ясперс актуализировал символический аспект начала и конца истории.
Методологические и теоретические основы исследования.
Для анализа диссертационной проблемы в качестве основного был использован символический метод. Теоретико-методологическая база диссертационного исследования опирается на философские и общенаучные принципы следующие:
- компаративистский метод, посредством которого стало возможным сравнение взглядов авторов философско-исторических концепций;
- герменевтический, без данного метода исторический анализ текстов Х. Гадамера и прочих исследователей стал бы невозможным;
- общелогические методы: индукция и дедукция, синтез, аналогия, анализ.
Объектом диссертационного исследования является начало и конец истории.
Предметом диссертационного исследования - символические смыслы начала и конца истории.
Цель диссертационного исследования - выявить символические смыслы начала и конца истории в философско-исторических концепциях.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- сформулировать авторское (рабочее) определение символа;
- определить основные тенденции в понимании начала и конца истории;
- выявить основные предпосылки символического понимания начала и конца истории;
- рассмотреть новые концепции конца истории.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- определены основные подходы в решении проблемы начала истории и ее завершения в различных философских концепциях: онтологическая (история как объективная последовательность произошедших и гипотетических событий) и гносеологическая (история как текст, подлежащий прочтению и интерпретации);
- обоснована адекватность применения символического метода к исследованию концепта начала и конца истории, несущего имплицитные и разнообразные метафизические смыслы;
- выявлены основные варианты интерпретации «начала» и «конца истории» в онтологическом и эпистемологическом подходах: религиозно-эсхатологическом, натуралистическом, социологическом, герменевтическом, нарратологическом.
Положения, выносимые на защиту:
- В ходе исследования было сформулировано авторское определение понятия «символ». Символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов. Главными характеристиками символа являются его скрытость и потаенность, а вместе с тем большое количество различных смыслов.
- Если история трактуется онтологически как некий ход последовательных событий, то начало и конец истории интерпретируется в качестве неких онтологических данностей. В онтологическом аспекте начало и конец истории эксплицируются с точки зрения эсхатологического, натуралистического и социологического подходов.
- Если история объясняется герменевтически (как смысловое поле
культуры), то начало и конец истории эксплицируется в качестве герменевтических данностей, иллюстрирующих возможности и границы понимания. В герменевтическом аспекте начало и конец истории эксплицируются с точки зрения герменевтического и постмодернистского подходов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать адекватному пониманию закономерностей феноменов «начала» и «конца истории» и, как следствие, заложат основу для их использования в исследованиях онтологических, эпистемологических и социально-философских проблем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в рамках преподавания философских дисциплин, а также могут стать основой для разработки спецкурсов по философско-исторической тематике.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
В результате анализа проблемы символа было сформулировано его авторская (рабочая) дефиниция: символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов, выражается в образе. Главными характеристиками символа являются его скрытость и потаенность, а вместе с тем огромное количество различных смыслов.
Были выявлены основные тенденции в понимании начала и конца истории: онтологическая и герменевтическая. В рамках онтологической тенденции начало истории связывается с первым пришествием Христа, детством культуры, началом мировой истории. Конец истории связывается со вторым пришествием Христа, гибелью локальных культур, достижением некоего идеала (свободы, равенства и т.п.).
В рамках герменевтической тенденции начало истории или прочтение, возможно благодаря традиции, т.е. информация может передаваться из поколения в поколение. Конец истории - это то, что текст может быть прочитан.
Также были обнаружены предпосылки символического понимания начала и конца истории:
1) Начала истории уже нет, т.е. мы не можем быть очевидцами и судить о нем фактически, а конца истории еще нет;
2) Если символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов, то это в полной мере имеет отношение к пониманию начала и конца истории, которые трактуются весьма неоднозначно;
3) Начало и конец - это то, что находится за границами истории - феномены метафизической природы, которые могут быть выражены только в символах;
4) Событие в современном мире, демонстрирующие падение великих держав (СССР), техногенные процессы и массовую культуру, текущие к духовной деградации, порождают ощущение конца.
В ходе дальнейшей работы были обнаружены символические смыслы начала и конца истории. В рамках понимания истории как онтологической данности начало истории символизирует переход человечества из невежества к культурности, веру в спасение человечества, а конец - страх человека перед наказанием Божьим и страх перед смертью в глобальном общечеловеческом масштабе либо наоборот, построение Вечного города - идеального, утопического общества.
В рамках понимания истории как герменевтической данности начало истории символизирует, с одной стороны, бесконечное множество человеческой интерпретаций, а с другой - ограниченные возможности человеческого познания, не способного раскрыть объективную логику событий и однозначную истину о прошлом и будущем.
Рассматривая современные парадигмы начала и конца истории можно выделить две основные.
Первая - конец истории возможен или уже наступил. Он характеризуется прекращением исторического процесса выраженного в противоречиях и конфликтов построения будущего идеального общества. Либерализм, глобализм, коммунизм - конкретные название этого конца не важны, важен сам факт искоренения ключевых социально-политических и экономических противоречий, а так же создание устойчивой и бесконфликтной модели общества, которая будет идеальной, а, следовательно, не сможет меняться и трансформироваться. Фактически речь идет о построении платоновского государства в современных условиях, что, как и во времена Платона является чистой воды утопизмом. Наихудшим вариантом будет, если утопию все-таки удастся построить в рамках всей планеты. Тогда человечество может ждать участь мышей из «вселенной 25». Как известно данный эксперимент показал, что «при идеальных условиях существования идет превышение определённой плотности населения и заполнение всех социальных ролей в популяции, возникает растущая прослойка молодых изгоев. Острая конкуренция между ними и старшими особями приводит к распаду социальных связей и крушению общества в целом, и переходу в такое состояние, когда при низкой смертности нормой становится примитивное аутистическое поведение, ведущее к вымиранию популяции в течение буквально нескольких поколений» [85].
Вторая - конец истории не возможен в принципе, пока существует человечество. Конфликт не просто является двигателем и неотъемлемой частью исторического процесса, он лежит в основе самой человеческой природы. Построение идеального общества невозможно, потому что оно противоречит самой природе человечества и будет уничтожено либо в результате накопления внутренних противоречий, либо вследствие агрессии внешних сил или реакции на данную агрессию. Данная агрессия будет неизбежна либо в результате возникновения другой идеи общественного развития, либо из-за неравномерности ресурсного обеспечения, и, как следствие, экономического неравенства. В истории уже известны примеры «вечных» и «тысячелетних» империй, которые смогли продержаться от нескольких веков (Великобритания, Рим), до всего нескольких лет (наполеоновская Франция и Третий Рейх).
Дальнейшее исследование данной темы дипломной работы имеет свои перспективы. Таким образом, можно рассматривать не только символическое значение начала и конца истории, а попробовать захватить понимание всемирной истории в целом, т. е. как тот или иной мыслитель видит понятие истории, а точнее всемирной истории. Это не менее интересное понятие, которое охватывает все человечество.
В результате анализа проблемы символа было сформулировано его авторская (рабочая) дефиниция: символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов, выражается в образе. Главными характеристиками символа являются его скрытость и потаенность, а вместе с тем огромное количество различных смыслов.
Были выявлены основные тенденции в понимании начала и конца истории: онтологическая и герменевтическая. В рамках онтологической тенденции начало истории связывается с первым пришествием Христа, детством культуры, началом мировой истории. Конец истории связывается со вторым пришествием Христа, гибелью локальных культур, достижением некоего идеала (свободы, равенства и т.п.).
В рамках герменевтической тенденции начало истории или прочтение, возможно благодаря традиции, т.е. информация может передаваться из поколения в поколение. Конец истории - это то, что текст может быть прочитан.
Также были обнаружены предпосылки символического понимания начала и конца истории:
1) Начала истории уже нет, т.е. мы не можем быть очевидцами и судить о нем фактически, а конца истории еще нет;
2) Если символ - это знак, несущий в себе бесконечное множество смыслов, то это в полной мере имеет отношение к пониманию начала и конца истории, которые трактуются весьма неоднозначно;
3) Начало и конец - это то, что находится за границами истории - феномены метафизической природы, которые могут быть выражены только в символах;
4) Событие в современном мире, демонстрирующие падение великих держав (СССР), техногенные процессы и массовую культуру, текущие к духовной деградации, порождают ощущение конца.
В ходе дальнейшей работы были обнаружены символические смыслы начала и конца истории. В рамках понимания истории как онтологической данности начало истории символизирует переход человечества из невежества к культурности, веру в спасение человечества, а конец - страх человека перед наказанием Божьим и страх перед смертью в глобальном общечеловеческом масштабе либо наоборот, построение Вечного города - идеального, утопического общества.
В рамках понимания истории как герменевтической данности начало истории символизирует, с одной стороны, бесконечное множество человеческой интерпретаций, а с другой - ограниченные возможности человеческого познания, не способного раскрыть объективную логику событий и однозначную истину о прошлом и будущем.
Рассматривая современные парадигмы начала и конца истории можно выделить две основные.
Первая - конец истории возможен или уже наступил. Он характеризуется прекращением исторического процесса выраженного в противоречиях и конфликтов построения будущего идеального общества. Либерализм, глобализм, коммунизм - конкретные название этого конца не важны, важен сам факт искоренения ключевых социально-политических и экономических противоречий, а так же создание устойчивой и бесконфликтной модели общества, которая будет идеальной, а, следовательно, не сможет меняться и трансформироваться. Фактически речь идет о построении платоновского государства в современных условиях, что, как и во времена Платона является чистой воды утопизмом. Наихудшим вариантом будет, если утопию все-таки удастся построить в рамках всей планеты. Тогда человечество может ждать участь мышей из «вселенной 25». Как известно данный эксперимент показал, что «при идеальных условиях существования идет превышение определённой плотности населения и заполнение всех социальных ролей в популяции, возникает растущая прослойка молодых изгоев. Острая конкуренция между ними и старшими особями приводит к распаду социальных связей и крушению общества в целом, и переходу в такое состояние, когда при низкой смертности нормой становится примитивное аутистическое поведение, ведущее к вымиранию популяции в течение буквально нескольких поколений» [85].
Вторая - конец истории не возможен в принципе, пока существует человечество. Конфликт не просто является двигателем и неотъемлемой частью исторического процесса, он лежит в основе самой человеческой природы. Построение идеального общества невозможно, потому что оно противоречит самой природе человечества и будет уничтожено либо в результате накопления внутренних противоречий, либо вследствие агрессии внешних сил или реакции на данную агрессию. Данная агрессия будет неизбежна либо в результате возникновения другой идеи общественного развития, либо из-за неравномерности ресурсного обеспечения, и, как следствие, экономического неравенства. В истории уже известны примеры «вечных» и «тысячелетних» империй, которые смогли продержаться от нескольких веков (Великобритания, Рим), до всего нескольких лет (наполеоновская Франция и Третий Рейх).
Дальнейшее исследование данной темы дипломной работы имеет свои перспективы. Таким образом, можно рассматривать не только символическое значение начала и конца истории, а попробовать захватить понимание всемирной истории в целом, т. е. как тот или иной мыслитель видит понятие истории, а точнее всемирной истории. Это не менее интересное понятие, которое охватывает все человечество.



